Вернадский биосфера ноосфера кратко: теория идея понятие представление философии

teoriya-ideya-ponyatiya-i-predstavleniya-o

Это известное исследование, в котором утверждается связь микрокосмоса  и макрокосмоса, человека и Вселенной. То есть есть какая —  сфера в которой все связано. Например,говорят , что одна и та же мысль о каком-то открытии или идея обычно приходит одновременно многим людям. Смотрите и читайте про теорию, идею, понятия и представления о ноосфере Вернадского.

Итак, дорогие мои читатели, сегодня я хочу поделиться с вами очень интересными размышлениями о ноосфере. Оказывается не всё так просто как объясняют школьные учителя и ученые биологи. Ведь впервые термин “ноосфера” ввел Вернадский в начале ХХ столетия.

Он под этим термином имел именно информационную оболочку нашей планеты, а современные ученые не доказав е существования перекрутили объяснение ноосферы на свой лад. Теперь они называют ноосферой — сферу разумной деятельности человека, типа к ней относится социосфера, антропосфера, биотехносфера и подобные.

То есть, получается, они признают ее как виртуальную сферу, а не как материальную, а Вернадский имел ввиду именно материальную энергетическую сферу информации, некая база данных имеющая ответы на все вопросы! И это очень интересно, подобные убеждения давно меня заинтересовали и я прочитал некоторые статьи, просмотрел пару документальных фильмов и понял, что в этом что-то есть.

Самое интересное, что современные интеллектуалы, успешные бизнесмены и всем известные ученые, такие как: Эйнштейн, Тесла, да Винчи, Ньютон и многие другие люди, изменившие ход истории человечества использовали информацию из ноосферы! Древние часто упоминают о ней, но не все понимают их. То есть ранее человечество успешно её использовало, но со временем просто забыло.

Учение Вернадского о ноосфере кратко

Эйнштейн говорил, что если ему дадут один час на решение некого сложного вопроса, то из 60 минут, 55 он будет думать, как правильно поставь вопрос и лишь 5 минут получать готовый ответ. Значит, главное правильная постановка вопроса, а ответ сам придет.

Тесла, “отец” всей электрической техники говорил, что все его приборы созданы им не по собственным догадкам, он говорил, что он, когда спит, попадает в иной мир, где общается с людьми, которые всё знают, собственно они и открывали ему тайны законов природы, которые он с успехом реализовал в жизнь.

В общем, все великие пользуются ноосферой и её возможностями. Кроме того, вы тоже ею пользуетесь просто не обращаете на это внимание. Вспомните как вы себя чувствуете, когда долго над чем-то думаете, но не можете решить вопрос, и в конце-концов он является в голову мгновенно, как удар молнии, вспомните это миг озарения.

Это и есть ответ с ноосферы иногда мы узнаем ответы, не размышляя над проблемой, просто интуитивно, это тоже она родная, ноосфера, наша мозг именно оттуда и черпает информацию.

teoriya-ideya-ponyatiya-i-predstavleniya-o2Теперь давайте рассмотрим некоторые способы подключения к ноосфере, ведь вещь хорошая, в жизни точно поможет, я лично уже не раз пользовался и спасал ситуация которая была в катастрофическом состоянии. Как вы уже поняли, главное это правильная постановка вопроса, то есть, если вы сумеет правильно сформировать вопрос, то сразу же сможете получить правильный ответ, главное только не суетится.

Когда вопрос сформирован, надо обязательно сделать паузу, да, просто остановите процесс мышления, предоставьте это дело ноосфере. Повторяйте мысленно вопрос несколько раз, а потом очистите свой мозг от всего лишнего, поверьте, ответ сам явится.

Конечно, научится этому не легко и с первого раза почти не реально, но усилиями воли вы поймете, что это замечательный инструмент. Не зря ведь восточная культура придает много значения медитации, ведь состояние медитации это как раз та пауза, когда человек очищается от посторонних мыслей и тогда упрощается сигнал от подсознания к сознанию.

Концепция ноосферы Вернадского

Теперь давайте подумаем, как всё это происходит физически, ведь теоретически это бред, но это работает, значит, имеет некое научное объяснения. Я много думал об этом, учитывал мнения великих ученых и сделал свои личные выводы. У меня есть две теории, точнее не у меня, я более всего склонен к двум теориям, одна была высказана каким-то ученым, не помню фамилии, вторая мои личные мысли.

Первая. Многие ученые считают, что человек является неким приемником, как антенна, либо наш мозг, либо весь организм принимает некие излучения из космоса и ноосферы и тем самым получает всю информацию. То есть мозг всё это обрабатывает и выдает нам в сознание готовый результат. Теория хороша, мне очень нравится.

Вторая. Я предполагаю, что возможно никакой ноосферы не существует, просто наш мозг, воистину самое удивительное изобретение природы, имеет очень много потенциальных скрытых возможностей. Его функциональность безгранична.

Самым мощным является подсознание, ведь именно оно управляет всеми процессами нашего организма, это сердцебиение, давление, температура, перистальтика, сокращение мышц внутренних органов, регуляция работы всех органов, ферментов и многое другое, то есть подсознание проделывает колоссальную работу, которая нам на уровне сознания кажется нереальной. Попробуйте за всем проследить, мозги закипят.

