Как развивать способности детей дошкольного возраста (вырастить развитого ребенка воспитать)

kak-razvivat-sposobnosti-detey-doshk1. Унижению своего ребенка (в плане его несостоятельности) – нет! Кроме того, что вы значительным образом снизите его собственную самооценку, вы ни чего большего не добьётесь. Ваш ребенок, в результате, всю жизнь будет себя чувствовать, извините за резкость – «дураком».

2. Нет – угрозам! Да, угрозы способствуют повышению уровня авторитета родителей, но авторитет то этот будет носить негативный характер. Бояться ребенок вас будет, а вот любить – напротив.

3. Не вытягивайте из своего чада, ни каких обещаний. Просто, далеко не факт, что ребенок сможет их выполнить. А вот само невыполнение данного обещания приведет как его, так и вас к разочарованию. Ребенок живет настоящим, и думать наперед он еще не в состоянии.

4. Чрезмерная опека тоже чревата негативными последствиями. Все то, что ребенок уже в состоянии делать самостоятельно, он и должен делать. Если вы будете это выполнять за своего ребенка, то приготовьтесь к тому, что вам это же придётся делать за него всю свою жизнь. Да, он будет впоследствии понимать, что те или иные вещи необходимо делать самому, но делать этого все равно не будет или же будет, но против своей воли. Как результат, полнейшая несамостоятельность.

5. Не ставьте ребенка резко перед фактом сделать то или другое. Нужно стараться предупреждать его заранее. У него ведь, тоже есть собственные дела.

6. Потакание – вред. Твердости – место. В противном случае он вылезет вам на шею и уже больше ни когда с нее не слезет.

7. Стоит придерживаться последовательности во всем. Что бы ребенок ни замечал в ваших действиях прямых противоречий и в результате сам не имел твердой жизненной позиции. «Не рыба ни мясо» — это не про вашего ребенка.

8. Не стоит требовать от ребенка выполнения, каких то вещей, не соответствующих его уровню развития и возрасту.

9. Морали – вещь не благодарная. Вспомните, как вы сами в детстве на них реагировали. Каково? Указывать на его ошибки стоит четко и конкретно. Меньше слов.

10. Самое главное, ребенок он и есть ребенок. Идеальным он быть не может. Ведь он ваша копия, так что если ваш ребенок что-то делает не так, копните глубже и вы однозначно найдете и проследите закономерность, какие именно ваши же неправильные действия привели к тому, что ребенок в той или иной ситуации, скопировав вас, поступил так, а не иначе. Поведение ребенка, это – зеркало вашего же поведения.

Ваш новорожденный ребенок плачет — вы берете его на руки. Он голоден – вы его кормите. У него мокрый подгузник – вы его переодеваете. Вы непременно удовлетворяете каждую его потребность. Ухаживать  за младенцем и так очень сложно, и конечно, воспитывать малыша еще слишком рано, так?

Но вскоре ребенок становится разумнее, и его потребности превращаются в желания, а вы понимаете, что не мешало бы установить некоторые границы дозволенного.
Сколько раз за день вы терпеливо подбираете с пола брошенную соску, игрушку или опрокинутую тарелку с кашей?
Мы знаем, о чем вы думаете: 1 или 2 года – слишком рано, чтобы наказывать ребенка. Вот такое отношение и есть камень преткновения. Ведь воспитание – это не только наказание. Это обучение и наставление, которые можно и нужно начинать с самого раннего возраста.

Установление ограничений – важная часть вашего родительского долга. Вы помогаете ребенку понимать, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдать правила и справляться с разочарованиями. Конечно, все мы знаем, что ребенок, который «плохо себя ведет», делает это не нарочно. Когда ребенок ломает ваши очки, он всего лишь делает то, что подсказывает ему инстинкт – исследует внешний мир.

Дети постоянно наблюдают за всем, что происходит в окружающем мире. Он размазывает еду, чтобы почувствовать ее на ощупь. Или роняет что-то со своего высокого стульчика, чтобы увидеть, как оно шлепнется на пол.
Итак, каким же образом можно начать воспитание, не ограничивая при этом «исследовательскую деятельность» ребенка? Вот несколько советов, которые помогут вам не сойти с ума и начать устанавливать ограничения для детей от самого младенчества до двух лет.

