Как правильно объяснить ребенку что такое секс

kak-pravilno-obyasnit-rebenku-chto-tЗаводить разговор с ребенком о сексе необходимо тогда, когда он к этому готов. Обычно мы понимаем, что дети готовы об этом узнать по вопросам, которые они начинают нам задавать.

Случайно подслушанный диалог:

Тиша 5 лет: Мама, а у тебя когда-либо был секс?
Мамочка: Да, три раза. А теперь залезай в машину…

Услышав такой вопрос, большинство родителей, скорее всего, покраснеют или начнут нервничать. Разговор с ребенком о сексе вызывает у нас некоторое смущение и неловкость. Мы с ужасом думаем о том, что наши дети могут себе представить как мамочка и папочка занимаются этим, чтобы у них появились детки. Мы ждём от наших детей таинственных возгласов подобных «ха-а-а» или «о-о-о», хотя они в действительности задают вопросы о сексе с абсолютной невинностью и без какого-либо стыда или смущения.

А поскольку первыми учителями для своих детей являются их родители, факт остаётся фактом, лучшими учителями в данной области тоже должны быть мы. Разговор с ребенком о сексе требует от нас достаточного опыта в этой области, и мы должны быть на «ты» со своей сексуальностью. Вот почему моё первое знакомство с темой и лекция о сексе разочаровали меня, всё потому что они состоялись в школе с моим преподавателем религии, который был монахом ордена Бенедикта. Тогда мне было уже 10 лет. И хотя проблема сексуального образования обсуждается в школах, все мы хорошо знаем, что самые сложные вопросы начинаются дома и в более раннем возрасте.

Разговор с ребенком о сексе и частях нашего тела

Дети по своей природе любознательны. В возрасте 2-3 лет они хотят знать о частях своего тела и их названиях. Когда дело доходит до интимных частей, мы обычно используем прозвища. Почему? Потому что мы сами их смущаемся, и это смущение передаётся и нашим детям. Разве будет лучше научить наших детей вульгарным терминам таким как «петушок» или «киска», прежде чем они узнают их истинные названия? Это только ещё больше запутает наших детей. Чтобы привыкнуть к этим универсальным названиям не займёт у вас много времени, и, в конце концов, все они звучат довольно грубо.

Мы можем использовать термин «вульва», что означает внешние женские гениталии. «Вагина» — это канал соединяющий матку с внешними половыми органами. Многие учителя в детских садах некорректно используют термин «вагина» для обозначения внешних гениталий. С другой стороны мы можем использовать слово «пенис» для мужских внешних гениталий. Очень важное примечание. Произносите эти слова сухо, основываясь на фактах, без хихиканья или стыда иначе вы не сможете донести до ребёнка факты, каковыми они на самом деле являются.

Вместе с изучением названий, дети естественно захотят изучить их на своём собственном теле или на других телах. У меня были ученики, заглядывающие под мою юбку или кладущие руку на мои выдающиеся части с непредубеждённой любознательностью.

И хотя я внутри была возмущена, ругать их за это или стыдить было бы конечно не правильным способом справиться с этой ситуацией. «Учительница, а почему у вас грудь больше чем моя?» — обычно спрашивают меня мои маленькие ученицы. На что я отвечаю: «С годами части нашего тела растут и это же происходит с нашей грудью». Не больше и не меньше. Мы не можем дать ребёнку больше, чем они спрашивают или больше чем они могут понять на данном уровне своего развития.

Прикасаться к самому себе — это нормально? Мой, тогда ещё двух годовалый, племянник был так зачарован прикосновениями к своему пенису во время купания и наблюдению за тем, как он случайно становиться прямым и твёрдым. И хотя это может вызвать у некоторых небольшое беспокойство, мы можем выбрать для себя либо просто игнорировать и допускать такое поведение, зная, что оно просто вызывает хорошие ощущения. Но необходимо чётко для себя понимать, что такое поведение не должно развиться в привычку и также его необходимо оставлять приватным. Всё это часть процесса самопознания, который обычно выступает для ребёнка в форме игры.

Объясняем ребёнку, откуда появляются дети?

Ну, глубоко вдохните и вперёд! Когда подобный вопрос мне задала моя дочь, я в ответ спросила её: «А как ты думаешь?», просто чтобы проверить и убедиться для себя, что мой ответ будет для неё достаточно хорош. Я использовала причудливую историю о яйцах для 2-3 летних детей, которая возможно звучит довольно просто. Я услышала её от специалиста по развитию детей. История гласит, что младенец появляется из яйца, которое папа положил в животик маме, и с течением времени оно постепенно росло, пока не пришло время ребёнку родиться. Вы можете опустить научные факты или подробности процесса зачатия, если в этом нет необходимости. Разговор с ребенком о сексе потребует от вас фантазии.