Так вот, я думаю что, кроме того, мозг может и решать все задачи, возникающие в нашей жизни, это математический, технические, творческие, любовные и абсолютно любые другие. Но, для этого надо давать затравку мозгам, точнее подсознанию, ведь как оно решит сложнейшие логарифмические функции не зная, как действует логарифм.

Для этого стоит всего лишь раз понять, как они работают или же просто прочитать учебник и даже если вы не поймете его на уровне сознания, то поверьте, мощнейшее подсознание запомнит всё от корки до корки и в любое время сможет его использовать.

Таким образом, нам надо как можно больше учится, читать и просто интересоваться вещами которые нам интересны, и таким образом мы сможем получать все ответы во время паузы или медитации. Вот так вот такая моя теория, но я так же понимаю что она не идеальна, ведь есть такие вещи как телепатия, а это не что иное, как беспроводная связть между двумя мозгами, а как такое может происходить?

В И Вернадский человек и ноосфера

Через импульсы? Может быть, но скорее всего через некую сеть, типа интернета, только это энергетическая сеть и я называю её, кроме ноосферы, infonet хорошее название, ведь info – это информация, а net – это сеть, вот и новый термин, надо будет запатентовать
Ведь если бы в ноосфере было очень много любой информации, то древние давно бы уже создали компьютеры и прочие вещи, а раз они этого не делали, значит у них не было той затравки, чтоб создать подобную вещь, такие затравки информации появляются постепенно, поэтому техника не могла так быстро эволюционировать. Но это было раньше, сегодня технический бум создан, мне кажется, именно тем, что людям доступно море информации, а это отличная затравка.

В общем, неважно какова природа ноосферы, это конечно интересно, но главное то, что это работает и оно существует. Когда-то мы узнаем её природу, а сейчас пока ученые будут ломать над этим голову, советую приловчиться и пользоваться этим всё время. Доверьтесь внутреннему чутью, интуиции и всё у вас всегда будет получаться, ведь успешные люди именно так и решают все важные вопросы.

Эх, вроде всё написал, хотя, как всегда часть мыслей не выложил, но все же этого достаточно для того чтоб вы задумались об infonet’e или ноосфере, как вам удобней
Думаю после такой длинной статьи появится куча вопросов, тогда пишите в комментарии, с удовольствием пообщаюсь с людьми, которые меня понимают или же заинтересовались столь неизученной, но действующей темой.

Концепция биосферы
Концепция биосферы в терминологическом отношении восходит к австрийскому геологу Э. Зюссу, который в 1875 году и предложил термин биосфера (Biosphare) по аналогии с литосферой, гидросферой и атмосферой.

Вернадский Однако основной вклад в развитие этой концепции внёс русский и советский ученый-естествоиспытатель В.И. Вернадский (1863-1945). Основные идеи в области биосферологии Вернадский опубликовал в 1926 году. Согласно его представлению, биосфера напрямую связана с космосом и влиянием даже самой маленькой частицы во Вселенной.

Биосфера представляет собой область земной коры, преобразующая космические излучения в различные виды земной энергии.

Понятие биосферы следует рассматривать как тело, включающее два типа вещества: живое и косное. Совокупность живых организмов составляет живое вещество биосферы.

По утверждению Вернадского понятие организма и понятие жизни идентичны. Следы жизни известны во всех геологических периодах. На этом основании можно утверждать, что имеется генетическая связь современного живого вещества с таковым прошлых геологических периодов.биосфера и ноосфера Из того, что средний химический состав земной коры примерно одинаков во всех геологических периодах, Вернадский сделал вывод, что масса живого вещества была примерно одинаковой на протяжении всей истории Земли.

Жизнь на Земле не случайное явление
Жизнь нельзя рассматривать как случайное явление на земной поверхности, так как в земной коре она выполняет важнейшую функцию – обеспечивает определённое химическое равновесие.

Благодаря собственной внутренней энергии жизнь стремится захватить всю поверхность планеты. Это растекание жизни обеспечивается путём размножения организмов, которое в глобальном отношении заключается в «переносе химических элементов и в создании из них новых тел».

Вернадский представил это растекание жизни в формулах и числах. Так, скорость передачи жизни для каждого вида имеет своё значение и она обеспечивается особенностями механизма размножения, а также размерами и свойствами планеты. Живые существа характеризуются геометрической прогрессией размножения, которая ограничивается внешними факторами. Темп размножения также находится в отрицательной зависимости от размера организмов.

Учитывая эти соображения скорость передачи жизни можно выразить зависимостью между:

площадью поверхности Земли
показателем прогрессии размножения данного вида
количество особей данного вида при максимально возможной плотности его населения.
По подсчётам Вернадского скорость передачи жизни колеблется в пределах от 0,09 см/с для индийского слона до 33100 см/с для бактерий.

Бактерии за один час могут распространиться на 1190 километров.
Энергию жизни в биосфере также можно подсчитать количественно.

