Учитель для детей и родителей, мудрец с огромным жизненным опытом и удивительно харизматичный и энергичный пожилой человек. Читайте и смотрите видео с высказываниями, семинарами и школой воспитания педагога Шалва Амонашвили.
«Папа, мама, я» – так называется цикл семинаров, которые провел на фестивале педагог с мировым именем Шалва Амонашвили. Корифей учительского цеха уверен, что все родители – прирожденные педагоги, нужно лишь видеть мир глазами детей.
Предлагаем вашему вниманию некоторые постулаты гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили, которые помогут родителям увидеть себя со стороны и лучше узнать своих детей.
В воспитании детей нужно придерживаться мысли: «Спасибо, Господи, за то, что доверил мне воспитание твоего чада. Я замечательный родитель, у меня чудный ребенок, которого подарил Бог. Это не моя собственность – мне доверена вселенская сущность. И он пришел в этот мир, чтобы свершить то, что ему предписано, а не для того, чтобы как-то скрасить мою старость».
Все без исключения родители желают своим детям только счастья. При этом в понятие «счастье» они вкладывают материальное благополучие, карьерный рост, счастливый брак и т.д. Но такие представления о счастье очень ограничены, они закрывают ребенку жизненный путь.
Притчи отзывы и педагогика Шалвы Амонашвили
Главная цель – это воспитать благородного и великодушного человека. Разве благородный и великодушный человек пропадет, если родители не оставят ему большого наследства? Конечно нет, так как он имеет духовные ценности. Ведь на самом деле жизнь на Земле – это лишь подготовка к вечной жизни.
Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным. Как самим стать такими? Подарить улыбку, какую-то нужную вещь, радостную новость, сделать хороший поступок – это и есть проявление великодушия. Само развитие в себе этих качеств уже будет благородством и великодушием.
Сейчас растет новое, особое поколение, так называемые дети-индиго. И они пришли в это мир, чтобы помочь нам измениться к лучшему. Этого требует сама жизнь. Если кто-то из вас, уважаемые родители, курит, сквернословит, злословит – немедленно перестаньте это делать ради детей!
Освободите свои мысли от раздражительности, зависти и претензий к окружающим. На Востоке говорят: «Воля – это Бог в человеке», поэтому призовите на помощь всю свою волю, чтобы избавиться от всех ненужных и вредных наслоений в уме. Не заселяйте свой ум грязными мыслями и желаниями. Ведь они рождаются, проживают целую жизнь и умирают, оставляя после себя слой энергетической грязи, которая оседает в уме навсегда.
Шалва Александрович Амонашвили биография смотреть видео
Ответственность родителей – ограждать детей от информационной грязи. То, что сейчас показывают по ТВ, – это настоящая информационная помойка, в которой много агрессии, злости, насилия, которые просто убивают детскую психику. Вместо этого читайте детям книги, которые учат добру, ходите с ними в театры, галереи.
Выбрать характер ребенка нельзя, но воспитывать нужно. Любой ребенок – это носитель огромного богатства, которое мы запираем в сейфы так, что потом дети никогда сами не смогут открыть.
Любой ребенок рождается с врожденным чувством красоты. И родители должны поддерживать и развивать это чувство. Что это значит? Окружить красотой речи, благоприятной обстановкой в доме, теплой семейной атмосферой. Речь – это великий дар Бога, поэтому не тратьте время на пустую болтовню. Передавайте словами мудрость, учите любить, прощать, сопереживать, развиваться духовно, и тогда с помощью слов ребенок будет расти.
С детьми нужно разговаривать как с взрослыми, они не любят, когда с ними «сюсюкают». Если в вашей речи нет уважения к ребенку, то лучше вообще не говорите. Конечно сложно это воплотить сразу на практике. Все начинается с мысли, поэтому постарайтесь сами мысленно настраиваться на искренний, уважительный разговор, принимая ребенка таким, какой он есть, и со временем у вас все получится, дорогие родители.
