Основные правила воспитания детей в семье для родителей золотые педагогические

vospitanie-detei Очень важно знать родителям основные правила воспитания детей в семье и постоянно держать их в уме,эти золотые педагогические принципы перечислены ниже.

19 заповедей Марии Монтессори для родителей, которые нужно перечитывать хотя бы раз в год.

1. Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2. Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют — он учит­ся осуж­дать.

3. Если ре­бен­ка час­то хва­лят — он учит­ся оце­ни­вать.

4. Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность — он учит­ся драть­ся.

5. Если с ре­бен­ком чест­ны — он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.little girl with her mummy

6. Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют — он учит­ся быть роб­ким.

Основные правила педагогического воспитания детей для родителей

7. Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти — он учит­ся ве­рить.8.Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят — он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.9. Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют — он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны — он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют — он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым — он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке — ни при нем, ни без не­го.

14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

Главные правила воспитания ребенка в семье

15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.
vospitanie-detei3
19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер — пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.Воспитание детей – аспект, который больше всего волнует родителей, ведь именно от него зависит, каким вырастет ребенок, какие черты характера приобретет и как сможет реализовать свой личностный потенциал. Однако, однозначного ответа на вопрос «Как правильно воспитать ребенка?» не существует, поскольку очень многое зависит от личных взглядов родителей. Кто-то предпочитает строгость, а кто-то вообще никогда не ругает малыша за неправильное поведение и всегда пытается урегулировать возникающие конфликты мирным путем. Кто-то стремится воспитать ребенка, используя методы, которыми когда-то пользовались его собственные родители, а кто-то предпочитает выбрать одну из популярных на сегодняшний день методик воспитания детей.

Популярные методики воспитания детей

Первое место среди воспитательных программ принадлежит системе Марии Монтессори. Эта женщина-врач и педагог предлагает родителям свои методы воспитания детей, главная цель которых – прививание малышу навыков самостоятельности с самого раннего возраста. Мария Монтессори уверена, что главные ошибки воспитания детей – это навязывание занятий, которые им не по душе и привычка все делать за ребенка. У этой методики множество поклонников по всему миру.

Еще одна не менее популярная обучающая программа по воспитанию детей была разработана врачом-нейрофизиологом Гленом Доманом, который дает родителям практические советы о том, как вырастить ребенка-гения. В основе этой методики лежит ежедневная стимуляция органов чувств малыша, помогающая ребенку быстрее развить интеллект.

О том, как правильно воспитать ребенка, рассказывает в своей книги «Поверь в свое дитя» бельгийская актриса Сессиль Лупан. Она предлагает переработанную на свое усмотрение методику Домана, и предлагает родителям заниматься активным развитием чувств малыша именно в первый год его жизни.

Масару Ибука – еще один популярный автор, также предлагающий методику раннего развития интеллекта ребенка, в которой рассказывает, как дать малышу хорошее образование, а также развить в нем чувство доброты и открытости миру.

Родителям, заинтересованным главным образом в развитии творческого потенциала своего ребенка, стоит обратить внимание на программу под название «Вальдорфская педагогика», в основе которой лежат занятия рисованием, музыкой, танцами, пением, ритмикой и другими видами творчества.

Все родители имеют право выбрать любую из готовых методик воспитания детей, взять лишь часть какой-то программы, по желанию объединить их друг с другом, или же разработать свой собственный метод. Все варианты имеют право на существование.

 

Правила воспитания ребенка

Вне зависимости от выбранного метода воспитания детей родителям не стоит забывать и об определенных правилах, которые нужно соблюдать для того, чтобы их ребенок вырос уравновешенным и мог похвастаться хорошим характером.

