Развитие разговорной речи у детей раннего возраста (связной ступени психология методика факторы дефекты)

razvitie-razgovornoy-rechi-u-detey-ranКак известно, одинаковых детей в природе не существует, даже близнецы всегда развиваются по-разному. Поэтому и речевое развитие каждого ребенка происходит строго индивидуально. Однако, есть много факторов, от которых оно зависит. Главным из них является постоянное общение с малышом. Чем раньше начать разговаривать с ребенком, тем раньше он заговорит.

Ведь для того, чтобы младенец произнес первые слова, он должен их услышать. Когда дети начинают гулить, большое внимание нужно уделить чтению, рассказам и совместным играм. На первый взгляд может показаться, что читать книги полугодовалому малышу еще рано. Но нужно понимать, что этим самым мы пополняем ему его пассивный словарный запас, который будет так полезен, когда ребенок научится говорить. Давно доказано, что развитие речи ребенка очень зависит от развития мелкой моторики. Поэтому периодический массаж, который легко могут заменить игры с пальчикамии ладошками, также помогут речевому развитию.

 

Нормы речевого развития

Дети осваивают речь за несколько этапов. Нельзя однозначно сказать, когда ребенок должен начать говорить, поскольку овладение этими навыками у всех малышей происходит индивидуально. Однако существуют определенные возрастные периоды, по которым родители могут ориентироваться, правильно ли идет развитие ребенка.

Первый этап освоения речи происходит в возрасте 2-3 месяцев. В это время малыш учится воспроизводить первые звукосочетания, которые носят название «гуление». К 5-7 месяцам малыш проходит вторую стадию речевого развития, когда его «гуление» становится более отчетливым, однако пока еще бессмысленным.

На возраст 7-9 месяцев приходится третий период, когда ребенок уже может произносить короткие слова с повторяющимися сочетаниями звуков. Это время, когда ребенок начинает говорить «мама», «баба», «папа», но при этом еще не связывает слова с определенными объектами.

После 9 месяцев кроха уже начинает вкладывать в произносимые им звуки определенный смысл. Он может говорить «мама» и тыкать пальчиком в сторону матери. К годовалому возрасту большинство детей уже имеют в своем лексиконе до десяти простых звукосочетаний, и помимо простых слов «мама» и «папа» могут регулярно повторять «ку-ку», «ав-ав», «ка-ка» и т.д.

После девятимесячного возраста развитие речевых навыков у детей обычно идет в очень быстром темпе. За день кроха может радовать маму сразу несколькими новыми словами. После полуторогодовалого возраста малыши уже не только проговаривают отдельные слова, но и учатся составлять из них самые примитивные предложения, например, «баба, пока», «киса ку-ку» и т.д. Освоение же более сложных конструкций начинается приблизительно с двух лет, когда ребенок начинает говорить осмысленными предложениями, учится соблюдать правильный порядок слов и постепенно знакомится с остальными языковыми нюансами.

Зная, во сколько дети начинают говорить, можно понять, правильно ли происходит развитие речевых навыков малыша, и при необходимости ввести дополнительные занятия, которые помогут научить его правильному произношению определенных звуков. Однако стимулировать развитие речи нужно, не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает говорить «агу» и прочие простые звукосочетания, лучше это делать с момента его рождения.

 

Занятия для раннего развития речи

Зачастую родители не знают, как учить ребенка говорить, и обращаются за помощью к специалистам. Однако ничего сложного в самостоятельном развитии речевых навыков малыша нет, и даже совершенно неподготовленным маме с папой это оказывается под силу. Маленькие дети очень легко воспринимают новую информацию и усваивают ее, а с определенного момента стремятся подражать взрослым, поэтому никаких сложных упражнений обычно не требуется.

Родителям стоит взять за правило всегда и везде разговаривать со своим малышом, даже когда кроха еще совсем мал, и кажется, будто он ничего не понимает. Когда ребенок слышит мамин голос, у него развиваются речевые и слуховые навыки, поэтому не так важен смысл произносимых слов. Можно рассказывать малышу о погоде за окном, описывать все предметы, которые находятся поле зрения, объяснять, что и почему нужно надеть, что купить в магазине, как приготовить то или иное блюдо.

