Как получать удовольствие от процесса деятельности

protsess2 Почти всегда мы нацелены на результат, но это не дает нам полностью и правильно отдать свои усилия. Процесс жизни, люди и взаимодействия важнее результата.

Даже не следуя им (законам), человек всё равно может добиться успеха, только результаты будут недолговечны. К сожалению, большинство людей предпочитает именно этот вариант. Мы склонны выбирать легкие пути. Мы же поговорим о глубинных переменах.

Всем известная крылатая фраза: хочешь изменить мир – начни с себя. С чего же, собственно, начать? Существует формула перемен, формула трех «с»: смирение, слушание и служение. Смирение и дает нам желание перемен.

То есть мы видим какого-то человека и понимаем: я не прав, а он прав; он знает то, чего не знаю я; я хочу у него поучиться; я хочу делать так, как он. Мы прислушиваемся к этому человеку, и это дает нам знание. Наконец, наступает служение, что дает нам умение. По сути, навык и состоит из этих трех вещей: желания, знания и умения.

Известный доктор Стивен Кови, автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей» отмечает, что помимо этого важно соблюдать баланс между ресурсами и результатом. Чтобы понять суть этого баланса, приведу в пример знаменитую басню про гусыню, которая несла золотые яйца.

Важны взаимодействия  процесс и люди а потом результат

Баланс между усилиями и результатом.

Жил-был бедный крестьянин. У него ничего не было, была одна гусыня. И однажды гусыня снесла золотое яйцо. Крестьянин пришел. Сначала не поверил, понес к ювелиру. Ювелир сказал: «Чистое золото!» Крестьянин пришел в восторг, но восторг его увеличился, когда на следующий день гусыня снесла еще одно золотое яйцо.

На третий день – еще. И он уже привык к этому. Но в конце концов, когда яиц становилось все больше, больше и больше, жадность его росла пропорционально. В какой-то момент он подумал, а какой смысл ждать. Может мне ее лучше разрезать, потому что она же несет от туда. И все эти золотые яйца можно сразу взять, а так я жду. Он разрезал. В гусыне ничего не оказалось и он остался без гусыни и без золотых яиц.

Это хорошая басня, хорошая притча для нашего понимания, потому что, к сожалению, мы все подобны этому жадному крестьянину. Наш основной акцент, который мы ставим, на чем? На результате. Мы программируем себя, исходя из какого-то результата. Мы сосредотачиваемся на результате. Мы любой ценой пытаемся получить результат и забываем, что для того, чтобы результат был получен, нужно делать вложения.

Процесс жизни и работы важнее результат

Ресурсы и средства по-другому можно назвать нашими вложениями. И как бы тривиальная истина, не такая тривиальная, как может показаться на первый взгляд. И если доводить до конца анализ, который начал Стивен Кови, то формулу этого баланса, правильного баланса, можно сформулировать таким образом или вывезти таким образом, что человек должен концентрироваться на вложении или на процессе, а результат придет сам.

protsessЕсли бы этот злополучный крестьянин сконцентрировался на своей гусыне, холил бы ее, лелеял ее, не очень бы заботился об этих яйцах. Яйца бы приходили, приходили и приходили. Баланс заключается именно в этом. Баланс заключается в том, что, да, мы должны что-то ожидать, но не очень сильно.

Почему удовольствие от процесса важнее

Люди стремятся к благополучию жизни. Приятные ощущения появляются у человека уже от мыслей о том, «чего бы хотелось». Долгожданный отпуск на берегах диких островов в жарких странах, покупка действительно хорошей машины, стильных вещей, подчеркивающих личностные особенности человека, постройка собственного дома и другие привлекательные объекты, которые иногда становятся целями людей.

Конкретная цель выглядит в уме человека как заключительный, желаемый результат. Удобно воспринимать реальность, как движение от точки «А» в точку «Б». Эти рубежи находятся исключительно в Уме Человека. В действительности всё существует как непрерывный процесс. Поэтому купленный автомобиль, построенный дом, одежда и другие ценности становятся для человека обыденностью. Количество эндорфинов максимально в момент достижения цели, а затем плавно снижается до обычного уровня.

Цель может быть экстра приятной и доставлять максимум удовольствия, а может быть средней или вовсе нейтральной. Это вопрос отношения, которое зависит от конкретных, личностных особенностей человека. Процесс также имеет свою градацию отношения. Поговорка – «цель оправдывает средства», как раз об этом. И если момент достижения цели – это непродолжительный отрезок времени, то процесс достижения цели это 90% затраченного времени.

