Религия кришнаитов: секта праздники храмы песни еда мантры боги танцы чем опасны

religiya-krishnaitov-sekta-prazdniki-kh

За последние десятилетия движение Сознания Кришны, зародившееся первоначально в Индии, распространилось по всему миру. Этому в значительной степени способствовала проповедническая миссия Бхактиведанты Свами Прабхупады – культовой личности для любого кришнаита, который в середине прошлого века без денег и связей пересек океан на грузовом корабле и приплыл в США, где в 1966г. основал «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН).

А основоположником религиозного течения гаудия-вайшнавизм (или движения Харе Кришна) является Чайтанья Махапрабху, явившийся на Землю около 500 лет назад. Адепты учения рассматривают его как воплощение Кришны и его женской энергии Радхи в одном лице.

В основе монотеистической религиозной традиции лежит преданное служение (бхакти) Верховной Личности Бога – Кришне. Основными священными писаниями для кришнаитов являются «Бхагавад-Гита» («Божественная песнь») и «Шримад-Бхагаватам». Последнее подробно описывает детство маленького Кришны при его воплощении на Земле около 5 000 лет назад, которое проходило во Вриндаване – святом месте в Индии, которое сейчас является объектом паломничества миллионов приверженцев учения. Во Вриндаване в настоящее время действует около 5 000 храмов Кришны и Радхи.

Повторение Харе Кришна мантры

Значительное место в кришнаизме занимает повторение Святых имен Бога. Харе Кришна мантра или маха мантра (маха – главная, великая), согласно учению Чайтаньи Махапрабху, очень благоприятна для повторения именно в нашу эпоху, т.к. помогает установить контакт с Богом и очистить сознание. Она состоит из 16 слов, каждое из которых является одним из имен Бога: Харе, Кришна и Рама. Считается, что имя Бога неотличимо от него самого и содержит все его качества. Процесс повторения маха мантры называется джапой. Произнесенные 108 раз Кришна мантры составляют 1 круг, очень благоприятным для человека считается повторение 16 кругов в день. В качестве счетчика и средства, помогающего сконцентрировать внимание, используются четки. Именно они находятся в полотняных мешочках, которые повсюду носят с собой кришнаиты.

Кроме произнесения Хари Кришна мантры, очень популярным является совместное воспевание Святых имен. Этот процесс под аккомпанемент каратал (маленькие звонкие тарелочки), мриданги (большой глиняный или деревянный барабан) и фисгармонии, сопровождаемый обычно танцами, называется киртан.

Кришна-прасад меняет сознание


Возможно, Вам приходилась видеть на улицах городов красочную процессию людей с поднятыми руками, в белых и оранжевых одеждах, которые громко поют «Рама Рама Кришна Кришна», играют на перечисленных выше инструментах, пританцовывая по ходу движения. Тогда, скорее всего, это были кришнаиты на харинама-санкиртане – публичном шествии с пением мантр с целью популяризации движения для его распространения по всему миру и прославления Бога через пение Его имен. Эту традицию заложил 500 лет назад Чайтанья Махапрабху, а продолжают ее современные приверженцы движения Сознания Кришны во многих странах мира.

Когда я впервые стал свидетелем такого шествия на площади своего города, на моем лице непроизвольно растянулась улыбка, а ноги сами стали подтанцовывать в такт мриданге, настолько сильная позитивная энергетика исходила от процессии. Я остановился и стал слушать и смотреть: «Кришна, Кришна, Харе, Харе», – распевали люди с простертыми в небо руками. Бело-оранжевая колонна прошла мимо меня, а один из участников шествия с косичкой на затылке, видя мой интерес, подошел ко мне с подносом в руках, на котором лежали круглые шарики – явно какая-то восточная сладость. «Это прасад», – сказал он. «Пища, предложенная Богу и освященная им. Попробуйте, она меняет сознание!». Я взял один шарик и положил его в рот. Чуда не случилось и просветление не снизошло на меня, но ощущение, которое я испытал, было нечто большее, чем просто удовольствие от очень вкусного угощения. Словами это можно выразить как «волна удовлетворения и умиротворения». Если вы еще ни разу не пробовали прасад, не проходите мимо танцующих кришнаитов в вашем городе – эти люди с удовольствием угощают всех желающих.

Ваш друг или близкий человек увлекся движением Харе Кришна, это немного пугает и настораживает вас? Вы хотите знать, что ждать от него в будущем, чем опасно это увлечение и чем оно может закончится? Вы хотите получить ответы на все эти вопросы, но не знаете к кому обратиться? Ваш друг или близкий описывает все слишком идеально и порою кажется, будто он помешался разумом или одурманен? Можно ли в таком случае рассчитывать на объективность суждения с его стороны? Также есть много представителей других учений, которые готовы с пеной у рта доказывать, что их вера или мнение лучше, чем все остальные вместе взятые. Но и их суждения в этом вопросе будут иметь известные искажения. Поэтому в этой статье мы постараемся нарисовать вам  объективную картину того положения, в которое попадает человек, увлекающийся движением Харе Кришна, а вы сможете лучше понять как правильно вести себя в этой ситуации.

Однако для начала нужно дать небольшое введение о том, что такое «секта Харе Кришна», и почему о ней раньше никто ничего на знал.

Суть движения Харе Кришна

Истинный смысл движения Харе Кришна заключается в эффективном процессе развития конечной цели всех известных религий, — пробудить в себе глубокую привязанность и любовь к Богу через развитие личностных отношений с Ним. Этот момент является ключевым, поскольку не все знакомые вам на сегодня религии и философии подробно разрабатывают практику поклонения и служения именно ЛИЧНОСТНОЙ форме Бога. В этом отношении учение вайшнавов (кришнаитов) является уникальным и самым сокровенным. Возможно также это одна из причин, по которой ваш близкий человек или друг и привлекся ею.

Авторитетность движения Харе Кришна

Сегодня можно встретить мнение, что секта Харе Кришна возникла всего лишь несколько десятилетий назад и является неавторитетной и несерьезной. На самом деле это суждения не очень компетентных в этом вопросе людей.

Начало самому движению Харе Кришна было положено более 500 лет назад в западной Индии, однако это касается в большей степени лишь особого проповеднического аспекта данного движения, которое заключается в повсеместном вовлечении всех людей к слушанию и воспеванию Святых Имен Бога. Начало этого положил Шри Чайтанья Махапрабху, известный индийский проповедник, которого вайшнавы считают редчайшим воплощением Бога на Земле, которое приходит 1 раз за почти 8.6 миллиардов лет. Однако несмотря на это, суть и философия последователей Шри Чайтаньи имеет историю более глубокую и древнюю, и передается эта суть от поколения к поколению многие тысячи и миллионы лет по цепи учителей.

В былые времена эта традиция была не так широко известна, поскольку она сама по себе несет в себе очень сокровенную информацию, однако с приходом Шри Чайтаньи положение начало меняться и уже в конце 19 века суть учения Шри Чайтаньи впервые была опубликована на Западе. В начале 20 века это движение активно распространяется по всей Индии, а в середине 20 века, по милости великого проповедника А.Ч. Бхактиведанты Свами оно полностью распространяется сначала в США, а затем и во всем мире. Именно этот этап широкого распространения учения Чайтаньи по всему миру некоторые люди считают временем создания «секты Харе Кришна».

Однако в 60-х годах 20 века было создано лишь Международное Общество Сознания Кришны (ISKCON), но многие параллельные организации, несущие в своей сердцевине то же самое учение Чайтаньи существовали до этого времени и существуют и поныне, поэтому говорить о секте можно с очень и очень большой натяжкой. Успех ISKCON заключается в том, что очень многие люди во всем мире с этим учением смогли познакомиться. Во многом это произошло благодаря активной проповеди участников движения, объемной литературе, изданной на английском языке и личности самого А.Ч. Бхактиведанты Свами. Однако в основе ISKCON лежит философия и наставления, разработанные последователями Шри Чайтаньи, а также богатого духовного ведического наследия древней Индии, которое описывается в произведениях, которым тысячи лет.

