В чем заключается эгоизм что значит примеры проявления в жизни человека (психология)

yegoizm-privodit-k-perenapryazheniyu-ner2Одно из свойств эгоизма это сопротивление и он также вызывает сопротивление окружающей среды. Отсюда несложно понять, что эгоизм приводит к перенапряжению нервной системы человека.

НАПРЯЖЕНИЕ
Одно из самых опасных качеств, которым нас наделяет эго, – это напряжение. Почему эго напрягается? Почему от эго идет напряжение? Все это разные формы защиты. Вам что-то сказали оскорбительное, первое, что ум говорит, что эго говорит? Оправдание. Как ты мог меня оскорбить? Как ты мог так со мною поступить?

Или другая крайность – соглашаемся. Да, я самый низший, я самый падший, недостойный. Это все из этой же оперы. Вначале идут оправдание и защита, и параллельно напряжение. У эго тысяча причин, почему оно напрягается. Оно всегда к чему-то привязано.

Даже если все у вас есть, вы напрягаетесь. Ведь это все надо удержать. Вы достигли какого-то положения – его надо удержать. Как на вас все посмотрят? Что о вас подумают? Вы всегда в напряжении. Вы заработали миллион. Вы положили деньги в банк. С утра встаете и молитесь за этот банк, чтобы он не разорился. У вас напряжение, чтобы этот миллион не ушел. Есть тысяча причин, почему у нас возникает это напряжение. Эго всегда в напряжении.

Эгоизм и хроническое перенапряжение нервной системы человека

Мы сюда голыми пришли, голыми и уйдем. Не копите на этой земле ничего, все это временно. Мы можем копить только одно – безусловную любовь.

Чем мы более бескорыстны, тем больше мы можем жить любовью и тем более мы ближе к Богу. В духовном мире люди живут полностью сердцем, полностью бескорыстно. Можно жить и здесь в этом мире так. Иисус Христос сказал, где царство Божие? Внутри нас. Если у нас внутри царство Божие, если мы живем любовью, нам нечего уже бояться. Где бы мы ни были – мы всегда счастливы.

Единственное, что нас может опечалить, это страдания других. Мы начинаем другим сострадать. У нас единственная проблема – как я других могу сделать счастливыми? Эго всегда требует «мне давайте!», ему всегда мало. Даже если вы дадите все, что просит эго, – ум будет искать удовольствия в чем-то другом. Даже духовной жизнью многие начинают заниматься, чтобы стало хорошо физически, чтобы болезни прошли.
yegoizm-privodit-k-perenapryazheniyu-ner
Насколько у нас внутри много безусловной любви и бескорыстности, настолько мы реально приближены к Богу. Насколько меньше эгоизма, настолько личность выше по-настоящему. Настолько эта связь больше. Единственная энергия, которую мы получаем на тонком плане, это Божественная энергия любви. Но наше эго ее перекрывает.

Рами Блект «Судьба и Я»

Что такое Эгоизм, Эго человека, и кто такой Эгоист? Эзотерический взгляд

В данной статье мы рассматриваем фундаментальные с т.з. практической психологии, эзотерики и личностного роста вопросы: что такое Эго человека? что такое Эгоизм? и кто такой Эгоист? Но мы посмотрим на человеческое Эго не столько с психологической стороны,  сколько с точки зрения Эзотерики.

Понимание Эго для подкованного эзотерика безусловно будет отличаться от общепринятых в психологии представлений о человеческом Эго и об Эгоизме в целом. Эзотерическая модель Эго, в т.ч. с моей личной точки зрения, на порядок эффективнее для практического применения, и для работы над собой, и для помощи людям в их развитии и решении жизненных проблем.

Во многих статьях на нашем сайте мы уже затрагивали вопросы Эго и то, как работает Эгоизм. Рекомендуем вам обязательно ознакомиться с этими статьям:

  • Почему все мужчины убегают от меня на пике отношений?
  • Что такое Гордыня и Высокомерие
  • «Я не могу измениться!» Что делать? Выбор авторитетов и ловушки подсознания!

Начнём с определений, а затем перейдём и к практическим вопросам.

Что такое Эго человека с эзотерической точки зрения

Одно из описаний Эго, представленных в Интернет:

  • Эго (малое «я», ложное «я», второе «я», ego) — это все то, чем мы НЕ являемся в действительности, это наша ложна сущность, которая постоянно что-то ищет, хочет, боится или комплексует.

Попробуем эзотерически определить Эго человека:

С точки зрения эволюции души, формирование и развитие человеческого Эго — это естественный и закономерный этап, который проходит каждая душа на Земле на нижних уровнях развития.

И если божественная Душа — это всё самое чистое и светлое что есть в Человеке, что в него заложено Творцом (божественный потенциал, Идеалы Бога, Законы мироздания, Способности и т.д.), то Эго — это не божественная, временная, темно-серая несовершенная часть души человека, часть его личности, которая приобретается и развивается в процессе получения им опыта жизни на Земле, и в Тонком мире.

Эго — формируется в следствие нашего человеческого, физиологического (материалистичного) и социального восприятия себя и своей жизни. Когда ты не воспринимаешь себя божественной Душой, а сам являешься мнимым центром мира и собственной жизни, оторванным в своём самовосприятие от Источника и Вселенной. В духовном восприятии — центром мира и Источником жизни всегда является Творец.

Абсолютно любая душа в процессе своей эволюции проходит через эгоистичный этап развития сознания. Этот этап эволюции длится до тех пор, пока Душа (Человек) не достигает определённого уровня духовного совершенства, когда уходят все ограничения сознания, ложные и ограниченные «я», и связанные с ним страхи, негативные эмоции, эгоистичные желания и амбиции, соответствующие Эго пороки и слабости. То есть, Эго в человеке доминирует до тех пор, пока его Душа не становится в достаточной степени духовно и энергетически чистой (когда в сознании, в опыте души не остаётся заблуждений и ошибок), сильной (неуязвимой и устойчивой для любого Зла) и совершенной (все основные способности и таланты заложенные Творцом раскрыты).

По-другому, Эго можно определить как пока «ограниченное сознание», сознание запертое в определённых рамках ограничений, сознание не просветлённое, не раскрытое полностью, не единое с Творцом (со своим Источником).

Эзотерическим языком, Эго — это неочищенный совокупный опыт Души по всем её воплощениям на Земле и в Тонком мире. Это та часть Души (сознания) в которой хранятся: все ошибки и заблуждения человека, тупики сознания, причины его грехов и наказаний, причины негативных эмоций, страданий и боли, все его комплексы, страхи и ограничения, весь опыт, который подлежит анализу и кармической очистке. К Эго так же нужно отнести животные инстинкты и низменные желания, которые могут жить и развиваться в человеке, достигая почти беспредельных размеров и крайностей (пороки, разного рода извращения и отклонения).

