Скорочтение: как научиться быстро читать (можно хорошо способы и понимать)

skorochtenie-kak-nauchitsya-bystro-chitПервые указания относительно быстрого чтения, которым я следовал, были взяты из книги «Шаг вперёд в быстром чтении» (Breakthrough Rapid Reading). Хотя я потом перестал использовать некоторые приёмы, которым учила эта книга, но основные её идеи оказались достойными для дальнейшего их развития. Всего лишь через несколько недель моя средняя скорость чтения в примерно 450 слов в минуту выросла до 900 слов в минуту.
Это более чем просто «количество слов в минуту» – скорость чтения помогла привить любовь к чтению. Из-за того, что я смог полностью использовать свои способности к чтению, у меня появилось возросшее желание читать. Эта новая мотивация привела меня к тому, что я стал читать запоями и за период в два года я прочитал более 150 книг!
Вот уроки, извлечённые мной из нескольких лет быстрого чтения:

1. Используйте указатель

На самом деле ваши глаза не смотрят неподвижно  в одну точку. Чтобы собрать больше информации, они часто делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами, и они предоставят первый инструмент, которым новоиспечённый читатель воспользуется для того, чтобы читать быстрее.
Для глаз нормально, когда они, совершив скачкообразное движение, возвращаются к своему прежнему положению. Но, к сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя.
Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. Когда вы будете использовать указатель, сначала вы будете читать медленнее, чем обычно. Но после того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.
Замечание для продвинутых читателей, обладающих техникой быстрого чтенияВ дальнейшем вы сможете ещё больше увеличить скорость чтения, оставляя указатель в 1-2 см от полей текста. Ваш глаз в состоянии найти слово в радиусе одного сантиметра, таким образом вы немного сократите время чтения.

2. Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Мне не нравится, что многие считают скорость чтения просто предельной скоростью, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.
Я считаю, что в этих рассуждениях не хватает одного важного пункта. Скорость чтения – это не только быстрый бег вперёд, но и контроль над качеством чтения. Если вы гонщик, то при всей важности предельной скорости, не менее важным является умение водителя корректировать скорость, например, на поворотах. Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.
Указатель поможет при контроле, потому что вместо того, чтобы просто использовать свои глаза, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Такой вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.
Например, в книге, которую я сейчас читаю, автор часто философствует на протяжении 3-4 абзацев. Такие абзацы не одинаковы, но достаточно похожи. Поэтому я могу пробежать их при помощи своего указателя и без труда уяснить их основную идею.

3. Не озвучивайте слов в голове

Большинство людей, когда они учились читать, произносили слова вслух. «Мама мыла раму», – маленькими учениками старательно произносится каждое слово. Впоследствии вы вырастаете из чтения вслух, потому что оно снижает вашу скорость чтения. Однако, большинство людей всё равно озвучивает слова в голове и «Мама мыла раму» молчаливо звучит у них в мозгу.
Такое озвучивание не всегда является чем-то плохим. Оно помогает понять рассказ и следовать за ним.  Просто нужно осознать, что оно не является острой необходимостью при восприятии текста. Тка же кка блоьшинтсво людйе пйомёт эот предлжонеие, большинство людей, для того чтобы понять смысл предложения, не нуждается в обсасывании каждого слова.
Умение читать без озвучивания слов в голове сродни дополнительному приспособлению в каком-то механизме. Оно может открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро побежать текст глазами, потому что в первом случае вы проходите указателем по каждому слову. Таким методом скоростного чтения обычные читатели в основном не умеют пользоваться.
Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

4. Активное чтение

Большинство людей читают пассивно. Читая книгу, они надеются, что информация запрыгнет им в голову и провозгласит: «Выучи меня!». Это чудесно, если вы читаете только для развлечения, но что делать, если ваше чтение предназначено для каких-то особых целей?
Для быстрого чтения требуется активное чтение. Это значит, что вместо того, чтобы снисходительно принимать информацию, которая надолго не задерживается в вашей голове, вы должны стать любознательным хищником. Перед тем, как начать читать, организуйте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы же надеетесь извлечь из последующего сеанса чтения. Даже если вы на 100% знаете, что вам нужно выучить, это организационное упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Вам лучше прочитать что-либо сегодня и забыть это на следующий день или, всё-таки, глубоко вчитаться и сделать это частью себя?
Активное чтение также подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень похожа на тактику для быстрого чтения. И она ею не является, но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый.