Харе Кришна и Индуизм

Еще одно популярное заблуждение с которым часто сталкиваются люди, это считать движение Харе Кришна индуизмом или его частью. Это происходит из-за того, что люди, мало знакомые с сутью учения, больше внимания обращают на внешние материальные проявления.

Они видят, что девушки и юноши в этом движении поют индийские песни, одеваются в этнические наряды и украшения, играют на индийских инструментах и готовят индийские угощения. Они используют похожие методы поклонения божествам, которые можно встретить в Индии. Поскольку это движение тесно связано с Индией, а официальная религия Индии — индуизм, значит Харе Кришна — просто разновидность Индуизма.

Однако это грубая ошибка и большое заблуждение. Индуизм Индии является своего рода формой разложения изначальной духовной традиции этого народа, при которой монотеистическая концепция Бога заменяется культом поклонения различным полубогам, что у нас на Руси раньше называли язычеством. Можно сказать, что Индия сейчас находится в похожем состоянии распространения язычества, какое было на территории нашей страны до прихода Христианства.

Однако движение Харе Кришна Шри Чайтаньи предусматривает поклонение и почитание одному единому Богу, что роднит это учение с такими известными монотеистическими религиями как Иудаизм, Христанство, Ислам. Кроме того почитание других полубогов наравне в Единым Богом считается в учении кришнаитов одним из основных серьезных оскорблений и препятствий на духовном пути. Поэтому Харе Кришна не имеет никакого отношения к Индуизму. Это не Харе Кришна произошло от индуизма, а индуизм является производным от изначальной религии жителей Индии, которая была основана на философии, лежащей в основе современного движения Харе Кришна.

Харе Кришна и Ведическое общество

Еще одна популярная ошибка даже среди последователей Харе Кришна — это считать, что движение Харе Кришна и ведическое общество понятия тождественные. Несмотря на то, что в основе движения Харе Кришна лежит древнейшее и авторитетное знание Вед, которое является сегодня самым авторитетным источником информации для любой области жизни человека, все же суть учения Чайтаньи находится за пределами Вед.

Почему это так? Потому что оно очень сокровенное и предназначено лишь для избранных людей. Такими избранными людьми являются те немногие души, которых больше привлекают духовные цели, чем материальные эгоистические интересы. Несмотря на свою безупречность, Веды почти не содержат в себе самых сокровенных знаний, предназначенных для избранных людей. Это подтверждается в Шримад Бхагаватам. В 4 главе 1 песни Шримад Бхагаватам Вьяса, составитель Вед говорит:

Я смиренно поклонялся Ведам, духовному учителю и жертвенному алтарю, соблюдая все строгие обеты ученичества. Я придерживался всех правил и показал значение ученической преемственности, составив «Махабхарату», благодаря которой даже женщины, шудры и прочие [друзья дваждырожденных] могут встать на путь религии.  Я чувствую, что мне чего-то недостает, хотя я обладаю всем, что, согласно Ведам, необходимо человеку. Возможно, причина этого кроется в том, что я не выделил преданное служение Господу, которое привлекает и совершенных существ, и непогрешимого Господа.

Составив все Веды, Вьяса не испытал удовлетворения, потому что в них не было должным образом описано самое главное и самое сокровенное знание о преданном любовном служении Богу. Также об этом говорит Джада Бхарата в 5 песни Шримад Бхагаватам:

Проснувшись, мы не придаем своим снам большого значения, ибо понимаем, что сон — это призрак, иллюзия. И точно так же рано или поздно душа осознает призрачность материального счастья, будь оно в этой жизни или в следующей, на этой планете или на высших. Такая душа стремится постичь саму суть истины, и для этого ей уже недостаточно Вед, хотя они и содержат очень много важных наставлений.

Шримад Бхагаватам, 5.11.3

Таким образом истины, заложенные в учении Чайтаньи глубже и сокровеннее всего, что описано в Ведах. Само же по себе Ведическое общество и сама Ведическая культура, хоть и является очень благоприятной для всех людей на все времена, не может даровать им то, что дает движение Харе Кришна.

Самый главный метод Харе Кришна

Самым главным методом, на котором построено движение и миссия Чайтаньи заключается в повсеместном пении святых имен Бога, поскольку считается, что Святое Имя Бога и сам Бог не отличны друг от друга. Повторяя Святое имя Бога, мы тем самым осуществляем контакт нашего сознания с сознанием Бога и начинаем духовно прогрессировать.

Стоит отметить, что проповедуя это учение на Западе А. Ч. Бхактиведанта Свами обращался к людям с предложением повторять любые святые имена Бога, которые им известны. Таким образом он обращал их внимание на то, что движение Харе Кришна заключается в сути его метода, а форма имеет не такое важное значение.

Во всех известных на сегодня крупных религиях присутствуют методы, близкие к методу последователей Харе Кришна — пение и повторение святых имен Бога. В исламе это учение суфиев и их божественные танцы  и песни, у христиан это таинство Иисусовой молитвы. Это доказывает, что принцип и метод, лежащий в основе философии кришнаитов не является чем-то абсолютно новым для мира людей, даже на Западе. Однако обогащенный глубиной и последовательностью духовной философии метод Харе Кришна значительно выигрывает перед всеми остальными направлениями, отчего и обретает всё большую и большую популярность. Однако в этом движении есть и подводные камни…

В чем опасность движения Харе Кришна?

Если говорить об идеальной ситуации с идеальным последователем и идеальной организацией или личностью, которая посвящает последователя в азы и таинства учения о Кришне, то пожалуй единственная опасность, которая может подстерегать такого человека на пути — это потерять навсегда вкус к материальным наслаждениям, что достигается посредством развития у него вкуса к наслаждениям абсолютно иного характера, т.е. к духовным отношениям с Богом.

Однако идеальных случаев у нас в стране найти трудно и почти все сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые существовали и будут существовать в рамках любой религиозной организации. Сейчас мы вкратце их обозначим:

1. Фанатизм веры

Все неофиты, новички и последователи любой религии страдают этой болезнью. Она заключается в чрезмерной идеализации всего, что связано с этим учением и пренебрежением другими направлениями религий и их последователями.

Человек попавший в секту Харе Кришна имеет в своем распоряжении дополнительное философское оснащение, позволяющее ему считать всех остальных окружающих людьми низшего сорта, «карми» или материалистами, которых не привлекает божественная природа Кришны, а только свои чувственные наслаждения. Если вы видите такое настроение у человека, знайте что перед вами неофит, который еще только встал на этот путь. Такое умонастроение помогает ему глубже изучать основы учения и не сомневаться в своем выборе. Оно сродни здоровому фанатизму маленького ребенка, который считает своих родителей самыми лучшими в мире. Однако со временем этот фанатизм проходит и сознание человека расширяется.

В действительности же философия Харе Кришна не ставит своей целью каким-либо образом дискриминировать поглощенных кармической деятельностью людей, несмотря даже на то, что сам Господь Капила в 3 песне Шримад Бхагаватам сравнивает таких людей со свиньями.

По высшей воле Господа, на таких людях лежит печать проклятия. Поскольку они отвернулись от нектарных повествований о деяниях Верховной Личности Бога, их сравнивают со свиньями, которые питаются испражнениями. Вместо того чтобы слушать повествования о трансцендентных деяниях Господа, они слушают рассказы о порочной деятельности материалистов.

Шримад Бхагаватам 3.32.19

Однако учение Харе Кришна обязано указать на различие в уровне сознания истинно духовного человека и человека, поглощенного материальным, чтобы указать истинный верный путь для развития. Разбирая различные категории, которые имеют свою хорошо разработанную классификацию, учение о Кришне ставит своей целью передать наиболее полное знание об устройстве жизни общества и мира в целом. Негативные же оценки могут возникать у адепта лишь в силу его психологических и иных качеств. Чем дальше такой человек продвигается на своем пути, тем меньше он заостряет свое внимание на чужих недостатках и сосредотачивается на их достоинствах. Все это подробно описывается в объемной литературе кришнаитов и поэтому истинного последователя это никогда не смутит.

