Сказки дают ребенку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идет о придуманных мирах и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои детских рассказов неизменно несут в себе какую-то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственно правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но и комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с младых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:
- Доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – качества настоящего героя. Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества
- Злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки. В сказках злодеи всегда лживые, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показывают детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.
- Героям тоже не все дается легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своем пути. Тот факт, что даже могучим богатырям и принцессам приходится работать и прилагать немало усилий ради победы учит детей тому, что ничего в жизни не дается просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силен
- Героем может стать любой. Нередко в сказках героем становится добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.
- Сила – это еще не все. Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, чтобы иметь возможность перехитрить своих врагов.
- Справиться в одиночку не всегда возможно. Умение дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходится с кем-то общаться, с кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребенку понять, что, каким бы сильным не был главный герой, ему тоже нужна помощь и поддержка друзей.
Какие сказки лучше читать?
Начать читать ребенку сказки никогда не будет рано. Сказки для детей различаются по возрастам, но начать лучше как можно раньше. Конечно, в самом начале новорожденный не будет понимать значения ваших слов, поэтому не суть важно, какие именно сказки вы будете ему читать. Успокаивающий голос матери или отца поможет ребенку расслабиться. До одного года можно начитывать или напевать маленькие стишки, песенки, показывать малышу цветные картинки. Затем перейти на простейшие классические истории вроде всеми любимого «Колобка». Лучше всего подойдут рассказы про животных с красивыми иллюстрациями.
После 3 лет можно уже вносить людей в картину, как они взаимодействуют с животными, между собой. При этом сюжет все еще остается простым и понятным с предсказуемым счастливым концом. С 4-х лет можно уже немного разнообразить истории. Внести немного волшебства и чудес, показать ребенку новые миры, где все по-другому. А уже с 5-ти перейти на более сложные и волнующие сказки с приключениями, героями, волшебниками и прочей сказочной братвой.
Если у вас кончаются книжки или сборники, вы всегда можете найти новые сказки для детей в интернете. Или попробуйте вместе придумать какую-нибудь историю.
Помните, что сказки – это прекрасная возможность провести время со своими детьми. Не отмахивайтесь от них, если они просят почитать сказку, найдите время и, вполне вероятно, что вам будет так же весело, как и вашим малышам.
Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
- Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
- Указывать на цикличность бытия
- Служить астрономическим или природным календарём
- Быть хранилищем истории
- Связывать с предками
- Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
- Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.
Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.
И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных русских народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.
Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».
Сказка «Репка»
Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.
Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.
Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.
Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.
Сказка «По щучьему веленью»
Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.
Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.
«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.
Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.
Сказка «Кощей Бессмертный»
Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.
Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.
Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.
Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.
И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.
Небольшое напутствие
Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.
Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.
Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.
Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!
Сказка – это маленькая модель мироздания.
Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо – естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.
Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.
Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.
Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.
Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.
Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.
Ведь самое главное, чему учит нас сказка — оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.
Курочка Ряба
Взрослым людям эта сказка может показаться даже глупой. Ну, казалось бы, дед с бабкой бьют золотое яйцо, но их усилия не приносят никакого результата. Вдруг появляется мышка и наконец-таки разбивает яйцо. Происходит то, чего старики добивались. Но нет же! Они оба принимаются плакать. А успокаиваются только тогда, когда курочка обещает снести им новое яичко, причем, простое. Однако все становится понятно, если попробовать увидеть в этой сказке не просто действия героев, а глубинный смысл.
Сразу отмечу, что золото в древности символизировало смерть, а яйцо – мир. А потому золотое яйцо– это ни что иное, как конец жизни, мира, селенной. Старики пытаются бороться со смертью – бьют яйцо. Но у них ничего не выходит: они таки и остаются пожилыми и немощными. Когда же мышка разбивает яйцо вдребезги, дед и бабка осознают, что настал конец и, конечно, плачут. Однако курочка уверяет их в том, что вскоре снесет им не золотое, а простое яичко. А значит, стариков ждет новая жизнь, обновление, перерождение.
Колобок
В первоначальном варианте животных в сказке «Колобок» было гораздо больше. Причем, каждый из них при встрече с колобком, откусывал от него какую-то часть. Благодаря этим подробностям, сказка приобретает совсем иной вид. Так главный герой становится похожим на луну. А его постепенное уменьшение от зубов голодных зверей – это лунные фазы. Так что сказка «Колобок» – это урок астрономии для самых маленьких.
