Теория иерархии потребностей Маслоу: основные мотивации уровни пирамида количество физиологические базовые

0
214

abrakham-kharold-maslou

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, в Нью-Йорке. Он был старшим из семи детей в семье евреев-иммигрантов из России . Маслоу говорил, что был застенчивым, одиноким и несчастным ребенком, и вспоминал, что большую часть юности провел в библиотеке за книжками.

В восемнадцать лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский городской колледж, но вскоре перевелся в Висконсинский университет, где начал изучать психологию . Там его наставником и научным руководителем стал Гарри Харлоу, к тому времени уже прославившийся своими экспериментами с макаками-резус . В университете Маслоу получил три ученые степени в области психологии: в 1930 году — степень бакалавра, в 1931 году — магистра и в 1934-м — докторскую степень. Далее он продолжил учебу в Колумбийском университете, где познакомился со своим следующим наставником — Альфредом Адлером, создателем концепции комплекса неполноценности.

В 1937 году Маслоу начал преподавать в Бруклинском колледже, где работал до 1951 года . Там он встретил еще двух своих будущих наставников: одного из основателей гештальтпсихологии Макса Вертгеймера и антрополога Рут Бенедикт. Маслоу восхищался этими людьми — как их профессионализмом, так и личностными качествами, — поэтому стал изучать их самих и их поведение. Именно в это время у него возник интерес к человеческому потенциалу и психическому здоровью, который определил всю его будущую карьеру и стал фундаментом для самого важного вклада ученого в психологическую науку.

В 1950-х годах Абрахам Маслоу становится основателем и лидером нового направления в науке — гуманистической психологии. Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на болезнях и различных отклонениях, исследователь сфокусировался на психически здоровых людях. Появление школы гуманистической психологии способствовало созданию ряда разных психотерапевтических методов, основанных на идее, что в каждом человеке от природы заложен потенциал для самоисцеления и что психотерапевт должен играть в этом процессе роль сопровождающего и инструктора и помогать ему избавляться от барьеров и преград, стоящих на пути к реализации внутреннего потенциала.

Наибольшую известность Абрахаму Маслоу принесла «пирамида иерархии потребностей» . Это краеугольный камень современной психологической мысли и системы образования. Суть этой концепции заключается в том, что на конкретные действия людей мотивируют разные потребности, которые начинаются с базовых и постепенно переходят ко все более и более сложным.

С 1951 по 1969 год Маслоу преподавал в Университете Брэдейса, после чего переехал в Калифорнию и начал работать в благотворительном фонде Лафлина . Абрахам Маслоу скончался 8 июня 1970 года от сердечного приступа в возрасте шестидесяти двух лет.

Иерархия потребностей

В 1943 году Абрахам Маслоу впервые представил миру свою концепцию иерархии потребностей; ее часто изображают в виде пирамиды. По идее психолога, потребности играют важную роль в мотивации людей, заставляя их вести себя определенным образом. Базовые потребности лежат в основании пирамиды (физиологические) — они первичны; более сложные (психологические и социальные) располагаются ближе к вершине. На каждый очередной уровень человек переходит только после того, как удовлетворены потребности предыдущего уровня.

Физиологические потребности

Физиологические, или базовые, потребности человека непременно должны быть удовлетворены . Это необходимо для выживания . Все остальные потребности вторичны; их удовлетворение становится возможным только после того, как удовлетворены потребности базового уровня, то есть голод, жажда, сон и половое влечение.

Потребность в безопасности

Потребность в безопасности и защищенности тоже важна для нашего выживания, но все же не в такой степени, как физиологические потребности. На этом уровне пирамиды находятся личная (наличие жилья и безопасная среда обитания) и финансовая безопасность, здоровье и защита от несчастных случаев, например страхование .

Потребность в любви и принадлежности

Потребность в любви и принадлежности, или социальные потребности, включают в себя стремление человека быть любимым, быть принятым и принадлежать к определенной социальной группе. Этот следующий уровень потребностей удовлетворяется благодаря семейным и романтическим отношениям, дружбе, а также членству в религиозных, общественных и прочих организациях и группах.

