Основные признаки секты религиозные характерные (попал вовлекся человек)

vliyanie-i-priznaki-izvestnykh-sushhestv2 Секта, это слово-приговор нам знакомо. Многие вешают этот ярлык на что попало. Читайте и смотрите видео про влияние и признаки известных существующих сект.

С каждым годом в жизнь современной России все больше вплетается понятие «альтернативной духовности» – категории, связанной с последствиями так называемого «выбора свободы совести», предоставленного гражданину Российской Федерации государственным законодательством. Чаще всего данное понятие ассоциируется с новыми религиозными движениями, которые в среде традиционной религиозности именуются «культами».

Однако, более корректно было бы определить альтернативную духовность не как восприятие религиозности в конкретном культе, а скорее как образ мышления, основанный на выборе пути личностного и духовного развития. Альтернативная духовность может восприниматься и как система, в которой происходит становление определенного мировоззрения, внедряются устойчивые стереотипы новой ценностной парадигмы.

При этом человек, имеющий нетрадиционное для российского общества понимание духовной жизни, совсем не обязательно состоит в каком-либо религиозном объединении – чаще всего он руководствуется принципами, сформированными социальной средой, в которой он вращается, а также навязанными ему ценностными и идеологическими клише.

Более того, приверженец «альтернативной духовности», вследствие – как он полагает – «самоопределения» (на самом деле – усвоения и актуализации внедренных в сознание стереотипических установок) искренне считает, что он обрел духовную нишу, представляющую собой зону психологического комфорта, внутри которой он защищен от внешних негативных воздействий.

Известные секты

С одной стороны, эта зона является классическим следствием биполяризации мышления, формируемой в секте: деления мира на «белое» (жизнь внутри общины) и «черное» (мрак и хаос за ее пределами). С другой – искусственное создание этой зоны вполне может происходить и вне религиозных культов с их структуризацией, вероучительными принципами и четко разработанной методикой контроля сознания.

Характерной особенностью человека, усвоившего биполярный образ мышления, является ощущение собственной непричастности общемировому злу, абстрагирование от него, поставление себя выше того беспредела, который ощущается им как бы растворенным в этом мире.

Следовательно, как в секте, так и вне ее, человек с подобным образом восприятия действительности противопоставляет себя остальному миру, искусственно завышая самооценку и взращивая в себе дух горделивого превозношения над ближними. Именно поэтому в самой идее своего зарождения «альтернативная духовность» является прекрасной почвой для произрастания асоциальных элементов с деструктивным сознанием.

Итак, в основе противопоставления собственных стереотипов устойчивым формам бытия лежит страсть гордости. Вследствие склонности такого человека к надменности и самопревозношению, в нем формируется ярко выраженное протестное сознание по отношению к традиционной нравственной культуре и духовному мировоззрению, вплоть до неприятия и отторжения их.

К примеру, приверженцы теософской доктрины (в современной России чаще всего существующей в виде рерихианства) в беседе с христианами будут выглядеть вполне благосклонно, всем своим видом показывая внимание и уважение к собеседнику.

Однако, при более глубоком подходе к религиозному диспуту выяснится, что их благожелательность – всего лишь ширма, за которой скрывается соответствующий принцип: «да, конечно, христианство – это прекрасно… на начальном пути становления духовности, но мы давно уже переросли его, находясь на гораздо более высокой стадии развития, и надеемся на то, что у вас тоже получится выйти за рамки собственной ограниченности».

Что делают в сектах

Иными словами, последователи теософского учения изначально негативно настроены против христиан, считая их религиозные представления отсталыми и примитивными.

Ту же благосклонность можно наблюдать у последователей Общества сознания Кришны: вступивший с ними в диалог не понимает, что улыбчивая маска, скрывающая лицо адепта, обусловлена пониманием того, что его собеседник так же, как и он сам, молится Кришне (хотя и не осознает этого).

Ведь все основатели религиозных традиций и доктрин, согласно учению неовайшнавов – всего лишь аватары Кришны, причем неполные. Не лучше ли было бы преодолеть узость своего мышления и молиться «настоящему» Кришне вместо того, чтобы выбирать объект для религиозного поклонения среди «неполноценных полубожеств», в которых присутствует лишь небольшая часть истинного Кришны?

Представление о собственной исключительности ярко наблюдается и в среде других новоиспеченных религиозных сообществ. Так, Свидетели Иеговы, объявляющие учение о Троице «изобретением сатаны», крайне негативно воспринимают христиан любой деноминации.

vliyanie-i-priznaki-izvestnykh-sushhestvВ общине «Последнего Завета» среди приверженцев Виссариона также муссируется резко отрицательное представление о христианах как об отрекшихся от своего Спасителя, в силу их неприятия новоявленного самозванца, претенциозно объявившего себя «вторым пришествием».

В неопятидесятническом движении традиционное христианство воспринимается, опять же, с изрядной долей издевки: слишком низким оказывается религиозный статус христианина, коль скоро он не мечется в конвульсиях и не впадает в забытье от истерического смеха, возникающего вследствие «воздействия духа»…

Характерно, что подобное восприятие религиозности мы находим не только в культах, возникших в последние полтора столетия, но и в, казалось бы, традиционном буддизме. На одном из межрелигиозных форумов, организованных Ватиканом и Всемирным советом церквей, в выступлении Далай-ламы прозвучала мысль, принятая на «ура» толерантно настроенной аудиторией.

Запрещенные секты

После обычного приветствия глава буддистов выразил искреннее удовлетворение по поводу того, что собравшиеся на форуме представители различных религий последовательно идут выбранным изначально путем. В устах Далай-ламы подобный реверанс означает лишь одно: атман на данной стадии своего развития должен достойно прожить отведенную ему жизнь, дабы впоследствии переродиться в более высокий образ бытия – в конечном счете, дорасти до буддиста, и там уже, на этой высшей стадии развития соединиться с брахманом.