По мере зачистки своего несовершенного опыта — Эго человека будет уменьшаться, таять, а светлая Душа — набирать Силу, Свет, Веру, Любовь, Мудрость. Негативный отягощающий Душу кармический опыт — будет превращаться в позитивный опыт, который формируется по Законам Бога и Идеалам Творца.

Т.о., в процессе эффективного духовного развития и очищения своей кармы, человек, работая со Светлыми Силами, превращает свой сугубо человеческий (эгоистичный) опыт в опыт божественный («золотой опыт Души»).

Это наиболее общее описание человеческого Эго.

Проявления Эго и его борьба с Душой

Простым языком, Эго человека — это «тёмная сторона луны», тёмно-серая часть сознания (и разумеется подсознания), которая всегда борется со светлой его частью, с божественной Душой.

Эго всегда стремиться к самоидентификации и обособлению, к отделению себя от окружающего мира, от Бога, от людей. И, соответственно, когда в человеке Эго сильнее, чем его Душа, ему всегда будет сложно воспринимать себя частью целого, ощущать своё духовное единство с другими людьми, с миром, с Богом.

Многие люди Эго путают с индивидуальностью. Эго — это всегда ложная индивидуальность, развивая которую человек никогда не будет находить истинной радости в своём сердце, а напротив, внутренне будет становиться всё несчастнее, всё больше ощущая свою оторванность от мира и общества. В таких людях сильно развивается чувство противопоставления, соперничества, ревности и зависти по отношению к другим, и это раздирает на части их душу, лишая их покоя и удовлетворённости.

Истинная Индивидуальность раскрывается только через раскрытие и развитие своей божественной Души! Именно в Душе человека заложена его индивидуальность, данная Богом каждому. И раскрыть её возможно только через преодоление своего Эго. А это значит во всём и всегда стремиться поступать в интересах своей Души, а не идти на поводу у своего разбалованного Эго (Эгоизма).

А неприятности в жизни человека начинаются именно тогда, когда Эго начинает брать верх над Душой, когда оно захватывает власть и подавляет светлую часть Души, глушит её голос, который мы называем Совестью.

Суть Эго — это личная выгода (эгоизм), стремление к явному или завуалированному превосходству над другими во всём (личная власть), исключительно для реализации своих эгоистичных желаний.

Наиболее ярко Эго проявляется через:

  • Тщеславие: желание получать внимание, энергию, любовь других людей незаслуженно (тщетная слава).
  • Гордыню: завышенная и ничем не обоснованная раздутая самооценка, желание считать себя лучше других.
  • Соперничество, часто агрессивное и ревностное. Такое нездоровое соперничество отталкивает других людей и блокирует чувство Дружбы.
  • Жажду власти и обладания: желание присваивать то, что тебе по праву не принадлежит, включая других людей, их внимание, время, имущество, энергию, и даже судьбу (жажда властвовать над жизнью другого человека).
  • Корысть и выгоду: данное самому себе право использовать других людей в своих личных эгоистичных интересах (потребительское отношение к людям, к миру, к обществу, к Богу и даже к себе).
  • Так же Эго и Эгоизм проявляются и выражаются в обидах, раздражении, ревности, зависти, в негативном отношении к другим, в привычке лгать, в трусости, в лени, т.д.

О том, как работает Эго и Эгоизм так же изучайте на конкретных примере в статье — Почему все мужчины убегают от меня на пике отношений?

Где в человеке живёт Эго?

Центр Эго у разных людей может отличаться. В любом случае это чакры сознания, а в какой именно чакре будет располагаться эго-центр зависит от особенностей человека, от того, в чём именно он больше всего ищет жизненную опору.

  1. У одних людей — это чакра Интеллекта. Мы часто называем их «умниками», эти люди козыряют своим интеллектом, самоутверждаются в обществе за счёт своей эрудиции, высокомерно относятся к тем, кто менее умён, чем они. У таких людей часто проблемы с чувствами, с сердечностью и добротой.
  2. У других центр эго в Манипуре. Такие люди делают ставку на собственную харизму, на силу своей личности, на энергетическую силу. Именно этой силой и т.н. харизмой они и пытаются влиять на других, возвышаясь над людьми или подавляя их. Но это влияние они используют в основном для того, чтобы все прожекторы и внимание людей было направленно исключительно на них самих.
  3. У третьих, управляющее Эго живёт в Свадхистхане. Наверное вы встречали людей помешанных на сексе, собственной сексуальности и привлекательности. Главное, что им нужно — это «понравиться». Это Эго живёт желаниями, инстинктами, часто не управляемыми. Гипрертрофировнное Эго Свадхистханы ввергает людей в пороки, и они становятся рабами своих желаний.
  4. У четвёртых центр Эго в Муладхаре. Это люди, для которых самое важное это материальное благополучие и личная власть над судьбами родных людей. Яркий пример — это мамаши-квочки, стремящиеся всеми правдами и не правдами управлять судьбами своих уже взрослых детей, ломая их жизнь под себя. Ещё это Эго называют — родовое Эго.

В принципе, управляющий центр Эго может быть в любой чакре, зависит от человека, но программы Эго есть во всех чакрах без исключения.

Подробнее, что такое Эгоизм и кто такой Эгоист

— проявление Эго, доминирование в человеке Эго над его божественной Душой, способ мышления, восприятия и поведения, при котором человек всегда на первое место ставит свои личные интересы и приоритеты, личную выгоду и желания. Интересы других людей, Высших Сил и этого мира в целом при этом, либо не интересуют его вовсе, либо интересуют чисто формально и всегда во вторую очередь.

Распространённые заблуждения об Эгоимзе

«Эгоизм — это хорошо, это любовь к себе»

Эгоизм — это ложная любовь к себе. Это любовь не к своей божественной Душе, а к своей гордыне и тщеславию, любовь к своему самомнению и ложному величию. Это ублажение своих низменных желаний и пороков, оправдание своих грехов и ошибок, потакание тому злу, которое живёт в человеке и разрушает его (оправдание и подпитка своей лени, глупости, необразованности, своих обид, эмоций злости и ненависти, зависти и ревности, своих вредных привычек и пороков, др.).

Эгоизм и любовь к Себе не стоит путать точно так же, как не стоит путать Гордыню (Высокомерие) и Гордость (Внутренне Достоинство). На эту тему рекомендую статью — Чем отличается Гордость от Гордыни?