Человечество также входит в состав и понятие биосферы. В последнее время человеческая деятельность начинает охватывать всю планету, т.е. человечество выступает как геологическая сила, преобразующая лик Земли. По мысли Вернадского появление человечества на Земле и сколько людей всего жило на Земле не является случайным, поэтому необходимо осознать его функцию в биосфере.

Концепция ноосферы
По мнению Вернадского, функцией человечества является перевод биосферы с помощью научной мысли и человеческого труда в новое состояние – ноосферу.

Вернадский не разделял пессимизма в отношении будущего: «в настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни, наряду с небывалым расцветом научной мысли, приходится слышать о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества».

Ученому представляются эти настроения и эти суждения следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающую связь – биосфера и ноосфера.

Сейчас научная мысль живёт под резким влиянием ещё не изжитых философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности современного знания. В этом контексте он научную мысль противопоставлял философской и религиозной мысли, с чем невозможно согласиться в современный 21 век.

Приведу длинную цитату, характеризующую представление Вернадского о способе перехода и зависимость – биосфера в ноосфера:

«Рост научной мысли, тесно связанный с ростом заселения человеком биосферы, размножением его и его культурой живого вещества в биосфере, – должен ограничиваться чуждой живому веществу средой и оказывать на неё давление. Ибо этот рост связан с количеством прямо и косвенно участвующего в научной работе быстро увеличивающегося живого вещества. Этот рост и связанное с ним давление всё увеличиваются благодаря тому, что резко проявляется действие массы создаваемых машин, увеличение которых в ноосфере подчиняется тем же законам, как и размножение самого живого вещества, т.е. выражается в геометрических прогрессиях. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геологического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудиями на косную сдерживающую его среду биосферы, создавая ноосферу, царство разума».
Что такое понятие ноосферы
Итак, понятие ноосферы создаётся при помощи машин, поэтому сетование некоторых критиков Вернадского, что вместо ноосферы создаётся техносфера, не аргументировано. Надо заметить, что некоторые мыслители рассматривают термины биосфера и ноосфера, техносфера как синонимы, что не похоже на представления Вернадского.

Часто критика представлений Вернадского обусловлена тем, что сам термин и понятие ноосферы трактуется в его буквальном смысле – как сфера разума.

Ноосфера – стадия развития где определяющим фактором является РАЗУМ.

С этой точки зрения ожидается, что биосфера и ноосфера должна представлять некую разумную оболочку, разрешающую проблемы человечества, способствующую достижению всеобщей гармонии.

Вернадский же трактовал ноосферу как земную оболочку в геологическом смысле направленную на более широкое вовлечение в биосферный оборот косного вещества.

Но также трактовка ноосферы как естественной стадии развития биосферы и научной мысли как движущей силы этого процесса уязвима для критики.

Так, Вернадский рассматривал человечество как единое образование, которое ведёт себя в геологическом процессе как целое по отношению ко всему живому населению Земли. Он аргументировал одинаковые формы познания и целостность человечества способностью всех народов к перениманию технических новинок вроде телефона, радио, самолётов.

Человек создает ноосферу
Производя полную реконструкцию живого покрова Земли, человечество изменяет не только состав его живых частей, уничтожая одни виды организмов и биоценозов, разводя, одомашнивая и видоизменяя другие, но подвергает коренной перестройке и его биокосные части – почвы и воды – и создаёт сложную систему новых неживых частей живого покрова – создает ноосферу.понятие ноосферы В результате такой деятельности должна усовершенствоваться организация живого покрова, возрасти количество используемой энергии и масса задействованного вещества, увеличиться обмен между частями живого покрова. Вполне очевидно, что результаты этой человеческой деятельности аналогичны тем, о которых пишут ученые. У Вернадского действующим фактором является научная мысль, которая задействует человечество в качестве средства для повышения его эффективности и человек, который создаёт предметы личного пользования для улучшения своей организации, а сооружения общественного пользования – для улучшения организации биосферы.

Итак, переход биосферы в ноосферу Вернадский представлял как естественный и детерминированный процесс. И тут следует напомнить, что программа написания книг по данной тематике пришла к нему во время болезни сыпным тифом в начале 1920 года. В своих ярких озарениях или видениях учёный видел также создание Института живого вещества в США. Хотя Вернадский после болезни проработал почти всё время в СССР, а не в США, и были некоторые изменения в программе, но её суть – превращение биосферы в ноосферу, очевидно, осталась без изменений.

Это говорит о том, что в учении Вернадского о биосфере и ноосфере не было никаких различий между западным капитализмом и советским социализмом – они были вовлечены в один и тот процесс глобализации. Современный процесс глобализации усилил воздействие различных факторов мирового значения.

Известный русский ученый В.И.Вернадский почти век назад, в 1927 году, ввел в широкую научную общественность новые понятия, в актуальности которых сейчас убеждаемся все больше и больше. Речь идет об учении о ноосфере, которое возникло философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира (учение космизма).

