Разница между католиками и православными христианами кратко (разделение различия чем отличаются святые как стать крестятся)

raznica-mezhdu-katolikami-i-pravoslavВ мире существует множество Христиан Католиков, и их в 5,5 раз больше чем Православных Христиан. Также Христиан Протестантов в мире в 2,5 раза больше, чем Православных Христиан. Неужели же мы, Православные, лучше всех остальных Христиан всего мира? Понимаете, о чем я говорю.

Мало заявить, что я Православный, потому что родился в России. Нужно еще разобраться, почему я не Католик или не Протестант. В чем конкретно я с ними не согласен. И почему я уверен, что я прав, а не они? Просто потому что я русский и потому всегда прав?

На самом деле и Православные, и Католики, и Протестанты — все являются Христианами, потому что имеют единую основу своей веры: Библию. И на основании Библии все Христиане верят в Иисуса Христа, Который пострадал на Кресте за наши грехи. Это самое главное в Христианстве. И в этом все Христиане едины, как в общем-то и в большинстве других основных доктринах Христианства.

Различаются Христиане в основном в разных обрядах и традициях, присущих той или иной культуре. Именно поэтому Православие в целом присуще славянской культуре, и оно не нашло поддержки в других народах, где распространилось Католичество или Протестанство.

Но ведь мы прекрасно понимаем, что Бог один у всех людей. И поэтому не имеет значения какие обряды или традиции мы соблюдаем. Самое важное — это отношение человека к Богу, его вера в Иисуса Христа. А то, как человек крестится: справа налево или слева направо, или вообще не крестится — это все на самом деле не важно.

Обряды и традиции меняются со временем. К примеру, в 17 веке при Патриархе Никоне Православная церковь в России была реформирована, многие обряды были изменены, что вызвало сильный протест и раскол в Православии. Так появились те, кто продолжили соблюдать старые обряды и не признали реформы 17 века. Эти Православные стали называться Старообрядческой Православной Церковью, и они и сейчас существуют в России.

Так кто же истинный Православный: современная Православная церковь или Старообрядческое Православие? На самом деле это и не важно. Христианство заключается не в соблюдении обрядов, а в вере в Иисуса Христа и следовании Его заповеди любить ближнего своего как самого себя.

Тем не менее, во время проведения реформы 17 века Православные массово убивали друг друга из-за разногласий. То же делали и Католики во времена Инквизиции или Реформации. Разве это вообще можно назвать Христианством? Суть Христианства заключается прежде всего в любви к Богу и к людям а не в отстаивании своих взглядов с помощью силы.

Что касается лично меня: я себя называю просто Христианином. И хотя я русский, тем не менее я не хочу называть себя Православным из-за этого. Я не хочу отделять себя от других Христиан. Я люблю людей, и все Христиане для меня очень дороги. И мне больно смотреть, когда кто-то считает себя лучше других и унижает другие христианские конфессии. Такое отношение уже само по себе не соответствует Христианству вообще.

Иисус Христос возлюбил всех людей и пострадал на Кресте за всех. И Он хочет, чтобы мы научились любить друг друга несмотря на то, что мы сильно друг от друга отличаемся. Церкви как и люди могут тоже очень отличаться друг от друга. И человек должен свободно выбирать какую церковь ему посещать согласно своим предпочтениям.

Главное, чтобы в любой церкви не забывали об основах Христианства: вере в Иисуса Христа и любви к людям. Чтобы в ней учили тому, что говорится в Библии, основе христианской веры. А какие обряды в этой церкви соблюдают, или как она называется — это все на самом деле неважно, и это не должно нас разделять как Христиан верящих в одного Христа.

Католики тоже христиане, но христианство разделяется на несколько разных сторон. Основные – это православие, католичество и протестантизм. Православная церковь имеет немного самостоятельных Церквей, но протестантских в свете насчитывается несколько тысяч.

Помимо Православной Церкви есть множество и других. Например, Румынская, Сербская, Греческая и много других. Православные прихожане признают главой Иисуса Христа, а Католики подчиняются Папе Римскому. Он для них настоящий глава Церкви и уважаемый человек.

Католическая Церковь разделяется на обряды. В Православной Церкви Богослужение – это Литургия, но у Католиков – это Месса.

В Православной Церкви Крещение происходит с опусканием в воду с головой. Креститься надо во имя Святой Троицы, через правое плечо. Креститься могут люди любого возраста. После, человека причащают и мирно помазывают. Католики при Крещении обливаются водой и крестятся только с левого плеча. Креститься тоже могут все, но впервые причастие совершается в 8-12 лет.

В Католической Церкви запрещаются разводы, но в Православной редко, в исключительных случаях разрешается развод.

Существуют различия святых изображений, восточных и западных иконах. В Православных Церквях иконы строгие и символичны. Католическая икона является иллюстрациями к Библейским рассказам и более яркая и живописная.
Православные священники разделяются на духовенство белое и чёрное (монахи). Монахи всегда дают священный обет безбрачия. Но если священник не стал монахом, он обязан жениться. Священники Католической Церкви выполняют целибат – это обет безбрачия.

Католическая Церковь давно объявила догмат о правах Папы Римского. Но Православные прихожане уверенны, что верным и правильным решением заключается, только решение Вселенских Соборов.