Первое правило – создание подходящей атмосферы в семье. Если отношения между членами семьи спокойные и гармоничные, развитие малыша будет проходить быстро и успешно. Одна из главных ошибок воспитания детей – это уверенность в том, что кроха в силу возраста ничего не понимает. На самом деле дети очень чувствительны ко всему, что их окружает, и домашняя обстановка – не исключение, поэтому так важно, чтобы в доме не происходило конфликтов, ссор и разговоров на повышенных тонах.

Второе правило, которое стоит запомнить родителям – постоянный и неусыпный контроль за собственным поведением. Для малыша главные авторитеты – это всегда мама и папа. Именно наблюдая за ними, кроха учится общению, и именно от матери с отцом он перенимает многие привычки. Если родители проявляют по отношению друг к другу неуважение, и порой позволяют себе грубость и ругательства, но при этом всегда говорят малышу о том, что очень важно – уважать своих родных, ничего хорошего из такого воспитания не выйдет. Психика малыша при таких обстоятельствах будет подвержена сильному стрессу, и он не будет понимать, как же ему следует себя вести, ведь мама с папой говорят одно, а делают совершенно другое. То же самое произойдет и в том случае, если родители учат малыша не разговаривать с незнакомыми людьми, а сами при этом в его присутствии не прочь поболтать о жизни со случайными попутчиками в автобусе или людьми в магазинной очереди.

Третье важное правило – нельзя давить на ребенка и принуждать его всегда соглашаться со взрослыми. Одна из распространенных ошибок в воспитании детей – это принятие позиции «Я старше, а значит я прав». Ребенок – это самостоятельная личность, отдельная от родителей, и он может иметь свое собственное мнение, отличное от точки зрения мамы с папой, и об этом не стоит забывать. У малыша могут быть собственные: вкусы в одежде, пристрастия в еде, музыкальные предпочтения, а в школьном и подростковом возрасте – решения в выборе друзей.

Четвертое важное правило – никакой агрессии по отношению к ребенку! Всем родителям нужно помнить о том, что правильное воспитание детей – это сложная и ответственная работа, во время которой далеко не всё и не всегда будет получаться с первого раза. Даже если ребенок постоянно капризничает, плохо себя ведет, дерется, в общем ребенок непослушный – это не повод проявлять злобу. Главное в таких ситуациях — вовремя взять себя в руки и, не повышая голоса, поговорить с ребенком. Нужно пытаться понять малыша, простить его за плохое поведение, и в спокойном разговоре выяснить, что же такое с ним происходит.

Последнее правило для родителей звучит так – никаких сравнительных степеней! Чтобы ни произошло, ни в коем случае нельзя сравнивать малыша с другими детьми. Если малыш не разговаривает в два года – быть может, он начнет болтать через пару-тройку месяцев, да еще и обгонит в дальнейшем развитии других деток.

Если ребенок в силу своего характера чересчур активный и не может усидеть на месте или наоборот слишком пассивный и не умеет за себя постоять – это не значит, что он хуже своего брата, сестры, соседского мальчика и других детей в детском саду. Быть может, непоседа найдет применение своим навыкам в командном виде спорта, а спокойный малыш реализует себя в творческой области – выберет в будущем творческую профессию, требующую усидчивости, например, станет художником или писателем. То, что ребенок не такой, как все – это лишь проявление его индивидуальности, а не порок или трагедия. Родителям стоит просто принять этот факт и научиться находить в нем положительные стороны.

Воспитание детей являлось неотъемлемой частью жизни во все времена. Наука, которая занимается проблемами воспитания, и образования детей называется – педагогика. Воспитание наделяет ребенка знаниями, жизненным опытом и формирует социальное поведение ребёнка.  Ещё в древности отношение к детям ни чем не отличалось от нашего нынешнего отношения к животным.

За непослушание они подвергались жестоким, мучительным, порой приводящим к смерти, наказаниям. На местах древних римских захоронений, археологи нашли останки тысяч маленьких мальчиков, забитых до смерти их отцами за непослушание. Но со временем, наше общество становится всё более цивилизованным, и большинство семей отказалось от жестоких методов воспитания детей.