Понятие ноосферы как обтекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в оборот в начале ХХ века французские ученые П.Тейяр де Шарден и Э. Лерц.
А заслуга же В.И. Вернадского в том, что он наполнил этот термин новое, материалистическое содержание, понятное обывателю и строй научной общественности. И сегодня под ноосферой мы понимаем высшую стадию биосферы, связанную с возникновением и развитием человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов на Земле и в околоземном пространстве, изменяя их своей деятельностью.

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.

Осознавая огромную роль и значение человека в жизни преобразовании планеты, Вернадский употребляет понятие “ноосфера” в разных смыслах:

1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой;

2) как область активного проявления научной мысли;

3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние — отмечает В. И. Вернадский. В ней возникали новые геологические проявления, раньше не бывшие. Это было, например, в кембрии, когда появились крупные организмы с кальциевыми скелетами, или в третичное время (может быть, конец мелового), 15-80 млн лет назад, когда создавались наши леса и степи и развилась жизнь крупных млекопитающих.

Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывшую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человечества».

Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:
1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Что есть ноосфера
По мнению В.И. Вернадского, ноосфера только-только создается, возникает в результате реального, вещественного преобразования человеком геологии Земли усилиями мысли и труда. Тут можно задуматься — если мир людей гораздо старше, чем пишет официальная наука, то и ноосфера существует очень давно…

Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.
Значит, научная мысль является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии».

Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества.

Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная наука как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь. Это явилось неизбежным следствием – впервые на нашей планете – захвата все растущими человеческими обществами, как единого целого, всей поверхности Земли, превращения с помощью направляемого разума человека биосферы в ноосферу.

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе.

Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского – биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана жизнью (сфера жизни), закономерно под воздействием деятельности человеческого общества переходит в ноосферу – новое состояние биосферы, которое несет в себе результаты человеческого труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет».

Итак, Вернадский исходит из того, что исходным пунктом в познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов к биохимическим, и, наконец, к энергии мысли.

Значение теории Вернадского
Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о ноосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.

Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже есть качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетается с “интересами природы”.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной геологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемый характер.

В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, а также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе экологическую.

В.И. Вернадский о ноосферном будущем

Современное человечество, вступив в ХХI век, восприняло от предшествующего столетия весьма противоречивое наследие, которое возникло на промышленной ступени его развития и проявляется в процессе его переходе на постиндустриальную ступень. Произошла и углубилась рассогласованность между триадой: достигшими небывалых высот производительными силами (материальными и интеллектуальными) и биосферой, между техносферой и биосферой, а также между ними и социальной жизнью людей, всей системой отношений между ними в процессе их жизнедеятельности, что институционально выражено, прежде всего, в их общественном устройстве.

Всеобщее распространение, в том числе и в процессе глобализации, буржуазнодемократической западной модели общественного устройства, не ведет человечество к гармонизации названой триады. Сегодня явно обозначилась ограниченность и тупиковая перспектива этой модели с её безудержной гонкой потребления. В этой модели наряду с удовлетворением растущих потребностей народонаселения, обеспечения комфорта жизни определенной части населения, главным стимулом общественно-полезной деятельности является погоня за прибылью, богатством, за неограниченным накопительством и роскошью. Все это сопровождается нарастающим неравенством между условиями существования людей. Эта модель также ухудшает в огромных, планетарных масштабах окружающую среду обитания человечества – биосферу.

В несогласованности названной триады проявляется глубокий кризис всего способа производства общественной жизни, системный кризис современной цивилизации. Говоря словами В.И.Вернадского, нарушается организованность биосферы, её динамических равновесий, что мешает её воспроизводству в нужном для прогресса человечества направлении. В этих условиях, как это было не один раз во всемирной истории на переломных этапах развития, человечество стоит перед необходимостью глубокого осмысления последствий своей жизнедеятельности на планете для того, чтобы сохранить свое существование и обеспечить свой прогресс. Оно ищет пути более разумного перехода от индустриальной ступени своего развития к постиндустриальной ступени, к информационному обществу.

Важным направлением этого поиска является поиск рациональной модели общественного устройства, при которой оно смогло бы гармонизировать отношения между названной триадой, природой и обществом и обеспечить свое прогрессивное развитие, создать лучшие условия жизни для всех людей планеты. Предлагаемые в качестве единственных и рациональных либеральные и неолиберальные проекты развития человечества по сути апологетируют современную капиталистическую, затратную модель организации жизнедеятельности человечества, ведущую в тупик. Другие проекты, связанные с обоснованием необходимости обеспечения устойчивого развития человечества не выходят за рамки капиталистического способа производства общественной жизни или исторического опыта социализма и не решают проблему поиска более прогрессивного развития современного общества.

В этих условиях становится все боле актуальным обращение к учению В.И.Вернадского о ноосфере. Это учение, представляет собою глобальный проект развития всего человечества как целого. Он основан на преобразующей деятельности человечества на планете Земля, как самой активной части биосферы, как важного фактора её организованности, проект выхода человечества из состояния его социальных катаклизмов, кризиса, проект, определяющий базисные подходы достижения им высшей ступени своего прогресса- ноосферного состояния. Это проект, при котором и осуществляется согласованность между созданной человечеством техносферой и биосферой и соответствующим организованности биосферы социальным устройством всего человечества.