Подобное горделивое превозношение над представителями других религий вполне вписывается в буддистское мировоззрение, где человек, реализуя свой потенциал, сам, без посторонней помощи, раскрывает в себе божество и буквально становится им.

Ощущение собственного «избранничества», характерное для адептов деструктивных культов, мы можем наблюдать и вне религиозной среды. Феномен «культового мышления» становится основой радикализма и в политике, и в культуре, и в любой другой сфере, не имеющей непосредственного отношения к религии. Основой его, как уже упоминалось, является стремление к самообелению, выведение себя за рамки мирового зла и искусственное создание внутреннего ощущения непричастности ему.

Характерно, что, как следствие, во всех радикальных системах, внутренняя атмосфера которых строится по принципу религиозных культов, идея покаяния либо превращается в фикцию, либо полностью сведена на «нет».

Таким образом, мы можем отметить у этих мировоззренческих систем некие общие черты. Прежде всего, это – эксплуатация потребности в самореализации людей с заниженной самооценкой. Чем больше человек ощущает собственную ограниченность – тем сильнее его стремление к тому, чтобы доказать (а скорее – показать) свою значимость.

При этом у него в силу несоответствия данности и потребности начинает формироваться когнитивный диссонанс – и здесь он становится легко уловимым сектантскими проповедниками, не только предлагающими легкий способ самореализации, но еще и открывающими перед неофитом возможность вступления в «среду избранных», возвышающуюся над мирскими пошлостями.

Религиозные секты в России

И здесь человек находит двойной выход из присущего ему комплекса неполноценности: он не просто обретает пристанище, в котором его востребованность становится реальной, а помимо этого ощущает принадлежность к общине «носителей истины», и самореализацию видит в том, чтобы возвещать эту истину «заблудшему человечеству».

Эксплуатация человеческих комплексов – один из действенных механизмов вербовки, осуществляемой адептами деструктивных культов. В периоды личностного кризиса происходит акцентуация характеристических черт, в частности – гордостного самопревозношения и высокомерия – и человеку предлагается, казалось бы, позитивный выход.

Однако, весь этот «позитив» сводится к высвобождению низменных страстей, и потому впоследствии оказывается основной трудностью при проведении реабилитации людей, столь легкомысленно оказавшихся завербованными в культ.

Ощущение себя носителем истины, обладателем единственно верного понимания бытия за долгое время пребывания в секте настолько крепко вживляется в сознание адепта, что тот полагает невозможным изменение мировоззренческого пространства. Более того, становление биполярности мышления способствует укоренению в сознании представления о внешнем по отношению к культу мире как об области тьмы, выход в которую равносилен самоубийству.

vliyanie-i-priznaki-izvestnykh-sushhestv3Потому-то специалист, работающий в сфере реабилитационных технологий, сталкивается буквально с раздвоением сознания человека, ищущего выход из культового пространства, если только у него хотя бы на начальном этапе зародились сомнения в правоте бывших наставников или гуру.

Но все это – в будущем. А пока невостребованный в жизни, но искренне ищущий применения собственным силам и способностям, находит его в результате положительной реакции на предложения, озвучиваемые уличными или виртуальными проповедниками.

Потребность в самореализации подкрепляется созданием атмосферы искусственной благожелательности внутри организации, куда человек приходит, принимая первые предложения своих новых знакомых. И действительно, между серой обыденностью будней и радостным светом «божественной любви», излучаемым сияющими лицами членов общины – колоссальная пропасть.

Самые опасные секты

На фоне эйфории, индуцируемой в сектантской общине, критическое мышление неофита притупляется – особенно если учитывать то, что внешне благожелательная атмосфера, в которую он попадает, долгое время была для него предметом безуспешных поисков. Казалось бы, вот она – жизнь в ее полноте и гармонии! Человек всецело отдается нахлынувшим положительным эмоциям – и процесс дальнейшего вхождения в сферу культового мышления совершается достаточно быстро и легко.

Разумеется, на начальной стадии участия в жизни культа у новичка рождаются сомнения, как естественная реакция на поведение, диссонирующее с прежними, привычными стереотипами. Однако, эти сомнения преодолеваются, во-первых, по прошествии времени: чем больше человек пребывает в культе, тем меньше у него возникает желание подвергать критике образ жизни, в который он уже вжился.

Во-вторых, по мере вхождения в культ, адепт все больше сознательно самоустраняется от этих сомнений, поскольку опасение потерять приобретенное в культе состояние эйфории, характеризующееся эмоциональным подъемом, сопряжено для него с возвращением к прошлой жизни, ассоциирующейся с мрачным и беспросветным периодом.

Инициируемая в культе биполяризация мышления своей основной целью преследует формирование в сознании адепта максимально негативного отношения к прежнему образу жизни: именно так проще всего удержать его от потенциального выхода из общины.

Единожды зацепившись за «лучик света», освещающий и согревающий «избранных», он воспринимает перспективу выхода как катастрофу, безысходное растворение во тьме и окончательную погибель. Этому способствуют и методы, повышающие эмоциональный фон адепта, либо – что еще хуже – чередующие подъем и снижение эмоциональной активности.

Чередование сенсорной активности и депривации как методика контроля сознания достаточно отработано в неопятидесятнических общинах. Неспешное и монотонное пение, которым начинается «богослужение» харизматов, постепенно переходит в громогласное скандирование односложных фраз, типа: «мой Бог – всемогущий Бог», или «вся слава Тебе!», во время которого аудитория впадает в трансовое состояние, характеризующееся повышенной степенью внушаемости.

На фоне индуцированной эйфории в продолжение «религиозного шоу» выходит проповедник – и тихим, мягким голосом начинает говорить о мире, любви и цели настоящего собрания. Постепенно усиливающаяся тональность проповедника стимулирует исступление аудитории – и в скором времени собравшиеся приходят в состояние самовозбуждения и истерии. В конечном счете, экзальтированные адепты мечутся в конвульсиях.

