День Великой субботы: праздник пост работа богослужения благовещение

Особенности святого праздника Великая суббота, богослужения и службы перед Пасхой.

Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой субботы Церковь воспоминаеттелесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа

Velikaia-subbota Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Особенности святого праздника Великая суббота, богослужения и службы перед Пасхой

Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошлимучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

Особенности святого праздника Великая суббота, богослужения и службы перед Пасхой

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Velikaia-subbota2Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, “Христос воскресе”, мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается намтолько принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным, предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа»

«Да молчит всякая плоть человеча», — поётся в Великую Субботу во время Великого входа… В соответствии с древней традицией, это день безмолвной молитвы и строгого поста, когда Иисус пребывает «во гробе плотски». В богослужебном чине православного Востока утреня Великой субботы, включающая чин Погребения (на практике она, что в данном случае абсолютно оправданно, совершается вечером в пятницу), безусловно, относится к пятнице — как в историческом, так и в богослужебном плане, ибо в тот час, когда Иосиф положил тело Иисусово в гробнице, была ещё пятница, хотя уже наступала суббота.

Итак, день Великой Субботы Господь Иисус Христос телом Своим провел во гробе. И это дает основание для интереснейшей и глубочайшей богословской темы – темы Божественного покоя. И в текстах службы Великой Субботы она присутствует. Это параллель к событиям сотворения мира. Господь сотворил мир за 6 дней, а 7 день – субботу – Он провел в покое. В покое от дел творения. Он больше не совершал никаких творческих актов.

Мир уже был сотворен, и Бог «почил от дел Своих». Седьмой день творения, в богословском смысле, идет до сих пор. Бог участвует в жизни мира только Своим Промыслом. Потом наступит восьмой день – это жизнь будущего века, после всеобщего воскресения. А Христос называется новым Адамом. То, что сделал Христос, это «новое творение». И когда Христос совершил дело искупления, совершил Своей смертью на Кресте, Он почил. Провел эту субботу в пещере Гроба, в полном покое. Эта параллель с сотворением мира явно проводится в богослужении Великой Субботы.
Господь Телом Своим пребывал во Гробе, а душой Он спускался во ад. Господь спустился во ад и вывел оттуда души умерших праведников. То есть, Он «разрушил двери ада». Ведь ад – это место, где нет Бога. Сойдя во ад, Господь это место уничтожил.
Кроме того, Великая Суббота – это еще и Крещение. То самое, которого ждали оглашенные весь Великий пост. В древности оно происходило в Великую Субботу. За крещением следовала Крещальная литургия: Литургия Великой Субботы. Она должна была происходить поздним вечером (самая поздняя в году) и за ней вскоре вторая Литургия: Пасхальная – рано утром (самая ранняя в году). В нашей практике, к сожалению, Литургия Великой Субботы совершается слишком рано: в первой половине дня.
На то, что эта Литургия была крещальной, указывает чтение пятнадцати паремий на вечерне Великой субботы. Для чего нужно было такое долгое чтение отрывков из Ветхого Завета на этой службе? Чтобы Патриарх успел совершить крещение оглашенных. А все верные в это время стояли в храме и слушали Писание, ожидая возвращения новокрещенных. Первое песнопение, которое слышали крещаемые по возвращении в храм: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» – это в их честь до сих пор поется. Переоблачение в белые одежды в Великую субботу тоже происходит ради крещаемых: они возвращаются в храм в белых одеждах и вся Церковь вместе с ними переоблачается в белое.