Если вам все также неловко говорить о сексе с вашими детьми, то на этот случай существует немало замечательных книг для детей, которые объясняют суть дела, и которые вы всегда можете оставить на видном месте в доме, чтобы они могли их прочитать. Хорошая книжка, на которую вы вполне можете положиться это «Давайте поговорим о сексе» Дорлинга Киндерсли. Вы можете окунуться в чтение вместе, если ваши дети ещё малы, а дети постарше могут сами с ней справиться.

Воздержитесь от использования животных вроде собачек для наглядного объяснения, что есть секс, иначе у вас будут большие проблемы, когда ваш ребёнок увидит, как собачки занимаются этим везде, в любое время, различными способами, да ещё и с любой собачкой! Очень важно донести нравственный подтекст секса до наших детей. Секс – это нечто, что необходимо делить с тем, кого ты искренне любишь и кому ты предан. Однако не стоит давать слишком много лекций о морали, иначе вы наведёте тоску на вашего ребёнка.

Оглядываясь назад, в своё детство, я понимаю, что никогда не задавал своим родителям вопросы о сексе, потому что боялся, что меня за это будут ругать. Но разговаривать с детьми о сексе очень важно, даже если они не спрашивают вас об этом.

Они могут быть готовыми изучать данный вопрос на своём уровне понимания. Помните, что «разговор о сексе» это не только объяснение как собственно этим заниматься. Вопросы сексуальности и половой принадлежности начинаются от самого рождения ребёнка, когда он только начинает познавать своё тело.
Не существует идеального возраста для образования в области секса. Поэтому пусть разговор с ребенком о сексе состоится в нужный момент.

Итак, дорогие мамочки и папочки, вы готовы к выполнению этой задачи?

Зачем разговаривать с детьми про секс?

Самый очевидный ответ такой: это поможет детям в будущем избежать многих проблем и комплексов, связанных с сексом. Проблемы — это ранняя нежелательная беременность, венерические заболевания и прочее. Комплексы — это неумение разговаривать о сексе; отношение к сексу как к чему-то стыдному, что неприлично обсуждать.

2

Эти разговоры действительно способны от чего-то защитить?

Да. Это хорошо видно по опыту стран, где в школах есть предметы по сексуальному просвещению. Знания и открытость лучше защищают ребенка, чем запреты и замалчивание. В Германии и Нидерландах программы сексуального воспитания ввели еще в 1970-е годы. Дети не только изучают особенности строения тела, физиологию секса и основы контрацепции, но также обсуждают психологические вопросы — как договориться с партнером, как отстаивать свои интересы и не бояться сказать «нет». В результате в этих странах самый низкий уровень подростковой беременности в Европе. У российских подростков много проблем, связанных с сексом. Каждый пятый аборт приходится на девушку в возрасте от 10 до 18 лет.

3

Может, лучше, если ребенок найдет в гугле порносайты и сам во всем разберется?

Нет, не лучше. Порнография приближает начало сексуальной активности у подростков и формирует искаженное самовосприятие. Подростки иногда начинают стесняться собственного тела, им кажется, что раз их тела не такие, как у порноактеров, значит, что-то не в порядке. Кроме того, порносайты — сомнительный учебник отношений между партнерами. Это не означает, что, застав ребенка за просмотром порнографии, нужно непременно его наказывать. Это совершенно естественный интерес, и его проявление — хороший повод поговорить о сексе.

4

А если предложить ребенку книги?

Книги — это хорошо. Хорошие книги — еще лучше. Но важно помнить, что книги не стоит использовать как способ избежать честных ответов на прямые вопросы.

5

Когда нужно начинать разговаривать про секс?

Когда ребенок спросит. Или когда возникнет повод. Некоторых детей в возрасте 4-5 лет интересует, как они появились на свет, откуда вообще берутся дети. И это, кстати, пока еще не разговор про секс, а, скорее, про возникновение жизни. Лет в 10 у девочек и лет в 12 у мальчиков начинается половое созревание. В это время у подростков начинает формироваться сексуальное влечение — это хороший повод поговорить о том, что это значит.

