Дзадзен искусство и техники медитативной практики

iskusstvo-tekhniki-meditativnoy-praktiki

Медитация это целое искусство, и есть различные виды способы и взгляды на медитаци. Кто-то считает, что это остановка «внутреннего диалог», то есть бесконечного мысленного разговора ума.  Кто-то медитирует на святое имя Бога, кто-то просто хочет успокоиться и соредоточиться. Читайте и смотрите видео про искусство и техники медитативной практики Дзадзэн.

Ликбез по медитации

Многие люди, если не почти все, хотя бы раз в своей жизни обращались душой на загадочный Восток, к мудрым архатам, улыбчивому Будде, курительным палочкам, молитвенным барабанам, таинственным мантрам… И так хотелось с притворной скромностью сказать друзьям: «Я тут йогой занялся… Медитирую потихоньку…», однако искусство медитации считается в нашей культуре искусством, в то время как для буддиста это занятие столь же обычное, как утренняя чистка зубов.

Вот представил себе общество, которое считает чистку зубов или умывание искусством, и стало мне грустно.

Да, медитация, помимо сакральных свойств, полезна для физического и психического здоровья, помогает просто-напросто находиться в лучшем, более уравновешенном состоянии духа, отнимает очень немного сил и времени, но человеку европейского воспитания это несложное, в общем-то, упражнение дается с большим трудом.

Я не стану агитировать за буддизм, христианская молитва тоже медитативна по своей сущности, но школы, в которых медитацией можно заняться последовательно и под руководством учителя, зачастую трудно досягаемы и сопровождают обучение ненужными простому человеку заморочками.

Их можно понять — медитация является одной из составных частей подготовки тела и духа к пути в Нирвану, что является целью буддиста и многих религий и течений, на нем основанных, но, думаю, мало кто из читателей журнала мечтает именно об этом.

Дзадзен медитация практики видео

Не то, чтобы я гарантировал ненужность учений любых учителей, напротив я знаю достойных людей, помогающих другим разобраться в себе и в мире, обрести гармонию или новые возможности, но мне просто хотелось бы поделиться некоторыми сведениями о том, как это упражнение выполняется, чтобы каждый, кого интересует только медитация для здоровья, при желании мог получить свою долю пользы, не меняя ни убеждений, ни образа жизни.

iskusstvo-tekhniki-meditativnoy-praktiki2Прежде всего, я открою страшную тайну. В самом простом варианте медитация — всего лишь остановка мыслей.

Европейское воспитание направлено на воспитание труженика. С детства нас учат тому, что нужно для труда — читать, писать, считать, общаться в меру производственной необходимости (вы не обращали внимания, как мало слов в языке описывают чувства, и как много — действия?), а душевное здоровье скорее вредно, чем полезно, так как нервным человеком проще управлять. Современный человек практически все время о чем-то думает, вертит в голове какие-то мысли, неважно, нужные или ненужные, хочет он этого или нет.

Буддистские культуры более эгоистичны. Много внимания уделяется воспитанию духа, спокойствия, равновесия, гармонии. В такой ситуации легче воспринять идею, что мозг вовсе необязательно лучше всего именно думает, а не что-то еще.

Медитация, по мнению многих учителей европейского толка непременно сопряжена с каким-то предметом, якорем, основой, за которую сознание может зацепиться. В одной умной книге я даже прочел определение, что медитация это «напряженное размышление о чем-то».

Как можно говорить о каком-то духовном развитии, если мозг все время неуправляемо дергается думами и думками? Разве может стать спортсменом человек, постоянно неудержимо чешущийся, который не в состоянии ни на мгновение остановить это занятие?

Медитативная практика  и техника Дзадзен

Говорить о владении своим телом можно только тогда, когда человек может замереть и расслабиться. Напряженный же человек не может заниматься спортом. Даже нелюбимый мной Карлос Кастанеда считал медитацию важной частью развития и называл остановкой внутреннего диалога.

В первую очередь никакого напряжения при медитации быть не может. Это делается легко, непринужденно, спокойно, расслабленно. Во-вторых, предмет, конечно, может иметь место, но это либо другое упражнение, либо точка фиксации, которая может быть нужна только в самом начале.