Великая Суббота наполнена воскресной радостью. По ходу службы эта радость динамично возрастает. Поется целый ряд воскресных песнопений. Их становится все больше и больше по ходу службы, и в конце они перерастают в саму Пасху. Это и понятно. Ведь на самом деле никто не знает, в какой момент Христос воскрес. Этого момента никто из христиан не видел. Когда жены мироносицы прибежали к пещере Гроба с первыми лучами солнца, они увидели, что Гроб пустой. Церковь не знает, когда это произошло, но она ждет этого каждую минуту. Момент начала Пасхи, когда распахиваются Царские Врата в храмах и звучит «Христос Воскресе из мертвых» – это не момент Воскресения, это момент, когда они увидели пустой Гроб, момент, когда Церковь узнала о Воскресении. Пасхальная радость вырастает из недр богослужения Великой Субботы, и это, может быть, самая впечатляющая из многочисленных тем этого дня.

Великая суббота

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 118 кафизма, традиционно читается при погребении… Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения — это тональность Великой Субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеирасторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12). Напоминает и то положение , которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Христос выводит праведников из ада. Под ногами Христа поверженные врата ада и дьявол; первым к Иисусу протягивает руку Адам, за ним Авель с агнцем в руках, и т. д. (фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 1365—1368 годы)

О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских , например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (3 век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад»рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья. 

Страстная суббота Страстной седмицы – это последний день Великого поста, за которым следует светлый праздник Пасхи. Для христиан всего мира этот день полон неподдельной скорби о том, что тело Христово еще находится во гробе, и в то же время сердца верующих наполняются великой радостью, поскольку шестой день Страстной седмицы предвещает грядущее Воскресение Сына Человеческого.

Именно в этот день почти 2000 лет тому назад член синедриона Иосиф Аримафейский упросил Пилата Понтийского отдать ему тело Иисуса для дальнейшего погребения. По законам Римской империи тела распятых на кресте запрещалось предавать земле, и несчастные становились добычей хищных птиц. Тело Иисуса сняли с креста, умастили его составом алоя и смирны, обвили дорогостоящей плащаницей и схоронили в погребальной пещере.

По православной традиции, день Великой субботы Страстной седмицы в церкви начинает совершаться с вечера, но чином утрени: в центре храма на украшенном цветами возвышении устанавливается святая Плащаница (иконописное изображение Спасителя, лежащего во гробе).

В этот день во время службы совершается Крестных ход. После великого славословия священнослужители и прихожане обносят святую Плащаницу вокруг храма и сопровождают это священнодействие погребальным песнопением. Затем Плащаницу подносят к распахнутым Царским вратам и устанавливают на свое место в центре храма.

Утром Великой субботы совершается одна из самых редких и удивительных служб года – литургия святого Василия (Великого). Во время этой литургии черные одежды престола и священников сменяются на светлые. Черные облачения в самом храме также заменяются светлыми. Диакон, выйдя в центр храма, чтением святого Евангелия возвещает о Христовом Воскресении.

Далее поется пасхальный тропарь. Священники благословляют хлеб и вино, освящают пасху, куличи и яйца. Затем следует чтение Деяний апостолов, которое завершается с началом полунощницы, на которой исполняется канон Великой субботы. А ближе к завершению полунощницы священники, храня молчание, переносят Плащаницу в алтарь перед Царскими вратами и устанавливают ее на престоле. Там она находится следующие сорок дней, вплоть до великого дня Вознесения Господня.

В Великую субботу перед Пасхой совершается одно из главнейших чудес православного мира – схождение в мир Благодатного огня. Это чудо случается каждый год в Иерусалимском храме Воскресения в канун православной Пасхи.

Великая суббота – один из самых строгих дней Великого поста. В этот день Церковь как никогда призывает своих прихожан к тому, чтобы они проявляли заботу о близких и побольше думали о сохранении душевной чистоты.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Братья и сестры! Сегодня – Великая Суббота, и мы вспоминаем телесное погребение и сошествие во ад Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Шесть дней назад, в первый день недели, Господь входил в Иерусалим как победоносный Царь Израильский. При всеобщем ликовании, с необычайным торжеством входил в Свой град Царь мира, несущий Своему народу спасение. И вот, то, ради чего Он пришел в Иерусалим – совершилось. Совершилось! – с такими словами предал дух Своему Отцу Божественный Страдалец[1]. Что же совершилось?

