1. Используйте указатель
2. Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением
3. Не озвучивайте слов в голове
4. Активное чтение
5. Знайте, когда читать медленнее
6. Сделайте материал интереснее
7. Скорость чтения приобретается с опытом
Попробуйте!
- Поставьте таймер на одну минуту
- Отметьте строку, с которой вы начали читать
- Начните читать и остановитесь, когда время истечёт
- Отметьте строку, на которой вы остановились
- Количество строк – Посчитайте количество прочитанных вами строк
- Количество слов в строке – Во второй строке посчитайте количество слов (включая короткие слова типа я, и, в и т.д.)
- Умножьте количество строк на количество слов в строке, и у вас получится количество слов, которые вы читаете в минуту. Так вы узнаете свою скорость чтения.
Регрессии — это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространенный.
Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями.
При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.
Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.
2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ
Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.
Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.
Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:
1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д. Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.
2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.
3. ЧИТАТЬ ПО ИНТЕГРАЛЬНОМУ АЛГОРИТМУ ЧТЕНИЯ
Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.
4. ЧИТАТЬ ВЕРТИКАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ГЛАЗ
Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.
Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.
5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА
Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.
Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.
Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.
Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.
6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.
Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.
Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.
Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.
Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.
7. ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:
читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.
По мере развития приемов мышления, совершенствования языка, способов работы с текстом, каждое поколение читателей читает быстрее, чем предыдущее. В этом большая заслуга передовых людей каждой эпохи. Еще в семнадцатом веке люди начали задумываться о важности быстрого чтения. Ян Амос Коменский, основоположник теории обучения, при открытии в Чехии Патакской высшей школы, произнес речь «Об искусном пользовании книгой – первейшим инструментом культуры природных дарований».
Тема «скорочтения» остается одной из самых непонятных и загадочных до сих пор. Слово «скоро» означает быстро, но это не значит, что надо просто пробежать глазами по строчкам текста, а означает, что надо быстро выделить главные мысли из текста и запомнить смысл текста, затратив на это как можно меньше времени. Если сказать кратко, скорочтение – это чтение с высокой скоростью усвоения прочитанного материала и минимальными затратами усилий и времени.
Наш мозг обрабатывает информацию, поступающую из вне со скоростью в четыре раза выше медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы у среднестатистического человека уходит две минуты, то наш мозг обрабатывает ее за полминуты, а остальные полторы минуты создаются непроизвольные ассоциации. Например, читаете про горы. Глаза продолжают двигаться по строчкам, а на внутреннем экране возникает цепочка непроизвольных ассоциаций: альпийские луга, стадо овец, горы, с вершинами покрытыми снегом, синее – синее небо и белое ленивое облако на нем. При таком чтении, информация запоминается плохо, не воспринимается как одно целое. Случается, прочитав целую страницу, можно обнаружить, что не запомнилось ни одного слова.
Лев Семенович Выготский, советский психолог, основатель исследовательской традиции, по этому поводу писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».
Ученые, которые занимаются исследованием способности людей к чтению, выделили пять методов чтения:
1. Углубленное чтение. Это когда человек внимательно и скурпулезно анализирует и оценивает прочитанное, уделяет особое внимание деталям.
2. Быстрое чтение. Это быстрое чтение, при котором уделяется внимание деталями и которое приобретает свойства углубленного чтения.
3. Выборочное чтение. Такое чтение можно назвать повторным. Когда человек читает отдельные части текста.
4. Чтение – просмотр. Это предварительное чтение «по диагонали». Когда определяется тематика книги, статьи и т. д. и определяется ее ценность для читателя.
5. Чтение – сканирование. Это чтение, с целью выявление в тексте знакомых фамилий, дат, тем, т. е. быстрое просматривание текста с целью поиска конкретных данных.
Тренировка памяти при быстром чтении безусловно важна, но она будет действенной только при четырех непременныхусловиях: уверенности в том, что вам необходимо улучшать память; постоянной заинтересованности в этом; умении самостоятельно работать и правильно использовать особенности вашей памяти.
При рассмотрении запоминания при чтении, можно сделать выводы:
1. Быстрое чтение способствует тренировке памяти, не перегружая ее, а также активизирует процессы мышления и запоминания.
2. Самым результативным является непроизвольное запоминание при положительных эмоциях. Быстрое чтение обеспечивает именно такое запоминание. Если четко поставлена цель и читаешь с положительными эмоциями и настроенностью на хороший результат, то нужное запоминается само собой.