Шалвы Амонашвили педагогические притчи
Три заповеди гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили:
- Верьте в безграничность ребенка, каким бы он ни был.
- Верьте в свою родительскую божью искру, мудрость. В каждом из нас заложена родительская любовь, нужно лишь прислушаться к себе.
- Верьте в преобразующую силу гуманной педагогики. Она позволяет ребенку заглянуть внутрь себя и увидеть богатство души.
Два примера гуманной педагогики из личного опыта Шалвы Амонашвили:
1. Письма из комнаты в комнату
Моя дочка была очень своенравной, не хотела принимать ничьих наставлений. Однажды мы заказали ей для какого-то праздника платье, нужно было что-то ушить после примерки, и дочка решила, несмотря на позднее время, срочно пойти к портнихе.
Мать уговаривала отложить визит на следующий день, но дочь не слушала. Я не стал вмешиваться, потому что в состоянии аффекта ребенок ничего не слышит и будет настаивать на своем. Поэтому я начал в соседней комнате писать ей письмо, объяснив, что сейчас у нее такой возраст, когда настроение меняется, как погода весной.
И что в то же время нужно понять и мать, которая будет беспокоиться за нее. Все это было написано не с позиции «сверху-вниз», а на равных, по-дружески. Я подложил это письмо дочери в комнату, и когда она его нашла под подушкой и прочитала, то первый вопрос был такой: «Папа, а почему ты это написал, а не сказал?»
Я ответил: «Потому что ты бы меня все равно не услышала. Ты не против, если я и впредь буду иногда писать тебе письма?» С тех пор письма из комнаты в комнату стали для нас традицией. И когда однажды после очередной ситуации дочь вдруг не получила письма (я сделал это нарочно), она сама подошла и спросила: «А где же письмо?» Потом дочь повзрослела, и надобность в письмах отпала сама собой. Пишите письма из комнаты в комнату, от сердца к сердцу!
Амонашвили Шалва Александрович книги педагогика
2. Настоящий мужской разговор
Сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и сказал: «Пойдем, прогуляемся. Мне нужно с тобой серьезно поговорить. Это очень важно». Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное.
– Сынок, мне нужна твоя помощь, – начал я разговор. – Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама… И теперь мне нужен твой совет, как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину?
Сын подумал и ответил: «Накажи меня».
– Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз.
Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор. Такие мужские разговоры, которые показывают полное уважение и доверие к ребенку, дают огромный импульс и фундамент для воспитания. Такие разговоры, не на каждый день, тем и ценны – эффект от них намного сильнее и глубже.
Шалва Александрович Амонашвили (1931) — советский, грузинский и российский педагог и психолог.
Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.
Основные установки:
Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.
Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность
Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»
Основные методические подходы:
Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.
Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Биография
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». В настоящее время живет в Москве (Россия). Его система «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе – «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни» работают и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.
Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.
Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что «классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего». Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав известный афоризм Исаака Ньютона: «Он видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов».
Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга; руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных Педагогических Чтений в Москве.
В настоящее время Ш.А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный профессор ряда университетов разных стран.
Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и совместно с академиком Д.Д. Зуевым издает стотомную «Антологию гуманной педагогики». Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое является одним из краеугольных камней его педагогической философии.
Философия Гуманной Педагогики.
Научное направление философской системы Амоношвили «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» хотя и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее время оно получило огромную популярность среди учителей, воспитателей, родителей, среди ученых и студентов педагогических вузов. Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея: надо знать, что такое человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.
Амонашвили предлагает три постулата:
Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит на Землю случайно.Если человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.
У каждого человека есть определенная жизненная задача. Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.
Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны способствовать этому процессу.
Гуманно-личностный подход к детям осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании того, что в природе любого ребенка заложены «природные движущие силы», которые управляют его устремлениями и действиями. Этими силами являются:
страсть к развитию
страсть к взрослению
страсть к свободе.
Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.
Страсть к взрослению. Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то, каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен «мудрый взрослый», создающий такую атмосферу в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого, взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом из них личность, проявлять доверие, поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной педагогике педагог стремится создать такую среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.
Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым, и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает – это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе». Это очень важный аспект. С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и взаимные обязанности.
Теперь о цели гуманной педагогики. Главной целью гуманной педагогики является воспитание благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным, если мы:
погрузим ребенка в творимые нами образы доброты, любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения, сострадания…;
направим его взор на свой внутренний, духовный мир;
пробудим в нем чувства, через которые проявляются и утверждаются благородные переживания и поступки;
разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие, ответственность за свои мысли и за свое слово;
возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность».
Структура уроков
Амоношвили рекомендовал учителям также структурные схемы уроков. Схемы по тому или другому предмету имели свои особенности. Своеобразными были и уроки по обучению грамоте, по чтению и письму. Однако все они включали в себя те компоненты, которые исходили из общего направления экспериментального обучения на содержательно-оценочной основе. Такими общими компонентами были:
1) постановка перед учащимися учебно-познавательных задач урока, т. е. возбуждение у школьников интереса и мотивов к самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности, к знаниям (этот компонент обычно предварял последующий ход урока);
2) организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала, развития у них умений и формирования навыков (этот компонент основной в структуре урока; от разнообразия дидактических целей и задач, составляющих суть этого компонента, зависит и многоплановость урока в целом);
3) содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся, носящая индивидуальный и коллективный характер и сопровождающая процесс разрешения учебно-познавательной задачи;
4) подведение итогов урока в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами, выдвижение школьниками задач по совершенствованию собственных знаний, умений и навыков.
Таким образом, концепция А.Ш. Амонашвили, поднимая на щит высокие идеалы и любовь к ребёнку, является светочем для современных педагогов, в ней мы можем черпать вдохновение и свежие идеи для своей деятельности.
«…Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов… Оно зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий… Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики. » (Амонашвили Ш.А.)
Шалва Александрович Амонашвили — учитель, доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского городского педагогического университета.
Шалву Александровича считают создателем гуманной педагогики, в основе которой лежит идея принятия ученика таким, какой он есть. Амонашвили не раз отмечал, что настоящий учитель относится к ученикам почти по-отечески: любит их, уважает и проявляет терпение к их слабостям, помогает преодолеть трудности взросления и тем самым готовит к жизни.
Идеи гуманной педагогики впервые отчётливо прозвучали в письмах, которые Шалва Александрович написал своим детям — сыну и дочери-подросткам — 37 лет назад.
Мы приводим самые важные отрывки из них, но советуем при случае познакомиться с полными версиями писем.
Об умениях слушать и слышать, которые воспитывают взаимоуважение взрослого и ребёнка
«В конце каждого дня мы обычно собираемся за ужином в нашей маленькой столовой и рассказываем друг другу, чем мы занимались днём, что нас порадовало и что огорчило, кого мы встретили и что узнали. Вот тут мы и обнаруживаем, каким длинным был день у каждого из нас и в то же время как незаметно он промелькнул…
По вечерам мы чувствуем, что, оказывается, тоже устали.
Но мы довольны, радуемся, что уже подошли к ступеньке завтрашнего дня. А каким будет наш завтрашний день — это зависит от нашей воли».
О том, как важно читать детям сказки, потому что через них они проигрывают сотни «взрослых» ролей
«Раньше я рассказывал тебе сказки, чтобы развивать твою фантазию и воображение, чтобы ты поняла, какая борьба идёт между добром и злом, как побеждает добро и как дорого обходится ему эта победа. И, конечно, рассказывал ещё, чтобы ты сладко засыпала и видела светлые сны.
Разве ты не догадалась, о ком эта сказка? О тебе, о ком же ещё!
Ты героиня этой сказки.
Так рассказывал мне сказки и отец: я был главным героем его сказок. В сказках отца я прошёл через многие опасности и препятствия, семь раз переплывал семь морей, семь раз переходил семь гор и на седьмое небо поднимался семь раз, спасая красавицу, заточённую в замке за семью замками. У семиглавого чудовища отрезал семь голов, семь раз освобождал прикованного к скале Амирана. И хотя я уже прожил более полувека, всё равно мечтаю, чтобы отец был жив и рассказывал мне сказки».
