Сретенский монастырь: история расписание богослужений территория иконы литургия скит церковь

sretenskiy-monastyr-istoriya-raspis2Сретенский монастырь на Лубянке — это старинная православная обитель, которая находится практически в центре столицы Российской Федерации. В истории данного монастыря отразилась, наверное, вся история существования Российского государства с его переворотами, войнами, яростным богоборчеством и пламенными молитвами.

История 

Святая обитель Сретенского монастыря в Москве была основана в конце XIV столетия на месте обретения чудотворного образа Владимирской иконы Богоматери. Святыня помогла избавить Москву от нашествия хана Тамерлана. В 80-х годах XVII столетия был построен нынешний главный храм монастыря. Его освятили и назвали во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери. Немного позже возле храма возвели придел Рождества Иоанна Предтеча.

В начале XVIII столетия храмы украсили шедеврами древнерусского искусства — фресками. Они, кстати, сохранились и по сегодняшний день. В даты празднования Сретенской иконы из Успенского собора в Сретенский направлялся крестовый ход.

Историки отмечают, что православная святыня сыграла активную роль в избрании на пост царя — Михаила Федоровича, который был первым из династии Романовых. Тогда считалось за честь начинать богомолье царей, князей, митрополитов из молитв в Сретенском храме.

 

После прихода к власти коммунистов в 1917 году, обитель стала центром борьбы с безбожниками. В начале 30-х годов православный храм захватили советские власти, но усилиями патриарха Тихона и священномученика Иллариона монастырь возвратили. Однако в 1925-м святыню закрыли.

В 1930-м большая часть сооружений обители была разрушена. На ее территории велись расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД.

Только с 1990-х годов началось активное возобновление монастыря. В 1991-м был реконструирован и открыт приходской храм Сретенской Владимирской иконы Богоматери. Позже возведена колокольня, восстановлены четырех и пятиэтажные обители для монашеской братии, реконструированы старинные монашеские строения и помещения.

  Сегодня в монастыре проживают около 40 человек, которые делятся на два скиты: мужскую и женскую. Также при монастыре действует книжное православное издательство, которое публикует историческую, художественную, богословную и богослужебную литературу. Помимо этого несколько десятков лет назад было открыто высшее монашеское училище и организованы катехизические курсы, для людей, которые совсем недавно вступили в церковную жизнь.

Святыни Сретенского монастыря и храмы

Сегодня на территории обители действует только собор Сретения Владимирской иконы, который возведен в 1677 году. Также есть не действующие храмы:

  • Храм святого Николая;
  • Храм преподобной Марии Египетской (1385 года).

В стенах обители находятся чудотворные иконы Сретенского монастыря:

  • икона преподобного Серафима Саровского с его мощами;
  • икона Владимирской Богоматери.

Другие святыни: мощи Иллариона Троицкого и копия Туринской Плащаницы.

 

Для православного человека данная обитель, без сомнения, благодатное место. Туристы же смогут здесь подышать русской историей, посмотреть на великолепные фрески, красивые металлические светильники, которые отбрасывают свет на лики святых. Для тех, кто желает познакомиться с православной историей, напиться духовной силы и найти душевный покой, будет доволен отведать данную обитель.

Расписание служб и богослужений

Каждый день в стенах общины проводятся:

  • полунощница в 6:45;
  • утренняя и вечерние службы в 18:00;
  • в праздничные и воскресные дни ранняя литургия проводится в 7:00, а поздняя в 10:00.

В эти дни в собор приходит большое количество прихожан и паломников. Расписание на текущую неделю можно узнать лично у священника или монашеской братии.

Проход на территорию запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна иметь головной убор.

Обязательно к прочтению:  Александро-Свирский мужской монастырь

Где находится Сретенский монастырь

Точный адрес православной святыни: Россия, город Москва, ул. Б. Лубянка, 19. Индекс 107031.

