Возрастные этапы жизни человека социальные основные (развитие жизни по Ведам)

kultura-tradicii-i-socialnyy-uklad4 В древней культуре существовали культура, традиции и социальный уклад общественной жизни людей, которые сейчас забыты. Но мы должны хотя бы приблизительно понимать, как должна быть устроена жизнь человека.

АШРАМЫ: 4 ЭТАПА И/ИЛИ УКЛАДА СОВЕРШЕННОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Ашрам — это образ и/или этап жизни человека, в основе которого лежит его духовное развитие в соответствии с его природой, возрастом и уровнем мудрости.

Существует четыре ашрама, или уклада жизни:

▪ ученичество (брахмачария);
▪ семейная жизнь (грихастха);
▪ отшельничество (ванапрастха);
▪ отречение от мира (санньяса).

Каждый ашрам, или этап жизни человека, требует от человека определенного понимания в исполнении особых, соответствующих его периоду жизни, обязанностей.
kultura-tradicii-i-socialnyy-uklad
Например, период ученичества требует:

▪ добровольной и осознанной дисциплины;
▪ служения и почтения к старшим;
▪ интерес к знаниям.
kultura-tradicii-i-socialnyy-uklad3
Такого человека, находящегося на данном этапе жизни, называют «брахмачари», что значит «любящий Абсолютные знания».

Социальный уклад жизни людей, общественная культура и традиции

Социальный уклад жизни людей, общественная культура и традиции

Семейный же человек должен стремиться жить чистой жизнью:
kultura-tradicii-i-socialnyy-uklad2
— храня супружескую верность;
— поддерживая материально и нравственно семью;
— учиться принимать ответственность за других;

— заниматься благотворительностью;
— терпеть неудачи, не теряя нравственности и квалификации.

Его называют грихастха, в его доме царит мир и чистота.

В отшельничестве, чтобы правильно отойти от дел, человеку понадобится почтение и любовь ко всему живому, понимание связи всего и всех с Богом.

Такого человека называют «ванапрастха», что означает «обитатель леса»: в Ведические времена люди, достигшие готовности перейти в ашрам «ванапрастха», часто отправлялись именно в лес, чтобы полностью оторвать свой ум и мысли от прошлого, семейного, этапа жизни и сконцентрироваться исключительно на духовном развитии (это делали мужчины, их жёны оставались в семьях под опекой старшего сына).
kultura-tradicii-i-socialnyy-uklad5
А в отрешенном укладе жизни человек должен научиться ни от кого ничего не ожидать, во всем полагаясь только на Бога, и служить всему человечеству, говоря только о самой высшей цели — о любви к Богу. Такого человека называют «санньяси», то есть «вступивший на путь вечности».

