Степени состояния здоровья человека по аюрведе — науке о красоте, жизни и долголетии. Четыре уровня здоровья.
Аюрведическая концепция здоровья человека имеет четырехуровневую структуру. На санскрите уровни здоровья называются так: арогья, сукхам, свастха, ананда.
Арогья — первый уровень здоровья. Слово «рога» означает физическое страдание, а «арогья» — отсутствие физических страданий. Это очень важный базовый уровень здоровья, который подразумевает, что человек не имеет телесных болей, недугов, воспалений и т.п., человек физически хорошо себя чувствует.
Этот уровень здоровья обеспечивает физическую предпосылку для успешной жизнедеятельности человека. Это очень важная составляющая здоровья, но только часть, которая не может самостоятельно без других частей обеспечить здоровья в целом.
Большинство современных пациентов и врачей воспринимают этот уровень здоровья, как достаточный и единственно значимый. Такой ограниченный подход к здоровью и является главной причиной плачевного состояния здоровья человека и неспособности западной медицины выйти за пределы симптоматического лечения.
Медицина видит свою задачу в эффективном подавлении симптомов заболевания. А мы, пациенты, этому потворствуем, мы ставим задачу врачу — быстро и комфортно устранить симптом заболевания, потому что он нас беспокоит, а не потому, что болезнь разрушает наше здоровье. Автор книг по психосоматике Курт Теппервайн сравнивает эту ситуацию с выкручиванием лампочки, сигнализирующей о поломке, и продолжением поездки на неисправном автомобиле.
Но верно и другое, как бы не хотели продвинутые пациенты и добросовестные врачи добиться истинного здоровья, их действия будут обречены на провал, если будут направлены только на достижение первого уровня здоровья.
Степени состояния здоровья человека по аюрведе — науке о красоте, жизни и долголетии
Первый уровень здоровья формирует базис для второго уровня.
Сукхам — второй уровень здоровья. Означает «мирское счастье, или счастье нахождения в социуме». Этот уровень здоровья подразумевает удовлетворение от своей профессиональной деятельности, материальное благополучие, удовлетворение от взаимоотношений на работе, в семье, в кругу друзей и близких. Именно второй уровень здоровья тесно связан, как уже упоминалось, с реализацией целей жизни: предназначение (дхарма), материальные блага (артха), удовлетворение желаний (кама).
Известный афоризм гласит: легче любить все человечество, чем конкретных людей. Для того что бы достигнуть второго уровня здоровья, необходимо осознать духовный аспект социальных взаимоотношений.
Сукхам подразумевает удовлетворенность от деятельности, от материального положения, от взаимоотношений. Большинство людей, в какие бы условия они не попали, будут не довольны. Или сразу будут довольны, но привыкнут, и через короткое время захотят большего, и снова будут недовольны. Умонастроение недовольства разрушает здоровье. Необходимо развивать в себе умонастроение благодарности – благодарности к жизни, судьбе, близким людям, природе, Богу.
Первый и второй уровни здоровья формируют базис для третьего уровня.
Свастха — третий уровень здоровья. Означает «укорененность в себе самом». Этот уровень здоровья подразумевает осознание своей собственной духовной природы.
Человек должен осознать, что материальная природа и духовная природа отличны друг от друга. Материальная природа – это наше физическое тело и его метафизическая тонкоматериальная оболочка: чувства, ум и разум. А духовная природа – это то, что в русском языке называется душой.
Душа подразумевает индивидуальность. Это важный философский аспект. Основная концепция ведической философии, а значит и Аюрведы, — это личностный подход, философия персонализма. Это значит, что каждый человек имеет уникальную индивидуальную духовную природу. И во всем мире нет ни одной другой души, которая повторяла бы нашу индивидуальность.
Человек должен перестать ассоциировать себя с телом, чувствами, умом. Человек должен осознать, что он является душой. Этот уровень понимания становится возможен только при одном условии: человек осознает, что его тело, все материальные объекты, все явления и события его жизни, все удовольствия и неприятности в его жизни временны, преходящи.
И только его душа, то есть он сам, вечна, бессмертна и неуничтожима. В Бхагавад-гите сказано: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело» (глава 2, текст 20).
Степени состояния здоровья человека по аюрведе — науке о красоте, жизни и долголетии
Но понятие свастха не ограничивается только духовной природой, оно несколько шире. Человек, осознав свою духовную природу, не замыкается только на ней и не отвергает свою материальную природу. Он начинает понимать замысел Всевышнего, осознает свои жизненные цели, понимает временность как позитивных, так и негативных явлений жизни, и формирует адекватную поведенческую реакцию на эти события.