2. Лжегуру и искажения

Как и любая материальная организация, современная организация движения Харе Кришна, особенно в России, имеет свои недостатки. Пожалуй самыми опасными являются те недостатки, которые могут повредить последователям и помешать им совершенствоваться на своем духовном пути. Они как правило касаются тех случаев, когда люди сталкиваются с не самыми лучшими представителями движения Харе Кришна и под их руководствам совершают множество ошибок.

Учение Харе Кришна строится на обязательном духовном общении ученика и духовного учителя, который является для такого человека проводником божественной воли и знания. Однако если не очень хорошо разбираться в священных писаниях вайшнавов, можно неправильно выбрать себе духовного наставника, или же неправильно оценивать его роль в своей жизни и духовном развитии. Все это порождает целый ряд проблем.

В одних случаях недобросовестные личности пользуются невежеством прихожан, чтобы решать свои материальные проблемы, прикрываясь при этом деятельностью во имя служения Кришне. В других случаях некоторые гуру берут себе слишком много учеников, забывая об ответственности прямо контролировать духовное развитие каждого из них, что со временем порождает ситуации, когда ученики остаются без внимания учителя, начинают деградировать, а сам учитель получает реакции за поступки своих учеников. Все это приводит к многочисленным проблемам, которые ухудшают имидж движения в глазах очень многих современников и даже самих последователей.

Однако самая большая опасность возникает там, где в руках отдельных людей сосредотачивается неограниченная власть. Имея ресурсы влияния на региональных представителей, имея ресурсы управления огромными денежными потоками большого числа прихожан, у каждого может возникнуть очень большое искушение использовать все это в личных эгоистических целях. Это может привести к очень серьезным последствиям не только для одного или нескольких человек, но и  всего общества преданных в целом. И самое печальное, что осознать, заметить, разглядеть все эти болезни обычному человеку можно только вооружившись истинным знанием, но если вся верхушка организации целенаправленно искажает передаваемое знание, люди теряют все шансы изобличить обман и пресечь его, они становятся одурманенными обезьянками, которые пляшут под дудку чародея. Когда вооружившись специфическими вайшнавскими терминами так называемые гуру просто спекулируют на темы бхакти, не имея собственной реализации и борясь только за власть и свое положение, это наносит самый огромный вред всему обществу преданных в целом и в конечном счете самой миссии Шри Чайтаньи. Поэтому в такой ситуации ответственность каждого конкретного кришнаита перед изобличением лжи и пониманием истинного знания во много раз возрастает.

Главный критерий того, что вы делаете что-то не так в сознании Кришны: или приняли лжегуру, или имеете искаженные представления и т.п. — состояние вашей глубокой внутренней неудовлетворенности. Если вы все делаете правильно, если вы приняли верного духовного учителя и получили неискаженное знание — вы будете счастливы НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ своего развития в Сознании Кришны, кроме того вас всегда будет привлекать Кришна-катха, в частности Шримад Бхагаватам.

Но все же в отличие от всех остальных религий и учений, которые в той же самой мере страдают известными всем проблемами, а также и теми, которые в силу определенных причин «секте» Харе Кришна не знакомы, всё же движение Харе Кришна имеет один важный отличительный аспект — оно располагает удивительной и совершенной литературной базой, основанной на книгах А. Ч. Бхактиведанты Свами и его духовных братьев. Эта литература настолько уникальна, что любой, кто хотя бы раз внимательно изучит эти книги, никогда не станет жертвой обмана и иллюзии, и никогда не попадет в лапы волков, прикрывающихся овечьей шкурой. Поэтому все, что нужно сделать новичку в движении Харе Кришна — никогда не пренебрегать изучением священных писаний вайшнавов.

3. Изменение образа жизни и круга общения

Людям неподготовленным это может показаться своего рода опасностью, когда жизнь их близкого и дорогого человека начинает очень разительно и кардинально меняться. Это может создать некоторые трудности в семье и в общении с близкими, потому что в «секте Харе Кришна» существуют очень строгие ограничения в образе жизни. Последователям нельзя есть мясо, рыбу, яйца, вступать в половые отношения не для зачатия ребенка и до вступления в брак, нельзя употреблять пиво, сигареты, спиртное и наркотики, играть в азартные игры и общаться с людьми привязанными ко всему этому. Однако разумные люди должны понимать, что здесь перечисляются качества людей обладающих очень чистым сознанием по самой своей природе. Живя в условиях материалистичного западного общества, фанатичное следование всем этим нормам, при том, что у самого человека еще сохраняются сильные желания к запрещенным видам деятельности, — является просто лицемерством и глупостью. Истинный же смысл духовного прогресса заключается в том, чтобы постепенно через деятельность в служении Кришне развить свое сознание до такого уровня, при котором отказ от всех упомянутых запрещенных видов деятельности не будет вызывать в человеке боли и страдания.

В идеальной ситуации человеку рекомендуется жить в обществе духовно продвинутых людей, через общение с которыми он может быстрее продвигаться на пути духовного развития, однако в действительности немногие могут себе такое позволить. Поэтому нужно соизмерять свои возможности и условия для гармоничного и постепенного продвижения на этом пути.

Многие жертвуют общением со своими близкими и родными, думая, что отказавшись от своего долга перед родителями или родственниками они быстрее избавятся от плохих привычек. Однако это очередное заблуждение. Избавление от негативных последствий наших прошлых поступков, выраженных также и в нашем нынешнем сознании, и в наших нынешних условиях жизни, происходит не путем отказа от своего долга и обязанностей, соответствующих нашей материальной природе, а через позитивный процесс служения, который можно начинать и практиковать на любом уровне своего материального развития и обусловленности.

 4. Главная проблема современных кришнаитов

Одна из главных проблем современных последователей и интересующихся учением о Кришне — слишком плохое знание священных писаний и обилие различных, ничем не подкрепленных мифов и легенд как о философии, так и о ведическом обществе в целом. Эта проблема порождена нежеланием большинства людей самостоятельно изучать священные писания вайшнавов, а также популярностью в обществе очень нездоровой тенденции считать, что духовное развитие зависит от усилий и напряжений моего духовного учителя, что мне нужно только принять инициацию, как тут же моя карма исчезнет, а я обрету любовь к Богу. Такие суждения порождены невежеством и ленью, нежеланием и неготовностью человека совершать самостоятельные усилия для продвижения на духовном пути, частью которых является как раз изучение книг Шрилы Прабхупады и поддержание в себе искреннего духа ученичества. Из-за всего этого в обществе встречается множество противоречий и искажений, которые в конечном итоге только вредят миссии Шри Чайтаньи Махапрабху и дискредитируют ее в глазах людей думающих и разумных.

Поэтому в большинстве случаев можно дать один универсальный совет всем желающим разобраться с движением Харе Кришна — побольше изучать и читать книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, книги Бх.Р. Шридхара Махараджа, книги Шрилы Бхактивинода Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, а также других выдающихся ачарьев 20 века. В этих книгах дается очень много авторитетной информации об учении Шри Чайтаньи, познакомившись с которой вы сможете представить в своем уме наиболее полную картину о движении Харе Кришна. Всем же остальным последователям движения можно дать совет — серьезнее относиться к процессу духовной практики и во всем полагаться на свои собственные усилия, а не ждать, что кто-то сделает вашу работу по развитию в себе необходимых качеств за вас.

Что ждет искреннего человека на этом пути?

Если мы не будем принимать в расчет все подводные камни, которые могут встретиться на пути человека, который увлекся движением Кришны и желает искренне развить в себе любовь к Богу, то его на этом пути ждут потрясающие блага, которых редко кто может достичь.