О том, как общение в семье взаимно обогащает и взрослого, и ребёнка
«По вечерам, перед сном, когда я захожу в твою комнатку и мы с тобой начинаем шушукаться, знаешь, как это меня обогащает? Я многое о тебе узнал и узнал самого себя тоже — какой я отец для своей дочери.
Хотя учил тебя своими письмами уму-разуму, но одновременно сам тоже учился тому, каким мне надо быть».
«Я уверен: путь к взаимопониманию и познанию друг друга проходит через понимание и познание в первую очередь самого себя. И чем глубже человек познает самого себя, свой характер, устремления, ценности, жизненные цели и т. д., тем легче ему будет понять других людей и окружающий мир в целом. А это очень важно — взаимопонимание, это источник вдохновения и творчества, духовных сил и надежд.
Ты силён десятикратно, когда тебя понимают, но становишься во сто раз сильнее, когда ты понимаешь других».
Шалва Амонашвили был сторонником гибкой педагогики. Он считал, что каждый ребёнок — уникальное явление, и каждая воспитательная среда — неповторимая действительность. Поэтому родителям и педагогам нужно постоянно искать подходы к детям и нельзя беспрекословно следовать воспитательной формуле
«нарушил ребёнок что-то — наказывай, сделал что-то хорошее — поощряй».
О том, что ребёнка необходимо постепенно, шаг за шагом знакомить со взрослой жизнью, а не прятать под родительским крылом
«Гуманное воспитание, которое я отстаиваю, вовсе не означает, что надо ласкать и лелеять детей, пичкать их, как птенцов, тысячу раз пережёванным и стерильным умственным и физическим кормом.
Гуманное воспитание не означает также, что из-за боязни, как бы наши птенцы не перепугались, мы станем прятать их под нашими крыльями, чтобы они не увидели, как пошёл град и уничтожил виноградники, как орёл схватил зайца и растерзал его на куски…
И, наконец, гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребёнка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра, убеждать, что в нашей общественной жизни ему, когда он вырастет, предстоит решить свою долю задач, что у него много дел впереди. Он и сам должен понять, какие тени нужно уничтожить, какое зло искоренить, прежде всего, какой свет усилить и какое добро упрочить.
Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей,
и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье».
Амонашвили считал, что «конечная цель воспитания — научить человека преодолевать самого себя, так как личность рождается в борьбе с самим собой, и первейший долг воспитателя — помочь воспитаннику одержать победу в этой борьбе».
Эти слова необходимо помнить каждому взрослому, который берёт под крыло маленького человека.
Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.
Биография Шалвы Александровича Амонашвили
Родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси (Грузия). Отец погиб на фронте в Крыму (1942 г.). Мать сама воспитывала Шалву и его сестру. Она привила детям сердечность, справедливость и верность. Шалва Александрович женат, у него двое взрослых детей. Его жена (профессор-педагог) — его верный соратник и помощник.
С 1950 – 1955 гг. он учился в Тбилисском университете и параллельно преподавал в школе труд и историю. После получения диплома Шалва стал сотрудником НИИ педагогики Грузии, где проработал до 1991 г., а с 1983 — 1991 г. был его директором.
В 1958 г. закончил аспирантуру НИИ педагогики Грузии, а в 1960 г. защитил диссертацию по педагогике, от которой потом отказался, ибо она противоречила его новым педагогическим взглядам. В это время он проводил исследования и обобщение первоисточников религии, педагогических трудов Сухомлинского, Выготского, Давыдова, Эльконина, философии Бердяева, Флоренского, Рерихов. На основании этого создал новую гуманную педагогику.
Уже в 1961 г. началось экспериментальное внедрение его методик в тбилисской «Школе радости» с 6-летними детьми. Целью эксперимента было в воспитание гармоничных людей. С 1964 г. с Шалва стал участником, а затем руководителем эксперимента во многих грузинских школах по внедрению новой педагогической системы «Гуманно-личностный подход к детям в образовании».