Эта краткая трогательная история, одновременно, нашедшая только сейчас своё торжественное и скромное завершение, произошла со мной в октябре 2011 года. В поисках красоты и творческих образов осенней Старой Москвы я чу́дным образом оказался в Сретенском монастыре. Очень люблю его. И не только за удивительное умиротворенное ощущение, что испытываешь здесь, и не только за этот соборный храм, что, как будто, наполнен до краев человеческой, божественной любовью и доброй надеждой, но и за то, на что обращаешь свое чувственное внимание, как только вступаешь на эту святую землю —  удивительной красоты сад, что разбит вокруг соборной церкви монастыря.
Тогда, я, даже, не мог понять до конца, в чем же дело, почему меня так завораживает этот, как бы, вроде, обычный монастырский дворик. Но в каждом цветке этого сада ощущалась необыкновенная человеческая любовь, излитая безраздельно. Казалось, что ты, как будто, по чьему то сизволению, был удостоен чести пребывать в таинственном райском саду, наполненном неземной любовью Творца к своим земным чадам. Нигде и никогда ничего подобного я не ощущал. Это поразительное концентрированное впечатление потом долго сохранялось в моей памяти (да и не только это). И о чем же пойдет речь? Об одной удивительной встрече, что продлилась мгновение, но не давала мне покоя годами своей яркостью и пронзительностью ощущения вечности, и нашла свое разрешение и понимание только сейчас.
В этом посте я выкладываю, в том числе, свои некоторые старые фотографии Сретенского монастыря. Они были сняты посредством бюджетной фотоаппаратуры, имеют явные изъяны, но в них, по моему мнению, возможно, остался тот дух божественного райского сада Сретенского монастыря. Поэтому не судите строго. В то время, строительство нового монументального соборного храма Сретенского монастыря, очевидно, только зрело в умах церковных иерархов, поэтому, Сретенский монастырь предстанет перед нами таким, каким он и был в 2011 году, тогда, когда я и получил свой необыкновенный и нежданный духовный опыт принятия и осознания бренности человеческой жизни, что понял совсем недавно, — о чем и расскажу в конце этого поста. Одновременно, все же, хочется поведать и об истории монастыря моему читателю, поэтому — с нее и начнем.


Сретенский монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают нам летописные источники. 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. А через день Тимур (Тамерлан) повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. То, что войска Тамерлана без явных видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было тогда безусловно расценено как заступничество Богородицы.

Эта икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого события её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор, где и находилась до 1918 года, когда была взята для реставрации в Третьяковскую галерею.

Кстати, Кучковым полем в то время называли 500-700 метровую полосу вдоль бровки левого коренного берега Неглинной в пределах нынешнего Рождественского бульвара. В память избавления от нашествия на месте сретения (встречи) чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.

Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича. Южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи.

В 1926 году обитель была закрыта. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским. Священник собора Иван Хлыстов в 1929 году был арестован и помещён на три года в концлагерь, за предсказание скорого конца советской власти.

В 1927-1930 годах большинство зданий монастыря было разрушено — как говорилось в газетах и официальных документах, «для расширения уличного движения». В числе прочих сооружений был снесен храм прп. Марии Египетской — один из древнейших в Москве. Иконы и утварь, по каким- либо причинам не изъятые из монастыря ранее, теперь «расформировали» по разным музеям и культурным учреждениям. Так, знаменитая икона начала XVIII века «Воздвижение креста» оказалась в Антирелигиозном музее искусств в «бывшем Донском монастыре». Спустя несколько лет икона поступила в собрание Третьяковской галереи, где и находится по сей день.

В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, проводились расстрелы. В безымянных могилах хоронили тела жертв. В память о них в 1995 году при входе в монастырь установили поклонный крест, освящённый Святейшим Патриархом Алексием.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.

В этих кратких исторических сведениях никак не уместить все то, что происходило в душах москвичей столетиями. Сретенский монастырь все же является нашей величайшей святыней, как и Владимирская икона Божьей матери, о которой я писал в свое время. Сретенский монастырь — символ заступничества небесных сил от врагов нашей страны, что делает дух русского народа непобедимым.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г. Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть. В храме интересно устройство сводов — последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный его вид. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С.Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М.Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958-1962 гг.».