Как говорится в Шримад Бхагаватам, в этой жизни нужно стремиться лишь к такой цели, которой невозможно достичь в пределах этой материальной Вселенной. Эта цель — развитие в себе полной любви к Богу. Эта любовь, бескорыстная и ничем не мотивированная, является изначальной природой нашей души, а движение Харе Кришна лишь помогает очень быстро и эффективно ее пробудить.

Постижение своей духовной природы сопровождается новым качеством счастья и блаженства, которые человек никогда не сможет испытать, просто занимаясь материальным чувственным наслаждением. Это счастье настолько сладостно, что соприкоснувшись с ним всего лишь раз, человек уже никогда не сможет забыть это переживание и поэтому все глубже и глубже будет погружаться в процесс духовного любовного служения Богу, который сам по себе активизирует нашу истинную духовную природу.

В священных писаниях вайшнавов говорится, что человек достигший определенных высот на этом пути никогда не лишается их, даже если не смог завершить свой путь до конца в этой жизни или решил сойти с него. Таким образом тот, кто когда-то привлекся учением Кришны, абсолютно ничего не потеряет, а то, что он обретет останется с ним навечно.

Что делать с тем, кто попал в секту?

Просто постарайтесь по возможности позаботиться о том, чтобы близкий вам человек не застрял ни на одном из указанных выше подводных камней движения Харе Кришна. И помните также, что его выбор является проявлением присущей каждому из нас свободы самостоятельно определять свой путь и свою судьбу. Однако если у вашего друга и близкого будет достаточно разума, чтобы не совершить ошибок на этом пути, это принесет ему и вам большую радость.

 

А теперь серьезно…

Эта статья написана для тех, кто еще не в полной мере понял, какое же сокровище несет в себе движение Сознание Кришны. Называть это движение сектой, равно как и искренних последователей этого движения сектантами — очень большое заблуждение. Однако в наш железный век Кали даже внутри этого движения Сознания Кришны можно встретить псевдо-духовных учителей и псевдо-духовных учеников.

Они приходят в это общество не за Кришной, они занимаются в нем материальной деятельностью и используют ресурсы организации Сознания Кришны для своей собственной «духовной карьеры» или для притворного, иллюзорного духовного развития. К сожалению, защитить вас от этих негодяев может только сам Шри Кришна, но делать Он это будет лишь в том случае, если вы искренне желаете духовного развития. Кришна всегда защищает искренние души, поэтому люди действительно ищущие истину никогда не обманутся мошенниками и проходимцами. Если же вас интересует все что угодно, только не Бог, вас обманут в любой религии, и такие понятия как секта или не секта в этом отношении не играют никакой роли.

Харе Кришна Харе Кришна
कृष्ण कृष्ण हरे हरे    Кришна Кришна Харе Харе
हरे रम हरे रम    Харе Рама Харе Рама
रम रम हरे हरे    Рама Рама Харе Харе

Для того, кто желает обрести счастье и освободиться от всех страданий и тревог, медитация представляет очень важный аспект деятельности.

Медитация означает «мысленное созерцание», но ведь у созерцания должен быть объект. И чтобы избавиться от повседневных тревог, занимающих ум, человек должен подняться над материальным уровнем и попытаться утвердиться на трансцендентном, духовном уровне.

Сделать это можно, если постоянно повторять имена Господа, таким образом общаясь с Ним.


Как утверждается в различных писаниях, у Господа много имен: Кришна, Рама, Иегова, Аллах, Будда и др. Повторение имен Господа, Мантра медитация, оказывает очищающее воздействие и позволяет человеку подняться с материального уровня на духовный. В Индии на протяжении тысячелетий люди повторяют имена Господа в виде мантр. На санскрите Мана означает «ум», а трая — «освобождение». Таким образом, мантра — это комбинация трансцендентных звуков, освобождающая наш ум от тревог.

В ведических писаниях приводится мантра, которую называют Маха-мантрой, т.е. великой мантрой. В «Кали-сантарана-упанишаде» говорится, что шестнадцать слов, составляющих ее — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — особенно рекомендуется повторять в Кали-югу, наш век раздоров, тревог и лицемерия.

Кришна означает «всепривлекающий», Рама — «всерадующий», а Харе — это обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом, Маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

Для медитации, чтения Маха-мантры Харе Кришна не существует строгих правил. Самое замечательное в мантра-медитации то, что ею можно заниматься где угодно и в любое время — дома, на море или, когда вы едете, скажем, в автобусе или на метро.

Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках (это называется джапой), и когда он повторяет ее вслед за кем-то (это называется киртаном). Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопанием в ладоши. Рекомендуется и та и другая форма мантра-медитации, так как обе они благотворно влияют на человека.

Джапа медитация

ДЖАПА-МАЛУ или четки лучше всего сделать из туласи, хотя можно — из нима или другого дерева. В них должно быть 108 бусин, нанизанных на нить и разделенных узелками. 109-я — бусина Кришны. Она больше других и при повторении мантры не используется.

Для этого вида мантра-медитации нужны лишь круговые четки. Их можно купить в магазине или сделать самим, следуя приведенным ниже простым рекомендациям:

Купите 109 больших круглых деревянных бусин (если нет деревянных, на первое время возьмите любые другие) диаметром от одного до двух сантиметров с отверстиями, чтобы можно было нанизать их на нить, а также от трех до пяти метров крепкой нейлоновой нити.

Отступите пятнадцать сантиметров от конца нити и завяжите узел, затем, нанизывая по одной бусине, после каждой завязывайте одинарный или двойной узел, в зависимости от толщины нити (рис. 1).

Нанизав сто восемь бусин, проденьте оба конца нити в последнюю бусину (рис. 2).

Эта бусина называется бусиной Кришны, и хорошо, если она больше остальных. Продев в нее оба конца нити, завяжите узел и обрежьте концы нити. Четки для джапы готовы.

Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за бусиной Кришны, между большим и средним пальцами правой руки (рис. 3) и произнесите всю Маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Затем точно так же зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите Маха-мантру, затем следующую. . . и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны.

Вы прочитали один «круг» джапы. Чтение одного круга должно отнимать у вас около семи минут, хотя вначале на это может уйти и десять минут, и больше. Не читая мантру на бусине Кришны, нужно повернуть четки и двигаться по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы (мантра-медитации), они помогают лучше сосредоточиться на звуках мантры,  вовлекая в медитационный процесс осязание.

Если вы дали обет читать определенное число кругов в день, чтобы не запутаться, вам хорошо иметь небольшой шнурок с нанизанными на нем бусинами по числу кругов, которые вы читаете ежедневно. Между этими бусинами не надо завязывать узлы, нужно завязать их только на концах шнурка, чтобы бусины не соскочили с него. Закончив круг, передвиньте одну счетную бусину вниз.

Вы можете читать мантру в помещении или на свежем воздухе, ее можно читать так громко или так тихо, как вам нравится, но достаточно громко, чтобы было слышно вам самим. Самое главное — произносите каждое слово четко и ясно. Ваш ум, возможно, захочет переключиться на какие-нибудь посторонние мысли, поскольку он беспокоен, неустойчив и всегда хочет думать о чем-нибудь. Попытайтесь сосредоточить все свое внимание на чтении Харе Кришна Маха-мантры и вслушивайтесь в каждое слово.

Читать мантру можно в любое время дня, но в ведической литературе указываются определенные часы, наиболее благоприятные для духовной практики. Самыми благотворными для духовного развития являются ранние утренние часы. Хорошо, если вы отведете для чтения мантры определенное время дня, всегда одно и то же. Начните с чтения одного или двух кругов в день и постепенно увеличьте их число до шестнадцати; это — рекомендованный минимум для того, кто относится к джапа-медитации серьезно и хочет стать преданным Господа Кришны.

Хранить четки необходимо в чистоте, лучше всего, в специальном мешочке, не вынимая без острой необходимости, не кладя на землю и не посещая с ними туалет.