Постепенно нужно знакомить малыша с разными звуками. Детки хорошо воспринимают информацию в игровой форме, поэтому им интересны подобные примеры: машина едет «тр-тр-тр», водичка капает «кап-кап-кап», собачка лает «ав-ав-ав», ветер воет «у-у-у», жук пролетает «ж-ж-ж» и т.д. Такие конструкции обязательно нужно использовать в общении с малышом, и очень скоро он сам начнет повторять потешные звуки.

 

Ни в коем случае нельзя забывать и о развитии мелкой моторики, ведь она играет большую роль в развитии речевых навыков. Можно попросить ребенка помочь по хозяйству(пересыпать крупу, слепить из теста пирожок, обвалять в сухарях котлету, расставить на столе чашки и разложить ложки) или предложить ему поиграть с мелкими предметами (пуговицы, монетки). Главное – не оставлять кроху без присмотра, чтобы он не смог утащить понравившийся предмет в рот. Отлично развивают мелкую моторику традиционная лепка из пластилина и соленого теста, игры с песком. Лепку из пластилинаможно сопровождать придуманными историями о вылепленных героях, тогда малыш будет не только тренировать моторику рук, но и одновременно развивать слуховое восприятие и образное мышление.

Обязательно нужно читать ребенку вслух – это поможет ему быстрее научиться говорить. Выразительное рассказывание сказок и стихотворений, пение веселых песенок и прослушивание хорошей музыки вызовет у крохи желание быстрее освоить речевые премудрости. Рассматривание вместе с ребенком ярких картинок и комментирование их поспособствует развитию образного мышления, и тогда, когда малыш заговорит, он с интересом будет самостоятельно придумывать разные истории.

Домашний театр, когда родители наряжаются сказочными героями или «оживляют» кукол и мягкие игрушки – еще один отличный способ познакомить малыша с волшебным миром искусства и побудить его быстрее начать разговаривать. Можно вместе с ребенком вырезать сказочных персонажей из бумаги или слепить их из пластилина, что поспособствует и развитию мелкой моторики крохи.

Важно научить ребенка связывать слова с определенными предметами. Когда малыш показывает пальчиком на родителей, нужно проговаривать вслух «мама», «папа» и просить его повторять. То же самое можно проделывать и со всем, к чему ребенок тянется: ложка, детская погремушка, кубик, пирамидка, зайчик, кошка и т.д. Так кроха запомнит новые слова. Когда малыш уже сможет самостоятельно повторять за родителями названия предметов, можно начать обучение коротким предложениям. К примеру, когда ребенок показывает на плюшевого медведя и жестами просит дать его ему в руки, нужно сделать вид, что его жестикуляция непонятна и попросить его сказать «Дай мишку».

Малыши учатся говорить быстрее, когда находятся в компании с другими детьми, поскольку детские голоса похожи на их собственный, и им проще понять произношение некоторых звуков. Поэтому так важно, чтобы ребенок общался и играл не только со взрослыми.

 

Когда и как учить ребенка говорить?

Учить малыша речевому общению необходимо сразу после его рождения. Первые слова – агу, аку – он начинает говорить уже в 2-3 месяца. В этот период важно разговаривать с ним часто, но понемногу, чтобы он не переутомлялся, а общение приносило ему только радость. К 6-8 месяцам дети начинают гулить, то есть произносить первые слоги – ма, ба, та, га и другие. Обычно в таком возрасте дети сами экспериментируют с артикуляцией и подолгу могут сами по себе повторять одни и те же слоги. О том, как учить ребенка говорить на этом этапе, уже говорилось выше. Пополняя пассивный запас слов малыша, важно не забывать об их ассоциативном восприятии. Разговаривая с ним или читая ребенку книги, нужно стараться показывать то, о чем идет речь. Не нужно стесняться повторять за ребенком слоги, которые ему нравятся. Очень интересно и легко малышу будет учить подражания звукам животных.

