Теодор Драйзер «Финансист» цитаты содержание рецензия и отзывы

finansist3Классика из классики человеческой мудрости. Прочитать эту книгу словно прожить целую жизнь. Как стать великим финансистом? Цитаты и аудиоунига Теодора Драйзера.

Развитие страсти — явление своеобразное. У людей большого интеллекта, а также у натур утонченных страсть нередко начинается с восхищения известными достоинствами своего будущего предмета, впрочем, все же воспринимаемыми с бесконечными оговорками.

Эгоист, человек, живущий рассудком, весьма мало поступаясь своим «я», сам требует очень многого. Тем не менее человеку, любящему жизнь, — будь то мужчина или женщина, — гармоническое соприкосновение с такой эгоистической натурой сулит очень многое.

Качества предпринимателя и финансиста по Теодору Драйзеру

… Любовниц чаще всего отличают жертвенность, готовность безраздельно отдать себя любимому и нежная заботливость. Такие отношения, противопоставленные алчности законного брака, и причинили твердыням супружества более всего разрушений.

Всякий мыслящий человек знает, что жизнь — неразрешимая загадка; остальные тешатся вздорными выдумками да ещё попусту волнуются и выходят из себя.

finansist2Нравственность и безнравственность? Сущий вздор. Вот сила и слабость — это другое дело. Если человек силён, он всегда может постоять за себя и принудить других считаться с ним. Если же человек слаб, ему надо бежать в тыл, удирать с линии огня.

Жизнь — тёмное, неразгаданное таинство, но, как бы там ни было, её составные части — сила и слабость. Сила одерживает победу, слабость терпит поражение.

Вопрос, приносит ли пользу грубое насилие, никем ещё не разрешён. Насилие так неотъемлемо связано с нашим бренным существованием, что приобретает характер закономерности. Более того, возможно, что именно ему мы обязаны зрелищем, именуемым жизнью.

Большинство людей не даёт себе труда поглубже заглянуть в механизм, называемый совестью. Если же они и удосужатся это сделать, то им, как правило, недостаёт умения распутать переплетённые нити этики и морали. Они искренне верят в то, что подсказывает им дух времени или деловые интересы власть имущих.

Характеристика успешных финансистов от Теодора Драйзера

Кто могуществен, тот и прав.

Жизнь и в лучшем-то случае — жестокая, бесчеловечная, холодная и безжалостная борьба, и одно из орудий этой борьбы — буква закона.

Жизнь — война, … стратегия — её закон, её краеугольный камень, её необходимость.

Человеческому разуму присуще созидательное начало, и любая неразрешённая проблема для него мучительна. Человеку со здоровым восприятием жизни она не даёт покоя, как и всякое незаконченное дело.

finansistЕдинственное, что мне в вас не нравится, это ваше вечное: «Что скажут люди.» «Люди» не строят вашу жизнь. А уж мою и подавно. Прежде всего думайте о себе. Вы сами должны устраивать свою жизнь. Неужели вы допустите, чтобы между вами и вашим желанием становилось то, что подумают другие?

Самое безнадежное дело на свете — пытаться точно опеределить характер человека. Каждая личность — это клубок противоречий, а тем более личность одаренная.

В подавляющем большинстве случаев женщинам чужды лукавство и обман. Обыкновенная женщина, повинующаяся голосу чувства и глубоко, по-настоящему любящая, не способна на коварство…; она всегда готова пожертвовать собой и стремится возможно больше отдать. Покуда длится любовь, она только так и поступает.
Родители обычно уверены, что они отлично знают своих детей, и время только укрепляет их в этом заблуждении.

Финансист», художественный анализ романа Теодора Драйзера

Первый роман из цикла «Трилогия желания» был опубликован в 1912-м году. В нём Драйзер рассказал о начальном, филадельфийском периоде жизни преуспевающего финансиста Фрэнка Алджернона Каупервуда и связанных с ним проблемах делового и морального характера.

Прототипом главного героя стал известный американский миллионер – Чарлз Тайзон Йеркс, давший «Финансисту» внешнюю сюжетную линию: начало бизнес деятельности в семнадцатилетнем возрасте, первая работа в хлебно-комиссионной конторе/должность счетовода в фирме «Генри Уотермен и К.», открытие маклерской фирмы/учётно-вексельное дело, работа на Филадельфийской фондовой бирже, сотрудничество с городским казначеем Джозефом Мерцером/в романе – Джорджем Стинером, банкротство в результате Великого чикагского пожара, осуждение за воровство, досрочный выход на свободу через семь месяцев/в романе – через тринадцать, приобретение нового состояния через десять лет/в романе – через шесть месяцев.