Но, к сожалению, и сейчас родители прибегают к насильственным или устрашающим методам, когда не находят других путей воздействия на ребенка. Вспомните свои школьные времена, когда, получив неудовлетворительную оценку, вы говорили: «мама или папа меня убьёт». Всем понятно, что слово «убьёт» не несёт своего прямого значения, но всё же данная метафора, которая является достаточно распространенной в наши дни, доказывает, что родители прибегают  к устрашающим методам воздействия на детей, и по сей день.

Страшно то, что многие родители считают необходимостью причинение физического вреда ребенку в определенных ситуациях, ссылаясь на то, что его отец был так воспитан, он сам и будет воспитывать так же своего ребенка, благодаря чему? он станет достойным гражданином.  Удивительный факт: большинство детей, которые за «каждую полученную двойку» подвергались жестоким избиениям, или даже незначительным «тумакам» (которые не лучшим образом влияют на становление психики ребенка), оправдывают своих родителей, считая, что они заслужили такого обращения, и более того благодарят их за издевательства, не желая признавать их таковыми. Всё больше современных людей пытаются отказаться от насильственного метода воспитания, признавая его устаревшим.

Но, не находя альтернативных путей воздействия, просто напросто теряют контроль над своими воспитанниками, или ребенок вырастает, как принято сейчас называть, «избалованным». Мало кто понимает, что надо заменить привычные способы воспитания, не менее эффективными, позитивными методами.  Воспитание детей в современном обществе На протяжении последних тысячелетий родители, как правило, не являются единственным источником воздействия на ребёнка, что может, как значительно усложнять, так и упрощать процесс воспитания. Наряду с семьёй, сейчас существуют такие социальные структуры, как детские сады, школы, детские дома, интернаты.

Кроме того, не стоит забывать и про такие изобретения, как радио, телевидение и т.д. Значительную часть своей жизни ребенок проводит в каком-либо учебно-воспитательном заведении, работа которого направлена на воспитание, образование и становление личности ребёнка.  Повышенное внимание к проблемам развития и воспитания детей раннего возраста и активный рост научных исследований в рамках данного вопроса объясняется огромным влиянием первых лет жизни ребёнка на развитие человека.

Основные правила педагогического воспитания детей для родителей

Научно доказано, что современные дети более чувствительны, восприимчивы, открыты, в результате чего, к ним нужен особый, новый подход, и старые методы воспитания уже не являются актуальными. 21 век- век научно-технического прогресса. Современные дети с самого раннего детства имеют доступ к телевидению, на котором демонстрируют крайне вредные и даже «убийственные» для психики ребёнка фильмы, передачи и даже мультфильмы. Сейчас, это является основной проблемой в воспитании ребёнка. Познавательная функция человека построена, главным образом, на подражании. А чему можно научиться из большинства телепередач?

Именно здесь и становится важным то, как объяснят ребенку разницу между реальным и нереальным миром его родители. Они влияют на ребенка гораздо больше, чем что-либо другое.   Чтобы вырастить отзывчивого, интеллигентного, общительного и уверенного в себе ребёнка, необходимо воспитывать в нем силу воли, а не подавлять её. Раньше детей учили подчиняться беспрекословно  какому-либо авторитету (родителям, учителям…), а современные методы предлагают воспитывать ребёнка самостоятельного, подчиняющегося зову своего сердца, что поможет им в дальнейшем в отношениях со сверстниками и в  организации собственной жизни.

Ведь не стоит забывать, что современные дети, несомненно, являются более способными и творческими, чем их родители. Всем, заинтересовавшимся в данной проблеме, советую ознакомиться с замечательной книгой Джона Грэя «Дети с небес», в которой автор подробно рассказывает о пяти методах позитивного воспитания!

