Храм гроба Господня схождение благодатного огня в Иерусалиме (чудо церкви на Пасху)

blag-ogon4Схождение Священного благодатного огня у гроба Господня в Иерусалиме на Пасху. Чудо схождения Благодатного огня

Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.
Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может blag-ogonпроизвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва…

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Схождение Священного благодатного огня у гроба Господня в Иерусалиме на Пасху. Чудо схождения Благодатного огня

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.blag-ogon2

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

Как-то раз другая община, живущая в Иерусалиме, — армяне, тоже христиане, но отступившие от святого Православия еще в IV веке, — подкупили турецкие власти, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу допустили в пещеру — Гроб Господень.

Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи у православных.

С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в Гробе Господнем.blag-ogon3

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников — священнослужителей и мирян — по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Храм Гроба Господня возвышается среди христианского квартала в северо-западной части Иерусалима. Место это во время земной жизни Иисуса Христа находилось вне городских стен, к западу от Судных ворот, и называлось Голгофой (Крайневым, или Лобным местом), а также Кальварией и Юдолью смерти, так как служило местом казни и погребения преступников. Оно представляло собой скалистую неровную поверхность, и на одной из скал (собственно Голгофе) и был распят Спаситель наш, Иисус Христос.

К западу от этой скалы, в саду Иосифа Аримафейского, находилась другая, в которой была высечена погребальная пещера, состоявшая из двух частей — преддверия и помещения с каменным выступом. На него и было положено пречистое тело Господа для погребения. К северу от этих скал находился сад, в котором Господь по воскресении Своем явился Марии Магдалине; к востоку располагалось глубокое подземелье, где впоследствии был обретен Животворящий Крест Господень.

В первые века христианства сюда приходили ученики Иисуса Христа, а впоследствии и новопросвещенные христиане, уверовавшие в то, что скончавшийся на Голгофе и воскресший в бывшей перед их глазами пещере воистину был Сын Бога Живого. Гонимые римскими властями и местными правителями первые христиане поклонялись этим местам тайно. Чтобы отстранить их отсюда, император Адриан в 135 году приказал место между Голгофой и пещерой погребения сровнять с землей, завалить мусором и соорудить здесь языческий храм.

На этих святых местах язычники поставили своих идолов: на месте Голгофы — Венеру, а на месте погребальной пещеры — Юпитера, чтобы христиане, поклоняясь своим святым местам, выглядели идолопоклонниками. Почти 200 лет места нашего Спасения были скрыты от глаз людских, но сами языческие храмы указывали эти святыни приходившим на поклонение. Приняв христианство, император Константин первым делом приказал соорудить на святом месте храм удивительной красоты, который «был бы великолепнее всех храмов, где либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений».

В 326 году в Иерусалим прибыла царица Елена, мать императора Константина, которая и начала возведение храма над Гробом Господним. Уже в 333 году он был освящен митрополитом Кесарийским Евсевием Памфилом, который как первый церковный историк составил описание храма. При его сооружении некоторые скалы были отсечены и по возможности выровнены, но некоторые части их были сохранены и вошли в состав возводимого храма. Поэтому большая часть храма с его приделами находится на одном уровне, другая часть храма — на возвышении (на сохраненной скале), а третья расположилась ниже пола, образуя подземные приделы и часовни. Прежде всего от скалы была отделена пещера погребения, чтобы ее можно было целиком включить в воздвигнутую круглую часовню.

Эту часовню, которая по-гречески называлась «Анастазис» (Воскресение), окружали 12 колонн (по числу апостолов). От нее на восток шел собственно храм, перед которым был четырехугольный двор с крытыми ходами, а во двор вела лестница с колоннами. Все это было украшено мрамором, блестело золотом и драгоценными камнями. Но этот первый храм простоял менее 300 лет, так как в 614 году он был, как и сам город, разрушен армией персидского царя-огнепоклонника Хозроя. Однако уже в следующем году, уступая просьбам своей жены-христианки, он разрешил на месте разрушенного храма выстроить новый. Бедность после разорительных набегов персов не позволяла воссоздать храм в его первоначальном великолепном виде, и потому были возведены четыре отдельных храма.