3. Осмысленное запоминание основано на перекодировании прочитанной информации на язык своих мыслей, в десятки раз продуктивнее, чем механическое запоминание. После чтения текста, тут же повторите его.
4. Американский психолог Дж. Миллер, создал формулу запоминания человеком, в которой говорится, что человек запоминает прочно, глубоко, надолго, если поступающая информация распределится в блоки, число которых не больше семи.
В зависимости от того, какую цель преследует читатель, взяв ту или иную книгу или статью, необходимо выбрать соответствующий режим чтения.
В самом начале, когда ребенок только учится читать, ему незнакомы очертания буквы. Маленький человек с трудом отличает одну букву от другой, он вместо чтения слова «мама» читает «м-а-м-а». Постепенно распознавание и узнавание букв становится автоматическим и возрастает скорость чтения. Следующим шагом у малыша становится чтение слогами и предложениями. «Ма-ма». «Ма-ма мы-ла Ра-му». «Мама мыла раму». Угол зрения с каждым разом становится все больше и больше. Узкий угол зрения позволяет увидеть только частичку страницы, а может быть даже и только кусочек слова.
В современном мире нам необходимо уметь быстро ориентироваться в потоке информации и в любой интеллектуальной деятельности приходится много читать. Чем шире ваш угол зрения, тем больше информации вы сможете охватить за один взгляд на текст.
Для тренировки быстрого чтения используются таблицы Шульте . Считается, что при движении взгляда наибольшая острота зрения возникает в центральной зоне сетчатки глаза. Все, что лежит вне так называемой зоны ясного видения, видится смутно, как в тумане. Широкий угол зрения может уменьшить поиск нужной информации. Как показали опыты, увеличить угол зрения помогают таблицы Шульте. Таблицы Шульте помогают увеличить периферическое зрение и увеличить скорость чтения.
Максимальная зона видения читателя составляет тридцать градусов, а зона ясного видения – четырнадцать градусов. Область стопроцентного видения занимает всего лишь 1.4 градуса.
1. Сконцентрируйте свой взгляд на центральной точке таблицы.
2. Старайтесь увидеть все цифры на поле. Смотрите рассеянным взглядом, как бы сквозь листок.
3. Не убирая взгляда с центральной точки таблицы определите, где находятся цифры от 1 до 25.
4. Находить цифры требуется беззвучным счетом в возрастающем порядке. Желательно с максимальной быстротой, не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно искать цифры только периферийным зрением.
5. Время считывания такой таблицы должно быть не более 30 секунд.
6. Время занятий выбирается так, чтобы не уставать. Обычно не более десяти таблиц в день. Горизонтальные движения глаз по таблице не разрешаются.
7. Расстояние от глаз до таблицы Шульте как обычно при чтении книг, то есть примерно 30–35 сантиметров.
Самое главное при работе с таблицами Шульте – это внимание. Вместо цифр в случайном порядке можно расположить и другие объекты, главное – не мельтешить взглядом по таблице, а при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть вместе с центральной цифрой и верхние левую и правую, а также нижние левую и правую цифры.
Тони Бьюзен отмечал, что к компьютерным программам и таблицам Шульте надо относиться с максимальной осторожностью, так как взгляд непроизвольно следует за курсором мышки, что не способствует расширению угла зрения.
Если ученик начальной школы может читать по слогам и буквам, то от старшеклассника требуется, чтобы он вдумчиво прочитал все, что есть в учебнике. На студента высшего учебного заведения обрушивается поток разнообразных сведений и информации, его необходимо пользоваться научной литературой, всевозможными справочниками, находить нужную информацию в библиотечных каталогах и огромнейшей библиотеке научной литературы. Студенты учатся избирательно читать то, что им необходимо, он сам формирует избирательный поиск нужной информации.
В процессе своей производственной или научной деятельности человек пользуется различной специализированной литературой, которая бывает иногда плохо структурирована, и ему приходится самому заниматься ее обработкой. Здесь не подойдет ни стратегия изучения материала школьником (от корки до корки) и не стратегия составления алгоритма поиска нужной информации студентом.
Для поглощения такой информации и выуживания из нее рационального зерна требуется навык скоростного чтения, т. е. прочтения только нужных текстов, поиск ключевых слов и фраз, необходимых для данной конкретной деятельности.