Художественная идея произведения связана с образом нового для Америки типа человека – честного преуспевающего дельца, руководствующегося девизом «Мои желания – прежде всего». Фрэнк Каупервуд – не положительный герой, но и не злодей. Драйзер определяет его как «рассудочного эгоиста», литературные критики – как человека с «нулевой нравственностью». Главный герой романа отличается последовательностью суждений и поступков как в бизнесе, так и в любви. В деле он руководствуется разумом, в отношениях с женщинами – чувством. Переход любви в документальный разряд (развод с Лилилан и свадьба с Эйлин) автоматически переносится Каупервудом в рассудочную область и решается путём простого логического умозаключения, высказанного жене: «Я больше не люблю тебя и не хочу продолжать отношения, которые меня не удовлетворяют».

С точки зрения человека XXI века подобная позиция выглядит прямой и честной. В начале XX столетия она была невозможна в силу выработанных десятилетиями общественных моральных принципов, ставящих семью превыше всего. Фрэнк, понимающий, что «жизнь нельзя втиснуть ни в какие рамки», отказывается подчиняться чужеродной для него норме. Влюблённая в него Эйлин, для которой «общепринятые религиозные взгляды и понятия» никогда «не были сдерживающим началом», без особых эмоциональных переживаний отдаётся на волю чувству и ощущению внутренней правоты в отношениях, где «мужчина и женщина подходят друг другу».

В отличие от «лицемерной блюстительницы общественных нравов» Лилиан, боящейся раскрыться даже наедине с мужем, смелая и решительная Эйлин Батлер сразу привлекает внимание Фрэнка своей живостью и жизнерадостностью. Нетерпеливая и тщеславная девушка в любом окружении, будь то семья или светское общество, неизменно становится центром всеобщего внимания и притяжения. Она – лучшее, что может предложить мир женщин Каупервуду, и он тянется к ней, ощущая в Эйлин похожую внутреннюю силу и характер.

Независимый, смелый, задорный, лукавый, подозрительный, целеустремлённый, спокойный, дальновидный, осторожный, точный – вот тот набор качеств, которыми наделяет своего героя Драйзер. Именно благодаря им Фрэнк Каупервуд становится тем, кто он есть, — прирождённый финансистом, умным, наблюдательным, умеющим делать правильные выводы человеком.

Ещё в детстве, размышляя над трагедией, разворачивающейся в рыночном аквариуме, где омар день за днём отрывает от живой каракатицы куски тела и в конечном итоге съедает её, Фрэнк приходит к выводу, что «всё живое существует одно за счёт другого». В тринадцать лет Каупервуд понимает, что готов сражаться за своё место под солнцем, и заявляет родным: «Я не хочу быть мальчиком. Я хочу работать». Начав свою финансовую деятельность в семнадцать, к тридцати четырём годам Фрэнк вырастает до уровня крупного биржевого маклера и владельца контрольного пакета акций одной из прибыльных конно-железнодорожных линий.

Молодого финансиста губит непредвиденная случайность – катастрофический пожар в Чикаго, вызвавший панику на фондовой бирже, и собственная неосторожность в вопросе обналичивания чека на фоне предстоящего банкротства. Интимная связь с дочерью одного из трёх видных политических деятелей Филадельфии завершает цепь трагических случайностей. Фрэнк терпит крах, попадает в тюрьму, но не лишается ни Эйлин, ни своей уникальной силы духа, позволившей ему преодолеть все тяготы одиночного заключения и заработать миллион долларов спустя шесть месяцев после освобождения.

Прямолинейный, в меру циничный и жёсткий герой высказывает в «Финансисте» необычную точку зрения по большинству серьёзных проблем, характерных для современной ему Америки. Гражданскую войну между промышленным Севером и рабовладельческим Югом он воспринимает как досадную помеху, препятствующую деловому развитию страны и ничего не приносящую ему лично. Тяжёлому положению рабов Фрэнк сочувствует, но не сильно, так как видит, что «положение огромного большинства мужчин и женщин мало чем отличается от положения рабов». «Жизнь с его своеобразной точки зрения имела лишь две стороны – силу и слабость» и в ней было одинаково плохо как рабам, так и людям, «слабым духом» и «слабым телом».