Любить себя конечно нужно, но эта любовь не должна принижать достоинство и интересы других людей, и не должна обесценивать как других людей, так и весь мир вокруг вас. Истинная любовь и доброе отношение к самому себе — всегда даёт вам такое же доброе отношение и к другим людям, усиливая их ценность в вашей жизни. Такая любовь рождает в Душе светлое стремление делать Добро для других людей бескорыстно, без неистовой жажды обязательно получить личную выгоды от любых отношений. Когда в душе раскрывается настоящая Любовь к себе и к другим людям — эгоизм быстро тает, теряет силу, уменьшается.

Понятие «Здорового Эгоизма»

Под «здоровым эгоизмом» чаще всего понимают совсем не эгоизм, а умение человека избегать крайностей. Ведь отсутствие у человека эгоизма совсем не предполагает, что человек не должен заботиться о самом себе и своей жизни, или, что он всегда должен делать всё в ущерб себе, но в угоду другим. Это глупость и крайность! Если человек честным трудом своей души заслужил красивую и богатую жизнь — он должен с достоинством принять это и гордиться собой. Богатство, роскошь, достойная личная жизнь не делает человека эгоистом.

Эгоистом человек становится, если при всей этой роскоши он начинает плевать на остальных людей, полностью игнорируя их интересы и чувства, и ничего полезного и доброго не делает для общества и этого мира. Если «всё хорошее только для себя» — это эгоист.

К эгоизму можно относиться по разному. Но по существу, махровый Эгоист — это раковая клетка общества и этого мира, которая тянет из вселенского организма лучшие жизненные соки, а взамен ничего давать не хочет, кроме своих отходов жизнедеятельности. Любой организм рано или поздно обязательно отторгнет такую вредоносную «клетку».

Другие описания и проявления Эгоизма:

  • Эгоизм — желание жить за счёт других и получать что-либо в этой жизни не заслуженно, то есть даром «на халяву», или применяя для этого «тёмные» методы (обман, манипуляция, насилие, др.).
  • Гипертрофированный или махровый эгоизм — иждивенчество и тунеядство.
  • Эгоизм — оправданная потребность и желание использовать других и весь мир (его ресурсы) для реализации своих эгоистичных желаний и в любых корыстных интересах.
  • Эгоизм — оправданная готовность и привычка «плевать на других и их мнение». У эгоиста — «все мысли только о себе», либо о своих не реализованных желаниях, либо о своих «самых проблемных» проблемах. И это всегда делает эгоиста глубоко несчастным.
  • Эгоизм — когда человек готов делать только то, что «нравиться» лично ему, когда для него это самое главное. А если это не нравиться другим — его это не интересует, или интересует в десятую очередь.
  • Эгоистичные программы сознания: «это моё», «мне все должны», «я лучше других», «я лучше знаю» (умнее, важнее, т.д.), «я всегда прав», «всё лучшее — для меня», «главное, чтобы мне нравилось», «моё — важнее твоего», «я хочу так и мне не интересно чего хочешь ты», «всё будет по-моему», «мне это неинтересно, потому что это не выгодно», др.

Эгоиста не интересует «хорошо это или плохо», «добро это или зло», его интересует — выгодно это для него лично или не выгодно, «моё» это или «чужое» (радость, горе, т.д.): если»чужое» — это не интересно, если «моё» — это «самое важное», если это что-то «чужое» и это что-то «мне очень нужно» — «как это сделать своим?», т.д.

Что ждёт Эгоиста?

Эгоиста всегда ждут разочарования и пожирающий голод его неутолимых желаний, которые он не может реализовать. Эгоист — раб своего Эго, своих Желаний, убийца своей Души.

Есть ещё кое-что очень важное. Лично я не встречал ни одного по-настоящему счастливого эгоиста. Встречал богатых, очень талантливых и умных эгоистов, встречал очень харизматичных, влиятельных и публичных, а счастливых, кто бы жил с удовлетворённостью в сердце не встречал.

Потому что, чем больше в человеке эгоизма, тем больше он недоволен всем и вся. Кстати, по поводу недовольства собой, жизнью, другими людьми очень рекомендую статью — Недовольство собой, своей жизнью, судьбой, всем подряд. Что делать?

Удовлетворить эгоиста — нереально! Как только он получает то, чего жаждал 5 мин. назад, он начинает жаждать чего-то другого и быть не доволен чем-то ещё. Потому что, у эгоиста в принципе заблокировано духовное сердце, заблокирован Атман, чувства и радость тоже по больше части перекрыты. Только если Душа как-то случайно пробьется через стены эгоизма, человек может порадоваться чуть чуть, а дальше снова Эго берёт верх  и на этом радость заканчивается.

Именно поэтому Эгоисты в глубине души это несчастные люди. Эгоизм, если вы отдаёте ему власть над собой и «сливаете» свою Душу — всегда ведёт вас к бесконечным страданиям и душевным мукам, даже если страдать вы будете в собственном дворце, сидя на золотом унитазе.

Что делать с раздутым Эго и своим Эгоизмом

Осознание и искреннее признание в себе Эгоизма — это уже большое дело и залог победы вашей божественной Души над вашим Эго.

На тему «Как избавиться от Эго и Эгоизма» обязательно будет отдельная статья с практиками и заданиями. В данной статье остановлюсь на главном. Что очень важно понять:

  1. Вы не одолеете своё Эго и Эгоизм за 5 мин, и даже за год. Как уже было сказано выше — Эго будет уходить по мере эволюции вашей Души, по мере вашего духовного роста. Но вы можете взять власть над своим Эго, научиться его контролировать, держать в ежовых рукавицах и постараться подчинить его своей Душе, своей светлой части.
  2. Поэтому, первое — поставьте духовную цель подчинить Эго своей Душе, своей доброй, чистой, бескорыстной и любящей части сознания. Для этого под каблуком должны быть такие пороки как гордыня, тщеславие, лень, ревность, зависть, жадность, др. Не давайте этим порокам управлять вашей жизнью и активно избавляйтесь от них, заменяя на соответствующие достоинства.
  3. Определитесь с важнейшим выбором №1: что для вас важнее — ваше Эго (самолюбие, желания и амбиции) или ваша божественная Душа? На чьей вы стороне? Кому вы отдаёте свою энергию, силы, жизнь — своему Эго или своей Душе? Определитесь ради чего вы живёте — ради своего эгоизма, или ради своей Души, её развития и счастья?
  4. Сделайте важнейший выбор №2: примите ответственное решение, что  «Бог, мой Создатель, Его Воля и Мудрость, Его мнение о моей жизни — всегда для меня важнее и выше, чем мои собственные желания и представления о себе самом и своей жизни».
  5. Следующее, что нужно принять и с чем сложно спорить в здравом рассудке: что этот мир, все люди, человечество, Бог — многократно ценнее, важнее, весомей, чем только лишь ваша персона. Важно стремиться не быть паразитом и пиявкой на теле этого мира.
  6. Основное с чем нужно работать, чтобы преодолеть своё Эго — это Самооценка. Поэтому, переходите по ссылке в соответствующий раздел и работайте по практическим статьям, где есть задания, техники, рекомендации.