5. Знайте, когда читать медленнее

Как уже было отмечено в пункте 2, неконтролируемое чтение на скорость – это совсем не скорость. Много людей, после того, как я рассказывал им о быстром чтении, хвастались, что они быстро одолели ту или иную книгу. Но эти же люди признавались мне позже, что они мало что помнят из прочитанного.
Как иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или запутанное. Давайте сравним чтение с вождением машины: если вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на грязной горной дороге, лучше её снизить.
Более чем что-либо другое, скоростное чтение знакомит вас с вашей скоростью. Большинство людей могут читать, используя только 2 скорости: беглый просмотр и чтение. Скоростное чтение открывает промежуточные пласты. Теперь вы можете просматривать текст, читать без озвучивания в голове, быстро читать, медленно читать и даже ползти по тексту, в случае если смысл  непонятен или сложен.

6. Сделайте материал интереснее

Я знаю, что это звучит ирреально. Возможно ли сделать интересной статистику/калькуляции/Джейн Эйр?
Но вы можете сделать материал интереснее, если, прежде чем браться за книгу, вы приложите немного усилий. Нет, вам не нужно пытаться сделать из скучных тем что-то похожее на новейший триллер. Но вы можете сделать материал интересным в такой мере, чтобы без труда концентрироваться на нём во время чтения.
Я знаю, что это звучит комично, но такой подход имеет смысл. Когда вы преступаете к чтению книги, представьте, что вы изменили свою точку зрения с «О, нет, я не могу читать эту макулатуру!» на «Если я творчески подойду к этому чтению, что я могу выиграть от этого?». Это не значит, что вам нужно признаться в тайной любви, например, к калькуляции. Это значит нужно стать восприимчивым к тому, чему вас могла бы научить эта самая калькуляция.
Если вы посчитаете материал интересным, вы сможете полностью погрузиться в него.  Полное погружение в материал может сократить время чтения на треть, и, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

7. Скорость чтения приобретается с опытом

Хотя это не так очаровывает, как метод отказа от озвучивания слов в голове или чтение с решающим всё указателем, лучшим методом для повышения скорости чтения является следующий: чтобы читать быстрее, нужно читать больше. Когда вы будете регулярно прочитывать одну книгу в неделю, скорость вашего чтения улучшится.
Во-первых, если вы не будете читать на своём родном языке, низкая языковая компетентность будет служить препятствием для развития скорости чтения. У меня средние знания французского языка и моё чтение на французском языке нельзя даже сравнивать с моим чтением на родном языке. И всё потому, что каждый абзац французского текста содержит новые слова и грамматические конструкции.
Повторю ещё раз: преодолеть низкую языковую компетентность можно при помощи практики. Даже если вы будете читать на родном языке, некоторые авторы всё равно употребят слова, которые вы можете не понять. Если вы часто наталкиваетесь на такие слова, я советую вам проверить их значение. Когда я читаю многословный фолиант Дэвида Фостера Уалланса «Неопределённый жест» (David Foster Wallace’s verbose tome, Infinite Jest), я пользуюсь услугой define в Google (например: “define simple“), при помощи которой можно узнать значение слова.
Во-вторых, если вы будете читать чаще, у вас разовьётся чутьё с какой скоростью читать текст в зависимости от его назначения. Даже на гонках «Нэскар» нет скорости ради скорости. Главное – это умение найти правильную скорость. Точно так же, если вы сейчас не уверены, в каком темпе читать учебник или роман, такое чутьё разовьётся с опытом.
Я также советую тем, кто только начал занимать скоростным чтением, не просто читать, а практиковать чтение. Практика чтения значит, что вы возьмёте новую книгу, и, не озвучивая слова в голове, будете водить указателем быстрее, чем вы можете воспринимать то, что читаете.  Это поможет вам в конце концов дойти до верхнего предела вашей возможной скорости чтения.

Попробуйте!

Хотите знать какова ваша нынешняя скорость чтения? Возьмите любую книгу и сделайте следующее:
  • Поставьте таймер на одну минуту
  • Отметьте строку, с которой вы начали читать
  • Начните читать и остановитесь, когда время истечёт
  • Отметьте строку, на которой вы остановились
  • Количество строк – Посчитайте количество прочитанных вами строк
  • Количество слов в строке – Во второй строке посчитайте количество слов (включая короткие слова типа я, и, в и т.д.)
  • Умножьте количество строк на количество слов в строке, и у вас получится количество слов, которые вы читаете в минуту. Так вы узнаете свою скорость чтения.
Читая, пользуйтесь написанным выше, и после того, как вы воспользуетесь вышеуказанными советами, снова измеряйте свою скорость чтения, как это описано выше. И вы увидите, насколько вы продвинулись вперёд.
1. ЧИТАТЬ БЕЗ РЕГРЕССИЙ

Регрессии — это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространенный.
Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.
Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями.

Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.

Именно такого рода регрессии и считается одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста.
Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Какова же природа регрессии?
Первая причина — сила привычки. Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?

Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.


2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ

Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.
Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.
Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.

Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т. е. чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.

Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:

1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д.  Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.


3. ЧИТАТЬ ПО ИНТЕГРАЛЬНОМУ АЛГОРИТМУ ЧТЕНИЯ

Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.

Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно.
Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.

4. ЧИТАТЬ ВЕРТИКАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ГЛАЗ

Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).
Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.

При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА

Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями.
Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.

Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию.

Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п.
Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.
Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей — вот сущность понимания текста.
Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.

Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.

6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.

Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.

7.  ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:

читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.

Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Есть неплохие книги по обучению скорочтению. Например, книга Андреева О. А.  и Хромова Л. Н.  «Учимся быстро читать».
Но наиболее эффективный вариант обучения быстрому чтению — это специальные тренинги и занятия в группах.

По мере развития приемов мышления, совершенствования языка, способов работы с текстом, каждое поколение читателей читает быстрее, чем предыдущее. В этом большая заслуга передовых людей каждой эпохи. Еще в семнадцатом веке люди начали задумываться о важности быстрого чтения. Ян Амос Коменский, основоположник теории обучения, при открытии в Чехии Патакской высшей школы, произнес речь «Об искусном пользовании книгой – первейшим инструментом культуры природных дарований».

Тема «скорочтения» остается одной из самых непонятных и загадочных до сих пор. Слово «скоро» означает быстро, но это не значит, что надо просто пробежать глазами по строчкам текста, а означает, что надо быстро выделить главные мысли из текста и запомнить смысл текста, затратив на это как можно меньше времени. Если сказать кратко, скорочтение – это чтение с высокой скоростью усвоения прочитанного материала и минимальными затратами усилий и времени.

Наш мозг обрабатывает информацию, поступающую из вне со скоростью в четыре раза выше медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы у среднестатистического человека уходит две минуты, то наш мозг обрабатывает ее за полминуты, а остальные полторы минуты создаются непроизвольные ассоциации. Например, читаете про горы. Глаза продолжают двигаться по строчкам, а на внутреннем экране возникает цепочка непроизвольных ассоциаций: альпийские луга, стадо овец, горы, с вершинами покрытыми снегом, синее – синее небо и белое ленивое облако на нем. При таком чтении, информация запоминается плохо, не воспринимается как одно целое. Случается, прочитав целую страницу, можно обнаружить, что не запомнилось ни одного слова.

Лев Семенович Выготский, советский психолог, основатель исследовательской традиции, по этому поводу писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Ученые, которые занимаются исследованием способности людей к чтению, выделили пять методов чтения:

1. Углубленное чтение. Это когда человек внимательно и скурпулезно анализирует и оценивает прочитанное, уделяет особое внимание деталям.

2. Быстрое чтение. Это быстрое чтение, при котором уделяется внимание деталями и которое приобретает свойства углубленного чтения.

3. Выборочное чтение. Такое чтение можно назвать повторным. Когда человек читает отдельные части текста.

4. Чтение – просмотр. Это предварительное чтение «по диагонали». Когда определяется тематика книги, статьи и т. д. и определяется ее ценность для читателя.

5. Чтение – сканирование. Это чтение, с целью выявление в тексте знакомых фамилий, дат, тем, т. е. быстрое просматривание текста с целью поиска конкретных данных.

Тренировка памяти при быстром чтении безусловно важна, но она будет действенной только при четырех непременныхусловиях: уверенности в том, что вам необходимо улучшать память; постоянной заинтересованности в этом; умении самостоятельно работать и правильно использовать особенности вашей памяти.

При рассмотрении запоминания при чтении, можно сделать выводы:

1. Быстрое чтение способствует тренировке памяти, не перегружая ее, а также активизирует процессы мышления и запоминания.

2. Самым результативным является непроизвольное запоминание при положительных эмоциях. Быстрое чтение обеспечивает именно такое запоминание. Если четко поставлена цель и читаешь с положительными эмоциями и настроенностью на хороший результат, то нужное запоминается само собой.

3. Осмысленное запоминание основано на перекодировании прочитанной информации на язык своих мыслей, в десятки раз продуктивнее, чем механическое запоминание. После чтения текста, тут же повторите его.

4. Американский психолог Дж. Миллер, создал формулу запоминания человеком, в которой говорится, что человек запоминает прочно, глубоко, надолго, если поступающая информация распределится в блоки, число которых не больше семи.

