Как узнать о чем думает ребенок (внутренний мир маленьких детей воспитать научить самостоятельно))

kak-uznat-o-chem-dumaet-rebenok-vnutre

В играх детское „я» свободнее и самобытнее являет себя. И то, что подавлено уже некоторой дисциплиной воспитания, и то, что бродит в нем еще в зачаточном виде, и то, что перешло уже в сферу страстного, но почему-нибудь скрываемого от взрослых устремления, выплывает наружу в час игры. Однако это наблюдение — деликатнейший процесс, ведь оно — ни что иное как проникновение во внутренний мир самого незащищенного от нас человека.

Вот как описывал этот процесс крупнейший игротерапевт Г. Лэндред: «Это знание, открытое только сердцу… Иногда у меня возникала такая фантазия: мне казалось, что развитие отношений с ребенком похоже на поведение человека в совершенно темной комнате, в которой кто-то установил на высокой подставке прекрасную и необыкновенно ценную вазу. Войдя в комнату, в которой царит кромешная тьма, я знаю, что ваза где-то здесь и хочу потрогать ее, чтобы понять, как она выглядит и восхититься ее красотой. В этих условиях я не брошусь в комнату, не разбирая дороги, и не стану шарить в поисках вазы.

Не стану я и поспешно вытягивать руки, опасаясь, что я случайно задену подставку или ценную вазу, которая от моего удара задрожит и рухнет на пол. Такое поведение просто немыслимо. Наоборот, я войду в темную комнату осторожно, и сначала постою там, чтобы привыкнуть к новой обстановке, пытаясь определить размеры комнаты. Я постараюсь максимально сосредоточиться на том, чтобы почувствовать, есть ли в непосредственной близости от меня какие-либо предметы. Немного привыкнув к темноте и соблюдая чрезвычайную осторожность, я буду аккуратно обследовать комнату дальше.

Мои движения медленны и осторожны. Я начинаю привыкать к тому, что я испытываю в этой комнате, постепенно перед моим внутренним взором возникает то, что я ощущаю и испытываю всем моим существом. Все во мне напрягается в стремлении почувствовать местоположение вазы. Я знаю, что ваза где-то здесь; поэтому я буду по-прежнему ее терпеливо искать. Я не стану форсировать открытие. Наконец, рука моя осторожно прикоснется к чему-то; я замер, я понял, что она здесь! У меня как будто гора с плеч свалилась; я испытываю радость, предвкушение встречи и любопытство: как она выглядит?

Потом я начинаю совсем осторожно прикасаться к вазе, так, чтобы рука ощутила ее размер, форму, и мысленно рисую себе эту вазу во всей ее красе. Сходным образом, мне хочется чувствовать и «ощупывать» эмоционально незащищенного ребенка».

В ситуации наблюдения за игрой собственного ребенка слишком велико становится искушение вмешаться в игру, сделать ее контролируемой, полезной и дидактичной. Существует стойкое мнение, что дети должны непременно всегда и всюду чему-нибудь учиться, — это, якобы, те знания, которые потом нужны будут для жизни. Это желание — внедрять в ребенка, то, что ему нужно будет, когда он будет взрослым, вместо того, чтобы дать то, что ему сейчас нужно и важно — должно быть преодолено.     Игра и есть та настоящая, действительная жизнь. Это тот редкий случай, когда творчество являет себя открыто, безбоязненно.

Из общей суммы условий, нужных для развития творческих сил ребенка, необходимо выдвинуть два условия, без которых не может совершаться душевный рост ни взрослого человека, ни ребенка, Эти два условия — свобода и самостоятельность — то же для человеческой души, что воздух и свет для растения. Без них она глохнет, мертвеет и живет призрачной жизнью (иногда целые годы и десятилетие ничего не определяя в человеческом «Я», которое сводится к бедному воспоминанию ничем не связанных моментов ощущений, страстей, мыслей и чувств и к слепой цепкости за жизнь во внешних ценностях ее и в простейших ощущениях как за единственно доступную.

Такой процесс омертвения души совершается иногда в очень раннем детстве, — и особенно в школе, среди четырнадцатилетних, пятнадцатилетних подростков легко собрать целый букет таких цветов, которые уже обессилены и мертвы в венчике своего духовного творчества и никогда не дадут плодов. Это не значит, конечно, что эти обеспложенные души при другом уходе за ними явили бы миру целые легионы Праксителей, Шекспиров, Рафаэлей. Но каждая из этих былинок в своем доступном ей творческом подъеме дала бы цвет и плод и сама бы жила живою жизнью, а не как граммофон или искусно сделанный автомат, и все они вместе преобразили бы косное лицо мира в живое и обвеянное общим стремлением к высшим формам жизни.