В Православной Церкви согласны с вердиктом семи Вселенских Соборов. Но Католическая Церковь пользуется решением 21 Вселенского Собора. Но не смотря на это, знак Веры у Католиков и Православных одинаковый. Поэтому они проповедуют во всем мире единую веру в Иисуса Христа.

Иисус Христос молился, чтобы объединить своих учеников. Все мы его ученики, православные и католики и молитвы у нас едины.

Я приняла католичество на четвёртом курсе, не знаю, почему. Я была крещёная православная с детства. У меня была очень религиозная бабушка, которая меня отвела в храм и крестила, но моим религиозным воспитанием никто особо не занимался. При этом я была верующая девочка, впечатлительная, но не знала, как именно надо ходить в церковь, что там делать.

В какой-то момент я оказалась в тусовке, симпатизирующей католичеству. Я пришла с ними на службу, посмотрела, узнала, что у них есть катехизация — курсы, подготавливающие к принятию католичества. В принципе, если бы мне попались такие же православные курсы, возможно, я и не приняла бы католичество. В то время для меня всё это что-то значило, но сейчас мои мотивы изменились. Я по-прежнему хожу в храм каждую неделю, но первоначальный сильный порыв ушёл.

В католичестве меня больше всего привлекает единство учения: по сути, между православием и католичеством не так уж много различий, но у нас есть папа римский, его авторитет объединяет католиков всего мира. Тогда как у православных слишком много разнообразных и совершенно не зависимых друг от друга течений.

 

 

ЕСЛИ МОЖНО СМЯГЧИТЬ УЧАСТЬ КОНКРЕТНЫХ ЛЮДЕЙ —
НАДО СМЯГЧАТЬ

 

То, что сейчас какие-то православные священники заявляют про Pussy Riot, про гомосексуалистов так нетерпимо — дескать, горите в аду, — мне это кажется неправильным. От католических священников я такого не слышу. Возможно, в Италии какой-нибудь священник тоже жёстко задвигает про опасности современного мира. Но в российской прессе это слабо освещается, а иностранную я не читаю.

Я считаю, нельзя говорить, что всё прекрасно и хорошо и как мы живём — так и надо жить. Жёсткость, конечно, какая-то нужна, но разжигание ненависти — это плохо. Не знаю, что бы Христос сделал с гей-парадом и с Pussy Riot, но если можно как-то смягчить участь конкретных людей — надо смягчать. К тому же это люди не из церкви. Если человек воцерковленный что-то делает не так, священник может ему сказать: «Ты что делаешь, ты нас всех позоришь!» Но если это люди посторонние — тогда какая разница?

Мои родители не очень воцерковленные: моя мама вообще не крещёная, и ей это всё удивительно. Папа крещёный и иногда вроде как интересуется, ему нравится раз в год сходить на пасхальную службу. Я не чувствую в себе морального права их агитировать, хотя, конечно, было бы хорошо их затащить в церковь. Когда я сама соберусь выходить замуж, я обязательно буду венчаться, а детей крещу с детства в католичестве.

Лена

Меня крестили по православному обряду в пять лет. Я хорошо помню этот день. Отрицания христианства у нас в семье не было — был эстетический интерес: посмотреть в храме иконы, послушать пение.

Переход в католичество в 2003 году тоже был у меня связан с каким-то общекультурным интересом. Я тогда училась в музыкальном училище, проходили Баха — Мессу си минор. Меня пригласили послушать мессу, посмотреть на орган. Я пришла, познакомилась с потрясающими людьми, с очень мудрым священником, и с этого началось моё углубление в религию. То есть получается, что к вере я пришла через музыку. Я и сейчас учусь в Академии Гнесиных по специальности «орган» и играю на органе в храме святого Людовика.

Катехизировали сёстры милосердия из ордена матери Терезы. Они в Нальчике (я оттуда родом) помогали самым нищим и несчастным: бездомным, сиротам, тем, кого никто не посещает в больнице. В 2003 году прихожан в Нальчике было больше, чем в 2012-м, и молодёжи тоже больше.

 

ЕСЛИ БЫ МНЕ ПОПАЛСЯ ХОРОШИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК, Я СТАЛА БЫ УГЛУБЛЯТЬСЯ В ПРАВОСЛАВИЕ

 

 

Папа относился к моей вере холодно, мама тоже сначала смотрела настороженно. Всё же мне было 16 лет — в этом возрасте многих заносит либо в секту, либо на дурные пути. Но потом мама заболела, и мы с сестрой её навещали. Тогда из прихода многие люди очень помогали. Мама, слава богу, встала на ноги и после этого пересмотрела своё отношение. Она не переходила в католичество, но иногда приходит на мессу.

Я не была особо православной, но если бы мне в 2003 году попался хороший православный священник, возможно, я стала бы углубляться в ту веру, которая связана с историей нашей страны.

У меня есть знакомые, которые были православными сознательными, но потом перешли в католичество. Для меня это было удивительно. Я спрашивала их, почему, и сейчас сама чувствую то же самое: в католической церкви они нашли единство. Все конгрегации католической церкви объединены папой римским — этого нет в православии. Это единство очень хорошо чувствуется на международных встречах. Я была в прошлом году на такой встрече молодёжи с папой в Мадриде и в 2005-м в Кёльн ездила.

У меня много православных друзей, которые спокойно относятся к моей вере.