Обратите внимание на далекую точку где-нибудь на горизонте. Постарайтесь ее рассмотреть. Только рассмотреть, как можно больше увидеть. Вы заметите, что, пока вы всматриваетесь, ваши мысли останавливаются. То же самое произойдет, если вы прислушаетесь к тихим и неопределенным звукам, принюхаетесь к слабым неопределенным запахам…

Мозг вначале был приспособлен для восприятия, и только потом научился думать. Поэтому при настойчивом восприятии окружающего он прекращает заниматься всякой ерундой.

Когда вы целитесь, играете в спортивную игру, вдеваете нитку в иголку, вы тоже ни о чем не думаете.

Если у вас это получилось, хотя бы на полсекунды — поздравляю вас, вы только что медитировали. Мало ли, что недолго — лиха беда начало. Вы можете теперь постепенно увеличивать длительность этого состояния.

Это вариант активной «Янской» медитации, медитации воина или охотника, эстета или художника, медитации восприятия, объединения себя со всем миром.

iskusstvo-tekhniki-meditativnoy-praktiki3

Дзадзен искусство достижения внутренней тишины

Представьте себе охотника, сидящего на дереве в засаде. Вот он сидит, сидит, ждет, ждет… И задумался. Мимо него пробежал зверь, и тут охотник встрепенулся: «А? Что? Что это было?»…

Смешно?

Охотники и воины могут находиться в состоянии медитации днями и неделями, да и не так уж это трудно. Очень немногие занятия в нашей жизни требуют именно размышления. Исключение составляют некоторые профессиональные занятия, но таким работникам медитация требуется еще больше в свободное время.

Занятия боевыми искусствами возможны только в состоянии медитации, то же можно сказать о танцах, рисовании, музицировании, и других творческих занятиях. Есть гипотеза, что европейский человек более склонен к алкоголизму, потому что испытывает недостаток именно этого, бездумного состояния, и ищет его в искусственном жалком подобии медитации — алкогольном опьянении.

Второй доступный вариант из простых — чистая «Иньская» медитация, медитация «внутрь», удобная для приведения в порядок себя, своей души.

Каждому, наверное, случалось испытывать состояние, когда не выспался или устал, никакого определенного занятия на близкое время не случилось (очень часто это бывает в транспорте), при этом человек, почти не мигая, смотрит в точку, ничем не примечательную, не отличающуюся от соседних… И при этом ни о чем не думает. Вроде как дремлет с открытыми глазами.

Это она и есть. Медитация. Совсем не трудно научиться включать это состояние по своей воле, и, как вы легко сможете заметить, во многих ситуациях вы можете заполнить какие-то промежутки времени именно ей.

Частой ошибкой является выделение специального времени и места под медитацию. Скажем, ежедневно в восемь часов вечера полчаса на упражнение, при этом все домашние строго предупреждаются, что нельзя шуметь… Это, конечно, помогает, но привязывает.

Поза Дзадзен медитативная практика видео

Если вы не можете медитировать почти в любой ситуации, пользы от этого немного. В качестве специального, отдельного упражнения медитация хороша только в очень глубоких вариантах, которые требуются вовсе не для приведения социально ориентированного человека в приличное душевное состояние.

Может показаться неприятным, когда от медитации отвлекают, но очень важно научиться легко включать и выключать ее. Пусть вас отвлекли, но через минуту, полчаса, час, вы сможете вернуться в нее. Это не занятие, не процесс, требующий непрерывности, это просто состояние.

Естественное состояние.

Посмотрите на кошку. Бог знает, думает ли она о чем-нибудь, но, когда она сидит на окне и просто смотрит, она определенно медитирует, это видно и по неподвижной, но спокойно и безмятежной позе, по невовлеченности и расслабленности… Любой кошковладелец согласится со мной.

Но стоит хлопнуть дверцей холодильника, как медитация мгновенно и безболезненно прерывается, кошка, истерично мявкая, мчится в надежде получить что-то вкусненькое, но так же мгновенно возвращается в умиротворенное состояние, стоит ей убедиться, что холодильник открыли не для нее.

Очень хорошо готовить в медитации пищу, говорят, что она так получается вкуснее, и даже лучше усваивается. В медитации приятнее слушать музыку или рассматривать картины, вообще воспринимать искусство.