Реставрация была, однако, неполной: верх был оставлен «бескрестным».

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. И. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской, построенная в 1358 году, находилась к востоку от собора. Один был из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет третий номер и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках. Церковь была разрушена в 1930 г.

Храм святитель Николая Чудотворца находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Большая Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV — XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д.Д. Мещанинова». В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в. Храм закрыт в 1924 г. Разрушен он был в 1928 г.

Колокольня монастыря была снесена в 1927 г.

Святыни монастыря — мощи сщященномученика Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив) – находится в подземной крипте собора; чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщященномученика. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.). Возведена новая колокольня…,

…восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.

Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек. У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области.

Мужской ставропигиальный Сретенский монастырь по столичным меркам небольшой, но за двумя соборами и иными постройками обители стоит сложная многовековая жизнь страны с её междоусобицами, войнами и нападками на веру.

Своим появлением этот московский монастырь во многом обязан хану Тамерлану и иконе Владимирской Богоматери. Вот как это случилось. В 1395 году завоеватель вторгся на русские земли. Разоряя по дороге города, он с войском приближался к главной своей цели — Москве. Для того, чтобы её спасти, митрополит Киприан повелел перенести в город из Владимира особо почитаемый на Руси образ Владимирской Богоматери. На всём пути следования иконы люди, стоя по обочинам, слёзно молились и просили у Богородицы защиты от вторжения иноземного полчища. В Москве икону встретил крестный ход, который возглавил сам Киприан, как раз там, где сейчас стоит Сретенский монастырь.

Когда святой образ Владимирской Божьей матери был привезён в город и москвичи возносили молитвы, Тамерлану приснилась Сияющая Жена, которая повелела ему повернуть войска обратно. Кто это, завоеватель не знал, а когда в ужасе проснулся, стал выспрашивать у приближенных значение своего сновидения. Когда он осознал, кто к нему явился, то не раздумывая изменил маршрут и увёл своих воинов в другом направлении. И сегодня историки всё ещё разводят руками на вопрос: почему непобедимый хан Тамерлан сбежал, будучи уже неподалёку от Москвы. А православные воспринимают это событие как ещё одно явленное чудо заступницы рода человеческого — Богородицы.

В благодарность о чудесном избавлении по прошествии двух лет, в 1397 году, на Кучковом поле — там, где произошла встреча или сретение святого образа — по распоряжению Василия I был заложен монастырь.

В годы самодержавия Сретенский монастырь в Москве почитался как место особой духовной силы. Именно с него начинали свои поездки по русским святыням не только простые паломники, а даже люди, обличённые властью, — правители, знать, высшее духовенство, также в этой московской обители в XIX столетии временно размещалась митрополичья кафедра.

Архитектура в Сретенском монастыре

К сожалению, церковные сооружения обители, первоначально созданные зодчими, не уцелели.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

В 80-х годах XVII века главный собор был возведён заново во многом благодаря денежному вспоможению царя Фёдора Алексеевича и получил освящение в честь Сретения Владимирской иконы Богоматери. Четверть века спустя мастера добавили к храму придел Рождества Иоанна Крестителя. Собор украшен древнерусскими фресками, которыми можно полюбоваться и сейчас. Этот храм единственный уцелел, пройдя через горнило советского атеизма XX века.

На землях монастыря были ещё два значимых церковных сооружения — храмы преподобной Марии Египетской (XIV век, возобновлён в XVIII столетии), а также Святого Николая. Оба утрачены.

Собор Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской

В 2017 году — в праздник Вознесения и спустя век после революционных событий, которые значительным образом изменили ход истории нашей страны, — в Сретенской обители патриарх Кирилл освятил новый собор — Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, который возводился три года на деньги верующих.

Имея высоту 61 метр, светлый собор будто парит над центром города. Для его постройки использовался белый камень из Владимирских земель. Храм богато украшен резьбой, фресками и мозаиками. Непосредственно для него мастерами были написаны почти 50 икон. На главной фреске «Тайная вечеря», которую можно увидеть над алтарём, кроме апостолов также изображены в лике святых и российские новомученики.