Проект построения на планете Земля гуманной, отвечающей подлинной сути человека, цивилизации, глобальный проект «третьего пути», отличного, как говорил В.И.Вернадский, от капитализма и социализма, пути дальнейшей конвергентной эволюции человеческого общества. Предложенный В.И.Вернадским ноосферный проект отвечает потребностям планетарного подхода к анализу эволюции современного человечества, его месте в биосфере. Поэтому сегодня этот проект активно исследуется в мировой общественнополитической мысли и, естественно, особенно на Родине В.И.Вернадского, в России.

Его исследования приобретают международные организационные формы. Сторонниками ноосферного движения принята «Ноосферная Конституция». Проводятся международные конгрессы, форумы. В России образована Ноосферная академия. Создаются региональные проекты ноосферного развития. Выходит многочисленная специальная литература, посвященная проблемам ноосферы. В учении В.И.Вернадского о ноосфере можно выделить два наиболее общих, взаимосвязанных и взаимовлияющих аспекта: отношение человека, общества к природе, роль человека в биосфере и аспект эволюции самого общества, его социального развития. Разрабатывая проблемы ноосферы, В.И.Вернадский большое внимание уделял проблемам эволюции самого социума, исторического процесса человечества, его цивилизации.

В основе учения В.И.Вернадского о становлении и развитии ноосферы лежит естественно-исторический подход, который включает тесную взаимосвязь между природными и социальными, общественно—историческими явлениями. В этом подходе ноосфера рассматривается как результат геологической, биологической, физикохимической, физиологической эволюции биосферы, её живого вещества, эволюции социальной жизни человечества, его активной исторической созидательной деятельности.

Учение о ноосфере основано на синтезе науки о природе и обществе. В.И.Вернадский обосновал новую парадигму анализа исторического процесса человечества. На основе этого подхода в учении о ноосфере он определил ряд социальных факторов, черт и тенденций становления и развития социальных основ ноосферы, дал общую характеристику их содержания. Прежде всего, В.И.Вернадский показал, что отдельные черты и тенденции перехода биосферы в ноосферу с огромными трудностями, но проявляются уже в ХХ столетии. Им выделено несколько общих тенденций этого перехода. В данном случае рассмотрим лишь некоторые из них.

В учении о ноосфере В.И.Вернадский впервые масштабно и глубоко выявил всемирно-историческую тенденцию эволюции человечества- формирование мирового человечества, формирование вселенкости, которая сегодня называется глобализацией. Он показал глубокие естественно—исторические основы этого процесса, вытекающие из организованности биосферы. В период становления ноосферы, отмечал В.И.Вернадский, усиливается единство исторического процесса. « Я,- писал он, — глубоко убеждаюсь в единстве человеческой истории и в непрерывности процесса развития человеческой личности…»[12, с. 107]. Это единство имеет естественную основу. Жизнь человечества, при всей её разнородности, отмечал он, стала неделимой, единой. «Впервые в истории человечества мы находимся в условиях единого исторического процесса, охватившего всю биосферу планеты» [1, с.63].

Это переломная, исключительно важная, по существу новая эпоха жизни человечества, когда это единство становится реальностью, что является необходимым следствием и условием становления ноосферы, её организованности. «В современном проявлении человечества, — отмечал он, — может считаться в новой форме сложившаяся в ХХ веке единая история человечества, всемирная история в небывалом обхвате, синтезирующая в единое целое работу всех цивилизаций человечества…Исторический процесс сознается как единое для всего Homo sapiens» [ 2, с. 222]. Это единство в ХХ столетии стало проявляться различными формами жизни.

Человечество объединилось в единое экономическое целое. Возрастают технические и экономические связи между народами, развиваются средства общения — транспортные, информационные и т. д. В.И.Вернадский подчеркивал, что изменяются и представления об этом процессе. Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и в планетном аспекте. Хотя сама идея об объединении всего человечества становится реальностью только в наше время, и то пока только реальным идеалом, отмечал ученый, в возможности реализации которого нельзя сомневаться. Естественно—историческая эволюция человечества ведет к этому. Создание этого единства «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет» [1, с. 61].

Важным социальным фактором становления ноосферы В.И.Вернадский считал роль народных масс, неизмеримо возрастающую в процессе становления ноосферы. С середины прошлого века, особенно в конце Х1Х и в ХХ столетии, отмечал он, переживается исторический перелом в жизни человечества, который связан с выступлением народных масс, которые сознают свою реальную силу и не мирятся со своим страдательным положением в государственном и социальном строе.

Глубочайшие трагедии и длительные страдания в течение долгих лет сотен миллионов отдельных человеческих личностей во всем мире, трагедии и страдания, вызванные войной, революцией, экономическими и финансовыми кризисами, социальными междоусобиями, вызвали у народных масс переоценку отношения к действительности. «Исстрадавшие и страдающие люди ищут выход». Они пересматривают и по–новому переоценивают основы своей веры, своего осознания окружающего. Социально и политически народные массы выступили как политическая сознательная сила, как мощный фактор в истории человечества. С возрастанием активности народных масс, отмечал В.И.Вернадский, возрастает и значение их интересов в жизни общества. На сцену на первое место выступают интересы народных масс, а не отдельных семейств или лиц.