Над пещерой погребения Иисуса Христа вновь была возведена круглая часовня, как это было при императоре Константине, над Голгофой и местом обретения Животворящего Креста Господня — два небольших храма, а четвертый храм — во имя Пресвятой Богородицы — возвышался приблизительно там, где находился Камень миропомазания. В таком виде застали эти святые места арабы, захватившие Иерусалим. Халиф Омар не разрушил христианские храмы, но его наследники если и не разрушали их, то постоянно грабили, особенно в IX–X веках. Крестоносцы, завладевшие Иерусалимом в XII веке, передали все христианские храмы католическому духовенству.

За 50 лет своего владения городом крестоносцы подвели стоявшие по отдельности храмы под общую крышу, и в таком виде он сохранился до нашего времени, хотя еще не раз подвергался разрушениям. Храм Гроба Господня, длина которого более 80 метров, окружен множеством пристроек, потому что все христианские конфессии стремились быть как можно ближе к нему. Его окружала старая православная патриархия, с севера примыкали латинский и коптский монастыри, к последнему с востока храма прилегал абиссинский. Между ним и площадкой перед входными воротами располагался православный монастырь Святого Авраамия.

Сверху храм покрывают два купола: один находится над часовней Гроба Господня, другой — над православным приделом Воскресения. Внутри храма тоже имеется много отдельных частей, приделов, церквей, часовен, лестниц, галерей, келий и т. д. Главные части храма — Ротонда (круглый храм Гроба Господня) и Католикон (храм Воскресения) — соединяются царской аркой. В храм Гроба Господня ведет сначала большой темный притвор, освещаемый только открытыми дверями и небольшим окошечком над ними. Напротив дверей паломник видит первую святыню — Камень миропомазания, представляющий собой низкую плиту около двух метров длиной. На этот камень, теперь покрытый мрамором, было положено пречистое тело Иисуса Христа, снятое с креста, чтобы умастить его перед погребением благовониями. Вокруг Камня миропомазания стоят свечи в больших подсвечниках, а над ним висят зажженные лампады.

Раньше паломники покупали себе в размер этого камня полотно, возлагали его на камень, потом омывали в Иордани, увозили домой и хранили до своего смертного часа, а потом полотно это служило им саваном. Слева от Камня миропомазания обозначено место, где стояла Пресвятая Богородица во время распятия своего божественного сына. На стене позади Камня изображено снятие с Креста пречистого тела Спасителя. Эта стена, устроенная между двумя столбами, отделяет паперть от церкви Вознесения. С правой стороны паперти часть стены состоит из скалы Голгофы, которая с этой стороны отсечена отвесно и имеет высоту более 10 метров.

Две крутые мраморные лестницы (из 18 ступеней) ведут на вершину Голгофы, которая является как бы верхним храмом. Здесь устроены две небольшие церкви с невысокими и сумрачными сводами, так что скала Голгофа почти доходит до потолка храма. Одна из церквей — это греческая церковь Распятия (или придел водружения Креста Господня). В глубине ее северной части над открытым престолом, установленным на месте водружения Креста Господня, высится Распятие; под престолом, в природной скале, — обложенное серебром отверстие, в которое был водружен Крест.

Место Животворящего Креста Господня было обнаружено равноапостольной царицей Еленой. Все три креста были найдены глубоко под землей, в заброшенной цистерне, засыпанной мусором. Но на каком из них распяли Иисуса Христа? В это время мимо проносили покойника, благоверная царица Елена остановила похоронную процессию и приказала положить умершего поочередно на все три креста. При возложении его на первые два креста не произошло никакого действия, но когда усопшего положили на Крест Спасителя, он сразу же ожил.

В настоящее время крестов на Голгофе нет, но под ней, в одной из комнат принадлежащего православным помещения находится частица Животворящего Креста Господня и мощи разных святых. Место это сейчас покрыто стеклом, сквозь которое видна выветрившаяся поверхность скалы. Справа находился крест того разбойника, который просил Спасителя не забыть его в Царствии Небесном (теперь здесь православный придел). С левой стороны стены есть место, в котором (если приложить к нему ухо) слышится шум, указывающий, что позади — пустое пространство. Нередко в нем гудит ветер. Слева от Креста Спасителя находился крест другого разбойника, который не покаялся и на кресте насмехался над Спасителем (здесь теперь католический придел).

Напротив места водружения Креста Господня видна обложенная позолоченным окладом глубокая расщелина в скале, расколовшейся при кончине Спасителя. Эта расщелина идет почти через весь Иерусалим и, по преданию, доходит до центра земли. Теперь несколько участков скалы застеклены, и на них видны красные пятна — кровь и вода, которые истекали из тела Спасителя, когда один из воинов проколол Ему копьем бок. Здесь же расположена и часовня Адама, который, по преданию, был погребен в скале Голгофы. Кровь Спасителя, падая сквозь расщелину на череп Адама, омыла прах прародителя человечества.