Отличаться от других — нормально. Совершать ошибки — нормально. Проявлять негативные эмоции — нормально Хотеть большего — нормально. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.   Отличаться от других — нормально. Каждый человек индивидуален, у каждого есть свои черты характера, потребности, таланты, мнения, идеи, интересы и т.д. Родители и есть те люди, которые должны распознать потребности своего ребёнка и помочь в их удовлетворении. У каждого ребёнка особенное строение мозга, соответственно скорость обучения, усвоения материала, стремление в достижении какой-либо цели разные, поэтому нельзя сравнивать их с другими.

Совершать ошибки — нормально.  Ошибки – естественное, нормальное явление для каждого человека. Ребенок постигает истину путём совершения ошибок Проявлять негативные эмоции — нормально. Наша жизнь насыщенна многочисленными событиями, некоторые из которых неизбежно и самопроизвольно вызывают гнев, страх, беспокойство и т.д. Задача родителей, объяснить как правильно и в каких ситуациях можно показывать свои негативные эмоции. Хотеть большего — нормально. «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть», — стандартный ответ на желание ребенка получить больше.

Но это не правильно. Необходимо объяснить ребёнку как надо просить желаемое, проявляя уважение к другим. Позволив ребенку просить большего, вы тем самым помогаете ему научиться  ставить перед собой цели и чего-то добиваться в жизни. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные Необходимо научить ребёнка отказываться от чего-то, или не соглашаться с чем-то,  но понимать, что последнее слово всегда должно быть за родителями. «Цель позитивного воспитания — развить в детях склонность в детях дух сотрудничества, а не покорности.»

Не пытайтесь победить хаос
Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.

«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».
Не зацикливайтесь на плохом поведении
Вместо постоянных упрёков, обратите внимание на хорошее. Хвалите своего ребёнка и объясняйте ему, за что именно вы его поощрили. Этот способ действует эффективнее, чем замечания и недовольства.

«Если подпитывать что-то, оно будет расти. Если не подпитывать, то оно будет постепенно угасать. Это простой принцип, но большинство из тех, кто испытывает проблемы при общении со своими детьми, упускают его из виду либо никогда не задумывались о том, как и какое поведение они поощряют на самом деле».

Никогда не отказывайте ребёнку во внимании
Ребёнок по-настоящему жаждет внимания взрослого. Ему важно знать, что вы действительно слушаете и смотрите на него, а не витаете где-то в облаках, продумывая свои взрослые дела. Показывайте вашу заинтересованность и проводите с ребёнком время качественно, не отвлекаясь на телефон.

«Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на всё, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим. <…> Для пираний главная цель в жизни — это пожирать всё, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило»
Создавайте ребёнку границы
Детям необходимы границы, иначе они просто не понимают, как жить в нашем большом мире. Чётко очерчивайте рамки, за которые выходить нельзя. Тогда ребёнок не будет вас раздражать и не вводить в ступор окружающих людей.

«В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место».

Будьте последовательными
Возможно, у вас не всегда будет получаться действовать логично и правильно. Поэтому, принимая то или иное решение относительно его жизни, просто постарайтесь держать себя в руках.

«Для меня последовательность означает, что я последовательно избегаю желания выбросить детей в окно, и это при относительно хорошем настроении. Всё остальное относительно. Всё, даже последовательность — в особенности последовательность».

Относитесь к капризам серьёзно
Обращайте внимание на поведение и капризы ребёнка. Таким образом он выражает то, что ещё пока не способен рассказать словами. Каждый жест, гримаса и выходка вашего ребёнка — это обращение к вам или протест. Просто будьте внимательны.

«Поведение — это просто форма общения. Вылезти ночью из окна и сбежать из дому — это своего рода высказывание. Дети гораздо охотнее выражают свои мысли и чувства поведением, чем словами. Главная причина состоит в том, что слов у них ещё немного. У них много чувств, но они ещё не умеют подбирать нужные слова и выражения для выражения этих чувств».
Разрешите ребёнку спорить с вами
Спорить и отстаивать своё мнение — это нормально. Научите ребёнка на своём примере вести конструктивный диалог и дискуссию. Тогда у вас не вырастет типичный спорщик с пеной у рта.