Законодательную базу США Каупервуд воспринимает не иначе как «туман, образовавшийся из людских причуд и ошибок». Как и война, закон, по мнению Фрэнка, не помогает, а мешает человеку реализовывать свои деловые и общественные дерзания. Не случайно тюрьма, в которую попадает герой, подаётся через метафорический образ осьминога, чьи семь корпусов-«щупалец» раскинулись вокруг центрального здания и только и ждут, чтобы поглотить в себя «каракатицу»-Каупервуда.

«Финансист» — роман реалистический. В нём Драйзер подробно описывает внешность каждого героя, архитектурные и интерьерные особенности зданий, малейшие тонкости биржевой работы и американского судопроизводства. Наравне с пространными рассуждения в «Финансисте» присутствуют и яркие, живые диалоги, и описания внутренних переживаний персонажей, и своеобразная лирическая составляющая, выраженная, к примеру, в цветовых характеристиках предметов, которые Фрэнк Каупервуд видит вокруг себя после вынесения приговора – в «лиловых и фиолетовых тенях», ложащихся на «белую пелену снега», в «зеленовато-сером доме», в «кремовых кружевных занавесках».

Всякий мыслящий человек знает, что жизнь — неразрешимая загадка; остальные тешатся вздорными выдумками да еще попусту волнуются и выходят из себя».
Теодор Драйзер, Финансист

О чем роман «Финансист»?
Первая книга из «Трилогии Желания» называется «Финансист». Книга знакомит нас с жизнью маленького мальчика Фрэнка, c его семьей и общественным строем, во время которого разворачиваются основные события произведения. Нам сразу становится понятно, что Фрэнк — незаурядная личность, которая многим интересуется и уже в таком малом возрасте производит грамотные расчеты и даже небольшие сделки. Отец Фрэнка — мелкий банковский служащий, который, видя огромную заинтересованность сына в банковском деле, с удовольствием посвящает Фрэнка в финансовые операции и понемногу вводит его в мир, в котором существует сам.

Кстати, характер и жизненный путь героя Теодор Драйзер списал с настоящего финансиста Чарльза Йеркса, жившего в в 19 веке в Филадельфии. Историю о нем можно почитать здесь.
В первой книге мы наблюдаем за стремительным развитием молодого финансиста: происходят его первые успешные сделки, выстраиваются необходимые деловые связи с важными в финансовом мире людьми, совершаются первые махинации с городским бюджетом. Мы знакомимся с Фрэнком Каупервудом как с личностью, видим его с другой стороны — не как холодного и расчетливого дельца, а как эмоционального молодого мужчину: женитьба на вдове Лилиан и обустройство семейного быта, постройка нового красивого дома и воспитание детей, увлечение искусством.

Увлекшись финансовыми махинациями на бирже, Фрэнк совершает крупный просчет и вынужден понести за это наказание. К этому времени он уже открывает в себе заинтересованность к другим женщинам и понимает, что не может (да и не видит в этом необходимости) любить всю жизнь только одну женщину, свою жену. У него появляется молодая и невероятно красивая, горячо влюбленная в него любовница Эйлин, дочь одного из близких и уважаемых партнеров компании Фрэнка.

Крах на бирже после крупного пожара в Чикаго в 1871 году, махинации с концессиями городского бюджета, и в конце концов правда, открывшаяся для близкого партнера Фрэнка о том, что он имеет связь с его младшей дочерью, приводят Фрэнка к суду и тюрьме. Его больше не приветствуют в светских кругах, и даже в финансовых влиятельных обществах его имя перестало иметь значимость, хотя большинство дельцов, имевших сотрудничество с Каупервудом, не перестали уважать его за внутренний стержень, незаурядный, хитрый и находчивый ум и доброжелательный, хотя и расчетливый характер.

Во второй части трилогии «Титан» Фрэнк Каупервуд с Эйлин уезжают из Филадельфии в Чикаго, где уже опытный финансист пускается в очередные авантюры, желая захватить весь финансовый мир Чикаго и стать во главе. В «Титане» на мой взгляд больше внимания уделяется отношениям Каупервуда с женщинами, раскрываются все более его личностные качества, которые оказываются достаточно болезненными для любящих его людей и неприглядными для читателей.

Почему Фрэнк Каупервуд — антигерой?
Если до этого я, как и все, восхищалась Каупервудом, поражаясь его природной хватке и таланту убеждать, договариваться и выигрывать, то к концу «Титана» я разочаровалась в герое настолько, что, признаюсь, продолжать читать роман просто не хотелось.