Очевидно, что удовольствия от жизни будет больше, если не только цель, но и весь путь, процесс, движение к цели, будет приносить удовольствие. Просыпаться каждый день с улыбкой и радоваться новому дню возможно, только когда есть процесс приносящий удовольствие. Даже обладая нескончаемыми ресурсами и имея возможность тратить крупные суммы каждый день, человек привыкает и это уже не приносит удовольствия. Только осознанная деятельность и понимание ценности своих поступков приносит долгосрочные приятные ощущения и радостное фоновое состояние, а также мотивирует стараться и находить лучший вариант в совершаемых действиях.

Как получать удовольствие от процесса

«Ты не находишься во вселенной, ты и есть вселенная, её неотделимая часть. Точка фокусировки, в которой вселенная осознаёт саму себя» (с.) Экхарт Толле.

Человечество – единый организм, состоящий из клеточек – конкретных людей. Увеличиваются и становятся больше те процессы, которые являются полезными и нужными для человечества, для вселенной. Если деятельность человека полезна для других, он получает благодарность и чувствует ценность своей деятельности.

Действительно классно делать то, что приносит реальную пользу и радость другим людям. Достижение своих личных целей становится второстепенным результатом, а при их большом количестве – подтверждением того, что деятельность реально полезная и нужная, то есть на неё есть спрос и люди готовы платить.

Чтобы получать удовольствие от процесса, нужно идти своим путём и быть на своём месте, принося пользу другим людям. Если человек идёт своим путём, то этот путь радостный, интересный и увлекательный, есть мотивация стараться и находить лучший вариант в совершаемых действиях. Осознание и внимательное отношение к смыслу своей деятельности, понимание ценности своих действий для других людей и стремление сделать больше — вот что приносит ощутимое ощущение удовольствие от процесса.
Как получать удовольствие от процесса и радоваться каждому моменту своей жизни

«Делай добро и приноси реальную пользу людям
Старайся отдать больше, чем получаешь и будешь получать больше, чем сейчас»

1. Возьмите на себя ответственность за свой рост
Каждый день – возможность для роста. Если вы будете видеть, что развиваетесь в своей профессиональной деятельности, вам это будет доставлять больше удовольствия.

2. Воспринимайте обратную связь с благодарностью
Часто люди критику воспринимают негативно. Они обратную связь приравнивают к личному оскорблению. Однако вы можете изменить свое мышление: критика – это подарок, благодаря которому вы можете стать лучше. Прислушивайтесь к конструктивной критике.
3. Добавьте веселья в рабочий процесс
Даже если ваша работа очень серьезная, это не значит, что вы не можете уделить 10-15 минут веселью. Например, вы можете собраться с коллегами и обсудить что-нибудь, что не касается работы. Или вы можете устроить соревнование между собой: кто быстрее закончит задачу или кто больше успеет сделать за определенный промежуток времени.

4. Найдите наставника, который сможет вам помочь советом
Найдите человека, к которому вы сможете обратиться за советом в сложной ситуации. Это поможет избежать дезориентации в непредвиденных обстоятельствах, и вы будете испытывать меньше стресса.
5. Взаимодействуйте с другими сотрудниками
Работать самостоятельно – здорово, однако не стоит пренебрегать групповым обсуждением идей. Одиночная работа редко оказывается наиболее продуктивным подходом. Обсуждайте с коллегами свои идеи, ищите наилучшее решение вместе.

6. Обратите внимание на людей, с которыми вы проводите много времени
Когда вы последний раз уделяли внимание людям, с которыми проводите много времени? Скажите им что-нибудь приятное, сделайте комплимент, выразите благодарность за то, что вы всегда можете положиться на них.

7. Осознайте, что на самом деле значит ваша работа
Работа – это не просто способ получить деньги. За ней должно стоять нечто большее. Какую пользу вы несете миру? Что значит для людей то, чем вы занимаетесь?

8. Пользуйтесь источниками вдохновения
Вам это понадобится, чтобы преодолеть сложные времена. Вы не всегда будете полны мотивации и вдохновения, поэтому вам будет необходимо найти источник сил.

Поставьте на рабочий стол фотографию своей семьи, повесьте стикер на монитор с цитатой, которая вдохновляет вас, сделайте из какой-нибудь вещи свой талисман.

9. Организуйте пространство
Чтобы быть продуктивным, вам нужно подходящее рабочее место. Приведите в порядок стол, уберите все лишнее, организуйте вещи таким образом, чтобы вам было удобно с ними взаимодействовать и при этом чтобы они не доставляли вам неудобств.