С целью реализации интересов народных масс, отмечал он, необходимо их демократическое и социальное объединение, возрастание их организованности, развитие их образования, как предпосылок становления ноосферы. «Велико, — писал он,- значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. До сих пор эта сторона организации трудящихся по своему темпу и глубине не отвечала духу времени и не обращала на себя достаточного внимания. Эта работа идет на всей планете вне рамок государств и национальностей. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа» [1.63]. «Демократия не может существовать в сложных условиях ХХ века без такой организации народа» [3,с. 226].

Особое внимание В.И.Вернадский обращал на рост сознательности масс, связывал это с развитием образования и влиянием новой идеологии. Он неоднократно ставил вопрос о развитии образования в России как решающего фактора в её развитии, о его доступности народным массам, выдвинул идею учащегося народа. Через образование масс, отмечал он, осуществляется связь поколений. Массы получают растущую возможность сознательно влиять на ход государственных дел. Повышение уровня образования народных масс, отмечал ученый, является необходимым условие движения человечества по пути становления ноосферы. Важнейшим оружием в борьбе трудящихся за свои интересы В.И.Вернадский считал так же новую идеологию, которая возникла со второй половины ХIХ века во всем мире и в Европе, в период, когда значение жизненных интересов народных масс реально и идеологически, в сознании государственных людей, выступило на первоеместо. Эта идеология начинает охватывать быстро растущими темпами все человечество.

«Социально-политический идейный переворот, — отмечал он, — ярко выявился в ХХ столетии в основной своей части благодаря научной работе, благодаря научному определению и выяснению социальных задач человечества и форм его организации» [1, с. 27]. Но сейчас, отмечал он, мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идет 93 против основного условия создания ноосферы. Поэтому необходимо строить деятельность народных масс на научной основе, формировать у них правильное представление о социальной жизни, формировать научное, ноосферное сознание.

Следует заметить, что, придавая огромное значение роли народных масс в историческом процессе становления ноосферы, В.И.Вернадский важное место отводил роли личности, образованной части общества. Он ставил вопрос о том, чтобы в обществе была национально-ориентированная, любящая свою страну элита, защищающая интересы народных масс, «творящая творческую созидательную работу, которая имеется в каждом государстве».«Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают» [ 4, с. 204 ]. Среди предпосылок и процесса становления ноосферы В.И.Вернадский считал демократизацию всех общественных процессов, форм общественного устройства, а также демократизацию отношений между государствами и народами. В связи с этим ставил вопрос об усилении роли государства в становлении ноосферы.

Демократизация общественной жизни человечества, усиление демократических основ государственности, отмечал он, также обусловлена глубокими естественно- историческими основами эволюции биосферы. Такая тенденция является длительной во времени, но она пробивает дорогу независимо от форм общественной жизни. Ноосфера в своем становлении не представляет однообразного процесса. Ей соответствует многообразие форм бытия человечества. При всем их многообразии тенденция их демократизации является неизбежной. Развитие науки в процессе становления ноосферы, отмечал В.И.Вернадский, «неизбежно должно привести к новым формам государственной жизни, так как сейчас создались государственные предприятия свободной научной мысли при одновременном чрезвычайном росте значения науки в государств» [1, с. 38]. Эти новые формы государственной жизни создаются реально Они характеризуются все большим вхождением в них глубоких элементов социалистических государственных структур.

С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно в конце концов и другое изменение в конструкции государства—усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В.И.Вернадский полагал, что в новых формах государства будущая власть будет принадлежать людям науки. Одной из тенденций становления ноосферы В.И.Вернадский считал нарастание свободы человеческой личности. Больше всего в мире он ценил самого человека, для которого считал своим долгом отдать все свои знания и силы.«Нет ничего более ценного в мире и ничего, требующего большего сбережения,уважения,-писалон,-как свободная человеческая личность»[10, с. 14].

Становление, ноосферы, отмечал он, должно сопровождаться созданием необходимых условий для свободы личности, её развития, активного проявления в жизни, в созидательной деятельности, в самовыражении, в творчестве. Чем больше свободы личности для её творчества, тем полезнее и больше вырабатывается потенциальная энергия страны и населяемых ее народов, которая исторической жизнью и социальным строительством приводятся в полезное для жизни активное состояние, в народное «богатство». Свобода мысли, отмечал он, входит в структуру ноосферы. Выступая за создание в обществе и государстве необходимых условий для «нормальной жизни» и свободной творческой работы, В.И.Вернадский постоянно выступал против того, чтобы научная творческая деятельность ограничивалась идеологическими и иными рамками.

Большое значение в формовании ноосферного общества В.И.Вернадский придавал развитию духовного фактора. Он отмечал, что нужная для развития человечества энергия слагается как из физической, так и духовной силы, которая заключается в населении государства. В духовный фактор, кроме науки он включал философию, искусство, религию и другие формы сознания. Духовную ноосферизацию человечества он рассматривал как противоречивый и сложный процесс развития рациональных и иррациональных форм сознания человека, при большем и большем онаучивании духовности, при развитии глубоких основ человеческой личности, создания условий для её всестороннего, целостного развития и проявления.