Возраст: новорожденный

Важные вопросы: питание, сон и стул
Вообще, вы не можете избаловать ребенка в первые несколько месяцев. Младенцам нужно чувствовать себя защищенными, и удовлетворение каждой их потребности помогает им стать более самостоятельными в дальнейшем. Когда они вырабатывают чувство защищенности в собственном маленьком мирке, они могут решиться выйти за его пределы, зная, что не пострадают. Если вы держите ребенка на руках по 18 часов в день, вам может казаться, что это чересчур, но для ребенка, которого до рождения находился все 24 часа в утробе матери, это всего лишь 85% прежнего времени.

Возраст: от 4 до 7 месяцев

Важные вопросы: ребенок все хватает и тащит
В этом возрасте вы уже можете делать различие между потребностями и желаниями. Ваш ребенок хочет уснуть у вас на плече, но ему это не нужно. Малыш должен научиться засыпать самостоятельно.
Дети начинают все хватать. Это способ узнать, что могут делать их руки. Бурная реакция – строгое «Нельзя!» или «Ай, больно!» (если он дотянулся до вашей сережки) – доставят ему еще больше удовольствия.

Например, если ребенок начинает сдергивать с вас очки, просто положите его в кроватку на несколько секунд, не говоря ни слова. Пока еще ребенок не может контролировать свои импульсы, но вы можете подготовить почву для его будущего поведения.
Прорезывание зубов тоже влияет на поведение. Если малыш начал кусаться во время грудного кормления, попробуйте покрепче прижать его носом к своему телу, чтобы он разжал зубки. Это займет некоторое время, но ребенок все-таки поймет, что если он хочет питаться грудным молоком, то кусаться нельзя.

Возраст: от 7 до 12 месяцев

Важные вопросы: ребенок двигается и попадает в неприятности
Если вы все еще не обезопасили свой дом, то уберите подальше все, чем можно отравиться, установите защитные устройства для дверей и розеток. Предоставьте своему подвижному малышу много свободного места для изучения. Если вы постоянно говорите «Нет», то даете понять, что вход в окружающий мир воспрещен.

Поэтому оставьте незапертым ящик с деревянными ложками и пластмассовыми чашками внутри, поставьте на нижнюю полку шкафа картонные книжки и паззлы. Если ребенок все-таки ушибся, то отвлеките его. Скажите: «Я знаю, что тебе хочется потянуть за этот провод от лампы, но если она упадет – тебе будет больно, поэтому давай поиграем с паровозиком». Меняйте интонацию, когда ребенок лезет туда, куда не стоит.
В этом возрасте развивается повышенная привязанность к родителям, что может привести к тому, что ваш ребенок превратится в ваш «хвостик». Дайте ребенку возможность заняться чем-нибудь самостоятельно. Если ребенок начинает кричать, когда вы уходите в ванную, чтобы постирать, не бегите обратно – так вы даете малышу понять, что есть из-за чего кричать. Вместо этого попытайтесь успокоить его, говоря что-нибудь ободряющее прямо из ванной комнаты. Скажите: «Мама в ванной, все в порядке».

Возраст: от 12 до 18 месяцев

Важные вопросы: открытие новых «вокальных» способностей, таких как визг и завывание
Если вы уже успели оценить способности легких вашего ребенка, то подождите, пока он подрастет до года. Может, дома его визг и кажется забавным, но в в общественных местах это будет не к месту. Чтобы не сойти с ума, помните, что ребенок не пытается испортить вам ужин, а просто пробует свои голосовые способности. Сопротивляйтесь желанию накричать или засмеяться.

Такая реакция только подстегнет его. Вместо этого, объясните ему, как можно проще, чего вы хотите: «В кафе мы разговариваем тихо». Возьмите с собой игрушки и книжки, чтобы занять малыша. Если ребенок кричит, и его невозможно уговорить, то возьмите заказ с собой. Дети в этом возрасте еще не обладают достаточным самоконтролем, чтобы сдерживать свое поведение. Просто продолжайте объяснять правила, и к возрасту 2,5-3 лет ребенок начнет их понимать и будет лучше слушаться.

