Статья о хоре братии Валаамского мужского монастыря. Шикарная композиция о Пасхе и Воскресении Иисуса Христа, очень красивый распев, берущий за душу, притом что эта музыка не обычная, а очень благотворно влияющая на сознание и очищающая атмосферу. Тем более, что текст связан с Евангельскими событиями, Священным Писанием и поется на церковнославянском языке.
По мнению современного церковного человека, знаменный распев более всего уместен в период пения постной триоди, то есть Великим постом. Это, конечно, заблуждение, но в нем есть свой резон. Великий пост — это время покаяния, время возгревания в глубине сердца особого покаянного чувства.
Знаменное же пение сугубым образом способствует такому состоянию души: поддерживает, успокаивает, более доступным делает содержание молитвы. Происходит это не только за счет внешней формы, как-то: монодийности, то есть одноголосия или остановки мысли на ключевых словах молитвы в виде продолжительных мелодических узоров.
Валаамский хор монахи
Главным является скорее дух древнего благочестия Валаамского хора монахов, который в полной мере и неотъемлемым образом присутствует в древней певческой традиции нашей Церкви. В «золотые» времена Святой Руси, в эпоху прп. Сергия Радонежского и его учеников, когда подвиг благочестия был нормой жизни, никакого пения, кроме знаменного в Русской Церкви не существовало.
Гимнографическое творчество отцов Церкви вплоть до XVII века никогда не ориентировалось на западные образцы, даже если они были весьма удачны в музыкальном плане. Основной целью было сохранение православного духа. Музыка — самый абстрактный вид искусства, в нем нет конкретного образа.
Музыка таинственным образом передает настрой души, то состояние духа, какое вложено было автором в его произведение. Если учесть, что церковное творчество в основе своей является соборным, тогда становится понятным, почему церковное пение так важно для богослужений.
Не отвлекая внимания молящегося от слов молитвы, знаменное пение, напротив, помогает услышать текст, расставляет смысловые акценты, но только не путем исполнительских приемов, как: громогласность, мелизматика или сольные партии. В древнем знамени есть нечто другое: строгость мелодизма, глубоко и тщательно продуманная музыкальная форма, выстроенная древними гимнографами с единственной целью — помочь в сопереживании слов молитвы.
Валаамский церковный хор
Взаимоотношения знаков-знамен и попевок Валаамского церковного хора глубоко символичны. Даже сам звукоряд имеет троичную символику. Степенность и красота распева не дает рассеиваться уму, но помогает молящемуся видеть, что у него происходит в сердце, что происходит в мыслях. Знаменное пение помогает собрать всего себя для молитвенного предстояния перед Богом.
Каждый знак (знамя, отсюда название — знаменный) знаменной нотации — это целый образ, который означает несколько смысловых уровней, что совершенно отсутствует в западной нотации. Знамя или попевка говорят нам, куда должен быть направлен наш умный взор, какой настрой души должен у нас быть, какие имеются интонационные особенности и, наконец, какой музыкальный материал в них заключен.
Если сравнивать древнерусскую традицию с византийской. то даже в этом случае знаменный распев никак не уступает византийскому по силе и глубине религиозного чувства. В конце XVII — начале XVIII веков западное влияние стало распространяться в церковных кругах настолько сильно, что к концу прошлого века партесное пение стало почти повсеместным.
Хор монахов Валаамского монастыря
Исключение составляли, может быть, несколько монастырей, в том числе и Валаамская обитель, где хоть как-то пытались сохранить древнерусскую национальную традицию церковного пения. В нынешние времена хор монахов Валаамского монастыря имеет то же тщание, что и наши отцы.
На данный момент Валаам является, к сожалению, единственным большим русским монастырем, где поют только знаменным распевом, за редким исключением в виде небольших вкраплений в праздничные службы, украшения ради, родственных распевов: византийского, болгарского, и др.
Валаамская обитель сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Огромную помощь в изучении древнего знамени оказывают нам и преподаватели, неутомимые исследователи церковно-певческой традиции А. Н. Кручинина, З. М. Гусейнова.