Ваша задача — дать ребенку понять, что все, что с ним происходит — нормальные явления, естественные этапы взросления, которых не надо бояться. Если ваши религиозные или иные взгляды на жизнь предписывают вам молчать или рассказывать о сексе что-то определенное, старайтесь все равно делать это аккуратно, не вызвав у ребенка стыда за естественные желания, которыми он еще не научился управлять. Однако, если ребенок не хочет говорить с вами про секс, не гоняйтесь за ним с пачкой презервативов. Предохраняться он так не научится, а отношение к вам может испортиться.

6

Что говорить про секс маленьким детям?

Обычно маленьким детям интересно узнать, откуда они взялись. Отвечая на этот вопрос, главное — не врать, все остальное не так важно. Не надо рассказывать ребенку про аиста, но и не обязательно рисовать ему, как функционирует пенис отца. Все, что соответствует идее зарождения клетки и ее развитию внутри материнской утробы, подойдет: папа положил семечко маме в живот, папа с мамой захотели и завели тебя в животе — и ты там рос (или росла).

Заодно можно рассказать, как это происходит у других млекопитающих — про яйцекладущих и сумчатых. При этом не надо давать ребенку больше информации, чем его интересует. Нужно стараться отвечать на поставленные вопросы и подбирать слова, понятные ребенку. А истории об аистах и капусте — это путь в никуда. Ребенок все равно узнает правду — в детском саду, в школе или где-то еще, — но родительский авторитет и доверие уже будут подорваны.

7

А как разговаривать про секс с подростками?

Спокойно. И всегда отвечать на поставленный вопрос. Если вы чувствуете, что его интересы шире, спросите: «Что еще тебя интересует?» Не читайте лекцию, отвечайте на вопросы. Велика вероятность, что его познания могут быть больше и сложнее, чем у вас. Ваша задача помочь ему там, где ему нужна помощь, и не навязываться там, где он вас об этом не просил. Чем старше ребенок, тем более полной у него должна быть информация о возможных опасностях — например, о педофилах и венерических заболеваниях.

Не увлекайтесь темой обеспечения безопасности. Помните, что он вообще-то может быть влюблен и хочет вашего совета про отношения, а не про секс. Впрочем, возможно, и нет. Вы можете сами обозначить свою позицию по этому вопросу, если она у вас есть. Вы можете сказать, что, по вашему мнению, секс — это результат развития любовных отношений, или что это самодостаточное развлечение, или супружеский долг, или запрещено вашей верой до брака, или что-то еще.

8

А что если из-за всех этих разговоров ребенок раньше начнет заниматься сексом?

Вы никогда не узнаете, начал ли он заниматься сексом раньше от разговоров или от их отсутствия. Но американский профессор Дуглас Кирби, один из ведущих мировых специалистов в области сексуального просвещения, исследовав сотни образовательных программ, понял, что подростки, у которых в школе было сексуальное просвещение, как правило, позже начинают половую жизнь. И это не единственное такое исследование.

9

Как лучше называть половые органы?

В русском языке, как известно, с этим проблема — нормальных слов нет. Либо матерно, либо слащаво, либо медицинские термины. С маленькими детьми имеет смысл использовать принятые дома слова (у всех свои), с подростками — что-то более наукоподобное (пенис, влагалище).

10

Как мы составили эти карточки?

Помимо изучения открытых источников, мы обращались за консультаций к двум специалистам — семейному психотерапевту, кандидату психологических наук, доценту департамента психологии факультета социальных наук НИУ-ВШЭ Анне Варге и сексологу, доктору медицинских наук, главному научному сотруднику отдела сексопатологии Московского НИИ психиатрии, профессору кафедры психотерапии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования Михаилу Ягубову.

Все сложности можно разделить ровно пополам. Одна крайность – родители избегают разговоров об этой сфере жизни вообще. Вторая крайность – родители рассказывают, откуда берутся дети, и об интимной культуре, не учитывая особенности психики ребенка.

В первом случае последствия могут быть самыми непредсказуемыми – от ошибочного представления об анатомии до искаженного представления о взаимоотношениях мужчины и женщины, от грибковых заболеваний до неожиданной беременности. Вторая крайность не лучше – были случаи, когда после маминого ответа на вопрос «Откуда берутся дети» дочка заработала долгий и сильный страх перед беременностью. Чаще всего это происходит из-за того, что у родителей нет собственного плана полового просвещения ребенка, поэтому любой вопрос интимного характера застает врасплох.

Как тогда разговаривать?

Если вопрос все-таки стал неожиданным, не отвечайте сразу. Так и скажите: «Хороший вопрос, давай поговорим ….» и назначьте время. Только, когда оно придет, не забудьте и сами начните разговор.