Если говорить об эгоизме как о качестве личности, то вырастает оно из такого понятия, как ЭГО. Эго — это способность индивидуума отделять себя от окружающего мира и противопоставлять себя ему, то есть постоянно сравнивать и оценивать. Эгоизм трудится в интересах личности, это её неотъемлемое качество, так как помогает самоопределиться и действовать самостоятельно, проявляя волю и характер. Обычно с термином «эгоизм» связаны не слишком положительные отзывы, однако, в психологии эгоизм считается полезным свойством человека. В определенных пределах, конечно.

Эгоизм как черта характера постоянно тянет одеяло на себя. Он борется за то, чтобы ЭГО, к которому он принадлежит, с легкостью удовлетворяло все свои желания. Любое сопротивление, препятствие или невозможность получить желаемое провоцируют гнев и возмущение, являющиеся, с точки зрения эгоиста, вполне резонными.

Сфера распространения эгоизма отдельной личности хорошо различима на примере разных видов социума. Возьмём такие группы, как человеческое общество, волчья стая и пчелиный рой. Каждый отдельный член своего общества осознаёт принадлежность к нему, но по-разному определяет свою роль и роли окружающих его собратьев. В пчелиной семье всё подчинено интересам королевы, так как она — залог существования роя. Рядовые пчелы работают на совесть и погибают без сожаления, не проявляя никакого эгоизма; для них исполнение своего долга — смысл жизни, и ни у кого не возникает мысли уклониться от обязанностей. Королева же сутки напролёт занята воспроизводством потомства и заботой о благополучии колонии. На уровне конкретного члена этого общества эгоизм не существует в принципе. Зато он проявляется на уровне всего общества, когда рой, атакованный извне, начинает защищаться, действуя, как единое целое.

У волков каждый волк в стае имеет свое положение и статус — от вожака до аутсайдера. И свой статус они регулярно подтверждают, продвигаясь вверх по иерархии или теряя позиции. Каждый желает занять место попрестижнее, видя в других соплеменниках своих соперников, но никакой волк не хочет стать одиночкой. Сам себе вожак — это не для них, так как даже вожак осознаёт, что одному в лесу не выжить. Таким образом, хотя каждый член стаи индивидуален и обладает личным эгоизмом, он вынужден смирять его перед потребностями всей группы. Со слабыми, увечными или чужаками расправляются безжалостно и быстро, считая их опасной обузой.

В человеческом обществе, обладающем разумом и духовностью, в отличие от звериного, действуют нормы морали. В современном мире закон запрещает уничтожать недееспособных граждан, инвалидов, стариков, а также продвигаться по иерархической лестнице, используя абсолютно любые методы и инструменты. Все люди ощущают свою принадлежность одновременно ко множеству групп — семье, рабочему коллективу, государству, политическому течению, религии, общественной организации и др. — и везде человек осознаёт свою индивидуальность, имеет определённые личные устремления, хочет приобрести ту или иную выгоду от деятельности в группе. Каждый человек эгоистичен. В то же время сообщество людей, равных между собой внутри, может проявлять эгоизм групповой, действуя вместе от имени всей группы, например, как при национальных конфликтах. Здесь уже люди забывают о личном эгоизме, заботясь о пользе группы. Отличительной особенностью человеческого общества является способность ущемлять не только личный эгоизм в пользу группы, но и способность группы поступиться своими интересами ради выгоды в более широком масштабе. Пример — сотрудничество государств перед угрозой терроризма или заключение перемирий между враждующими кланами перед общей опасностью. Человек, обладая эгоизмом на уровне отдельной личности и какой-либо социальной группы, также осознаёт свою принадлежность к человеческому роду, к живому виду, населяющему планету, и способен при необходимости усмирять эгоизм в любых масштабах — от индивидуального до межгосударственного и даже межвидового. Введение квот на охоту и рыболовство, вырубку лесов и выброс загрязняющих веществ не выгодно политически и экономически, но это помогает сохранить окружающий мир и даёт возможность всем живым существам избежать уничтожения.

Виды эгоизма
Как уже писалось выше, эгоизм может быть индивидуальный и групповой. Также он может быть скрытый и явный. Если при явном эгоизме человек заявляет: «Я — звезда, я требую восхищения и подчинения», то при скрытом эгоизме человек пытается поставить окружающих в зависимое положение с помощью жалости: «Я жертва, я страдаю! Кто меня не поддерживает и не приносит мне облегчения, тот отвратительный палач, достойный всеобщего порицания». Часто этим пользуются дети, симулирующие истерики, физически ослабленные и нездоровые старики, а также те, кто избегает серьезной ответственности. Скрытый эгоизм, как правило, не вызывает ответной агрессии и желания противостоять чужому напору, поэтому такие «жертвы» очень умело манипулируют окружающими в своих интересах.

Ф. Лерш выделял такие типы эгоизма:

самозащиты;
поддержания уровня жизни;
самоутверждения.
Эгоизм самозащиты — основной инстинкт. Даже самые спокойные и воспитанные люди могут превратиться в обезумевших дикарей, когда возникнет опасность для их жизни. Это хорошо видно при экстремальных ситуациях, когда толпа бежит к выходу, давя всех и вся на своем пути.

В «Теории справедливости» Дж. Роуз описан эгоизм таких видов:

«Все должны мне»,где члены общества служат интересам отдельной личности.
«Я никому никогда ничего не должен», где некто, действуя в своих интересах, не считается ни с какими общественными нормами и запретами.
«Никто никому ничего не должен», где все действуют в личных интересах, не признавая никаких правил или ограничений.
Посттравматический эгоизм появляется, когда после перенесенной травмы или полученных увечий человек осознаёт, что стал менее продуктивен и ценен в какой-либо области, но не желает с этим смириться.

Также психологи выделяют эгоизм возрастной, связанный с этапами становления личности.