В Иерусалиме в эти дни, вместо ожидаемого царства правды и мира, торжествовала вражда и ненависть, ложь и измена. Христа предал один из ближайших учеников; другие ученики, оставив Его, бежали[2]; под крики народной толпы Иисус Назорей, Царь Иудейский[3], как последний раб и злодей приговорен к мучительной и позорной казни на кресте, и лишь немногие самые близкие люди остались с Ним до конца и оказали последние почести почившему Праведнику.

Его бездушное и неподвижное тело снято с креста, помазано благовониями, погребено и запечатано в гробе[4]. Для ослепленных завистью и злобой врагов Христа, да и для Его растерянных и недоумевающих учеников, еще не облекшихся силою свыше[5], то, что совершилось, выглядело горьким поражением и бесславной гибелью «галилейского пророка».

Однако иначе судила Премудрость Божия, безумная в очах «сыновей века сего». Именно так надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою[6]. Господь, торжественно вошедший в священный град Иерусалим, увенчал Свое служение блистательной победой: Своей смертью Он поразил нашу смерть; приняв на Себя тяготевшее над нами проклятие, Он снял это проклятие с рода человеческого[7]. Бесценная дидрахма, на которой начертан поистине царский образ, образ Бога невидимого[8], уплачена за избавление двух народов, иудеев и язычников[9]. Искупление проданного под грех человечества совершилось[10].

Потому нет, братья и сестры, среди дней года времени, равного дням этой святой Седмицы Страстей нашего Спасителя. Но и все дни Страстной Седмицы превосходит величием чудес и дел, воспоминаемых ныне, Великая и поистине благословенная Суббота. Как повествует пророк Моисей, при творении мира Бог, создав в шестой день человека, совершил к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих, и благословил седьмой день, и освятил его, ибо в этот день Он почил от всех дел Своих[11].

Этот день и был назван «субботой», что на еврейском языке означает «покой». Все ветхозаветное Писание является указанием на тайну Христа, так и древняя суббота стала образом празднуемого нами дня. Совершив все дело искупления, воссоздав в шестой день истлевшего грехом человека и обновив его живоносным Крестом и смертью, Бог Слово в седьмой день упокоился от Своих дел[12]. После трудов и болезней, воспринятых ради нашего спасения, почивает таинственным и спасительным сном «лев от Иуды»; ныне субботствует Господин субботы[13]. И вместе с этим телесным упокоением начинается новая и великая деятельность почивающего во гробе Спасителя[14].

Христос, Солнце правды, зашел под землю; Он оставил во мраке Своих ослепленных злобой врагов, но и для живущих на земле, и для находящихся в преисподней воссияло спасение. Воссияло спасение всему миру, видимому и невидимому: Бог, сошедший с неба на землю, снисходит и в дóльнейшие страны земли[15]. Ныне совершается незримое для плотских очей и страшное торжество: Господь являет Свою долгожданную победу, обнаруживает Свое могущество над темными силами ада, свет Его Божества озаряет преисподнюю. Христос, связав сатану, высвобождает из-под его власти души тех, кто с верою ожидал Его пришествия, души ветхозаветных праведников. И это решительное изменение в мире невидимом отзывается и в видимом мире глубоким покоем, благословенным миром и тишиною на небесах и на земле, каковой благодатью и отличается эта преблагословенная Суббота[16].

Сегодня, братья и сестры, мы вплотную прикасаемся к таинству будущего века. В этой необычайной торжественной тишине уже узнается та Вечная Суббота, то Небесное Царство, которое Бог уготовал любящим Его. Эта тишина бесконечно далека от обманчивого мирского утешения и покоя. Сейчас, когда остается совсем немного времени до светлой пасхальной утрени, обратимся к тому, чем назидалась наша душа в эти великие и святые дни. Христос пострадал за нас, нам оставив образ, чтобы мы последовали стопам Его[17].