Медитируя, при некотором навыке, возможно, поддерживать несложную беседу, выполнять несложную работу, включая «сознательную» часть мозга, «всплывая», только при необходимости решить логическую задачу. Кстати, отдохнувшая мыслительная система примется за работу с рвением и удовольствием.

Медитация является «исходным положением» для выполнения многих полезных и интересных упражнений, способностей, возможностей. Из нее легче понимать других, принимать интуитивные решения при недостатке информации, просто догадываться о чем-то…

Более сложные занятия, впрочем, лучше все же практиковать с учителем.

Хочется рассказать о том, как полезно медитировать, но не буду. Лучше один раз пощупать, чем сто раз понюхать. Попробуйте и убедитесь сами, это гораздо проще, чем пытаться принять на веру слова незнакомого вам человека.

Приведу напоследок только один простой пример: представьте себе двух человек, копающих землю. Один нервничает, что земля твердая, лопата тупая, солнце жарит, до обеда далеко, до забора тоже, а второй просто втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает, втыкает-бросает… Кому легче? Кто устанет меньше?

Вы можете и отказаться от медитации, но лучше попробовать и сделать выбор сознательно и на основании своего опыта. Лично я рекомендую уметь больше и пользоваться бОльшим.

Сидение Будды – это позиция незаинтересованного сидения, ранее называвшаяся Дхьяна, Чань, затем Дзен. В западной версии Дзен, которую мы практикуем, все японские слова преднамеренно опущены, чтобы дать место европейскому словарю, более понятному и адаптированному к нашему времени.
Когда японские монахи принесли Чань из Китая, они назвали его Дзен, а позиция Будды стала дзадзен.
Монах Сандо Кайсен Крысташек решил отсечь японскую традицию, слишком ритуализированную и формализованную, и сохранить только сущность учения Будды: Сидение Будды. Он передает учение своего мастера Мокудо Тайсэна Дэсимару больше 25 лет в Польше, Чешской республике, Словакии, Украине и России до самого Владивостока рядом с Японией.
Отныне Сидение Будды будет расти под новым именем, чтобы расцвести в будущем. С его помощью будет в точности передаваться сущность учения Патриархов.
Также Сикантадза мастера Нёдзё, в переводе означающая «только сидеть», заменяется «незаинтересованной позицией». Сутры и тексты читаются и исполняются на родных языках каждой страны, а не на японском или санскрите.
«Сидение Будды» – это то, что позволяет исчезнуть телу и уму.

«В реальности не пытайтесь ждать ничего, кроме того, что есть.
Пробуждение означает: пробудиться к тому, что мы глубоко заблудились.
В прошлом не было иллюзии, таким образом, в настоящем нет пробуждения.»

Как правильно медитировать
Практика дзадзен – это секрет дзен.

Сердце дзен – это дзадзен.

Несмотря на то, что сегодня буддизм приобрел самые разные формы, поза, в которой Будда достиг понимания истинной природы ума, остается неизменной. Она передавалась через семь поколений в Индии, семь поколений в Китае и семь поколений в Японии, затем была принесена в Европу. Благодаря способу передачи учения, основанному не на чтении текстов, а на взаимном обмене между учеником и мастером, эта позиция сохранилась в изначальном виде.

«Истинный Дзадзен заключается в тихом сидении в правильной позиции. Это не какое-то особое состояние, это нормальное состояние человеческого существа: молчаливое и спокойное, без возбуждения. Дзадзен означает успокоить ум и сконцентрировать ум и тело. В дзадзен нет цели, нет стремления что-либо получить, нет специального усилия или воображения. Это не знание, которое нужно постичь умом. Это только практика, практика, являющаяся истинными вратами в счастье, покой и свободу».
Тайсэн Дэсимару Роси

Практикуя, не стремитесь чего-либо достичь. Без цели, только концентрируйтесь на позиции дзадзен, на дыхании и состоянии ума.

Позиция
Сидя на дзафу (традиционная круглая подушка), мы скрещиваем ноги в позе лотоса или полулотоса, или складываем под собой в позиции сэйдза (позиция на коленях). Колени должны касаться пола, создавая, вместе с ягодицами на дзафу, стабильную позицию из трех точек опоры.