Интеллектуальный эгоизм подразумевает, что некто фанатично придерживается своих идей, считая их самой истиной. Он отказывается выслушать других и не приемлет иных точек зрения и понятий. При таком эгоизме человек замыкается на своих идеях, существуя как бы в отдельном мире.

Выделяют женский и мужской эгоизм. Разница между ними состоит в том, что мужчина считает: «Я — супер, и до остальных мне нет дела», женщина же думает: «Я — супер, и все должны быть этим озабочены». В современном обществе, к сожалению, такой эгоизм поощряется. Если ещё век назад роли мужчины и женщины рассматривались в разрезе семейных отношений, во взаимосвязи и взаимодополнении (а никак не раздельно), то сейчас культура сохранения крепкой семьи и долгосрочных отношений намеренно затеняется, если не уничтожается. Успешный мужчина позиционируется не как глава семейства и опора, надежный и умелый домохозяин, а как самодостаточный, независимый, не обременённый никакими обязательствами человек. Женщина же более престижным видит роль бизнес-леди, роковой красавицы, даже банальной содержанки, но в любом случае далёкой от семейного быта. Наличие же детей, которое в традиционных культурах считалось показателем успешности отношений, сейчас рассматривается как осложняющий жизнь фактор. Когда пара решает воспитывать ребёнка, то оба соглашаются посвятить значительную часть своей жизни этому процессу, то есть отказываются от части своих эгоистических планов в пользу заботы о потомстве. Современные же молодые люди предпочитают «пожить для себя», а те, кто всё же имеют ребенка, навряд ли готовы осознанно жертвовать личным временем, силами и энергией ради его воспитания.

Особый вид эгоизма — альтруистический. Альтруистический эгоизм подразумевает взаимовыгоду ожиданий индивида и общества. Например, некто может отдать другому право на свое имущество, так как не желает содержать и заботиться о нём, хотя и продолжает им пользоваться. Альтруистичный эгоист может уступить хорошую должность коллеге, так как не хочет лишний раз перерабатывать, мотаться по командировкам и отчитываться перед начальством. Он может принять чужую точку зрения или рискованный план лишь потому, что желает сохранить свою профессиональную репутацию и не хочет в итоге отвечать за промахи и срывы. Также он может, наоборот, взять на себя какую-либо ответственность, от которой отказались окружающие, лишь ради того, чтобы проверить собственные догадки или испытать новую теорию. Альтруистический эгоизм заставляет человека сохранять нечто, имеющее важность только для него, на что не претендуют окружающие, и поступаться тем, что, по мнению альтруистичного эгоиста, ценности не представляет, но вполне пригодится другим. Как правило, альтруистичные эгоисты — люди нестандартных взглядов, творческие личности, идеалисты, даже белые вороны. Их эгоизм не распространяется на те области, в которых варятся обычные эгоисты; для них самооценка важнее оценки общества, а желанные материальные ценности могут приобретать самое неожиданное воплощение (например, старинные вещи, купленные на блошином рынке, или сборник тематических журналов).

Разумный эгоизм. Такое бывает?
Есть также понятие разумного эгоизма, пришедшее еще от античных мыслителей. Вкратце о нём уже говорилось. Разумный эгоизм одразумевает сотрудничество личности и общества через нахождение в обоюдных притязаниях золотой середины. Именно то, что человек разумен, даёт ему понять наличие выгоды от принадлежности к группе и отождествления успехов группы со своими собственными. Н. Г. Чернышевский, развивая теорию разумного эгоизма в своём творчестве, подчеркивал, что счастье одного индивида невозможно без благополучия всего общества, в котором тот находится.

Ещё одно понятие, близкое к эгоизму, это эгоцентризм. Между ними существует большое различие, хотя иногда их путают. Эгоизм так или иначе основан на взаимодействии личности и социума. Эгоист, сравнивая себя и других, ощущает свое превосходство; сравнивая свои успехи с чужими, ощущает себя более успешным и талантливым, а выслушивая чужое мнение, ищет в нем изъяны и слабые стороны в пользу своего суждения. Эгоцентрик же в компании не нуждается, он асоциален и самодостаточен. Для него не существует других людей, подобных ему, то есть имеющих аналогичные потребности, умеющих что-то или обладающих каким-то мнением и знаниями. Эгоцентрик один в своей Вселенной, остальные люди для него — декорации и инструменты для достижения собственных целей. Если эгоист видит окружающих и признаёт их существование, то эгоцентрик знает в мире только одно одушевлённое и разумное существо — себя любимого. По сути, эгоцентризм — это уже не черта характера, а психическое нарушение.

Эгоизм гениев
Особый вид эгоизма — профессиональный, выраженный в желании превосходства только в конкретной сфере деятельности; он присущ людям, посвятившим себя определенному занятию. Это трудоголики и фанатики своего дела, готовые охотно пожертвовать всем остальным ради любимого занятия. В случае явного успеха такой эгоизм нередко выливается в «звездную болезнь». Главный показатель наличия эгоизма этого типа — неумение признавать поражение, зависть к тем, кто более успешен, и абсолютная уверенность в своём превосходстве. Конечно, в мире встречается немало одаренных людей, даже гениев, но некоторые сохраняют вокруг себя непринужденную атмосферу, а другие, в силу эгоизма, ослеплены собственным величием. Вот несколько разнообразных примеров гениальных личностей из истории.

Леонардо да Винчи, например, был до крайности скрытен: он не подписывал свои произведения, оставляя лишь опознавательные знаки. Он не признавал никаких авторитетов и был абсолютно уверен в своих возможностях. В общении был весел, остроумен, красноречив, любил говорить загадками и метафорами, хотя предпочитал одиночество. Для увеселения товарищей часто изобретал всякие механизмы в виде животных и птиц, которые двигались и пели.

Альберт Эйнштейн, по словам очевидцев, был самодовольно жизнерадостен. Он не терпел, когда кто-то рядом был грустен, не принимал всерьёз неудачи и не огорчался по пустякам, много шутил, считая юмор лекарством против всех бед. Не выносил лжи, несправедливости и насилия, считая самым отвратительным словом в немецком языке слово Zwang — принуждение. Ученый считал, что добиться истинного успеха может только маньяк, одержимый одной мыслью, поэтому в обычной жизни он был до крайности спокоен. Эйнштейн не был ослеплен своими успехами и допускал, что вполне может ошибаться. Врач ученого вспоминал, что Альберт терпеть не мог позировать для художников, но если кто-то из них говорил, что портрет поможет ему справиться с нуждой, Эйнштейн тут же соглашался. Альберт Эйнштейн был гуманистом, пацифистом и ярым антифашистом.