Естественно, что было бы слишком однобоко и неправильно ограничивать жизнь ребенка одной лишь учебной деятельностью в школе. У каждого человека, в том числе и детей, имеется свое хобби, какие-то интересы и увлечения, а также талант. Дети любят петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, заниматься каким-либо видом спорта, готовить, печь, шить, собирать что-либо, фотографировать. И даже если ваш ребенок не является отличником, ему просто необходимо чем-то увлекаться, и на это необходимо выделить время. Такой подход позволит ребенку сформировать положительную самооценку, попробовать достичь в чем-то успеха, а также поможет научиться распорядку дня и планированию времени.

Если вы твердо увлечены идеей создания для вашего ребенка благоприятной среды для развития психологического пространства, то в первую очередь откажитесь от мнения, что вы лучше знаете, чем ему заниматься, что для него лучше. Признайте, ваш ребенок может самостоятельно выбрать свое увлечение. Он вправе принимать решения. И к этому решению родители должны относиться с уважением, несмотря на свое личное мнение. Конечно, и даже чаще всего происходит так, что интересы ребенка меняются. Вчера он хотел играть на гитаре, а спустя два месяца его интересует рисование. Но попробуйте ему позволить найти себя. Как же иначе, если не методом проб и ошибок? Вот только если ваш ребенок на чем-то «зацепиться», помогите ему это понять, а также покажите, что вы гордитесь его успехами в этом направлении.

Главным врагом для детей является… безделье! Весь его день должен быть насыщен какими-то событиями, интересными занятиями. Взрослые при этом должны не контролировать, а проявлять заинтересованность жизнью своих детей. Если вам не по душе занятия вашего чада, все же не ругайте его, избегайте нравоучений, лучше постарайтесь проявить интерес и понять, почему вашему ребенку это нравится! В другом случае можно попробовать ненавязчиво заинтересовать его чем-то другим, так сказать, переключить интерес.

Когда родители проявляют интерес к увлечениям ребенка, стараются поддержать его, то у него появляется уверенность в своих силах, которая растет и крепнет. И это очень важно для самого малыша. Не надо ничего доказывать и показывать другим. Они сами видят и все понимают. И ребенок может бросить все свои силы на оттачивание мастерства, достижение новых успехов. И жизнь станет более яркой, удивительной и насыщенной, полной богатыми впечатлениями, воспоминаниями и эмоциями. И даже колкости завистников ил непонимающих людей не смогут смутить ребенка и сбить его с верной дороги. Главное, чтобы родители были рядом.

Если у вашего чада появилось увлечение, то не торопитесь говорить ему «нет». Не ехидничайте, не посмеивайтесь. Но и не торопитесь навязывать свою помощь, советы, которые он непременно должен исполнить. Относитесь к интересам ребенка с должным уважением, и главное – разумным.

 Взрослея, уже не ребенок, но еще не взрослый, подросток задает себе глобальные вопросы:

— Кто же я?  Для чего живу? Имею право или не имею? Куда я могу двигаться? На что и кого я могу опираться?  Какое мое место в жизни? И т.п.

В личностной сфере подростка происходит формирование общих принципов, определений, суждений, убеждений о допустимости и не допустимости, порядочности и не порядочности, приемлемости и не приемлемости его действий в жизни, в планировании своего пути. В психологии это носит название «кризис идентичности», благополучным исходом которого является формирование устойчивой системы представлений о себе и своем месте в мире, а неблагополучным – «потерянность», неопределенность в этих вопросах.

В эмоциональном плане у подростков также нет еще автономии. Они напоминают аккумулятор. Если заряжен – бегает, интересуется, демонстрирует свою независимость. Как только заряд закончился – он идет подзарядиться к родителям, в семью. Родителям важно не упускать эти моменты: быть чувствительными, открытыми, доступными для общения. Подросток сам придет, все расскажет, поделится своими переживаниями, тайнами, спросит совет. Но, это произойдет не в тот момент, когда родитель хочет узнать о жизни подростка, а только когда он сам решит, будет готов к общению (когда его эмоциональный аккумулятор подсел).

Формирование благополучной личной идентичности подростка завершается пониманием непрерывности жизни,  причинно-следственных связей его поступков, мыслей, действий и событий жизни, принятием ответственности за себя.