Потребность в уважении

Каждый человек стремится к тому, чтобы другие люди уважали и ценили его, а также хочет вносить свой вклад во благо общества. Высокая самооценка и признание, как правило, ведут к уверенности в себе, а низкая самооценка и отсутствие уважения со стороны окружающих — напротив, к чувству неполноценности . Почувствовать, что их ценят и любят, и повысить самооценку люди могут по- разному — например, занимаясь профессиональной деятельностью, командными видами спорта, имея хобби, добиваясь успехов в работе и учебе.

Потребность в самоактуализации

На вершине пирамиды Маслоу находится потребность в самоактуализации, то есть в полной реализации внутреннего потенциала, для удовлетворения которой человек должен стать всем, на что он способен. Чтобы достичь этого, необходимо удовлетворить потребности всех остальных уровней . Понимают самоактуализацию весьма широко, но применяется она очень узко — например, человек может стремиться стать лучшим художником или родителем.

teoriya-ierarkhii-potrebnostey-abrakha

Разные типы потребностей

Маслоу выделил не только разные уровни потребностей, но и разные типы: дефицитарные и бытийные. Дефицитарные потребности — это потребности низшего порядка, возникающие из-за недостатка (например, физиологические, а также потребность в безопасности и уважении). Удовлетворять их необходимо для того, чтобы не испытывать неприятных эмоций или избежать негативных последствий. Бытийные потребности (или потребности в развитии) связаны со стремлением человека расти и развиваться как личность. Они не являются следствием лишения.

Следует сказать, что идеи Маслоу подверглись критике . Прежде всего, многие усомнились в методе, с помощью которого ученый выделил отличительные признаки самоактуализации. Он воспользовался для

Критика иерархии потребностей Маслоу

этого качественной методикой биографического анализа, исследовав биографии и труды двадцати одного человека, которых сам счел людьми, достигшими уровня самоактуализации, и на основе этой узкой выборки составил список качеств. Таким образом, определение самоактуализации Маслоу базируется исключительно на субъективном видении — следовательно, его определение не может быть признано как научно подтвержденный факт.

Немало критики вызвала и другая идея Маслоу, согласно которой в результате перехода к самоактуализации непременно должны быть удовлетворены потребности более низкого уровня. А ведь, скажем, люди, живущие в нищете, отнюдь не лишены способности любить и быть любимыми и ощущать чувство принадлежности, хотя, по мнению Маслоу, такого быть не может. Впрочем, несмотря на критику, никто не отрицает, что его идеи оказали огромное влияние на развитие современной психологии. Он сместил фокус внимания с отклоняющегося от нормы поведения на здоровую личность и заставил науку сосредоточиться на позитивных аспектах человеческой природы, психического здоровья и внутреннего потенциала человека.

Из книги Пола Клейнмана «Психология. Люди, концепции, эксперименты»

Абрахам Харольд Маслоу – мудрый психолог, выдающийся мыслитель автор теории иерархии потребностей человека, глубокий исследователь человеческой природы.

Также интересны обобщение им признаков самоактуализированных личностей, которые предлагаются в статье о нем.

Ниже предлагаются его мотивирующие высказывания, которые к тому же могут помочь увидеть свои страхи, недостатки, ошибки и  препятствия на пути становления и развития личности.

Психолог Абрахам Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.

Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Абрахам Маслоу цитаты

Ниже приводятся полезные цитаты Абрахама Маслоу

1. Я могу чувствовать вину за прошлое, я могу опасаться будущего, но только в настоящем я могу действовать. Способность быть в настоящем – это главный компонент психического здоровья.

2. Если вы добровольно решили быть кем-то меньшим, чем вы потенциально можете, то вы будете несчастны до конца жизни.

3. У вас есть выбор между безопасностью и развитием. Раз за разом выбирайте развитие. Раз за разом преодолевайте страх.

4. Если единственный инструмент в вашем распоряжении это молоток, то вы склонны видеть каждую проблему в виде гвоздя.