Глеб

Я принял католичество в 9 лет. Это был довольно осознанный шаг.

У меня папа — военный. После того как он вышел на пенсию, нас занесло на Западную Украину, под Винницу, где православие на второстепенных, так скажем, ролях. Папа был воспитан в духе научного атеизма и не придавал религии значения, пока не произошёл один случай. Папа бомбил на машине, и его остановил католический священник. Они ехали, было жарко, но священник почему-то прикрыл окно. И прямо в эту секунду в окно прилетел здоровый камень от проехавшего грузовика. Папа удивился — и они со священником разговорились, познакомились.

Папе нужна была работа, а священник приехал восстанавливать старый католический костёл — папа взялся помогать. Мы несколько лет общались с этим священником, сдружились. Всё произошло абсолютно естественно: сначала крестился папа, ну а потом я. Я даже не задумывался о том, что можно было не креститься.

Для детей катехизация минимальная, особенно если ходишь на занятия постоянно. Занятия проходили несколько месяцев по субботам, они назывались «пятёрки», потому что за каждые пять занятий дарили красивую открытку с библейскими сценами. Католическая община отличается большой активностью: у нас постоянно проводились какие-то вечера, песни под гитару, посиделки у костра.

 

У МЕНЯ В ГОЛОВЕ НЕ УКЛАДЫВАЕТСЯ, КАК МОЖНО ПОМЕНЯТЬ РЕЛИГИЮ. НЕВОЗМОЖНО ПОМЕНЯТЬ МАТЬ

 

 

Когда мы приехали в Россию в 1995 году, я сильно почувствовал разницу. Тут мамины родственники все православные — и приезжаем мы, католики с Украины. Мы казались странными.

Нам была непривычна дистанция между духовенством и прихожанами. Та община, к которой мы принадлежали, была очень сплочённой. Наверное, дело в том, что она была образована вокруг одного общего дела: мы восстанавливали костёл — и восстановили, сейчас он там главная достопримечательность.

Я сталкивался с неприязненным отношением к католичеству всего пару раз в жизни. Один раз я зашёл в православный храм в Северодвинске и перекрестился слева направо открытой ладонью. Тут, конечно, бабушки на меня зашикали, и я понял: о’кей, зайду в другой раз.

Ещё меня спрашивают: а вот как же так, ты католик, а у тебя татуировка, ты играешь в рок-группе. А ведь это не имеет никакого отношения к вере.

Одноклассники и однокурсники удивлялись скорее не тому, что я католик, а тому, что верующий. Особенно в пост странное отношение. У нас на курсе были такие постящиеся девушки — ни мяса, ни майонеза, ничего нельзя. Они знали, что я тоже пощусь, и когда видели, что я ем бутерброд с сыром, тут же начиналось: как же так, ты же постишься! А я им говорю: у меня католический пост, он мягче. А они: ваш пост — это вообще не пост! При этом они вечером в клуб, гулять — меня сильно угнетало это несоответствие.

 

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ —
ШТУКА НЕУДОБНАЯ,
И ЖИТЬ ПО НЕМУ ТЯЖЕЛО

 

 

Мне очень странно слышать, когда люди, которые крестились в сознательном возрасте, рассказывают, что их это сильно изменило. За последнее время было много случаев, когда мне, католику, приходилось защищать православную церковь от самих православных, которые возмущались «доколе, сколько можно». Католикам проще: они уже давно живут с постоянным негативным фоном, который был вызван, в частности, скандалами с педофилией. Учишься спокойно различать: есть люди, а есть вера.

Меня многое не устраивает в католичестве и мне нравится многое в православии. Католичество после II Ватиканского собора отказалось от многих важных вещей — в православии больше древних традиций сохранилось. Но у меня в голове не укладывается, как можно поменять религию. Невозможно поменять мать. Главное в церкви — не то, кто учит, а то, чему учат. Христианское учение — штука неудобная, и жить по нему тяжело, но упрощать его нельзя ни в коем случае.

 

Игорь Ковалевский

генеральный секретарь Конференции католических епископов России,
администратор прихода святых Петра и Павла в Москве

Католическая община в Москве немногочисленна по сравнению с населением города, но в количественном отношении наши общины весьма весомы. Наши прихожане разные: есть и иностранцы, которые работают или учатся в Москве, но большинство прихожан — российские граждане, русские по культуре, языку и даже по менталитету. Поэтому можно смело назвать нашу католическую общину в Москве русской. Мы и служим на русском языке.

К нам приходят многие люди, у которых не было в семье католиков. Многих привлекает, скажем так, эстетика и то, что служба идёт на современном русском языке. Есть романтики, которые видят в католической церкви нечто особенное, не характерное для московской и российской постсоветской культуры. Есть люди, интересующиеся историей. Есть люди ищущие — любители ролевых игр, виртуального мира, которые находят некую крышу в католической церкви.

Есть у нас и те, кому что-то не нравится в православии, однако мы стараемся с этими людьми поступать очень осторожно, потому что некое духовное диссидентство — это неглубокая мотивация. Нередко от интеллигентных москвичей можно услышать критические замечания в адрес Русской православной церкви и некие комплименты в адрес церкви католической. Я лично к этому отношусь с большим скепсисом: живи они в католической стране, они ругали бы католическую церковь.

