Новорожденный ребенок постоянно плачет: что делать почему можно ли оставлять нельзя очень сильно громко перед сном

plach-rebenkaПолезно или вредно плакать для здоровья ребенка и почему. ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА ПЛАЧА В ЛЮБЯЩИХ ОБЪЯТИЯХ

Дети рождаются с естественной способностью приходить в равновесие после огорчений, разочарований, ссор, усталости, переутомления и даже травм. Дети приводят себя в состояние баланса через игру, смех, привязанность и нежность. И еще один способ, помогающий им достичь успокоения, зачастую непонимаемый, – это плач!

Если кто-то любящий может позаботится о них, принять их выражение эмоций и дать чувство опоры и поддержки, дети могут в буквальном смысле сбросить груз стресса, разочарования, шока и даже травмы с нервной системы, просто поплакав. Младенцы и дети постарше знают, что им нужно, и стремятся к этому. Через плач всегда выражается какая-либо потребность. Одной из наименее изученных и понимаемых, но чрезвычайно важной является собственно потребность сбросить стресс, поплакав в объятиях взрослого.

Я не хочу сказать, что детей нужно оставлять плакать одних. Поймите правильно: это даже близко не похоже на то, чтобы оставлять ребенка плакать в одиночестве, чтобы он научился сам засыпать, “сам успокоился” или учился самостоятельности. Ребенок, не получающий ответа на свои слезы, вместо освобождения от стресса гораздо более вероятно будет накапливать стресс.

Младенцы и дети постарше могут искать состояния равновесия разными способами: они просят еды, прикосновения, контакта глаз, активности, отдыха, успокоения, им может быть слишком жарко или слишком холодно, они хотят пойти на улицу или оказаться в спокойной атмосфере.

Часто родителям приходится действовать методом исключения, особенно в первые месяцы, пока они только учатся распознавать сигналы ребенка и различать разные виды плача. Иногда родители, подобно тому как ищут потерянные ключи от машины, могут ходить кругами, проверяя список возможных потребностей ребенка и отчаянно размышляя, что они упускают!

Поправки в списке возможных потребностей ребенка

Помню, когда моему старшему сыну было около 5 недель, как-то раз он стал очень беспокойным и без конца плакал. Ничего не помогало. Я покормила его, спела ему, погуляла с ним, положила его в слинг; посмотрела на него с теплотой и вниманием, вслушиваясь в его крики; поменяла подгузник, снова покормила.

Затем я постелила его пледик перед собой на ковер и положила его на спинку – он тотчас же стал сучить ногами и махать руками, на лице огромная улыбка, немедленный восторг и радость! “Ага! Теперь я знаю, что еще ему может быть нужно!”

Но бывают случаи, когда ребенок плачет несмотря на все наши усилия, часто это происходит потому, что ему нужно поплакать. Это не означает, что мы не можем ему помочь или мы ему не нужны. Мы необходимы ему рядом, ему нужно наше полное понимание во время плача – нужно, чтобы мы сопереживали, а не прерывали плач.

Когда ребенок сильно расплакался, ему требуется, чтобы мы были рядом и принимали и поддерживали его, пока он плачет. Ему нужно, чтобы родители добавили в свой “список возможных потребностей ребенка” потребность поплакать.

Когда ребенок пугается, он тут же вздрагивает и замирает, возникает сильное напряжение, а затем так же неожиданно он начинает сильно плакать. Эти слезы высвобождают напряжение вследствие шока. Если слезы позволяются и находят поддержку, с вашим любящим и принимающим вниманием он успокоится и снова почувствует себя расслабленным и умиротворенным.

Когда ребенок испытывает очень сильный шок или получает травму, ему может понадобиться поплакать несколько раз, возможно, каждый раз, когда он видит, слышит, чувствует запах, трогает или по-другому соприкасается с напоминающей ему о пережитом шоке вещью. При условии разрешения и эмоциональной поддержки он будет плакать столько раз, сколько нужно, пока не изольет весь шок.

Если потребность ребенка в плаче не поддерживают, а наоборот утихомиривают, осуждают за слезы, пытаются накормить, щекочут, чтобы заставить смеяться, или по-другому отвлекают от плача, сброс напряжения будет отложен, и стресс станет накапливаться. Если это повторяется регулярно, стресс, не получая выхода, создает напряжение в организме ребенка и может повлиять на сон, уровень сил и общее самочувствие.

От чего дети испытывают стресс?

Как и в примере с шоком, в жизни ребенка множество ситуаций, которые могут привести к необходимости снять стресс. Возможно старший ребенок (случайно или намеренно) ударил его игрушкой, он может испытывать гнев или разочарование, которые также ищут выхода в виде слез.

Другие примеры: страх расставания, горе, переутомление, напряженные отношения в семье, прерванная игра, разочарование от того, что его не принимают, конфликты с братьями и сестрами, трудности в развитии, такие как научиться переворачиваться со спины на живот, ползать, ходить, говорить, качаться на качелях, плавать, ездить на велосипеде, заводить друзей и так далее и тому подобное.

Перегрузка нервной системы. Напряжение в таких ситуациях может накапливаться внезапно или постепенно, но в какой-то момент его станет больше, чем нервная система способна вынести. Ребенок взрывается слезами, и эти слезы могут дать выход стрессу, напряжению и сильным эмоциям, если плач поддерживают, а не подавляют.