В новый собор были перенесены мощи священномученика Иллариона, настоятеля Сретенского монастыря в XX веке. В первые «советские» годы его арестовали, священник скончался в тюрьме. Ковчег с его мощами стоит на камнях из Соловков, где Илларион был заключённым.

Одновременно во время служб в храме смогут присутствовать до 5 тыс. человек.

Почему же этот собор сооружён непосредственно в Сретенском монастыре, вы узнаете дальше.

Расписание богослужений в Сретенском монастыре

Ежедневно — братский молебен и полунощница в 6:30, литургия в 7:30; в полиелейные праздники литургия в 8:00.

В пятницу вечером — акафист Божией Матери.

В воскресенье и двунадесятые праздники — литургия в 7:00 и в 10:00.

Вечернее богослужение в 18:00.

Адрес

Москва, Большая Лубянка, 19

После того, как к власти пришли коммунисты, Сретенский монастырь в Москве долгое время оставался маяком христианской веры и, как мог, боролся с насаждаемым атеизмом. В страшные для православных христиан годы владыкой обители являлся архиепископ Илларион (Троицкий), талантливый богослов и проповедник, о печальной судьбе которого мы сообщили выше.

sretenskiy-monastyr-istoriya-raspis

В начале 20-х годов обитель лишили реликвий, а затем её захватили «обновленцы» — было такое сомнительное церковное объединение. Год в монастыре хозяйствовал епископ Антонин (Грановский), затем обитель благодаря усилиям священномученика Иллариона удалось вернуть под крыло Православной Церкви, но ненадолго — в 1926 году Сретенский монастырь закрыли. Почти все его сооружения сравняли с землей — «для расширения уличного движения». Предметы церковного обихода и иконы, которые коммунисты не успели национализировать, получили свою новую прописку в музеях и организациях культуры. К примеру, икона «Воздвижение креста», которая датируется XVIII веком, до сегодняшнего дня числится в коллекции Третьяковской галереи.

На монастырских землях в XX столетии было устроено общежитие для сотрудников НКВД, которые сотнями расстреливали людей прямо в обители. Чтобы почтить память жертв советского произвола и в качестве горького напоминания, у монастыря в 90-е годы установили поклонный крест.

Власть «рабочих и крестьян» не пощадила и кладбище при монастыре, где нашли своё упокоение участники войны с Наполеоном. На его месте появилась средняя школа — учёба на костях героев. В Сретенском соборе долгое время функционировал научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Вначале 90-х храм вновь стал действующим. Позднее на частные средства были заново возведены ограда и звонница, по стилю напоминающие архитектуру XVII столетия. В 1996 году Сретенский ставропигиальный мужской монастырь открыл новую страницу своей летописи.

За прошедшие годы московская обитель возродилась — проведена реставрация, построено несколько зданий для монахов (их сейчас насчитывается около 40 человек), открыта Сретенская духовная семинария, студенты которой серьёзно вовлечены в дела монастыря — они живут в обители, принимают участие в литургиях, выполняют послушания.

Сретенский монастырь ведёт широкую просветительскую работу — на его землях функционирует одно из самых больших православных издательств, ведётся портал Православие.Ru. При обители организован центр по исследованию Туринской Плащаницы. Отдельного упоминания заслуживает хор Сретенского монастыря. Он числится главным в Православной Церкви и поёт на больших богослужениях, а ещё выступает с концертами по всему миру.

Скиты

В ведении обители два скита. Один, названный именем преподобного Серафима Саровского, расположен на месте восстановленной братией усадьбы Красное в Рязанской области. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.

Там же, в Рязанской области, в Михайлове, монастырь опекает местный дом ребёнка, директором которого является священник — выпускник Сретенской семинарии.

Другой, женский, скит во имя пророка Ильи, находится в Московской области.

