Паисий Святогорец: цитаты высказывания наставления преподобного житие молитва о любви семье читать

paisiy-svyatogorec-citaty-vyskazyvanНаставления блаженного старца Паисия Святогорца.

Паисий – самый великий духовный наставник греческого народа, признанный пророк XX века. Он жил на горе Афон и был широко известен своими праведными делами и наставлениями, что помогали людям отыскать правильную дорогу в жизни, избавиться от всего злого и греховного, а в конце пути обрести умиротворение и покой.

Гордость – это нехватка любви.

 

***

Соучастие ближнему в его беде и попытка его утешить равносильны молитве за него и часто приносят скорбящему облегчение.

***

Не у всех, кто достиг святости, были святые духовники, но у всех были святые помыслы.

***

Сердце для духовной жизни тоже самое, что двигатель для машины. То, что человек делает от сердца не приносит ему усталости. Поэтому, когда люди спрашивают меня, какое им получить образование, я отвечаю: «то, которое вам по душе». Некоторые профессии (особенно врача и учителя) следует выбирать по призванию. Что касается духовной жизни, то здесь важно, чтобы молитва совершалась при участии сердца.

***

Молитва – громоотвод, отводящий от нас Гнев Божий.

***

Наше сердце должно болеть из-за каждого нашего прегрешения, иначе мы будем грешить снова и снова.

***

Если мы боремся со страстями, но не можем их победить – значит у нас есть гордость, или мы кого-то осуждаем.

***

Нам надо научиться уставу Рая – непрестанной молитве.

***

Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.

***

Если будем жить духовно – диавол не будет иметь над нами никакой власти.

***

Когда нам делают замечание (неважно заслуженное или нет) будем всегда просить прощения. Тогда смиримся и получим Благодать от Бога.

***

Если человек не переживёт духовного возрождения он обречён на ад.

***

Сегодня Евангелие отложили в сторонку, беззаконие объявляют законом, а из греха делают моду. Всё идёт к развалу, но последнее слово остаётся за Богом.

***

О том, кто думает о себе, не думает Христос.

***

Когда мы жалуемся на своих ближних – тем самым ропщем на Бога.

***

Чтобы видеть в другом человеке ангела надо и самому стать ангелом.

***

Самолюбием человек изолирует себя от Бога.

***

Истинное и совершенное смирение – это такое состояние, когда человек даже если захочет не сможет возгордиться.

***

Большая честь для детей и их родителей посетить Святую Гору Афон.

***

Как обрести ревность по Бозе? Избавиться от зависти.

***

Тот кто говорит и пишет о Святых отцах, предварительно не очистившись от страстей, похож на бочонок, который полон мёда, но пахнет бензином.

***
В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию.

***

Бог прежде всего хочет, чтобы мы были радостными и обрели утешение. Бог не тиран. Он не давит, а даёт нам свободу.

***

Плотское воздержание делает человека сильным физически. Если же он будет стараться ещё и вести духовную жизнь – станет сильным и духовно.

***

Если бы были хорошие духовники не было бы нужды в психиатрах.

***

Если во время молитвы мы не чувствуем утешения и радости как дети оказавшиеся в материнских объятиях – значит или кого-то ранили своим поведением или одержимы гордыней.

***

Пусть всегда рядом с вами будет открытая духовная книга, чтобы лукавый не имел возможность досаждать злыми помыслами.

***

Если кто-то раздражён – лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненного, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану.

***

Смирение и любовь – вот самые главные средства для нашего спасения.

***

Мы должны стремиться выкорчевать большие страсти. Победив их, одновременно справимся и с менее значительными пороками.

***
В наше дни исполнилось пророчество преподобного Антония Великого: «Придёт время и люди сойдут с ума. Того же , кто остался разумным, будут называть умалишенным, потому что он не такой как они».

***

Грешные люди после смерти будут страдать из-за своих желаний.

***

Для духовной жизни необходимо самопожертвование.

***

Когда не ищешь себе оправданий – чувствуешь всю радость этого мира. Когда хочешь оправдывать себя – не сможешь найти покоя.

***

Большинство людей столь погружено в земное, что не чувствует Божественной любви.

***

Для ребенка ад — быть вдали от матери, для человека — быть далеко от Бога.

Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками.
Раньше в общежительных монастырях был сильный подвижнический дух, благоговение, взаимная любовь и братство. Когда в обитель приходил новый послушник, монахи от всего сердца стремились его поддержать и приносили ему в келью кто зажигалку, кто часы, кто скамейку, кто лампу. Общим устремлением всех монахов была забота друг о друге.

В почете были подвижники, любившие Церковь и богослужение, а не лентяи и празднолюбцы. Питались один раз в сутки водянистым супчиком. Огня в келье не разжигали.

В обителях существовала свобода, основанная на внутреннем послушании. К такой обстановке молодому монаху было легко адаптироваться. В монастыре он находил плодотворную почву, чтобы расцвести и принести добрый плод. Сегодня во многих обителях царит казарменный дух и нездоровое послушание. Молодой монах сталкивается с бурями и ледяным холодом и не имеет возможности расцвести, раскрыв свои духовные дарования. Мало осталось старцев, способных подать добрый пример.

***

Сегодня (1976) для многих (в том числе и святогорцев) вся духовность свелась к тому, сколько монахов в обители и как часто они причащаются.

***

Женщины слабы. Во всех женских монастырях обязательно должен быть сильный духовник.

***

Новоначальным, маленьким детям и очень чувствительным людям Бог не попускает в полной мере увидеть в каком духовном состоянии они находятся. Иначе они впадут в отчаяние.