 

Первые «мама», «папа», «дай», «на» проявляются у детей ближе к году. Хотя абсолютной нормой будет и появление таких слов к полутора годам. В этом возрасте дети потихоньку начинают активировать свой словарный запас. Вопрос о том, как правильно учить ребенка говорить, обычно волнует мам, дети которых уже переступают годовалый рубеж. Ведь в этом возрасте многие дети начинают произносить первые слова осознанно. А, как правило, мамы часто начинают сравнивать достижения своего ребенка с успехами детей знакомых. Это, конечно, неправильно, но сейчас речь не о том. После года малыши уже стараются донести свои желания словами, а не жестами. Тут важно уделить большое внимание произношению слов. Сюсюканья и агугуканья должны остаться в прошлом. Самое время учить ребенка правильно разговаривать. Существует несколько правил, которые помогут в том, как учить ребенка говорить. Попробуем выделить основные.

  • — Стараться сразу не выполнять просьбу ребенка, выраженную в жестах. Если исполнять все его желания по мановению его руки, научить малыша говорить будет сложно, и на это уйдет больше времени.
  • — Комментировать все происходящее с ребенком и вокруг него.
  • — Стараться использовать в речи простые слова. Хотя если слово нельзя заменить на более простое, не придумывать ему замену.
  • — Называть вещи своими именами.
  • — Использовать слова всех частей речи. Неправильно – это самолет, это кот. Правильно – это самолет. Он летит высоко, далеко. Это кот. Он большой, пушистый. Он машет хвостом и мяукает.
  • — Читать стихи и сказки, при этом показывая малышу картинки.
  • — Стараться организовывать общение с детьми, старшими по возрасту.
  • — Привлекать к играм, связанным с использованием рук, пальцев.

 

Как правильно учить ребенка говорить предложениями?

Когда малыш знает уже много слов и может пользоваться ими, родителям хочется поскорее научить ребенка правильно разговаривать, то есть строить предложения. Для этого нужно не так много. Главное здесь не только желание или погоня родителей за успехом, а внимание к ребенку и его собственное желание научиться правильно говорить. Строить первые предложения некоторые дети могут научиться уже к двум годам, но большинство начинают ими активно пользоваться уже после трех лет. Как уже говорилось, все индивидуально. Правильно связать слова в одно предложение порой не может даже взрослый ребенок. Поэтому требовать это от малышей 2-3 лет не стоит. Всему свое время. Главное, научить ребенка связно говорить, рассказывать и выражать свое мнение до начала учебы в школе.
Чтобы ребенок мог говорить предложениями, его нужно стимулировать. Попробуем перечислить эти основные стимуляторы:

  • — рассказывать и читать ребенку только интересные для него вещи.
  • — спрашивать малыша обо всем, что можно. К примеру, как он провел день в саду, или с кем ему понравилось играть и почему.
  • — просить сделать пересказ сказки или сюжета мультфильма.
  • — делиться с ребенком своими доступными секретами, впечатлениями.

Научить ребенка говорить легко, если не лениться. Как говорится, главное желание и терпение. После того, как ребенок научиться читать, говорить он уже будет учиться самостоятельно.

 

Проблемы с произношением

Часто родители вынуждены обращаться за помощью к логопеду, когда ребенок неправильно говорит окончания слов или не выговаривает некоторые буквы. Перед тем, как пойти к специалисту, можно попробовать домашние занятия, которые помогут научить ребенка говорить букву «р» и другие звуки, произнести которые у малыша не получается правильно. В этом поможет артикуляционная гимнастика.