«При этом вовсе не нужно быть диктатором, который подавляет малейшие признаки несогласия. Не соглашаться и спорить — это естественно. Проявлять неуважение — это другое дело. Споры доказывают, что вы выполняете свою работу как родители. Они свидетельствуют о том, что дети растут и что у них появляется собственное мнение обо всём».

Действуйте осмысленно
Постарайтесь спланировать наперёд, как вы будете воспитывать своего ребёнка. Какие действия и решения могут от вас потребоваться в будущем. На что вы гипотетически готовы пойти, а с чем совершенно не согласны.

«Единственное, что случается неожиданно, — это неожиданности. Вряд ли вы захотите в воспитании детей полагаться на волю случая. Я видел, как родители полагались на волю случая, — вам этого лучше не повторять. Гораздо лучше подходить к воспитанию целенаправленно, имея определённый план действий».

Научитесь слушать ребёнка
Крайне важное и незаменимое правило. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком. Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его. Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми.

«Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса. Если вы не способны как следует общаться со своими детьми, то вы просто напрашиваетесь на неприятности в семье».
Создаём атмосферу игры

Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.

«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».
Доверительные отношения с ребёнком, общие увлечения и семейные традиции становятся фундаментом для формирования личности. Постарайтесь быть ребёнку не только наставником и ответственным родителем, но и чутким другом.

Воспитание не только наука, но и искусство – это самая трудная и ответственная работа на свете. От того, как эта работа исполняется в семье, зависит, каким ребёнок вырастет, кем станет в будущем, какой будет его собственная семья и как он, будучи уже взрослым, сможет воспитывать своих детей.

1. Создание благоприятной семейной атмосферы

v.Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

• Научитесь встречать детей.Задавайте нейтральные вопросы: «Что было интересного? Чем сегодня занимались?»

• Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

• Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

• Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

2. Поддержание инициативы ребёнка и оказание ему помощи.

• Необходимо уделять ребёнку столько внимания, сколько он требует. Совершать с ним экскурсии в те места, куда он стремится.

• Разрешать выполнять ту работу, которую он добровольно вызвался сделать (если надо, помочь ему в этом).

• Чрезмерно не опекать (особенно матери). Много, но ненавязчиво общаться с ребёнком (особенно отцу) и в то же время предоставлять ему возможность иногда оставаться наедине с самим собой (например, во время творческих занятий).

5. Оказывать ребёнку помощь, когда он проявляет слабость или с ним кто-то обращается несправедливо.

• Подготавливать ребёнка к потенциально трудной ситуации, например, к разлуке (не показывать, что сами сильно огорчены, а говорить о том, что будет после возвращения).

• Незамедлительно обсуждать «экстремальные» события, произошедшие в семье (например, если кто-то умер из близких людей, надо спокойно сказать об этом ребёнку и объяснить причину случившегося).

• Если в семье появляется младший брат или сестра, по-прежнему уделять много времени старшему, бывать с ним наедине (прежде всего отцу).

3. Уважать ребёнка и служить для него примером.

• Не приказывать, а учить что-либо делать.

• Вместо запрета предлагать творческое решение проблемы.

• Давая указание (без него иногда невозможно обойтись, объяснить ребёнку причину, которая побудила это сделать.

• Не наказывать (не бить) ребёнка, не поощрять его деньгами.

• Стараться привлекать к принятию семейных решений, например, в выборе покупки для дома, проведении выходного дня, чтобы он внёс свой эмоциональный вклад в принятие решения. Заранее обсуждать с ребёнком прогулку, поход в магазин (например, какую игрушку купить).