Еще лучше, если вы сами начинаете разговор – чуть-чуть заранее, опережая вопрос.

И если вовремя обращаетесь к специалистам – хороший педиатр отправляет девочку на осмотр к детскому гинекологу в 6-7 лет. Предупредить воспаления, опухоли и кисты лучше заранее. Этот осмотр как раз и нужен для раннего выявления нарушений развития. В следующий раз педиатр должен отправить девочку на осмотр (или вам нужно попросить его об этом) в 11-12 лет перед первой менструацией. А с 14 лет профилактические посещения гинеколога в идеале должны стать ежегодными.

Один из самых популярных (и самых вредных) родительских стереотипов – если рано начать сексуальное воспитание детей, то и половую жизнь они тоже начнут рано. Родители приходят в ужас: интимные отношения в 13 лет – для нынешнего поколения нормально. Ничего подобного!

Большое и серьезное исследование Института демографии Высшей школы экономики в 2010 году доказало, что наши девочки и мальчики считают, что оптимальный возраст для расставания с невинностью — 18,5 лет (для сравнения, в Европе – 17,8 лет). И эти представления почти не расходятся с действительностью – сексуальный дебют у девочек приходится на 18 лет, у мальчиков – чуть раньше. Конечно, случаи беременности старшеклассниц бывают, но все-таки это исключение из правил.

Скажем больше, браков «по залету» сейчас тоже с каждым годом все меньше. Если в начале 90-х четыре брака из пяти заключались из-за беременности, то потом доступность и эффективность разных средств контрацепции сделали свое дело. Это говорит о том, что подростки все более осознанно относятся к своей интимной жизни. Для них это не область безбашенных экспериментов.

Но еще раз подчеркнем – это в первую очередь результат вдумчивого и регулярного просвещения родителей – и об анатомических подробностях, и о средствах предохранения, и об этических вопросах.

Вот и надо объяснить ему, что секс — это не формальный набор движений в определенной позе, а отношения.

Он должен быть готов получать наслаждение от того, что хорошо его партнеру. Нужно научиться находить подход к противоположному полу и уважать мнение партнера, даже если он говорит «нет». Нужно не бояться выражать себя, экспериментировать, вести диалог с партнером, слушая и слыша его желания. Стараться больше отдавать, чем брать. Согласитесь, это задача важнее, чем урок анатомии.

И помните, отношение родителей к вопросам интимной жизни напрямую скажется на сексуальной полноценности ребенка. Кто-то уже в 20 лет будет социально и сексуально зрелым, а кто-то и до 40 останется ребенком. И вырастет ли ребенок уверенным в своих силах, или он будет запуган всевозможными запретами, зависит только от родителей.

Единственная возможность обезопасить ребенка в информационном обществе – детское сексуальное воспитание в виде грамотной, вовремя поданной и полной информации, уважении ребенка к самому себе.

Если ваш 3-летний сынишка интересуется, почему он ходит в туалет не так, как девочка, можете быть уверены: он развивается соответственно возрасту и в меру любознателен. Примерно с этого возраста дети начинают различать друг друга по половому признаку.

Обычная ситуация — любопытный ребенок, взгляд которого вы тщетно пытаетесь перевести на лирический пейзаж, спрашивает: «А что это там делают две смешные собачки и почему они залезают друг на друга?» Можно, конечно, ответить, что они играют в «лошадки». Но лучше, используя подходящий момент, объяснить, что вот таким образом у них появляются щенки.

И не вдаваться в подробности, если ребенок о них не спрашивает. А если спросит, рассказать ему на уровне его понимания, примерно таким языком, каким вы стали бы объяснять, например, устройство будильника. При этом учтите, что последнее представляет для него не меньший интерес, чем вопрос, от которого у вас происходит резкий выброс адреналина в крови. А увлекшись, не перепутайте взрослый язык с детским и не напугайте ребенка на всю жизнь рассказами о разъяренном сперматозоиде, который всеми силами стремится проткнуть ничего не подозревающую яйцеклетку.

Моментом, когда ваш 4- летний малыш спрашивает о таинстве появления на свет, надо пользоваться. В противном случае он попытается получить ответ из других источников — начиная с фильмов и кончая «экспериментальными играми» с другими детьми. О, эти игры детей, родители которых вовремя не объяснили им, что в жизни существуют вещи не постыдные, но интимные, касающиеся отношений только двоих, близких друг другу взрослых!