За второй папертью следует большой круглый храм (Ротонда), посреди которой высится выстроенная из желтоватого камня небольшая часовня (Кувуклия), представляющая собой малую церковь внутри надстроенного над ней огромного храма. К западной стене часовни пристроен придел коптских христиан, окруженный железной решеткой. Снаружи и изнутри Кувуклия обложена желтовато-розовым мрамором, образующим колонны, пилястры, арки, фронтоны и красивый круглый купол. Внутри часовни и находится Живоносный Гроб Господень.

Во время больших праздников Кувуклия и весь храм украшаются иконами и дорогими тканями, горит множество лампад, число которых доходило до трех тысяч. Внутри Кувуклия разделяется на две части. В приделе Ангела находится часть того камня, который был отвален Ангелом от входа в Гробницу Господню перед Его Воскресением. В центре этого придела стоит мраморная чаша, в которую и помещена часть камня, служащего во время, богослужений престолом. Входить сюда следует лицом вперед, а выходить надо вперед спиной. Из придела Ангела вход с полукруглым сводом ведет в небольшую пещеру Гроба Господня, которая на высоту чуть выше человеческого роста и обложена белым мрамором.

В этой пещере и находится каменный выступ, три дня служивший Спасителю смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов людских и для воссоединения с Богом. Само ложе сейчас не видно, оно покрыто мраморной плитой, над которой висят три иконы Воскресения. В плите сделаны отверстия, через которые паломники и прикладываются к ложу. В середине доски — трещина, о которой предание рассказывает следующее: «Однажды турки захотели присвоить мраморную плиту, но Ангел провел по ней знак, после чего плита треснула, сразу потеряв для турок всякую ценность.» По другой версии, сами христиане распилили эту плиту, чтобы отвлечь от нее внимание турок. Вокруг ложа всегда горят свечи, в вазах стоят цветы, а с потолка свисают зажженные лампады. Здесь каждый день совершаются три литургии — православная, армянская и католическая, во время которых ложе служит и жертвенником, и престолом.

Гроб Господень или Святой Гроб — главная святыня христианского мира, гробница в скале; в этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Согласно традиции гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от Голгофы. В начале IV века над нею была возведена Кувуклия Храма Гроба Господня.

В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, — вся Святая земля (Палестина), где находилось это святое для христиан место.

«Храм Гроба Господня — единственное место во Вселенной, история его — история земли и неба в их взаимном соотношении», — писал в конце XIX столетия русский паломник, побывавший в Иерусалиме.

По Евангелиям

Про гроб говорят все евангелисты: Мф.27:60-28:8, Мк.15:46-16:8, Лк.23:53-24:24, Ин.19:41-20:11. По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому, находился в саду недалеко от Голгофы и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.

Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:

  • Положение во гроб
  • Стража у гроба — власти поставили её из опасения, что ученики похитят тело.
  • Воскресение Христово
  • Явление ангела Женам-мироносицам
  • «Не прикасайся ко Мне» — первое явление воскресшего Иисуса Христа (Марии Магдалине)

История открытия Гроба Господня

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV веке по указанию императора Константина. В 326 году его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий: «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня».

Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус римлянами был построен языческий храм:

Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы.

— Евсевий Кесарийский, «Жизнь Константина». III, 36

По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя».

К 335 году над пещерой императором Константином (Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена: «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом») был построен храм Гроба Господня, который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, Кувуклию — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания, Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.

Описание

Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю. С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году). Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.

Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа. Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.

Иконы, лампады и отделка

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа. Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе. Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день. На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.

По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, тринадцать из которых принадлежат православным, ещё тринадцать католикам, тринадцать армянам и четыре коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляци

Придел Ангела

Придел Ангела это небольшое помещение (3,4 х 3,9 м) в восточной части Кувуклии, попасть в Гроб Господень можно только пройдя через него. Согласно Евангелию на этом месте, на камне отваленном от двери Гроба, сидел Ангел возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф.28:2-6).

Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил Архангел Гавриил. Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб. Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жен-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок идет надпись по гречески «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

В северной и южной стенах придела устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30-40 см, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский архимандрит армянам. Под потолком придела подвешены 15 лампад.