• Не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Оценивать следует не самого ребёнка, а его поступки. Давать ему возможность самому оценить себя и свой поступок. Апеллировать к лучшим сторонам его личности. Не бояться извиниться перед своим ребёнком, если неправы. Показывать своё уважение к словам ребёнка. Не прерывать его и не говорить за него. Больше слушать, чем говорить (особенно, если он рассказывает о том, что его беспокоит). Не пугать страшными событиями и опасными людьми.

• Быть честным и искренним (правдивым) по отношению к ребёнку. Постоянно подавать пример уверенности и настойчивости, справедливости и самоконтроля. Формировать на собственном примере и путём изучения вместе с ним соответствующей литературы правильные привычки.

4. Беречь и укреплять психику ребёнка.

• Быть в курсе настроения ребёнка. Никогда (чтобы ни случилось) не драматизировать ситуацию. Одинаково спокойно относиться к неудачам и достижениям ребёнка в детском саду.

• Поощрять открытое выражение ребёнком своих переживаний. Если он проявляет беспокойство, предложить неожиданное развлечение. В ситуациях, которые могут вызвать страх, стараться находиться рядом с ним и готовить его к ним (например, перед посещением больницы рассказать, что должно произойти). В случаях стрессов создавать позитивные ситуации, которые способны восстановить его психику.

• Не ссориться при ребёнке.

• Не винить его в своём плохом настроении.

• Не укладывать ребёнка спать насильно (тем более не пугать при этом).

• Вовлекать в занятия, укрепляющие уверенность в себе, прежде всего, в занятия различного рода физическими упражнениями.

5. Играть с ребёнком.

• Изучать склонности ребёнка к игровой деятельности (знать, в какие игры он любит играть, а в какие нет).

• Чаще играть с ним в подвижные и интеллектуальные игры. При этом акцентировать его внимание на процессе игры, а не на её результате, чтобы проигрыш не расстраивал ребёнка.

• Предоставлять возможность играть одному и с другими детьми (игры с элементами агрессии и насилия должны быть сведены к минимуму).

• Вносить элементы игры в повседневную жизнь,побуждая таким образом лучше обслуживать себя: делать уборку комнаты, готовить пищу, стирать и гладить и ухаживать за другими людьми.

• Приучать «делиться» с другими детьми, прежде всего своими игрушкам.

• Уважать привязанность ребёнка к старым игрушкам (они служат хорошим средством психосаморегуляции). В то же время заинтересовывать его более сложными играми, соответствующими его возрасту и полу.

• Заниматься с ребёнком различными видами творчества: рисованием, конструированием, сочинительством.

6. Воспитание трудолюбия у детей в семье

• Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте ребенка начатую работу доводить до конца.

• Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи. Не наказывайте ребенка трудом!

Методы воспитания детей в семье
семейное воспитание
Воспитание и обучение ребенка

Известные российские педагоги Г. И. Щукина, В. А. Сластенин и Ю. К. Бабанский выделяют такие методы семейного воспитания:

убеждение;
требование;
поощрение;
наказание;
похвала;
подражание:
повторение.
Эти же формы воспитания выделяет психолог Ю.Б. Гиппенрейтер в своих работах: «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком», «Большая книга общения с ребенком».

Убеждение
Оно должно быть четким и логичным, сказанным в нужный момент. Опытные родители знают, каким образом можно затронуть сознание, определенные чувства, эмоции ребенка. Не только словом можно убедить, но и примером любимых героев книг и кинофильмов, произведениями искусства, а главное — хорошим примером. В частности, собственный опыт убеждает детей лучше всего.

Требование
Без них воспитание невозможно. Практически у всех детей есть обязанности по дому, которые усложняются в зависимости от возраста. Отец с матерью всегда контролируют их исполнение, помогают, если это необходимо. Требования должны быть озвучены спокойным, категоричным тоном. Родители требуют одно и то же, не отменяя и не изменяя ранее сказанное.

Поощрение
Одобрять, хвалить, показывать свое доверие – это все необходимо чаду во время развития и формирования личности. Умеренное количество замечаний, сказанных одобрительным тоном, стимулирует к новым правильным, хорошим поступкам, действиям.