3) Варны

     По ведическим представлениям социальный организм подобен телу человека, или
телу Ишвары (Бхагавана). Соответственно, брахманы являются Его головой, кшатрийи — руками, ваишйи — туловищем, а шудры — ногами. В социальном организме, как и в любом другом, важны все части, и никто не может пренебрегать ни одной из них, но особенно важен мозг, потому что он передает информацию всем остальным частям тела.
Брахман —  это олицетворение саттва-гуны, гуны благости, так как он
находится преимущественно под ее влиянием.
Ступень брахмана — высшая ступень
человеческой жизни, так как брахман обладает многими добродетелями.
«Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание,
мудрость и религиозность — вот природные качества, присущие брахманам»
[Бхагавад-гита 18.42]. Среди качеств брахманов шастры также упоминают
способность держать под контролем ум и чувства.
Эти качества составляют основу
нравственности. Брахманы преподавали все разделы ведического знания, были
жрецами, совершавшими ведические ритуалы, и могли принимать пожертвования.
Согласно философии варнашрамы, брахман — это не кудесник и чародей, а человек
безупречного поведения, обладающий подлинным духовным знанием.
Кшатрийа находится преимущественно под влиянием раджа-гуны, гуны страсти.
«Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение
руководить — вот природные качества, определяющие деятельность кшатрий»
[Бхагавад-гита 18.43]. Кшатрийи должны править планетой под руководством
брахманов, которые дают им наставления в соответствии с шастрами — священными
книгами. Кшатрийу настоятельно рекомендуется делать пожертвования и не принимать их ни при каких обстоятельствах. Кшатрийи защищали беспомощных и делали пожертвования.
Кшатрийа должен беспрекословно повиноваться указаниям брахманов — гласят правила варнашрамы. Представители управляющего сословия должны хорошо знать шастры, но не становиться профессиональными учителями. Хотя они изучали шастры, они никогда не выступали в роли учителя. Правители никогда не должны лицемерно объявлять себя сторонниками ненасилия, так как для них это прямая дорога в ад.
Каждый представитель управляющего класса должен пройти военное обучение. Их обязанность — сражаться за справедливость. В Бхагавад-гите Арджуна отказывается от сражения, а Кришна призывает его сражаться, так как Арджуна был кшатрийем и это входило в его обязанности.
Ваишйи находятся под влиянием раджа-гуны и тама-гуны, гун страсти и
невежества. «Земледелие, защита коров и торговля — естественная работа для
ваишйей» [Бхагавад-гита 18.44]. Согласно ведическим шастрам, корова связана с
Бхагаваном Кришной и Его играми.
Корова также одна из «семи матерей человека»
[Шримад-Бхагаватам 1.11.28]. Поэтому ваишйам прежде всего рекомендуется охранять коров. Защита коров позволяет увеличивать производство молочных продуктов: творога и масла. Занятия сельским хозяйством и раздача пищи — главные
обязанности торгового сословия, получающего ведическое образование и приученного делать пожертвования. Как кшатрийам доверена защита подданных, так ваишйам доверена защита животных.
Убийство животных, а коров в особенности, — признак варварского общества. Для полноценного питания человеку необходимо и достаточно иметь продукты сельского хозяйства, фрукты и молоко. Никакая индустрия не может произвести главного, в чем нуждается человек: риса, пшеницы, злаков, молока, фруктов и овощей. Для ваишйев богатство составляли не деньги, а коровы, зерно, молоко и масло.
Шудры находятся под влиянием тама-гуны, гуны невежества. «Физический труд и
служение другим — предназначение шудр» [Бхагавад-гита 18.44]. Люди сословия шудр
не обладают развитым интеллектом и им нельзя предоставлять независимость. Их
назначение — искренне служить трем высшим сословиям общества.
Шудры получают все удобства жизни просто служа высшим классам. Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же
неправильно использует их на греховную деятельность: мясоедение, вино, секс и
азартные игры. Высшие варны всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их
всем необходимым.
Как уже объяснялось ранее, обязанности брахманов, кшатрийев, ваишйей и шудр
определяются влияющими на них гунами природы. Не следует пытаться исполнять
обязанности другого. Тот, кто по своим природным качествам привлекается работой
шудры, даже если он родился в семье брахманов, не должен выставлять себя
брахманом.
Следует заниматься деятельностью в соответствии со своей природой.
Никакая работа не является позорной, если она совершается как служение
Всевышнему Господу. Профессиональные обязанности брахмана, безусловно,
принадлежат к гуне добродетели, но если по своей природе человек не находится в
гуне добродетели, ему не следует подражать деятельности брахмана. У кшатрийи,
как принадлежащему к классу правителей, существует множество отталкивающих
обязанностей: он должен прибегать к насилию, чтобы уничтожить своих врагов, и
иногда лгать в целях дипломатии.
Такое насилие и двуличие сопутствуют
политической деятельности, и все же кшатрийа не должен отказываться от своего
профессионального долга и пытаться исполнять обязанности брахмана. В сфере
коммерческой деятельности торговцу также иной раз приходится прибегать ко лжи
ради получения прибыли.
Если он не будет так делать, то может не получить