Камень отваленный от двери Гроба

Согласно Евангелию этот камень был «весьма велик» (Мк.16:4), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году. Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI века Трифона Коробейникова, паломники «тот камень для благословения брали на мощи», то есть попросту уносили его по кусочкам. Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии. Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы, вне стен Старого города, справа от Сионских ворот.

Кувуклия

Кувуклия («покой, опочивальня», лат. Cubiculum) — это небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325—335 годах и была полностью разрушена мусульманами в 1009 году. Вторично Кувуклию отстроил в 1042—1048 годах византийский император Константин Мономах, затем в XII веке её обновили крестоносцы. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский и она простояла до 1808 года, когда была уничтожена опустошительным пожаром. Существующая Кувуклия восстановлена в 1809—1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина (1770—1821) из Митилини. Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 года и сегодня укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Коптский придел

Коптский придел (также Голова Могилы) — это небольшая часовня, пристроенная к Кувуклии с запада, с той стороны куда была обращена Глава Христа.

Впервые алтарь появился здесь в 1042—1048 годах, когда византийский император Константин Мономах восстановил храм после разрушения его Аль-Хакимом. Позднее крестоносцы сохранили этот алтарь, сделали над ним деревянный навес и назвали Головой Могилы. Впоследствии он находился в руках францисканцев и затем перешел Коптской церкви, которая владеет этой часовней с 1537—1540 годов. В наши дни этот придел является единственным коптским владением в храме. Как правило придел всегда открыт и рядом дежурит коптский монах.

Богослужение на Святом Гробе

Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на Святом Гробе начались самое позднее в 335 году и продолжаются по настоящее время. Известен перерыв в богослужении с 1009 года по 1020 год, после разрушения Храма Гроба Господня Аль-Хакимом.

Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочередно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии. Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

В обычные дни православные совершают литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом, а его левая сторона жертвенником. В этом случае священник всю литургию совершает коленопреклоненно, вставая только на каждение, на Малый и Великий входы, на чтение Евангелия и на вынос Святых Даров. Малый и Великий входы совершаются вокруг всей Кувуклии, а чтение Евангелия на священном камне в приделе Ангела. В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем, в этом случае Святой Гроб служит жертвенником. Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб Храм открыт для молящихся; в остальные дни недели литургия служится иерейским чином, это закрытые службы и присутствовать на них могут только члены святогробского братства.

Армяне при совершении литургии обязаны приносить и возлагать на святое Ложе особую деревянную доску. Католики ставят для литургии на гробный камень особый стол, а иногда, при совершении торжественной мессы, престол располагают прямо перед входом в Кувуклию. Католики имеют в храме орга?н и постоянно используют его в богослужении.

Доступ к Святому Гробу

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. В том случае, когда желающих много и образуется очередь (то есть почти всегда), этот монах поторапливает паломников и не позволяет провести у Гроба более минуты. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу. Согласно ему, сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя лучше всего молитву: «Воскресение Христово видевше…» медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесенные с собой иконы, крестики, медальоны и прочее. Многие стараются, по возможности, непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

Наилучшие дни для самостоятельного посещения Гроба Господня — это те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками. Наилучшее время с 16-17 часов и до закрытия Храма, когда схлынет основная масса паломнических и экскурсионных групп. Храм Гроба Господня открыт ежедневно, официальные часы посещения: в весенне-летний период — 5:00-20:00, в осенне-зимний период — 4:30-19:00 (однако, как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени).

Борьба за освобождение Святого Гроба


С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооруженном освобождении от неверных Святой земли и Гроба Господня распространилась среди западных христиан. На официальном уровне она была озвучена 24 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II, который призвал к вооруженному походу на восток. Его призыв породил Первый Крестовый поход, принесший освобождение Святого Гроба в 1099 году. Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году, Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно. С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года, когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны. С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата.

Храмовый комплекс Гроба Господня построен, как считается, на том самом месте, где, согласно Священному Писанию, был распят и погребен Иисус Христос.

Предположительно, первая церковь там была заложена царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году, а в XII веке крестоносцы объединили все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса, под крышей одной базилики

Зоны влияния

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви неравномерно. Наибольшая часть принадлежит Иерусалимской (православной) церкви, которая оберегает главные святыни и осуществляет общее администрирование.