5. Вашим единственным конкурентном являются ваши возможности. Вашим единственным поражением является отказ от жизни в соответствии со своим потенциалом.

6. Что действительно необходимо чтобы измениться человку, так это изменить осознание самого себя.

7. Первоклассный суп лучше второсортной живописи.8. Мы испытываем страх перед наивысшими проявлениями своего я (также, как и перед низшими). Как правило, мы боимся стать тем, кто светит изнутри нас в самые удивительные моменты нашей жизни

Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в своей статье 1943 года “Теория человеческой мотивации” и в своей последующей книге “Мотивация и личность”. Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы выполнять основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.

В то время как некоторые из существующих школ изучения человеческой личности (психоанализ и бихевиоризм), как правило, фокусировались на проблемном поведении, Маслоу был гораздо более заинтересован в изучении того, что делает людей счастливыми и что они делают для достижения этой цели.

Будучи гуманистом, Маслоу считал, что у людей есть врожденное желание быть самореализованными, то есть быть всеми, кем они могут быть. Однако для достижения этих конечных целей необходимо удовлетворить ряд более элементарных потребностей, таких, как потребность в пище, безопасность, любовь и чувство собственного достоинства.

Есть пять различных уровней иерархии потребностей Маслоу. Давайте более подробно рассмотрим потребности Маслоу, начиная с самого низкого уровня, которые известны как физиологические потребности.

От базовых до более сложных потребностей
Иерархия Маслоу чаще всего отображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни пирамиды состоят из самых основных потребностей, в то время как самые сложные потребности находятся на вершине пирамиды.

пирамида иерархии потребностей Маслоу
Пирамида иерархии потребностей по Маслоу
Потребности в нижней части пирамиды являются основными физическими требованиями, включая потребность в пище, воде, сне и тепле. Как только эти потребности более низкого уровня будут удовлетворены, люди смогут перейти на следующий уровень потребностей, связанных с безопасностью и охраной.

По мере того, как люди продвигаются вверх по пирамиде, потребности становятся все более психологическими и социальными. Вскоре потребность в любви, дружбе и близости становится важной. Далее вверх по пирамиде, необходимость личного достоинства и чувства выполненного долга приоритетны.

Как и Карл Роджерс, Маслоу подчеркнул важность самореализации, которая является процессом роста и развития как личности для достижения индивидуального потенциала.
Потребности дефицита и потребности роста
Маслоу считал, что эти потребности похожи на инстинкты и играют главную роль в мотивации поведения. Потребности в физиологии, безопасности, социальном обеспечении и уважении – это потребности в дефиците, которые возникают из-за депривации. Удовлетворение этих потребностей более низкого уровня важно для того, чтобы избежать неприятных ощущений или последствий.

Маслоу назвал самый высокий уровень пирамиды потребностями роста. Эти потребности вытекают не из недостатка чего-то, а скорее из желания расти как личность.

Хотя теория обычно изображается как довольно жесткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором эти потребности выполняются, не всегда соответствует этой стандартной прогрессии. Например, он отметил, что для некоторых людей потребность в самооценке важнее, чем потребность в любви. Для других потребность в творческом наполнении может вытеснить даже самые элементарные потребности.

Физиологические потребности
Основные физиологические потребности, вероятно, довольно очевидны — это вещи, которые жизненно важны для нашего выживания. Некоторые примеры физиологических потребностей включают:

Пища
Вода
Дыхание
Гомеостаз
В дополнение к основным требованиям питания, воздуха и регулирования температуры, физиологические потребности также включают такие вещи, как жилье и одежду. Маслоу также включил половое размножение в этот уровень иерархии потребностей, поскольку это имеет важное значение для выживания и распространения вида.

Потребности в области охраны и безопасности
По мере продвижения на второй уровень иерархии потребностей Маслоу требования начинают становиться немного сложнее. На этом уровне первоочередными становятся потребности в области безопасности и охраны. Люди хотят контроля и порядка в своей жизни, поэтому эта потребность в безопасности и охране в значительной степени способствует поведению на этом уровне.