Святыни

В монастыре хранятся: список святого образа Владимирской Божьей Матери, мощи священномученика Иллариона и других святых угодников, детальная копия Туринской Плащаницы, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.

Сретенский монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского — с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года знаменитый завоеватель хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг.

«Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», — пишет Н.М. Карамзин. Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским повелел, чтобы великая православная святыня, заступница земли Русской, — Владимирская икона Божией Матери — была принесена из Владимира в Москву. Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, со слезами молился: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа (8 сентября по новому стилю) неподалеку от Кремля, на том месте, где вскоре был основан Сретенский монастырь, крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, встретил чудотворный образ.

В этот самый час, когда жители Москвы встретили икону и молились перед ней, Тамерлан, как повествуют летописи, дремал в своем шатре; вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела Она Тамерлану оставить московские пределы.

Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена — это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом, непобедимый хан на следующий день повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, Усердной Заступнице рода христианского. В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Это был главный праздник Москвы, исторически сложившийся праздник города.

Сретенский монастырь, хотя и не был знаменит, играл заметную роль во многих духовных и исторических событиях. После октябрьского переворота 1917 года монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. 4 декабря 1925 года здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий святейший патриарх Пимен. Одним из последних настоятелей обители перед ее закрытием стал сподвижник святого патриарха Тихона священномученик архиепископ Иларион (Троицкий) , встретивший свою смерть в сталинских лагерях.

Выдающийся богослов, блестящий проповедник архиепископ Иларион в 20-е годы отдал все свои силы для того, чтобы отстоять само существование Церкви в условиях гонения на христиан.

В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами» — псевдоцерковными деятелями, сотрудничавшими с большевиками в страшном деле разорения Церкви. Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином. Мудрая и смелая позиция архиепископа Илариона повлекла за собой ненависть богоборцев, ссылку и многолетнее заключение настоятеля Сретенского монастыря в Соловецком концлагере, а затем и мученическую кончину.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, святые ворота с колокольней и братские корпуса — были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью новых мучеников. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.

В 1991 году сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви, здесь был создан приход. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия в Сретенском монастыре была возрождена монашеская жизнь и основано подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).

Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. Главное делание иноков — молитва: ежедневно совершается ранняя литургия в 5 часов 30 минут, полунощница, поздняя литургия и вечернее богослужение. Сотни прихожан, которые нашли в священниках монастыря помощников в духовной жизни, собираются в обители на праздничные службы. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек.

Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого) , перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года. В соборе также хранятся частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобного Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.

За десять лет восстановлены почти все монастырские помещения, благоукрашен собор монастыря, возведены два новых пятиэтажных корпуса, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. В январе 2000 года начал свою работу монастырский сайт Православие.Ru, который сразу привлек внимание читателей и быстро завоевал ведущее положение среди религиозных ресурсов. Сайт неоднократно признавался лучшим религиозным Интернет-ресурсом в рейтингах крупнейших поисковых систем.

С 1997 года Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор благотворительной помощи жителям Чечни, и духовенство обители сопровождало эти гуманитарные грузы в город Грозный и регионы, пострадавшие от войны.

Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище, которое решением Священного Синода в 2000 году было преобразовано в высшее учебное заведение — Сретенскую духовную семинарию. Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство. Срок обучения в семинарии — пять лет. Главной особенностью этого православного ВУЗа является участие студентов в жизни монастыря. Во время учебы они живут в монастыре, участвуют в богослужениях, выполняют послушания.

В 1997 году в Сретенском монастыре был создан Российский центр по изучению Туринской Плащаницы. У Сретенского монастыря также имеется два скита: Серафимовский и Ильинский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с домовой церковью, кельями, огородами, пасекой, скотным двором и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.

Недалеко от скита, в деревне Слободка, находится сельскохозяйственный кооператив «Воскресение», который был возрожден из полной разрухи и запустения братией Сретенского монастыря. В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

В той же Рязанской области, в городе Михайлове, монастырь взял под свою опеку детский дом, директором которого стал священник — выпускник Сретенской семинарии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!