 

Православная

Северный придел Голгофы (придел Распятия), соборная церковь Воскресения (Кафоликон), большая часть галерей ротонды, придел Уз Христовых, капелла Лонгина Сотника, капелла Тернового Венца (Глумления), капелла Обретения Креста (совместно с римо-католиками), капелла Адамовой головы (под Голгофой); во дворе: колокольня, церковь Сорока Севастийских Мучеников, церковь Жен-мироносиц, церковь Иакова, Авраамиев монастырь.

Римско-католическая

Церковь францисканцев, южный придел Голгофы (придел Пригвождения), капелла Обретения Креста (совместно с православными греками), придел, где Христос явился Марии Магдалине, церковь Явления (где воскресший Христос явился Богородице), часть галерей второго яруса ротонды, капелла франков (часовня Богоматери Скорбящей).

Армянская

Церковь Святой Елены, придел Трех Марий, капелла Разделения Риз, церковь Иоанна Богослова, приделы Никодима и Иосифа Аримафейского (ранее принадлежали Сирийской церкви), часть галерей ротонды.

Коптская

Придел в западной части Кувуклии, несколько помещений в галерее ротонды, капелла Святого Михаила.

Сирийская

Имеет право на воскресные и праздничные службы в приделе Никодима.

Эфиопская

Капелла Четырех священных животных (над коптской капеллой Святого Михаила) и монастырь на крыше капеллы Святой Елены.

Кувуклия

Под большим куполом в центре ротонды Воскресения стоит часовня Гроба Господня (Кувуклия). Она находится в совместном пользовании разных конфессий. Площадь Кувуклии 8,3 х 5,9 м. Часовня состоит из двух частей: западная — непосредственно Святая пещера, где заключен Гроб Господень, восточная — придел Ангела, где находится фрагмент камня, по преданию, отваленного ангелом от входа в пещеру. Из придела выходят два окна для передачи Благодатного огня: северное — для православных, южное — для приверженцев Армянской церкви. С западной стороны Кувуклии — небольшая часовня, принадлежащая коптам, которые когда-то отдали за нее армянам монастырь в Египте.

Кафоликон

Соборный храм Иерусалимского патриархата увенчан малым куполом с изображением Христа Вседержителя. Люстра Кафоликона — подарок Русской православной церкви. Точно под куполом, напротив входа в Кувуклию, стоит каменная ваза, прикованная цепью к полу. Это мезомфалос — «пуп Земли». Он символизирует центр стремления всех христиан мира к главной святыне.

Голгофа

Гора, над которой построен храм, поделена между католиками и православными. Под православным алтарем есть отверстие в полу якобы над тем самым местом, где был водружен Крест с распятым на нем Иисусом. Можно опустить туда руку и прикоснуться к Голгофе. По христианскому преданию, под горой похоронен первый человек — Адам. Поэтому часто на иконах под распятием изображают его череп. Верующие считают, что в тот момент, когда сотник Лонгин проткнул тело Христа копьем, началось землетрясение и Голгофа раскололась (трещину можно видеть через стекло в стене). Дождь смыл с тела Иисуса кровь, которая через расщелину потекла на череп Адама и смыла первородный грех со всего человечества.

Церковь Святой Елены

По преданию, царица Елена в 326 году обнаружила здесь три креста с гвоздями. Как известно, на двух из них были распяты разбойники. Чтобы определить, на каком был распят Иисус, кресты поочередно прикладывали к умершему человеку. Тот якобы ожил, когда его коснулся Животворящий Крест. Елена организовала раскопки, очистила местность от языческих храмов и заложила церковь Вознесения Христова. Императрицу причислили к лику святых как равноапостольную. Из часовни Святой Елены 13 ступенек ведут вниз, к капелле Обретенного Креста.

Вход в Храм

Двери, которые отпирает и запирает Ваджих Нусейбе. Слева от них — «рассеченная колонна». По православному преданию, трещина появилась в Великую субботу 1579 года, когда армяне подкупили султана, чтобы им разрешили единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. Поэтому греки остались за воротами. Но пока они молились, удар молнии расщепил колонну, из которой брызнул огонь. Так православные, не попавшие в храм, его получили. Свидетелем чуда якобы был турецкий стражник, который со словами «Я — христианин» спрыгнул с анфилады высотой 10 метров и остался жив. Правда, ненадолго — мусульмане его за это обезглавили. Кстати, в храме сразу за дверями слева находится диван турецкой стражи.