Репка
В этой сказке изначально тоже было больше персонажей. В частности, кроме деда, бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки, в ней участвовали и отец с матерью. Сказка «Репка» – это философское размышление о человеческом роде и его связях. Репка была посажена самым старшим в семье – дедом. Это корни рода, несущие в себе некие знания. Весь род этими знаниями сможет воспользоваться только в том случае, если не прервется связь между поколениями. Ясно, что только все вместе, предки и потомки, составляют силу. Да и члены ныне живущей, одной семьи не могут существовать друг без друга. Дед – это корни, бабка – традиции, отец – опора, мать – любовь, внучка – продолжение рода, Жучка – охрана, кошка – благоприятная атмосфера в доме, а мышка – благосостояние этого самого дома, достаток. Если хоть одни компонент исчезнет, весь дом (род) разрушится.
Гуси-лебеди
Главная героиня сказки отправляется на поиски своего брата, которого унесли в лес гуси-лебеди. Однако на самом деле девочка отправляется за братом вовсе не в лес, а в царство мертвых. По пути ей встречается множество символов жизни, способных задержать ее в мире живых: это и яблоня, и печь, и хлеб. Однако героиня отказывается от всего перечисленного. Далее она подходит к молочной реке с кисельными берегами. Именно кисель и молоко являются ритуальными блюдами, которые подают на поминках. Река – это граница двух миров, мира живых и мира мертвых. Назад пути уже нет.
Вскоре появляется самый занимательный персонаж этой сказки – Баба Яга. В древности ее называли Йога. Йога была богиней и занималась тем, что переправляла людей в мир иной. Делала она это с помощью своей избушки, которая могла крутиться во все стороны. За счет чего? За счет курьих ног. В любой детской книжке мы увидим, что у бабкиной избушки и в самом деле куриные лапы. Только вот наши предки, говоря о курьих ногах, вовсе не имели в виду курицу. Прилагательное «курьи» происходит от глаголов «курить», «куриться», «дымиться». Так что ног у избушки не было вовсе. Она висела в воздухе, над подушкой из дыма.
Баба Яга предлагает детям сесть на лопату и сует лопату в печь. Какой ужас, не правда ли? Однако такой обряд действительно существовал в Древней Руси и назывался перепечение. Если младенец вдруг становился беспокойным, много плакал и болел, с ним совершали именно этот ритуал. Клали младенца на хлебную лопату и совали в печь. После чего ребенок вроде как рождался заново, перезагружался, если сказать современным языком. Так и в сказке «Гуси-лебеди» братии сестра перепекаются для того, чтобы вернуться назад, в мир живых.
По щучьему веленью
В сказке «По щучьему веленью» Емеля, сидевший на печи, олицетворяет собой самосозерцание. То есть главный герой не взаимодействует с внешним миром и предками. Однако волей-неволей ему приходится идти за водой, где он и знакомится со щукой. Щука – это пращур, предок, который и дарит Емеле чудотворные силы. Теперь главный герой может управлять своей судьбой, расти и развиваться. Но только если он сам того захочет. Недаром заклинание звучит именно так: «По щучьему веленью, по моему хотенью!»
«Колобок» и «Репка» — астрологические сказки
Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.
Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку.
Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки.
Эти сказки о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…
«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.
К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, Заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима
«Курочка Ряба» — сказка для взрослых
По мнению специалистов «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. .
Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.
Кто такая Баба-яга?
Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только.
Но, как считают специалисты, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось.
У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.
По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.
Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.
Сейчас посажу на лопату — и в печь!
И не такая уж Баба-яга была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку к Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней славянской культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Всё становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Иван — да не дурак
Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?
Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие.
Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.
Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании.
Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков.
Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!
Сказки для подростков
Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.
Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Она заранее все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.
Самые известные сказки, воспитавшие многие поколения славян, – это «Колобок», «Волк и Лиса», «Заячья избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Колобок
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок – это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.
Сказка про колобка рассказывает нам, как «лисица» провела русский народ. Колобок символизирует интеллект, разум человека – «колобье тело», золотой сияющий шар вокруг головы, которые все видели в церквях на иконах. «Колобок» есть у каждого человека.
На своём Пути Колобок встречает Зайца, Волка, Медведя и Лису, что символизирует разные испытания Колобьего Тела (интеллекта).