 

Родителям нужно показывать ребенку простые упражнения и просить его повторять все их движения. Маме с папой, желающим знать, как научить ребенка правильно говорить, стоит запомнить, что хорошо способствуют правильному произношению:

  • — надувание щек
  • — складывание губ в трубочку с произношением звука «у-у-у» или «ту-ту», имитируя паровозик
  • — широкая улыбка
  • — имитация поцелуя
  • — поглаживание языком губ по часовой стрелке и против нее
  • — вытягивание языка до верхней, затем до нижней губы, а после – до уголков рта
  • — имитация умывания лица от лба к шее

Каждое упражнение нужно повторять по несколько раз, после чего приступить к повторению отдельных звуков: сначала гласных, затем согласных. Важно, чтобы малыш не только проговаривал короткие гласные звуки, например, «а», «у» или «о», но и тянул: «а-а-а-а-а», «о-о-о-о-о», «у-у-у-у-у». После произношения гласных и согласных по отдельности, нужно повторять их вместе, используя каждый согласный звук в сочетании с каждой из гласных: «ба-бе-бо-бу-би-бы», «ва-во-ву-ви-ве-вы», «ка-ко-ку-ки-кы-кэ» и т.д.

Родителям, которые хотят знать, как научить ребенка говорить «р», обязательно стоит включить в ежедневную программу следующие упражнения:

  • — постукивание кончиком языка за верхними зубами со звуком «д-д-д» с широкой улыбкой и неподвижной нижней челюстью
  • — медленное показывание и убирание языка за зубы вглубь рта
  • — повторение звука «тпр-тпр», как обычно говорят лошадке, чтобы она остановилась
  • — повторение звука «тррррр», как будто трещит сорока или заводится машинка

 

Когда стоит насторожиться

Если ребенок 11 месяцев не говорит, это не значит, что у него имеются какие-то отклонения. Быть может, он еще успешно наверстает упущенное за будущие полгода, поскольку некоторые дети осваивают речевые навыки лишь в возрасте 12-14 месяцев.

Чаще всего родители обращаются к врачам с проблемами: ребенок 2 года не говорит, ребенок 4 года плохо говорит, и это действительно повод насторожиться. Если малыш уже достиг возраста 2-4 лет, но никаких слов он не произносит или произносит очень плохо, консультация детского невропатолога и логопеда в таком случае обязательна. Врач выяснит возможные отклонения, а по результатам диагностики назначит соответствующее лечение.

Основы человеческой речи закладываются в период чисто эмоционального общения крохи с окружающими — в первом полугодии жизни. Освоение речевых навыков проходит несколько стадий:

  • Этап гуления, который в среднем приходится на 2-3 месяц жизни. В этот период грудничок оживляется при виде родителей и воспроизводит протяжно звучащие гласные и слоги с горловыми согласными (классическое «агу», «гу», «гы»). На этом фоне эпизодически возникают слоги, в которых присутствуют губные (б, п, в, у и о) и переднеязычные (т, д, н, л) звуки. Постепенно гуление переходит в лепет.
  • Многократно повторяющиеся слоги с использованием губных или переднеязычных согласных (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) появляются к 5 – 7 месяцам.
  • К 8 месяцу малыши понимают простые слова, с которыми к ним обращаются взрослые.
  • Первое слово ребенок в среднем произносит в 10 месяцев – год, но бывает, что простые слова (не «мама») кроха произносит и раньше этого срока. В этот период речь малыша выглядит как сочетание лепета и лепетных слов (ма-ма, па-па, ав-ав, ам, дай-дай и др.).
  • В год словарный запас в среднем составляет 10 осознанно произносимых слов. После года приблизительно до полутора лет малыш использует упрощенные (баба) или звукоподражательные (бибика) слова. При этом малыш понимает гораздо больше, чем может сказать, и после 1,3 лет способен выполнять простые поручения.
  • После полутора лет ребенок активно использует около 40-70 слов. По большей части это названия окружающих предметов и имена, т. е. существительные. Реже используются прилагательные, и еще реже – глаголы и местоимения. Развивается фразовая речь, но карапуз предпочитает разговаривать предложениями из двух слов.
  • Более многословными предложениями малыш изъясняется в год и 10 месяцев, но в этих предложениях может быть не совсем правильно построена грамматическая связь.
  • В возрасте 2-х лет малыш активно использует 100–300 слов, строит развернутые фразы и правильно использует несколько грамматических форм.
  • Третий год жизни – эпоха активного увеличения словарного запаса (от 300 до 800 слов), использования глаголов и прилагательных. С малышом можно полноценно общаться, но понимание его речи усложняет несовершенная артикуляция (сложные звуки заменяются простыми «шапка – сапка» и др.).
  • Простейшие суждения и умозаключения появляются к 4-м годам.