Психологические и официальные секты

Впадение в раж характеризует и процесс достижения «сознания Кришны» в одноименном религиозном движении. Причем и в данном случае чередование эмоциональных спадов и подъемов производит характерное воздействие на адепта, результатом чего становится растормаживание сенсорной активности. А медитативная практика заканчивается для него впадением в каталептический транс.

Как видно из приведенных примеров, ожидание новизны для потенциальной жертвы религиозного культа противоположно реальности, в которой она в результате оказывается. Опьяняющее воздействие культового сознания оборачивается сильнейшей зависимостью, выход из которой чрезвычайно труден. Желая обрести возможность самораскрытия, свободу реализации своих насущных потребностей, адепт попадает в сильнейшее рабство.

Причем – что удивительно – при этом рабстве сохраняется иллюзия этого самораскрытия, в которое сам адепт безгранично верит, несмотря на очевидность воздействия на него группового мышления, в котором происходит максимальное стирание его индивидуальности и создание из него послушного орудия для эффектной манипуляции лидерами секты.

Разумеется, если бы человек заранее знал обо всех последствиях своего вхождения в культ – он никогда не решился бы на такой радикальный шаг. Однако, сокрытие подлинной информации, эксплуатация его низменных инстинктов и стимуляция потребности в самореализации приводят к результату, заранее известному руководителям культа.

А человек все так же воспринимается ими как игрушка, объект манипуляции, в большинстве случаев готовый ради культа пожертвовать материальным состоянием, здоровьем, свободой, и даже жизнью…

В боль­шей или мень­шей сте­пени секты харак­те­ри­зу­ются сле­ду­ю­щими при­зна­ками:

1. Рели­ги­оз­ная реклама (мар­ке­тинг)

Секты всегда заняты, как на базаре навя­зы­ва­нием своего товара, то есть рас­про­стра­не­нием своего учения и вер­бов­кой новых членов осо­быми сред­ствами. Сек­тант­ская про­па­ганда обра­щена не к уму или сердцу чело­века, не к высшим его побуж­де­ниям, но к стра­стям, к под­со­зна­нию. Рели­ги­оз­ный мар­ке­тинг – это бук­вально навя­зы­ва­ние своего веро­уче­ния в формах, исклю­ча­ю­щих раци­о­наль­ное осмыс­ле­ние. Сюда отно­сятся все виды рекламы в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции, улич­ная реклама, поч­то­вая реклама. Это и назой­ли­вые при­гла­ше­ния посе­тить собра­ния или семи­нары с неопре­де­лен­ными назва­ни­ями («изу­че­ние Библии» – секта Муна, иего­ви­сты; «изу­че­ние англий­ского языка» – мор­моны; «собра­ние всех, кто обес­по­коен судь­бой России» – рери­хов­ское дви­же­ние, секта «Святая Русь»; «фести­вали и семи­нары по вопро­сам семей­ной жизни» – секта Муна, «пси­хо­ло­ги­че­ская дрес­си­ровка (тре­нинг), раз­ре­ше­ние про­блем обще­ния» – секта сай­ен­то­ло­гии; «вос­пи­та­ние детей, бла­го­тво­ри­тель­ные кон­церты» – секта «Семья»; «семи­нары по вопро­сам педа­го­гики и меди­цины» – секты Акба­шева). Это и частая мас­ки­ровка под Пра­во­сла­вие с исполь­зо­ва­нием пра­во­слав­ных сим­во­лов псевдо­хри­сти­ан­скими тече­ни­ями, рери­хов­ским дви­же­нием (напри­мер, «Духов­ный центр им. Сергия Радо­неж­ского») и экс­тра­сен­сами, адеп­тами дви­же­ния New Age.

2. Агрес­сив­ный про­зе­ли­тизм и пси­хо­ло­ги­че­ское дав­ле­ние

Рели­ги­оз­ная реклама (мар­ке­тинг) – след­ствие сек­тант­ской уста­новки на посто­ян­ную вер­бовку новых сто­рон­ни­ков (адеп­тов). Нови­чок всегда окру­жа­ется особым вни­ма­нием, его созна­ние должно быть активно пере­стро­ено. У муни­тов это назы­ва­ется «бом­бар­ди­ровка любо­вью»: у вер­бу­е­мого созда­ется ощу­ще­ние, что именно его ждали в секте, каждое его заме­ча­ние с вос­тор­гом оце­ни­ва­ется как весьма ост­ро­ум­ное и глу­бо­кое, его не отпус­кают ни на минуту, чтобы не оста­вить его наедине с его мыс­лями и пере­жи­ва­ни­ями (эта мето­дика назы­ва­ется «сэнд­вич» – два сек­танта должны бук­вально зажать как в тисках чело­века и не отпус­кать даже когда он отправ­ля­ется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда нахо­дят ком­про­ме­ти­ру­ю­щий чело­века мате­риал, соби­ра­е­мый при поступ­ле­нии в секту на особых про­це­ду­рах «испо­веди» или анке­ти­ро­ва­ния. Во-вторых, всту­пив­ший в секту должен совер­шить посту­пок, ста­вя­щий его вне тра­ди­ци­он­ных обще­ствен­ных и нрав­ствен­ных связей: отречься от роди­те­лей, от веры своих отцов, при­знать, порой пись­менно, всю свою пред­ше­ству­ю­щую жизнь ошиб­кой. В‑третьих, жела­ю­щий поки­нуть секту под­вер­га­ется дав­ле­нию и пре­сле­до­ва­нию бывших своих «собра­тьев,» угро­зам и шан­тажу.