Полный лотос:
Колени упираются в пол, ступня левой ноги располагается на правом бедре, ступня правой ноги – на левом бедре. Ступни развернуты подошвами вверх.

Полулотос:
Упрощённая поза, на бедре находится лишь одна стопа, голень второй ноги лежит на полу. Можно еще больше упростить позицию и класть ногу не на бедро, а на икру или на пол (бирманская позиция). Можно менять ноги местами.

Положение тела
Таз наклонен вперед, так, чтобы живот отвисал естественным образом. Не должно быть ничего, что бы пережимало живот, как, например, пояс или узкие штаны.

Позвоночник прогнут в нижней поясничной области, а макушка тянется к небу. Голова перпендикулярна полу, задняя часть шеи расслаблена и выпрямлена. Нос находится в одной плоскости с пупком. Уши – в одной плоскости с плечами. Плечи расслаблены и опущены, живот тоже расслаблен.

Рот закрыт – дышим через нос – челюсти расслаблены. Кончик языка покоится у верхнего неба, у передних зубов. Глаза открыты и опущены под углом 45 градусов. Взгляд неподвижен, спокоен, но ни на чем не сфокусирован.

Положение рук
Предплечья покоятся на бедрах у низа живота, ладони развернуты кверху. Пальцы левой руки лежат на пальцах правой, большие пальцы соприкасаются кончиками. Ладони как будто держат большое яйцо. Внутренние ребра ладоней слегка касаются живота в области 3-4 см ниже пупка. Обычно для этого под ладони нужно что-то подложить. Руки не должны быть напряжены, не должны ни висеть в воздухе, ни падать вниз, оттягивая за собой плечи.

Когда вы обрели стабильное вертикальное положение, начинайте дышать медленно и глубоко. Ваша позиция вертикальна и уравновешена. Сохраняйте ее в течение всего дзадзен, не двигаясь.

«Дзадзен означает прикоснуться к космосу через единое тело, через наше тело. Все существующее и я – единое тело».

«Дзадзен, о котором я говорю, это не искусство медитации. Это не что иное, как путь к покою и счастью, практика-реализация совершенного Пробуждения. Когда сможешь постичь ее сердце, станешь подобен дракону, входящему в воду, и тигру, входящему в горы».
Мастер Догэн, Фукандзадзэнги

Дыхание
Дыхание в дзадзен имеет решающее значение. Прежде всего, необходимо установить медленный, сильный и естественный ритм.

Концентрируйтесь в первую очередь на выдохе, который должен быть спокойным, долгим и глубоким. Во время выдоха оказывайте свободное, расслабленное, расширяющееся вниз давление на нижние внутренние органы, не втягивая живота. Вдох должен быть естественным, автоматическим, спонтанным. Когда легкие почти пусты, они быстро вновь наполняются воздухом.

Концентрация на выдохе создает огромную энергию в нижней части живота. Энергетический центр тела находится не в голове и не в верхней части тела, а в основных группах нервов, расположенных в районе от солнечного сплетения до низа живота. Все боевые искусства традиционно основываются на таком дыхании. Сильные действия тела-ума происходят во время выдоха. Во время вдоха человек особенно слаб и уязвим.

Воздух содержит энергию вселенской жизненной силы и его получают наши легкие и каждая клеточка нашего тела. Обычно мы дышим около 15 раз в минуту, поверхностно, используя только малую часть возможностей наших легких. Глубокое полное дыхание дзен захватывает не только уровень грудной клетки и диафрагмы, но влияет и на органы низа живота, хорошо массируя внутренние органы и стимулируя циркуляцию крови и других жидкостей в теле.

В процессе регулярной практики дзадзен такое дыхание понемногу становится привычным в повседневной жизни и во сне. Чем восприимчивей вы становитесь к вселенской жизненной силе посредством дыхания дзен в дзадзен, тем больше возрастает ваша энергия.

Состояние ума
Правильное состояние ума приходит естественным образом из глубокой концентрации на теле и дыхании во время дзадзен.

Во время дзадзен сознательный поток мыслей от коры головного мозга существенно сокращается и мыслящий мозг успокаивается. Кровь проходит к более глубоким слоям мозга, таламусу и гипоталамусу, и этот тело-мозг становится более активен и развит. Когда глубинный мозг становится более активным, нервная система расслабляется. Будучи восприимчивыми и внимательными в каждой клеточке своего тела, вы учитесь думать телом, неосознанно.