Как же ищет подросток ответы на свои глобальные вопросы?  Какие способы используют наши взрослеющие дети для ответа на вопрос своего самоопределения, формирование идентичности взрослого человека?

Подросток использует следующие механизмы поиска идентичности:

1. Проверка запретов, границ.   Нарушая запреты старших, подросток пробует жизнь, задаваясь вопросом: Что можно? Что нельзя?

Очень важным для себя подросток считает нарушать запреты: « А сойдет мне это с рук или нет?». Подростку просто необходимо для собственного развития «набить шишки» о запреты, осознать их смысл и нужность. Он часто намерено нарушает определенные правила, проверяя на прочность слово старших, наблюдая последствия своих поступков, совершая связанные с риском действия. Именно поэтому жесткие требования и запреты в общении с подростком противопоказаны, эффект от них оказывается чаще всего обратным. Проводя такие эксперименты, подросток нащупывает те границы, где  «с рук уже не сойдет». Ему любопытно: действительно ли последует наказание за нарушение запретов или можно будет еще ослушаться и действовать по своему усмотрению. Подросток учится принимать ответственность за свои поступки.

Это происходит как нарушение запретов родителей, семьи, так и общества. Только с помощью нарушения некоторых запретов, принятия их обоснованности, проверки на собственном опыте, подросток учится самостоятельности в жизни.

 

2. Эксперименты над телом, его выносливостью и возможностями.

Подростки любят собираться на крышах домов, балансировать над пропастью, стоять у края скалы, прыгать с большой высоты, ездить на максимальной скорости и прочие подвиги совершать. Им интересно: упаду или не упаду, разобьюсь или нет, погибну или все же останусь жив, а если погибну то это как? За этими действиями с риском стоит любопытство, получение драйва от новых ощущений.

Совершая действие, связанное с риском, подросток не думает в этот момент о близких, о том, что его поступок может огорчить, напугать родителей и тем более он забывает о том, что его тело может пострадать. Страхи конечно есть.  Только чувство страха подбадривает, усиливает желание совершить рискованный эксперимент. Подростковый возраст, у большинства детей, характерен малой заботой о собственном здоровье. Энергии в этом возрасте много, восстановление организма после нагрузок происходит быстро. Жизнь кажется долгой. Ценности, связанные со здоровым состоянием тела полностью не сформированы. Подростки рассматривают ценность здоровья как способ достигать определенных целей. Есть много любопытства к физическим экспериментам над телом (пирсинг, тату, первая сигарета).
О последствиях думать подросток не умеет. Ему интересна жизнь здесь и сейчас.  Подросток мыслит текущим моментом: он не видит последовательности и преемственности между тем, что есть сейчас и тем, что будет когда то. Суждения о настоящем и взгляды в будущее ограничиваются периодом в несколько месяцев: конца четверти или учебного года. Перспектива поступления в другое учебное заведение, обретение профессии, семьи воспринимаются подростком, как другая, взрослая жизнь. По этому, обращенные к ним призывы с рассуждениями о будущем и последствиями его поступков сейчас мало результативны. Эффективнее говорить с подростком о том, что есть сейчас, объясняя, что будущее само по себе не берется ниоткуда, а оно предопределяется настоящим.

3. Идентификация с конкретным персонажем, социальной ролью или группой людей.

Начинается это как игра. Подросток примеряет разные роли. Он  меняет одежду на кричащую, на ту, которая отличает принадлежность к какому-либо молодежному движению, делает отличительные знаки на теле, меняет прически. Меняя себя, подросток ищет тот образ, который ему ближе, который больше запретен.

Что же такого привлекательного в подражании, в идентификации?

Подросток разделяет принятые объектом идентификации модели поведения, считывает и демонстрирует их. Различные варианты поведенческого и внешнего подражания  – это только поверхностный пласт: « Я веду себя как они!».

Более глубокий смысл идентификации подростка – получение модели эмоционального реагирования на те, или иные жизненные события. С помощью этой модели подросток становится способным управлять своими эмоциями, выражать их. Опасность в том, что взрослея, подросток может на какое-то время застрять в таком образе, тем самым замедлить свой путь развития.

У подростка впервые появляются новые эмоции, чувства, которые его всецело захватывают. Он способен чувствовать себя чрезвычайно счастливым или несчастным. Эти эмоциональные  переживания усилены гормональными изменениями организма и кажутся глобальными.  Он сам не может разобраться в этих мощных переживаниях и не всегда понимает, что с ним происходит, не всегда может понять причины этого.  Многие чувства он испытывает впервые!