Первой и основной социальной предпосылкой становления ноосферы и её главной чертой В.И.Вернадский считал «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас», ликвидацию всякого неравенства и гнета. [1, с. 28]. В.И.Вернадский ставил вопрос о социальном равенстве. Естественно—научное рассмотрение всемирно—исторического процесса, отмечал он, возможно лишь на основе этой первой предпосылки . Это не просто предпосылка, а закономерно становящаяся черта ноосферы, вытекающая из естественной природы человека. Ноосфера — это единое царство Homo sapiens, созданное в результате геологического и биологического процесса.

Биологически, отмечал В.И.Вернадский, это выражено в выявлении в геологическом процессе всех людей как единого целого по отношению к остальному живому населению планеты. «Геологический эволюционный процесс,- отмечал он,- отвечает биологическому единству и равенству всех людей Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropusи др., потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас — любым образом среди них всех развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство».[5.327-328]. Поэтому попытки государственных образований идейно не признающих равенство и единство всех людей и пытающих не стесняясь в средствах, остановить их стихийное проявление не могут осуществиться. Несмотря на эти попытки, движение человечества к равенству и единству всех людей планеты является объективным естественным законом эволюции биосферы, ее живого вещества. С этим законом нельзя не считаться и идти против него безнаказанно. «Это неизбежно скажется с ходом времени рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление» [6,с. 285].

Человечество, отмечал В.И.Вернадский, так или иначе, осмысливало это природное единство и равенство людей. Идея единства и равенства всего человечества, людей как братьев возникла примерно две с половиной тысячи лет назад и затем выявилась и осмысливалась идеологически. Она вышла за пределы отдельных личностей, стала двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований. Она не сошла с тех пор с исторического поля человечества. «Идея равенства всего человечества и равноправие черных, желтых, красных и белых рас пустила глубокие корни в общееи научное сознание мира». Но до сих пор далека от своего осуществления.«Медленно, с многосотлетними остановками, создаются условия, дающие возможность её осуществления, реального проведения в жизнь».

Единство и равенство всех людей и рас представляет собой новую форму его существования на планете, его власти в биосфере. Оно складывалось и складывается постепенно, стихийно проявляется в таких формах жизни, «которые фактически его усугубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления» [1,с. 23 ]. В.И.Вернадский считал, что «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня»»[ 1, с.109 ]. В России, отмечал он, проблемы единства и равенства всех рас и народов решаются иначе, чем в других государствах.

Являясь многонациональным государством, она осуществляет реально равенство всех проживающих в ней народов и рас, показывает пример другим народам. Россия в будущем представляет собой прообраз «мирового сожительство народов». 95 Выделяя равенство и единство человечества как черту ноосферы, И.Вернадский выступал не за такое равенство и единство, о котором говорят мондеалисты как о «Глобальном обществе», предусматривающем и культивирующем неравенство народов и людей, насаждающем культ силы и насилия, стремящихся превратить народы в орудие реализации целей господствующих сил, установления их господства.

Сегодня возникает вопрос: возможны ли в современном человечестве, в этом « Глобальном обществе», где обостряется борьба за существование, где насилие попрежнему правит миром, новые отношения между людьми, государствами, нациями, этносами, цивилизациями на основе реального равенства? В.И.Вернадский считал, что в процессе формирования ноосферного общества, человечество должно исключить из своей жизни войны как фактор взаимоотношения на международной арене, заменяя эти отношения системой мирных, равноправных, дружественных, гуманных отношений. Он считал, что подготовлявшееся в течение тысячелетий новое состояние жизни на нашей планете, о котором мечтали утописты, станет реальностью, когда войны – т.е. организованное убийство, когда голод и недоедание могут сравнительно быстро исчезнуть с нашей планеты.

Большое внимание В.И.Вернадский уделял проблемам формирования материально— технической базы ноосферы. Он отмечал, что хотя человеку не удалось до сих пор достигнуть в этой новой среде необходимой обеспеченности своей жизни, но соединение науки и труда ведет к коренному преобразованию общественного производства. Благодаря этому человечество может чрезвычайно расширить свою силу и влияние в биосфере и создавать для ближайших поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни. Человек, писал он, «может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету [5, с. 328].

Дальнейшее развитие материально—технических условий создания ноосферы В.И.Вернадский связывал с расширением границ биосферы, выходом человечества в космическое пространство и вглубь планеты. В 1944 году он писал, что человек стремиться выйти за пределы своей планеты в космическое пространство и, вероятно, выйдет. «Это явилось следствием мощного развития научной мысли, научного исследования и охваченной наукой техники и труда человеческих обществ. И здесь человек находится только на первых ступенях своего развития. Лишь социальная отсталость мешает проявляться совершающемуся перевороту в его реальной силе»[5, с. 270-271]. Человек будет вводить в биосферу космическую и земную глубинную энергию.