Во время дзадзен мысли, сознательные и подсознательные, естественно и постоянно поднимаются на поверхность нашего ума. Не пытайтесь это пресекать. Но в то же время не вовлекайтесь в процесс мышления и не позволяйте мыслям уводить вас от концентрации на позе и дыхании. Просто позвольте мыслям проплывать, как облакам в небе, не сопротивляясь им и не привязываясь к ним. Тени проходят и растворяются. Образы поднимаются из подсознания и исчезают.

Мозг становится глубоко спокойным. Мы приходим к глубокому бессознательному, за пределами мышления, к сознанию хисирё, истинной чистоте.

Согласно официальным японским источникам, буддизм и практика медитации благодаря развитию торговых связей пришли в Японию в 552 году нашей эры. К периоду Хэйан, примерно через 300 лет, буддизм и медитация дзадзэн распространились на более широкие слои населения.

Махаянские школы буддизма в Японии, как правило, были наполнены ритуалами и церемониями. Одна из школ буддизма традиции махаяны называлась дзен – это термин, относящийся к определенному типу медитации. Дзен с его сложными теориями и акцентом на тщательный ежедневный ритуал сделал его популярным среди людей военного сословия в период Хэйан. Согласно дзену, просветления можно достичь с помощью дисциплины и глубокого размышления в ходе практики дзадзэн.

Дзадзен: условия
Медитация дзадзен – это простая, но эффективная техника медитации. Но для результативности необходимо соблюсти определённые условия.

Помещение
Прежде чем начать медитацию, вам нужно найти тихое и спокойное место, где вас не будут беспокоить. Комната, в которой вы будете тренироваться, не должна быть темной или излишне светлой, слишком теплой или слишком холодной.

Положение тела
Есть разные асаны (положение тела) для дзадзен. Традиционно используется “поза лотоса” – падмасана (по-японски kekkafuza) – или полулотоса (ардхападмасана, или hankafuza).

Если вам не хватает гибкости, возможно практиковать дзадзэн на коленях или сидя на стуле.

Падмасана – поза лотоса
Дзадзэн практикуется сидя на дзафу – объёмной, круглой подушке. Цель этой подушки состоит в том, чтобы поднять бедра, таким образом заставляя колени крепко упереться в пол. Благодаря подушке дзафу дзадзэн практикуется более стабильно и комфортно. Кроме того, желательно иметь zabuton, который представляет собой прямоугольный коврик, помещаемый под дзафу, чтобы смягчить колени и ноги.

Вместо дзафу можно использовать толстое одеяло, сложенное в несколько раз, а вместо коврика – покрывало.

Важным моментом любой позы является поддержание тела в вертикальном и хорошо сбалансированном состоянии; старайтесь не наклоняться ни в каком направлении, ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад.

Положение головы и шеи
Какую бы позицию вы ни выбрали, убедитесь, что спина и шея остаются максимально прямыми. Слегка потяните подбородок, чтобы приподнять шею, и попытайтесь «поднимать небо» верхней частью головы.

Но не старайтесь быть слишком напряженными во время медитации; найдите баланс в вашей позе.

Также держите рот закрытым во время дзадзэн.

Глаза
Традиционно в дзадзен глаза остаются открытыми во время медитации. Это препятствует тому, чтобы медитирующий мечтал или проваливался в дремоту. Не сосредотачиваясь ни на чем конкретно, в начале медитации направьте взгляд на расстояние 1 метра впереди вас на полу. Ваши глаза естественным образом остановятся в положении, при котором они будут наполовину прикрыты. Выполняя дзадзэн в сото додзё (зале для медитации), медитирующий сидит лицом к стене, чтобы не отвлекаться на внешние помехи.

То же самое вы можете сделать и в домашних условиях.

Положение рук во время дзадзен
Положение рук во время дзадзэн одинаково для падмасаны, полулотоса или во время сидения на стуле. Эта позиция рук называется по-японски Космическая мудра или хоккайоин. Сначала положите левую руку на правую, ладонями вверх. Кончики больших пальцев соединяются вместе. Запястья опираются на бедра; края рук касаются живота. Плечи держите расслабленными.