3. Двой­ное учение

Вер­бов­щики не сооб­щают тем, кого завле­кают в секту, всей правды об исто­рии секты, ее осно­ва­теле и ее под­лин­ном веро­уче­нии потому, что в сектах име­ется двой­ное учение – одно для рекламы своей секты, для при­да­ния ей «чело­ве­че­ского лица», а другое – для внут­рен­него поль­зо­ва­ния. Дей­стви­тельно, кто бы захо­тел посе­щать «семи­нары по Библии» у муни­тов, если бы сразу был уве­дом­лен, что осно­ва­тель этой секты – оккуль­тист, мно­го­же­нец и хули­ган, про­воз­гла­сив­ший Спа­си­теля неудач­ни­ком, а самого себя – «хри­стом», то есть с точки зрения хри­сти­ан­ства – анти­христ? Кто бы пошел в гости к рери­хан­цам в «Духов­ный центр им. Сергия Радо­неж­ского,» если бы знал, что здесь не веруют ни в Вос­кре­се­ние Хри­стово, ни вообще в Бога, а, вслед за осно­ва­те­лями, вос­хва­ляют сатану и прак­ти­куют идо­ло­слу­же­ние? Рели­ги­оз­ные учения, навя­зы­ва­е­мые сего­дня рос­сий­ским граж­да­нам, в конеч­ном счете, направ­лены на раз­ру­ше­ние тра­ди­ци­он­ной рос­сий­ской куль­туры, а потому всегда мас­ки­ру­ются под обще­при­знан­ные цен­но­сти.

4. Иерар­хия

Чтобы узнать скры­ва­е­мое учение, чело­век должен быть посвя­щен на опре­де­лен­ную сту­пень иерар­хии в секте. Орга­ни­за­ция секты строго иерар­хична. Чтобы полу­чить какой-либо резуль­тат, напри­мер, оправ­дать запла­чен­ные деньги или просто про­яв­лен­ный инте­рес и потра­чен­ное время, необ­хо­дим пере­ход на сле­ду­ю­щую сту­пень. Напри­мер, в секте Муна суще­ствует «лест­ница» из многих семи­на­ров – ввод­ный, одно­днев­ный, двух­днев­ный, трех­днев­ный, семи­днев­ный, два­дцати одно­днев­ный, а также слож­ная система член­ства и уча­стия в дея­тель­но­сти секты. В секте сай­ен­то­ло­гии Рона Хаб­барда, чело­век опла­тив и пройдя началь­ный курс, узнает в самом конце, что самое глав­ное и инте­рес­ное будет рас­кры­ваться лишь на сле­ду­ю­щем курсе, за кото­рый плата отдель­ная и т.д. То же харак­терно для секты после­до­ва­те­лей «живой этики»: сту­пен­ча­тое посвя­ще­ние в тайны «учения» по мере более актив­ного уча­стия в дея­тель­но­сти секты. Иерар­хи­че­ское устрой­ство поз­во­ляет дер­жать под стро­гим кон­тро­лем и направ­лять дей­ствия членов секты на всех ее сту­пе­нях и не допус­кать кри­ти­че­ского отно­ше­ния ни к учению секты, ни к ее лиде­рам.

5. Непо­гре­ши­мость секты и ее осно­ва­теля

Учение секты всегда пре­тен­дует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая,» чем истины всех прочих, осо­бенно же – тра­ди­ци­он­ных рели­гий. Эти «истины» полу­ча­ются сверхъ­есте­ствен­ным путем, через «откро­ве­ния,» виде­ния, кон­такты с духами (напри­мер, Мун общался с духом, кото­рый назвался «Хри­стом» и дал ука­за­ние создать секту). Разу­ме­ется, все суще­ство­вав­шее в исто­рии чело­ве­че­ства до такого «счаст­ли­вого оза­ре­ния,» объ­яв­ля­ется ошиб­кой и недо­ра­зу­ме­нием (в секте того же Муна сек­танты должны дер­жаться мнения о том, что их родина – именно Корея, кото­рую осчаст­ли­вил своим рож­де­нием «пре­по­доб­ный» Мун; для «сви­де­те­лей Иеговы» любовь к Оте­че­ству абсурдна, и сол­даты, погиб­шие за Родину – безумцы; рери­хи­анцы верят, что весь мир, и Россия в част­но­сти, пре­бы­вали во тьме суе­ве­рий до того, как появи­лась воз­мож­ность читать сочи­нен­ную Рери­хами «агни-йогу.») Осно­ва­тели сект – люди, кото­рых после­до­ва­тели наде­ляют боже­ствен­ными каче­ствами, многие прямо про­воз­гла­шают себя «хри­стами»: Мун, С. Тороп («Вис­са­рион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т.Ф. Акба­шев (счи­тает «иису­сом» не только себя, но и своих уче­ни­ков), Секо Аса­хара, и мно­же­ство других. Не иначе как «мате­рью мира» име­нуют Елену Рерих адепты рери­хов­ского дви­же­ния. Обще­ние, непо­сред­ствен­ное или «духов­ное,» мыс­лен­ное, с лиде­рами-осно­ва­те­лями должно достав­лять неве­ро­ят­ное сча­стье сек­тан­там, их рас­по­ря­же­ния должны выпол­няться с энту­зи­аз­мом. По мыс­лен­ному при­казу от фото­гра­фии Шри Мата­джи (секта «сахаджа-йога») моло­дая жен­щина садист­ски убила свою полу­то­ра­го­до­ва­лую дочь.

6. Про­грам­ми­ро­ва­ние созна­ния

Чле­нами сект ста­но­вятся прежде всего люди с неустой­чи­вой пси­хи­кой, не име­ю­щие ясных нрав­ствен­ных кри­те­риев (мерила), духов­ных и куль­тур­ных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашед­шие твер­дых осно­ва­ний в духов­ной жизни, как пра­вило, легко вну­ша­емы, то есть готовы отка­заться от своей сво­боды и при­нять уста­новки своих учи­те­лей. При этом чело­век полу­чает иллю­зор­ный смысл жизни, но мыш­ле­ние его может стро­иться лишь по при­ми­тив­ным схемам. В резуль­тате чело­век ока­зы­ва­ется в полной зави­си­мо­сти от сек­тант­ского учения, уча­стия в собра­ниях, ука­за­ний учи­те­лей и лиде­ров секты. Спе­ци­а­ли­сты срав­ни­вают сек­тант­скую зави­си­мость с нар­ко­ти­че­ской.