В зависимости от того, какую цель преследует читатель, взяв ту или иную книгу или статью, необходимо выбрать соответствующий режим чтения.

В самом начале, когда ребенок только учится читать, ему незнакомы очертания буквы. Маленький человек с трудом отличает одну букву от другой, он вместо чтения слова «мама» читает «м-а-м-а». Постепенно распознавание и узнавание букв становится автоматическим и возрастает скорость чтения. Следующим шагом у малыша становится чтение слогами и предложениями. «Ма-ма». «Ма-ма мы-ла Ра-му». «Мама мыла раму». Угол зрения с каждым разом становится все больше и больше. Узкий угол зрения позволяет увидеть только частичку страницы, а может быть даже и только кусочек слова.

В современном мире нам необходимо уметь быстро ориентироваться в потоке информации и в любой интеллектуальной деятельности приходится много читать. Чем шире ваш угол зрения, тем больше информации вы сможете охватить за один взгляд на текст.

Для тренировки быстрого чтения используются таблицы Шульте . Считается, что при движении взгляда наибольшая острота зрения возникает в центральной зоне сетчатки глаза. Все, что лежит вне так называемой зоны ясного видения, видится смутно, как в тумане. Широкий угол зрения может уменьшить поиск нужной информации. Как показали опыты, увеличить угол зрения помогают таблицы Шульте. Таблицы Шульте помогают увеличить периферическое зрение и увеличить скорость чтения.

Максимальная зона видения читателя составляет тридцать градусов, а зона ясного видения – четырнадцать градусов. Область стопроцентного видения занимает всего лишь 1.4 градуса.

1. Сконцентрируйте свой взгляд на центральной точке таблицы.

2. Старайтесь увидеть все цифры на поле. Смотрите рассеянным взглядом, как бы сквозь листок.

3. Не убирая взгляда с центральной точки таблицы определите, где находятся цифры от 1 до 25.

4. Находить цифры требуется беззвучным счетом в возрастающем порядке. Желательно с максимальной быстротой, не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно искать цифры только периферийным зрением.

5. Время считывания такой таблицы должно быть не более 30 секунд.

6. Время занятий выбирается так, чтобы не уставать. Обычно не более десяти таблиц в день. Горизонтальные движения глаз по таблице не разрешаются.

7. Расстояние от глаз до таблицы Шульте как обычно при чтении книг, то есть примерно 30–35 сантиметров.

Тренируясь по таблице каждый день, уже через две – три недели вы достигнете удивительных результатов, станет ясно, что ваш угол зрения значительно увеличился. Подобные таблицы вы можете составлять сами, расположив числа в произвольном порядке и находя их по – очереди. Таблица Шульте – это листок с нарисованным квадратом со сторонами двадцать сантиметров. Квадрат разбивается на двадцать пять ячеек. По мере развития навыков чтения таблиц Шульте переходите к более сложным таблицам, увеличивая количество ячеек 6х6, 7х7, 8х8 и соответственно увеличивая размер квадрата: 24х24, 28х28, 32х32 сантиметра.

Самое главное при работе с таблицами Шульте – это внимание. Вместо цифр в случайном порядке можно расположить и другие объекты, главное – не мельтешить взглядом по таблице, а при взгляде в центр таблицы Шульте ясно видеть вместе с центральной цифрой и верхние левую и правую, а также нижние левую и правую цифры.

Тони Бьюзен отмечал, что к компьютерным программам и таблицам Шульте надо относиться с максимальной осторожностью, так как взгляд непроизвольно следует за курсором мышки, что не способствует расширению угла зрения.

Если ученик начальной школы может читать по слогам и буквам, то от старшеклассника требуется, чтобы он вдумчиво прочитал все, что есть в учебнике. На студента высшего учебного заведения обрушивается поток разнообразных сведений и информации, его необходимо пользоваться научной литературой, всевозможными справочниками, находить нужную информацию в библиотечных каталогах и огромнейшей библиотеке научной литературы. Студенты учатся избирательно читать то, что им необходимо, он сам формирует избирательный поиск нужной информации.

В процессе своей производственной или научной деятельности человек пользуется различной специализированной литературой, которая бывает иногда плохо структурирована, и ему приходится самому заниматься ее обработкой. Здесь не подойдет ни стратегия изучения материала школьником (от корки до корки) и не стратегия составления алгоритма поиска нужной информации студентом.

Для поглощения такой информации и выуживания из нее рационального зерна требуется навык скоростного чтения, т. е. прочтения только нужных текстов, поиск ключевых слов и фраз, необходимых для данной конкретной деятельности.