***

Избежать рассеяния ума монаху помогает жизнь в пустыне. Она проста и даёт возможность целиком посвятить себя Богу.
***

Смиренный человек даже если собьётся с верного пути, вернётся на него с помощью Божией. Гордец же подобен пиле, заточенной только с одной стороны, или испорченному рулю, который всё время уводит с дороги.

***

Когда почувствуешь сладость непрестанной молитвы, даже не хочешь выходить из кельи. Тогда молитва не утомляет, а приносит радость. Но если мы пожертвуем своим покоем и молитвенной тишиной ради того чтобы помочь брату, за нашу любовь к ближнему нам воздаст Господь.

***

Преподобный Нил Мироточивый предсказал, что придёт время и Святую Гору опояшет лента (дорог). Свободным от них останется только юго-восток Афона (от монастыря Святого Павла до края полуострова).

***

Будем относиться к другим с простотой и спокойно принимать их претензии и замечания. Если человек прост и имеет добрые помыслы, он радуется когда его злословят.

***

В молитве и богослужении мы должны участвовать всем сердцем.
***

Однажды мне явился сатана и сказал: « Я Христос, поклонись мне». На что я ему ответил: «Я Христу моему всегда поклоняюсь. Если бы ты был Господом не требовал бы у меня поклонения».

***

Монахи должны особенно с особой торжественностью праздновать Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как Пречистая вошла во Святая Святых, так и иноки после пострига входят в святую жизнь ангельского образа.

***

У духовно слабых их внешний беспорядок свидетельствует о внутреннем.

***

Мужество – это всецелое доверие Богу. Без него не бывает успеха в духовной жизни. Тот у кого есть мужество имеет и любовь. Бог его не оставит.

***

Я слышал, что в эти дни снова качается лампада у Иверской иконы Божией Матери. Богородица старается пробудить нас к покаянию, но современных людей не приводят в чувство даже такие чудеса.

***

Лучше молиться на возвышенностях, а не в оврагах и ущельях. Сам Господь молился в горах. На высоте открываются разум и чувства. Именно поэтому горцы имеют мужество.
***

Когда человек согрешает, Благодать Божия его оставляет. Когда приносит покаяние, возвращается к нему и он совершенно очищается. Остаётся лишь небольшой след от пятна, но и он является безупречно чистым.

***

Мы живём в тяжёлые времена. Христианам следует иметь великое терпение, чтобы получить от Господа большую награду.

***

Благословение и молитва приносят пользу, когда идут от сердца.

***

Любочестный должен больше думать о любви Божией, о Его жертве за нас, а человеку жесткому полезнее размышлять о Суде и воздаянии за грехи.

***

Диавол пал из-за своей гордыни. Какая же это страшная вещь! Первый ангел стал врагом Бога и людей. Мы не должны чувствовать к нему ненависти, а сожалеть о глубине его падения.

***

Пожилой человек, который нигде не может обрести радости, найдёт покой, когда заглянет внутрь себя и начнёт работу по собственному исправлению.

***

Самое важное это смирение, доброта и простота. Доброта – это, когда человек думает в первую очередь о том как помочь ближнему, а не о том как повольготнее устроиться в этой жизни. Бог не несправедлив. Он воздаст нам всё, что мы упустили и потеряли, пытаясь помочь нашим братьям.
***

Молитва за усопших им очень сильно помогает.

***

Человек должен размышлять о благодеяниях Божиих и собственной неблагодарности и с сокрушенным сердцем просить у Бога милости. Любая жизненная ситуация должна становиться поводом для благодарения и славословия Господу.

***

Отшельники жили в тёмных пещерах и узрели свет Христов. Мы же, если будем искать удобств и комфорта, останемся в земном измерении.

***

Без Христа печаль это страсть.

***

Пока мы будем хотеть, чтобы другие к нам хорошо относились, люди не будут принимать нас в расчёт. Всё изменится, когда мы смиримся.

***

Духовные люди пытаются увидеть всю нечистоту, которую у них есть внутри. Мирские пытаются скрыть её и выглядеть внешне благообразными. Они создают и одевают искусственные личины внешнего поведения, изолируя себя от Божественной благодати.
***

Бог не хочет от нас ничего, кроме чистого сердца.

***

Самое главное это молитва. Это наш духовный барометр. Пусть она сопровождает вас всю вашу жизнь.

***

Будем отдавать себя ближним, и нам воздаст Христос.

***

Смирение должно быть основанием и началом всякого дела. Оно является необходимой предпосылкой, без которой человек не может принести пользу Церкви.

 

Во время гражданской войны в родной стране он стал солдатом действующей армии. После её окончания помогал своей семье в восстановлении, а затем по зову сердца стал послушником и поселился на горе Афон. Там преподобный прослыл настоящим подвижником, так как активно помогал бороться с разного рода протестантскими течениями.

После поездок по Греции, в которых он словом и делом доказывал, что его дар Божий всесилен, святой сначала вернулся в родную обитель, куда к нему приходило огромное множество людей, а после тяжёлой болезни лёгких поселился в монастыре близ города Суроти, где умер и был похоронен.  Могила Паисия Святогорца и до сегодняшнего дня находится за алтарём монастыря преподобного Арсения Каппадокийского.

Святой Паисий Святогороец — чудотворец

Чудеса вечны! И эту неоспоримую истину преподобный доказывал как при жизни, так и после своей смерти. Особенно сильной была его помощь онкобольным и людям, страдающим расстройством психики. Его святой лик наблюдали при страшных дорожных авариях – и люди выживали после трагедий. Ко многим он приходил просто в больничных палатах и помогал встать на ноги.