История первая

Рассказывает воспитатель средней группы детского сада: «Из-за двери игровой комнаты я услышала стоны, томные аханья и восклицания: «Давай займемся любовью!». Войдя в комнату, я увидела, как девочки старательно укладывают на куклу Барби ее кавалера и озвучивают сцену, имитируя экстаз. И я в ужасе воскликнула: «Перестаньте заниматься этой гадостью!» Теперь я чувствую, что поступила неправильно, но как надо было повести себя в той ситуации, до сих пор не знаю».

История вторая

4- летний Коля смотрел по телевизору постельную сцену. В самый патетический момент, когда главный герой повалил свою неактивно сопротивляющуюся даму в койку, он, азартно помахивая кулаком, стал подбадривать, крича: «… и по морде, и по морде!». Родители смеялись до слез, умиляясь смешной наивности ребенка. А через неделю с балкона второго этажа с ужасом наблюдали, как он уложил на траву девочку и заинтересованно исследовал, чем она отличается от него, абсолютно при этом не стесняясь.

Хвататься в этом случае за голову и задавать себе трагический вопрос: «Откуда в моем ребенке Это? Кто его Этому научил?» — не стоит. Внешние проявления интереса к противоположному полу происходят не от лишних знаний, а от вопросов, на которые вы вовремя не дали ответа. Просто взрослые не объяснили ребенку, что могут делать вдвоем в кровати мужчина и женщина, и доходить до всего ему пришлось экспериментальным путем.

 А что, собственно, говорить? 

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» — ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, и через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». — «Я хочу посмотреть!» — говорит ребенок. — «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: «А как ребенок попадает к маме в живот?» Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме». В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: «Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь».

А главное, сколько бы раз ваш ребенок ни задавал вам свои сокровенные вопросы, всегда отвечайте ему спокойно и уверенно.

 В школе обо всем расскажут… 

Однако давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии…

Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого нарасскажут… И потом урок есть урок: это лишь изложение каких либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами?

Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

«Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

 А если не рассказывать? 

Во времена нашего детства и юности как-то не были приняты разговоры родителей с детьми на подобные темы. Почему? Потому что, простите за банальное цитирование, «секса у нас не было». Семья была, прежде всего, ячейкой общества. Великий советский педагог Макаренко вдохновенно советовал: «… воспитывая в ребенке честность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей родине… мы тем самым воспитываем его в половом отношении». Бесспорно, половое воспитание — это не только разговоры об интимной стороне жизни, но если бы вся эта мораль внедрялась на фоне хоть какой-то сексуальной осведомленности!

А возрастные особенности растущих организмов требовали истины, и дети добивались ее тем или иным путем. Что же ребенок может добыть самостоятельно?

Елена С., 39 лет, рассказывает:

«Мама воспитывала меня одна. На мой вопрос, откуда берутся дети, она отвечала, что женщина покупает в аптеке таблетку, пьет ее, и через некоторое время ей разрезают живот и оттуда достают мальчика или девочку. При этом она демонстрировала мне свой шов на животе. И я этому долго и упорно верила! Потом в школе (это было в 5-м классе) мы на перемене вдруг стали обсуждать эту тему с девочками.

И каково же было мое удивление, когда одна из них сказала, что дети вылезают (!) «оттуда». Я этому не поверила. Летом я поехала в пионерлагерь. Здесь мое просвещение продолжалось, набирая обороты. Что я только не услышала! Я была просто убита! Не могла вообразить себе такое! Но тут же одна девочка все опровергла, сказав, что для того, чтобы забеременеть, достаточно и мужчине и женщине надеть на ночь трусы больше своего размера, и все! Так мы и решили, что, когда будем взрослыми, воспользуемся именно этим способом…»

* * *

Вот так, методом проб и ошибок, с помощью рассматривания атласа анатомии, чтения крайне редких книг о сексе и собственного инстинкта молодежь с горем пополам во все времена разбиралась в тайне вопросов пола. Разумеется, конечно, и наши дети. Но, чтобы их голова не засорялась мешаниной неверных сведений, полученных из уст друзей и фильмов, лучше помогите им.

Потому что только вы сможете объяснить своему ребенку, что таинство зарождения человеческой жизни — это прекрасно. Что на любви построена вся жизнь. И что есть вопросы, которые лучше обсуждать не в приятельском кругу, а с вами, родителями. Потому что вы произвели на свет его самого, а значит, имеете Опыт и сможете рассказать обо всем достоверно…

Анна Ишина, нейропсихолог

Александра Соболева, педагог

Источник: http://womanart.ru/  https://meduza.io/  http://www.bereg.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!