Некоторые из основных потребностей в области безопасности включают:

Финансовое обеспечение
Здоровье и благополучие
Безопасность от несчастных случаев и травм
Поиск работы, получение медицинского страхования и медицинской помощи, внесение денег на Сберегательный счет и переезд в более безопасный район – все это примеры действий, мотивированных потребностями в безопасности и охране.

Вместе, безопасность и физиологические уровни иерархии составляют то, что часто называют основными потребностями.
Социальные потребности
Социальные потребности в иерархии Маслоу включают такие вещи, как любовь, принятие и принадлежность. На этом уровне потребность в эмоциональных отношениях определяет поведение человека. Некоторые из вещей, которые удовлетворяют эту потребность включают:

Дружеские контакты
Романтические привязанности
Семья
Социальные группы
Группы сообщества
Церкви и религиозные организации
Чтобы избежать таких проблем, как одиночество, депрессия и беспокойство, важно, чтобы люди чувствовали себя любимыми и принятыми другими людьми. Личные отношения с друзьями, семьей и любовниками играют важную роль, как и участие в других группах, которые могут включать религиозные группы, спортивные команды, книжные клубы и другие групповые мероприятия.

Потребность в уважении
На четвертом уровне в иерархии Маслоу есть потребность в оценке и уважении. Когда потребности на трех нижних уровнях удовлетворены, уважение начинает играть более заметную роль в мотивации поведения.

На данном этапе становится все более важным завоевать уважение и признательность других. У людей есть потребность достичь чего-то, а затем получить признание их усилий.

В дополнение к потребности в чувстве выполненного долга и престижа, потребности уважения включают такие вещи, как самооценка и личная ценность. Люди должны чувствовать, что их ценят и другие, и чувствовать, что они вносят вклад в мир. Участие в профессиональной деятельности, академических достижениях, спортивном или командном участии и личных увлечениях может сыграть определенную роль в удовлетворении потребностей уважения.

Люди, которые способны удовлетворить потребности в уважении, добиваясь хорошей самооценки и признания других, как правило, чувствуют уверенность в своих силах. У тех, кому не хватает самоуважения и уважения к другим, может развиться чувство неполноценности.

Вместе, уважение и социальные уровни составляют то, что известно как психологические потребности иерархии.
Потребности в самореализации
На самом пике иерархии Маслоу находятся потребности в самореализации. “Каким может быть человек, он должен быть”, – объяснил Маслоу, ссылаясь на необходимость того, чтобы люди достигли своего полного потенциала как человеческие существа.

Согласно определению Маслоу о самореализации:

“Это можно примерно описать как полное использование талантов, способностей, возможностей и т. д. Такие люди, кажется, реализуют себя и делают все возможное, что они способны делать… Это люди, которые развились или развиваются до того уровня, на который они способны.”
Самореализующиеся люди осознают себя, заботятся о личностном росте, меньше заботятся о мнениях других и заинтересованы в реализации своего потенциала.
Критика иерархии потребностей Маслоу
Теория Маслоу стала дико популярной как в психологии, так и вне ее. Теория была особенно затронута сферами образования и бизнеса. Несмотря на популярность, концепция Маслоу не была без критики.

Главные из них:

Потребности не обязательно следуют иерархии

Хотя некоторые исследования показали определенную поддержку теорий Маслоу, большинство исследований не смогли обосновать идею иерархии потребностей. Вахба и Бриджвелл сообщили, что было мало доказательств ранжирования потребностей Маслоу и еще меньше доказательств того, что эти потребности находятся в иерархическом порядке.

Теорию сложно проверить

Другие критики теории Маслоу отметили, что его определение самореализации трудно проверить научно. Его исследования по самореализации также основывались на очень ограниченной выборке людей, включая людей, которых он знал, а также на биографиях известных людей, которых Маслоу считал самореализованными.

Так почему же иерархия потребностей Маслоу была столь влиятельной?