 

НАША ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА,
ОБЩАЯ СО ВСЕМИ РЕЛИГИЯМИ
В РОССИИ, — НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ

 

 

Так или иначе, мотивация самая разная, и очень важно, чтобы она углублялась и созревала, становилась религиозной.

Чтобы взрослый человек принял крещение, необходима подготовка — как минимум год. Если человек уже крещёный, надо тоже готовиться около года. Главное в этой подготовке — не только изучение основ католического вероучения: можно и самому в интернете катехизис прочитать. Главное — процесс воцерковления, мотивации. Надо понять, зачем ты сюда пришёл.

Содержание обрядов, таинств у нас с православными одинаковое, отличается лишь форма. У нас то же самое учение о таинствах, об апостольской преемственности, у нас одинаковая позиция по многим нравственным вопросам. Сразу надо сказать, что мы очень близки к православию, но есть специфика — особая роль епископа Рима и его преемника папы римского. Для нас это видимый знак единства Церкви Христовой.

Процесс подготовки включает размышление над церковью как таковой. У нас сейчас потеряно это ощущение общины в огромном городе. Мы часто даже соседей по лестничной клетке не знаем. Храмы тоже часто превращаются в такой зал ожидания на вокзале. Мы стараемся, чтобы прихожане общались и ощущали единство друг с другом.

Наша главная проблема, общая со всеми религиями в России, — катастрофически низкий уровень религиозной образованности. Мы не зря поддерживали введение духовно-нравственного воспитания в российских школах. Россия нуждается в глубоком религиозном просвещении. Если бы здесь православные действительно были сильны с точки зрения религиозных практик, нам было бы гораздо легче нормально развиваться.

 

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАЩИЩАЕТ ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, И ЗДЕСЬ МЫ ВЫСТУПАЕМ ВМЕСТЕ
С ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ

 

 

Важно понимать, что такое католическая церковь, а то вот у девушек часто такая мотивация: у вас здесь красиво, орган играет, скамеечки, а в православной церкви заставляют платок надевать. Это очень поверхностная мотивация, эмоциональная. С такой мотивацией, возможно, завтра разонравится и католическая церковь.

Когда в 90-е годы по радио объявили, что есть Господь Бог, приток во все религиозные конфессии России был огромный, но потом такой же огромный был и отток. Несколько лет назад, в частности, после кончины папы Иоанна Павла II, интерес к католической церкви среди москвичей возрос. Однако процесс этот не продолжался долго. Сейчас мы имеем стабильную в плане количества общину. Если в начале 90-х у нас в год было несколько сотен крещений, то сейчас — до 60–70. Но у нас уже высокий процент крещений младенцев. Это дети наших католиков — будущее нашей церкви.

В Москве и области проживают несколько десятков тысяч католиков. Храмов у нас два — в Милютинском и на Большой Грузинской улице, а также есть храм в Люблине, где раньше был ДК, потом дискотека, а сейчас он выкуплен и перестраивается под храм. Это главная наша беда — отсутствие достаточного количества храмов.

Отношения с православной церковью у нас за последние годы значительно улучшились. Я бы не стал называть католическую церковь либеральной или более либеральной по сравнению с православной. Мы выступаем совместно с православной церковью по многим вопросам. У многих россиян складывается ошибочное мнение, что католическая церковь — это западноевропейская культура и антагонист православной. Это совершенно не так. Католическую церковь нельзя отождествлять с современной либеральной западноевропейской культурой. Католическая церковь защищает традиционные ценности, и здесь мы выступаем вместе с православной церковью.

Всё меньше я слышу вопросов о том, чем отличаются католики от христиан, — невежественных вопросов, за которые сложно судить. Крайне мало практикующих христиан — как православных, так и католиков. Если бы в России количество верующих возрастало, мы бы только радовались. Главная наша борьба — с безбожной советской культурой. Атеизм — это тоже некая форма веры, а безбожие — самое худшее состояние, жизнь как будто Бога нет.

  • Великий раскол

Однажды летним днем 1054 года в столице Византии после очередной ссоры и обмена взаимными обвинениями между патриархом константинопольским и наместником Папы кардиналом Гумбертом последний решительно направился в Собор Святой Софии, положил на алтарь папскую грамоту и вышел. Этот документ представлял собой Буллу об отлучении от церкви патриарха Михаила. Этот драматический жест с тех пор знаменует начало “ Великой схизмы” или “Великого раскола”, когда ранее “неделимая” Церковь была разделена на православие и католицизм.

Конечно, в истории все гораздо сложнее, и противоречия нарастали уже давно. В конце первого тысячелетия, единство Церкви уже пошатнулось. За 5 веков до этого сложные споры о природе Христа привели к разрыву между католической западной и восточной церковью после прошедшего в 451 году четвёртого Халкидонского Собора .

Так что Булла от отлучении была не столько причина, сколько симптом тех неразрешимых противоречий и трудностей, которые накапливались в течение долгого времени.

  • Организация церкви

Православная Церковь включает в себя несколько независимых Церквей. Помимо Русской Православной Церкви, есть грузинская, сербская, греческая, румынская и другие. Управляются эти Церкви патриархами, архиепископами и митрополитами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в таинствах и молитвах. Также не все Православные Церкви признают друг друга истинными церквями. Главой Церкви православные считают Иисуса ХристаВ отличие от Православной Церкви, католичество – это одна Вселенская Церковь. Все её части в разных странах мира находятся в общении между собой, а также следуют единому вероучению и признают Папу Римского своим главой.