Возраст: от 18 месяцев до 2 лет

Главные вопросы: самостоятельность и протест
В этом возрасте у детей происходит настоящий «разговорный бум», но так как они все еще не могут выражать свои чувства словами, то это часто их расстраивает. Помогите малышу. Если ребенок злится и расстраивается из-за того, что не может достать свое любимое одеяло, то помогите ему выразить это словами: «Ты, наверное, расстроился из-за того, что не можешь достать свое любимое одеяло.

Давай попробуем вместе».
Кроме этого, ребенок может кусаться и драться, опять же в результате недовольства чем-то. Если ваш ребенок кого-то укусил, то немедленно объясните ему: «Кусаться нельзя – это больно». Чтобы предотвратить подобное, обратите внимание, кусается ли ваш ребенок в определенное время дня? Дерется ли он, когда расстраивается?
Когда ваш ребенок начинает протестовать, отвлеките его. Если отвлечь внимание не получается, то сыграйте на любви детей к розыгрышам. Когда ваш сын не хочет убирать игрушки, скажите, подражая реву медведя: «Ты поможешь мишке убрать свой паровозик? Он не знает, куда его убрать!»…
Что бы вы ни делали, продолжайте в том же духе. О детях с точностью можно сказать только одно: они все время меняются.

Можно ли шлепать ребенка?

Некоторые родители полагают, что можно шлепнуть ребенка по руке или по попе. В конце концов, многих из нас тоже шлепали в детстве, но мы же выросли нормальными, ведь так? Специалисты говорят, что не все так просто. Во-первых, пока растет ваш ребенок, физическое воздействие ни к чему не приведет, а только усилит вашу агрессию. Во-вторых, дети учатся, повторяя за нами, поэтому если вы шлепаете детей, то они понимают, что физическое воздействие-  это общепринятый способ справиться с недовольством и проблемами. И наконец, если вы шлепаете ребенка, то ничему его не научите. Конечно, он будет вас слушать, но под действием шока и страха. Но вы-то хотите развить в нем внутреннее понимание, что такое хорошо и что такое плохо, а отшлепав его, вы этого не добьетесь.

Важно помнить: нет двух совершенно одинаковых детей, даже если они живут в одной семье. К каждому нужен свой подход в воспитании. Например, на одного когда он шалит достаточно только строго посмотреть, все сразу понял. А другому ребенку этого недостаточно. Ему нужен шлепок по «мягкому месту». Но в любом случае, как одному, так и второму просто важно знать: что вызвало недовольство родителей.

Скажу, как мы в семье воспитывали нашего ребенка, когда приходилось иногда наказывать шлепком нашу дочь. После этого мы садились с ней и объясняли, почему мы наказали ее. Не потому что мы ее не любим, а потому что нам не нравился поступок дочери, что она не слушалась. Она хорошая девочка, но поступок ее плохой.  Позвольте теперь дать рекомендации родителям по воспитанию детей.

Как воспитывать ребенка, уделяя время и личное внимание

Приведу пример: чтобы получить урожай нужно высаживать и ухаживать за саженцами в правильное время. Если мы медлим или не смотрим за урожаем,  ничего  не получим, а если получим, то очень мало.

Дети развиваются по тому же принципу. Поэтому на вопрос: как воспитывать ребенка, отвечу: нужно уделять внимание  ребенку, не в следующем году, или завтра, а именно сейчас, сегодня!

Родителям нужно отдавать свое время малышу. Больше, чем просто находясь в той же комнате, вам нужно быть в том же «месте», где дети. Поэтому не упускайте драгоценных возможностей воспитывать ребенка, уделить время детям

Совет: Дорожите теми часами и днями, которые вы проводите  со своими детьми, потому что это время проходит быстро. Что упустите сейчас, не вернете потом.

Однажды один отец, после смерти своей дочери, плакал и говорил мне: «Если бы все можно было вернуть назад. Тогда я играл бы с доченькой. Я ходил бы с моей девочкой гулять в лес, парк. Я часто был бы с ней». Тогда мне было трудно сказать, что-то этому отцу. Это заставило меня подумать вод над чем:

Неужели нужно потерять ребенка, чтобы потом понять, как важно нам было уделять ему время? Почему многие это понимают уже после того, как не вернешь ребенка назад?