 

Есть несколько исторически заверенных фактов, которые свидетельствуют о неоценимой и чудесной силе старца:

  • случай произошёл с 6-летним мальчиком, имеющим задержку в развитии, который однажды упал в глубокую шахту лифта. В больнице выяснилось, что ребёнок не имеет ни одной царапины. А после того, как его повели в храм, он указал на картину с изображением старца Паисия, показывая жестами, что именно он и стал его спасителем;
  • один рабочий, собираясь домой, в темноте наткнулся на крючок из проволоки, и она угодила ему прямо в глаз. Пока его друг пытался помочь ему и собирался отвезти в больницу, он увидел образ старца в чёрной сутане. Сначала мужчина почувствовал озноб, а затем кусок метала сам выпал из его глаза. По приезду в больницу ему понадобилась минимальная медицинская помощь. На следующий день после этого события он увидел фото святого в одном из магазинов и купил его. С тех пор оно всегда с ним;
  • человек чудом выжил после ужасной дорожной аварии – его автомобиль практически рассыпался на части. В больнице к нему явился монах и сказал, что он обязательно выживет. Мужчина выжил – и это все назвали настоящим чудом. После он случайно увидел лик старца на обложке книги в магазине, купил и прочёл её. А после полного выздоровления поехал на гору Афон, рассказал и случившемся и исповедался духовнику, затем, несмотря на уговоры родных, принял сан и отрёкся от мирской грешной жизни;
  • у сестры одной женщины обнаружили рак груди. Положение было критическим. Но у её подруги имелась великая святыня – шарф Паисия. Она попросила его, принесла сестре, и та в забвении молилась с ним день и ночь. Вещь вернули владелице, а после очередного осмотра врачи признали женщину полностью здоровой.

Велики и до конца не поняты людьми чудеса, которые совершал Паисий Святогорец. Икона его хранит великую силу, к которой обращаются люди по всему миру в надежде получить хоть малейший шанс на спасение. И старец-монах смотрит на них со святого лика, внимает их молитвам – и всегда помогает, потому что пришедший к нему несёт в своём сердце веру, а её побороть нельзя.

Паисий Святогорец о любви

Преподобный говорил, что самым лёгким путём к спасению является смирение и любовь. И если человек не имеет этого, его дела будут судимы на небесах после смерти. Эти благодетели даруют Божью милость и открывают врата в рай, где ожидает вечная жизнь.

Тот, кто праведно верует, должен быть готовым принести себя в жертву, таким образом показывая свою любовь к Господу и ближнему. А самое главное – великая любовь в силах уничтожить всё зло на земле – и тогда наступит великая благодать: все будут жить в мире, согласии и смирении, почитая Всевышнего и сохраняя веру в душе.

Молитва Паисию Святогорцу спасает жизни, возвращает веру, дарует надежду на исцеление как физическое, так и душевное. Она приближает к святому, открывая великие чудеса, таит в себе жертвенную любовь к Богу и ближним, а отдавая её, человек получает взамен вечную благодать, в которой и заключается настоящий смысл земного бытия и небесной жизни.

Наставление Паисия Святогорца

Вот несколько наставлений преподобного отца:

  • Святые отцы советуют не обращать внимание на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе, и он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом.
  • Если у кого-то, кого соблазнили в ересь, будет добрый настрой – он не найдёт там себе покоя. Но если причиной его падения стал эгоизм – он будет упорствовать в своём заблуждении. Следует оплакивать такого человека.

Еще несколько хороших наставлений для супругов Вы узнаете из видеоролика  в конце статьи.

Акафист Паисию Святогорцу

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, пречудне отче наш Паисие, ради нашего спасения и нравов века сего исправления от Бога дары благодати и чудотворения приявый, и ради Иисуса Сладчайшего, любовию ко всему миру горящего, всеусердно подвизавыйся, просим тя: сподоби нас в покаянии души обновляти, яко да с благодарностию приносим величания сия: 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Икос 1

Ангелов Творец произрасти тя, прехвальне Паисие, от священней земли Каппадокийстей, идеже прежде тя велиции просияша угодницы Божия подвизи и служением пастырским, высотою и совершенством добродетелей своих; ты же их примерам следуя любовию к ближним твоим и всему роду человеческому прославил Милосерднаго Отца нашего Небеснаго. Сего ради и мы восхваляем тя сице: 
Радуйся, богомудрым последователем святых Каппадокии себе сотворивый! 
Радуйся, в стяжании истины Господней им всецело последовавый! 
Радуйся, присноцветущая ветве райская, аромат благоухания духовнаго нам источающая! 
Радуйся, источниче благодати небесней, весь мир спасительным учением наполняющий! 
Радуйся, трапезо сладчайшая, души гладныя, преславно насыщающая! 
Радуйся, благотворная житнице, вся наши печали, заботы и слабости в себе принимающая! 
Радуйся, звездо лучезарная, на небосклоне Церкви Христовой, свет спасительный нам посылающая! 
Радуйся, маяк присногорящий, путь в нетленные чертози Отчии нам озаряющий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш, Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 2

Предвидя Премудрый Господь наш величие святыни твоея, о преславне отче Паисие, от утробы матери твоея предизбра тя, дабы сотворити тя избранным и многоценным сосудом божественной благодати, яви в тебе источник надежды и полноводную реку милосердия Своего; сего же ради, мы, прославляя Бога, Дивнаго во святых Своих, вопием Ему о тебе: Аллилуйя!