7. Духов­ный эли­тизм (избран­ни­че­ство)

Членам секты вну­ша­ется мысль о том, что они – един­ственно спа­сен­ные люди, что все окру­жа­ю­щие – люди «вто­рого сорта,» обре­чен­ные на поги­бель потому, что не раз­де­ляют учения секты. Без этого каче­ства секта суще­ство­вать не может, ведь иначе трудно объ­яс­нить себе и окру­жа­ю­щим, почему члену секты необ­хо­димо отде­литься в образе жизни от всех тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей, почему он обязан посто­янно рекла­ми­ро­вать учение секты, почему членов секты не при­ни­мают в обще­стве. В сектах оккульт­ного направ­ле­ния дела­ется упор на «само­со­вер­шен­ство­ва­ние», то есть раз­ви­тие в чело­веке пара-нор­маль­ных спо­соб­но­стей, отли­ча­ю­щих членов секты от обыч­ных людей.

8. Кон­троль жиз­не­де­я­тель­но­сти

Конеч­ная цель сек­тант­ской орга­ни­за­ции – кон­троль над мно­гими, а в идеале – над всеми сфе­рами жизни чело­века. Для дости­же­ния этой цели всту­пив­ших в секты выры­вают из при­выч­ной жизни, лишают зна­ко­мого круга обще­ния. Во многих сектах исполь­зу­ются особые посе­ле­ния сек­тан­тов в домах или квар­ти­рах, пере­обо­ру­до­ван­ных под «ашрамы» или «мона­стыри», часто пере­на­се­лен­ные. Адепты имеют интен­сив­ный рас­по­ря­док дня, огра­ни­чи­ва­ются во сне и пище, ведут напря­жен­ную дея­тель­ность, не остав­ля­ю­щую воз­мож­но­сти кри­ти­че­ски осмыс­лить сек­тант­ское веро­уче­ние и лич­но­сти лиде­ров. В неко­то­рых дви­же­ниях для дости­же­ния кон­троля над адеп­тами при­бе­гают к помощи пси­хо­троп­ных средств и гип­ноза. В конеч­ном счете сек­танты при­но­сят в жертву секте свое время, здо­ро­вье, иму­ще­ство (квар­тиры чаще всего или про­да­ются, или отда­ются для устрой­ства офисов секты или «ашра­мов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко доволь­ству­ются своим вли­я­нием только на адеп­тов, но обычно стре­мятся его рас­про­стра­нить на членов их семей, близ­ких людей, зна­ко­мых. Дети сек­тан­тов должны вос­пи­ты­ваться в духе сек­тант­ского учения и вырас­тают пре­дан­ными сто­рон­ни­ками. По мнению спе­ци­а­ли­стов, именно из их числа могут быть сфор­ми­ро­ваны отряды для осу­ществ­ле­ния тер­ро­ри­сти­че­ских актов.

9. Поли­ти­че­ские цели

Многие секты, такие как Цер­ковь Объ­еди­не­ния Муна, «Сви­де­тели Иеговы», сай­ен­то­ло­гия Рона Хаб­барда, и другие, явля­ются круп­ными про­мыш­лен­ными и финан­со­выми «импе­ри­ями,» стре­мя­щи­мися полу­чить власть над всем миром. Напри­мер, «Мани­фест Вар­наш­рамы», один из доку­мен­тов «Меж­ду­на­род­ного обще­ства созна­ния Кришны», пишет о гря­ду­щем обще­стве «побе­див­шего криш­на­изма» как об обще­стве касто­вом, раз­де­лен­ном на сверх­че­ло­ве­ков – криш­на­и­тов и рабов-шудр, кото­рым пред­на­зна­чен тяже­лый и бес­про­свет­ный труд, а все­мо­гу­щая элита будет решать, напри­мер, к какому сосло­вию будет при­над­ле­жать ново­рож­ден­ный мла­де­нец. «Сви­де­тели Иеговы» вещают о необ­хо­ди­мо­сти устро­е­ния «нового миро­вого порядка» воз­глав­ля­е­мого «единым пра­ви­тель­ством», состо­я­щим только из членов этой секты. Кореец Мун, осно­ва­тель секты «Цер­ковь Объ­еди­не­ния», прямо гово­рит о том, что его должны при­нять все пра­ви­тель­ства мира как своего гос­по­дина.

Социологи до сих пор не определились с определением слова «секта». Одни считают это названием религиозной группы, не имеющей широкого признания. Другие говорят, что секта – это идеологическое объединение людей под руководством харизматического лидера. И в том и другом случае признается очень сильное влияние, которое оказывает руководитель секты на свою «паству», иногда до полного подчинения, сходного с зомбированием. Именно такие руководители были в десяти самых опасных сектах мира.

1. Храм Народов. Секта образована в Гайане и признана самой страшной в мире. 18 ноября 1978 года около 1000 граждан США, ее адептов, покончили жизнь самоубийством. До сих пор о причине смерти жителей поселка нет достоверных данных. Секту организовал некий Джим Джонс, чьи проповеди походили на политические митинги. Джонс строил «кооперативный социализм» в отдельно взятом поселке Джонстауне, одна из улиц которого носила имя Ленина. Утром в качестве побудки над Джонстауном из динамиков звучал гимн Советского Союза.

2. Аум Синрике. Секта образована в Японии, по некоторым данным действует и в России, хотя во многих странах запрещена. Учение Аум Синрике, якобы основанное на текстах буддизма, по сути сочетает в себе неверное понимание воззрений буддизма, а также йоги. Секта подготовила и провела нескольких терактов в Японии, в том числе в токийском метро, в результате которого погибли 12 человек. Суд приговорил главу секты Асахару к смертной казни.