Такая форма рук гармонизирует состояние сознания. Если ваш разум будет отвлекаться, положение рук будет искажаться. Это может быть сигналом для вас, что что-то не так с медитацией, и вернёт необходимую степень осознанности.

Дыхание во время дзадзен
Дыхание в ходе дзадзен важная часть практики. Правильное дыхание может быть достигнуто только через правильную осанку. Во время дзадзэн спокойно дышите через нос, держа рот закрытым.

Постарайтесь установить спокойный, глубокий естественный ритм. Вы должны сосредоточиться на выдохе, в то время как вдох происходит естественно.

Состояние ума
Правильное состояние ума приходит из глубокой концентрации на позе и дыхании. Во время дзадзэн нормально, когда образы, мысли и эмоции выходят на поверхность ума. Не преследуйте их и не пытайтесь избежать. Чем больше вы пытаетесь от них избавиться, тем больше внимания вы им уделяете и тем сильнее они становятся. Старайтесь не привязываться к ним. Просто отмечайте их, как облака на небе, но не увлекаясь ими.

Как только осознаете, что цепляетесь за мысли, немедленно верните фокус внимания на позу и дыхание. Разум успокоится естественным путем.

С опытом у вас будет все меньше и меньше мыслей во время дзадзэн, и ум станет успокаиваться быстрее.

Практика дзадзэн

Теперь пришло время начать дзадзэн. Чтобы не отвлекаться, рекомендуется совершать медитацию лицом к стене, как делают это монахи в монастыре. Поместите подушку – дзафу – на коврик (забутон) так, чтобы ваше тело находилось на расстоянии одного метра от стены. Если вы используете скамейку или стул, также расположитесь на расстоянии метра от стены.

Как только вы заняли наиболее удобную для вас позицию, сделайте несколько глубоких вдохов. Сожмите руки в кулак, положив большие пальцы внутрь пальцев, а тыльную сторону рук на колени, подняв пальцы. Теперь медленно наклоняйте тело слева направо три или четыре раза.
Далее делай гассё: положите ладони друг на друга, как в молитве, и наклонитесь вперед на несколько секунд в знак уважения к Будде и учению Будды или дхарме. Наконец, поместите руки в положение хоккайоин, держите спину, шею и голову прямыми. Начинающим рекомендуется практиковаться от 15 до 30 минут. Хороший способ отслеживать время – включить таймер во время дзадзэн на смартфоне.

Есть два пути того, как проводить основную часть практики дзадзен.

Первый путь – концентрация на дыхании.

Следите за дыханием, но не контролируйте его. Отмечайте вдохи и выдохи. Считайте вдохи от 10 до 1. Вдох – считаете 10, выдох. Вдох – считаете 9, выдох. И так далее до 1. Затем повторяете счёт дыхания от 10 до 1. Если вы отвлеклись на мысли или воспоминания – волевым усилием верните внимание на процесс дыхания. Будьте осознанны.

Второй путь – пребывание в настоящем моменте. В течение медитации просто осознавайте себя, пребывайте в моменте “Сейчас”. Отслеживайте всё, что происходит внутри вас, но не вовлекайтесь в эмоции и мысли. Будьте наблюдателем, пребывайте в настоящем моменте.

Направления буддизма
Полка с книгами про буддизм занимает существенное место в любом книжном магазине, но т.к. нас интересует прежде всего дзен-медитация, то для краткости обрисую ситуацию максимально сжато и упрощено.

Буддизм зародился в Индии и постепенно распространился по всему Евразийскому континенту. И тогда, и сейчас существовало две основные ветви этой религии – это северный буддизм Махаяна и южный буддизм Хинаяна (из 18 школ этого направления сейчас наиболее популярна конкретно школа Тхеравада).

Немного статистики:
Традиция Махаяны является крупнейшей
традицией буддизма — 53% практикующих,
у Хинаяны (Тхеравада) — 36%

Базовые различия направлений:

Хинаяна (Тхеравада)

Цель: достижение нирваны – прекращение страданий и разрыв цепочки непрерывных перерождений
Гаутама Будда – обычный человек, который достиг просветления (нет обожествления)
Просветление может достичь только монах
Практические не используют ритуалы и обрядовые инструменты
Распространение: Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа

Махаяна

Цель – стать Бодхисаттвой, чтобы достичь просветления на благо всех живых существ
Обожествление святых
Просветление может достичь любой человек
Множество ритуалов, специальные инструменты – четки, мандалы, колокольчики и пр.
Распространение: Китай, Япония, Корея, Тибет, Монголия и пр.