Это была одна из причин, почему в нашей семье жена оставила возможность работать, зарабатывать, а много времени уделяет дочери. Согласитесь, — дети, это как инвестиции в будущее. Чем больше вложишь сейчас, тем больше вероятности много получить потом.

Совет: Общайтесь, играйте с детьми. Старайтесь развивать в них качества полезные детям для счастливой жизни. Это НАША, родителей РАБОТА, а не кого-либо другого.

Конечно, можно возразить: а кто будет зарабатывать? Кто будет оплачивать счета? Признаю — это нужные дела. Но отвечу вопросом на вопрос: А кто будет воспитывать твоих детей? Бабушка, дедушка, садик, школа? Кто лучше родителей знает, как правильно воспитать ребенка, их ребенка?

Согласитесь, этой карусели (зарабатывать, оплачивать счета) нет конца и края. Можно работать и уделять время детям. У вас наверняка есть знакомые родители, которые становятся мамой и папой для телевизора, интернета, гаража, друзей, но только не для детей. Вот если все это поменять местами, то найдется время для ребенка.

Что мы видим на улице вокруг нас? Детей, которые пытаются получить от взрослых внимание, которое им так нужно. Что дети делают? Совершают проступок — это верный способ привлечь к себе внимание. К сожалению, некоторые дети поверили, что это лучший и единственный способ. Но корень этой проблемы — родители, которые мало давали им «качественного» времени. Поэтому, чтобы помочь детям в жизни, не нужно бояться сегодня себя растрачивать, отдавая ребенку свое время, свое внимание.

Итак, на вопрос: как воспитывать ребенка? Отвечаю: Жизненноважно для родителей выделять время для своих детей, оказывать им внимание. Не нужно ждать завтрашнего дня, чтобы ребенку уделить время и поговорить сегодня. Дорожите сегодня тем, что пройдет завтра — оказывать внимание детям. Придет время, и дети будут оказывать внимание родителям.

Как правильно воспитывать ребенка, применяя обучение

Не буду давать сухих советов, как это делать. Наверняка об этом вы уже много начитались в интернете. Поделюсь тем, как мы применяли обучение на практике.

Когда наша дочь была маленькой, мы часто учили ее с помощью игр. Рисовали «мультяшки» на какую-то тему, а затем объясняли дочери то, чему хотели научить. Такие рисунки помогали нам учить ее размышлять, видеть больше того, что она нарисовала. Перед тем, как пойти в школу, затем, когда она училась в школе, мы разыгрывали с ней практические сценки. Сценки, которые помогали ей подготовиться к реальным жизненным ситуациям. Как поступать, как защищать себя, сталкиваясь с трудностями, угрозами.

 

Если репетировать, что делать в трудной ситуации, как поступать, это может развить в ребенке умение и уверенность поступить правильно. В таких сценках я играл роль так называемого «друга», который предлагал дочери покурить, выпить, «уколоться». С каждой игрой я выдумывал новые ухищрения, обещания, чтобы завлечь дочь в свои сети, а она училась мне противостоять. Когда дочь стала подростком, мы пользовались обычным методом  — вопрос-ответ.

Такие занятия помогут родителям увидеть, как ребенок будет реагировать в подобных ситуациях. С каждой игрой родители оттачивают ребенку умение противостоять сложным ситуациям, трудностям. Нарабатывают ребенку опыт, которому его школа не научит. В таком обучении вы передаете детям свой богатый опыт и проводите с ними совместный отдых. Разговаривайте с детьми, объясняйте, почему сегодня что-то считается плохим, в чем опасность, какие последствия.

Эти занятия мы проводили регулярно, как бы нам с женой не было трудно или мы  были уставшие. Мы установили для себя график: два раза в неделю проводить такие игровые занятия, тренинги. Со временем у нас выработалась привычка, даже потребность в таких занятиях. Сегодня, когда дочь выросла, мы вместе обсуждаем  различные вопросы, трудности с которыми сталкивается молодежь. Как можно их правильно решить? Как найти выход?

Итак, как воспитывать ребенка и делать это правильно? Обучая практическим навыкам, нарабатывая опыт ребенку справляться с трудностями, искушениями, опасностями.