Капелла франков

Ступеньки наружной лестницы справа от входа ведут в Капеллу франков, принадлежащую ордену францисканцев (она же часовня Богоматери Скорбящей). Когда-то здесь был отдельный вход на Голгофу. На первом этаже, под римско-католическим приделом, православная часовня Марии Египетской.
vokrugsveta.ru

***

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в.

Протестанты считают, что гроб Господень находится за стеной Старого города. Другие доказывают, что стены Иерусалима две тысячи лет назад были не там, где сейчас, а потому место захоронения вполне может находиться на территории Храма Господня, то есть почти в центре современного Старого города.
Археологи, проводящие раскопки в подземелье Храма Гроба Господня, нашли не только захоронения, но в своё время, якобы, была найдена табличка с надписью IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Понятно, что Голгофа не может находиться вместе с гробом, но тем не менее в Храме они расположены почти рядом.
Подлинно ли то место, это вопрос веры! Если верите – то подлинное, если не верите – ищете сомнения. В конце концов не это важно. Важно, каким человек входит в храм и каким он из него выходит – меняется ли что-то в душе его, происходит ли преображение или не происходит ничего. С утра в Храме Гроба Господня совсем другая атмосфера, как и вечером перед закрытием. Не хочется уходить. Место, конечно, намоленное. Чистые высокие вибрации. Хотя и суеты много.
А в середине дня при обилии экскурсий Храм становится похож на проходное место. Все спешат, молятся, ставят свечи, отбивают поклоны, и тут же грешат – у кого-то звонил мобильник, кто-то пил кофе.
Не знаю, возникает ли Благодатный огонь непроизвольно в результате действия Высших сил, но возле Благодатного огня всегда очередь.
В греческой церкви, например, совершенно не важно, где ставишь свечу, потому что всё в голове. Пение греческое диссонансное и не такое красивое, как православное или католическое, но более каноничное (то есть более правильное).
Моя знакомая попросила меня привезти свечу из Храма Гроба Господня. Я, конечно, мог купить точно такую же свечу в любой лавке Иерусалима, но решил выполнить её просьбу. В Храме Гроба Господня есть небольшая комнатка, где продаются свечи, крестики и прочая атрибутика. Ценников не было, и потому, указав на свечу средних размеров, я спросил, сколько стоит. Торговец в рясе назвал мне несоразмерно высокую цену. Поскольку я был ограничен в средствах, то решил купить свечу поменьше. Я подал деньги, равные цене небольшой свечи, но вместо этого получил свечу средних размеров, которую первоначально хотел купить.
В центре храма находится Куву́клия (греч. Κουβούκλιον то есть «покой, царская опочивальня», лат. Cubiculum) — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Гроба Господня в Иерусалиме заключает в себе Гроб Господень – величайшую христианскую святыню. Собственно Гроб Господень – малое (1,93 х 2,07 м) внутреннее западное помещение. В нем справа от входа, на высоте полуметра от пола, находится каменное погребальное ложе, покрытое старинной плитой белого мрамора. Согласно Евангелию именно здесь Исус Христос был погребён после Распятия и на третий день воскрес.