Читать нужно только то, что нужно, а не все, что написано – такой основной принцип скорочтения.

1. Необходимо подавлять желание проговаривания текста.

2. Уметь выделять в тексте только самое главное. Иметь широкий угол зрения.

3. Психологически настроиться на мгновенное схватывание смысла текста.

4. Применять эффективные стратегии запоминания информации.

У каждого человека имеются нераскрытые возможности и внутренние резервы, которые значительно больше, чем он подозревает. Увеличить скорость чтения можно, избавившись от снижающих быстроту чтения факторов:

1. Отсутствие ясной цели, для чего вам это нужно.

2. Неспособность отличить нужную информацию от ненужной.

3. Рассеянность внимания.

4. Медленная стратегия чтения, когда воспринимаются слова, а не значение этих слов.

Скорость чтения во многом зависит от интереса читателя к материалу, его пониманию и от его знакомства с предметом.

Вопрос скорости чтения интересует, прежде всего, и потому, что это означает большую продуктивность, а значит и более легкое достижение цели.

Люди затрачивают много времени на чтение книг, многие люди, несмотря на то, что они очень способные и в силу своей работы, вынуждены много читать, по-прежнему используют те же приемы чтения, которыми пользовались еще в детстве.

В реальной жизни приемы, цели и виды чтения могут быть чрезвычайно разнообразными. В одном случае от чтения литературы требуется полное и глубокое понимание смысла, в другом случае читатель должен решить, а стоит ли вообще читать этот материал и что материал ему даст. В третьем случае читателю надо только извлечь из текста нужную ему информацию. Один и тот же материал можно прочитать с разной точки зрения и каждый раз один и тот же материал будет восприниматься по-разному.

Если исходить из того, что Скорочтение – это процесс обучения, то следует учитывать, что ваш мозг не может усвоить больше информации, чем ему положено. Если читатель увеличит скорость чтения текста в четыре раза больше того, что он может усвоить, то он усвоит лишь четверть прочитанного. Если у вас нет возможности увеличить скорость обрабатывания мозгом информации, значит надо увеличить продуктивность чтения, постараться избежать излишних затрат энергии и сил, за счет увеличения своих возможностей. Как выявлено, что самые способные люди, являются самыми непродуктивными читателями.

Писатель, высказывает свою целостную мысль в виде цепочки слов. Читатель, видит эту цепочку слов в виде символов и должен извлечь из них законченную и целостную мысль, которую ему хотел передать писатель. При тесном контакте писателя с читателем, в результате их устного общения, никаких трудностей не возникает, так как слушатель находит подсказку в жестах, мимике лица и в любой момент может прервать говорящего и задать ему интересующие вопросы. Читатель видит перед собой печатные буквы, у него нет подсказки в виде мимики и жестов, тона голоса и позы говорящего. Поэтому он старается сконцентрироваться на словах, запомнить их, при этом теряя смысл текста. Получается, что читатель напрасно теряет свою энергию и растрачивает свои силы, вместо того, чтобы понять и использовать важность слова писателя, как средство понимания идеи автора.

Такие читатели не доверяют своему восприятию и читают очень скурпулезно, детально прорабатывая каждое слово, каждую фразу, каждый абзац, снова и снова возвращаясь к нему, если не улавливают смысл текста.

Парадоксально и тот факт, что в результате такого дотошного чтения снижается понимание материала и скорость чтения, так как люди, пытаясь понять, теряют нить текста и не видят основную идею его. Такие читатели настолько зациклены на своем желании охватить и понять содержание страницы, что уделяют внимание даже самой незначащей запятой, каждой несущественной детали, вместо того, чтобы продвигаться вперед в поисках основных идей автора текста.

Такие читатели часто возвращаются назад, перечитывают незначительные слова и фразы, которые могли бы игнорировать и двигаться дальше. Возвращения назад нарушают стройную целостность восприятия, снижают скорость чтения и снижают концентрацию внимания.

Так как скорость, с которой мозг способен обрабатывать информацию, ограничена, то читатель должен постоянно менять скорость чтения. Более трудный для понимания текст читается более медленно, чем легкий и понятный. Неправильно рассчитанная скорость чтения скорость восприятия, тоже ведет к бесполезной растрате сил читателя.

Стараясь же просто запомнить материал, не вникая в его суть, читатель просто складирует прочитанные слова в своем мозгу, не имея возможности пополнить имеющиеся у него знания. Получается, что читатель расходует свои способности впустую. Опытный читатель пытается усвоить читаемый материал и связать его со старыми знаниями.