В данном случае Кришна и Рама — это непосредственно сами божественные имена, Хара — название божественной энергии. Если говорить о переводе этих слов, то и Кришна, и Рама можно перевести как «наивысшая точка наслаждения», Хара — энергия божества, наслаждение, благодаря, которому можно достигнуть божественного просветления.
Практики абсолютно уверены, что регулярное не только пение, но даже прослушивание мантр поможет полностью очиститься от отрицательных эмоций, негативной энергетики, различных отрицательных программ, похоти, плохих привычек.Если говорить о том, какой смысл заложен в заклинания, то это зов человека, который ищет божество, которое бы его защитило. В этом смысл молитвы немного напоминает Гаятри мантру.

 

В свою очередь все это поможет укрепить здоровье, избавиться от магического влияния и так далее. Если верить отзывам, то регулярное повторение молитвы Харе Кришна способно избавить от сердечных недугов, помогает выглядеть моложе и вернуть здоровья.

Молитва даже используется для того, чтобы избавиться от наркотической и алкогольной зависимости. Однако практики не могут сойтись в едином мнении касательно того, сколько раз и когда необходимо повторять эти волшебные слова для того, чтобы заклинание оказала именно такой эффект.

Некоторые верят, что для излечения от серьезных недугов необходимо на протяжении 108 дней ровно 108 раз в сутки повторять божественный текст. Однако, на самом деле это намного сложнее, чем кажется, и не каждый человек сможет справиться с этой задачей.
Например, желать нельзя для себя, запрещается просить какую-то вещь, исполнить то, что нанесет вред другим людям, то, что вы можете сделать сами. В таком случае, если удовлетворить все правила, то лучше всего молиться за мир во всем мире, здоровье близких и знакомых, благополучие, гармонию во всем мире.Знаете ли вы, что мантре Харе Кришна приписывают еще одно магическое свойство? Она способна исполнять желания. В этом случае каждый день при регулярном повторении художественного текста необходимо сосредотачиваться на своем желании. Однако в данном случае есть очень много подводных камней.

ВАРИАНТЫ ТЕКСТА И ПЕРЕВОДА МАНТРЫ ХАРЕ КРИШНА

Даже на сегодняшний день открыт спор, на каком языке лучше всего повторять молитвы. Стоит ли использовать оригинал, написанный на санскрите, либо лучше использовать вариант на своем родном языке? В одном практике точно сходятся — использовать литературный перевод не совсем желательно.

Нужен он в основном для того, чтобы вы поняли, о чем идет речь, не бездумно повторяли текст. Поэтому можете свободно использовать как и молитву написанную на санскрите, так и на русском языке. Когда вы закончите самое последнее повторение текста, обязательно закончите свою песню звуком Ом.

 

Считается, что именно с него лучше всего начинать пение и им же заканчивать. Стоит заметить, что такое правило не игнорируется наиболее известными исполнителями божественных текстов.

Заклинание на санскрите:

हरे कृष्ण हरे कृष्ण
कृष्ण कृष्ण हरे हरे
हरे राम हरे राम
राम राम हरे हरे

На русском языке:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

Литературный перевод:

О, Всевышний Господь Кришна, О, Всерадующий Господь Рама, наконец, я (душа) проснулась и хочу служить Тебе.

ПРАВИЛА ПЕНИЯ МОЛИТВЫ

 

Как известно, на сегодняшний день практически всегда максимальное число повторений практически любой мантры — это 108 раз. Для того, чтобы не сбиться, практики используют специальные четки, в которых ровно 108 бусин.

Ежедневное повторение молитвы ровно столько раз и является показателем выдержки, мастерства, способности концентрироваться. Однако в далекие времена все было намного сложнее. Например, один круг — это 108 повторений. А ежедневно мантру Харе Кришна необходимо было читать 60 кругов.
Наиболее опытные могут петь молитвы на протяжении всего дня, при этом не сбиваться. Однако это очень сложно. Чем больше вы будете овладевать искусством пения молитвы, тем больше вероятность того, что повторять текст вы будете не вслух, а про себя.Однако, чем популярнее становилась молитва, тем меньшее количество раз она повторялась. Со временем количество повторяемых кругов уменьшилось до 16. На сегодняшний день считается, что новичку действительно достаточно читать один круг. Чем более опытным становится практик, тем больше кругов повторяется молитва.

 

Существует несколько способов медитации именно с этой молитвой. В первом случае, находясь наедине с самим собой, вы поете вслух либо про себя и используете четки для того, чтобы не сбиться. Второй вариант — вы поете повторяя за кем-то, слушаете онлайн, поете вместе с записью либо используете музыкальные инструменты, хлопки в ладоши.

Делается это в основном для того, чтобы показать Кришне, что вы не только смиренный, но и поете ему восхваляющие песни, устраиваете такое театрализованное представление. Если вы только начинаете читать мантры, то запомните, что сначала их необходимо читать вслух громко, четко, в том порядке, в котором дан текст.
Священный текст можно петь абсолютно на любой мотив, который вам нравится. Обращаясь к божествам мысленно, сосредотачивайтесь на своих словах, не просто бездумно повторяйте текст, а понимайте, что именно говорите. Если ваш мозг будет засорен другими мыслями, размышлениями о проблемах, либо текст будет повторяться бездумно, то никакого эффекта вы не достигнете.Во время чтения текста обязательно сосредотачивайтесь на звуке, который получается. Изначально практику желательно проводить в том месте, где никто не сможет вам мешать, нет посторонних звуков, где ни человек, ни животное отвлекать вас не станет. Некоторые практики советуют новичкам тренироваться также во время ходьбы. Однако важное условие, чтобы дорога была ровной.

Помните, хотя многие ошибочно считают, что, практикуя мантры, люди находятся в каком-то состоянии эйфории под воздействием определенных веществ, исполнять подобные песни можно только в чистом сознании. Перед обращением к богам запрещается использовать спиртные напитки, наркотические вещества и даже сильнодействующие лекарства.

Молитва Харе Кришна прекрасно подойдет и для тех, кто только начал свое знакомство с индуистской культурой, и для тех кто уже довольно опытен. Неважно, придерживаетесь вы других аспектов индуизма, к какой вере относитесь, такие пения позволят проснуться с утра, настроиться на положительный лад, успокоиться в напряженный момент и очиститься от любого негатива.

В современном западном технократическом обществе молодежь проявляет все возрастающий интерес к религиозным представлениям Востока. Многие молодые люди неустанно ищут духовного смысла жизни, иной реальности, и поставщики восточной идеологии предлагают им широкий выбор вероисповеданий, еще несколько лет тому назад совершенно неизвестных на Западе. «Международное общество сознания Кришны» (МОСК) — одно из таких вероисповеданий, пользующееся несомненным успехом.

Секте МОСК принадлежит целая сеть храмов и монастырей — коммун (ашрамов) в городах Америки и других стран. Члены секты, поклонники индуистского бога Кришны (имя которого они предпочитают произносить как Кршна), стремятся очистить отравленную атмосферу современного общества, распространяя и пропагандируя учение «сознания Кришны».

В течении своей долгой истории индуизм не раз видоизменялся и перерождался, разделяясь на отдельные ветви и течения, порождая новые религии. Две из наиболее значительных ветвей индуизма — шиваизм и вишнуизм. Сторонники первого, как высшему божеству, поклоняются Шиве, сторонники второго считают главным богом Вишну и его воплощения. Большинство вишнуитов рассматривают Кришну, как одно из воплощений (аватар) Вишну. Несколько столетий назад, однако, в рядах индуистов снова произошло разделение, и часть вишнуитов пришла к заключению, что верховным богом является Кришна, а Вишну, наоборот, — одно из воплощений Кришны.