Независимо от этих критических замечаний, иерархия потребностей Маслоу представляет собой часть важного сдвига в психологии. Вместо того, чтобы сосредоточиться на аномальном поведении и развитии, гуманистическая психология Маслоу была сосредоточена на развитии здоровых людей.

Хотя было относительно мало исследований, поддерживающих теорию, иерархия потребностей хорошо известна и популярна как в психологии, так и вне ее. В исследовании, опубликованном в 2011 году, исследователи из Университета Иллинойса намеревались проверить иерархию.

Они обнаружили, что, хотя удовлетворение потребностей тесно связано со счастьем, люди из различных культур во всем мире сообщили, что самореализация и социальные потребности имеют важное значение даже тогда, когда многие из самых основных потребностей не были удовлетворены.

Такие результаты показывают, что, хотя эти потребности могут быть мощными мотиваторами человеческого поведения, они не обязательно принимают иерархическую форму, описанную Маслоу.
Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности (в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотивации труда, крайне важно достичь необходимого уровня удовлетворения физиологических, социальных потребностей и потребности в безопасности, с тем, чтобы у работника появилась потребность в самовыражении, а также создать условия для ее реализации на данном предприятии.

В своей работе «Мотивация и личность» (1954) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, состоящую из пяти уровней. Пирамида следующая:

Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
Потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)
Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)
Потребность в уважении и признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)
Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности)
Позже, в других работах, А. Маслоу иногда добавлял еще два уровня: уровень познавательных способностей и уровень эстетических потребностей.

По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. При этом сам же Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.

Каков смысл пирамиды Маслоу?

Маркетологи пирамиду Маслоу часто критикуют: и зря. Почему? Маркетологи взяли разумную психологическую теорию и попытались ее применять в маркетинге (там, для чего она не создавалась), а когда не получилось, обвинили Маслоу в том, что его теория «абсурдна», «устарела», «у нас не работает».

Какой смысл психологам, педагогам, да и обычным людям знать об этой пирамиде? Тут можно два основных смысла.

Первое. Людям (массе) подсказывается, что после того, как они поедят, поспят и поразвлекаются, у них могут (а если они уважают Науку, то и должны) возникнуть другие желания и интересы. Пора, господа!

Второе. Психологам, педагогам и родителям подсказывается, что едва ли получится от их воспитанников ожидать высоких интересов, пока не подкормить их чем-то более простым. Не потянете.

При этом, педагогически спорным кажется взгляд А.Маслоу на вершину его пирамиды, на то, что потребность в самоактуализации — высшая ценность человеческой жизни. Возможно, для человека как организма это действительно так, но для человека как личности есть и другие взгляды на главные жизненные ценности и вершины роста и развития личности.

Что это за теория?

Иерархия потребностей Маслоу – одна из самых популярных теорий мотивации. Согласно ей, все человеческие нужды можно поместить в некую «пирамиду». Делается это следующим образом. В основании, в самом низу «пирамиды», мы располагаем самые важные из человеческих потребностей. Без их удовлетворения становится практически невозможным биологическое существование людей. На более высоких уровнях «пирамиды» находятся потребности, которые характеризуют человека как существо социальное и как отдельную личность.

Ступени

Хотя иерархия потребностей Маслоу создавалась в 40-е годы, на сегодняшний день она все еще очень актуальна. Известный американский экономист, он утверждал, что у людей очень много различных нужд. Но, также он полагал, что их все можно разделить на пять уровней. Более детально эту идею разрабатывал современник Маслоу, психолог из Гарварда, Муррей. Состоит эта теория в следующем.

1. Физиологические потребности. Они необходимы для нашего выживания. Сюда относится голод, жажда, необходимость убежища и отдыха, секс.

2. Безопасность (защита от боли, страха, гнева) и уверенность в будущем. Это потребности в защите от опасностей физического и психологического характера со стороны окружающего нас мира. Уверенность в том, что наши физиологические нужды в будущем также будут удовлетворены.
3. Социальные потребности – это понятие включает чувство принадлежности кому-либо или к чему, чувство, что другие тебя принимают. Это ощущение привязанности, социального взаимодействия и поддержки. Потребности: в любви, семье, друзьях, общении.