Читать нужно только то, что нужно, а не все, что написано – такой основной принцип скорочтения.
1. Необходимо подавлять желание проговаривания текста.
2. Уметь выделять в тексте только самое главное. Иметь широкий угол зрения.
3. Психологически настроиться на мгновенное схватывание смысла текста.
4. Применять эффективные стратегии запоминания информации.
У каждого человека имеются нераскрытые возможности и внутренние резервы, которые значительно больше, чем он подозревает. Увеличить скорость чтения можно, избавившись от снижающих быстроту чтения факторов:
1. Отсутствие ясной цели, для чего вам это нужно.
2. Неспособность отличить нужную информацию от ненужной.
3. Рассеянность внимания.
4. Медленная стратегия чтения, когда воспринимаются слова, а не значение этих слов.
Скорость чтения во многом зависит от интереса читателя к материалу, его пониманию и от его знакомства с предметом.
Вопрос скорости чтения интересует, прежде всего, и потому, что это означает большую продуктивность, а значит и более легкое достижение цели.
Люди затрачивают много времени на чтение книг, многие люди, несмотря на то, что они очень способные и в силу своей работы, вынуждены много читать, по-прежнему используют те же приемы чтения, которыми пользовались еще в детстве.
В реальной жизни приемы, цели и виды чтения могут быть чрезвычайно разнообразными. В одном случае от чтения литературы требуется полное и глубокое понимание смысла, в другом случае читатель должен решить, а стоит ли вообще читать этот материал и что материал ему даст. В третьем случае читателю надо только извлечь из текста нужную ему информацию. Один и тот же материал можно прочитать с разной точки зрения и каждый раз один и тот же материал будет восприниматься по-разному.
Если исходить из того, что Скорочтение – это процесс обучения, то следует учитывать, что ваш мозг не может усвоить больше информации, чем ему положено. Если читатель увеличит скорость чтения текста в четыре раза больше того, что он может усвоить, то он усвоит лишь четверть прочитанного. Если у вас нет возможности увеличить скорость обрабатывания мозгом информации, значит надо увеличить продуктивность чтения, постараться избежать излишних затрат энергии и сил, за счет увеличения своих возможностей. Как выявлено, что самые способные люди, являются самыми непродуктивными читателями.
Писатель, высказывает свою целостную мысль в виде цепочки слов. Читатель, видит эту цепочку слов в виде символов и должен извлечь из них законченную и целостную мысль, которую ему хотел передать писатель. При тесном контакте писателя с читателем, в результате их устного общения, никаких трудностей не возникает, так как слушатель находит подсказку в жестах, мимике лица и в любой момент может прервать говорящего и задать ему интересующие вопросы. Читатель видит перед собой печатные буквы, у него нет подсказки в виде мимики и жестов, тона голоса и позы говорящего. Поэтому он старается сконцентрироваться на словах, запомнить их, при этом теряя смысл текста. Получается, что читатель напрасно теряет свою энергию и растрачивает свои силы, вместо того, чтобы понять и использовать важность слова писателя, как средство понимания идеи автора.
Такие читатели не доверяют своему восприятию и читают очень скурпулезно, детально прорабатывая каждое слово, каждую фразу, каждый абзац, снова и снова возвращаясь к нему, если не улавливают смысл текста.
Парадоксально и тот факт, что в результате такого дотошного чтения снижается понимание материала и скорость чтения, так как люди, пытаясь понять, теряют нить текста и не видят основную идею его. Такие читатели настолько зациклены на своем желании охватить и понять содержание страницы, что уделяют внимание даже самой незначащей запятой, каждой несущественной детали, вместо того, чтобы продвигаться вперед в поисках основных идей автора текста.
Такие читатели часто возвращаются назад, перечитывают незначительные слова и фразы, которые могли бы игнорировать и двигаться дальше. Возвращения назад нарушают стройную целостность восприятия, снижают скорость чтения и снижают концентрацию внимания.
Так как скорость, с которой мозг способен обрабатывать информацию, ограничена, то читатель должен постоянно менять скорость чтения. Более трудный для понимания текст читается более медленно, чем легкий и понятный. Неправильно рассчитанная скорость чтения скорость восприятия, тоже ведет к бесполезной растрате сил читателя.