В процессе быстрого чтения, человек привыкает к оперативному улавливанию сути текста, содержащегося в ключевых словах. Человек быстро улавливает основную мысль, составляющую основу знаний. Такое чтение не так утомляет глаза, как обычное медленное чтение.

Существуют и дополнительные факторы, которые оказывают влияние на скорость чтения – это словарный запас читающего. У быстро и много читающих людей, словарный запас достаточно велик. У людей читающих медленно, словарный запас ограничен, многие слова, встречающиеся для них в новом тексте непонятны и чтобы понять смысл читаемого им надо разгадать значение этих слов. Люди, за свою жизнь прочитавшие много, могут опереться на знания и накопленный опыт, им не приходится читать каждый новый текст, как совершенно незнакомый. Хороший и опытный читатель от чтения испытывает истинное удовольствие, оно позволяет удовлетворить ему чувство интеллектуального голода, для плохого читателя чтение является рутинной обязанностью.

Если вы подозреваете, что являетесь не слишком хорошим читателем и у вас есть привычки, мешающие вам быстро и эффективно читать, то избавиться от них можно за сравнительно короткое время. Постоянно работая над приобретением полезных привычек при чтении и избавляясь от вредных, вы увеличите свою скорость чтения и эффективность. Вы будете не просто желать добиться поставленной вами цели, а осуществление ее станет для вас необходимостью. По этому поводу, профессор Колумбийского университета доктор Джеймс Мурсел говорит: «Простое желание учиться расплывчато и неконкретно, необходимость чему-нибудь научиться приобретает концентрированную и конкретную форму.

Желание учиться означает, что мы что-то повторяем снова и снова в надежде, что что-то произойдет. Необходимость учиться означает, что мы углубляемся в предмет и анализируем его, рассматривая с различных сторон; пытаемся выявить причинно – следственные связи, отыскать, что верно, а что неверно, и что нужно изменить, чтобы неверное стало верным. Расмотрим аналогию: человек может иметь желание стать физически более здоровым и сильным.

Его желание укрепить свое здоровье становится необходимостью только тогда, когда он точно знает, что он должен делать, чтобы стать более здоровым и сильнм. Его желание укрепить свое здоровье становится необходимостью только тогда, когда он точно знает, что он должен делать, чтобы стать более здоровым, а затем делает это; анализирует свои результаты и старается так направить действия, чтобы добиться максимального эффекта. Таким образом, необходимость учиться означает интеллектуальный настойчивый поиск методов решения и интеллектуальную упорную работу в этом направлении».

При искоренении вредных привычек, вы можете слишком быстро и агрессивно штудировать изучаемый материал, что будет увеличивать скорость чтения, скорость понимания и концентрацию; вы можете упускать маловажные слова и детали, научившись выделять главную мысль автора; вы можете тренировать скорость вашего зрительного восприятия; вы можете научиться быстро продвигаться по тексту, выхватывая из множества слов и фраз основные идеи и составляя общую картину текста; вы можете стимулировать свое интеллектуальное любопытство, повышая свой словарный запас; вы можете избавиться от регрессий (возвращений), артикуляции, внутренней речи.

Основная проблема при быстром чтении текста – это проговаривание (артикуляция) слов. При артикуляции, глаза дольше, чем положено задерживаются на одном слове (хотя за это время способны сканировать целые группы слов). При артикуляции, скорость чтения привязана к скорости работы органов речи (не более трехсот слов в минуту), человек, прежде чем видит текст, слышит его, хоть глаза могут воспринимать и передавать информацию в мозг в десять тысяч раз быстрее, чем уши.

При проговаривании текста, читатель скорее слушает проговариваемые слова, чем прислушивается к мыслям. Уже давно доказано, что информация от глаз, может передаваться напрямую в мозг, минуя речь и слух.

Конечно, сказать, что это нельзя делать – легко, а вот как избавится от этой привычки. Конечно, если вы читаете молча, не шевелите губами, не двигаете языком во время чтения, это еще не значит, что вы избавились от этой привычки, не означает, что вы читаете без использования той части мозга, которая отвечает за разговорную речь. У человека за произнесение слов и за их осмысление отвечают разные зоны мозга: зона Брока и зона Вернике.

Во время чтения вслух задействованы обе эти зоны. Слова превращаются сначала в звуковые образы, а затем преобразовываются в смысловые. Большинство людей сначала слова представляет как звуковые образы, а затем происходит их преобразование в смысловые или визуальные образы.