Проиллюстрируем «укорененность в себе самом» на примере. У человека интересная работа, любимая семья, материальный достаток. И вдруг, кризис и автомобильная авария: работы нет, достатка нет, семьи нет. Трагедия, страшное горе. Человек, имеющий только второй уровень здоровья, как минимум, серьезно заболеет, а то и наложит на себя руки. Человек, имеющий третий уровень здоровья, осознает бренность материального мира и найдет в себе силы жить дальше и не болеть.
Третий уровень здоровья неразрывно связан с четвертой целью жизни человека – с мокшей – освобождением от невежества, от врагов ума, которые мешают осознанию своей духовной природы и замысла Всевышнего.
Степени состояния здоровья человека по аюрведе — науке о красоте, жизни и долголетии
Первый, второй и третий уровни здоровья формируют базис для четвертого уровня.
Ананда — четвертый уровень здоровья. Слово «ананда» означает радость, блаженство, безграничное счастье. Это очень высокий уровень здоровья, наделяющий человека духовным счастьем. Подразумевается, что человек на этом уровне постоянно испытывает радость, блаженство, счастье, духовный экстаз. И, более того, эти ощущения постепенно и постоянно нарастают.
При этом эти ощущения ни как не связаны с внешними позитивными или негативными обстоятельствами жизни. На этом уровне здоровья происходит парадоксальное отрицание необходимости первого уровня – физического здоровья. Человек может иметь тяжелое заболевание или телесное уродство, но при этом испытывать безграничное счастье и удовлетворенность.
Подавляющее большинство людей находятся на первом уровне здоровья, несколько меньше – на втором, ещё меньше – на третьем, и единицы – на четвертом. Как видим аюрведическая концепция здоровья представляет собой не простое отсутствие болезни, а комплексную систему, охватывающую физическую, психическую, ментальную и духовную сферу человека.
Правильное питание является основным фактором, влияющим на тело человека. Неправильное питание, согласно концепции Аюрведы, является причиной возникновения болезней, причем еда обладает позитивными и негативными свойствами. Отличаясь целостным подходом к проблемам здоровья, Аюрведа основное внимание уделяет именно питанию, ведь без должного режима питания никакое лекарство не будет работать как нужно.
Основная часть проблем со здоровьем связана с наличием пищевых отходов – токсинов, ядов, шлаков, которые при неправильном питании накапливаются в организме. Согласно учению Аюрведа, каждый продукт состоит из первоэлементов, содержащихся в различных пропорциях (огня, воды, земли, воздуха и эфира), а также из дош. Доши являются особыми характеристиками, поддерживающими равновесие в организме. Находясь в организме в определенных пропорциях, они приводят к гармонизации трех гун: раджас делает человека трудолюбивым, саттва повышает духовное развитие, тамас удовлетворяет человеческие потребности.
Питание по Аюрведе балансирует качества трех гун, а пренебрежение к питанию неизменно ведет к нарушению баланса и возникновению болезней. Согласно Аюрведе, доши присутствуют везде. Человек рождается предрасположенным к определенному характеру, отношению к миру, а также к определенному телосложению. Когда доша выходит из состояния равновесия, возникает болезнь. Зная основные принципы питания по Аюрведе, человек может контролировать здоровье.
Питание по Аюрведе улучшает метаболизм, процессы пищеварения, концентрацию внимания, память, нормализует сон, укрепляет иммунную систему, а также позволяет контролировать вес. Тип питания по Аюрведе зависит от конституционального типа. Разные доши предполагают поощрение или избегание определенных продуктов. Существует три основные доши: питта, ватта, капха. Доши имеют свои характеристики. Как правило, у человека одна дош преобладает, но бывает и так, что две доши имеют одинаковые показатели.
Для таких людей характерен смешанный тип, и можно пользоваться рекомендациями по питанию для двух типов. Ватта (ветер) Представители, обладающие данным типом, характеризуются худощавым тонкокостным телосложением. Такие люди быстро двигаются, говорят, думают, на лету все схватывают, но быстро забывают. Они внешне отличаются сухими, часто вьющимися волосами, сухой тонкой кожей, тонкими ресницами, ногтями. Ватта не терпит холод, напитки со льдом, прохладу. Ей сложно согреться. Такие люди обладают интенсивным метаболизмом и сжигают жиры быстрее, чем накапливают. Питание таких людей должно включать гречку, рис, молочные продукты, диету из мяса и овощей.