Истоки дзадзен и описание техники

Буддизм, зародившись в Индии, начал свое проникновение в соседний Китай. Первый контакт случился в 243 г. до н.э. , когда восемнадцать монахов прибыли в Китай проповедовать буддизм (из книги “Генрих Дюмулен. История Дзен-Буддизма”). В Китае с практиками медитации былы знакомы и до этого (в даосизме есть описание дыхательных практик как средства духовного сосредоточения и долголетия), поэтому учения хорошо легли на подготовленную почву.

Техника дзен-медитации: история, монах Доген

“Санскритское слово «дхьяна» (в переводе с санскрита дхьяна дословно означает «созерцание», «интуитивное видение», «размышление», «концентрация» – прим.)транслитерировали как «чань» (арх. – «дянь»), которое в японском стало произноситься как «дзэн».
Буквально термин трактовался как культовая отстраненность или избавление. Таким образом, медитация, которой учил хинаянский канон, стала называться «дзэн Малой Колесницы», а способ, который проповедовал канон Махаяны, — «дзэн Большой Колесницы». Буквально термин трактовался как культовая отстраненность или избавление. Таким образом, медитация, которой учил хинаянский канон, стала называться «дзэн Малой Колесницы», а способ, который проповедовал канон Махаяны, — «дзэн Большой Колесницы».”
Генрих Дюмулен. История Дзен-Буддизма
Одно из первых упоминаний медитации сохранилось в трактате японского монаха «Фукандзадзэнги» («Основные положения для занятий дзадзэн») Догена. Монах долго время практиковался в китайских монастырях и вернувшись на родину стал признанным мастером дзен.

Техника дзен-медитации: история, монах Доген, приложение Plum Village

Я большой неохотой брался за этот текст, т.к. еще в университете имел опыт чтения древнерусской литературы, к сожалению, обычно, старые книги это достаточно скучное чтиво. Удивительно, но текст Догена и сейчас выглядит вполне ясным и понятным (в отличие от роликов на Youtube):

Если вы желаете достичь просветления, начинайте заниматься дзадзэн не мешкая. Для этой медитации необходимо тихое место, умеренность в пище и питье. Освободитесь от всех привязанностей и оставьте в покое десять тысяч вещей. Не думайте ни о добре, ни о зле; не судите о том, что хорошо, а что плохо. Пусть ум, воля и сознание сольются в едином потоке; отбросьте все желания, понятия и суждения. Не помышляйте о том, как стать буддой.

Подложите под себя плотную подушку, а поверх ее положите еще одну (круглую). Можно сидеть в позе лотоса или полулотоса. В первом случае подъем правой стопы кладется на левое бедро, а подъем левой стопы — на правое. Во втором случае лишь левая стопа кладется на правое бедро. Одежда должна быть свободной, но удобной. Правая ладонь кладется на левую стопу, а тыльная сторона левой ладони — поверх правой ладони. Большие пальцы рук соприкасаются.

Корпус держите прямо, не отклоняя его ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Уши и плечи, нос и пупок должны быть на одной линии, соответственно. Язык прижат к нёбу, губы и зубы сомкнуты без напряжения, а глаза постоянно открыты.

Убедившись в правильности позы, отрегулируйте дыхание. Если возникнет желание, сосредоточьтесь на дыхании, а затем забудьте о нем. Настойчивые занятия помогут избавиться от всех привязанностей, и состояние сосредоточенности возникнет само по себе. Это искусство называется дзадзэн. Дзадзэн — это врата Дхармы великого покоя и радости.

Первым и основным дзэнским переживанием является осознание единства тела и разума, то есть состояние, внешне выраженное сидячей позой.