  • Богословские вопросы

Церкви по-разному видят роль Святого Духа и матери Христа, которую в православии называют Богородицей, а в католицизме Девой Марией.

  • Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
  • В православии Богородица прежде всего Матерь Божья. Она почитается святой, но она была рождена в первородном грехе, как все простые смертные и почила, как и все люди. В отличие от православия, в католичестве считается, что Дева Мария была зачата непорочно без первородного греха и в конце жизни была живой вознесена на небо.
  • В православии не верят в наличие чистилища после смерти. Хотя и предполагается, что души могут находиться в промежуточном состоянии, надеясь попасть в рай после Страшного Суда. В католичестве существует догмат о чистилище, где пребывают души в ожидании рая.
  • Обряды

В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения отличаются.

Православные крестятся только справа налево тремя пальцами. Католики крестятся слева направо. У них нет единого правила, как при творении креста нужно складывать пальцы, поэтому укоренилось несколько вариантов.

Католики, как правило, становятся на колени во время молитвы, в то время как православные прихожане обычно стоят.

В Римско-Католической Церкви в церковных ритуалах используется пресный хлеб (без дрожжей) , в то время как Православной Церковью – хлеб из дрожжевого теста.

Православие разрешает разводы, а его “белое духовенство” может вступать в брак. В католицизме разводы запрещены, а все монашествующие духовенство даёт обет безбрачия.

На иконах православных святые пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы. Таким образом подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении – в мире духа. У католиков святые изображаются натуралистично, часто в виде статуй.

  • Календарь

Юлианский календарь был введён Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Он повсеместно использовался до 1500–х годов, когда многие страны начали переходить на григорианский календарь (введён папой Григорием XIII в 1582 году). Однако некоторые страны (например, Россия и Греция) использовали его до 1923 г., а православная церковь в России и некоторые другие православные церкви до сих пор используют его.
В действительности, дело не только в разных календарях. Все гораздо сложнее. Мы видим чёткую разницу в 13 дней между “православными” и “католическими” датами, когда речь идет о непереходящих, неподвижных праздниках, таких как Рождество или Крещение.
Эти 13 дней точно соответствуют “зазору”, образовавшемуся между юлианским и григорианским календарями в последние несколько столетий.

В случае же с Пасхой и другими переходящими (подвижными) праздниками всё иначе. Иногда эти даты полностью совпадают, а чаще разница между ними колеблется от одной до нескольких недель. На самом деле причина таких несовпадений в том, что при расчёте даты Пасхи обе ветви христианства используют помимо привычных для нас “солнечных” календарей – григорианского и юлианского – еще и лунные календари, которые затем совмещают с солнечными.Алгоритм расчёта даты Пасхи (церковная Пасхалия) учитывает циклы обоих небесных светил – Солнца и Луны.
А поскольку движение Солнца с Луной неравномерно, то дата Пасхи всегда “плавает” в календаре.
Ситуация дополнительно осложняется тем, что даже такую простую и очевидную для нас вещь, как цикл Луны каждая из Церквей расколотого в 1054 году христианства считает по-своему.

Окончательно запутывает и без того непростое положение еще одно правило, которого придерживается большинство православных Церквей – Пасха никогда не должна праздноваться раньше или совпадать с еврейским праздником Песах, более известным у нас как еврейская Пасха. Римско-католическая церковь это правило игнорирует.Многочисленные попытки на протяжении веков объединить эти церкви не увенчались успехом.

Православие – одно из направлений христианства, сформировалось в 4 – 8 веках, а самостоятельность обрело в 11 веке в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную (Византию).

Католицизм – от греческого слова katholikos – всеобщий (позже – вселенский).

Католицизм – западная разновидность христианства. Появился в результате церковного раскола, подготовленного разделением Римской империи на Западную и Восточную. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа (папы). Католицизм окончательно оформился как вероучение и церковная организация в 1054 году.

  1. ^ Раскол христианства на православие и католицизм

Основное течение христианства, противостоявшее в IV —VII вв. арианству несторианству и другим нехалкидонским течениям, несколько позднее само разделилось на две ветви: западную и восточную. Принято считать, что этот раскол был предопределен распадом Римской империи в 395 г. На две части: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, дельнейшие исторические судьбы которых были различны. Первая из них через несколько десятилетий пала под ударами «варваров», а на ее бывшей территории в ранее средневековье возникли феодальные государства Западной Европы. Восточная Римская империя, которую историки обычно называют Византией, просуществовала до середины XV в. Здесь аналогично развивается феодализм, но он значительно отличается от феодализма западноевропейского. Совершенно по-разному на Западе и Востоке складывались отношения церкви и государства.

На Западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора, необычайно вырос авторитет главы западно-христианской церкви – римского папы. В средние века в условиях феодальной раздробленности папы стремились поставить свою власть выше власти светских правителей, и не раз оказывались победителями в конфликтах с ними. На Востоке же где долгое время сохранялось единое государство и сильная власть императора, патриархи церквей (здесь их было несколько – Константинопольская, Александрийская Антиохийская, Иерусалимская и др.) получить такой независимости, естественно, не могли и находились по существу под опекой императоров.