Плач – это инстинктивный физиологический механизм снятия напряжения. Он запускается, когда организм достигает перегрузки. У нас всех бывали моменты, когда напряжение было слишком сильным и мы начинали плакать. Если нас не отталкивают и не стыдят за плач, слезы приносят большое облегчение и дают возможность снова ясно мыслить.

Для детей, чье выражение чувств позволяется и поддерживается, большие переживания не превращаются в большие проблемы: они чувствуют, они выражают чувства, они снова счастливы, спокойны, умиротворены, уравновешены и готовы играть, есть, спать, в зависимости от следующей по важности физиологической потребности.

Когда родители начинают понимать, что плач ребенка влияет на него положительно, они чувствуют себя свободными от непосильной задачи все время поддерживать ребенка в хорошем настроении. Родители освобождены от чувства вины и бессилия, когда ребенок огорчен.

Когда родители начинают уделять внимание тому, чтобы быть рядом с ребенком в его огорчении, а не пытаться исправить ситуацию или уговорить ребенка не огорчаться, или переделывать мир ребенка, чтобы избежать огорчений, они замечают, что их присутствие и принятие чувств ребенка — это именно то, что ему и было нужно.

Когда родители рядом с ребенком в его горе, он чувствует себя услышанным и может начать преодолевать огорчения проще. Принятие и любящее присутствие родителя говорит ребенку: “чувствовать грусть/ злость/ огорчение/ разочарование – это нормально”, и ребенок сам начинает принимать эти чувства, выражать их и отпускать, не пытаясь изменить или побороть их.

Плач – сигнал детского недовольства. Он может сообщать о физическом напряжении, о голоде или несварении желудка, или об эмоциональном расстройстве, например огорчении, что ребенок остался один в комнате. Хотя подросший младенец плачет, когда голоден, и сверх того у него есть еще хотя бы один период раздражительности в день, но есть сильное различие между тем, сколько дети кричат. Иногда это объясняется чистой физиологией: например, многие дети в первые три месяца после рождения страдают от колик и могут жалобно кричать долгое время подряд. Но есть и другие более серьезные причины.

Недавние исследования в Национальном Институте здоровья показали, что с самого рождения дети различаются по своему темпераменту. Если, например, до них дотронуться холодным предметом, одни начинают громко орать, а другие спокойно отодвигаются на три-пять сантиметров1.

Конечно, матери и сами понимают, что дети отличаются друг от друга с самого рождения, а некоторые могут уловить эти особенности еще в роддоме. Один ребенок – возбудимый, раздражительный, а другой – спокойный, с легким отношением ко всему; один – энергичный, социально направленный, а другой – углубленный в себя, и так далее.

И это следует иметь в виду, когда ребенок плачет слишком много или без всяких причин. Мы склонны бояться, что «что-то не в порядке», но когда все проверяем, оказывается, что он не болен, и не голоден, и не мокрый, и ему не холодно, и все-таки он плачет. Если его подержать на руках, это ненадолго поможет, но вскоре он снова начинает плакать. И здесь главное не потерять уверенности в себе. Плач ребенка – это интенсивное требование, чтобы ему помогли, а мы чувствуем себя бессильными помочь, что ни делаем. Нам может даже казаться, что ребенок отвергает нас. Но нужно в этих случаях думать, что причина в его несварении или у него просто низкий порог терпимости ко всему неприятному. Похоже, что мы никак не можем остановить его плач.

Но мать никогда не должна терять голову и нервно спрашивать: «Что случилось? Почему ты плачешь?» Это только побудит ребенка плакать еще сильнее. Вместо этого нужно успокоить себя, вспомнив, что хотя плач неприятен и огорчает нас, но его можно перенести.

Есть, конечно, некие меры, которые могут уменьшить детский плач. Например, пустышка часто помогает успокоить ребенка. Некоторые матери берут младенцев на руки, когда они плачут, и что-нибудь говорят им нежным шепчущим голосом; а другие временами дают им «выкричаться». Здесь нет универсального рецепта, и каждая мать поступает по-своему.

Но в то же время мать не должна слишком страдать. А когда она ощущает необходимость перевести дух и отвлечься, она может закрыть дверь в детскую и включить музыку. И не нужно из-за этого чувствовать себя виноватой; в конце концов, она не может функционировать как эффективная мать, если выходит из рамок из-за детского крика. Конечно, следует часто проверять, все ли в порядке с ребенком. Рекомендуется также пригласить бэби-ситтер, чтобы передохнуть несколько часов раз-два в неделю и выйти из дома.

ИЗБАЛОВАННОСТЬ

Нет опасности избаловать ребенка в первые два-три месяца после родов. Родители могут свободно брать ребенка на руки, когда он заплачет, не боясь, что он будет требовать этого все время. Тот факт, что младенец перестает плакать, как только мы берем его на руки или когда носим его на руках, еще не означает, что он разбалован. Просто этот комфорт моментально избавляет его от боли.

А когда ребенок становится старше, мы должны быть внимательнее. Если теперь мы берем его на руки, и ходим с ним, и укачиваем всякий раз, когда он заплачет, он может привыкнуть к нашим услугам. Трудно игнорировать плач нашего маленького, но иногда лучше и для ребенка, и для нас, чтобы мы укрепили свое сердце и позволили ему покричать. Однако тогда нам уже наверное придется научиться различать разные виды плача ребенка: когда необходимо вмешаться, а когда можно его игнорировать. Но если мы держим ребенка, и он не плачет, а когда кладем – он сразу начинает плакать, то очевидно, что он хочет, чтобы мы его держали на руках. И здесь необходимо контролировать свое сострадание. Ребенок должен принять, что есть периоды, когда мы не можем его держать на руках. Нужно мягко поговорить с ним, объясняя, как нам жаль, что он так несчастен, но мы не в состоянии его взять прямо сейчас. Он не поймет наши слова, но мягкий голос его успокоит и поможет принять реальность.