Стараясь же просто запомнить материал, не вникая в его суть, читатель просто складирует прочитанные слова в своем мозгу, не имея возможности пополнить имеющиеся у него знания. Получается, что читатель расходует свои способности впустую. Опытный читатель пытается усвоить читаемый материал и связать его со старыми знаниями.
В процессе быстрого чтения, человек привыкает к оперативному улавливанию сути текста, содержащегося в ключевых словах. Человек быстро улавливает основную мысль, составляющую основу знаний. Такое чтение не так утомляет глаза, как обычное медленное чтение.
Существуют и дополнительные факторы, которые оказывают влияние на скорость чтения – это словарный запас читающего. У быстро и много читающих людей, словарный запас достаточно велик. У людей читающих медленно, словарный запас ограничен, многие слова, встречающиеся для них в новом тексте непонятны и чтобы понять смысл читаемого им надо разгадать значение этих слов. Люди, за свою жизнь прочитавшие много, могут опереться на знания и накопленный опыт, им не приходится читать каждый новый текст, как совершенно незнакомый. Хороший и опытный читатель от чтения испытывает истинное удовольствие, оно позволяет удовлетворить ему чувство интеллектуального голода, для плохого читателя чтение является рутинной обязанностью.
Если вы подозреваете, что являетесь не слишком хорошим читателем и у вас есть привычки, мешающие вам быстро и эффективно читать, то избавиться от них можно за сравнительно короткое время. Постоянно работая над приобретением полезных привычек при чтении и избавляясь от вредных, вы увеличите свою скорость чтения и эффективность. Вы будете не просто желать добиться поставленной вами цели, а осуществление ее станет для вас необходимостью. По этому поводу, профессор Колумбийского университета доктор Джеймс Мурсел говорит: «Простое желание учиться расплывчато и неконкретно, необходимость чему-нибудь научиться приобретает концентрированную и конкретную форму.
Желание учиться означает, что мы что-то повторяем снова и снова в надежде, что что-то произойдет. Необходимость учиться означает, что мы углубляемся в предмет и анализируем его, рассматривая с различных сторон; пытаемся выявить причинно – следственные связи, отыскать, что верно, а что неверно, и что нужно изменить, чтобы неверное стало верным. Расмотрим аналогию: человек может иметь желание стать физически более здоровым и сильным.
Его желание укрепить свое здоровье становится необходимостью только тогда, когда он точно знает, что он должен делать, чтобы стать более здоровым и сильнм. Его желание укрепить свое здоровье становится необходимостью только тогда, когда он точно знает, что он должен делать, чтобы стать более здоровым, а затем делает это; анализирует свои результаты и старается так направить действия, чтобы добиться максимального эффекта. Таким образом, необходимость учиться означает интеллектуальный настойчивый поиск методов решения и интеллектуальную упорную работу в этом направлении».
При искоренении вредных привычек, вы можете слишком быстро и агрессивно штудировать изучаемый материал, что будет увеличивать скорость чтения, скорость понимания и концентрацию; вы можете упускать маловажные слова и детали, научившись выделять главную мысль автора; вы можете тренировать скорость вашего зрительного восприятия; вы можете научиться быстро продвигаться по тексту, выхватывая из множества слов и фраз основные идеи и составляя общую картину текста; вы можете стимулировать свое интеллектуальное любопытство, повышая свой словарный запас; вы можете избавиться от регрессий (возвращений), артикуляции, внутренней речи.
Основная проблема при быстром чтении текста – это проговаривание (артикуляция) слов. При артикуляции, глаза дольше, чем положено задерживаются на одном слове (хотя за это время способны сканировать целые группы слов). При артикуляции, скорость чтения привязана к скорости работы органов речи (не более трехсот слов в минуту), человек, прежде чем видит текст, слышит его, хоть глаза могут воспринимать и передавать информацию в мозг в десять тысяч раз быстрее, чем уши.
При проговаривании текста, читатель скорее слушает проговариваемые слова, чем прислушивается к мыслям. Уже давно доказано, что информация от глаз, может передаваться напрямую в мозг, минуя речь и слух.
Конечно, сказать, что это нельзя делать – легко, а вот как избавится от этой привычки. Конечно, если вы читаете молча, не шевелите губами, не двигаете языком во время чтения, это еще не значит, что вы избавились от этой привычки, не означает, что вы читаете без использования той части мозга, которая отвечает за разговорную речь. У человека за произнесение слов и за их осмысление отвечают разные зоны мозга: зона Брока и зона Вернике.