Основателем и идеологом нового движения был Кайтанья Махапрабу (1486-1534), возродивший массовое поклонение Кришне в Бенгалии. Вдохновленный «Бхагавад-гитой», наиболее значительным из священных текстов индуистов, Кайтанья провозгласил, что освобождение (мукти) достигается посредством беззаветной любви и служения Кришне — верховному, личностному божеству. Учение это известно под названием «бхакти-йога». Кайтанья ввел особые обряды поклонения (санкиртана) — песнопения и экстатические танцы. Современные поклонники Кришны продолжают эту традицию.

Кришнаитская секта Кайтаньи подверглась критике со стороны многих индуистских философов, но выстояла и теперь распространяется в западных странах. В западную культуру кришнаитский культ «бхакти» проник благодаря усилиям Бхактиведанты Свами Прабхупады. Бхактиведанта родился 1 сентября 1896 года в Калькутте; его настоящее имя Абхай Чаран Де. Он учился философии, экономике и английскому языку в Калькуттском университете (до 1920 г.), а в 1922 году стал учеником Шри Шримада Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи. В 1933 году Сарасвати посвятил своего ученика в традиции бхакти-йога. За несколько дней до своей смерти в 1936 году Сарасвати завещал ему распространять принципы «сознания Кришны» среди англоязычных народов. В 1947 году Абхай Чаран Де принял новое имя Бхактиведанта, а в 1950 г. Оставил жену и детей и стал монахом. С этого времени к его имени прибавился титул Свами. В 1962 году он основал «Лигу посвященных» в Дели и занялся изучением и публикацией отдельных текстов «Вед».

А.Ч. Бхактиведанта Свами переехал в Нью-Йорк в 1965 году; появляясь на улицах в самом центре Манхэттена, он представлял собой весьма занимательное зрелище: семидесятилетний старец из Индии, одетый в мантию шафранового цвета, просил милостыню и пытался обращать встречных в свою веру. Постепенно у него появились первые ученики, и в 1966 году он основал «Международное общество сознания Кришны». В 1968 году Бхактиведанта приступил к изданию многочисленных сочинений — преимущественно переводов индуистских священных текстов и комментариев к ним. На сегодняшний день вышло более 30 книг «Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады», изданных и распространяемых МОСК.

Кришнаиты продолжают основывать новые храмы по всему миру, в особенности в Соединенных Штатах. Они издают ежемесячный журнал «Бэк ту Годхед» («Возвращение к Божеству») и раздают его на улицах. Кроме того, они распространяют записи песен бывшего члена ансамбля «Битлз» Джорджа Харрисона, содержащие мантры «Харе Кришна» и гимны Кришне. Кришнаиты стремятся провозгласить имя Кришны во всех городах и селениях мира.

Они с гордостью заявляют, что их организация является плодом усилий непрерывного ряда преемников учения «сознания Кришны» — в обратной перспективе — от Бхактиведанты к Сарасвати, от Сарасвати вплоть до Кайтаньи — и далее до самого Кришны (члены секты верят, что Кришна сходил на землю 5 тысяч лет назад). Согласно представлениям последователей «Харе Кришна», истинное понимание индуистских священных текстов невозможно без наставлений духовного учителя, получившего свои знания их уст другого гуру, и так далее, чтобы традиция уходила к наставлениям самого Бога, не прерываясь ни в одном звене. Бхактиведанта умер в 1978 году, но остается духовным наставником кришнаитов — только его учение они считают «истинной трансцендентной наукой осознания Бога». Бхактиведанта был полномочным представителем Кришны на земле, «утвержденным в должности» самим Кришной. Кришнаиты обязаны целиком и полностью подчинять свои желания и мысли учению Бхактиведанты.

Бхактиведанта был недоступен для большинства своих поклонников, постоянно надеявшихся увидеть его, ожидавших его улыбки как события чрезвычайной важности. Прабхупада жил в комфорте и роскоши, окруженный свитой слуг. Он выражал желание дожить до постройки 108 кришнаитских храмов (на сегодняшний момент их 70) с тем, чтобы каждый из его личных 108 учеников был наставником в своем храме. Кроме того, Бхактиведанта задумал духовно возродить Индию, и с этой целью в Индии возводится всемирный центр движения, причем строительство его обходится во многие миллионы долларов. *

В настоящее время движением руководят 11 гуру. Каждому из них препоручена географическая территория. С тех пор, как скончался Бхактиведанта, методы сбора денег, применяемые кришнаитами, видоизменились и привлекли внимание закона. Обществу «Сознания Кришны» пришлось оправдываться в суде — кришнаитов обвинили в подлоге и даже воровстве. Новые предводители движения, однако, настаивают на том, что кришнаитам дозволены любые методы, так как все в этом мире так или иначе принадлежит Кришне.

Существуют определенные причины привлекательности движения «Харе Кришна» для молодежи. Одни выражают таким образом свое отвращение к современному технократическому обществу, стараясь забыть о тревогах и разочарованиях материальной жизни. Они надеются совместными усилиями отыскать свое место в мире, найти духовный смысл бытия. Пропаганда кришнаитов находит отклик преимущественно среди студентов и молодых людей, разочаровавшихся в «наркоманической культуре».

Некоторых в секту приводит чувство одиночества, изоляции, потери ощущения собственной личности. Движение «Харе Кришна» предлагает этим людям хорошо организованную, дисциплинированную общину: жизни членов секты подчинена жесткому расписанию и строгим правилам. Все решения принимает один авторитетный руководитель, и они исполняются коллективно. Все заранее определено, случаи неподчинения весьма редки, и людьми, живущими в коммунах, овладевает чувство успокоенности и безопасности.

Потенциальных новообращенных (кришнаиты называют их «карми») приглашают посетить храм во время воскресного празднества. Принявших приглашение встречают с цветами и окружают всеобщей заботой. В первое время к новым членам секты предъявляются не такие уж строгие требования, но постепенно, со временем, дисциплина все более ужесточается. Обращенный лишается всех аксессуаров своей «предыдущей личности», ему внушаются новые представления, подобающие последователю Кришны. Все связи с окружающим миром, разговоры о том, что не относится к внутренней жизни секты, запрещены, вся личная собственность отдается в распоряжение секты, все должны носить одинаковую одежду, иметь одинаковые прически. Посвященные мужчины бреют голову наголо, оставляя только одну прядь волос («сикха»). Вместо европейской одежды они носят желтые или шафрановые дхоти, напоминающие мантии или свободные плащи. Женщины носят индийские сари, волосы заплетены в косы с обязательным пробором посередине, косметика не разрешена. Все посвященные носят на шее кожаный поясок, в котором находится цепочка бус (джапа), на их теле 12 меток, сделанных белой глиной (тилака), и еще одна небольшая нитка бус на шее.

Каждый, становящийся последователем движения «Харе Кришна» и живущий в храме, должен подчиняться существующим правилам. От членов коммуны требуется воздержание и скромность. Запрещены азартные и другие игры, занятия спортом, беседы о предметах, не относящихся к учению «сознания Кришны». Отвергается все, имеющее отношение к науке, образованию, все чувственное, эмоциональное. Употребление наркотиков, алкогольных напитков, табака, кофе, чая и свободные половые отношения не допускаются. Вводится строгая диета: кришнаиты не едят мяса, рыбы и яиц. Все члены кришнаитской коммуны спят на полу, как правило, в спальных мешках.

День кришнаитов подчинен жесткому распорядку. Члены коммуны встают в 3.30 утра, поют, исполняют обряды поклонения и приносят пищу в жертву воплощениям Кришны; затем начинается коллективный завтрак. В течение дня кришнаиты изучают священные тексты индуистов и сочинения Бхактиведанты. Занятия сопровождаются пением, перебиранием четок (джапа) и работами по обслуживанию и ремонту храма. Одни возжигают курения, другие шьют, красят; чистят, готовят пищу и заботятся о статуях божеств. Некоторые посвященные группами выходят на улицы, поют и танцуют. Они собирают милостыню, продают книги и курения, раздают журнал «Возвращение к божеству». В целом от продажи книг и милостыни движение получают неплохой доход. Все члены коммуны ложатся спать в 10.30 вечера.