Поскольку умение разговаривать относится к важнейшим факторам развития ребенка, многие родители стремятся помочь крохе овладеть этой способностью как можно раньше. Чтобы процесс обучения был эффективным и не утомлял малыша, а приносил ему удовольствие, важно знать, как научить ребенка рано говорить и какие методы можно при этом использовать.

МЕТОДЫ, ПОМОГАЮЩИЕ НАУЧИТЬ МАЛЫША ГОВОРИТЬ

Каждая мама неосознанно воспроизводит при общении с крохой тот стиль общения, который был свойственен ее семье, и этот передающийся из поколения в поколение «научно необоснованный» стиль во многом способствует развитию речи у карапуза. Поскольку в воспитании грудничков в наше время часто участвует и папа, а некоторые мамы стремятся все делать «правильно», сформулированы правила, помогающие понять, как учить ребенка говорить.

Основным условием развития речи является речевое общение с другими людьми. Безусловно, новорожденный не понимает слова, которые произносит мать, обращаясь к нему, но чутко улавливает материнские эмоции. Именно ранний эмоциональный контакт и регулярное обращение к крохе — залог раннего развития речи.

Поскольку малыш воспринимает не смысл произнесенного слова, а интонацию и мимику, маме нужно:

  1. Улыбаться при общении с крохой, разговаривать с ним, меняя интонацию. Слова должны произноситься правильно, звучать четко. Не стоит ограничиваться стандартным набором – чем разнообразнее будет ваша речь, тем легче и быстрее ваш ребенок будет в будущем увеличивать словарный запас.
  2. Комментировать происходящее вокруг ребенка, обращая внимание, на что малыш направил взгляд. Особенно это касается общения малыша с папой, который не всегда задумывается, как научить ребенка говорить.
  3. Иногда папы ревнуют, поскольку кроха говорит «мама», и не хочет говорить «папа». У крохи надо отчетливо спрашивать «Где папа?», показывать на папу, и повторять этот процесс как можно чаще в разных вариациях (например, громко позвать его). Иногда случается и наоборот – ребенок говорит «папа», а маму называет по имени или вообще не называет никак. Действовать в этом случае нужно аналогичным образом.
  4. Когда кроха при виде вас оживляется и начинает издавать различные звуки, повторяйте их в ответ, спрашивая что-то в духе «Да? Ты так думаешь?»
  5. Нося малыша на руках, знакомьте его с окружающим миром, описывая предметы и их назначение. Если малыш уже научился показывать пальцем на заинтересовавший его предмет, обязательно четко повторите несколько раз, что это такое.
  6. Хорошая методика, позволяющая крохе быстро освоить речевые навыки — чтение целыми словами. Многие мамы и особенно бабушки склонны к «сюсюканью», намеренно искажая звуки при общении с грудничком и используя вместо полноценных слов звукоподражательные. В результате ребенок долго не пробует общаться при помощи полноценных слов, заменяя их разнообразными «бах» и т. д. Если вы не можете удержаться от подобного общения со «сладеньким», развивать словарный запас помогут карточки со словами, совместное чтение детских книг (особенно нравиться детям ритмичная стихотворная речь).
  7. Если у вас ребенок-строптивец, прекрасно понимающий вашу речь и при этом не желающий произносить слова правильно (упорствует и пытается объясняться исключительно на «своем» языке), и вы не знаете, как научить ребенка говорить полноценные словосочетания, попробуйте дополнять его речь. Когда малыш показывает на какой-нибудь предмет и говорит «Хахарь», или «ка», ему надо отвечать – «Да, сейчас мы будем кушать сухарь» или «Да, это кошка. Кошка говорит «мяу». Вместе с малышом рассматривайте книжки с животными и рассказывайте, кто как говорит (малыши это любят), а потом просите показать животное и по слогам произносите его название.