Икос2

Разумом богопросвещенным свыше одарен бе святый преподобный и богоносный отец наш Арсений Каппадокийский, от рук коего ты, всехвальне Паисие, крещение святое, и в лета отрочества наставление в вере и благочестии приявый; Старец же провидя дары духовныя, иже имея тебе Господь открытии благослови тя и наследником святости свое ятя сотвори. Мы же, велию праведность твою воспевая, просим тя купно со святым Арсением, вознеси молитвы твоея ко престолу Всесвятыя Троицы, а от ны прими благосклонно величания сия: 
Радуйся, от святаго Арсения Каппадокийскаго святое крещение приявый! 
Радуйся, просвещение о славном будущем твоем от него услышавый! 
Радуйся, образ благий жития богоугоднаго от него усвоивый! 
Радуйся, предстательство за себя и в житии и по кончине угодника сего с радостию восхвалявый! 
Радуйся, в наставления старца сего в меру возраста Христова возрастивый! 
Радуйся, свидетельства о его богоугодном житии и чудесех с верою и надеждою собиравый! 
Радуйся, от его святынь исцеления неисчетныя и помощь благодатную принимавый! 
Радуйся, с любовию его святые мощи в твоей обители, иже в Сутори положивый! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся пути жизни нашея устрояющий!

Кондак 3

Силою злочестивых правителей турецких понуждаемые, родители и соотечественницы твоя, прехвальный Паисие, преселися суть из восточныя страны Каппадокийския в пределы западныя Конитския, идеже ты, достохвальне отче, начал еси преславное восхождение твое по лествице совершенства духовнаго; яко еще во дни детства твоего явился еси источником света для всех, вокруг тебе сущих, иже видевши драгоценныя дарования твоя, воспеша всех благ духовных Подателю: Аллилуйя!

Икос 3

Имуще пред очима твоима благий пример родителей богобоязненных, прехвальне Паисие, от дней детства твоего познал еси животворящую силу благодати Божия, и образ будущего совершенства явил еси в себе, наставлениям благочестивой матери твоея усердно следуя; и был дитятию возрастом, обаче старец душею; мы же умиляемся преславному просветлению сердца твоего, со радостию воспеваем тя сице: 
Радуйся, в часы юности твоея скоротекущия страсти мира сего отринувый! 
Радуйся, благосовершенным постничеством драгоценный венец непорочности стяжавый! 
Радуйся, во дни младости твоея дар непрестанной молитвы приявый! 
Радуйся, от игрищ и забав детских в созерцание мира Христова удаливыйся! 
Радуйся, милость Господа, возвеселяющаго младость, к юношам заблудшим приклоняющий! 
Радуйся, укрепление в целомудрии и благочестии девам христианским дарующий! 
Радуйся, родителей и наставников в мудрости детоводительства утверждаяй! 
Радуйся, всем нам в меру возраста Христова во всяком обстоянии восходити помогаяй! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, В Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 4

Бурею помышлений сомнительных смущаемы, како по достоянию возможем пети тя, богоблаженне отче Паисие, яко Господь призва тя к защищению и обороне отчизны твоея и всего мира христианскаго от неверия во Христа, источника и смысла бытия человеческаго, яко ты исполнившись велию любовию к Богу и ближним, решительно и смело провозглашая еси истину Евангелия Христова, примером твоим укрепляя всех благовестников Божиих; мы же веру твою воспевая, на предстательство твое, за ны уповая, воспеваем Троице Святой и тебе: Аллилуйя!

Икос 4

Слышавши слова Господни, яко Царствие нудится и токмо нужницы восхищают е, усердно подвизался еси, богомудре Паисие, в борьбе не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной, неустанныя молитвы вознося и жертвы духовныя сотворяя Господеви обращения и спасения ближних и дальних твоих ради; и сего ради драгоценныя и нетленныя венцы от Творца нашего приял еси. Мы же многократныя воздаяния принося Христу, Дивному во святых Своих, жертву хвалы, тебя, отче всеблагий, величаем сице: 
Радуйся, волны страстей и сомнений человеческих о камения веры разбивый! 
Радуйся, пример совершеннаго и благаго самосовершенствования явивый! 
Радуйся, блага земныя ради сокровищ Небесных оставивый! 
Радуйся, в огне испытаний веру твою, аки злато в горниле, закаливый! 
Радуйся, великодушием твоим свет, вся вокруг тя озарявый, источавый! 
Радуйся, в годину смут, печалей и невзгод страждущим велию помощь твою сотворивый! 
Радуйся, всем путем жития твоего образ жития во Христе нам показавый! 
Радуйся, не токмо против недруг отчизны твоея, но и против врага спасения ратобортвовый! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 5

Божественным светом озарена бе душа твоя, о прехвальный Паисие, яко во дни юности твоея отреклся еси от скоротекущих благ мира сего и всецело предал еси ся в руце Христовы, собирающия воинство иноческое. Ты бо, совершенное доверие стяжавше ко Спасителю и благодатию Его укрепившись, скоро стяжал еси совершенство духовное и стал еси ангелом земным, во Христа облекошеся, воспел еси Ему: Аллилуйя!

Икос 5

Видевше подвизи богоугодные отцев, на Синае подвизающихся, удалился еси, угодниче Христов, в богоспасаемую обитель сию, дабы верно и усердно Спасителеви тамо послужити. Ты бо, богомудре отче, преодолел еси страсти мирския и претворил еси себе в мужа совершенна в добродетелех и делании духовнем, ревностно горящим и подвизающимся ради Вечней Истины Божией. Милосердный же Господь обильно воздаде ти от неисчетных сокровищ и щедрот Своих. Мы же, вся сия ныне поминающее, величаем тя сице: 
Радуйся, три лета многотрудно в пустынех синайстих подвизавыйся! 
Радуйся, в сокровенней пещере хлад и зной кротце претерпевый! 
Радуйся, человече небесный, всю суету и гордость житейскую низложивый! 
Радуйся, злоухищрения и козни бесовстии упованием на Христа Распятаго победивый! 
Радуйся, начаток всеусердных молений твоих о блазе всего мира тамо положивый! 
Радуйся, светом Истины Христовой мрак греховный разгоняющий! 
Радуйся, в покаянии обновляти и преображати души наша научающий! 
Радуйся, всецелым доверием ко Христу души наша укрепляющий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 6

Проповедник милосердной любви Божия Матери к падшему роду человеческому явился еси , преподобне Паисие, егда по свершении подвигов твоих на Синае призван был еси Ею в земный вертоград Ея, на святую Гору Афонскую, идеже пребывая, от силы в силу восходил еси, благодарящее непрестанно Царицу Небесную ради пречуднаго Ея Покрова, коим осеняет Она весь мир, вызваляя его из мрака горестей, забот и страданий. Сыну же Ея всерадостно и неустанно воспевал еси: Аллилуйя!