В 1972 году получил докторскую степень по педагогической психологии в Московском институте педагогической психологии (АПН СССР). Тогда же он начал преподавание в московской школе, которую из отстающей превратил процветающую за два года.
С 1980 г. стал профессором Московского педуниверситета, а с 1987 г. по совместительству — гендиректором экспериментального НПО Минобразования Грузии. В эти годы Амонашвили продолжает эксперимент совместно с Давыдовым, который его публично поддерживал (новатора нещадно критикуют, пытаются уволить).
В 1988 – 1989 гг. Шалва Александрович сотрудничает с Леонтьевым во ВНИК «Школа», а с 1993 г. он активно работает в проекте «Школа 2100». Здесь идет разработка и апробирование методологии его системы для внедрения в сфере образования. Вскоре ВНИК, закрыли, разработки остались не у дел, но основа будущих перемен в образовании была положена.
С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.
Его деятельность признана во многих странах мира. Об этом говорят его ученые степени и награды:
д-р психологических наук (1973)
профессор Московского педуниверситета (1980)
ч. к. АПН СССР (1985 – 1989)
д. ч. АПН СССР (1989 – 1991)
п. ч. РАО (1993 – 2001)
д. ч. РАО (2001)
иностранный ч. АПН Украины (2006)
почетный доктор Софийского университета (Болгария) и Хмельницкого, Одесского, Киевского, Тюменского, Дагестанского, Уральского, Челябинского и др. педуниверситетов
награжден: медалями: Ушинского и Учитель Великой России, орденом Буратино, премией Правительства РФ (2013).
Ныне он ректор своей Академии педагогического искусства и социализации в Москве и завлаборатории гуманной педагогики при Московском педуниверситете. Несмотря на возраст, Шавла Александрович проводит авторские семинары, конференции, читает лекции, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах.
Теория гуманно-личностной педагогики
Исследования в области педагогической психологии дали жизнь новой педагогической идее — гуманно-личностной педагогике. Она является основой для образования будущего, раскрывает духовную и часть земной природы ребенка — психику.
Основу этой теории составляет синтез идей, основанных на аксиомах и выводах:
о реальности Высших Сил;
на бессмертности души;
о земной жизни как небольшого пути по совершенствованию своей души.
На этих идеях построен фундамент гуманно-личностной педагогики. Он был заложен святыми писаниями всех религий, учениями Бердяева, Соловьева, Флоренского, Рериха, педагогикой сотрудничества.
На основе педагогической психологии строится особое отношение к ребенку:
это особое явление в земной жизни;
носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
в нем неограниченная энергия духа.
Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка.
Гуманная педагогика и система обучения Амонашвили
«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», — эти слова советует ежедневно произносить педагогам и родителям Шалва Александрович.
Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:
любить ребенка;
очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка.
Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен:
уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
быть деятельным оптимистом, верить в результат;
обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.
Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.
Поэтому школы Шалввы всегда ставят перед собой такие задачи:
дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
энергию детей умело перенаправить на занятия;
подстегивать познавательный инстинкт детей.
В таких школах нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка. Успехи детей не сравниваются. Он соревнуется только сам с собой, собственными достижениями. Исчезает соперничество, на его место приходит взаимопомощь и взаимовыручка, которые очень поощряются. Дети учатся вместе с учителем радоваться чужим успехам.
Ученики привлекаются к выстраиванию учебного процесса: составляют задания, создают собственные учебники, строят уроки. Все это вместе дает уникальный результат. Познание идет добровольно и на очень высокой духовной ноте. В процессе обучения гуманный педагог не только дает знания, но и помогает осваивать моральные и духовные ценности общества, помогает понять целостность взрослой и детской жизни. Система Амонашвили рекомендована Минобразованием РФ для массового внедрения в школах.