 

Важно! Когда вы обращаетесь к малышу, наклоняйтесь или поворачивайтесь так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию – подражая вам, он быстрее научится произносить звуки правильно.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ

У маленьких детей способность долго концентрировать внимание на одном виде деятельности еще неразвита – ребенок быстро устает, теряет интерес к занятиям и начинает капризничать. Именно поэтому все занятия, способствующие развитию речи и увеличению словарного запаса, построены в игровой форме. Многие прекрасно работающие способы изобрели наши далекие предки, и они передаются мамами и бабушками из поколения в поколение.

  1. Можно петь детские песенки (тра-та-та, мы везли с собой кота), колыбельные, рассказывать детские стишки, которые легко запоминаются благодаря ритмичному звучанию. Повторять их нужно часто – малышам не надоедает однообразие репертуара, так как они радуются знакомым стихам и сказочкам. Для ребенка годовалого возраста можно предложить заканчивать строчку самостоятельно, а в возрасте около 2-х лет – исправить вашу сознательную ошибку (Например, «Наша Таня громко плачет, уронила в речку тапок»).
  2. Изучать прилагательные можно с помощью подбора предметов с данной характеристикой. Среди игрушек в год уже можно выбрать все красное или круглое, по квартире путешествовать в поисках мягкого и т. д.
  3. Поскольку развитие мелкой моторики связано с развитием речи, с малышом надо играть в пальчиковые игры (сорока-ворона и т. д.), а также предлагать предметы, которые кроха сможет перебирать без опасности для здоровья. Предлагаемые предметы должны быть разными по фактуре и форме.

Если для родителей годовалого ребенка важен вопрос, как быстро научить ребенка говорить, то родителям деток после полутора лет вопрос стоит иначе. В возрасте около 2-х лет важно научить малыша говорить правильно (особенно «суров» в этом отношении папа, не склонный к сюсюканьям и ласкательно-уменьшительным суффиксам). Масла в огонь подливают родственники, рассказывающие, что вот другие дети чуть ли не в год хорошо говорят любое из слов с буквой «ш» или «ж» и т. д., и советуют срочно обратиться к логопеду.

Поскольку способность произносить определенный звук формируется в разное время, важно не переживать, а сверить возраст малыша с «графиком». В отдельных случаях занятия с логопедом необходимы, но при отсутствии отклонений помочь ребенку научиться правильно произносить определенный звук можно и в домашних условиях при помощи определенных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И СЛОВ

Чтобы знать, как научить ребенка говорить сложные звуки, надо представлять, в каком возрасте малыш способен их произносить.

  • О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф дети должны уметь выговаривать к концу второго года. При этом замена звуков Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р на более простые является нормой.
  • С, З, Ц малыши учатся произносить после 3-х лет. В 4 года в норме осваивается произношение Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц.
  • Произношение Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь дети осваивают с 4-х до 5-ти, а в 5 все звуки должны произноситься без дефектов.

В год с половиной можно приступать к артикуляционной гимнастике, которая облегчит произношение сложных звуков. Гимнастика с детками проводится в виде игры, причем малыш сначала смотрит на маму, а потом повторяет вместе с ней.

  • Погулять язык собрался: (открываем рот)
  • Он умылся, (быстро кончиком языка проводим по зубам верхнего ряда)
  • Причесался, (проводим языком несколько раз из стороны в сторону между зубами, высовываем язык изо рта и прячем)
  • На прохожих оглянулся, (облизываем губы)
  • Вправо, влево повернулся, (поворачиваем язык в указанном направлении)
  • Вниз упал, наверх полез, (опускаем и поднимаем язык)
  • Раз — и в ротике исчез. (прячем язык)

Играть в такую игру надо часто, но не превращать этот процесс в серьезное занятие, иначе малыш не будет повторять упражнение.