4. Необходимость утверждения. Сюда относятся самоуважение, потребность в компетентности, личных достижениях, признании окружающих. Также это карьера, престиж, успех, личностный рост.

5. Духовные потребности: познание, самовыражение, самоактуализация, самоидентификация.

При желании, иерархия потребностей Маслоу, может быть дополнена потребностями материальными и духовными, иррациональными и рациональными, осознанными и неосознанными, косвенными и прямыми, и др.

Процентное соотношение

Потребности, расположенные на первом уровне, – физиологические: в пище, отдыхе, тепле, комфорте и т.д. Они присущи абсолютно каждому человеку. Когда они полностью удовлетворены, становятся актуальны потребности располагающиеся на более высоких уровнях пирамиды. В процентно соотношении это выглядит следующим образом.

Иерархия потребностей Маслоу подразумевает, что человек ощущает нужду в безопасности и порядке, если не менее чем на 85% утолены его физиологические потребности. Людям начинает хотеться дружбы, уважения, одобрения, признания и любови, если их необходимость в безопасности удовлетворена на 70%. Чтобы нам захотелось самоуважения, под которым подразумевается свобода действий, достижение некоего социального статуса, наши социальные потребности должны быть обеспечены также на 70%.

Удовлетворяя потребность в самоуважении на 60%, мы начинаем желать самоактуализации, самовыражения, реализации своего потенциала. Иерархия потребностей по Маслоу утверждает, что именно этого уровня сложнее всего достичь и в полной мере удовлетворить себя, находясь на нем. Даже достигая 40% уровня самоактуализации, мы чувствуем себя счастливыми, но этого добиваются только 1–4% населения планеты.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией.

Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации. Однако в период Ф. Тейлора управленцами было осознано, что зарплата на грани голода — глупо и опасно. По мере улучшения благосостояния населения не всегда пряник заставляет трудиться человека лучше.

Большую роль в данной области сыграли труды З. Фрейда по психологии, вводившие понятие бессознательного. Ученым был выдвинут тезис о том, что люди не всегда поступают рационально. Эксперименты Э. Мэйо выявили снижение текучести кадров за счет роста престижности профессии, социальных, групповых отношений.

Содержательные теории мотивации основаны на классификации потребностей человека (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд). Первичные и вторичные потребности. Процессуальные теории базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей (как ведут себя люди с учетом их восприятия).

Потребность человека
Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.

Ф. Герцберг предложил две группы факторов в 50-х гг. CC в.

гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
факторы мотивации (внутренние, присущие работе).
К первой группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства. Эти факторы автоматически не определяют мотивацию. Вторая группа факторов предполагает, что каждый человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.

Закон результата (П. Лоуренс и Дж. Лорш) утверждает, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей (на примере прошлого).

Д. МакКлелланд выделал три потребности: власть, успех, причастность. Успех — не просто результат, а процесс доведения до успеха. Причастность — это чувство принадлежности к чему-либо, возможность социального общения, чувство социального взаимодействия. Он считал, что в настоящее время, когда уже удовлетворены все первичные потребности, решающую роль начинают играть перечисленные потребности высшего порядка.

Процессуальные теории мотивации
Теория ожидания В. Врума. Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.

Врум выделил три взаимосвязи. Затраты труда — результат. Результат — вознаграждение. Валентность, т. е. ценность, удовлетворенность вознаграждением, так как предпочтения у различных людей различны.

М = З — Р * Р — В * Валентность

Теория справедливости. Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Дисбаланс нужно снимать.

Модель Портера — Лоулера. Пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Эта теория объединяет предыдущие две.

Можно изменить производственный процесс для улучшения мотивации сотрудников. Сложность мотивации через потребности заключается в том, что вы имеете дело с разными людьми, всегда есть большая вероятность невыполнения их личных потребностей.

Пирамида потребностей Маслоу

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:
Физиологические (голод, жажда, секс …);
Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха…);
Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов).