Родители и учителя — последователи гуманной педагогики
Система воспитания и обучения по Амонашвили — это «педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, «питание оси», оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.
При этом Шалва выделяет несколько видов воспитания:
стихийное — что будет, то будет;
традиционное — основано на традициях семьи;
идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.
Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:
Взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?).
Цель воспитания.
Подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется).
Личность воспитателя (достойный ли я воспитатель своего ребенка?).
Образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).
Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.
Слово в защиту гуманной педагогики
Методика Амонашвили в настоящее время получила широкое распространение. Она близка многим учителям и родителям, потому что дает ответы на простые вопросы: «Как установить контакт с ребенком? Как правильно наказывать за проступки? Как прививать трудовые навыки? и т.п.». Взрослые имеют возможность увидеть суть проблемы.
Ученики школ Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.
Все больше родителей ищут школы или детсады с гуманной педагогикой, а учителя осваивают методику Амонашвили. Однако в последнее время появилось много публикаций с нападками на гуманную педагогику, которую приравнивают к оккультизму. Это в корне неверно, ибо в основе педагогики Амонашвили лежат два кита: духовность и гуманность. Вера в высшее, любовь к ближнему, совесть, доброта расширяют сознание ребенка и дают опору развивающейся личности, помогают противостоять низшим ценностям.
Гуманный педагог ведет ученика к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Корчак, Сухомлинский, Ушинский, Макаренко, Песталоцци, а Ш.А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Отрицание гуманной педагогики — это отрицание возможности оздоровления нашего общества, отрицание существования духовных ценностей.
Педагог свою систему основывал и на знаниях из Библии, на вере. Это многих настораживает. Но в основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям, независимо от веры. При этом Библия — это сокровенное знание и нельзя ее причислять к оккультизму. Такое знание для многих открывается по готовности сознания. А гуманная педагогика направлена именно на формирование нового сознания ребенка. Амонашвили выступает в роли Спасателя Детства.
Популярность гуманной педагогики
Методика Амонашвили ныне официально признана как система образования. Начиная с 1961 г., она уверенно внедряется в практику не только у нас в стране, но и во всем мире. В Москве работают экспериментальные школы №1715 и 200, в Санкт-Петербурге № 38, где научным руководителем является сам Шалва Амонашвили. Такие школы работают в Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.
Амонашвили создал 200 лабораторий гуманной педагогики в России и странах бывшего СССР. Московская лаборатория гуманной педагогики разрабатывает спецкурсы для студентов, учителей и аспирантов.
Контакты Ш.А. Амонашвили
Амонашвили создал и поныне является ректором Академии педагогического искусства и социализации в Москве (сайт http://amonashvili.com/, почта: paata(@)amonashvili.com). На базе академии проводятся семинары, тренинги, курсы для учителей и родителей, дистанционно обучаются курсанты, действует школа мудрых родителей.
Существует Ассоциация гуманной педагогики, которая объединяет лаборатории во всех странах. На базе этих лабораторий действуют экспериментальные школы на всем постсоветском пространстве. Интерес к системе Амонашвили усиливается. Открывается много дошкольных и начальных приватных учебно-воспитательных учреждений, которые используют гуманную педагогику. Они пользуются популярностью.
Сын Шалвы является его восприемником и последователем. Ныне он президент Международного Центра Гуманной Педагогики, руководитель детской телевизионной студии и частного детского сада «Басти Бубу» в Тбилиси. Последователями и единомышленниками Амонашвили стали также Ким Султанов (Дагестан), директор гимназии Культуры мира; К.Ш. Мансурова (Москва), руководитель Международного общественного движения «Родительская забота»; М. А. Баранюк (Эстония), руководитель Ласнамяэского детского центра.
Библиография Амонашвили
Амонашвили написал много книг для учителей и детей, они издаются по всему миру. Сам педагог ныне является главой Издательского дома Амонашвили при рериховском центре в Москве (http://izdatamon.narod.ru/, Москва, М.Казенный пер., д.5Б, +7 (925) 206-28-00, izdatamon@mail.ru).