Несомненно, герой Фрэнка Каупервуда — это сильнейшая личность, которая, благодаря железному характеру, стойкости, авантюризму, неуёмным амбициям и непоколебимой уверенности в себе добивается таких высот, каких не сумел бы добиться другой человек. Однако богатства и влиятельность, к которым так стремится главный герой, ничего не значат, при условии того, какими способами он добивается своих целей.

Автор многократно говорит о том, что в мире Фрэнка Каупервуда нравственность, моральность, честность и открытость означает слабость, угнетённость, малодушие и бедность. Человек, не способный на подлость, человек с принципами и устоями считается человеком заурядным, глупым и пустым; человек без амбиций, без масштабных захватнических планов, творческий и ранимый человек в мире, созданном Теодором Драйзером, это человек недостойный, мелкий, мимо которого Каупервуд проходит не заметив, смахивая как пыль, либо используя в своих целях.

Отношение Каупервуда к женщинам
То, как Каупервуд поступает с женщинами, которых он встречает на своем пути (а их немало), отдельная и неприглядная история. Каупервуду присуще уважение, великодушие, щедрость — этим прикрывается автор, когда главный герой бросает жену и уходит к более молодой и красивой, когда он после бросается в многочисленные любовные интрижки, заставляя свою жену страдать и винить себя, когда он впоследствии бросает и жену, в открытую (не для общества, а для жены) встречаясь с другими женщинами.

Гениальность Каупервуда на финансовом поприще, его невероятный ум и способность убеждать становятся главными оправданиями его полигамности, его неспособности быть с одной женщиной. Теодор Драйзер рисует нам человека с незаурядными талантами, объясняя этим его постоянное увлечение разными женщинами, его неспособность быть верным и преданным.

Ко всем своим женщинам Каупервуд относится с уважением и даже с излишней щедростью: продвигает по карьерной лестнице, знакомит с нужными людьми, вводит в нужные общества. Каждую после расставания обеспечивает деньгами, лишь бы у него не было с ней проблем. На его пути, помимо ничего не значащих интрижек, было несколько женщин, которые действительно вызывали в нем глубокую привязанность и в каждый раз он искренне верил, что она — та самая и что теперь он будет счастлив.

Я не считаю, что богатство, что нездоровый эгоизм, что незаурядный ум и нечеловеческая стойкость характера могут быть оправданием для аморальности, презрении ко всем, кто ниже по статусу или обделен интеллектом, тщеславия и жестокости по отношению к женщинам, которых он когда-то любил и привязал к себе. Жестокости в плане чувств, поступков, слов.
Каупервуд представляется нам человеком сильнейшей воли, но для меня он безволен, потому что проявление воли достойно не там, где тебе легко все дается благодаря навыкам, связям, опыту, а там, где ты борешься с собой, где ты борешься с добром и злом внутри себя. Для Фрэнка Каупервуда же есть только одна жизненная позиция: я хочу и я получаю. Кто решает, что морально а что нет? Кто решает, что женщина должна быть только одна? Кто решает, что положено человеку а что нет?

Размышляя таким образом, Фрэнк наживает несметные богатства посредством взяток, ухищрений, идя по головам, приобретая себе дурную славу, оставаясь, однако, дружелюбным и спокойным даже лицом к лицу с врагом. Меняет женщин, нанося непоправимый ущерб тем, с кем когда-то обещал связать судьбу, постоянно находясь в поисках той самой.

В последней части трилогии «Стоик» главный герой отправляется в Лондон, чтобы провернуть там последнюю невероятную махинацию и монополизировать сеть подземных железных дорог. В «Стоике» он обретает новую любовь — молоденькую девушку Беренис (ему на тот момент уже под 60), которая должна спасти его от одиночества и успокоить наконец его вечно ищущую душу.

Несмотря на невероятный талант и исключительность Фрэнка Каупервуда, для меня он — антигерой, но я допускаю мысль о том, что такие личности не могут проходить иной, более стандартный путь.

А что вы думаете о романах Теодора Драйзера, заключенных в цикл «Трилогии Желания»? Согласны со мной или считаете по-другому?

«Так жизнь, возведя человека на вершину благополучия, продолжает и там дразнить и мучить его. Впереди всегда остается что-то недосягаемое, вечный соблазн и вечная неудовлетворенность».
Теодор Драйзер, Титан

Надеемся вам понравилась статья о том, как стать великим финансистом по книге Теодора Драйзера. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!