Вошел в Свой покой Начальник и Совершитель нашего спасения; вошли в этот покой все святые, возненавидевшие мир и то, что в мире[18], и сами возненавиденные лукавым и прелюбодейным миром. Постараемся и мы войти в оный покой[19]. Входим в этот покой мы, уверовавшие[20], но со знамением веры надо нам вступать и в подвиги самоумерщвления, в борьбу с живущим в нас грехом. Грех еще сохраняет для нас свою силу и свою лесть. Пусть же никого не соблазняет временная сладость греха[21]. Сладость эта – слишком мимолетна; то, что теряется при этом – безмерно; то, чем это угрожает эта потеря – ужасно и непоправимо.

Вспомним о нашем последнем дне: не окажемся ли мы по приговору Праведнейшего Судии там же, где будет Его предатель, где будут Его распинатели? Христос оставил нам образ, чтобы мы последовали стопам Его, а последователю Христа не к лицу угождать своим страстям, искать утешений, искать дружбы с враждебным Богу миром. Христос пострадал за нас плотью, значит и нам следует вооружиться той же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией[22].

И хотя с подлинной христианской жизнью неизбежно соединены лишения и скорби, добровольные и невольные[23], есть истинное блаженство и в этом веке: добрая совесть, не омрачаемая и не возмущаемая злыми делами, словами и помышлениями. Стоит в покое, как в тихой гавани, душа, постоянством в подвиге и терпением укрепившая себя на пути евангельских заповедей. Вот это превожделенное субботство еще остается для народа Божьего[24]; это субботство, братья и сестры, можем праздновать и мы, если захотим, и не только в этот день, но и на всякий день и час[25]. Если здесь, на земле, мы достигнем такой субботы, если мы войдем в этот покой, тогда и в час нашей кончины мы бестрепетно предадим свою душу в руки Божии, а последний день мира станет для нас не днем гнева, но началом вечной неизреченной пасхальной радости, чего да сподобит всех нас Христос Бог, наш Господь и Искупитель, возлюбивший нас и предавший Себя за нас[26]. Аминь.

 


[1] Ин. 19, 30

[2] Мф. 26, 56

[3] Ин. 19, 19

[4] Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу // Сочинения. Т. 8. СПб., 1901. С. 41–42.

[5] Лк. 24, 49

[6] Лк. 24, 26

[7] Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово 1-е в неделю цветоносную // Полное собрание творений. М., 2002. Т. 6. С. 107.

[8] Кол. 1, 15

[9] Ср. Мф. 17, 24–27. Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Луки // PG 72, 504.

[10] Свт. Филарет, митрополит Московский. Слово в Великий Пяток // Слова и речи. Т. 1. М., 2003. С. 124.

[11] Быт. 2, 2–3

[12] Синаксарь во Святую и Великую Субботу // Триодь постная. М., 1992. Л. 483.

[13] Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу // Любовью назидая. Слова и проповеди. М., 2002. С. 219.

[14] Свт. Иннокентий Херсонский. Слово в Великую Субботу. С. 42.

[15] Еф. 4, 9. Син.: в преисподние места землиСвт. Епифаний Кипрский. Слово о погребении Божественного Тела Господа нашего Иисуса Христа // Святоотеческие поучения на дни Страстной Седмицы. СТЛ., 2001. С. 219–220.

[16] Прот. Артемий Владимиров. Проповедь в Великую Субботу.

[17] 1 Пет. 2, 21. Син.: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

[18] Иак. 4, 4

[19] Евр. 4, 11

[20] Евр. 4, 3

[21] Евр. 11, 25

[22] 1 Пет. 4, 1

[23] Свт. Феофан Затворник. Слово в Великую Субботу. С. 225–226.

[24] Евр. 4, 9

[25] Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 2000. С. 732.

[26] Гал. 2, 20

Великая Суббота

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» и, наконец, воскресения Спасителя из гроба.

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже»… выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф» …

Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас…; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие приглашаются восхвалить церковною песнью Иосифа Аримафейского: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» …

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею.