Михайло Ломоносов, являясь выходцем из крестьянского сословия, до конца своих дней оставался, по словам очевидцев, мужиковатым и прямолинейным человеком. Находясь при дворе, он не влился в императорскую свиту, так как не умел лицемерить и интриговать, напрямую высказывая в лицо человеку всё, что о нем думает, от чего нередко страдал. Очень остро переживал несправедливость, наблюдая, как осыпают наградами людей, совершенно их не заслуживающих, а те, кто имеют талант, остаются не востребованы по причине личной неприязни или из-за низкого происхождения. По характеру он был скрытен и необщителен, даже мнителен, с трудом заводил знакомства, но имел бойцовский характер, страстно и смело выступая против тех, кого считал своими недругами.

Михаил Кутузов имел от природы удивительно развитые осторожность и хитрость. Близкие и окружающие нередко упрекали его в медлительности и даже трусости, хотя на самом деле под маской спокойствия, благодушия и неторопливости скрывался детальный многоходовой расчет. Хитрость Кутузова имела не банальный утилитарный, а скорее артистический характер. Терпеть не мог чужих советов, но никогда не тратил силы на споры, благодаря чему мог сохранить нормальные отношения практически со всеми. В кругу близких и друзей был чувствителен, даже сентиментален, но в отношении иноземных захватчиков не испытывал никакой жалости, проявляя удивительные стойкость и мужество на поле боя. Также он был категорически против пролития крови русского солдата во имя освобождения Европы.

Наполеон Бонапарт, по свидетельству очевидцев, с детства был честолюбив, своенравен и болезненно самолюбив, предпочитал уединение. Был даже случай в школе, когда его хотели подвергнуть наказанию, но это так подействовало на его гордость, что у маленького Наполеона случился нервный припадок, из-за которого наказание пришлось отменить. В школе мальчик отличался любовью к труду, с раннего возраста проявляя феноменальную память на цифры и топографию, но учитель немецкого языка считал Бонапарта «совершенным болваном». Также замечено, что этот человек был крайне строг к себе и окружающим, в случае оплошностей к подчиненным был резок и груб в высказываниях. До болезненного был впечатлителен и вспыльчив, легко впадал в гнев. Есть удивительное описание личности Наполеона от его современницы мадам Де Сталь: «Я увидела его в первый раз при его возвращении во Францию после кампоформийского договора. Когда я несколько оправилась от чувства смущенного удивления, я ясно ощутила чувство боязни. Однако он не имел тогда никакой власти, ему даже грозили тёмные подозрения Директории, на него смотрели скорей симпатично, с благожелательной предупредительностью, таким образом, чувство боязни, которое он внушал, являлось скорее результатом особенного влияния его личности почти на всех, кто к нему приближался. Я видела людей весьма достойных уважения, видела также людей жестоких, но в впечатлении, которое Бонапарт произвел на меня, не было ничего, что могло бы напомнить мне тех или других. Я заметила довольно скоро, в различных случаях, когда я встречала его во время пребывания в Париже, что его характер нельзя было определить словами, которыми мы привыкли пользоваться: он не был ни добрый, ни злой, ни кроткий, ни жестокий в обыденном смысле. Подобное существо, не имеющее себе равного, было более чем обыкновенный человек, его фигура, его ум, его язык носят на себе печать чуждой природы… Вместо спокойного отношения, при более частых встречах с Бонапартом чувство робости во мне с каждым разом нарастало. Я смутно чувствовала, что никакое движение сердца не могло на него действовать. Он смотрит на человеческое существо, как на явление или вещь, а не как на подобного себе; все остальные являются для него цифрами. Сила его воли заключается в невозмутимом расчете его эгоизма, это – ловкий игрок, для которого род людской является противником и которому он старается сделать шах и мат… Всякий раз, когда я слышала его говорящим, я была поражена его превосходством. Превосходство это не имело ничего общего с превосходством людей образованных и культурных при содействии науки и общества, каковые примеры может выставить Франция и Англия. Его речи обнаруживали знание и умение оценить обстоятельства, подобно тому как охотник знает свою дичь. В его душе чувствовалась холодная, острая шпага, которая ранила и леденила, в его уме я чувствовала глубокую иронию, от влияния которой ничто не могло ускользнуть, – ни великое, ни прекрасное, ни даже его собственная слава, так как он презирал нацию, рукоплесканий которой добивался. Он не останавливался ни перед средством, ни перед целью, непроизвольного у него не было ни в хорошем, ни в дурном. Для него не существовало ни закона, ни правила, идеального и отвлеченного, он смотрел на вещи только с точки зрения их немедленной полезности, общий принцип ему был досаден как глупость, как враг. Видели или слышали современники в нём отрывистую речь, короткие решительные жесты, допрашивающий, повелительный и абсолютный тон, и вы поймёте, каким образом все, лишь только приходят с ним в соприкосновение, чувствуют властную руку, которая опускается на них, сжимает их, гнетет и не выпускает». Несмотря на это описание, Бонапарт очень искренне и сильно любил свою семью, заботясь о родных на протяжении всей своей жизни. Очень любил детей — своих собственных и племянников, — забавляясь с ними за завтраком так, что приставленная к детям статс-дама приходила в ужас.

Джеймс Кэмерон, легендарный кинорежиссер, прозванный «Железный Джим», имеет тяжелый характер. Актеры отмечают его диктаторский подход, бескомпромиссный и взрывной темперамент, склонность рисковать здоровьем, причём как здоровьем актеров, так и своим собственным. Во время работы он держит под рукой гвоздомёт, которым прибивает к двери не выключенные мобильные телефоны членов съёмочной группы. Нередко доводит до истерик актрис. Существует даже сплетня о том, что режиссер страдает раздвоением личности, так как в свободное от работы время этот человек — душа компании, но стоит ему сесть в режиссёрское кресло — наружу вылезает жестокий тиран. На съёмочной площадке он требует беспрекословного подчинения и часто впадает в гнев. По вероисповеданию Кэмерон атеист. На вопрос, с кем бы ему хотелось встретиться из тех людей, что когда-либо жили на Земле, он ответил: «С Иисусом Христом. Просто чтобы понять, как это всё получилось, как он внушил эту идею такому количеству людей».