Икос 6

Возсия на Горе Афонстей вертоград святых отец преподобных, их же примеру последовати желая, усердно подвизался еси, всехвальный Паисие, восходя по лествице добродетелей богоугодных, возрастая в праведности Христовей; подобно мудрой пчеле собирал еси духовный мед учений святоотеческих. От богомудраго старца Тихона наставление в делании духовном приял еси, следуя ему в послушании всесовершенном. Мы же восхождение к вершине святости воспети дерзая, вопием ти сице: 
Радуйся, яко через тебе Всеблагий Господь славу святой Горы Афонстей возрасти! 
Радуйся, яко новаго сына возлюбленнаго Всепречистей Матери Своея Иисус тя поручи! 
Радуйся, богопросвещенным старцем Тихоном в делании духовнем укрепленный и утвержденный! 
Радуйся, с велию любовию и всецелою самоотдачею авве твоему послуживый! 
Радуйся, муж мудрый, Духом Святым движимый! 
Радуйся, послеже и мнозих иных в вере и благочестии богомудро и пречудно возрастивый! 
Радуйся, богомудрыя писания ради славы Христовой и пользы нашея оставивый! 
Радуйся, от путей искушений и соблазнов чад твоих духовных оберегавый! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 7

Хотяще в велицей и совершенней любови Творца нашего выну пребывати, сотворил еси себе, о богоносне отче Паисие, быти благим орудием Господним, яко через тебе со всею силою Своею яви Всевышний обновляющее милосердие и исцеляющее попечительство Свое для душ людских, во мраце греховнем сущих. Мы же, сия ныне поминающе, величаем и славословим Господа нашего, тебя, преподобне отче, аки спутника на дороге спасения нам дарованнаго, взывая: Аллилуйя!

Икос 7

Новый и преславный наставниче всему миру христианскому явился еси, о всеблагий отче Паисие, ты ревностно и свято последовал еси словесем Спасителя нашего, рекшаго: «яко узрят людие благия дела ваша», да прославят Отца вашего Небеснаго(Мф.5:16). На тебе же, отче наш, глаголы сия во всей силе своея свершилися, яко востекоша во след тебе мнозии и Христа обретоша. Мы же сия поминающее, на попечительство твое уповаем и возносим ти похвалы сия: 
Радуйся, богомудрый наставниче, писаниями твоими в вере и благочестии нас утверждающий! 
Радуйся, органе Духа Святаго, радость покаяния нам возвещающий! 
Радуйся, пречудный пророче, язвы века сего пред нами обнажающий! 
Радуйся, милосердный врачу, неисцельныя недузи побеждающий! 
Радуйся, премудрый душепопечителю, от тяжких скорбей избавляющий! 
Радуйся, елее благодатный, раны сердец наших заживляющий! 
Радуйся, благоискусный пастырю, искушения бесовския от нас удаляющий! 
Радуйся, целителю прехвальне, разобщенным семьям мир небесный и единение ниспосылающий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 8

Странное и страшное видение постиже тя, богоносне отче Паисие, яко неистово ратоборствует враг спасения человеческаго супротив семейств, Богом Всеблагим благословенных; сего же ради, препоясавшись Словом Истины возвестил еси супругом, яко токмо терпение и сострадание, смирение и самопожертвование принесут мир в домы их. Сего ради мы славословим Господа, чрез тебя, прехвальне отче Паисие, нам путь истины указующаго и вопием Ему: Аллилуйя!

Икос 8

Все благословения Своя дарует Господь наш семьям благочестивым, — тако научал еси духовных чад твоих, блаженный Паисие. И наставлению святителя Иоанна Златоустаго свято следуя, глаголавшего: «дайте мне матерей христианских, и взращу святых, иже весь мир преобразят», сему же поучал еси верныя супружества, яко мир в семье есть плод Духа Святаго и всем нам подобает стяжати мир в душе, да тысячи спасутся вокруг нас, и тебе покровителю и заступнику нашему небесному взываем сице: 
Радуйся, всеединение в любви к Богу и ближним супругом дарующий! 
Радуйся, семейных в благочестии и умеренности жития научающий! 
Радуйся, мир и отраду родителем и чадом стяжати в таинствах Церкви наставляющий! 
Радуйся, добрый пример жития богоугоднаго чадом подавати побуждающий! 
Радуйся, девам и юношам укреплятися в целомудрии и уповании на милосердие Божие утверждающий! 
Радуйся, самый помысел о детоубийстве во чреве о камень страха Божия разбивающий! 
Радуйся, всякий грех, порушающий лад семейный силою Божией попирающий! 
Радуйся, с любовию и бескорыстием нести тяготы друг друга побуждающий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 9

Всяческия беды, страдания душевныя и недузи телесныя далече от нас устраняеши, всехвальный чудотворче Паисие, и миром совершенным и радостию духовною наполняеши наши сердца обильно; сего ради мы, благодарение возсылаем ти, благий наш покровителю и предстателю пред престолом Божиим, и величаем, прославляем, превозносим Триипостаснаго Бога нашего, с отрадою в душе и надеждою воспевая Ему о тебе: Аллилуйя!