Артикуляция слов состоит из двух этапов, сначала идет проговаривание слов, которое совершается механическими движениями «приборов» (органов речи): бубнением, шевелением языка, движением губ. Второй этап – это проговаривание слов про себя, когда читатель не использует органы речи, но слова слышатся внутренним голосом. Во время такого молчаливого чтения зона мозга, ответственная за произношение слов тоже работает, мешая скоростному восприятию текста.

Чтобы не проговаривать слова при чтении, выполняйте упражнения.

Упражнение 11. Приложите палец руки к губам.

2. Следите за тем, чтобы губы не шевелились.

Упражнение 21. Зажмите карандаш или любую палочку зубами.

2. Держите карандаш только зубами, губы и язык не должны прикасаться к нему.

Упражнение 31. Прижмите язык к зубам.

Упражнение 41. Читайте текст глазами.

2. Во время чтения произносите вслух звукословосочетания (тра-ля-ля, трам-та-рам).

3. Можно произносить отдельные слова (мама, папа, мама, папа и т. д.)

4. Во время чтения произносите короткий текст. Хорошо произносить скороговорки (Карл у Клары украл кораллы и т. д.)

Но это упражнение почти никому не удается, если произносимые слова и читаемый текст разные. Освоить это упражнение можно только в том случае, если при чтении текста глаза опережают движения губ и сканируют те слова, которые губам еще предстоит произнести. Постепенно скорость сканирования текста возрастает, а скорость проговаривания уменьшается. Со временем проговаривание полностью пропадает.

Упражнение 51. Читайте текст глазами

2. Во время чтения ведите счет от единицы до десяти и обратно.

Упражнение 61. Читайте текст глазами.

2. Во время чтения слушайте спокойную релаксационную музыку. Лучше всего подойдет Гендель и Вивальди. Как показывает практика, такая музыка повышает скорость запоминания и повышает способности человека к обучению.

3. Следите за развитием мелодии.

Упражнение 71. Быстро ведите указательным пальцем вдоль колонки текста.

2. Старайтесь читать текст в том же темпе, что и движение пальца.

3. Не пытайтесь глубоко вникнуть в смысл читаемого текста.

4. Читайте не сложные тексты.

5. Сконцентрируйтесь на чтении.

6. Не возвращайтесь к прочитанной части текста (концентрация внимания падает при возвращении к прочитанному тексту). Ваш мозг начинает думать, что в любой момент можно вернуться и информация не усваивается. Поэтому читайте каждый новый текст с мыслью, что вернуться нельзя.

7. Даже если вы что-то непоняли, не возвращайтесь к уже прочитанному.

8. Не снижайте достигнутого уровня скорочтения, не сбивайтесь с заданного ритма, и уровень понимания текста повысится.

Упражнение 81. Найдите стихотворение с короткими строчками.

Буква за букву,

Паузы, точки.

Слово за слово,

Короткие строчки.

На белых страницах

Из чистого льна

Вырастает покрытая

Снегом страна. (Дмитрий Фенько)

2. Прочитайте одну строку за одну остановку.

3. Фокусируйте глаза на крайних словах.

4. В процессе освоения переходите к стихотворениям с более длинными строчками.

Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу. (Твардовский)

Упражнение 91. Возьмите газету и сопровождайте чтение колонки быстрым движением четырех пальцев сверху вниз.

2. Повторите этот пункт упражнения тремя, двумя, одним пальцем.

Упражнение 101. Подойдите к окну.

2. Посмотрите пять минут на открывшийся вашему взору вид.

3. Перенесите ваш взгляд на текст, улавливая взглядом начало и конец строчек.

4. Опять посмотрите в окно и опять на текст. Повторите упражнение пять – шесть раз.

Упражнение 111. Включите музыку.

2. Возьмите газету или любую книгу.

3. Быстро читайте первое и последнее слово в каждой строчке.

4. Другие слова читать не надо.

Упражнение 121. Напишите взглядом цифры от 0 до 40

2. Напишите взглядом буквы алфавита от А до Я.

3. Напишите взглядов слова, словосочетания, предложения.

Упражнение 131. Используйте любое свободное время.

2. Идя по улице фотографируйте взглядом номера машин.

3. Фиксируйте взглядом надписи на вывесках и объявлениях.

Упражнение 14Делайте сложные движения пальцами. При этом движения пальцев не должны быть произвольными, автоматическими или легкими. Движения пальцев должны быть такими, чтобы мозг постоянно контролировал их выполнение. Например, при каждом ударе правой рукой, поочередно пальцами левой руки пытайтесь дотронуться до височной части лица. Значительная часть мозга, отвечающая за движение, отвечает за движение пальцев.