После шести месяцев: ночной плач

К шести месяцам большинство младенцев уже не нужно кормить ночью. Многие сосунки даже отказываются от ночного кормления по собственной инициативе еще до этого времени, но другие все еще плачут ночью. Матери, которым не так трудно вставать, продолжают ночью кормить. Но многим матерям эти ночные пробуждения тяжелы и мешают нормально функционировать днем. Для них необходимо приучить ребенка спать ночью. Естественно, это можно сделать, только позволяя им «выкричаться». В первую ночь младенец склонен кричать целый час или около этого, но в последующие ночи плач укорачивается и скоро сходит на нет. Этот метод можно хорошо использовать и с более старшими детьми, которых не приучили спать всю ночь.

Одна мать давала своему ребенку бутылку даже после года, потому что у нее не было сил приучать его обходиться без нее. Но когда она уже решила, что хватит, то обнаружила, что отучить его оказалось совсем не так трудно, как она представляла. В первую ночь он плакал пятьдесят минут, во вторую – тридцать; в четвертую – уже не больше десяти минут. В пятую ночь он проснулся, немного повозился, увидел, что это не помогает, и снова заснул. И в течение недели плач полностью прекратился. Хорошо также оставлять дверь в детскую приоткрытой, чтобы можно было видеть его кроватку, а он бы нас не замечал. Так мы можем узнать, есть ли серьезная причина для его плача, например не застряла ли у него ручка или ножка между прутьями кровати.

Если другие дети, спящие в той же комнате, жалуются, что просыпаются от плача, объясните им, почему младенцам дают покричать. Может быть нелегко и с соседями, которые приходят с жалобой на шум. Толстое одеяло, если завесить им окно, в значительной мере гасит звук, как и толстый ковер на полу. Можно также попытаться объяснить соседям, что этот плач продлится всего несколько ночей.

Но бывает, что особенно чувствительный и ранимый ребенок продолжает плакать ночью, когда другое дети уже давно перестали. Иногда он часами плачет и днем. Тогда родители выдыхаются, у них наступает истощение от бессонных ночей; а все попытки отучить его кончаются провалом. Часто к этому предрасполагают проблемы со здоровьем, такие, как аллергии и хронические болезни. Иногда помогает зайти на несколько минут, мягко поговорить с ребенком, выразить ему свое сочувствие и потом тихонько его положить. Нет полного решения этой проблемы. Но хорошо иметь в виду, что такие дети постепенно успокаиваются и привыкают нормально спать.

Когда ребенок становится старше

Пока ребенок не заговорит, чтобы выразить свое желание, он обычно кричит. Это трудная пора. Мы должны быть терпеливыми и не спрашивать ребенка в раздражении: «Ну чего, чего ты хочешь?» и не предлагать ему разные вещи, чтобы заставить его прекратить. Если невозможно – а иногда так бывает – понять, чего хочет ребенок, нужно прекратить попытки и просто мягко с ним поговорить. Крик, конечно, неприятен, но если мы сохраняем спокойствие, ребенку будет легче преодолеть свое разочарование и постепенно он успокоится.

Отвечая на его требования, пока он еще не в состоянии их высказать, мы ненамеренно только укрепляем у ребенка тенденцию кричать. Но можно свести ее к минимуму, например, если вынуть ребенка из манежа до того, как ему там надоест и он начнет кричать, чтобы это сделали. То же с высоким стульчиком. А если ребенок всегда кричит, когда слишком устал, не медлите с укладыванием, пока он до этого не дошел, а делайте это при первых признаках его усталости.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПЛАЧЕМ?

Сочувственные ответы. Пока наши дети еще маленькие, мы должны терпеливо переносить какие-то виды крика. Родители должны научиться реагировать на них не раздражением, а спокойствием и сочувствием. Им поможет понимание, что чем больше они будут нервничать, тем сильнее будет возбуждаться и кричать ребенок. Кроме того, им следует иметь в виду, что спокойно реагируя на детский крик, они показывают ему пример как лучше справляться с его разочарованиями и неприятностями.

Если ваш ребенок плачет из-за того, что вы ему в чем-то отказали, не говорите ему «Плач тебе не поможет – ты это не получишь»; лучше скажите спокойно: «Жаль, но я не могу тебе дать то, что ты хочешь». Иногда плачущий ребенок пытается нам что-то сказать, но он так огорчен, что мы не в силах его понять. Если мы скажем ему: «Перестань плакать и кричать – я не понимаю ни слова из того, что ты говоришь», – это будет воспринято как невнимание к нему. А сочувствующий ответ «Я очень хочу тебя выслушать, но не могу тебя понять, пока ты кричишь» обычно оказывает на ребенка успокаивающий эффект.

Не надо спрашивать, когда ребенок прибегает к нам в слезах: «Что ты там кричишь?» А лучше сказать с очевидным сочувствием: «Что случилось, мой хороший?» И особенно избегайте таких замечаний: «Хватит. Прекрати уже свой крик».