В связи созданием материально-технической базы ноосферного общества В.И.Вернадский рассматривал и проблему, связанную с использованием биологических и других жизненных ресурсов, преодолением их ограничения. Решение этой проблемы он связывал с решением социальных проблем и питания. «Выход из положения, писал он,— можно ожидать наряду с разрешением социальных проблем, которые поставлены социализмом, в изменении форм питания и источников энергии, доступной человеку»[7.204-205]. Он отмечал, что человек должен осуществить непосредственный синтез пищи, без посредства органических существ, превращаясь из человека гетеротрофного в автотрофного. Хотя решение этой проблемы весьма трудно, но человечество рано или поздно умственным процессом решит эту проблему. «… Для меня, — писал он ,- ясно, что переход человека в автотрофный организм через развитие научной работы есть естественный процесс, всецело попадающий в рамки других геохимических процессов, точно так же, как и весь рост культуры» [8, с. 128-129].

Это коренным образом изменит будущее человека, решит многое проблемы цивилизации. Это будет способствовать и его разумному отношению к биосфере сохранению биологического многообразия живого вещества, воспроизводству биологических ресурсов планеты. Постановка этой проблемы особенно актуальна сегодня, когда биологические ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность человечества по различным причинам( рост народонаселения и его потребностей, варварское отношение к среде обитания, все возрастающие масштабы производства, омертвления живого и овеществленного труда, расточительство, неумение управлять результатами влияния на биосферу и тд.) сокращаются быстрыми темпам.

Изменение источников энергии В.И.Вернадский связывал с использованием энергии приливов и отливов моря, радиоактивной, атомной энергии, теплоты Солнца и других источников. «могущих дать силу в любом количестве». Это использование энергии он считал вопросом времени. Огромное значение он придавал разработке проблем атомной энергии, которой, считал, принадлежи будущее. Сам он в исследовании и освоении атомной энергии в числе первых принимал самое активное участие.

Рассматривая ноосферу как новую ступень в социальном развитии человечества, В.И.Вернадский неоднократно отмечал, что его представления о ноосфере созвучно основной идеи научного социализма, учению К. Маркса, что его представление о ноосфере соответствует идеалам социализма. Он писал, что «понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей «научный социализм»»[1, с. 67]. А в знаменитой статье «Несколько слов о ноосфере» он писал: «… Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами природы, отвечают ноосфере»[9, с. 119]. Рассматривая наличие предпосылок и тенденций становления ноосферного общества В.И.Вернадский видел и отмечал, что наша эпоха характеризуется глубокими противоречиями, войнами, нарушающими организованность биосферы, наличием тех процессов и тенденций, которые несовместимы с процессами становления ноосферы, идут в противоположном этим процессам направлении.

Вместе с тем он обсуждал высказанную в его время идею о том, что якобы человечество своей деятельностью создает угрозу существования земной цивилизации вообще [11]. Отмечая, что «в бурях и грозе зарождается ноосфера»[5.297] он был уверен в становлении ноосферы. « Движение, — писал он, — повернуто быть не может, но оно носит характер жесткой борьбы, которая, однако, опирается на глубокие корни стихийного геологического процесса, который может длиться два – три поколения, может быть и больше(что едва ли вероятно, судя по темпу эволюции за последнее тысячелетие).

В том переходном состоянии, среди интенсивной борьбы, в которой мы живем, кажутся мало вероятными также и длительные остановки идущего процесса перехода биосферы в ноосферу» [, с. 109-110]. Несмотря на имевшие отрицательные для становления ноосферы процессы «создание ноосферы в её полном проявлении, будет осуществлено; рано ли, поздно ли, оно станет целью государственной политики и социального строя»[1.66]. Факторы, тормозящие движение человечества в ноосферу, отмечал он, будут преодолены, «если не будут ограничены силами человеческого духа и более совершенной общественной организацией»[9, с. 131].

Он уверенно смотрел в будущее человечества. Сегодня можно говорить о том, что и сегодня « через «бурю и грозу» черты и тенденции ноосферизации человечества все больше и больше проявляются в историческом процессе.

Козиков Иван Андреевич – профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук

Список литературы:

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста в двух кн. Кн.2. Научная мысль как планетное явление. Москва. : 1977. 97

2. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: 1986 .

3. Вернадский В.И.Публицистические статьи. М.:1995.

4. Вернадский В.И. Открытия и судьбы. М.: 1993.

5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и окружения. М.:1965.

6. Вернадский В.И. Собр. соч. в двадцати четырех томах под редакцией акад. Э.М. Галимова. Том девятый. М.: « Наука». 2013.

7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.:1988.

8. Вернадский В.И. Дневники. Октябрь 1917— январь 1920. Киев. Наукова Думка. 1994.

9. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // Успехи современной Биологии. Т. ХУ111. Вып. 2.

10. Вернадский В.И. Очерки и речи.Вып.1-2.Пг.:1922.

11. См. подробнее: Козиков И.А. В.И.Вернадский-создатель учения о ноосфере. М.: Изд. МГУ имени М.В.Ломоносова .2013.Гл.5.(3).

12. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.:1981.

Надеемся, что вам понравилась статья и видео о теории, идеях, понятиях и представлениях о ноосфере Вернадского . Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!