Как надо правильно читать книги

kak-chitatКак надо правильно читать книги.

ЧТЕНИЕ КАК ТРУД И ТВОРЧЕСТВО», В.Ф. АСМУС

Чтобы чтение оказалось плодотворным, читатель должен сам потрудиться, и от этого труда его не может освободить никакое чудо. Кроме труда, необходимого для простого воспроизведения последовательности фраз и слов, из которых состоит произведение, читатель должен затратить особый, сложный и притом действительно творческий труд.

1) Первое условие, необходимое для того, чтобы чтение протекало как чтение именно художественного произведения, состоит в особой установке ума читателя, действующей во все время чтения. В силу этой установки читатель относится к читаемому или к «видимому» посредством чтения не как к сплошному вымыслу или небылице, а как к своеобразной действительности.

Второе условие чтения вещи как вещи художественной может показаться противоположным первому. Чтобы читать произведение как произведение искусства, читатель должен во все время чтения сознавать, что показанный автором посредством искусства кусок жизни ни не есть все непосредственная жизнь, а только ее образ. Автор может изобразить жизнь с предельным реализмом и правдивостью.

Как надо правильно читать книги

 

Но и в этом случае читатель не должен принимать изображенный в произведении отрезок жизни за непосредственную жизнь. Веря в то, что нарисованная художником картина есть воспроизведение самой жизни читатель понимает вместе с тем, что эта картина все же не сама доподлинная жизнь, а только ее изображение.
И первая и вторая установка – особая деятельность сознания читателя, особая работа его воображения, сочувствующего внимания и понимания.
В процессе чтения читатель осуществляет своеобразную диалектику. Он одновременно и видит, что движущиеся в поле его зрения образы – образы жизни, и понимает, что это не сама жизнь, а только ее художественное отображение.

Как только прекращается деятельность ума, необходимая для указанного двоякого осознания образов искусства, восприятие произведения как произведения художественной литературы немедленно рушится, не может состояться, «вырождается».

2) Чтобы увидеть в литературном произведении изображение жизни, нужна большая и сложная работа мышления. Как рождается в сознании читателя восприятие жизни как целостного, большого, объемлющего все частности, проходящие в отдельных кадрах и сценах произведения? Они проходят в определенной и необратимой последовательности. В них всё движется. Герои действуют, борются, спорят.

Одни появляются, другие исчезают – на время или навсегда. Характеры раскрываются перед читателем в своих поступках, мыслях, чувствах, суждениях о них других действующих лиц. Они оцениваются читателем, вызывают в нём чувства любви, восхищения, участия и ненависти, презрения.

3) К осознанию содержания, данного объективно в самом художественном произведении и в этом смысле независимого от воспринимающего, нет и не может быть никакого другого пути, кроме активности самого читателя, зрителя, слушателя.

Как надо правильно читать книги

 

Содержание произведения не переходит – как воды, переливающаяся из кувшина в другой, — из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя, а деятельность эта есть творчество.
Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит не только от состояния и достояния читателя в тот момент, когда он приступает к чтению вещи, но и от всей духовной биографии меня, читателя.

Он зависит от всего моего читательского прошлого: от того, какие произведения, каких автором, в каком контексте события личной и общественной жизни я читал в прошлом. Он зависит не только от того, какие литературные произведения я читал, но и от того, какие музыкальные произведения я знаю, какие я видел картины, статуи, здания, а также от того, с какой степенью внимания, интереса и понимания я их слушал и рассматривал.

Как надо правильно читать книги

4) «Трудность понимания». То, что зовут непонятностью в искусстве, может быть просто неточным названием читательской лени, беспомощности, девственности художественной биографии читателя, отсутствия в нем скромности и желания трудиться. Как часто «критика» литературного произведения есть критика Пацюка, которому «вареники» не хотят сами лететь в рот! Как часто прав Гёте, который пояснял, что когда кто-нибудь жалуется на «непонятность», «туманность» вещи, следует еще посмотреть, в чьей голове туман: у автора или читателя.

5) Литературное произведение не дано читателю в один неделимый момент времени, сразу, мгновенно. До тех пор, пока не прочитана последняя страница или строка произведения, в читателе не прекращается сложная работа, обусловленная необходимостью воспринимать вещь во времени. Это работа воображения, памяти и связывания, благодаря которой читаемое прочно сплавляется в органическую и длящуюся целостную картину жизни.

Что нужно для того, чтобы вырастали такие читатели? Прежде всего – воспитания навыков чтения художественной литературы в школе, начиная с начальной. Хороший учитель языка и литературы – не только тот, кто проверяет, прочитаны ли указанные в программе произведения и способны ли ученики грамотно сформулировать идеи этих произведений в тезисах.

Развивая эту способность, он одновременно показывается, как надо читать, понимать, осмысливать стихотворение, рассказ, повесть в качестве фактов искусства.
Велика также помощь, которую должны принести в воспитании читателя наша критика и наше литературоведение. Хороший критик – это писатель, который, если позволено так выразиться, «на людях», «вслух» читает и разбирает художественное произведение не как простую сумму только прикрытых «формой» отвлеченных мыслей и положений, а как сложный организм.

Надеемся, что вам понравилась статья про то как надо правильно читать книги. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://portalus.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!