Через шесть месяцев пребывания в храме новообращенный проходит обряд посвящения огнем и получает индуистское имя от Прабхупады. Еще через шесть месяцев проводится второй обряд посвящения — обращенный получает свою тайную «мантру» и становится брамином.

С тех пор, как умер Бхактиведанта, произошла известная либерализация движения кришнаитов. От них больше не требуется расставаться со всем имуществом и жить только в храме. Но они должны оставаться вегетарианцами и иметь алтарь Кришны у себя дома. Публичное распевание гимнов уступило место торговле выращенными без применения химических удобрений овощами и фруктами.

Кришнаиты употребляют множество санскритских слов, так как санскрит — священный язык индуистов, язык их священных текстов. Молитвы и чтения произносятся на санскрите. В конце концов «дети Кришны» должны обратить все свои помыслы только к этому богу, все свои действия — служение ему, они должны потерять ощущение собственной личности и слиться с Кришной.

Система поклонения Кришне может быть очень простой и очень сложной — в зависимости от того, какого уровня «сознания Кришны» достиг посвященный. Самый простой метод поклонения следующий: обращенный держит изображения Кришны и Кайтаньи у себя дома и периодически произносит основную кришнаитскую мантру: «Харе Кришна, Харе Кришна/ Кришна, Кришна, Харе, Харе/ Харе Рама, Харе Рама/ Рама, Рама, Харе, Харе». Считается, что эти 16 слов производит некую «трансцендентальную вибрацию звука». Рама — одно из имен Кришны, а Харе означает многие вещи, в том числе и способность Кришны приносить наслаждение. Бхактиведанта учит, что это мантра — единственный способ духовно найти себя в современном мире. Многие кришнаиты произносят мантру по 108 раз (соответственно количеству четок «джапа») 16 раз в день.

Другой обряд кришнаитов, так называемую санкиртану, можно увидеть в храмах, парках, школах и просто на улицах. Во время санкиртаны кришнаиты рассказывают друг другу об удовольствиях, которым предавался Кришна, будучи на земле, распевают мантры и танцуют. Многие из поющих и танцующих впадают в состояние экстаза или транса.

Перечислим несколько других ритуалов и правил, связанных с техникой бхакти-йоги, служения Кришне:

(1) Прасадам — приготовление особой пищи и принесение ее в жертву божествам храма.

(2) Кришнаит должен постоянно размышлять только о Кришне, об имени, образе и «удовольствиях» Кришны.

(3) От двух до шести раз в день производится обряд «аратрика» — «приветствие Господа».

(4) Поклонение священному Туласи Деви — растению, находящемуся во всех храмах. Считается, что это церемония очищает поклоняющихся от грехов и болезней. За священным растением ухаживают с огромным старанием и тщательностью.

(5) Служение божествам храма. В каждом храме находится особое помещение, украшенное статуями Кришны, играющего на флейте, и его любимой наложницы Радхи. Эти статуи, высотой до полуметра, помещаются на алтаре вместе с тремя меньшими деревянными изображениями божеств, изображениями Кайтаньи и его духовного преемника Бхактиведанты. Статуи одеты в шелка и драгоценности. Их моют, «кормят», им молятся, их ласкают, им меняют одежды, как куклам, их укладывают спать. Посвященные заявляют, что эти статуи — особые воплощения Кришны, а не идолы. Воду, которой омывают статуи, кришнаиты пьют.

(6) Соблюдаются определенные посты и праздники. Три наиболее известных ежегодных празднества кришнаитов — «Дни явления» Кришны, Радхи и Бхактиведанты.

Акты поклонения предназначены возбуждать в кришнаитах чувства самопожертвования, самозабвения и умиления. Существует храмовое расписание обрядов поклонения, но в идеале оно должно быть непрерывным. Членам секты постоянно напоминается о близкой опасности духовной погибели; несмотря о близкой опасности духовной погибели; несмотря на это, количество разочаровавшихся кришнаитов («отступивших») все возрастает.

Структура организации МОСК проста. Со времени кончины Бхактиведанты общиной кришнаитов управляют храмовые наставники, обладающие беспрекословным авторитетом в своих коммунах. Женщины считаются существами низшего порядка: им поручается услужение кришнаитам-мужчинам. По решению наставников заключаются браки. Жены не могут прекословить мужьям; муж имеет право бить непослушную жену.

Супружеские пары подбираются наставниками. Бхактиведанта учил, что браки заключаются только для тех, кто неспособен оставаться целомудренным, ибо идеальный кришнаит должен воздерживаться от половых сношений: сексуальные ощущения, якобы, воспитывают в людях материалистический взгляд на жизнь. Брак разрешается только в целях произведения потомства. Детям кришнаитов даются священные имена на санскрите; соблюдение строгих правил общины становится обязательным для них при достижении пятилетнего возраста. В дальнейшем детей забирают у родителей и посылают в особые школы МОСК для обучения началам вероисповедания. Кришнаиты надеются, что их дети достигнут совершенства при жизни и не будут нуждаться в перевоплощении.

Мы уже упоминали, что одной из важнейших идей движения «Харе Кришна» является непрерывная преемственность духовных наставников от Кришны до Бхактиведанты. Кришнаиты свысока смотрят на других индуистских гуру, взимающих деньги с учеников, обучающих единению с Богом в медитации и одновременно позволяющих предаваться материальным удовольствиям. Кришнаиты утверждают, что такие гуру — лжеучителя, не являющиеся преемниками истинного учителя. Человек приходит к Богу, только повинуясь истинному духовному наставнику. Наставник — представитель Кришны на земле; только он способен передать истинное знание и научить других угождать Кришне. Угождение Кришне — не что иное как угождение духовному наставнику, материальному воплощению Кришны. Посвященный служит наставнику и только так приобретает духовный смысл жизни. Тот, кто вызывает неудовольствие духовного наставника, не пользуется его милостью и не может духовно расти.

В своем учении Бхактиведанта приписывал себе абсолютный авторитет. Его переводы и истолкования ведических текстов также обладают неоспоримым авторитетом. Например, его перевод и комментарий к «Бхагавадгите», изданный под названием «Бхагавадгита как она есть», претендует на единственно точное истолкование текста. МОСК не признает никаких других переводов «Бхагавадгиты», так как они не поддерживают идей движения «Харе Кришна».

«Бхагавад-гита» — основной, излюбленный священный текст кришнаитов; они с гордостью говорят, что он был написан пять тысяч лет назад, за много веков до Библии. Но это заявление не подтверждено никакими свидетельствами, и большинство серьезных исследователей относят написание «Бхагавад-гиты» ко времени между IV веком до Р.Х. и I веком от Р.Х. Теперь «Бхагавад-гита» является одной из книг «Махабхараты», исторического эпоса индусов.

Другой священный текст кришнаитов — «Шримад-Бхагаватам» более широко известен под названием «Бхагавата Пурана». Этот текст был создан между III и IV веками от Р.Х. Конечно, последователи «Общения сознания Кришны» утверждают, что и он был написан пять тысяч лет назад тем же автором, что и «Бхагавад-гита». Многие книги Бхактиведанты посвящены переводу и комментариям к «Шримад-Бхагаватам», так как в этом тексте повествуется об удовольствиях Кришны, которым он предавался на земле. Эти тексты и живописные миниатюры к ним, с точки зрения членов МОСК, являются художественными воплощениями Кришны.

В «Шримад-Бхагаватам» содержится множество легенд о Кришне, снабженных иллюстрациями, часто изображающими мальчика-пастуха с темной кожей (Кришна буквально означает «черный»). В книге повествуется, что ребенком Кришна любил различные проделки и проказы, например, крал чужое масло. Юношей он играл на флейте и звал пастушек, предлагая им оставить мужей и танцевать с ним по ночам при луне. Пастушки собирались, и Кришна танцевал с ними так, что каждой из них казалось, будто он любит только ее. Его любимой пастушкой была Радхи. Кришнаиты считают, что развратные проделки Кришны — это материальное воплощение божественной любви, превосходящей все человеческие представления.