Колобок гордится своим умом и ловкостью, полагая, что справится со всеми испытаниями. Вначале он встречается с Зайцем. Заяц в русских народных сказках выступает как трусливое, но, в, тоже время, добросердечное животное (сказка «Заячья избушка»). Встреча с Зайцем – это испытание на трусость, которое русский народ запросто прошёл, и при этом показал себя добросердечным и миролюбивым.
Встреча с медведем, хозяином леса – это испытание на жажду власти и гордыню. И это испытание наш народ тоже прошёл. Никто к власти в русском народе особо не рвался.
Встреча с волком, отрицательные черты которого агрессия и злоба – это испытание на неприятие любой формы рабства. И это испытание наш народ тоже доблестно прошёл — большинство войн, которые он вёл, были оборонительными.
Ну и последняя встреча с лисицей – это испытание на умение отличать правду ото лжи, которое наш народ не прошёл. Наивность и гордость Колобка довели его до глупой самонадеянности, и лисица его съела – интеллект русского народа в Эпоху Лисы был сильно повреждён.
Волк и лиса
В сказке «Волк и Лиса» показано, как хитрая Лиса вначале обманывает мужика и получает целый воз Рыбы. Потом Лиса обманывает Волка (Волк символизирует Волю Народа), оставляет его с оторванным хвостом и побитыми боками после неудачной рыбалки. Надорванный Хвост – это порванная связь с предками. И после этого Лиса едет на побитом и голодном Волке и поет песенку: «Битый небитого везет!!!». А Волк уверен, что делает доброе дело – вот она славянская наивность!
Заячья избушка
В сказке «Заячья избушка» Лисица попросилась жить в лубяную избушку Зайца, так как ее ледяная весной растаяла, и после выгнала хозяина. Заяц просил помощи у Волка, Медведя, Быка, но Лиса напугала их до смерти своей незатейливой песенкой: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Так громкими воплями и криками Власть Лисы (царей, олигархов, банкиров и т.д.) пугала русский народ, и ни воля, ни сила, ни гордость не помогала ему сбросить Власть обманщиков и лихоимцев, хотя он мог снести их «одной левой», но «колобок»-то повреждён.
И только Петух, который символизирует духовное пробуждение, смог выгнать Лису из нечестно занятой избушки: «Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах, Хочу лису посечи, Слезай, лиса, с печи, Поди, лиса, вон!» (а лиса то пригрелась у теплой кормушки) .
Репка
В каждом герое есть свой скрытый образ. Репка символизирует достояние Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Она посажена Предком, самым древним и мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. Дед символизирует Древнюю Мудрость. Бабка символизирует традиции дома, хозяйственность. Отец (убран из «современной» сказки вместе с образным значением) символизирует защиту и опору. Мать (убрана из сказки) символизирует любовь и заботу. Внучка символизирует потомство. Жучка символизирует достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка). Кошка символизирует благостную обстановку в Роду (кошки — гармонизаторы энергии человека). Мышка символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).
Курочка Ряба
Кажется, ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп — и сказке конец. Зачем всё это? Действительно, только детям несмышлёным рассказывать… Сказка же эта об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она «по зубам”. Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце. Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребёнку, зная её скрытый cмысл, Древняя Мудрость, заключенная в этой сказке, впитывается „с молоком матери”, на тонком плане на подсознательном уровне. Такой ребёнок будет понимать многие вещи без лишних объяснений и логических подтверждений – образно, правым полушарием, как говорят современные психологи. Не каждый человек способен понять Древнюю Мудрость в изначальном толковании, потому что её нужно воспринимать сердцем, Душой. Об этом хорошо образно сказано в сказке про курочку Рябу. Она снесла золотое яичко, которое дед бил — не разбил, бабка била — не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Когда дед с бабкой начали горевать, то курочка им сказала, что снесёт им не золотое яичко, а простое. Здесь золотое яичко несёт в себе образ сокровенной Родовой Мудрости, касающейся Души, которую наскоком не возьмёшь — сколько не бей. В то же время, случайно прикоснувшись эту систему можно уничтожить, разбить на осколки, разрушив целостность. Поэтому, если люди не дошли до того уровня, который позволил бы им понимать сокровенное (золотое яичко), то для них сначала необходима простая информация (простое яичко).
Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней. К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
Источник: https://www.myjane.ru/