Никола Тесла, прозванный Повелителем молний, имел гений особого свойства. В детстве он много читал по ночам, задавшись целью стать «существом высшего порядка», развивал свою силу воли, часто доводя себя до изнурения и впадая в транс. Тесла имел множество странностей и фобий, был обидчив. Учёный отказался принять Нобелевскую премию, присуждённую ему совместно с Т. Эдисоном, считая того обманщиком и главным хулителем переменного тока, за применение которого так ратовал он сам. Он вечно желал блага, но создавал изобретения, могущие уничтожить мир. Он сотрудничал со множеством стран в области производства вооружений, считая, что нельзя давать новейшее оружие лишь одной из сторон, что повлечёт за собой дисбаланс сил. За это правительства его не любили. Многим известно, что изобретатель был приверженцем евгеники — концепции всеобщей селекции, — считая, что люди с физическими и умственными отклонениями не должны иметь потомства, чтобы не загубить генофонд нации. Он даже выдвигал идею о принудительной стерилизации таких больных. Вот несколько высказываний ученого:

«Будьте в одиночестве, в нём секрет изобретательства; будьте в одиночестве, только в нём рождаются идеи. Большинство людей так поглощены внешним миром, что они совершенно не замечают, что происходит внутри них».
«Наши недостатки и наши добродетели неразделимы, как сила и материя. Если они разделяются — человека больше не существует».
«Сражения между людьми, точно так же, как сражения правительств и наций, неизменно являются результатом недопонимания в самом широком толковании этого термина. Недопонимания всегда вызваны неспособностью ценить и уважать другую точку зрения».
«Важна не та любовь, которую вы получаете, а та, которую отдаёте».
«Каждое живое существо — это двигатель, приводящий в движение рабочие колеса Вселенной. Хотя оно, казалось бы, влияет только на его непосредственное окружение, сфера внешнего влияния простирается до бесконечности расстояния».
«Деньги не представляют такой ценности, какой люди их наделяют. Все мои деньги были вложены в эксперименты, с помощью которых я сделал новые открытия, способные сделать человеческую жизнь немного легче».
«Когда мы говорим о человеке, мы имеем в виду концепцию человечества в целом. Перед тем как применить научные методы исследования его движения в целом, мы должны принять это как физический факт. Но может ли кто-либо сомневаться сегодня, что миллионы индивидуумов бесчисленного количества типов и характеров составляют один организм, единое целое? Хотя каждый имеет свободу думать и действовать, мы скреплены вместе, как звезды на небесном своде, мы связаны неразлучно. Эти связи нельзя увидеть, но мы можем их чувствовать. На протяжении веков эта идея провозглашалась в виртуозно мудрых учениях религии, возможно, не как единственное средство обеспечения мира и гармонии среди людей, но как глубокая основная истина. Буддизм выражает её одним способом, христианство — другим, но обе религии говорят одинаково: мы все едины. Более того, это единое человеческое существо живёт и будет продолжать свое существование. Личность недолговечна, расы и нации исчезают, но Человек остаётся. В этом заключается глубокое различие между отдельной личностью и целым».
Все талантливые люди эгоистичны хотя бы потому, что стараются защитить свое право на любимую деятельность, право заниматься ею так, как им удобнее. Очевидно, что чем более одарён человек, тем более странным и непонятным кажется он окружающим, тем больше у него необычных привычек, странных хобби и увлечений, даже фобий и зависимостей. Насколько глубок эгоизм одаренной личности, можно судить лишь в каждом конкретном случае, но нередко мы готовы прощать истинным гениям даже самый закоренелый эгоизм в обмен на удивительные плоды их таланта.

Возрастной эгоизм
Все люди по природе являются эгоистами в разной степени, однако, на каждом возрастном этапе у человека эгоизм проявляется немного по-разному. В зависимости от возраста эгоизм бывает детский, подростковый, зрелостный, постзрелостный и старческий. Психолог Эрик Эриксон в своих трудах выделял аж восемь стадий, на которых формируются основные черты характера, положительные или отрицательные.

Детский эгоизм самый явный и самый естественный. Дети эгоистичны не потому, что желают, чтобы весь мир вращался вокруг них, просто они так воспринимают реальность. Осознание того, что окружающие люди являются такими же чувствующими и понимающими существами, имеющими свои желания и взгляды, приходит к ребёнку не сразу, во многом это зависит от воспитания. Дети, избалованные родительской лаской и всеобщим потаканием, не перерастают свой изначальный эгоизм, перенося его во взрослую жизнь и сталкиваясь с большими проблемами. Если ребенка постоянно нахваливать, убеждать, что он «самый-самый, необычный, исключительный, одаренный и т. п.», то он поверит в это как в догму, и по отношению к остальным будет чувствовать себя избранным.

Второй вариант возникновения эгоизма у детей — чрезмерная опека и потакание прихотям. Когда взрослые всё делают за ребёнка, дают ему всё по первому требованию, то малыш также принимает правила игры, осознавая, что так и положено. Он ничему не учится, а только требует. Когда же, повзрослев и попав в иную среду, он сталкивается с отказом или высказыванием: «Ты эгоист, живешь только ради себя», то недоумевает: ведь до этого сердобольные родители и иные родственники только и делали, что жили ради него. Так что же не так?

С раннего детства до подросткового периода важно втолковать ребёнку, что действовать в группе, иметь товарищей, общаться со сверстниками как с равными — это не ущемление его жизненного пространства, а веселое, выгодное и полезное умение. Многие дети в процессе общения начинают понимать это сами, некоторым приходится объяснять и даже приводить примеры, но в любом случае детский эгоизм — явление естественное и проходящее, при должном воспитании.

Подростки эгоистичны уже осознанно. В возрасте от 12 до 16 лет человек выбирает себе место в группе сверстников, каждый стремится либо занять положение повыше, либо вообще скрыться от общества, не желая с ним контактировать. В этом возрасте закладывается самооценка человека, его лидерские качества или, наоборот, асоциальность. Подросток постоянно находится под пристальным оценивающим вниманием своих друзей и знакомых, их мнение имеет для него первостепенное значение, поэтому каждый стремится выделиться, показать свою уникальность и набить цену. Те же, кто не соответствует «стандартам», становятся изгоями. Такие одиночки выражают в эгоизме свой протест: «Ах, я не нравлюсь вам, я не такой? Отлично, я вам ничего не должен, вы мне не нужны, я нравлюсь себе таким, какой я есть, и остальное меня не волнует!» Обычно такие подростки, отказываясь сделать работу по дому, помочь родителям, или в общении с товарищами заявляют: «Я не буду этого делать, потому что не хочу. И точка». Или: «А я это буду делать или сделаю именно так, потому что я так хочу». Те же, кто добился среди сверстников признания и имеет «звездный эгоизм», лелеют свой идеальный образ, заявляя, что «не царское это дело — выносить мусор, гулять с младшим братом, ходить за хлебом и т. п.» В любом случае, подростковый эгоизм связан с процессом социализации, это сильный стресс, который молодые люди переносят из школ и дворов в семью. Вне дома от человека требуют определённого поведения, подстроиться под которое получается не сразу и не у всех, поэтому дома ему хочется покоя и заботы, а не новых придирок и правил. Подростки ранимы и нуждаются в одобрении со стороны родственников, но в разумных пределах. Обеспечив необходимую зону комфорта своему взрослеющему чаду и объяснив ему, что мнение его товарищей не истина в последней инстанции, можно сгладить его эгоистические наклонности и сохранить нормальные отношения. Круг друзей и знакомых может меняться, а семья всегда останется одна и та же; осознав, что он всегда будет ценен и любим в семье, подросток перерастёт свой эгоизм гораздо быстрее.