Первая любовь, предательство, разочарование, волнение, стыд, восторг — целый калейдоскоп чувств. Подростку хочется быть хозяином своих субъективных переживаний. Идентификация дает идеальную модель: какие чувства испытывать, в какой момент, когда быть счастливым, когда несчастным. И происходит это в кругу единомышленников, что само по себе для подростка значимо.

Бороться с этими механизмами бессмысленно. Так как они являются для подростка естественными. Он учится жить самостоятельно.

Взрослые часто видят источник проблем в том, что подросток выбрал не подходящий объект для идентификации: « Не та музыка играет в его комнате, кумиры не те, приятели плохие». У взрослеющего ребенка всегда есть выбор: какое общество предпочесть. Компания насильно  к себе не затягивает. Причина выбора «плохой» компании – это отсутствие альтернативной компании, которая вела бы социально приемлемую деятельность эмоционально привлекательную для подростка.

Не надо недооценивать интеллект подростков. Если у них есть выбор между компанией с примитивными интересами (собраться в подвале с пивом), или той, которая ведет более активную деятельность (отправиться в поход с ночлегом, костром и песней под гитару), он выберет вторую, тем более она более эмоционально привлекательна.

Подростки часто жалуются: « У этих родителей только два вопроса: Что получил? И  Что задано? А что со мной происходит на самом деле, их не интересует!». Появляются обиды на взрослых. В подростковом возрасте особую значимость имеет общение со сверстниками. Сверстники воспринимаются как авторитетные фигуры.  Подростки часто делятся своим сокровенным с друзьями, не доверяют родителям.  Авторитет взрослых снижается.

Поэтому важно способствовать высказываниям мыслей молодых людей.  Взрослым стоит научиться интересоваться внутренним миром и переживаниями подростка грамотно. Вопрос об уроках должен быть задан в последнюю очередь, номером десять. А главное, что должно интересовать родителей: что нового узнал, как складываются отношения с друзьями, какие новости во дворе и в школе.

Родители, общество должны услышать и понять взрослеющего ребенка. Быть отзывчивыми и давать свободу. Уметь отпускать и приближаться, когда того требует ситуация. Можно создать среду, в которой подросток найдет способ реализовать свои интересы, в приемлемой для общества форме. Если такой среды у подростка нет, то он сам ее найдет, но сделать это может не совсем удачно. И конечно, подростку необходимы справедливые запреты, ограничения, четкие границы в сочетании с возможностью принимать решения самостоятельно и нести ответственность за свои поступки.

Если вы хотите максимально больше узнать о собственном ребенке, очень внимательно посмотрите его рисунки. Рисование – материализация эмоций и чувств малыша. Рисунок ребенка отображает его внутренней мир. Он показывает все эмоции и отношения ребенка к себе, события и людям. Много можно узнать, попросив ребенка нарисовать собственную семью. В детской психологии, для изучения семейных отношений используется простая методика с названием «Рисунок семьи». Он помогает узнать, как малыш относиться к родителям, какую роль он им выделяет, также можно анализировать отношения в семье, которые вызывают у малыша негативные эмоции.

Анализ рисунка

Первое, на что надо обратить особое внимание – это последовательность, в которой кроха рисует всех участников семьи. Если он, себя нарисовав первым – это говорит о том, что он адекватно воспринимает себя, ведь этот мир крутится вокруг его чувств и эмоций. Но если он нарисовал только себя, это признак того, что он изолируется от собственной семьи. Как правило, это говорит о нарушениях семейных отношений. Как только ребенок нарисовал себя любимого, он рисует самого авторитетного члена семьи, и потом всех по иерархии значимости. Обычно в конце ребенок рисует домашних питомцев. Но если малыш рисует домашнего любимца сразу после себя – это говорит о том, что малыш себя чувствует не комфортно в семейном кругу, другими словами, он не чувствует от них поддержки. Если малыш нарисовал только одного из родных – это признак глубокой несправедливости, травме или обиде, которая ранила ребенка.

Размеры фигур также имеют большое значение, если ребенок нарисовал себя маленьким – это признак того, что он чувствует давление со стороны взрослых, ему трудно проявлять собственную индивидуальность. Размер фигуры характеризует значение каждого участника семьи. Самого любимого и важного человека малыш рисует высоким и крупным, с большой любовью и старательностью.

Также большое значение имеет расстояние между фигурами, оно помогает понять, кому из взрослых малыш отдает предпочтение и кому доверяет. Маленькая и большая дистанция между фигурами является одним из важных факторов, что говорит, об отношении малыша к ним. Если малыш нарисовал всех стоящих подряд, взявшись за руки, это говорит о том, что ребенок чувствует себя хорошо и уютно, ощущая большую любовь к себе.