Фукандзадзэнги. Доген
Интересно, что, в отличие от многих других учителей, Доген не считал медитацию путем к просветлению, наоборот просветление и практика для него были неразрывно связаны. Монах писал о том, что каждый момент дзадзэн равнозначен пребыванию в царстве Будды и бесконечности:

..пребывая в этом состоянии, человек может «познавать вещи, не прикасаясь к ним», то есть не воспринимая их как объекты. Именно так вещи предстают в их истинной сущности, то есть такими, каковы они в действительности, но не как объекты сознательного субъективного восприятия. Иными словами, они предстают в своей первозданной таковости.

Интересная модификация дзадзен содержится у одного из известных японских мастеров дзен – Хакуина. Монах практиковал “масляный метод”. Он предлагал представить образ чистого куска масла, размером с утиное яйцо, которое затем нужно было поместить в голову. В голове должно возникнуть ощущение прохладной влажности, которая стекает к плечам, рукам, к соскам, а затем к внутренним органам — легким, печени, желудку и, наконец, достигает аппендикса. Боль, сосредоточенная в пояснице и внутренностях, должна стекать вниз подобно воде, пока во всем теле не возникнет ощущение мощного потока жизненной энергии, согревающего ноги вплоть до кончиков пальцев и пяток…В процессе этого упражнения человек должен полностью отождествлять себя с жизненной энергией, поток которой, таким образом, полностью восстанавливается.

Как видите, дзадзен это очень простая техника, окутанная излишним мистицизмом, искаженная современными толкователями, которые часто делают акцент на внешних атрибутах в виде колокольчиков, карэсансуй (сада камней), которые не являются сутью медитации дзен, а выполняют лишь вспомогательную функцию. В монастырях, при многочасовых практиках колокольчики позволяют монахам не засыпать, а камни – просто удобный и красивый объект для созерцания и фокусировки.

Поэтому дзадзен можно практиковать без всяческих курсов и приложений, используя только таймеры для медитации. Однако, у меня есть несколько собственных советов, если вы хотите лучше узнать историю дзен-буддизма или погрузится в атмосферу дзен-монастыря.

Хороший исторический экскурс в буддизм в целом и практику дзадзен, в частности, содержится в курсе приложения Insight Timer “Exploring The Fundamentals Of Zen Buddhism”. Серия из 10 лекций читается англоязычным преподавателем, но язык очень простой и доступный даже для уровня Intermediate (как у меня).

Если вам не интересно просто медитировать с таймером, а хочется больше атмосферы дзен, то могу рекомендовать приложение Plum Village, которое я использую последние 2 недели. Сервис – детище известного вьетнамского монаха Тит Нат Хана, автора бестселлера “Тишина. Спокойствие в мире, полном шума”

Plum Village (Сливовая деревня) – это школа буддизма, которой принадлежит 9 монастырей с головным офисом (?) во Франции. Школа весьма популярна среди любителей ретритов со всего мира.

Тит Нат Хан практикует дзен-буддизм, с адаптацией его для европейского и американского слушателя, что не удивительно, т.к. большая часть его фанатов находится в Европе и Северной Америке. Все медитативные техники, используемые в Сливовой деревне делятся на 3 направления со своими подвидами:

Ежедневные практики – дыхание, пробуждение, сидячаяя медитация, медитация при ходьбе, практика с колокольчиками
Физические практики – глубокое расслабление, осознание тела, тайчи
Групповые практики – осознанная готовка еды, чайные церемонии, работа с конфликтами
Приложение проекта Plum Village содержат аудио-записи медитаций, лекций Тит Нат Хан и других монахов школы. Сервис очень качественно сделан и и своим дизайном, уроками действительно погружает в атмосферу буддийского храма.

Техника дзен-медитации: история, монах Доген, приложение Plum Village
Кроме аудио-записей там есть видео-лекции, можно увидеть ежедневную жизнь монастыря, посмотреть как монахи проводят свои ежедневные практики.

Техника дзен-медитации: история, монах Доген, приложение Plum Village
Т.к. для монахов английский язык, судя по всему, не родной, слушать и понимать их простую лексику довольно легко.

Я практикую дзадзен уже третью неделю и могу сказать, что эта простая по своей форме техника – это универсальный ответ для тех, кто ищет практику осознанности на каждый день. За внешней простотой дзен скрывается мудрость, которую веками накапливали буддистские школы во всем мире.

Надеемся, что вам понравилась статья и видео о искусстве и техниках медитативной практики Дзадзен. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!