Ныне он издает с академиком Зуевым 100-томную «Антологию Гуманной Педагогики», начиная с античности.
Амонашвили Ш.А.:
Учебно-образовательные книги:
1. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах. — Тб., 1970.
2. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.
3. Созидая человека. — М., 1982.
4. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М.: Педагогика, 1984.
5. В школу — с шести лет. — М.: Педагогика, 1986.
6. Единство цели. — М.: Просвещение, 1987.
7. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университетиздат, 1990.
8. Культура педагогического общения. — М., 1990.
9. Размышления о гуманной педагогике. — М.,1996, 2001
10. Тайна Альбрехта Дюрера. — М., 2000.
11. Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
Философско-образовательные книги:
1. Исповедь отца сыну. — М., 1980, 2009
2. Школа Жизни. — М., 1996, 2000.
3. Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2002, 2003.
4. Без сердца что поймем? — М., 2004, Артемовск, 2009.
5. Почему не прожить нам жизнь героями духа. — М., 2003.
6. Спешите, дети, будем учиться летать! — М., 2005.
7. Истина Школы. — М., 2006.
8. Баллада о воспитании. — Донецк, 2008, М., 2009.
9. В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
10. Вера и любовь. — М., 2009.
11. Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
12. Письма к дочери. — М., 2010.
Художественные книги:
1. Вся Земля ждет нас. — М., 2010.
2. Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2004, 2010.
3. Саломея. — М., 2010.
4. Рука водящая. — М., 2008, Артемовск, 2009.
5. Свет во тьме. — М., 2010.
Педагогическая симфония (трилогия):
1. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя — М., 1983, 2002.
2. Как живете, дети? — М., 1986, 2002.
3. Единство цели. — М.,1987, 2002.
Краткое содержание некоторых книг:
1. Вера и любовь.
Сборник притч, рассказов, сказок, педагогических эссе, молитв.
2. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света.
О пути учителя Света.
3. В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры.
О раскрытии в ребенке его дара.
4. Баллада о воспитании.
Личные взгляды автора на протекание процесса воспитания.
5. «Улыбка моя, где ты?»
О взаимоотношении ученика и учителя.
6. Тайна Альбрехта Дюрера.
Об основном принципе гуманно-личностной педагогики: как развивать и воспитывать в ребенке жизнь.
7. «Спешите, дети, будем учиться летать!»
Книга для детей и взрослых — как дать детям крылья в жизни взлететь вместе с ними.
8. «Почему не прожить нам жизнь героями духа?»
Книга для учителя — как не только воспитать героев духа, но и стать самому героем духа.
9. «Без сердца что поймем?»
О силе сердца для общества и образования.
10. Исповедь отца сыну.
Об исповеди автора своему 16-летнему сыну, которая может помочь в воспитании других детей.
11. Истина школы.
О новом взгляде на Ребенка, который поможет вырастить из него неповторимого человека.
12. Рука водящая.
О судьбе учителя поневоле…
13. Свет во тьме.
О воспитании автора его бабушкой, о том, как она мудростью и всезнанием развивала его сознание.
14. Амон-Ра.
О любви и сострадании, об истине и других вечных истинах, волнующих людей. Для взрослых и детей.
15. Как любить детей (Опыт самоанализа).
Личный опыт автора, о том, как любить детей с ответственностью за их будущее.
16. «Созидая, не разрушайте…»
Книга — итог новаторской педагогической деятельности автора, его достижениях и неудачах.
17. По ступенькам СКАЛЕ (3 части).
Книга для учителя с уроками для 1 – 4 класса, которые проводились в разных школах.
18. Пути выращивания письменно — речевой деятельности.
Книга для учителя (1 – 4 класс) о значении письменной речи в саморазвитии ребенка.
Надеемся, что вам понравилась статья и видео с высказываниями, семинарами и школой воспитания педагога Шалва Амонашвили. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему! Как стать настоящим папой? Песня «Уральских пельменей» Психология и особенности воспитания мальчиков от Шалва Амонашвили