Дети часто долго кричат из-за какого-нибудь пустяка, например порванной книги. Но такие замечания, как «Кончай, не из-за чего поднимать крик», вряд ли будут с пониманием встречены ребенком в это время. Обычно лучше показать ему свою симпатию и предоставить ему самому успокоиться. Иногда мы можем помочь ему видеть вещи в более правильной перспективе. К примеру: «Я вижу, ты расстроен из-за этой книги, но такой плач лучше сберечь на тот случай, если, не дай Б-г, произойдет что-нибудь действительно плохое».

И к плачу ребенка оттого, что он поранился или сделал себе больно, тоже нужно относиться с сочувствием. Родители, которые думают только о том, чтобы плач поскорее кончился, говорят ребенку в таких случаях: «Прекрати уже, ничего не случилось, это маленькая царапина» или «Хватит плакать, ты поранился не так сильно». Но в результате ребенок плачет только дольше и громче. А если сказать с сочувствием: «Ой, ты упал! Где ты ударился?» или «Это, наверное, правда больно!», то ребенок быстро успокаивается. А когда есть видимые следы, нужно осмотреть их с серьезным видом и сказать: «Давай положим что-нибудь на это, и станет лучше». Немного мази, вазелина или даже пудры – и все.

Решение проблемы. Дети часто перестают плакать, если мы предлагаем им заняться решением проблемы. Хороший способ – сказать ребенку: «Давай поищем решение». Занятый поисками решения, он обычно забывает плакать.

Юмор. Мягкий юмор тоже иногда успокаивает ребенка. К примеру, если он плачет, потому что разбилась или упала игрушка, можно сделать очень серьезный вид и сказать: «Может быть позвонить в строительную компанию и пригласить оттуда инженера, чтобы он это собрал», а потом улыбнуться. Или, рассматривая маленькую царапину, сказать: «Так, дай-ка мне посмотреть. Как ты считаешь, сколько поцелуев нужно для этого? Пять будет достаточно?» Немногие дети смогут в ответ на это удержать улыбку.

ОБЫЧНЫЕ ТИПЫ ПЛАЧА

Ночные страхи. Маленькие дети часто проходят через период пробуждения ночью в страхе. Ребенок может испугаться кошмара или просто темноты. Несколько успокаивающих слов и уверений в том, что мы защитим его, и он утешается. Если ребенок боится какого-то темного предмета в своей комнате, который представляет себе животным или «плохим человеком», мы должны мягко показать, что его страхи необоснованны. Одна мать рассказывает, как успокоила своего ребенка:

Однажды моя дочь Малка проснулась ночью с плачем. Я вошла и увидела, что она лежит в ужасе с широко раскрытыми глазами. Я спросила, чего она испугалась, и она сказала: «В моей комнате птица». Я спросила: «Где птица?» Она показала в сторону своей маленькой детской машинки и сказала: «Там. Это птица». В комнате было достаточно света, чтобы ясно видеть, поэтому я подняла машинку и спросила: «Это птица? Нет, это детская машинка, а не птица». Она помолчала несколько мгновений, потом улыбнулась и сказала: «Я подумала, что детcкая машинка – это птица!» Тогда я напомнила, что теперь нужно спать. «Все в порядке, – сказала я. – Папа в своей кровати, младенец в своей кровати, ты и твоя сестра тоже в своих кроватях. И я иду в свою кровать, но я там слежу за тобой. Все в порядке». И удовлетворенная тем, что с ней все хорошо, я поцеловала ее и вышла из комнаты.

Ребенок, который проснулся ночью испуганный, часто приходит с плачем в комнату родителей. Хотя для кого-нибудь из них может быть очень большим искушением взять его в кровать, обычно это ошибка. Когда ребенок уже стал приходить к родителям в кровать, нелегкое дело его от этого отучить, и лучше не давать ему даже начинать, а вернуть обратно в его кровать и успокоить там.

Плач, когда мама уходит. Маленькие дети часто плачут, когда мама уходит из дома. Хотя обычно они кончают плакать через две-три минуты, но некоторые матери чувствуют себя очень виноватыми из-за того, что оставили плачущего ребенка. Они не могут перенести вид несчастного ребенка и корят себя за бессердечие, раз покинули его в таком положении. И ребенок, в свою очередь, видит колебания матери и ее вину и приучается играть на ее чувствах, усиливая свой плач, чтобы оставить мать дома.

Осознав, что именно вызывает ее чувство вины, мать может подвергнуть проверке правильность своих мыслей и в результате чувствовать себя более спокойно, выходя из дома. И ребенок тогда будет легче воспринимать ее уход.

Мой двухлетний Эли был настоящим маменькиным сынком, он хотел быть со мной все время. Это становилось большой проблемой, когда мне нужно было выйти и оставить его дома с бэби-ситтер или с кем-нибудь другим. Каждый раз когда

я уходила, что редко случалось, я извинялась и утешала его; но продолжала слышать его плач далеко от дома. А когда я возвращалась, мне говорили, что он плакал очень долго, почти все время. Это вызывало у меня сильное чувство вины, поэтому я старалась не оставлять его. Я выходила из дома, только когда это было абсолютно необходимо. Если мне приходилось идти, я чувствовала себя очень неуверенно. «Как он будет? Как я могу с ним такое делать? Я не должна оставлять его в таком состоянии! Разве я не плохая мать, если оставляю его плачущим?»