Кришну часто изображают с четырьмя руками, держащим раковину, цветок лотоса, булаву и круг. Согласно легенде, Кришна умер в возрасте 125 лет, неумышленно раненный стрелой в ногу.

В каждом веке появляется новый «аватар» — воплощение Кришны в человеческом облике; последним воплощением Кришны был «золотой аватар» Кайтанья. Наш век, который кришнаиты зовут Кали-юга (темный век), будет продолжаться 432 тысячи лет. В предыдущие века существовали свои способы поклонения Кришне — мистическая медитация йогов, ритуальные жертвоприношения и поклонение в храмах. Бхактиведанта учит, что в нашем веке единственный путь к спасению заключается в повторении мантры «Харе Кришна» и самозабвенном служении Кришне в лице его преемников.

Приверженцы МОСК называют Кришну Высшим воплощением Божества; они считают Кришну высшим, личностным богом, создателем миллионов вселенных. Он создал также «духовные небеса» с миллионами «духовных планет». Материальные и духовные планеты населены различными живыми существами, в том числе полубогами и демонами.

Движение МОСК основано на двух важнейших индуистских концепциях — «карме» и «самсаре» (перевоплощении). Согласно учению Бхактиведанты, Кришна, «Сверхдуша», создал бесконечное количество индивидуальных душ (джив). Джива — это реальное «я» человека, а не материальные тело. Джива не умирает, но перевоплощается в другое тело после смерти. Основная проблема людей, с точки зрения кришнаитов, заключается в том, что они отождествляют себя с материальными телами, и впадают в иллюзию материального существования (майя) и грех. Этот процесс заблуждения и самообмана и есть «карма». Пока человек не освободится от пут «кармы» его душа будет снова и снова перевоплощаться душа проходит через четыре таинства жизни: рождение, болезнь, старость и смерть.

Кришнаиты верят, что душа нуждается в освобождении от бесконечного цикла перевоплощений. Тот, кто достигает «сознания Кришны», освобождается и получает вечное, духовное тело. Духовное тело живет в вечном сиянии познания Кришны в его обители Кришналока. Таково путешествие души, «возвращение к Божеству». Если человек, посвятивший себя бхакти-йоге, не успевает завершить процесс «отыскания себя в Кришне», ему дается еще один шанс. В следующем воплощении кришнаит родится в богатой семье, принадлежащей к высокой касте.

Таким образом, грех («долг кармы») является результатом самообмана и невежества. Единственный путь к спасению — самозабвенное служение Кришне; человек духовно рождается, когда наставник посвящает его в члены кришнаитской общины, и затем постепенно достигает сознания «Высшего воплощения Божества». Приверженцы движения «Харе Кришна» верят, что все другие религии неверны, ошибочны. Они часто цитируют высказывание Кришны из Бхагавад-гиты (18:66): «Оставь другие религии и вручи себя Мне».

Оценка учения кришнаитов с библейских позиций

(1) «Международное общество сознания Кришны» — одно из немногих нехристианских движений, исповедующих бесконечного, и, в то же время, личностного Бога. Кришнаиты с убеждением говорят о личном общении с Кришной и утверждают, что их вера — путь любви и служения. Однако бхакти-йога представляет собой систему, в которой спасение достигается собственными усилиями человека. Чтобы спастись, кришнаит должен бесчисленное количество раз повторять мантру «Харе Кришна», служить своему духовному наставнику, выполнять все его повелению, соблюдать многочисленные правила и ограничения, выполнять обряды и т.д. Подобное представление о спасении бесконечно далеко от христианской идем спасения милостью Божьей.

(2) Тем, кто не достиг спасения в этой жизни, предоставляется неограниченное количество последующих жизней — до тех пор, пока процесс «освобождения от кармы» не завершится. Каждый должен сам искупить все свои грехи и избавиться от «долга кармы» — даже если это займет миллионы лет. Эта мысль противоречит библейскому учению о прощении грехов — единовременном и полном. Даже если бы перевоплощение было возможно (в Евр. 9:27 говорится, что это не так), каждая последующая жизнь только увеличивала бы количество грехов, так как никто не безгрешен, кроме Бога (3Цар.8:46; Прит.20:9; Рим.3:23; 1Иоанна 1:8).

(3) Кришнаиты учат, что грех есть результат самообмана, иллюзии, но Писание говорит нам, что грех есть искажение образа и подобия Божия, делающее человека нравственно виновным перед святым и праведным Богом.

(4) Жизнь Кришны на земле (в том виде, как ее воображают себе его поклонники) весьма далека от святости и праведности: мальчиком Кришна «для забавы» крал вещи, юношей совокуплялся с множеством женщин, в том числе и с замужними. Жизнь Христа и жизнь Кришны несравнимы. Несравнима по значению со смертью Христа и смерть Кришны. Кришна умер, раненный стрелой в ногу, Иисус Христос же был распят на кресте и восстал из мертвых на третий день.

(5) Храмовые службы кришнаитов представляют собой идолопоклонничество (см. Исх.20:4-5). Бхактиведанта отрицал это, говоря, что идолопоклонничество есть поклонение «материальной форме Бога», и что кришнаиты не поклоняются изображению Бога как таковому. Они поклоняются Богу в форме изображения. Но все это лишь словесные уловки.

О чем следует помнить при встрече с кришнаитом

(1) Сочинения Бхактиведанты полны замкнутых, следующих друг из друга логических заключений. В доказательство своего права на абсолютный авторитет он приводит рассуждения о непрерывной преемственности духовных наставников кришнаитов и цитаты из ведических священных текстов. Бхактиведанта заявляет, что его учение основано на всех индуистских канонических текстах, но на Бхагавад-гиту и одно место из Пуран. Почему он не использует остальных текстов? Потому, что в них говорится, что Кришна не является Высшим воплощением Божества. Он — всего лишь одно из воплощений бога Вишну. Пытаясь оправдать такое неортодоксальное истолкование индуистских текстов, Бхактиведанта обращается к высказываниям своих предшественников-кришнаитов, как к абсолютно авторитетным источникам. Итак, основой религии кришнаитов является истолкование Бхактиведантой его же собственной выборки из индуистских священных книг.

(2) Священные тексты кришнаитов — не исторические источники, а сборники легенд. Ясно, что они не были написаны пять тысяч лет назад: не существует ни археологических свидетельств, подтверждающих события, описанные в Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам.

(3) Предполагается, что не Кришна явился виновником существования бесконечного цикла перевоплощений, не он породил зло материального бытия. Но в то же время утверждается, что у каждой индивидуальной души (дживы) было первое воплощение, и отсюда логически следует, что Кришна (создатель душ) ответственен за существование зла и несовершенство материального бытия. Кришна создал иллюзию материального мира (майу), Кришна создал и несовершенный духовный мир.

(4) Вопрос в том, что человек вынужден либо отвергнуть Христа и признать Кришну, либо отвергнуть Кришну и признать Христа. Третьего не дано — позиции их несовместимы, и никакие эмоциональные переживания «примирения двух религий» здесь не помогут. Вместо этого следует сравнить все, что мы знаем об Иисусе Христе и о Кришне, сравнить их учения, сравнить их жизнь. Кришна — легендарный персонаж, учащий спасению собственными усилиями. Иисус Христос Сын Божий — реальная историческая Личность, пожертвовавшая Собой и даровавшая спасение всем, кто верует в Него. Кришна жил безнравственной жизнью, не страдал за других и умер, как обычный человек. Иисус Христос прожил безгрешную жизнь, умер распятым на кресте и воскрес из мертвых для того, чтобы даровать нам жизнь вечную.

«Лабиринты Веры» — Кеннет Боа.

 

Источник: http://www.sambandha.ru/  http://eresitora.narod.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!