Часто дети, видя, что их родители также не соответствуют «стандартам», например, не много зарабатывают или не являются авторитетами для других взрослых, стараются отдалиться от них, чтобы не попасть в число «лузеров». Многие дети в возрасте 13–16 лет стесняются своих родителей, не знакомят их с товарищами, чтобы не испортить собственного имиджа. Этот эгоизм — защитная реакция, способ сохранить свой статус. Если отношения в семье напряжённые, подростки отдаляются от неё, могут даже сбежать из дома в ту компанию, где чувствуют себя комфортно. Если же в семье отношения более-менее доверительные, то эгоизм можно смягчить или преодолеть, объяснив ребенку, что любовь и поддержка, принятие его таким, какой он есть, будет у него только тут, а правила и штампы внешнего мира слишком изменчивы и не гарантируют успеха даже при идеальном им соответствии.

Психологи говорят, что к 15 годам у индивида формируется его личность, его психика, характер. Если до этого периода человек не перерастёт свой подростковый эгоизм, то он останется в нём как часть его самого. Это ранимое ЭГО, вынужденное каждый день доказывать свое право на существование и подтверждать свой статус, ищущее одобрения и признания, будет с человеком до самой старости.

Эгоизм взрослого человека от 16 до 40 лет связан с его поиском себя в жизни и самовыражением. Выбор профессии и построение карьеры, создание семьи, зарабатывание денег и покупка имущества — в этот период человек проявляет свой эгоизм самыми разнообразными способами, так как жизненные интересы у всех разные. Кто-то стремится ко всеобщему вниманию, кто-то хочет уединиться, для кого-то важны отношения с супругом и детьми, а кто-то трудится над защитой диссертации. Другими словами, если человек не пытается отделиться от общества, а ощущает себя его частью, то для него очень важно чувствовать себя полезным. Иногда эгоизм превращает это осознание полезности в представление об исключительности, то есть во мнение о своей сверхполезности, уникальности и сверхценности, отчего у человека начинают возникать проблемы в отношениях с окружающими. Некто убежден, что делает что-то лучше других, знает больше, более талантлив и т. п., посему у него должно быть больше привилегий и фора перед остальными. Естественно, не всегда это так на самом деле.

Другая форма эгоизма в этом возрасте — попытка ухода от общения. Человек знает, что не может соответствовать принятым стандартам по каким-либо причинам («я слишком плох» или «я слишком хорош, чтобы остальные меня поняли»), и старается ограничить все контакты. В любом случае он испытывает чувство обиды от того, что его не могут принять таким, какой он есть; он жалуется на всех и вся, винит в своих неприятностях кого угодно, но только не себя. Эгоизм проявляется в том, что сама личность не стремится к переменам; каким бы плохим или хорошим ни считал себя человек, для себя он значимее, чем окружающие, поэтому меняться и подстраиваться должны они.

После сорока лет у человека происходит переосмысление ценностей, оценка прожитого периода, попытка подвести кое-какие итоги и сделать выводы. В этом возрасте обычно человек понимает, состоялся он как личность или нет, достиг он успеха в чем-то или нет, самостоятелен он или зависим от чего-то. Осознавая, что старость уже не за горами и изменить существующее положение вещей на 180 градусов уже не получится, многие люди либо впадают в уныние, либо пытаются поскорее наверстать то, что ещё не успели. В этом возрасте эгоизм связан либо с желанием занять новое место в жизни и обществе («я на вас всю молодость горбатилась, дайте пожить для себя») или обидой и озлобленностью из-за отсутствия желаемого признания и оценки («всю жизнь вкалывал от звонка до звонка и ничего не получил»). Конечно, если человек состоялся на работе, счастлив в семье и достиг желаемого, то его ЭГО достаточно удовлетворено и не будет теребить его по ночам, нашептывая на ухо о бесцельно потраченном времени.

В старости эгоизм проявляется наиболее ярко. Но если маленьких детей родители могут контролировать, воспитывать и являются для них авторитетами, то пожилой человек любые попытки контроля над ним воспримет в штыки, а на советы детей и родственников будет отвечать известной поговоркой, что яйца курицу не учат. Старческий эгоизм двояк. С одной стороны, больные и слабые люди требуют внимания и заботы, а с другой — обижаются на чрезмерную опеку. Пожилые не желают чувствовать себя стариками, они хотят равного отношения, хотят чувствовать себя самостоятельными и нужными, не быть обузой, но в силу возраста это не у всех получается. Да, есть случаи, когда люди доживали до глубоких седин, сохраняя бодрый нрав, работоспособность и светлый рассудок, но в большинстве случаев старость — это немощность и одиночество, которого стареющий человек боится даже больше смерти. Из этого страха и исходит эгоизм. Особенно тяжело приходится родственникам тех людей, чей ум со временем ослаб и человек уже не может трезво оценить своё физическое и душевное состояние. Больные люди считают себя здоровыми, и переубедить их в этом невозможно. Психологи знают, что с возрастом психика становится менее пластичной, люди становятся упрямы и консервативны, любые новшества или перемены воспринимая как угрозу их привычному быту. Справиться со старческим эгоизмом почти невозможно; если человек не страдал от раздутого ЭГО в течение жизни, то к преклонным летам эгоизм у него появится сам по себе, если же человек и раньше был эгоистичен, то с возрастом его окружению не позавидуешь. Часто в силу эгоистического поведения старики остаются одни при живых родственниках, они сильно от этого страдают, но их эгоизм не даёт им шанса пойти на контакт и ужиться с правилами нового поколения.

В большинстве случаев старческий эгоизм «поедает» тех людей, которые в течение своей жизни не наполнили ничем свой внутренний мир. Духовные интересы, любимое дело, осознание смысла жизни — всё то,