Обсуждая это в группе, я начала понимать, что именно эта мысли вызывают у меня чувство вины. Я осознала, в чем моя ошибка: предположение, что Эли был очень огорчен моим уходом. Это, конечно, было не так. Он мог научиться принимать тот факт, что я ухожу. Я вполне могла уходить.

Когда я начала думать таким образом, я стала оставлять его, уверенная в своей правоте. И в следующий раз, когда мне нужно было выйти, я просто сказала ему, что так все обстоит – иногда так приходится делать. И он плакал существенно меньше. Теперь он плачет не больше двух-трех минут.

Упорный плач. Упрямый двухлетний мальчик иногда сопротивляется громким плачем материнским усилиям побудить его сделать то, что она хочет. Лучше всего, не вступая с ним в дискуссии, крепко взять его руку и делать с ним все, что полагается сделать, не обращая внимания на его непрекращающийся плач. Например, маленький ребенок плачет, потому что не хочет вместе с нами выходить из дома, но мы выводим его и успокаивающе говорим ему в это время: «Я знаю, ты не хочешь идти, – но мы все равно идем. И теперь все в порядке». А потом нужно заговорить с ребенком о других вещах; это отвлекает его и помогает забыть о своих неприятностях.

Иногда дело решает один хороший шлепок. Но его следует дать уверенно и сразу, когда ребенок начинает заводиться, сказав при этом: «Все, достаточно». Неправильно откладывать шлепок на потом, когда мы уже выходим из себя из-за детского крика, потому что тогда мы склонны отшлепать его в гневе.

Вспышки гнева. Вспышки темперамента обычны в детском возрасте, и из-за этого не стоит волноваться. Они бывают от гнева ребенка по любому поводу. Хотя обычно так происходит с детьми, у которых низкий порог терпимости к разочарованиям, родителям нужно иметь в виду, что очень важна и их реакция, и она может свести к минимуму эту тенденцию.

Родители должны экспериментировать, чтобы увидеть, какой подход будет лучше воздействовать на их ребенка. Немного комфорта и несколько успокаивающих слов во время вспышки часто могут утихомирить его. Так показывает эксперимент этой матери:

Мой полуторагодовалый сын начинал жутко кричать, как только ему не давали то, что он хочет. Сначала я пыталась разрешить эту проблему, полностью его игнорируя. Но это не помогало. Потом я решила проявить твердость, стала сажать в его кровать и говорить, что он оттуда не выйдет, пока не прекратит. Это чуть-чуть помогло, но он все равно продолжал. Тогда я решила сменить гнев на милость. Я держала его, говорила ему успокаивающие слова: «Мне очень жаль – я знаю, что ты действительно (то-то и то-то) хочешь, но я не могу это тебе дать. И не стоит из-за этого так расстраиваться». Мы стали делать так каждый раз, и через три дня он совершенно прекратил этот плач.

На вспышки гнева старших детей обычно лучше не обращать внимания, за исключением нескольких успокоительных слов: «Мне очень жаль, но я не могу тебе давать все, что ты захочешь». И пусть себе бьется и сучит ногами, лежа на полу. Не обращайте внимания, идите и занимайтесь своими делами. Когда он увидит, что буйство ничего не дает, он его прекратит.

Иногда лучший способ справиться с такими вспышками – отвести ребенка в его комнату и сказать: «Я вижу, ты начал буянить. Иди, можешь это делать в своей комнате». Иногда ребенку нужно просто побыть немного одному, как обнаружила эта мать:

Мой сын А’гарон был во время вспышки гнева. Я сказала ему оставаться в его комнате, пока он не убедится, что может себя сдерживать. Я посмотрела в его комнату и увидела, что он под своей кроваткой. Вдруг он издал громкий крик. А потом наступило молчание. Через две минуты он вышел из своей комнаты и объявил: «Мама, я закончил».

Более тревожны, чем простое катание по полу во время вспышки гнева, битье головой и приступы удушья. Если ребенок неистово бьет в ярости головой и вы действительно боитесь, что в результате может наступить повреждение мозга, тогда, конечно, остановите его. Держите его крепко и говорите ему успокаивающие слова. И помните, что вы должны оставаться спокойными; это вселяет уверенность в ребенка и помогает ему справиться со своим гневом.

Когда что-нибудь ей не нравится, моя трехлетняя дочь начинает биться головой об пол или о мебель, так что остаются синяки и кровоподтеки. Я боюсь входить, чтобы не разбаловать ее, и поэтому даю ей возможность это делать; но я просто чувствую себя физически больной, когда наблюдаю за ней. А теперь мне посоветовали вместо этого держать ее и успокаивать, и я почувствовала, как груз спал с моей души!

Я всегда очень нервничала, когда мне нужно было ей в чем-то отказать из-за этого битья головой. Когда она, например, приходила и требовала какие-нибудь сладости, я давала ей больше, чем считала нужным. И так она могла что-нибудь жевать целое утро. Теперь я себя чувствую более уверенной. Я стала отвечать, ущипнув ее за щеку и спокойно сказав нет. А если она начинает топать ногой, я спокойно придерживаю ногу на полу.

В прошлом, когда приходило время ее сна, она поднимала такой крик, что я немедленно вынимала ее из кровати. А теперь мягко ущипну ее за щеку и скажу: «Уже пора спать. Давай, клади свою головку», и она спокойно ложится. За две недели она стала другим ребенком.