Сыграла свою роль в разделении церквей и определенная культурная разобщенность Западной Европы и Византии. Пока существовала единая Римская империя, по всей ее территории имели примерно равное хождение латинский и греческий языки. Но в дальнёйшем на Западе в качестве языка церкви и государства утвердилась латынь, а на Востоке использовали преимущественно греческий язык.

Особенности социально-политического развития Запада и Востока, и различия в их культурных традициях – привело к постепенному обособлению западной и восточной церквей. Некоторые различия между ними и заметны уже в V – VI вв. Они еще более усилились в VIII – X вв. в связи с принятием на Западе некоторых новых догматов, отвергнутых восточными церквами.

Решительный шаг к нарушению единства был сделан в 589 г. На Толедском церковном соборе, решения которого Восточная церковь категорически не приняла: в Символ веры, утверждённый на Никео-Константинопольском соборе в 381 г. Представители западной церкви добавили учение о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына.

По латыни это учение звучит как Филиокве ( Filiogue – filio – сын, gue – предлог «и», поставленный слитно после слова «сын»). Формально нововведение было сделано для противопоставления учению ариан, (утверждавших неравенство Бога-Сына Богу-Отцу), — дабы утвердить и подчеркнуть это равенство. Однако это добавление стало главным предметом догматического расхождения будущих самостоятельных православной и католической церквей.

Окончательный раскол произошел 16 июля в 1054 г., когда послы римского папы Льва IX и константинопольский патриарх Михаил Керулларий прямо на службе в храме Святой Софии в Константинополе обвинили друг друга в ереси и предали анафеме. Только в 1965 г. Эта взаимная анафема была снята. За восточной церковью утвердилось название православная (греко-православная), за западной – католическая (римско-католическая). «Православие» — это «калька» греческого слова «ортодоксия» («ортос» — верный, правильный и «докса» — мнение).

Слово «католическая» означает «вселенская, всемирная». Православие получило распространение главным образом на Востоке и Юго-востоке Европы. В настоящее время оно является основной религией в таких странах, как: Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, Сербия, Греция, Румыния и некоторых других. Католицизм же долгое время (до XVI в.) был религией всей Западной Европы В более позднюю эпоху он сохранил свою позицию в Италии, Испании, Франции, Польше и ряде других европейских стран. Католицизм имеет своих последователей также в Латинской Америке и иных странах мира.

^ 2. Отличительные особенности православия и католицизма

Несмотря на то, что в течение многих веков православная и католическая церкви вели острую полемику по многим догматическим вопросам, обвиняя друг друга в ереси, следует все же отметить, что сохранились сходства как в культовой практике, так и в элементах вероучения. Так, и православие, и католицизм признают два источника вероучения: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это Библия. Священное Предание, как считается, содержит те положения христианского учения, которые апостолы передали своим ученикам лишь в устной форме.

Поэтому в течение нескольких столетий они сохранялись в церкви как устное предание и только позднее были зафиксированы в трудах Отцов церкви – видных христианских писателей II – V вв. В отношении к Священному Преданию между православными и католиками имеются существенные различия: православие признаёт решения только семи Вселенских соборов, а католики – двадцати одного собора, решения которых не признавались ортодоксами и были названы «вселенскими» католической церковью.

Еще до официального разделения церквей в 1054 г. между восточной и западной ветвями христианства накопились существенные различия. Они продолжали нарастать и после того, как возникли две самостоятельные христианские церкви. Если вы бывали в православном и католическом храмах, то не могли не обратить внимание на разницу в богослужениях, архитектуре и внутреннем их устройстве.

В католическом костеле (слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша — наиболее близкая к России католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно называть костелом. К храмам Западной Европы этот термин обычно не применяется) нет иконостаса, который отделяет алтарь от той части храма, где находятся верующие, зато, как правило, множество скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человеческие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные справа налево и сложенными тремя и т.д.

^ 2.1 Католическая догматика

Рассмотрим самые главные отличительные черты католической догматики, устройства церкви, богослужения. Заметим, что эти различия перечисляются отнюдь не с целью подчеркнуть дистанцию между двумя ветвями христианства. Вопрос о том, как молиться, креститься, сидеть или стоять в храме, более серьезные догматические споры не должны становиться поводом для вражды между людьми. Просто желательно знать и понимать особенности разных вероисповеданий, что поможет нам взаимно уважать право каждого народа и отдельного человека следовать вере своих отцов.

Начнем с самого термина католический. В переводе с греческого он означает всеобщий, вселенский. Католической до раскола называли всю христианскую церковь, и западную, и восточную, подчеркивая ее всемирный характер. Но исторически это название позже закрепилось за западной ветвью христианства. В течение всей своей истории западная римская католическая церковь действительно стремилась стать выразительницей интересов всех христиан, т.е. претендовала на мировое господство.

С главным догматическим различием вы уже знакомы: это представление католиков о том, что Святой Дух (третье лицо Святой Троицы) исходит от Бога-Отца и Бога-Сына (филиокве). Проблема осложнилась тем, что в христианской богословской науке никогда не существовало единства в вопросе о том, как правильно трактовать это исхождение, которое вполне логично считали непостижимым для человеческого ума. Кроме того, греческий глагол «исходить», использованный в Символе веры, был переведен на латинский язык как ргосеdо (букв. выступать, идти далее, продолжаться), что не совсем соответствовало значению греческого слова.