Важно общаться с детьми

Наверняка вы слышали совет: Когда ребенок хочет тебя о чем-то спросить или просто поговорить, то оставь ВСЁ, уделив ему внимание. Это действительно очень действенный совет. Потому что раз, другой, сошлешься на занятость, а на третий родитель сам захочет поговорить с ребенком, но деточка не будет хотеть разговора.

Будешь пытаться пробиться в «душу» ребенка, понять, что же там творится, но он тебя туда не пустит. Не откроет ребенок туда доступ. Отсюда и недомолвки, недопонимание. Как следствие ссоры, скандалы, обиды.

 

Что скажу из нашей практики? Даже если разговор не получается, как говорят «не клеится», не отвлекайтесь чем-то другим. Внимательно слушайте. Не просто слушайте, что ребенок говорит, а постарайтесь понять, что он хочет сказать. Как он выражает свою мысль. Когда говорите с ребенком смотрите на него, но не как «Ленин на буржуазию». А как родитель, для которого нет ничего важнее того, что говорит ребенок.

Совет: Родителю важно научиться слушать. Что значит слушать? Нужно понять ребенка, а не просто услышать! Слушать ребенка, а не просто слышать, его разговор. В таком общении родитель 30 % говорит, а 70 % слушает. Не спешит осуждать, учить, а старается вникнуть в суть сказанного ребенком.

Лучше чем родители никто ему не расскажет и не объяснит вопросы, которые его волнуют, особенно, когда ребенок подросток. Вопросы отношений с друзьями, противоположным полом, изменениями в организме, половом воспитании. Поэтому, научившись общаться с детьми, как говорят «по душам», вы поможете им научиться правильно, реагировать на их проблемы.

Когда ребенок становится старше у него больше своих, личных секретов. Он менее общителен или неохотно идет на откровенный разговор — это НОРМАЛЬНО! Мы такие же были. Тем не менее, как хотелось нам, где-то там внутри, в сердце, чтобы отец или мать поговорили с нами, выслушали. Также и наши дети этого хотят, даже если они скрывают это желание.

Восточная система воспитания детей базируется на эмоциональной составляющей, здесь важна передача семейных ценностей, опыта поколений, вовлечение ребёнка в фамильные и общенациональные традиции. Малыш воспитывается в почтении к старшим, он остро чувствует связь с бабушками и дедушками и с радостью и смирением подчиняется внутрисемейным законам иерархии. Ребёнок растет в любви и гармонии, являясь на всех родственников источником большой радости.

Интересно, что на Востоке родители дают возможность своему чаду получить собственный опыт, не уберегают его от ошибок. Если ребёнок самостоятельно добился серьёзных успехов, родители активно хвалят и поощряют его к дальнейшему развитию, не забывая, однако, лишний раз напомнить, что всё это стало возможным благодаря поддержке близких, то есть, делая акцент на некую коллективность сознания.

В случае неудач родители мягко объясняют, как нужно было поступить. Им важно просто сориентировать ребенка. На Востоке родители стремятся собственным примером вдохновлять своих чад, воздействуя на их чувства, расширяя эмоциональный контакт. Ребёнок просто присутствует в повседневной жизни взрослых, естественным образом перенимая их опыт. Типичная японская мать, например, избегает авторитарных методов воспитания детей, так как это ведет к отчуждению ребенка.

Послушание и уважение – две главных добродетели, которые должны быть у восточного ребёнка. Система обязывает детей чтить родителей даже в зрелом возрасте. Азиаты вообще очень сплочённый народ; чувство единства для них крайне важно и заложено на очень глубоком ментальном уровне. Поэтому, вырастая, ребёнок продолжает проявлять заботу о своих предках, перенося со временем это чувство на свой народ в целом, уважая государство, в котором живёт. Азиатам важно ощущать себя частью чего-то большого, общего, целого и, одновременно, родного.

Ориентир на успех
Западная же модель воспитания детей основана как раз на авторитарности родителей и их неоспоримом знании о том, как поступить лучше. При этом большой упор делается на поощрении в ребёнке стремления к успеху, выигрышу, награде.

Западный ребёнок с детства включается в борьбу за выживание в сложных условиях конкуренции. Он растёт с мыслью, что нужно быть первым, лучшим, самым достойным.