Икос 9

Вития многовещанныя и вси риторы благоискусныя не возмогут по достоянию воспети величие и животворную силу благодати Божия, явленной на тебе, преподобне отче наш Паисие, ибо ты еще на земли сый любовию и состраданием всеизобильно преисполнившись к людям, несчастиями и недугами измученным, всеусердно и сомаотверженно молился за них Отцу Небесному, научая за вся Его благодарити искренне. Ныне же в чертозех Царя Небесного сый, молися о всех паки и паки с надеждою взывающих ти сице: 
Радуйся, скальпелю благий, тяжкую болезнь раковую побеждаяй! 
Радуйся, неустанное попечение для страждущих болями невыносимыми являяй! 
Радуйся, источниче исцеления, израненныя души наша возрождающий! 
Радуйся, вся скорби, печали и заботы в горниле молитвы твоея попаляющий! 
Радуйся, угле ладана небеснаго, злоухищрения демонов испепеляющий! 
Радуйся, слабости и тревоги наша в силу духовную и мужество претворяющий! 
Радуйся, в терпении и кротости стяжати венцы нетленныя нас научающий! 
Радуйся, в суете жительствующих благодатно вразумляющий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 10

Спасение всего рода человеческаго устрояя, Всеблагий и Милосердный Христос, обетова воздаяние велие тем, иже желают возрасти в преподобии и правде ради совершенства ближних своих; на сие уповая, ты, святый отче Паисие, с радостию приял дары многообразныя от Духа Святаго, дабы наставити многих на путь спасения и единения со Христом, да поют вси Ему с надеждою: Аллилуйя!

Икос 10

Царь Небесный, Всеблагий Господь наш Иисус Христос, благоволи украсити тя обилием даров Своих, имиже ты, богомудре Паисие, послужил еси во славу Творца нашего и их же употребил еси на пользу человеком, став добрым отцем и благим наставником для несчетнаго полка верующих во Христа, искушениями века сего утомленных и гавани спасения взыскующих. Сице молим тя: сотвори и нас быти учениками Спасовыми и детьми духовными твоими, да величаем тя сице: 
Радуйся, спасительною надеждою и путеводителем к Небесным вратам для многих бывый! 
Радуйся, велиею мудростию твоею искушения и атаки бесовстии низлагавый! 
Радуйся, одолевати помыслы злыя, врагом спасения нашего насажденныя, нам помогаяй! 
Радуйся, плоды истиннаго покаяния в душах заблудших и неверных взращивающий! 
Радуйся, даром различения духовных помыслов верных благодатно обогащающий! 
Радуйся, благодатными дары твоими глубинныя раны сердец людских исцеляющий! 
Радуйся, отчаявшихся и унылых благодатно в надеющихся на Господа преображающий! 
Радуйся, в благости Отца нашего Небеснаго николиже сомневатися нас научающий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 11

Пение хвалебное возглашаем ти, богомудре отче наш Паисие, совершенства твоего монашескаго ради, яко ты, исполненный благодати Божия, стал твердою скалою надежды нерушимей для тех, кто всецело ся посвяти Господеви, ибо, виде созерцания и дарования твоя духовныя, иноци узреша в тебе, отче святый, наставника, Духом Святым одаренного. Мы же, сия убо поминающее, величаем и славословим Спасителя нашего, посылающего пастве Своей наставников святых и поем ему о тебе: Аллилуйя!

Икос 11

Свет благодати Христовой возсия во обители Суротийстей, идеже дщери твоя духовныя в трезвении и богообщении возрастали тобою, отче святый, в терпении и богомыслии наставляемыя и посвяшаша с любовию, надеждою и радостию житие свое иноческое Жениху Небесному. Мы же духовное водительство твое восхваляя, веруем, что и ныне ты не оставляеши всех нас без предстательства твоего и с надеждою воспеваем ти сице: 
Радуйся, ревностным служением Господеви и любовию к ближнему образ истиннаго монаха явивый! 
Радуйся, аки наставник духовный в монастыре святаго Иоанна Богослова просиявый! 
Радуйся, в гавань спасения для душ, жаждущих Христа, обитель сию претворивый! 
Радуйся, честных инокинь уневещивати души своея Господеви научавый! 
Радуйся, сего ради подвизатися в борьбе со страстьми и похотьми их утвердивый! 
Радуйся, искушения и паучину диавольскую, богомудро расточивый! 
Радуйся, к частой исповеди и причастию, аки к благому орудию духовному прибегати подвизающий! 
Радуйся, в наставлениях твоих истинный путь жития благаго и богопознания нам отверзающий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

Кондак 12

Благодать Божия, великая и животворящая преобильно сниде и наполни тя, всеславный отче наш Паисие, яко явился еси драгоценным сосудом милосердия Божиего, к людям грешным, за коих ты, угодниче Христов, выну с великим самопожертвованием молил еси Троицу Всесвятую, удостоившую тя, присносияющаго венца чудотворца. Мы же радуемся и благодарим Всеблагаго Господа нашего, даровавшего нам тя, богоблаженне наш покровителю, и просим удостой и нас купно с тобою Царю Небесному воспевати: Аллилуйя!

Икос 12

Поюще святое и праведное житие твое, преподобне отче наш Паисие, величаем тя, светильниче Христов, аки еще на земли пребывая, приобщился еси радостей Царствия Небеснаго, иже приготови Господь для всех любящих Его и волю Его творящих; ты бо достоин сего явился еси, яко всеусердно послужил еси Богу и ближним твоим, с любовию велиею, яко претерел еси тяжкия искушения и нападки бесовския, обаче Всемилосердный Христос сподоби радосто и утешения Своего. Ныне же, по блаженней кончине твоей, стяжал еси благодать молитвы за ны, и сего ради просим тя: сподоби и нас радости духовныя и приими величания сия: 
Радуйся, в чертозех Царя Небеснаго в славе неизреченней пребывающий! 
Радуйся, со всеми святыми на трапезе Агнца Божия присноторжествующий! 
Радуйся, плодами великой святости твоея к подвигом духовным нас вдохновляющий! 
Радуйся, друже Христов и святых Его собрате, Богу «уста ко устом» вещающий! 
Радуйся, златозарная лампадо, Христовом светом нетварным сияющая! 
Радуйся, огне благодатный, любовь к Богу в сердцах наших возжигающий! 
Радуйся, милосердие Приснодевы и Царицы ангелов к нам приклоняющий! 
Радуйся, мрак скорбей светом радости побеждающий! 
Радуйся, преблагословенне отче наш Паисие, в Бозе вся путие жизни нашея устрояющий!