Во время приступов удушья или сдерживания дыхания у ребенка, который был очень расстроен и ужасно кричал, вдруг прерывается дыхание, так что кислород перестает поступать в мозг и ребенок становится синим (или белым). Он может моментально потерять сознание или у него начнутся конвульсии, подобные эпилептическим. И это, конечно, очень беспокоит родителей.

Хорошо известный педиатр2 с большим опытом по части прекращения дыхания у детей советует, чтобы

родители не пытались предотвращать такие случаи, стараясь избежать всяких поводов для плача. Тогда родители будут в постоянной тревоге и во все станут вмешиваться. Родители должны быть очень внимательны и не подавать виду, что они очень взволнованы из-за этого сдерживания дыхания, иначе дети будут пользоваться этим все больше и больше. Вместо этого, всякий раз, когда ребенок начнет сдерживать дыхание, родителям следует выйти из комнаты и оставить его одного. С ним ничего не случится; если он упадет в обморок, его мускулы немедленно расслабятся и дыхание сразу восстановится. Но фактически, когда ребенок видит, что нет аудитории, к нему скоро возвращается дыхание, и он не достигает стадии обморока или конвульсий. Родители должны наблюдать за ребенком сквозь слегка приоткрытую дверь, чтобы в случае потери сознания войти и положить его набок. А когда ребенок успокоится, родители должны выразить ему свое теплое чувство и любовь.

В таких случаях родителям необходимо посоветоваться с опытным педиатром о правильном диагнозе, чтобы выявить возможную эпилепсию или другие болезни. Полезно также знать, что обычно дети перерастают эти проблемы, когда становятся старше.

Хныкание и надоедание. Маленькие дети особенно склонны к капризам и нытью, когда устали. Если вы подозреваете, что причина неправильного поведения ребенка – усталость, лучше всего мягко отвести его в кроватку и сказать: «Иди сюда – ты устал. Полежи немножко».

Дети, которые только что переболели, тоже склонны капризничать, постоянно надоедая маме и требуя того же внимания, которое к ним проявляли, когда они были больны. Мы должны быть готовы с недельку терпеть такие капризы, уделяя ребенку столько же времени, сколько в дни болезни.

Хныкание и надоедливость очень раздражают, и родителям приходится делать особые усилия, чтобы избежать вспышек гнева, например: «Прекрати наконец свое нытье – оно действует мне на нервы!» или «Я не могу вынести твое бесконечное приставание!» Если ребенок начинает нудить что-нибудь плаксивым ноющим голосом, говорите ему спокойно: «Давай не будем ныть», это хороший способ избавить его от этой плохой привычки. Или ребенок затянул «Мааама, я голооодный, я хочу ееесть», тогда постарайтесь спокойно сказать: «Знаешь, так некрасиво говорить. Попробуй сказать это другим голосом: «Мама, я голоден, можно поесть?» А потом вы можете говорить всякий раз, когда ребенок начинает ныть, «Скажи это твоим другим голосом», а затем продолжить «Видишь, это звучит гораздо лучше».

От привычки надоедать можно отучить ребенка, если говорить ему мягко: «Милый, я не могу работать, когда ты мне так надоедаешь» или «Это не так приятно, когда меня дергают за одежду». Иногда помогает принести несколько игрушек, чтобы ребенок играл рядом с вами.

Разумеется, мы не всегда должны выслушивать длительное нытье и плач детей. Мы можем сказать ребенку: «Я вижу, что тебе плохо, и мне тебя очень жаль. Но это нытье заставляет мои уши страдать. Я думаю включить радио и послушать немного музыку, чтобы шум меня не так беспокоил». (Для этой цели прекрасно пользоваться магнитофоном «вокмэн».) Или можно спокойно попросить ребенка выйти в его комнату, пока он не перестанет ныть.

Иногда родители несознательно усиливают детское нытье. Например, мать берет ребенка с собой погулять в коляске. А когда останавливается поболтать с подругой и ребенок начинает ныть, объясняет: «Она не любит, когда я останавливаюсь с кем-нибудь говорить». Это все равно, что дать ребенку лицензию продолжать так себя вести. Вместо этого лучше спокойно ему сказать: «Мы сейчас уже пойдем. Мама только поговорит минутку со своей знакомой». Конечно, не испытывайте нескончаемой беседой терпение ребенка, который уже больше не может выносить ожидание в коляске. Выньте его оттуда, и пусть пока погуляет, или сократите ваш разговор.
Малыш может плачем реагировать даже на совсем простую ситуацию – когда ему стало одиноко, когда его пелёнки мокрые, или когда затек бочок, на котором он лежит. Порой занятая мама оставляет малыша одного, а ему очень некомфортно находиться в большом пространстве без маминых прикосновений и ласковых слов, и ребёнок плачет, чтобы позвать маму обратно.

Причины плача ребенка

Угадывание причин детского плача сродни головоломке – их очень сложно понять и разгадать. Маме приходится испробовать несколько приёмов, чтобы определить, от чего именно плачет её малыш. Если ребёнок давно не кушал, возможно – его плач является признаком голода или жажды, нужно предложить ему грудь, бутылочку со смесью или бутылочку с водой. Если ребёнок кушал недавно, и расплакался – возможно, его пелёнки мокрые, и он просит их поменять.

Малыш начинает плакать, когда остается один, уже через некоторое время своего «одиночества» — это он призывает маму побыть с ним, поиграть. Возможно, в такой ситуации маму, которая вынуждена заниматься работой по дому, выручит слинг или передвижная колыбелька, в которых ребёнка можно брать с собой, или же яркая новая игрушка, предложенная малышу.

