Хор братии Валаамского мужского монастыря

0
296

Валаамский-хор-–-Воскресения-деньСтатья о хоре братии Валаамского мужского монастыря. Шикарная композиция о Пасхе и Воскресении Иисуса Христа, очень красивый распев, берущий за душу, притом что эта музыка не обычная, а очень благотворно влияющая на сознание и очищающая атмосферу. Тем более, что текст связан с Евангельскими событиями, Священным Писанием и поется на церковнославянском языке.

По мнению современного церковного человека, знаменный распев более всего уместен в период пения постной триоди, то есть Великим постом. Это, конечно, заблуждение, но в нем есть свой резон. Великий пост — это время покаяния, время возгревания в глубине сердца особого покаянного чувства.

Знаменное же пение сугубым образом способствует такому состоянию души: поддерживает, успокаивает, более доступным делает содержание молитвы. Происходит это не только за счет внешней формы, как-то: монодийности, то есть одноголосия или остановки мысли на ключевых словах молитвы в виде продолжительных мелодических узоров.

Валаамский хор монахи

[adrotate group=”1″]Главным является скорее дух древнего благочестия Валаамского хора монахов, который в полной мере и неотъемлемым образом присутствует в древней певческой традиции нашей Церкви. В «золотые» времена Святой Руси, в эпоху прп. Сергия Радонежского и его учеников, когда подвиг благочестия был нормой жизни, никакого пения, кроме знаменного в Русской Церкви не существовало.

Гимнографическое творчество отцов Церкви вплоть до XVII века никогда не ориентировалось на западные образцы, даже если они были весьма удачны в музыкальном плане. Основной целью было сохранение православного духа. Музыка — самый абстрактный вид искусства, в нем нет конкретного образа.

Музыка таинственным образом передает настрой души, то состояние духа, какое вложено было автором в его произведение. Если учесть, что церковное творчество в основе своей является соборным, тогда становится понятным, почему церковное пение так важно для богослужений.

Не отвлекая внимания молящегося от слов молитвы, знаменное пение, напротив, помогает услышать текст, расставляет смысловые акценты, но только не путем исполнительских приемов, как: громогласность, мелизматика или сольные партии. В древнем знамени есть нечто другое: строгость мелодизма, глубоко и тщательно продуманная музыкальная форма, выстроенная древними гимнографами с единственной целью — помочь в сопереживании слов молитвы.

Валаамский церковный хор

Взаимоотношения знаков-знамен и попевок Валаамского церковного хора глубоко символичны. Даже сам звукоряд имеет троичную символику. Степенность и красота распева не дает рассеиваться уму, но помогает молящемуся видеть, что у него происходит в сердце, что происходит в мыслях. Знаменное пение помогает собрать всего себя для молитвенного предстояния перед Богом.

[adrotate group=”2″]Каждый знак (знамя, отсюда название — знаменный) знаменной нотации — это целый образ, который означает несколько смысловых уровней, что совершенно отсутствует в западной нотации. Знамя или попевка говорят нам, куда должен быть направлен наш умный взор, какой настрой души должен у нас быть, какие имеются интонационные особенности и, наконец, какой музыкальный материал в них заключен.

Если сравнивать древнерусскую традицию с византийской. то даже в этом случае знаменный распев никак не уступает византийскому по силе и глубине религиозного чувства. В конце XVII — начале XVIII веков западное влияние стало распространяться в церковных кругах настолько сильно, что к концу прошлого века партесное пение стало почти повсеместным.

Хор монахов Валаамского монастыря

Исключение составляли, может быть, несколько монастырей, в том числе и Валаамская обитель, где хоть как-то пытались сохранить древнерусскую национальную традицию церковного пения. В нынешние времена хор монахов Валаамского монастыря имеет то же тщание, что и наши отцы.

На данный момент Валаам является, к сожалению, единственным большим русским монастырем, где поют только знаменным распевом, за редким исключением в виде небольших вкраплений в праздничные службы, украшения ради, родственных распевов: византийского, болгарского, и др.

Валаамская обитель сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Огромную помощь в изучении древнего знамени оказывают нам и преподаватели, неутомимые исследователи церковно-певческой традиции А. Н. Кручинина, З. М. Гусейнова.

[adrotate group=”4″]Надеемся, что вам понравилась статья о хоре братии Валаамского мужского монастыря. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему! История острова Валаам в Карелии

Источник информации для статьи взят с: http://predanie.ru/ , где вы можете скачать и прослушать другие песнопения хора Валаамского.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!