Если у малыша есть младшие сестры или братья, о ин их рисует в стороне, подальше от всех – признак ревности, и он думает, что ему уделяют очень мало времени. Важны также такие детали, если кто-то из взрослых часто ругаются, то ребенок может не нарисовать рот или наоборот, нарисует рот очень ярким цветом. А если кто-то использует насилие, его малыш рисует большими и длинными руками. Так, он подсознательно показывает свои страхи на бумаге. Если ребенок испытывает страх, опасность, недоверие, он может нарисовать людей страшноватыми и искаженными.

То, как ребенок рисует свои фигуры, говорит об отношении к себе и собственной самооценки. Если фигурка нарисована ярко и многими деталями – это говорит об ощущении своей важности и значимости. Маленькая фигурка – говорит о чувстве слабости и беспомощности, ему нужна опека и постоянный уход. Это может быть сигналом – малыша чрезмерно опекают взрослые. Если кроха рисует себя около папы, при этом размер своей фигуры очень большой – это говорит, что он соперничает с ним, и хочет занять значимое и авторитетное место в семье.

Также много говорят цвета, которыми рисовал малыш, самого уважаемого и любимого члена семьи он нарисует тем же цветом что и себя. Активные и непоседливые малыши, как правило, выбирают яркие цвета: ярко-желтый, малиновый, красный, оранжевый. Серьезные и спокойные малыши выбирают – голубой, синий, зеленый. Если рисунки нарисованы серыми и черными цветами, это говорит о внутреннем конфликте или беспокойстве, здесь малышу нужна помощь.

Нужно следить за всеми проявлениями детского творчества. Правильная интерпретация рисунка малыша может вам подсказать, как помочь ребенку справиться со своими тревогами и страхами, узнать чего он боится, что вызывает у него дискомфорт и беспокойство. Можно выяснить, что надо исправить в семейных отношениях, чтобы малыш, чувствовав себя уютно и комфортно, был в полной гармонии с миром. Взрослым надо дарить малышам любовь, прислушиваться к ним, наблюдать, ведь это очень важно для развития личности ребенка.

 

НЕОКОНЧЕННЫЕ СКАЗКИ: как узнать, что чувствует и думает ребёнок.

Большое количество информации о ребенке мы получаем, наблюдая за ним, его игрой, общением, поведением. Однако нередко за кадром остается самое важное — внутренний мир. Как на ребенка влияют происходящие события, какие выводы он из них делает о жизни и о себе? Что чувствует, что его беспокоит? Спросите напрямую — не ответит. Не потому, что скрывает что-то, просто он еще не владеет в достаточной мере речью, чтобы рассуждать о чувствах и переживаниях, а уж тем более объяснять причины своих импульсов. И не каждому взрослому такое под силу.

В таких случаях можно использовать сказку. Сказки любят и понимают все дети, ведь мышление детей основано на оперировании образами. Именно с помощью образного языка можно общаться с ребенком на очень глубоком уровне. К тому же сам факт общения на языке ребенка, языке сказки, уже терапевтичен. Кроме того, вас ждет удивительный мир совместного творчества, который преодолевает все преграды.

Суть приема заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих вашей семье: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Вы сможете потренировать ваши творческие способности. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?

Два важных момента. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь у него выведать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.

Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если он волнуется, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, краснеет или бледнеет, если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки остроты проблемы.

Вот несколько примеров сказок на разные случаи жизни.

СКАЗКА ПРО ЧАСЫ

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно… Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды…»

Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

СКАЗКА «ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА»

«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы…» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?»

Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье, а также узнать, как он воспринимает семейные проблемы.

СКАЗКА «САДОВНИК И КУСТИК»

«В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать ему красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день… Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?»

В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.

СКАЗКА «ВОРОН»

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу…» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?»

С помощью этой сказки можно узнать, какова самооценка ребенка, уверен ли он в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, нерешающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.

СКАЗКА «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ПРИНЦ (ПРИНЦЕССА)»

«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»

В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? Ребенок не был наказан и не получил прощения?

СКАЗКА «ЖУРАВЛИ»

«Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» — удивился птенчик? «В теплые края, — ответил папа, — ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», — возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», — сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место… Как ты думаешь, что там произошло?»
Эта сказка поможет узнать, как ребенок адаптируется к различным новшествам, переменам в своей жизни.

Из книги Е.В. Чех «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»

Источник: http://nenuda.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!