3. Секта «Врата рая». Образована в США в 1975 году Маршаллом Эпплуайтом и Бонни Неттлз. В 1997 году Эпплуайту удалось уговорить 39 последователей своей секты покончить жизнь самоубийством, по причине неизбежного столкновения Земли с кометой Хейла-Боппа. Он пообещал адептам, что они покинут свои земные тела и отправятся в путешествие на космическом корабле. Готовясь к суициду, они пили лимонный сок, тем самым ритуально очищая свои тела. Тела 39 человек были найдены 26 марта 1997 года на вилле на Ранчо Санта-Фе. Они усыпили себя фенобарбиталом, смешанным с пудингом и фруктовым желе. Все это было запито водкой; потом они натянули себе на головы пластиковые мешки с таким расчетом, чтобы задохнуться во сне.

4. Секта Мэнсона, который объявил войну между черной и белой расами. Мэнсон был обвинен в 1969 году в нескольких убийствах, в том числе супруги режиссера Романа Полански актрисы Шэрон Тейт. По приговору суда должен был быть казнен в газовой камере, однако в 1977 году, когда верховный суд Калифорнии признал смертную казнь неконституционной, приговор заменили на пожизненное заключение. В прошлом году ему было отказано в досрочном освобождении.

5. Адвентисты Седьмого Дня. Церковь адвентистов возникла в 1844 году в Соединенных Штатах. Основателем был простой фермер Вильям Миллер, который, изучая Библию, пришел к выводу, что скоро наступит конец света. В 1818 году он вычислил год кончины мира: по расчетам Миллера, им должен был стать 1843 год. При этом родоначальник не смутился, когда ему напомнили слова Христа о том, что никто не может знать ни дня, ни часа Его Второго пришествия. В России приверженцы секты появились уже в прошлом веке и активно действуют в настоящее время. В 90-х годах в США разразилась трагедия, при которой погибло около ста сектантов адвентистского толка. Драма произошла в 1993 году в техасском городке Уэйко, где лидер вышедшей из адвентизма секты «Ветвь Давида» Дэвид Кореш обосновался с группой своих последователей. Он взорвал себя вместе со всей паствой. Когда пожар закончился, под развалинами нашли около сотни трупов, среди которых было не менее 25 дети.

6. Секта Бхагавана Шри Раджниша (Ошо). В 1966 году Раджниш оставил университет и начал проповедовать собственное учение, представлявшее смесь джайнизма, тантризма, дзен-буддизма, даосизма, суфизма, хасидизма, ницшеанства, психоанализа, популярных «психо-духовных» терапий и учений Кришнамурти и Гурджиева. Он все перетолковывал по-своему, приспосабливая к собственным нуждам. Главный постулат «единственной религии» Раджниша можно выразить, перефразируя известное святоотеческое высказывание: «Люби Бога и делай, что хочешь». Особенное распространение секта получила в США. Предположительно, именно Ошо в 1984 году отравил сотни человек в Далласе при помощи бактерии сальмонелла. После депортации из США Раджниш попытался остановиться в какой-либо стране, где имелись его последователи, но 21 страна или запретила ему въезд, или выслала его без особых объяснений. Сейчас в мире насчитывается около 200 медитационных центров Ошо, в том числе в России.

7. «Орден Храма Солнца» — точно не известно, есть ли ее общины на территории нашей страны, однако некоторые СМИ указывают на ее деятельность в России. Основана в 1984 году неонацистом бельгийцем Люка Журе. Учение «Ордена Храма Солнца», якобы ведущего свое происхождение от мистического ордена тамплиеров и розенкрейцеров, представляет собой смесь астрологии, алхимии, мистики, йоги и кабалистики. Согласно учению секты, Земля неотвратимо приближается к апокалипсису, при этом смерть не существует, являясь не более, чем иллюзией. Адепты верят, что в потусторонней жизни их ждет возрождение. 22 декабря 1995 года во Французских Альпах произошло массовое ритуальное самосожжение шестнадцати адептов «ордена», в том числе одной девочки и двух мальчиков. Некоторые из жертв были убиты выстрелами в голову, а затем преданы огню.

8. Секта, в России именующая себя «Церковь Христа», «Церковь Завета», «Часовня на Голгофе», «Дерево жизни», «Русская христианская церковь». В других странах известна под названием «Церковь Тела Христова» или «Слово жизни». Согласно учению этого движения, истинный христианин обязательно должен преуспевать, процветать в земной жизни, что рассматривается как подтверждение его спасения. Адепты секты находятся в информационном вакууме, так как телевидение, радио и пресса якобы несут бесовской заряд. Многие из них оставляют своих родителей, руководствуясь установкой на то, что не принявший учение секты родитель – орудие в руках дьявола. Адепты регулярно отчисляют на содержание местной общины и ее руководства десятину (десятая часть доходов). Кроме того, предусмотрены другие многочисленные «текущие» сборы, призванные облегчить для рядовых членов секты бремя распоряжения собственными деньгами.

9. Раэлианцы. Возникла во Франции в 70-х годах прошлого века. Основатель — Клод Ворильон, бывший спортивный обозреватель, заявил, что 13 декабря 1973 года в кратере потухшего вулкана в центре Франции встретился с инопланетянами, один из которых назвал себя Богом и рассказал ему, что жизнь на Земле создали инопланетяне с помощью генной инженерии. Раэль привлекает в свою секту людей, обещая им вечную жизнь, секретом которой он, якобы, обладает. «Учитель» проповедует сексуальную свободу. Одна из последовательниц «церкви» появилась в 2003 году в СМИ с заявлением, что является первым в мире клоном. Сенсация была опровергнута учеными.