Непосвященному человеку это различие кажется не столь уж важным, однако для богословской концепции той и другой христианских церквей оно в высшей степени существенно: именно из него вытекают многие иные догматические разночтения.

^ 2.2 Особенности религиозной организации католицизма

1. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу – папу римского, который венчает многоступенчатую иерархию. Папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности (православная церковь отвергает данное утверждение).

2. Источником вероучения католики признаю Священное писание (Библию) и святое предание, которое (в отличие от православия) включает в себя постановления вселенских сборов католической церкви и суждения пап.

3. Добавление к символу веры филиокве Святой Дух исходит от Бога-Отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит от Бога-Отца и от Бога-Сына (православие отвергает филиокве).

4. Особенностью католицизма является экзальтированное почитание богоматери, признание легенды о непорочном зачатии Марии её матерью Анной, и её телесном вознесении после смерти на небо.

5. Духовенство даёт обет безбрачия – целибат. Утвердился в 13 веке, чтобы не допустить раздела земель между наследниками священнослужителя. Целибат – одна из причин отказа многих католических священников в наши дни от сана.

6. Догмат о чистилище. У католиков это промежуточное место между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католики понимают по-разному. Одни трактуют огонь как символ, другие признают его реальность. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок пребывания её там сокращён «добрыми делами», совершаемыми в память умершего оставшимися на земле родными и близкими. «Добрые дела» — молитвы, мессы и материальные пожертвования в пользу церкви. (Православная церковь отвергает учение о чистилище).

7. Католицизму присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание реликвий (останки «одежды Христа», кусочки «креста, на котором Он был распят», гвозди, «которыми Его прибивали к кресту» и т.п.), культ мучеников, святых и блаженных.

8. Индульгенция – папская грамота, свидетельство об отпущении как совершённых, так и не совершённых ещё грехов, выдаваемая за деньги или за особые заслуги перед католической церковью. Индульгенция обосновывается богословами тем, что католическая церковь якобы обладает неким запасом добрых дел, совершённых Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей.

9. Церковная иерархия основана на божественном авторитете: от Христа берёт начало мистическая жизнь и через папу и всю структуру церкви нисходит до рядовых её членов. (Православие опровергает данное утверждение).

10. Католицизм, как и православие, признаёт 7 таинств – крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование.

^ 2.3 Особенности религиозной организации православия

1. Православие не имеет единого церковного центра, как католицизм, и представляет собой 15 автокефальных и 3 автономных поместных церквей. Православие отрицает догмат католиков о главенстве папы Римского и его непогрешимости (см. п. 1 о католицизме).

2. Вероисповедную основу составляют Священное писание (Библия) и священное предание (решения первых 7 вселенских соборов и труды отцов церкви 2 – 8 в.в.

3. Символ веры обязывает веровать в единого бога, выступающего в трёх лицах (ипостасях): Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа (Святого). Святой Дух объявлен исходящим от Бога-Отца. Филиокве у католиков православие не переняло (см. п. 3).

4. Важнейший догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь богом, родился от девы Марии. Католический культ почитания Марии в православии не признаётся (см. п. 4).

5. Духовенство в православии делится на белое (женатые приходские священники) и чёрное (монашествующие, дающие обет безбрачия). У католиков же обет безбрачия даёт всё духовенство (см. п. 5).

6. Православием чистилище не признаётся (см. п. 6).

7. В православии значение придаётся обрядности, культу святых, почитаются останки святых – мощи, иконы, т.е. то же, что и у католиков, однако в православии отсутствуют реликвии (см. п. 7).

8. В православии существует понятие отпущения грехов после исповеди и покаяния. Индульгенцию католиков православие не признаёт (см. п. 8).

9. Православие отрицает церковную иерархию католиков, их божественность, преемственность от апостолов (см. п. 9).

10. Как и католицизм, православие признаёт все семь христианских таинств. Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь).

^ 3. Католицизм в России

Первые контакты Руси с католичеством относятся к эпохе усвоения славянским миром христианства в IX веке. Тогда Просветительская миссия святых братьев Кирилла и Мефодия встретилась с противодействием католицизма, для которого представлялся немыслимым перевод священных текстов Писания и богослужения на национальные языки (это получило название «трехъязычной ереси»).

После раскола Рим начинает войну против православного мира, в 1204 году латинские крестоносцы по благословению римского папы разорили Константинополь и осквернили христианские святыни, а в 1237 году папа благословляет крестовый поход против русских. Кроме военных походов, опустошивших многие русские земли, Рим активно использовал и дипломатию. Послы папы стремились, в основном безуспешно, склонить русских князей к переходу в латинство в обмен на помощь в борьбе против татар. Однако самих татар Рим постоянно направлял против России, о чем свидетельствует постоянное присутствие папских представителей при дворе хана.

Попытки подчинить Православие Риму продолжались и далее — после заключения в 1438 году Флорентийской унии ставленник Ватикана московский митрополит Исидор был низложен в Москве за вероотступничество и бежал в Европу. При дворе Иоанна IV Грозного провалом кончилась миссия первого иезуита, прибывшего в Россию, Антонио Поссевино, предлагавшего в обмен на дипломатическую поддержку России Римом подчинение ее папскому престолу. Однако ему не удалось получить разрешение на постройку католических церквей в Московском государстве.