 

Обязательно к прочтению:  Молитва святому Георгию Победоносцу о помощи в работе, от врагов, на победу и успех

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче наш Паисие, сосуде драгоценный благодати Духа Всесвятаго, многия великия и преславныя чудеса во дни жития твоего и по блаженней кончине сотворивый, и многих христиан в делании спасительном утвердивый; ныне же во славе предстоя престолу Всесвятыя Троицы, предстательствуй о всех, во мраце духовнем и заблуждении сущих, да возлюбим Милосерднаго Господа нашего и сподобимся во веки Ему купно с тобою воспевати: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!

Молитва

О, святый преподобне и богоносне отче наш Паисие, возлюбленный наш покровителю и богомудрый наставниче, по лествице добродетелей возшедый от бытия земнаго в Царствие Небесное и получивый благодать предстательствовати за ны пред Троном Всемилосерднаго Господа нашего; сице молим тя: отврати нас от пути грехов наши и научи нас Господеви приноситисовершенныя плоды покаяния и обновления во Христе душ наших. 
Отче святый, во дни земнаго жития твоего многия тяжкия болезни и недузи неизцельныя уврачевавый, души от греха и скорбей страждующия исцеливый; ныне же предстоя пред Богом, преклони Его милосердие к нам, да твоего предстательства ради исцелит и нас, с любовию чтущих святую память твою, и дарует нам крепость в искушениих, мужество в борьбе с духом злобы, ищущим вечней погибели нашей, да дарует нам прощение всех наших грехов, иже от юности нашея до настоящего дня мыслию, словом и делом сотворихом, да научит нас, что подобает нам творити, дабы выну Ему служити, яко подобает ближним нашим с любовию и смирением служити.
Ей, отче святый, настави нас, по примеру святаго жития твоего, любви и самопожертвования исполненнаго, отвергшись пут греховнаго жития, взыти к Небесным чертогам, идеже восхвалим Всемилосерднаго Триипостаснаго Господа нашего во веки веков. Аминь.

ТРЕЗВЕНИЕ

Даже просто говорить о Старце Паисии нелегко, то описывать его внутреннее делание — почти невозможно.«Глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его?»В этой главе мы совсем чуть-чуть коснемся трезвения — то есть внимания, бодрствования — Старца Паисия.

Старец был трезвенным делателем, еще живя в миру. Он был внимателен в выборе того, с кем общаться, в отношении помыслов и чувств. Каждый день он подвергал себя самоконтролю. Он положил себе правилом не смотреть в лицо женщинам. Одна родственница стала жаловаться его матери на то, что он не ответил на ее приветствие. Это произошло потому, что Старец не заметил эту женщину — его помысел и взор были устремлены к иному.

Старец не ходил по кофейням и избегал мирских развлечений. «Однажды, — рассказывал он, — в соседском доме устроили шумный пир. Я спал на сеновале. Помолившись, представляя, будто я нахожусь перед Вифлиемскими яслями, я чувствовал радость».

«Поступив в монастырь, — рассказывал Старец Паисий, — я начал усердно заниматься молитвой. Однако в отношении внимания к себе слегка расслабился. Прошло немного времени и я понял: со мной что-то не в порядке. Тогда я осознал, что мне не хватает трезвения, постоянного контроля над собой. В начале духовной жизни требуется больше внимания, чем молитвы. Ведь если нет трезвения, то и молитва на пользу не идет. Наш внутренний человек должен непрестанно находиться в трезвении. Мы должны замечать каждое из своих движений. Слежение за собой, внимание (трезвение) помогают нам больше, чем молитва и духовное чтение».

Для того чтобы возделать трезвение, Старец на общих монастырских послушаниях трудился молча и в отдалении от других. Когда он жил на Катунаках и на кораблике приезжал в Дафни, то, ожидая обратного корабля, уходил подальше от пристани и людей — к скалам. Когда он жил в «Панагуде», то в Кариес поднимался крайне редко, причем по тропинке, о которой мало кто знал, и в часы, когда встретить кого-то было трудно.

По дороге он не выпускал из рук четок и творил Иисусову молитву или «читал не по книжке», то есть приводил себе на ум то, что прочитал раньше и размышлял над этим.

Старец имел внутреннее духовное делание, «то единственное делание, за которое воздает Бог». Его сердце было согрето памятью Божией. Его ум был чист и внимателен: он легко увлекался духовными предметами и из области мирской уходил в область надмирную.

Однажды в «Панагуде» Старца посетили два стремившихся к монашеству юноши. Был вечер, заходило солнце. Старец уже закрыл калитку и выполнял свое монашеское правило. Однако он открыл этим юношам, усадил их в архондарике, и они задавали ему различные духовные вопросы. Старец отвечал кратко. Молодые люди поняли, что его ум пребывал где-то в ином месте, что он был пленен Богом. Было такое впечатление, что он пребывает «вне себя». Он говорил с ними, однако при этом переживал что-то другое и мыслил о чем-то ином.