Во время чтения вслух задействованы обе эти зоны. Слова превращаются сначала в звуковые образы, а затем преобразовываются в смысловые. Большинство людей сначала слова представляет как звуковые образы, а затем происходит их преобразование в смысловые или визуальные образы.
Артикуляция слов состоит из двух этапов, сначала идет проговаривание слов, которое совершается механическими движениями «приборов» (органов речи): бубнением, шевелением языка, движением губ. Второй этап – это проговаривание слов про себя, когда читатель не использует органы речи, но слова слышатся внутренним голосом. Во время такого молчаливого чтения зона мозга, ответственная за произношение слов тоже работает, мешая скоростному восприятию текста.
Чтобы не проговаривать слова при чтении, выполняйте упражнения.
Упражнение 11. Приложите палец руки к губам.
2. Следите за тем, чтобы губы не шевелились.
Упражнение 21. Зажмите карандаш или любую палочку зубами.
2. Держите карандаш только зубами, губы и язык не должны прикасаться к нему.
Упражнение 31. Прижмите язык к зубам.
Упражнение 41. Читайте текст глазами.
2. Во время чтения произносите вслух звукословосочетания (тра-ля-ля, трам-та-рам).
3. Можно произносить отдельные слова (мама, папа, мама, папа и т. д.)
4. Во время чтения произносите короткий текст. Хорошо произносить скороговорки (Карл у Клары украл кораллы и т. д.)
Но это упражнение почти никому не удается, если произносимые слова и читаемый текст разные. Освоить это упражнение можно только в том случае, если при чтении текста глаза опережают движения губ и сканируют те слова, которые губам еще предстоит произнести. Постепенно скорость сканирования текста возрастает, а скорость проговаривания уменьшается. Со временем проговаривание полностью пропадает.
Упражнение 51. Читайте текст глазами
2. Во время чтения ведите счет от единицы до десяти и обратно.
Упражнение 61. Читайте текст глазами.
2. Во время чтения слушайте спокойную релаксационную музыку. Лучше всего подойдет Гендель и Вивальди. Как показывает практика, такая музыка повышает скорость запоминания и повышает способности человека к обучению.
3. Следите за развитием мелодии.
Упражнение 71. Быстро ведите указательным пальцем вдоль колонки текста.
2. Старайтесь читать текст в том же темпе, что и движение пальца.
3. Не пытайтесь глубоко вникнуть в смысл читаемого текста.
4. Читайте не сложные тексты.
5. Сконцентрируйтесь на чтении.
6. Не возвращайтесь к прочитанной части текста (концентрация внимания падает при возвращении к прочитанному тексту). Ваш мозг начинает думать, что в любой момент можно вернуться и информация не усваивается. Поэтому читайте каждый новый текст с мыслью, что вернуться нельзя.
7. Даже если вы что-то непоняли, не возвращайтесь к уже прочитанному.
8. Не снижайте достигнутого уровня скорочтения, не сбивайтесь с заданного ритма, и уровень понимания текста повысится.
Упражнение 81. Найдите стихотворение с короткими строчками.
Буква за букву,
Паузы, точки.
Слово за слово,
Короткие строчки.
На белых страницах
Из чистого льна
Вырастает покрытая
Снегом страна. (Дмитрий Фенько)
2. Прочитайте одну строку за одну остановку.
3. Фокусируйте глаза на крайних словах.
4. В процессе освоения переходите к стихотворениям с более длинными строчками.
Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу. (Твардовский)
Упражнение 91. Возьмите газету и сопровождайте чтение колонки быстрым движением четырех пальцев сверху вниз.
2. Повторите этот пункт упражнения тремя, двумя, одним пальцем.
Упражнение 101. Подойдите к окну.
2. Посмотрите пять минут на открывшийся вашему взору вид.
3. Перенесите ваш взгляд на текст, улавливая взглядом начало и конец строчек.
4. Опять посмотрите в окно и опять на текст. Повторите упражнение пять – шесть раз.
Упражнение 111. Включите музыку.
2. Возьмите газету или любую книгу.
3. Быстро читайте первое и последнее слово в каждой строчке.
4. Другие слова читать не надо.
Упражнение 121. Напишите взглядом цифры от 0 до 40
2. Напишите взглядом буквы алфавита от А до Я.