Поэтому случаи неудачи переживаются болезненно как самим ребенком, так и родителями, а личные успехи и победы становятся в мгновенье ока естественным доказательством успешности.

Отличия моделей воспитания детей

Таким образом, восточные дети растут более спокойными, гармоничными, умеют радоваться мелочам и ценить жизнь такой, какая она есть. Западные же дети меряют всё по шкале престижности, они более динамичны, отличаются хорошо развитой ловкостью мышления и изобретательностью. Учёными доказано, что эти различия в темпераменте и, как следствие, в мироощущении, видны на примитивном уровне ещё при рождении.

Был проведен нехитрый эксперимент: лицо ребёнка накрывали лёгкой тканью и смотрели за поведением – китайские дети лежали спокойно и дышали через рот, малыши европейских национальностей вертели головой лицо или старались убрать ткань руками. Налицо выпестываемые веками культурные различия: выдержанность и стремление к гармонии на Востоке и жажда действий и нацеленность на результат на Западе.

Центр Вселенной

При всех различиях в культурно-философском плане, Восток и Запад объединены семейными ценностями. Как в Азии, так и в Европе ребёнок является центром вселенной отдельно взятой семьи. Но при этом есть некоторые отличия в его восприятии.

Так, например, японские родители до пяти лет разрешают своим детям практически все и потакают их капризам. Любознательные крохи могут делать что захотят – главное, чтобы это было безопасно для здоровья.

А после пяти лет малышей берут в ежовые рукавицы – наступает время «рабства», которое длится до 15 лет. В этот период закладываются основы послушания, смирения, ребёнка учат отвечать за свои поступки. И лишь по достижении 16 лет ребенок уравнивается в восприятии со взрослыми.

Эта модель воспитания предполагает, таким образом, максимальную заботу и ласку в детстве, железную дисциплину в отрочестве и, как результат, многостороннее гармоничное развитие личности в переходном возрасте. Подросток хорошо знает правила, принятые в обществе, выполняет свои обязанности по отношению к окружающим, становится надёжным членом общества.

Особо следует отметить, что на Востоке в процессе воспитания детей большое значение уделяется хорошим манерам и способности контролировать эмоции. В ранние годы малыша воспитывает, как правило, мама (отец считается добытчиком и подчас присоединяется к воспитанию, когда ребёнок уже идет в школу). Она никогда не повышает на него голос, но лишь собственным примером и терпением добивается послушания.

Пора в детский сад!Около трёх лет ребёнка отправляют в детский сад. При этом маме необходимо предоставить документы, доказывающие, что она вынуждена работать и поэтому не может посвятить себя уходу за малышом. В противном случае такое эгоистичное родительское поведение заслуживает осуждения.
Иногда ребёнка отправляют в садик при университете. На Востоке крайне важно получить хорошее образование – это гарант престижной, хорошо оплачиваемой работы в будущем. Поэтому малышей с нежного возраста приучают сдавать экзамены, и даже при поступлении в сад они часто вынуждены проходить довольно сложный тест.

В детском саду воспитатели в процессе воспитания детей стараются всесторонне развить маленьких японцев. Особое внимание уделяется хоровому пению, помогающему воспитывать важное для японцев чувство единства, и прикладному творчеству (рисованию, оригами, аппликациям). Состав групп при этом меняется каждые полгода – это также служит расширению кругозора воспитанников, даёт им новые возможности для общения, обогащает духовно.

Побеждает — дружба

Принцип гармоничного развития личности лежит в основе всего педагогического процесса. В соревнованиях зачастую нет победителей, а в классе любимчиков или просто лучших учеников – всегда «побеждает дружба».

С одной стороны, такое воспитание детей даёт свои положительные результаты: у человека формируется здоровое самосознание, вера в себя и свои способности. Но с другой стороны, известно, что, становясь взрослыми, японцы часто бывают неспособны к самостоятельному принятию решения, постоянно оглядываются на коллектив, перекладывают свои проблемы на плечи окружающих.

 

Итак, Как воспитывать ребенка, общаясь с ним? Отвечаю: развивать желание, потребность общаться с ребенком. Быть открытым для общения, поняв, что нет ничего важнее разговора с ребенком. Учиться слушать.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/ http://www.ya-mama.kz/ http://semyadeti.ru/ http://murana.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!