Упражнение 15Читатель должен выбивать рукой такой такт, чтобы он не совпадал с речью. Чтение материала должно проходить под одновременное выстукивание такта. Первое время это будет весьма трудно, но постепенно чтение будет убыстряться, а внутренний голос делаться все тоньше и глуше, пока не исчезнет совсем. Для полного избавления от проговаривания потребуется около двадцати часов чтения с одновременным выстукиванием такта.

Упражнение 16. Метод центральных речевых помех Жинкина Учитывая то, что речь человека находится на кончиках пальцев, следует при чтении выстукивать пальцами определенный ритм (двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта):

Правши должны выстукивать ритм карандашом или ручкой по столу, пальцами правой руки собранными вместе. Левши должны выстукивать ритм одновременно пальцами и левой и правой руки, при этом как у правшей, так и у левшей должна работать не только кисть, но и вся рука. При этом надо, чтобы правильно выстукивался ритм, полное понимание текста не обязательно.

Пальцы будут заняты и автоматически будет блокироваться речевой центр. Центры мозга, отвечающие за движение рук и за произношение слов находятся рядом, поэтому если занять центр мозга отвечающий за движение работой, то одновременно будет происходить и частичная блокировка речевого центра.

Упражнение повторять ежедневно в течение 1–1, 5 часа. Можно делать перерывы в случае усталости. В общей сложности этому упражнению следует посвятить до двадцати часов. Затем, при быстром чтении, упражнение надо повторять хотя бы один раз в неделю, уделив ему тридцать минут своего времени.

За время выполнения упражнения проходится четыре этапа:

1. Этап убеждения. Такое возможно и я смогу.

2. Этап выполнения. Упражнение получается, но понять прочитанное сложно.

3. Этап понимания. Упражнение получается, прочитанное понимается, но запомнить не возможно.

4. Этап усвоения. Упражнение легко и свободно выполняется, прочитанное понимается, ритм не замедляется, прочитанный текст легко вспоминается.

Скорость чтения

Ниже приведена таблица о скорости чтения. Таблица составлена на основании чтения английского текста, где словами считаются артикли и глагольные частицы. Поэтому установить соответствие в чтении с русским и английским языком довольно трудно. Нормативы скорости установлены в результате длительных наблюдений и измерений скорости чтения научно-популярных и технических текстов.

Таблица скоростей чтения (число слов в минуту)

Скорость чтения – это объем прочитанного текста за единицу времени. Объем текста может определяться по – разному (страницах, знаках, словах, слогах). Время измеряется в часах, минутах, секундах. Чаще всего скорость чтения определяют как количество прочитанных слов в минуту. Чтение со скоростью триста слов в минуту считается обычным, выше трехсот слов в минуту – ускоренным. Пределом сплошного чтения является скорость тысяча слов в минуту (по другим данным восемьсот слов в минуту).

Можно определить скорость чтения по формуле: V=(Q/T)*K, где V– это скорость чтения, (Q– число знаков в тексте, T– время потраченное на чтение данного текста в минутах, K-коэффициент понимания. Под количеством знаков следует считать каждую букву и каждый цифру в тексте, не учитывая пробелы и знаки препинания.

В некоторых книгах встречается измерение скорости чтения в словах. Зная соотношения между единицами объема текста можно легко перейти от одной системе к другой.

Учитывая то, что в среднем, каждое слово в русском языке состоит в среднем из шести букв и если ваша скорость чтения равна 1200 знаков в минуту, то скорость чтения в словах будет равна 1200:6 =200 слов в минуту. Время чтения можно измерять часами с секундной стрелкой.

Что же такое коэффициент понимания? Коэффициент понимания определяется исходя из ответов на десять контрольных вопросов по прочитанному тексту. Ведь известно, что быстрое чтение – это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного материала. Если все ответы на десять контрольных вопросов правильные, то коэффициент равен 1, если ответили правильно на семь вопросов, то коэффициент равен 0.7, если на один вопрос, то коэффициент равен 0.1. Хорошим считается коэффициент понимания и усвоения текста 0.7 или 70 %.

Коэффициент усвоения – это количество усвоенного содержания текста. Он состоит из понимания и запоминания текста. Измеряется в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного материала к общему содержанию материала, принимаемого за сто процентов или единицу.

Возьмите какой – нибудь текст, посчитайте количество знаков, приготовьте секундомер, тетрадь и ручку. Запишите время начала чтения или включите секундомер. По окончании чтения, запишите время и выключите секундомер.