3. Напишите взглядов слова, словосочетания, предложения.
Упражнение 131. Используйте любое свободное время.
2. Идя по улице фотографируйте взглядом номера машин.
3. Фиксируйте взглядом надписи на вывесках и объявлениях.
Упражнение 14Делайте сложные движения пальцами. При этом движения пальцев не должны быть произвольными, автоматическими или легкими. Движения пальцев должны быть такими, чтобы мозг постоянно контролировал их выполнение. Например, при каждом ударе правой рукой, поочередно пальцами левой руки пытайтесь дотронуться до височной части лица. Значительная часть мозга, отвечающая за движение, отвечает за движение пальцев.
Упражнение 15Читатель должен выбивать рукой такой такт, чтобы он не совпадал с речью. Чтение материала должно проходить под одновременное выстукивание такта. Первое время это будет весьма трудно, но постепенно чтение будет убыстряться, а внутренний голос делаться все тоньше и глуше, пока не исчезнет совсем. Для полного избавления от проговаривания потребуется около двадцати часов чтения с одновременным выстукиванием такта.
Упражнение 16. Метод центральных речевых помех Жинкина Учитывая то, что речь человека находится на кончиках пальцев, следует при чтении выстукивать пальцами определенный ритм (двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта):
Пальцы будут заняты и автоматически будет блокироваться речевой центр. Центры мозга, отвечающие за движение рук и за произношение слов находятся рядом, поэтому если занять центр мозга отвечающий за движение работой, то одновременно будет происходить и частичная блокировка речевого центра.
Упражнение повторять ежедневно в течение 1–1, 5 часа. Можно делать перерывы в случае усталости. В общей сложности этому упражнению следует посвятить до двадцати часов. Затем, при быстром чтении, упражнение надо повторять хотя бы один раз в неделю, уделив ему тридцать минут своего времени.
За время выполнения упражнения проходится четыре этапа:
1. Этап убеждения. Такое возможно и я смогу.
2. Этап выполнения. Упражнение получается, но понять прочитанное сложно.
3. Этап понимания. Упражнение получается, прочитанное понимается, но запомнить не возможно.
4. Этап усвоения. Упражнение легко и свободно выполняется, прочитанное понимается, ритм не замедляется, прочитанный текст легко вспоминается.
Скорость чтения
Ниже приведена таблица о скорости чтения. Таблица составлена на основании чтения английского текста, где словами считаются артикли и глагольные частицы. Поэтому установить соответствие в чтении с русским и английским языком довольно трудно. Нормативы скорости установлены в результате длительных наблюдений и измерений скорости чтения научно-популярных и технических текстов.
Таблица скоростей чтения (число слов в минуту)
Можно определить скорость чтения по формуле: V=(Q/T)*K, где V– это скорость чтения, (Q– число знаков в тексте, T– время потраченное на чтение данного текста в минутах, K-коэффициент понимания. Под количеством знаков следует считать каждую букву и каждый цифру в тексте, не учитывая пробелы и знаки препинания.
В некоторых книгах встречается измерение скорости чтения в словах. Зная соотношения между единицами объема текста можно легко перейти от одной системе к другой.
Учитывая то, что в среднем, каждое слово в русском языке состоит в среднем из шести букв и если ваша скорость чтения равна 1200 знаков в минуту, то скорость чтения в словах будет равна 1200:6 =200 слов в минуту. Время чтения можно измерять часами с секундной стрелкой.
Что же такое коэффициент понимания? Коэффициент понимания определяется исходя из ответов на десять контрольных вопросов по прочитанному тексту. Ведь известно, что быстрое чтение – это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного материала. Если все ответы на десять контрольных вопросов правильные, то коэффициент равен 1, если ответили правильно на семь вопросов, то коэффициент равен 0.7, если на один вопрос, то коэффициент равен 0.1. Хорошим считается коэффициент понимания и усвоения текста 0.7 или 70 %.
Коэффициент усвоения – это количество усвоенного содержания текста. Он состоит из понимания и запоминания текста. Измеряется в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию материала, принимаемого за сто процентов или единицу.
Возьмите какой – нибудь текст, посчитайте количество знаков, приготовьте секундомер, тетрадь и ручку. Запишите время начала чтения или включите секундомер. По окончании чтения, запишите время и выключите секундомер.