В «смутное время» начала XVII века Россия переживает прямую военную интервенцию католиков, которые, среди прочих злодеяний, разоряли храмы и оскверняли святыни. Интриги папских дипломатов во многом стали причиной трагического раскола в русской Церкви.

Католицизм находит себе единичных сторонников в высшем петербургском и московском обществе, где некоторые аристократы принимают его (например, князья Одоевские, княгиня Голицына, графиня Ростопчина, князь Гагарин, ставший иезуитом и активно трудившийся по обращению в латинство не только России, но даже и православной Греции). Но это были единицы.

Католического населения в России долгое время не было. Католиками были преимущественно иностранцы из торговых людей, обосновавшиеся в некоторых русских городах. Ситуация изменилась лишь после присоединения к России католической Польши. На рубеже XIX-XX вв. на территории Российской Империи было 12 католических епархий и 10,5 млн. прихожан, шесть католических орденов и несколько духовных семинарий.

Римский престол приветствовал революцию 1917 года. Экзарх русских католиков Леонид Федоров заявлял: «Все латинские католики свободно вздохнули, когда произошла октябрьская революция».

После октября 1917 г. и отделения Польши число приверженцев католицизма в России сокращается: в 1922 г. в границах СССР проживало 1,5 млн. католиков.

До 1927 года Ватикан официально и неофициально поддерживал правительство большевиков, содействуя его выходу из дипломатической изоляции. В обмен на это папский престол ожидал от большевиков поддержки стремления Рима утвердиться в России в условиях систематического подавления Православия. Многие высшие руководители католицизма подчеркивали, что террор против Русской Православной Церкви оправдан, так как ведет к укреплению латинства. Однако с конца 20-х годов антирелигиозная политика советского правительства распространилась и на российских католиков.

Несмотря на это, Ватикан продолжал считать, что насаждение атеизма в России благоприятно для католицизма. Так, иезуит Швайгель заявлял в 1936 году: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам». Немногим ранее, в феврале 1931 г., епископ д’Эрбиньи писал католическому епископу Невэ в Москву о своем проекте поставления в российские патриархи при помощи Ватикана владыки Варфоломея, тайно перешедшего в католичество. Благодарный «избранный» подписал бы унию, которую Россия должна была бы принять в ответ на щедрый жест Рима — дар России мощей Святителя Николая Угодника.

В годы перед Второй мировой войной Ватикан ориентировался на германский блок, заключив конкордаты (договоры о дружбе) с режимами Гитлера и Муссолини. Рим приветствовал войну против СССР. Обращение православных славян в католичество — стратегическая цель Рима.

К 1961 г. католическая церковь в СССР насчитывала 1179 общин. В 1983 г. католицизм был представлен двумя епархиями в Прибалтике и отдельными приходами в западных областях Украины и Белоруссии. В самой России к началу 90-х гг. оставалось только шесть приходов. Всего в СССР, в основном в Прибалтике, в 1991 г. существовало 1465 общин.

Изменение отношений между советским государством и Ватиканом началось с встречи М. Горбачева и папы Иоанна Павла II в 1989г., после чего начинается стремительное развертывание католической активности в России. С 1990 г. впервые в истории России в Москве находится апостолический нунций — постоянный дипломатический представитель Ватикана. В настоящее время действуют несколько католических учебных заведений. Издается много литературы, в том числе периодики, прозелитического и экуменического направления.

Из Франции им поступала гуманитарная помощь (распределявшаяся среди руководства раскольников), руководитель группы Борис Бузмаков постоянно посещал католический костел. Осенью 1996 года католический священник Каррадо принимал участие в юридической конференции, организованной одиознейшей псевдохристианской харизматической сектой «Завет» и собравшей сектантов самых разных толков с целью борьбы с Русской Православной Церковью. Так, на конференции обсуждались методы возбуждения судебных процессов против тех православных, которые будут публично говорить о проблемах сектантства и инославной агрессии. В интервью Каррадо одобрил проводимое мероприятие.

Вместе с тем, католики стремятся разрекламировать все случаи реального и мнимого сотрудничества с Русской Православной Церковью (пример — искаженная и преувеличенная информация о сотрудничестве в противоабортной комиссии, опубликованная в католическом журнале «Право на жизнь»). Католические миссионеры постоянно подчеркивают свое якобы благожелательное отношение к Православию, и даже используют традиционную православную символику в своей рекламе — точно так же, как это делают представители тоталитарных сект или жулики-экстрасенсы.

Католики, предлагая православным, не искушенным в богословско-исторических подробностях отделения Рима от Церкви, сотрудничество с целью воссоединения, умышленно замалчивают глубокие различия латинства и Православного Христианства. Это позволяет говорить о проявляющихся в латинском миссионерстве элементах, характерных для деструктивных тоталитарных культов, так же, как и католицизм, стремящихся к власти над людьми при помощи веры. Миссионерская задача Ватикана — формирование среди православных, в особенности среди духовенства, прослойки, благожелательно относящейся к латинскому вероучению и служащей делу заключения унии.

 Источник: http://www.the-village.ru  http://gendocs.ru/  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!