10. Помогите, если видите, что человек в этом нуждается
Не всегда нужно ждать, пока к вам обратятся за помощью. Если вы видите, что ваш коллега нуждается в помощи, поинтересуйтесь у него, чем вы можете ему посодействовать.
11. Работайте над внимательностью
Всеми силами старайтесь сохранить сосредоточенность на настоящем моменте. Умение направлять все свое внимание на текущую задачу играет важную роль в повышении продуктивности и получении удовольствия от рабочего процесса.

12. Повысьте физическую активность
Не засиживайтесь на одном месте. Регулярно поднимайтесь со стула, ходите, выполняйте простые упражнения. Начните заниматься спортом: проводите зарядку по утрам или выходите на пробежку.

13. Не позволяйте гневу лишить вас счастья
Перестаньте злиться из-за мелочей. Приберегите свой гнев для серьезных неурядиц, в которых вы сможете предпринять активные действия.

14. Помните, что вы ценны
Не умаляйте свою ценность. Вы – личность. Вы уникальны. Если бы вас не было, судьбы тысяч людей могли бы сложиться совершенно иначе.

15. Проводите время с искренними и открытыми людьми
Будьте внимательны в выборе людей, которые вас окружают. Старайтесь проводить больше времени с искренними и открытыми людьми, которые готовы выслушать вас, поддержать и помочь советом.

16. Действуйте осознанно
Счастье никак не связано с вашими врожденными качествами. Не думайте, что есть люди счастливые, а есть несчастные. Каждый может выбрать, на чем фокусироваться. Осознанно предпринимайте действия, которые будут делать вас счастливее.

17. Упростите то, что кажется сложным
Не думайте, что все обязательно сложно. Быть счастливым проще, чем вам кажется. Если вы убеждены, что вам нужно приложить много усилий, чтобы стать счастливым, пора все упростить.

18. Не пропускайте обеденный перерыв
Не просто возьмите что-нибудь для перекуса, а выделите некоторое время, чтобы полноценно пообедать. Оставьте свой рабочий стол. Пообедайте с друзьями, немного прогуляйтесь.

19. Используйте музыку, чтобы настроиться на работу
Музыка – отличный способ настроиться на продуктивную работу. Используйте это.

20. Узнавайте каждый день что-то новое
Стремитесь к этому. Есть еще много информации, которой вы не знаете. Старайтесь каждый день узнавать что-то новое в своей сфере деятельности.

21. Сохраняйте гибкость ума
Вы должны быть способны постоянно переосмысливать свое видение мира. Все меняется очень быстро. Без гибкого ума вы быстро окажетесь позади остальных.

22. Высыпайтесь
Уделяйте этому особое внимание: спите каждые сутки порядка 7-9 часов. Засыпайте и просыпайтесь в одно время.

23. Помните, что неудач незачем бояться
Отпустите страх неудачи. Иначе вам будет сложно вырваться из своей зоны комфорта. Допускать ошибки – нормально. Будьте смелее, ставьте перед собой сложные цели и задачи. Не бойтесь столкнуться со сложностями.

24. Делайте короткие перерывы
Если вы чувствуете перенапряжение, сделайте пятиминутный перерыв. Пройдитесь, посидите в тишине, помедитируйте. Отвлекитесь на книгу или просто закройте глаза и постарайтесь ни о чем не думать.

25. Подводите итоги
В конце рабочего дня подводите итоги. Чего вы добились сегодня? Улучшились ли ваши результаты? Что вы могли бы завтра сделать по-другому, чтобы стать еще эффективнее?

У вас каждый день есть возможность быть счастливым. Не упускайте ее. Не откладывайте

Ожидания наши, к сожалению, мешают нам как следует сконцентрироваться на самом процессе или на процессе вложения, на процессе отдачи.

Каждая человеческая жизнь уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени и кризисы, проживание которых неизбежно для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского психолога Эрика Эрикосона.

Итак восемь стадий развития человека по Эриксону:

1. Младенчество: доверие / недоверие. Первая психосоциальная стадия — от рождения до конца первого года. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы — способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов — взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) — это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие — недоверие».

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение. Этот период продолжается от одного до трех лет. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3. Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я — то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный период проходит в возрасте от 6 до 12 лет. Это  выход ребенка за пределы семьи и начало систематического обучения, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал — совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: эго — идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность — это возраст окончательного установления до минирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 — 13 лет до примерно 19—20 в современном западном обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностъю. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае — чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость — это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что Жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

В книге «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы.

Часть из книги Эрика Эриксона «Детство и Общество».

Надеемся, что вам понравилась статья о том что процесс жизни, люди и взаимодействия важнее результата . Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!