Похвала
Одобрительные слова необходимы, но их должно быть достаточно, иначе чрезмерная похвала приведет к завышенной самооценке. Похвала должна соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям ребенка. Здесь важным является степень доверия к детям. Если родители доверяют им, следовательно, уважают. Нельзя говорить ребенку, что он не справится, ему что-то не по силам, ему нет доверия – такие слова ослабляют волю, замедляется развитие чувства достоинства.

Наказание
Педагоги рекомендуют:

наказания не должны быть частыми и в большом количестве;
уважать личность ребенка;
учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности;
наказывать справедливо, сперва выяснив причины, мотив действия;
наказание должно соответствовать отрицательному поступку;
всем членам семьи принимать участие в воспитании.
Важно заметить: в качестве наказания взрослым нельзя отменять то, что они обещали сделать ранее (сходить всей семьей в парк, кино и т. п.), иначе доверие будет потеряно.

Подражание
Подражание
Главное, найти общий язык между отцом и сыном

Ребенок копирует поступки, действия родителей, других детей. Поэтому взрослым необходимо следить за собственным поведением.

Повторение
Этот метод способен вернуть, укрепить доверие между родителями и чадом. Когда малыш падает, то нельзя говорить: «Не плачь!» Необходимо выслушать его, после повторить, что он чувствует. Так он поймет, что его понимают, успокоится, будет слушать советы, объяснения взрослого.
Правила воспитания
Безусловная любовь. То, как родители обращаются друг с другом и со своими детьми, создает основу восприятия отпрыском любви. Если на младшее поколение кричат, физически наказывают, то у них сложится мнение, что таким должно быть поведение. Взрослым свою любовь к детям надо проявлять не только своими поступками, но и показывать свое отношение к проблемам, капризам. Нужно говорить о своей любви малышу, брать его на руки, обнимать, гладить, целовать. Честность, искренность, уважение – залог доверительных отношений.
Доверие, уверенность. Чтобы отношения складывались гармонично, основывались на взаимоуважении, надо с самого рождения ребенка доверять ему. Дети чувствуют, что им доверяют, очень ценят это, стараются справляться с порученными делами. При этом родителям всегда и во всем подбадривать малыша, вселять в него уверенность словами.
Режим. Важно наличие режима в жизни малыша, это дает ему ощущение покоя. Режим учит терпеть и ждать.
Слушать собственную интуицию. Многие родители перенимают опыт предыдущих поколений, читают форумы других взрослых в интернете, сравнивают своего ребенка с другими, но это неправильно. Необходимо прислушиваться к своему малышу, а не к чужому.
Вежливость и взаимоуважение. Учить вежливым словам нужно с раннего возраста. Вежливость идет рука об руку с уважением. Взрослым необходимо уважительно относиться к близким, самому отпрыску, его интересам, желаниям, друзьям и т.д.

Личное пространство. У малыша должно быть свое место, где он будет полноправным хозяином. Примерно после 2-2,5 лет нужен свой персональный игровой уголок. Если в доме более 1 ребенка, то личный уголок необходим каждому.
Позитив. Родители должны сами улыбаться, слушать бодрую музыку, танцевать, двигаться. Пусть малыш видит веселых, оптимистичных близких, будет расти позитивным, приятным в общении, более контактным.
Никогда не обсуждать ребенка с другими людьми в его присутствии.

Всегда обращать внимание на отпрыска. При недостатке внимания со стороны взрослых дети начинают делать что-то назло, портить предметы, шалить и получают внимание родителей. Важно замечать не только плохие действия, при этом умеренно хвалить за хороший поступок.
Методы и правила для воспитания выбирает каждая семья самостоятельно. Главное – учитывать то, что ребенок – отдельная личность со своими интересами, эмоциями, способностями.