Уже в год можно учить малыша сдувать с ладошки мелкие кусочки ваты или бумаги, имитирующие снежинки. Летом вместо «снежинок» используются во время прогулки одуванчики. Если кроха интересуется мыльными пузырями, можно предложить подуть самому, но «палочку» в руки в таком возрасте лучше еще не давать.

Полезно также имитировать звуки, которые издают животные, бытовые предметы (часы, молоток и др.), дождь. Такие упражнения подойдут деткам и в год, а вот серии упражнений для правильного произнесения «л», «р», «ц» для совсем маленьких детей не подходят.

В случае серьезных нарушений рекомендуется посещение логопеда.

И, конечно, в любом возрасте важно регулярное общение родителей и малыша – именно родители открывают ребенку многогранность этого мира и богатство речи.

1.  Долой «Скажи» и «Повтори»

Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм – при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.

Как же тогда быть?  Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса  и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик – маленький. У тебя какой кубик?» — непременно  делайте паузу — дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога  – «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? – пауза – Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. – пауза – Добро пожаловать!»
Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами – так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!

Маме на заметку!
Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц – и малыш начнет повторять за Вами! Главное – спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы – отвечаете).

Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру – присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно!  Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками – класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и  малышу – чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова

Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» — «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?

Да! Это слова! Да! Считать тремя разными! Больше того, даже те звукоподражания и слоги, которые малыш произносит без отнесения к какой-либо ситуации можно превратить в словечко! Как? Сейчас расскажу.

Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов. Например:
  • «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
  • «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома – отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком — это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
  • «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру  со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
  • «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов – добрый вестник!!! Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь — сок. Папа пьет кофе».
Маме на заметку!
В придумывании нужно упражняться – не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов  — используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в  играх.

3.  «Даёшь контакт!»

Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша – чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!

Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!

1.  Возникает взаимное доверие, ощущение защищенности и комфорта.
Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего  общения.

2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?

3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!

Маме на заметку!
Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том,  какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас – всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи – в том числе.

4. «Игрушки, на помощь!»

Игрушки – наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словами – существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, научат пользоваться предлогами и строить фразы. Как?
С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами. Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей помощью!
Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?

1. Существительные
Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри – машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка – это именно вот эта – с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие – «машина», покажите ему машинку другую – скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая – тоже машина! И эта – с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.

2. Глаголы
Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ – вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному – КУБИКИ.

3. Прилагательные
Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша – мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так  — смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».

4. Наречия
Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет – медленно. У мишки каши много, а собачки – мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан – громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.

5. Местоимения
В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это – тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.

6. Предлоги.
Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить».  Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда – НА диванчик. Вот как хорошо стало!»

Маме на заметку!
Чтобы слова появились и закрепились в речи крохи необходимо МНОГОКРАТНОЕ повторение.
Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими,  которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов – то, что нужно.

5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь

Этот рецепт для мам деток, предпочитающих жестовую форму общения. Как реагировать, если кроха СОВСЕМ не хочет говорить, но очень выразительно жестикулирует?

1.  Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.

В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове – речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики,  многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя?  Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.

2. «Оречевляем» жест ребёнка.

Что ты хочешь? – пауза —  Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!
Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.

Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».

Маме на заметку!
Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни

Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно  на логопедические игры!

Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати – вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) – вот как  ловко поймал!»

Используйте  повседневные ритуалы: умывание, подъем  и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.

Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать,  что потом?»  Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж – вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку».  Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.

Давайте малышу простые поручения:
  • донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
  • положить  на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
  • вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите – накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
  • выложить  на стол продукты, только что принесенные из магазина.
Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов  и действий,  учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды – это очень увлекательно и полезно для развития речи!

Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в  стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.

Маме на заметку!
Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос – давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит – непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? – «пауза или ответ малыша» — Я тоже так думаю! Положим в коробку!»

Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты – озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.

Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.

Источник: http://love-mother.ru/  http://krohapuz.ru/  http://galka-igralka.ru/