дохода. Тем не менее, торговец не должен считать, что раз профессия принуждает
его ко лжи, то следует отказаться от нее и исполнять обязанности брахмана.
Каждый человек должен заниматься деятельностью, определяемой гуной, под
воздействием которой он находится, и работать с единственным намерением —
служить высочайшему делу — делу всевышнего Господа.
     4) Ашрамы
     Ашрама — это место, где занимаются духовной практикой. В системе варнашрамы
все уклады жизни называются ашрамами. Духовное совершенствование является
фактором, общим для всех укладов. Брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и саннйаси
имеют одинаковую цель в жизни: осознание Всевышнего.
Поэтому, с точки зрения
духовного развития, все ашрамы одинаково важны. Разница между ними чисто
формальная и заключается лишь в степени отреченности.
Первая ступень духовного развития человека называется брахмачари. С пяти
лет будущий член общества варнашрама идет в гурукулу, место, где живет духовный
учитель, и там проходит обучение согласно ведическому стандарту.
Избегая все
чувственные наслаждения и строго соблюдая обет целомудрия, брахмачари изучает
различные разделы Вед. Обучение в период брахмачарии формирует характер человека на всю жизнь. В эти ранние годы учитель определяет склонности ученика и его принадлежность к определенной варне. Когда юноша достигает двадцати пяти лет, он может оставить жизнь брахмачари, чтобы жениться и жить семейной жизнью.
Грихастха, семейный человек, имеет некоторые возможности для чувственного
наслаждения, которые не допускаются в трех других ашрамах, но и его жизнь
регулируется так, чтобы он мог удовлетворить свои желания и при этом обрести
духовную чистоту.
В браке грихастхе дозволены сексуальные отношения, но только
для зачатия детей с хорошими качествами. Хотя грихастха-ашрам и дает право на
сексуальное наслаждение, Веды утверждают, что человек не должен становиться
матерью или отцом, пока не способен избавить своих детей от смерти.
Очищение
будущей жизни ребенка начинается с момента его зачатия в утробе матери. Совершая
ритуал гарбхадхана-самскара, родители выражают свое намерение зачать ребенка и
перед тем, как сделать это, проводят определенные обряды, необходимые для
очищения сознания.
Третий ашрам называется ванапрастха, или жизнь человека, отошедшего от дел.
Даже если человек идеально устроен в грихастха-ашраме, ему дается совет
освободиться от всех семейных уз по достижении пятидесяти лет, чтобы подготовить
себя к следующей жизни.
Ванапрастха — это промежуточная ступень между жизнью
грихастхи и жизнью в полном отречении. В ванапрастха-ашраме жена может
оставаться с мужем и помогать ему, но между ними прекращаются сексуальные
отношения. Они путешествуют по святым местам и постепенно утрачивают
привязанность к дому, семье и делам.
Наконец, человек прерывает все семейные
связи и принимает четвертый ашрам — саннйасу, или жизнь в отречении.
Саннйаси считается выше остальных, так как его образ жизни предполагает
практическое отречение от мира. Саннйаси является духовным учителем всех варн и
ашрамов, и тот, кто следует ведическим предписаниям, должен оказывать ему
всяческое уважение.
Поскольку саннйаси является воплощением самоотречения, он
окружен величайшим почетом. Если человек готов принять саннйасу, он обращается к другому саннйаси с просьбой дать ему посвящение и провести ведический обряд.
После формального принятия саннйасы он обривает голову, облачается в одежды
цвета шафрана и носит посох, который называется данда. В обществе он считается
принявшим гражданскую смерть, а его жена остается под опекой старших детей и
официально становится вдовой.
Однако семейные узы настолько сильны, что человек, только принявший саннйасу, сначала может жить в хижине недалеко от своего бывшего дома и принимать оттуда пищу. Поэтому первая из четырех ступеней
саннйасы называется кутичака, что означает «живущий в хижине». На второй ступени
(бахудака) человек больше не принимает пищи из дома и отправляется в другое
селение проповедовать ведическое знание.
С этого времени он питается только тем,
что ему подадут. На третьей ступени (паривраджакачарйа) саннйаси полностью
отдает себя на милость Верховного Бхагавана и много путешествует, давая духовные
наставления всем и каждому. На последней ступени (парамахамса), то есть
«подобный лебедю», человек должен полностью осознать себя вечным слугой
Верховного Бхагавана и обрести способность наставлять других в искусстае
бхакти-йоги, любви к Богу.
Саннйаси, который остается в одиночестве и постоянно устремлен помыслами к
Верховному Бхагавану, называется бхаджанананди. А саннйаси, который принимает
учеников, называется гоштхйананди.
Бхагаван Шри Кришна прославляет гоштхйананди саннйаси такими словами: «Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим бхактам, непременно поднимется до чистого преданного служения и в конце вернется ко Мне. Нет в этом мире слуги дороже для Меня, чем он, и никогда не будет» [Бхагавад-гита 18.68,69].
Принимая во внимание различные положения людей соответственно гунам
материальной природы, варнашрама-дхарма на научной основе предоставляет каждому возможность духовного совершенствования. Конечная цель всей ведической культуры — достижение безраздельной преданности Верховнгому Бхагавану, и эта преданность является сиддхантой, определяющей смысл ведической литературы и традиции.