10. Ho-no-Hana, японская необуддистская секта. Ее название в переводе означает «учение цветка». Основана в 1987 году. Среди последователей секты ходили слухи, что «учитель» — Хоген Фукунага — наделен магическими способностями и может читать прошлое и будущее людей по их ногам. В наиболее успешные для секты времена число ее приверженцев достигало 30 тысяч человек. В действительности верхушка секты занималась вымогательством. Предсказывая рак или другие смертельные заболевания, она заставляла людей участвовать в специальных очистительных мероприятиях, которые стоили очень дорого (900 долларов за сеанс). После обвинения в мошенничестве Фукунага сложил с себя полномочия «учителя» и был привлечен к суду, заплатив по приговору около миллиона долларов. Однако секта продолжает вербовать приверженцев, правда под другим именем — Yorokobi Kazoku no Wa.

Если вы стали жертвой мошеннических действий или незаконного психологического воздействия со стороны подобных сообществ, рекомендуем вам обратиться за защитой ваших нарушенных прав и пресечении неправомерных действий.

Определение секты дать сложно – на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

КСТАТИ
Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой, двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым, чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения.
2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём – через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.
5. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст – адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

ВАЖНО
Сектанты стараются спровоцировать новичка на поступки, ставящие его вне общественных рамок, чтобы ещё больше обособить его от внешнего мира.
8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Читайте также: «Учитель» осуждён, а дело живёт. В Новосибирске вынесен приговор лидеру секты >>

Что делать, если ваш знакомый попал в секту?
В секты обычно попадают люди с неустойчивой психикой и те, кто находится на жизненном перепутье. Жертвами становятся те, кто подсознательно чувствует себя одиноким и неуверенным в себе. На этом как раз и играют сектанты, навязывая человеку свою поддержку.

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту, можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают». Иногда человек становится сам на себя не похож – подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни», использует непонятные выражения и носит символическую атрибутику.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Разузнайте о ней, о том, чем занимаются сектанты, где и как именно.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия среди участников секты (драки, кражи, незаконная аренда жилья), привлеките психотерапевта – специалиста по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты, соберите группу поддержки из тех, кто вызывает (или вызывал раньше) уважение у завербованного.

4. Не стоит критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.

В переводе с латинского слово «секта» имеет несколько значений: учение, путь, правило, образ мыслей и действий, жизни. В современном понятии это верующие, отошедшие от догматов своей Церкви, взявшие за основу какое-либо положение из вероучения и строящие на нем свои взаимоотношения внутри своей организации и с внешним миром.

В Древнем Риме слово «секта» имело нейтральный оттенок, часто использовалось для характеристики отдельных философских школ. Например, Тацит в своем историческом труде «Анналы» называл сектой философов-стоиков. Уже в то время у слова появился негативный оттенок, так древнеримский писатель Апулей называл сектой группы разбойников.

Основоположник лютеранства Мартин Лютер (1483-1546) придал слову «секта» современное понятие. «Я предупреждаю вас так серьезно ввиду той опасности, что многочисленные заблуждения и секты — ариане, евномиане, македонцы и другие еретики — несут вред Церквам своей хитростью…». С тех пор сектантами стали называть людей, несогласных с догматами христианства, а потому отошедших от них. Нередко ради своих корыстных целей.

В наши дни понятие «религиозная секта» сохраняет негативный оттенок. В истории были случаи, когда фанатичные сектантские проповедники призывали своих адептов добровольно уходить из жизни. Так в декабре 1995 года 16 последователей «Ордена Храма Солнца» сожгли себя в лесу недалеко от Гренобля.

По форме своего устроения и работы религиозные движения и секты заметно отличаются от деятельности христианской или другой Церкви. Проповедник — непререкаемый авторитет, ему беспрекословно подчиняются все члены организации.

Отличительным признаком религиозной секты следует считать замкнутость, уход от мира в свою зачастую реакционную идею, которая на самом деле не имеет никакого отношения к религии. Издавна встречались обладавшие харизматическими чертами и даром красноречия личности, проповедовавшие конец света. И многие попадались на их уловки.

Заканчивалось это весьма печально. В 1997 году 39 адептов американской секты «Врата Рая», ожидая столкновения Земли с кометой, покончили жизнь самоубийством. Потому неудивительно, что крайне радикальные религиозные организации и секты запрещены во многих странах на законодательном уровне.

В отличие от христианства, в буддизме и индуизме слово «секта» не имеет негативного смысла, а обозначает сложившуюся традицию, обоснованную гуру — учителем. Буддизм — это не религиозное учение в традиционном европейском понятии, а философское осмысление жизни. Нравственный Закон — Просветление, данное после глубоких размышлений царевичу Гаутаме (Будде), жившему в середине I тыс. до н. э.

Жестких религиозных догм в восточных верованиях нет, не существует и единого органа управления. А религиозных школ много, но все они не еретического, сектантского оттенка. Хотя иногда употребляется понятие «синкретическая секта», это о группах, исповедующих буддизм в крайне искаженной форме.

В исламе основные религиозные течения — это суннизм и шиизм, но религия считается единой для всех мусульман. Большинство правоверных составляет сунниты (85%), остальные — шииты, среди последних есть секты ахмадитов, алавитов, друзов, исмаилитов и другие. Различия здесь не в догматике, а в вопросах ее применения. На этом строятся все разногласия в исламском мире, часто ведущие к враждебности и кровопролитию, например, войнам между суннитами и шиитами.

Религиозно-политическим течением, исповедующим ненависть к христианам, следует назвать вахабизм. В России отношение к нему негативное, хотя законодательно он не запрещен.

Важно знать! Главное отличие секты от любой мировой религии в обособленности ее членов и наличии живого «бога», который преследует свои корыстные цели и нередко ведет людей к самоубийству.

Разновидности религиозных сект
Религиозные объединения секты могут быть тоталитарными, сатанинскими, оккультными, опирающимися на сексуальный инстинкт.