Основные цели воспитания ребенка в семье
Вместе играть намного интереснее
Воспитание подразумевает реализацию таких целей:
создание благоприятных условий для проживания и развития;
формирование основ культуры общения;
разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту, индивидуальных особенностей;
подготовка к жизни в социуме;
формирования уважительного отношения к прошлому, традициям семьи, народа, города, страны;
привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены;
формирование основ безопасности;
развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской деятельности;
приобщить к социокультурным ценностям;
ознакомить с миром природы;

развивать художественный вкус, приобщать к искусству.
Цели постепенно расширяются в зависимости от возраста ребенка. Так, первый год жизни – это знакомство с окружающим миром и родители должны разрешать ему это делать, проявлять положительные эмоции. Затем постепенно малыша знакомят с книгой, читают сказки, рассказы, вовлекают в игру. Дети в дошкольный период познают все через игру, отец с матерью должны активно включиться в этот процесс, став партнером ролевых развлечений.

В это же время ребенка можно знакомить с искусством, продолжая эстетическое воспитание в школьном возрасте. Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость, принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для создания семьи. В старших классах чаду необходимо помочь выбрать профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение.
Практически все цели показываются личным примером. Ребенок смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники), видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже принимают участие. Благодаря таким незначительным на первый взгляд событиям дети учатся ответственности, сопереживают родным.

Трудовое воспитание реализуется с домашних обязанностей еще в малом возрасте (сложить игрушки на свои места), которые постепенно добавляются новыми. Взрослые учат детей ограничивать свои желания, когда это требуют определенные обстоятельства. Родители приходят на помощь, подбадривают того, кому плохо, тем самым ребенок учится сопереживать, заботиться.

Цели воспитания зависят, меняются от возраста ребенка. Личный пример влияет на воспитание подрастающего поколения.

Проблемы семейного воспитания
Наказание
Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.

Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
Недостаток внимания.
Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.

Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Типы семей и особенности воспитания

Правила воспитания

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.

Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.

Противостояние. Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.

Снисхождение. Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.

Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.

Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.

Связь семейного и школьного воспитания

Наказание за плохое поведение

Бесспорно, существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и работа образовательного учреждения. Главная роль в воспитании отводится семье, а школа помогает ее усовершенствовать, нормализовать отношения внутри конкретной семьи.

Связь образовательного учреждения начинается с исследования микроклимата семьи и изучения способов воспитания. Для этого классный руководитель или социальный педагог проводит анкетирования, может лично ознакомиться, в каких условиях живет семья.

Педагоги задействуют детей и родителей в совместную деятельность: праздники, конкурсы, ярмарки.

Классные руководители проводят собрания, на которых родители:

получают всестороннюю информацию о своем ребенке;
узнают какие существуют требования к детям согласно возрасту, режим работы образовательного учреждения, о любых изменениях в правилах и уставе школы;
высказывают свое мнение относительно поднимаемых проблем на собрании;
получают профориентационную консультацию, информацию о планах на каникулы, какие есть учреждения дополнительного образования (приглашаются учителя-предметники, педагоги других учреждений, практический психолог школы);
коллективно разбирают конфликтную ситуации, находят способы помощи ребенку или родителю.
Еще классный руководитель проводит индивидуальные встречи, общается с родителями по телефону.

Родители имеют право присутствовать на уроке, посещать внеурочные мероприятия, получать консультацию практического психолога.

Тесная работа школы и родителей благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка.

Семейное воспитание влияет на жизнь каждого индивидуума. При этом воспитание должно преследовать не только такие цели как передача знаний, умений, навыков и копирование стиля поведения. Родителям следует учитывать мнение, интересы, способности ребенка, развивать умения самостоятельно принимать решения,нести за них ответственность, гармонично, встесторонне воспитывать, готовя его к жизни в социуме.

Надеемся, что вам понравилась статья и видео про основные золотые правила педагогического воспитания детей в семье для родителей. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!