Если при плаче ребёнок поджимает ножки коленками к животу, и плач его надрывный, громкий – скорее всего, ребёнок страдает от коликов или газиков. В этой ситуации мама может дать ему средство от коликов, сделать массаж живота, вставить газоотводную трубочку, выложить малыша на животик и погладить его спинку.

Уставший малыш будет плакать с обидой, скорее всего – не громко, а хныкать. Если малыш устал, нужно побыть возле него и дать ему возможность спокойно заснуть, на маминых ручках или вблизи от неё.

Для того, чтобы понять, «о чём» плачет младенец, необходимо различать интонацию этого плача – она может быть требовательной, обиженной, слабой. Ничего страшного, если мама задержится на пару минут к хнычущему младенцу – возможно, он займёт сам себя, и вскоре забудет плакать.

Если же плач ребенка постепенно усиливается, подойти нужно обязательно, но вначале не брать его на ручки – попытаться поговорить с ним, погладить по животику и головке, проверить пелёнки. Если малыш ударился игрушкой, или упал, у него возникли резкие боли – его плач будет внезапным и сразу же пронзительным, каждая мама поспешит ему на помощь сразу же, чтобы утешить и успокоить.

Новорожденный младенец и сам не знает, отчего ему иногда становится плохо. Он не может различить голод, холод или боль, он просто чувствует дискомфорт, и призывает маму помочь ему справиться с этой ситуацией. Малыш постарше уже может понимать, что именно его успокоит. Голодный малыш откинет новую игрушку, он не отреагирует на поглаживание по головке или теплое одеяло, но с удовольствием и причмокиванием возьмёт мамину грудь.

Ребёнку, на самом деле, непонимание мамы очень полезно, так как по реакции мамы, по точному попаданию его желаниям он учится ориентироваться в этом мире, понимать, что ему нужно в данный момент, а что – нет. Когда ребёнок будет уже сидеть, хорошо манипулировать игрушками и управлять своими руками, он сможет уже без слов показывать маме, что его волнует.

Ребёнок, у которого будут болеть дёсны, будет держать игрушки и пальцы в ротике, а малыш с коликами будет хвататься за животик. Когда малыш ударится – он будет держаться ручками за ушибленное место, а когда голоден – он будет тянуться к тарелочкам и бутылочкам. Очень скоро после рождения ребёнка мама с малышом будут понимать друг друга даже без слов, и обоим это будет полезно, так как усилит их незримую эмоциональную связь.

Как реагировать на плач

Следует предостеречь тех мам, которые на каждый писк малыша склонны реагировать бурно и эмоционально – дети быстро привыкают к такой моментальной реакции, и тогда, когда мама вдруг не сможет вовремя подойти к малышу, устроят настоящую истерику. Не нужно также придерживаться принципов авторитарного воспитания типа «я лучше знаю, что нужно тебе».

Любые правила, принципы, расписание и режим терпят фиаско, когда дело касается маленького человека с уже вполне самостоятельной личностью, который не хочет кушать по часам или спать в положенное время. Эмоциональное спокойное состояние малыша для него гораздо важнее режима и правил, и в любом случае, мама должна ориентироваться не на книги о правильном уходе за младенцем, а на него самого.

Понять ребёнка можно только тогда, когда его переживания «пропускать» через себя, свою душу. Нужно входить в положение малыша – возможно, в данный момент он плачет от того, что ему не видно окружающий мир из тесной люльки, или заболела спинка от долгого лежания.

Мама должна представить себя на месте малыша – возможно, его коляска – слишком низкая, и малышу неинтересно наблюдать чьи-то ноги на прогулке, или закрытая, и у ребёнка в коробе коляски нет свежего воздуха, и ничего не видно. Заботливая мама не упускает ни одну мелочь в настроении малыша. Умеет присматриваться и прислушиваться к нему — и это будет общением между родными людьми на ментальном уровне, которое малыш с удовольствием будет поддерживать.

Конечно, грудные дети еще не умеют говорить, но зато как умеют плакать! Родители иногда беспечно относятся к такому плачу: надоедает слушать постоянный рев. Но! Когда малыш, еще не достигший года, плачет — это не детский каприз. Значит, его что-то беспокоит или ему что-то нужно. А как ему еще позвать маму?

С другой стороны, как маме понять, что именно хочется ее малышу в данный момент, почему он плачет?.. Бывает, что ребенка очень долго не удается утешить. Ему предлагают и то, и это, а он душераздирающе кричит, и кажется, еще долго не собирается прекращать. Естественно, родители начинают нервничать. Они стараются успокоить его, но не получается. Чувствуют себя неумелыми, неопытными и даже ненужными. Сердятся, злятся, но крик младенца становится еще сильнее. Чтобы свести к минимуму подобные эксцессы, мы назовем основные причины, почему ребенок плачет.

 

Ребенок плачет, потому что хочет есть

Причина самая обычная и наиболее часто встречающаяся. Крик возникает внезапно, может сменяться неистовым плачем. Ребенок протягивает ручки, мол, «ну возьмите же меня наконец!», его личико краснеет. После еды малыш успокаивается. Интересный факт: 3-месячный ребенок может кричать во время подготовки к кормлению, поскольку никак не может дождаться когда будет кушать, и ожидание для него становится просто невыносимым. Но самое интересное, что уже к концу года ребенок в такой же ситуации может смеяться, предвкушая удовольствие.