Эти псевдорелигиозные по своей сути организации, прикрываясь якобы истинным вероучением, преследуют свои корыстные, часто человеконенавистнические цели, заставляют своих сторонников отказываться от всех благ цивилизации, например, от интернета и телевизора, отдавать все свои сбережения на нужды секты, а точнее, своего учителя.

Деятельность религиозных сект представляет большую угрозу обществу, недаром некоторые запрещены во многих странах. Все они обладают некоторыми общими чертами, например, замкнутостью, избранностью своих членов, но есть и существенные различия. Рассмотрим это подробнее:

Тоталитарная секта. Замкнутое сообщество, где лидер обладает непререкаемым авторитетом. Членам секты запрещается любая информация извне, общение со своими близкими. Только покорность воле проповедника, малейшее ослушание жестоко карается вплоть до смерти.
Сатанинская секта. Тайная и жестокая, криминальная организация, проповедующая культ Зла. Только бездушность и безжалостность к ближнему достойна поощрения. Нередко этакие сообщества возникают в молодежной среде, последователи Сатаны занимаются погромами на кладбищах, могут совершать ритуальные убийства.

Оккультные «братства». В основе учения лежит вера в сверхъестественное, в мистику. Вождь — медиум или гуру — проповедует, что мир катится к гибели и только он знает, что нужно для спасения души. Участники группы занимаются спиритическими сеансами, вызывают души умерших или известных людей, которые предвещают Апокалипсис и советуют, как его избежать посвященным.
Секты, где поощряются сексуальные контакты. Члены в таких группах исступленно молятся и входят в транс, сознание притупляется, слабнет воля. Призыв «учителя» к свободному сексу не встречает сопротивления. Групповые сексуальные оргии — неотъемлемая черта таких сект.

Важно знать! Деятельность проповедников религиозных сект направлена на одурманивание и подчинении людей своей воле, чтобы потом безнаказанно использовать их труд и состояние в своих целях.

Самые распространенные религиозные секты мира
На всех континентах существует множество различных союзов, объединяющих верующих людей. Многие существуют легально, в них личность стремится к духовному общению с Богом. Это помогает обрести уверенность в себе, тем более, если жизнь обошлась довольно сурово. Однако есть немало религиозных сект мира, представляющих угрозу человеку и обществу, а потому запрещенных во многих странах.

Легальные религиозные секты мира
Список религиозных сект, которые разрешены во многих странах, довольно большой. Среди них есть христианские, исламские или, допустим, буддийские и индуистские. Приведем лишь самые распространенные, а потому наиболее известные. К таким относятся:
Баптисты. Протестантская секта. Широко распространена в мире (42 млн адептов), в том числе в Украине и в России. Отвергают основные церковные таинства: крещение и причащение, отрицают священство. Крестятся уже взрослыми, вместо священников у них пресвитеры. Отвергают крест, иконы, не верят в святых и Богоматерь. Как и православные, признают Святую Троицу, считают Библию священной книгой, но трактуют ее по-своему. Противники употребления алкоголя.
Адвентисты Седьмого Дня. Международная организация с центром в США. Насчитывает более 18 млн человек. Чтут седьмой день недели — субботу. Ожидают скорого Второго пришествия Иисуса Христа. Отличительной чертой вероучения является отрицание бессмертия души. Службы совершают в молитвенных домах, все церковные должности выборные. Адвентисты пропагандируют здоровый образ жизни, выступают против разводов и абортов. У них запрет на употребление свинины, крольчатины, крови животных. Служить в армии или нет, дело совести каждого верующего.

Мормоны. Последователи «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Своим главным учением считают Книгу Мормона из Священного Писания, именно она дает ответы на все вопросы бытия. Главное положение мормонизма, что после смерти учеников Христа настоящая Церковь перестала существовать и появилась только в 1820 году. Бог призвал Джозефа Смита ее восстановить. В своей жизни мормониты следуют тринадцати догмам «Символа веры». Некоторые христианские организации не признают мормонов. РПЦ считает их языческой сектой.
Алавиты. Мусульманская секта шиитского толка. Правоверные почитают Али, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Среди исламских богословов существует мнение, что алавиты далеко отошли от традиционной веры, их религия — это своеобразная смесь ислама и христианства, некоторых древних восточных верований.

Буддийская монашеская школа Дзэн (Дзен). Иногда ее называют «Сердце Будды» или «Школа сознания Будды». Широко распространена в Японии, Китае, Вьетнаме, на Корейском полуострове. Суть учения — просветление в результате сокровенного мистического созерцания. Учение Дзэн популярно в западных странах, там даже появилось христианское направление этой буддийской школы.
Секта «Ошо». Основал уроженец Индии Чандра Мохан Джеин, более известный как Бхагван Шри Раджниш (1931-1990). Последователь неоиндуизма, мистик, считал, что посредством медитации можно достичь просветления. Популярными стали его сеансы медитации с сочетанием европейских методов терапии. Проповедовал свободу сексуальных отношений, основал «обители мудрецов» во многих странах. Широкое распространение учение Ошо получило в США, но секта оказалась замешанной в скандале с отравлением сальмонеллой в Далласе.

После этого был выслан из страны. В настоящее время центры Ошо-терапии существуют во многих странах и получили признание. После смерти назван влиятельнейшим человеком в Индии. Его книги издаются в мире миллионными тиражами.
Важно знать! Все легальные сектантские учения вышли из мировых религий, и хотя они вступают с ними в противоречие, не вредят человеку и обществу, а потому широко распространены в мире.

Запрещенные религиозные секты мира
Существуют религиозные союзы, которые, прикрываясь верой в Бога, имеют на самом деле жестокую сущность. Их можно назвать сектами религиозного экстремизма, в таких группах верующие, одураченные проповедниками, превращаются в зомби, своим поведением могут нанести большой вред людям.<