Я заходил в Кувуклию три раза, и каждый раз испытывал странное чувство. Больше всего меня поражало, что люди почитают это место как святыню. Они хотят прикоснуться к святости, хотят очиститься, стать лучше. Хотя для некоторых это просто посещение достопримечательностей. У входа в кувуклию кто-то сидел и разговаривал, кто-то вынул мобильник, запахло кофе, – так что дежуривший у входа греческий монах вынужден был даже крикнуть на них – «ХрИстос! ХрИстос!!» – указывая на недопустимость подобных действий. В общем, КАЖДОМУ ПО ВЕРЕ ЕГО! Людям нужна святыня, которую они могли бы лицезреть, потрогать, вокруг которой хотели бы объединиться. Суть ритуалов не просто в поклонении, а в настройке, своеобразной кодировке на приобщение к высшим состояниям и очистительным переживаниям. Без этого любая реликвия – чистой воды идолопоклонство! Соблюдать ритуалы легче, чем любить врагов своих! Главное не слова, главное – ЛЮБИТЬ!
Вместо того чтобы рассказывать о «сказочных» «чудесах» с хлебами и рыбками, нужно привлечь внимание к главному чуду – чуду любви, которая творит чудеса! Если акцентировать внимание на том, что Иисус Назорей был богом, тогда это можно расценивать как оправдание человеческой слабости и греховности: мол, Он – БОГ, а мы всего лишь люди, и нам не под силу такая любовь, как любил Христос, Бог для людей не может быть образцом для подражания. Для меня же главное содержание жизни Исуса это подвиг любви! – пример, как можно и нужно любить несмотря ни на что! Апостолы видели в Исусе лидера политической революции, а он пришёл свершить революцию духа! Меня в большей степени волнует духовный подвиг Исуса, а не его мессианская деятельность. Подвиг любви Исуса (а любить врагов это подвиг!) изменил мир! Христос научил мир любви – любить несмотря ни на что даже врагов своих! Каким бы сейчас был мир, если бы не было Исуса из Назарета? Безусловно, мир был бы иным. Если бы ещё был…
В Нагорной проповеди, Исус Христос сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20).
“Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф.6:21).
Святость не в свечках и не в целовании икон, а в любви, в способности любить несмотря ни на что даже врагов своих! Но что поделать, если людям нужны атрибуты веры, будь то плащаница, святой Грааль, иконы и прочее. Я лично за всё, что помогает и способствует человеку любить и творить добро, — будь то крестик на шее или иконы. Но против всего, что служит лишь внешним прикрытием творимого зла и лицемерным оправданием нелюбви. Гадалки, талисманы только отвлекают от духа в себе. Когда я общался с представителями различных церквей, то очень быстро убеждался, что их интересует не Истина, а своя вера. Господь живет в душах наших! Я лично не против церкви как сообщества верующих людей, но против церковников, превративших распятие в украшение, а веру в промысел. В храмах обряды заменили любовь практическую, а жертвоприношения подменили самоотверженность любви. Да что говорить, Христа распятого продают!
Кофырин Николай, diletant.ru

Иерусалим.

Читаем в Книге «Краткая политическая География» /Императорская академия наук. 1745 год/:

Даже меры Гроба Господня несли его сакральную силу

 Леонид Андреевич Беляев — доктор исторических наук, завсектором археологии Москвы Института археологии РАН

В СОВРЕМЕННЫХ атласах по истории Средних веков есть карты, необычные для других историко-географических сводов. Это карты путей паломников и тех центров, к которым стремился средневековый пилигрим. Извилистые дороги, как ручьи, сбегаются, как к озерам, к святилищам, образуя местами довольно густую сеть. Ее средоточие — земной центр христианского мироздания, Палестина, в сердце которой — Иерусалим с храмом Гроба Господня.

Храм Гроба Господня возведен на месте, на котором, по преданиям, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Первая церковь Гроба Господня была сооружена здесь в 335 году. В дальнейшем он несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался, расширялся… В 1808 г. случился огромный пожар, после которого храм в 1810 г. был вновь отстроен в том виде, в котором существует до сих пор.

Храм Гроба Господня разделен между шестью конфессиями христианской церкви: католической, греко-православной, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, – каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Из-за постоянных конфликтов различных христианских церквей между собой, ключи от Храма Гроба Господня хранятся у двух мусульманских семейств. На территории храма расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

В центральном притворе храма находится камень Помазания. Согласно Евангелию, сюда положили тело Христа для его умащения миром. Священный камень прикрыт плитой с надписями. Над камнем Помазания висит балдахин и горят 8 лампад – по числу представленных в храме христианских конфессий.

Слева от камня Помазания на каменном полу – мраморный круг, символизирующий место, где стояла Богоматерь, когда умащали тело Христа. Справа находится вход на Голгофу, куда ведут две мраморные лестницы. Здесь установлен греческий православный алтарь, под ним серебряный диск, указывающий место, где стоял Крест.

Кувуклия – гробница Христа, вокруг которой накануне православной Пасхи собираются паломники со всего мира, ожидая чуда схождения Благодатного огня. Кувуклия увенчана куполом в русском стиле и богата украшена. Заслуживают внимания также часовни святой равноапостольской царицы Елены и Обретения святого Животворящего Креста. По легенде, святая Елена нашла в старой иерусалимской каменоломне три креста (Христа и двух разбойников), табличку и три гвоздя. На том месте, где был обретен крест, установлена мраморная плита.

 

Надеемся, что вам понравилась статья про схождение Священного благодатного огня у гроба Господня в Иерусалиме на Пасху. Чудо схождения Благодатного огня. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: http://www.pravmir.ru/  http://smartwebsite.ru/