А вот питание овощами и фруктамив сыром виде стоит ограничить. Следует исключить кислые яблоки, соевые продукты, а также черный перец в качестве приправы. Из специй рекомендуется использовать мускатный орех, кардамон. Питта (огонь) Данный тип людей характеризуется нормостеническим телосложением. Такие люди обладают взрывным характером. Они часто краснеют, легко гневаются, подвержены воспалительным процессам, имеют интенсивное пищеварение. Люди данного типа внешне отличаются рыжими или светлыми волосами. Их светлая кожа склонна к перегреву, покраснениям, зачастую усыпана родинками.
Питта не терпит жаркую погоду, часто ощущает жар, обильно потеет, обычно у нее горячие ноги и руки. Данному типу людей полезно включать в рацион питания овощи, бобовые, сельдерей, спаржу, цветную капусту, молоко. Для них полезно питание овощами и фруктами, а вот красное мясо нужно ограничить. Исключить стоит шафран, имбирь, орехи. Из специй стоит использовать корицу, укроп, кориандр, мяту. Капха (слизь) Люди данного типа склонны к набору веса и ожирению. Это происходит из-за неправильного питания и замедленного метаболизма. Капха могут очень быстро набрать вес, а избавиться от него сложно.
Люди данного типа обладают ширококостным телосложением, любят поспать, медлительны. Положительными чертами их характера являются миролюбие, уверенность в себе, уравновешенность. Внешне они отличаются густыми блестящими волосами, чистой, плотной, прохладной кожей, большими глазами, широкими плечами, густыми ресницами. Им хорошо в любую погоду. Обменные процессы таких людей настолько замедлены, что даже питание овощами и фруктами может привести к отложению жира. Люди данного типа должны поддерживать уравновешенную диету, мясо и овощи должны быть в рационе обязательно, нужно также употреблять коричневый рис, соевый сыр, бобовые. Рекомендуется включать в рацион питания имбирь. Ограничить нужно сладости, исключение – мед. Когда доши сбалансированы, организм находится в состоянии здоровья.
Основные принципы питания по Аюрведе Употреблять пищу нужно только сидя; основной прием пищи должен быть примерно в полдень; ешьте в спокойной атмосфере; нельзя во время еды смотреть телевизор, отвлекаться, читать; согласно теории питания по Аюрведе нельзя употреблять пищу в возбужденном эмоциональном состоянии; перерыв между приемами пищи должен быть более 3 часов; нельзя употреблять пищу после захода солнца; не стоит есть слишком горячую или холодную пищу; не нужно обильно запивать еду, особенно холодной водой; нельзя перед сном есть кислые и соленые продукты, даже кефир.
Питание по Аюрведе: совместимость пищи Согласно теории питания по Аюрведе, нельзя сочетать молочные продукты и кислую пищу; нельзя употреблять дыни вместе с зерновыми; нельзя нагревать мед: подвергшийся нагреванию мед становится токсином для организма; не стоит сочетать молоко и другие белковые продукты: молоко обладает охлаждающими свойствами, а белки согревают, и при сочетании данные продукты противодействуют.
Секреты питания по Аюрведе При питании овощами и фруктами, а также соблюдении диеты из мяса и овощей обязательно употребляйте только рекомендованные сочетания продуктов; для лучшего усвоения сбрызните блюда перед употреблением лимонным соком, это еще и придаст блюду свежий приятный вкус; для того чтобы блюда давали лишь приятные эмоции, в процессе приготовления добавляйте сахар, даже в соленую пищу; самая здоровая пища – свежая; если блюдо простояло более 3 часов, оно приносит мало пользы организму, а если всю ночь – продукты в нем начинают разлагаться, даже если мы не видим этого; замороженная и консервированная пища не несет никакой пользы организму; максимально полезная пища должна содержать все шесть вкусов: сладкий, соленый, кислый, терпкий, острый, горький; для усиления полезных качеств пищи добавляйте специи, но лишь те, которые подходят вашему типу.
Надеемся, что вам понравилась статья про степени состояния здоровья человека по аюрведе — науке о красоте, жизни и долголетии . Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!
Источник информации для статьи взят с: http://neo-ayurveda.ru/ http://pohudeem.net/