Детский плач, вызванный болью

Часто трудно понять, что крошка плачет от боли.

Если малыш плачет во время кормления, это может быть симптомом воспаления слизистой оболочки рта или среднего уха. Такой плач очень громкий и визгливый, часто возникает и ночью.

Если ребенок плачет спустя несколько минут после кормления грудью — значит, он наглотался во время еды воздуха. Он будет зажмуривать глаза, беспокойно перебирать ножками. Плач длительный, или вместо него можно слышать короткие пронзительные выкрики. Правда, с перерывами. Плач такого вида является одним из признаков младенческих колик у новорожденного.

Крик и плач во время мочеиспускания — скорее всего, воспалены мочевыводящие пути. Инфекция может быть вызвана тем, что ребенок долго лежит в мокрых пеленках.

Плач при дефекации может свидетельствовать о том, что в области заднего прохода образовались мелкие трещинки.

Плач ребенка, как признак усталости

Детская нервная система еще очень нежная. То, на что взрослый человек даже не обратит внимание, для ребенка — огромный стресс. К таким «испытаниям» относятся громкий смех, ссора родителей, внезапный резкий свет, прикосновения холодных рук и др.

Даже подбрасывание и тисканье — не такая безобидная вещь, как кажется родителям. Веселье весельем, но не удивляйтесь, если после этого ребенок будет хныкать и плакать. Значит, вы переборщили.

Если малыш устал и неважно себя чувствует, дайте ему возможность отдохнуть. Не навязывайте ребенку игру — лучше приласкайте и утешьте его.

Малыш плачет из-за того, что он мокрый, ему холодно или жарко

Мокрая ткань на теле — вещь очень неприятная. Даже взрослому будет противно, когда он, например, попадет под дождь. Мокрые штаны, прилипающие к коленкам, раздраженная и зудящая кожа… А ребенку каково? Он начинает плакать. Малышу становится холодно, а общее охлаждение может сопровождаться икотой. Конечно, нужно поскорее сменить пеленки и укрыть крошку чем-то теплым.

Замерзнуть ребенок может не только из-за мокрых пеленок, но и на улице. Тогда он начинает пронзительно кричать, потом тихо, но настойчиво хныкать, икать. Обратите внимание на подобные симптомы, это может быть очень опасно, особенно зимой!

Но бывает, малышу слишком жарко. К примеру, когда его слишком тепло оденут. Как это понять? Малыш хнычет, его кожа, краснеет, на ней образуются мелкие красные пупырышки — потница.

Все желают своему ребенку добра, но вместе с тем иногда не учитывают, казалось бы, очевидных вещей, например, не проветривают комнату, в которой спит малыш или в комнате слишком душно. А если к тому же ребенок редко бывает на улице, то не удивительно, что его мучает кислородное голодание. Недостаток кислорода очень плохо сказывается на нервной системе ребенка. У детей даже может болеть голова, но сказать вам об этом они, естественно, не смогут. Просто дети в этом случае будет очень капризными.

Ребенок плачет, когда его переодевают

Всем родителям это знакомо: они переодевают ребенка, а он начинает плакать. Первой возникшей мыслью будет: «Наверное, я делаю это слишком грубо или, может быть, неловко». Но дело не в том. Просто малыш плачет из-за того, что его лишили «второй кожи», которая защищала его от контакта с воздухом. Все, что вы можете сделать, — это ускорить процесс переодевания. Когда малыш будет одет, он перестанет кричать.

Ему неудобно

Сырость — не единственная причина дискомфорта. Осмотрите его кроватку: все ли в ней хорошо? Проверьте одежду: удобно ли малышу в ней? Если ребенок пытается изменить положение тела, беспокойно шевелит руками и ногами, плачет — значит, ответ отрицательный.

В подобных ситуациях малыши плачут из-за мелочи, на которую вы не обратили внимание: может быть, на пеленке крошки, которые царапают кожу, или чепчик завязан слишком туго.

Ребенок напуган

Психика новорожденного очень и очень восприимчива. В первое полугодие жизни он может испугаться резкого света, неприятного звука (например, шороха бумаги) или запаха. Боится малыш, если неожиданно меняют его местоположение, внезапно переворачивая на спину или живот. Поэтому все процедуры нужно проводить с малышом спокойно и ласково. Иногда грудной ребенок может испугаться даже знакомого человека, если тот внезапно заговорит, а тем более начнет сердиться и размахивать руками.

В 6-месячном возрасте у детей появляется страх перед незнакомцами. Ребенок и раньше отличал родных от чужих — по голосу или запаху, но теперь он хорошо отличает незнакомое лицо от знакомого. В 7-8 месяцев ребенок будет плакать, если кто-то чужой возьмет его на руки. Больше всего в этом возрасте младенцы пугаются мужчин и старых людей. К детям они относятся достаточно спокойно и почти никогда их не боятся.

К концу года страхи ребенка становятся все более сложными. У него уже есть негативные воспоминание, например, он помнит, как ему «в детстве» (т. е. в возрасте нескольких месяцев) делали уколы. Страх перед уколами может быть такой силы, что еще долго ребенок будет бояться белых халатов, больницы и всего того, что с ними может, быть связано.

Самой лучшей защитой от внешнего мира в период младенчества для ребенка является мать. Мамы, обычно быстро понимают, к