Опыт и постоянное делание трезвения научили ум Старца с легкостью отражать пристрастные помыслы и преображать их в помыслы добрые и Божественные. Внутри себя он, по его собственному выражению, «открыл фабрику по производству добрых помыслов». О различных стадиях помыслов он говорил следующее: «Человек, который занимается работой над собой, чужих грехов не видит. Человек духовный видит все чистым и добрым. Вначале человек подвизается, стараясь не осуждать других. Вступив во вторую стадию, противодействуя помыслу осуждения, он старается включать в работу добрые помыслы. Находясь в третьей стадии, он все, что видит, истолковывает в добром смысле. Появляются любовь и смирение. Когда душа очистится, уцеломудрится, то она не только не утруждается над тем, чтобы включать в работу добрые помыслы, но помыслы слева к ней даже и не приходят. То есть то, что кажется достойным осуждения, она видит достойным оправдания».

«При приражениях помыслов, — говорил он, — лучше всего относиться к ним с презрением: не обращать на них внимания. Собеседование с помыслом — дело опасное, потому что даже сто адвокатов, соберись они вместе, не смогут переспорить одного маленького дьяволенка».

Старец советовал не возделывать воображение. Он говорил, что только в том случае, если мы хотим изгнать греховный образ, мы можем [посредством воображения] представлять в уме священные образы: Страшный Суд, Распятие и тому подобное. Если же мы будем использовать наше воображение и в других случаях, то этим воспользуется диавол.

Когда Старец ехал куда-нибудь в автобусе, он тихо пел что-то церковное, а шум мотора был ему вместо «исона». Когда он жил в Иверском скиту, его часто посещал живший там старый монах отец М., который любил поговорить. Старец Паисий слушал его, стоя и молча, а про себя творил Иисусову молитву. Отец М. говорил, говорил, но потом уставал говорить один и уходил. Так Старец умел не нарушить своего трезвенного делания и при этом не ранить брата.

Видя общее состояние современного монашества, Старец говорил: «Я расстраиваюсь из-за того, что многие молодые монахи не научились работать, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на хлеб». Старец хотел сказать, что они не научились основным духовным монашеским деланиям, чтобы духовно питаться и преуспевать. Одно из таких монашеских деланий есть трезвение — делание наиважнейшее и необходимое для нашего спасения. Однако, зная трудность тонкого трезвенного делания для молодых и особенно для чувствительных монахов, Старец с рассуждением говорил: «Новоначальный монах, занимающийся тонким деланием над собой, сходит с ума — как неопытный бухгалтер на огромном предприятии». Старец советовал новоначальным сперва заниматься своими грубыми недостатками и слабостями.

Желая подчеркнуть великое достоинство трезвения, Старец делал это с помощью следующих примеров: «Необходимо внимание. Я вижу, как некоторые люди, будучи в начале своей жизни невнимательными, и сейчас, состарившись, остались такими же — несмотря на то что стали монахами.

Предположим, человек рассеянный и невнимательный хочет пойти, например, в Кариес, но по рассеянности идет по другой дороге и, не понимая, как это произошло, оказывается в другом месте. То же самое происходит и в жизни духовной, если у нас нет трезвения. Мы идем в одно место, но, к несчастью, заканчиваем свой путь в другом. Как тот Петрушка, который пошел учиться на слесаря, а в конечном итоге выучился на чеканщика монет. Если нет трезвения, то сперва расслабляется наш помысел, потом расслабляется тело, и потом расслабляется весь человек, который уже не расположен ни к чему: ни к рукоделию, ни к духовным занятиям. А расслабляемся мы именно потому, что у нас нет постоянного трезвения».

Утончив свою совесть, Старец не мог перенести, если ее что-то обременяло. Его совесть была чуткой и отталкивающей грех, но одновременно — чуткой и приемлющей Благодать. Старец говорил, что «монах — это, главным образом, утонченная совесть. Наша совесть должна стать тонкой, как папиросная бумага». Если Старец не чувствовал свою совесть чистой и спокойной, то молитвы и духовного делания он не начинал.

Послушание одного молодого монаха было связано с заботой о паломниках. Из-за этого он отвлекался, забывал о молитве Иисусовой и пребывал в печали. Старец посоветовал ему: «Пусть у тебя в келье на письменном столе всегда лежит открытой духовная книга. Когда заходишь в келью, прочитывай из этой книги хоть несколько строчек. А в руке всегда держи маленькие четочки, чтобы творить молитву Иисусову и не забываться». Старец и сам прибегал к такому «ухищрению» и на опыте убедился в его пользе.

Трезвение необходимо монаху в любом духовном возрасте: «Вначале оно помогает собрать ум, затем — не впасть в прелесть». Если нет трезвения, то приражения помыслов развиваются, превращаются в страсти, и «человек становится магазином по продаже страстей».

Старец особенно подчеркивал следующее: «Если мы не ловим себя на месте преступления (то есть если мы не следим за собой и не осуждаем себя), то мы так никогда и не исправимся, даже если будем жить тысячу лет. Но при этом мы еще и создадим о себе ложное представление и в день Страшного суда будем предъявлять Богу чрезмерные требования».

«О каждом нашем действии мы должны спрашивать себя: «Хорошо, мне это нравится; но нравится ли это Богу?» Если мы забываем это делать, то потом забываем и о Боге».

«Давайте обратим всего своего внутреннего человека ко Христу, а каждое наше действие и самое мелкое движение пусть будет совершаться с осознанием того, как на него посмотрит Христос, а не того, каким оно покажется людям».

Старец придавал трезвению такое достоинство и вес, что даже оставил его в завещание другим. Одному монаху, спросившему Старца перед кончиной, в отношении чего ему надо быть особенно внимательным, он ответил: «В отношении благоговения и внимания к себе».

 

Источник: http://ikona-i-molitva.info/  http://www.agionoros.ru/  http://www.pravoslavie.ru/