Верховная Личность Бога, Кришна, создал цивилизованное человеческое общество, разделив его на 4 варны и 4 ашрама (БГ 4. 13). Это общество опирается на определенные принципы, которые также даны человеку Богом (БГ 3.9-10). 4 ашрама, т.е. духовных уклада жизни позволяют человеку духовно продвигаться на протяжении всей своей жизни. Это следующие ашрамы:

  1. брахмачари — ученичества;
  2. грихастхи — семейной жизни;
  3. ванапрастхи -удаления от дел;
  4. санньяси — полное отречение.

Четыре варны, т.е. социальные группы людей, позволяют быть занятыми каждому члену общества, согласно его качествам и наклонностям. Это следующие варны (БГ 18. 40-48):
1.   брахманы — интеллектуальный слой людей, обладающих безупречным поведением и подлинным духовным знанием;
2.   кшатрии — правители, руководители, воины, обладающие силой, могуществом, великодушием;
3.    вайшьи — земледельцы, торговцы, банкиры;
4.     шудры — рабочие, т.е. люди, не обладающие какими-то выдающимися качествами, и поэтому их развитие и существование в полной мере зависит от служения другим классам общества.

Система варн и ашрамов предназначена для политической, экономической и социальной стабильности общества, т.к. это — общество, в котором каждый выполняет свои обязанности. (ШБ 1, ч.1,стр.2б; 1.5.24; 1.1.10-11; 3.22.4; 3.3.27) Однако высшим назначением системы варн и ашрамов является создание условий, благоприятных для постепенного духовного развития личности. Только в этом случае варнашрама является божественной (дайви-варнашрама). Принципы функционирования общества, разделенного на варны и ашрамы, с успехом могут быть применены и в демонической цивилизации — асури-варнашрама. В такой варнашраме политическая и социально-экономическая стабильность имеет одну цель — гарантированное удовлетворение чувств (БГ 4.13). Цель дайви-варнашрамы доставить удовольствие Господу Хари («Очерки ведической литературы Сатсварупа дас Госвами, стр. 91-93; ПВС, стр. 214-223; НС, стр. 257-258).

Поскольку разделение на варны и ашрамы опирается на гуну (качества, определяемые влиянием 3-х гун материальной природы) и карму (деятельность, к которой склонен человек в зависимости от своих качеств — ШБ 1.7.35), то Кришна в «Бхагавад-гите» описывает качества и деятельность каждой из варн (БГ 18.41-45). Также Бхишмадева наставляет Юдхиштхиру (ШБ 1.9. 26-27).

Среди качеств брахманов, находящихся преимущественно под влиянием гуны благости, шастры упоминают:

  1. аскетизм;
  2. терпение;
  3. спокойствие;
  4. чистоту;
  5. знание;
  6. честность;
  7. религиозность и
  8. веру в ведическую мудрость.