Иерархия потребностей по Маслоу
Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

Физиологические потребности;
Потребность в безопасности и защищенности;
Социальные потребности;
Потребность в уважении
Потребность в самореализации;
Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

ИЕРАРХИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ
Уровни человеческих нужд представлены в виде пирамиды. Потребности постоянно заменяют друг друга, учитывая значимость, поэтому если человек не удовлетворил примитивные нужды, то и перейти на другие этапы он не сможет.

Виды потребностей по Маслоу:

Уровень №1 – физиологические потребности. Основа пирамиды, куда входят нужды, которые есть у всех людей. Удовлетворять их нужно для того, чтобы жить, но сделать это один раз и на всю жизнь, невозможно. В эту категорию входит необходимость в еде, воде, жилье и др. Чтобы удовлетворить эти потребности, человек переходит к активным действиям и начинает работать.

Уровень №2 – потребность в безопасности. Люди стремятся к стабильности и защищенности. Удовлетворяя эту потребность по иерархии Маслоу, человек хочет создать для себя и для близких людей комфортные условия, где он сможет укрыться от невзгод и проблем.
Уровень №3 – потребность в любви. Людям необходимо ощущать свою значимость для окружающих, что проявляется как на социальном, так и на духовном уровне. Именно поэтому человек стремится создать семью, найти друзей, стать частью коллектива на работе и войти в другие группы людей.

Уровень №4 – потребность в уважении. Люди, которые дошли до этого периода, обладают желанием стать успешными, достичь определенных целей и завоевать статус и престиж. Для этого человек учится, развивается, работает над собой, заводит важные знакомства и т.д. Потребность в самоуважении подразумевает становление личности.

Уровень №5 – познавательные способности. Люди стремятся поглощать информацию, обучаются, а затем, применяют полученные знания на практике. Для этой цели человек также читает, смотрит обучающие передачи, в общем, получает информацию всеми существующими способами. Эта одна из основных потребностей человека по Маслоу, поскольку она позволяет быстро справляться с разными ситуациями и адаптироваться к жизненным обстоятельствам.

Уровень №6 – эстетические потребности. Сюда входят стремления человека к прекрасному и гармонии. Люди применяют свою фантазию, художественный вкус и желание сделать мир прекрасней. Есть люди, у которых эстетические потребности бывают важнее физиологических, поэтому ради идеалов они могут многое вынести и даже умереть.

Уровень №7 – потребность в самоактуализации. Высший уровень, до которого доходят не все люди. Эта нужда основывается на желании достичь поставленных целей, духовно развиться, а еще на применении своих способностей и талантов. Человек живет с девизом – «только вперед».

Теория потребностей человека по Маслоу имеет свои недостатки. Многие современные ученые утверждают, что нельзя подобную иерархию брать за истину, поскольку есть много недочетов. К примеру, противоречит концепции человек, который решил выдерживать пост. К тому же не существует инструмента, который бы позволит измерить силу потребностей каждого человека.

Основные потребности человека

У всех людей есть потребности, которые могут изменяться в течение жизни. Они делятся на разные группы, объединенные по признакам. В этой статье рассказывается об основных потребностях человека и даны их краткие характеристики.

Повышенная чувствительность
Повышенная чувствительность – это особенность нервной системы, при которой человек может индивидуальным образом реагировать на раздражение внешней или внутренней среды. В некоторых случаях это является следствием болезней, стрессов и других факторов.

Психологические проблемы

Психологические проблемы имеются у всех людей, но не все могут с ними справиться. Их опасность заключается в том, что они затрагивают другие сферы жизни человека – семью, работу, социум. Нередко внутренний конфликт приводит к появлению различных болезней.

(“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность .

Иерархия потребностей А. Маслоу – одна из наиболее известных теорий содержания мотивации – основана на результатах многочисленных психологических исследований. Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, ем на 85%.

Социальные потребности

(в дружбе, уважении, одобрении, признании, любви) возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60% личность начинает испытывать потребность в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1–4% населения Земли.

С точки зрения управления персоналом и внедрения системы мотив