После малого входа и пения «Свете тихий…» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это — изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча»… Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе»… Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина для подкрепления сил молящихся. После этого начинается чтение книги Деяний Апостольских и продолжается до начала полунощницы.

В двенадцатом часу ночи, совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых.

После этого верующие благоговейно ожидают наступления полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженства. Она и есть, именно, та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22).

По учению Церкви, в этот день Господь душой сходит в ад и низвергает власть смерти над человечеством. Одновременно Он входит в рай с благоразумным разбойником, который был распят по правую сторону от Спасителя, и, как Сын Божий, восседает на Божественном Престоле с Богом Отцом и Святым Духом.

По свидетельству Священного Писания, после Распятия и смерти Христа Иосиф из Аримафеи, член Синедриона, пришёл к Пилату и стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства их можно было предать погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное полотно, в котором обыкновенно погребали иудеев. Тело Христа сняли с Креста, умастили благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере, принадлежавшей Иосифу.

Фарисеи, знавшие пророчество Христа о Его Воскресении, опасались похищения тела и приставили ко гробу стражу. Это обстоятельство стало непреложным доказательством истинности Христова Воскресения.

Во время богослужения Великой Субботы, на утрени, совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Святая плащаница обносится вокруг храма. Сын Божий, через Которого «всё начало быть», лежит во гробе, как мёртвый человек, в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

Утром в субботу служится вечерня с Литургией святителя Василия Великого — одна из самых глубоких по содержанию служб года. На богослужении читаются пятнадцать паремий — отрывков из книг Ветхого Завета, — содержащих пророчества о Воскресении Христовом. По окончании Литургии освящаются куличи, пасхи и яйца.

Поздним вечером того же дня совершается Полунощница, на которой поётся канон Великой Субботы. В конце Полунощницы священнослужители переносят плащаницу с середины храма через Царские врата в алтарь и кладут её на Престол. Она остаётся здесь до праздника Вознесения Господня — в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мёртвых.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Это чудо совершается ежегодно в Иерусалиме накануне Пасхи Христовой. Самое раннее упоминание о схождении Святого огня относится к четвёртому веку.

Торжественное богослужение накануне схождения Благодатного огня начинается с раннего утра и имеет определённое чинопоследование.

Кувуклию — небольшую мраморную часовню, сооруженную над Гробом Господнем, — осматривают и опечатывают. В храм вбегает православная арабская молодёжь, чьё присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и громко восклицая «нет веры, кроме веры православной, Христос — истинный Бог», просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Несомненно, Спаситель приемлет и такую, по-детски несдержанную, наивную, но искреннюю молитву.

В полдень от Иерусалимской Патриархии, расположенной неподалёку от храма Гроба Господня, начинается Крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. Внутрь часовни вносят большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь, и тридцать три свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.

В Кувуклию входит Иерусалимский Патриарх в одном подряснике — в знак того, что он не проносит с собой каких-либо предметов, способных зажечь огонь. Вход в часовню опечатывают. Наступает напряжённая тишина: верующие ждут чуда появления Благодатного огня. Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов.

И вот чудо совершилось! Огонь моментально разносится по всему храму. Благодатный огонь обладает необъяснимым свойством — первое время, около 10 минут он совершенно не жжет. Можно видеть, как верующие буквально умываются этим огнем, водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда. Он не опаляет даже волосы.

Христиане из разных стран переносят Благодатный огонь на родину. В Россию его доставляют самолётом и привозят в храм Христа Спасителя, а из Москвы огонь разносится по храмам и монастырям страны.

Тайна Великой Субботы — это тайна Воскресения не только Господа Иисуса Христа, но и всего человечества. День Великой Субботы — образ ожидания всеобщего воскресения мёртвых и жизни будущего века.

Надеемся, что вам понравилась статья про особенности святого праздника Великая суббота, богослужения и службы перед пасхой. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://www.pravmir.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!