При этом брахманы имеют 6 видов обязанностей:
1)   они изучают Веды
2)   преподают все разделы ведического знания
3)   совершают ведические обряды и ритуалы и
4)   обучают им других
5)   принимают пожертвования и
6)   раздают пожертвования.
Семь качеств отличают кшатрия (воина и руководителя):
1)   героизм
2)   сила
3)   решимость
4)   находчивость
5)   отвага в бою
6)   благородство
7)   умение руководить
Кшатрии защищают своих подданных и занимаются поддержанием установленного порядка в обществе. Основная гуна, влияющая на кшатрия — страсть.
Вайшьи обладают следующими качествами:
1)   стремление к прогрессу в сферах религии, экономики и чувственных наслаждений
2)   постоянные усилия и ухищрения в зарабатывании денег
3)   преданность полубогам и старшим.
Они находятся под смешанным влиянием гун страсти и невежества. Занимаются:
(1)  земледелием,
(2)  банковским делом,
(3)  торговлей,
(4) защитой коров.
Шудры, находящиеся под влиянием гуны невежества и не обладающие качествами предыдущих варн, не способны самостоятельно вести какие-либо дела. Их предназначение служить другим, занимаясь работой по найму. Обладая не слишком развитым в материальном отношении разумом, шудры были лишены права изучать Веды. Однако есть определенные качества и эталоны, предназначенные для культивирования шудрами. Это выражение почтения высшим слоям общества, чистоплотность, свобода от лицемерия, служение своему хозяину, совершение жертвоприношений без произнесения мантр. Они всегда должны говорить правду, не воровать и всячески защищать брахманов и коров. Им не предписывалось проходить все ашрамы (духовные уклады жизни), они должны были быть способны честно вести благочестивую жизнь домохозяина.
Однако каждый может, не зависимо от своей варны, достичь духовного совершенства. (НП, стр. 74-80; ШБ 2.4.18 (219) любом случае, в совершенстве следуя предписаниям своей варны и ашрама, человек очищается, и его положение возвышается от жизни к жизни. (УГЧ, стр.303-305)

Если принципы варнашрамы используются для создания более благоприятных условий для практики главных принципов ваидхи-бхакти, то в этом случае, эти принципы можно отнести к гауна-бхакти, т.е. поддерживающим бхакти.  (НП, стр. 146-147)
«Варна-санкара» означает «вне варy». Это люди, не знающие ни своих материальных, ни духовных обязанностей. Их способности расходятся с их амбициями, и они не обладают необходимыми качествами, чтобы заниматься деятельностью, свойственной какой-либо из варн. Поэтому такие люди всегда чувствуют неудовлетворение.  (ИВН, стр.696)
Поскольку система варнашрамы создана Самим Господом, то во вселенской форме Господа каждая варна представляет определенную ее часть. Так брахманы — это голова, кшатрии — руки, вайшьи — живот, а шудры — ноги вселенской формы. (ШБ 2.9.36 (530); 2.8.16; 3.20.4)
Система варн и ашрамов существенно отличается от современной кастовой системы, где принадлежность к какой-либо варне определяется рождением, а не качествами и деятельностью. (ШБ 1.7.35; ИВН, стр. 677-696) В наше время существуют кастовые госвами {саннъяси), которые носят титул госвами, будучи семейными людьми и, зачастую, не обладая соответствующими качествами. («Апасампрадаи», стр.  1-12)

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели — 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители
Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека
В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
периоды жизни человека по пифагору и их преимущества
Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
периоды жизни человека по пифагору

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

юность;
зрелый возраст;
старость.
возрастные периоды жизни человека
На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

периоды жизни человека особенности
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

Подростковый период.
Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
Переход на четвертый десяток.
Сорокалетие.
Середина жизни – 45 лет.
Пятидесятилетие.
Пятидесятипятилетие.
Пятидесятишестилетие.
Уверенное преодоление «критических точек»
Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.

Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.

Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.
основные периоды жизни человека

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организ

Надеемся, что вам понравилась статья о культуре, традициях и социальном укладе общественной жизни людей. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!