Многие слышали об известном профессиональном, гастролирующем по всей стране хоре Валаамского монастыря. Но не менее известен братский хор, который неизменно поет на службах, пока профессиональный находится в разъездах. Услышать его пение стекаются паломники со всего света —все дело в каноническом знаменном распеве, который до сих пор используют на территории монастыря и его подворьях.
В наши дни на службах чаще всего можно услышать многоголосное хоровое пение: сложное, торжественное и красивое, как на концерте, — это пение партесное. Такой вид церковного пения в большей степени обращен к эмоциям и чувствам, чем к разуму. Но существует и другое пение, одноголосое и строгое, уходящее к древнерусской богослужебной традиции, — знаменное.
В разных концах нашей страны знаменный распев имел свои особенности, но его принципы всегда оставались одинаковыми: одноголосие, плавность, уравновешенность. Само название «знаменное» восходит к слову «знамена», то есть знаки. Это альтернатива привычной нам нотной записи — особые знаки, «крюки», которые писались над богослужебным текстом и обозначали звуковые интервалы и мелодические обороты.
На реках Вавилонских
Еще со второй половины XVII века, а особенно в XVIII, с началом Петровских реформ, вторжение богатой западной культуры оказало большое влияние на Россию, в том числе и в церковной музыке. Тогда повсеместно распространилось партесное пение, а знаменное осталось лишь в российских монастырях, таких, как Валаам. В этом плане валаамская современная традиция является более канонической, фундаментальной, древней и близкой к исконно русской культуре.
Валаамская традиция церковного пения включает в себя знаменный и византийский распевы, а также распевы других Церквей — грузинской, сербской, болгарской… За последние тридцать лет после возрождения Валаамской обители успел развиться современный валаамский распев. И более того, он оказывает немалое влияние на храмы и обители всей нашей Церкви. Его особенностью стал исон — это такой голос, который не нарушает самого древнего принципа монодии (одноголосного пения), но в то же время придает ему некую глубину и удобство как для восприятия, так и для молитвы.
Братский хор Валаамского монастыря состоит из 20 монахов. Это значительно меньше, чем было на дореволюционном Валааме, но достаточно много по сравнению с другими обителями. Среди певчих только один человек с высшим музыкальным образованием — регент хора иеромонах Давид (Легейда).
Он пришел в монастырь в 1993 году и с первого же дня стал петь на клиросе. По словам отца Давида, его карьера музыканта, начатая в миру, не остановилась, а лишь воцерковилась. В 1998 году, после того как известный валаамсксий регент иеродиакон Герман (Рябцев) перешел в скит, а потом был переведен на московское подворье Валаамского монастыря, регентом хора валаамской братии стал иеромонах Давид.
Хвалите имя Господне
«Регент, как некий художник, с помощью голосов своего хора живописует словесную икону, становится устами Церкви, то есть народа Божьего, — рассказывает он. — Это ответственность, великая ответственность, но и творческая радость, вдохновение».
По его словам, для церковного пения необязательно специальное образование — монаху достаточно иметь музыкальность, слух, голос и, главное, прилежание и терпение, как и в любом серьезном деле. Обычно все способные братья сначала приобщаются к богослужебному чтению, и если у них обнаруживаются голосовые способности, то и к пению.
Братский хор Валаамского монастыря почти не поет вне богослужений, а если и делает это, то только ради миссионерского служения и только на территории самого монастыря — чтобы показать людям красоту Православия. Однако, когда остров оказался закрыт для паломников во время пандемии, братия начала записывать видеоклипы на праздники, чтобы дать возможность всем любящим Валаам и обитель приобщиться к красоте валаамского распева.
И все-таки регент хора напоминает: «Паломникам, как и всем молящимся в храме, нужно стараться обращать внимание не столько на распев, музыку и поющих, сколько на слова песнопения. Нужно постараться пропустить их через свое сердце и вместе с хором вознести их к Богу».
«Блаженны…»
Величание Рождеству Христову
«Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим…»
валаам: путешествие на остров монахов
Надеемся, что вам понравилась статья о хоре братии Валаамского мужского монастыря. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему! История острова Валаам в Карелии