Причины задержки психического развития детей (речевого физического двигательного социального симптомы)

detstrana24_3[1]Часто, когда ребенок развивается не так, как нам хотелось бы, мы задумываемся в чем могут быть причины задержки развития детей: каковы ошибки в воспитании детей?

От чего стоит вовремя избавиться, чтобы вырастить вундеркинда. По мере взросления крохи некогда полезные вещи и предметы становятся ненужными и даже тормозящими его развитие.

Давайте разберемся – что стоит ограничить, а от чего и вовсе отказаться.

Какой вред от пустышки?

Как вы думаете, какой вред от пустышки бывает после 12 месяцев? Почему, спросите вы, именно после года? Отвечаем: после года у детей угасает сосательный рефлекс, который до этого времени частично или полностью (это касается малышей на искусственном вскармливании) удовлетворялся пустышкой.

Но многие детки в силу, как правило, родительской лени, не выпускают ее изо рта чуть ли не до 3-4-х лет. Конечно, с соской проще.

Во-первых, малышу легче успокоиться — опять-таки благодаря все той же привычке отвлекать себя именно так, а значит, мамам и папам проще «вставить» соску в рот крохи, и он еще долго будет тих и доволен.

Во-вторых, родителям не нужно искать замену и прилагать усилия, чтобы своевременно отлучить ребенка от этого аксессуара. Ну и в-третьих, по расхожему мнению, все дети сосут соску, и ничего. Но такая «псевдолюбовь» может обернуться для мамы и малыша неприятными последствиями.

Проблемы с грудным вскармливанием, задержка в развитии речи, искривление прикуса, сосание большого пальца, обгрызание ногтей — далеко не полный список. Главное — ребенок не развивает способность выражать свои чувства и эмоции.

Именно поэтому многие взрослые сохраняют привычку тащить в рот разные предметы: ручки, зубочистки, сигареты. Связано это с тем, что ощущение комфорта и безопасности с детства у них ассоциируется преимущественно с пустышкой, поэтому в любой, особенно стрессовой ситуации, они тянут что-то в рот.

Вредны ли многоразовые подгузники?

Сегодня сложно представить себе, как вырастить ребенка без подгузников, но вредны ли многоразовые подгузники? Без этого изобретения сегодня не обходится ни одна молодая мама — достоинств у подгузников, конечно, тоже много.

Главные из них — удобство и комфорт для родителей и малыша: сухие пеленки — спокойный и довольный ребенок. Это в первую очередь касается годовалых малышей. Совсем другое дело — детки 1,5-3 лет, которые уже сами должны контролировать процесс мочеиспускания и дефекации.

И этому их учат именно мокрые колготки и простыни, доставляющие дискомфорт и неприятные ощущения. Когда же ребенок день и ночь проводит в подгузниках или непромокающих трусиках, то ничто не стимулирует его попроситься на горшок или проснуться ночью.

Вред от интерактивных игрушек

Какой же может быть вред от интерактивных игрушек? Малышам нравятся говорящие, поющие, мигающие и движущиеся игрушки — это весело и увлекательно.

С одной стороны, такие «игрушечные гаджеты» сами развлекают кроху, но с другой — совсем его не развивают.

Что делает ребенок, в руки которого попадает музыкальная кукла с набором функций?

Правильно, нажимает на кнопку, запускающую звук и движения и повторяет одни и те же фразы, записанные не всегда с должным качеством.

Простор для детской фантазии в данном случае ограничивается интерактивными свойствами игрушки.

Когда же малыш играет обычными куклами, машинками или солдатиками, он сам озвучивает своих персонажей, меняет интонации, раздает им роли, управляет ими в зависимости от выбранного сюжета. Именно такие игры развивают воображение.

Специальная посуда для детей

Эта категория детских товаров – специальная посуда для детей, могла бы победить в номинации «Маркетинговые уловки для неопытных родителей». Производители борются за покупателя, предлагая им все новые и новые принадлежности для детей, с улучшенными свойствами и качествами, которые созданы в первую очередь для мам и пап.

На первый взгляд, изогнутая рукоять столовых приборов призвана облегчить малышу процесс самостоятельного принятия пищи: ребенку легче и удобней держать ложку/вилку, меньше пищи проливается на стол, да и крохе проще донести прибор с едой до рта.

Но на практике видно, что используя такие «удобные» аксессуары, дети перестают учиться преодолевать трудности и доводить процесс до победного результата.

Если малыш привыкнет есть такой ложкой, то потом он с трудом сможет управляться обычной — ведь у него просто не будет нужного опыта и знаний. Результатом могут быть истерики во время трапезы и отказ от самостоятельного принятия пищи. Вам ведь это не нужно?

Вред трехколесных самокатов

Вред трехколесных самокатов после 3х лет вполне очевиден. Самокат — необходимый спортивный инвентарь для развития и досуга ребенка. В 1,5—2 года малыш только знакомится с этим средством передвижения, поэтому наличие «дополнительных» колес вполне допустимо.

detstrana24_4[1]Так ребенок может научиться уверенно кататься самостоятельно без помощи взрослых.

Но в возрасте 3-х лет малыша следует пересаживать на «транспортное средство» классом выше — с двумя колесами.
Управление двухколесной моделью потребует от карапуза определенной сноровки.

Такой самокат более скоростной и маневренный, поэтому понадобится чуть больше времени, чтобы уловить все нюансы и совладать с равновесием. Без синяков и шишек тоже не обойдется – и это нормально.

Конечно, многие родители стараются уберечь своих чад от ненужных ссадин и слез, а себя — от необходимости помочь ребенку овладеть этим навыком. Поэтому большинство малышей так долго не пересаживаются на двухколесные самокаты и велосипеды.

Вред гаджетов для детей

Каким может быть вред гаджетов для детей? Помните мультфильм про «Нехочуху»? Да, про того мальчика, который мечтал лишь смотреть мультики, играть и ничего не делать.

Если не хотите, чтобы ваш малыш detstrana24_00[1]вырос зомбированным игроголиком, который ничем не интересуется, то ограничьте до минимума время, которое он проводит перед экраном планшета или ноутбука.

Иначе увлечение подобными гаджетами со временем перейдёт в компьютерную зависимость, от которой будет очень тяжело «излечиться».

Погружение в виртуальную реальность негативно сказывается на уязвимой детской психике, что может привести к проблемам психологического и невротического характера: замкнутости, отсутствию интереса к реальной жизни, агрессии, депрессивным и суицидальным настроениям, срывам, нервным расстройствам и другим проблемам со здоровьем.

Чем опасен телевизор?

Культ «говорящего ящика» существует во многих семьях. У некоторых этот прибор выключается только на ночь, а весь день работает в фоновом режиме. Такое «пассивное смотрение» очень вредно для детей. Во-первых, страдает зрение.

detstrana24_2[1]Даже, если идет «взрослая» передача, ребенок будет поворачиваться к экрану, привлекающему его яркими вспышками.

Во-вторых, малыш начнет отвлекаться от своих игр, что негативно скажется на развитии.

В третьих — постоянное звуковое сопровождение станет настолько обыденным, что в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы с поведением и успеваемостью в школе.

В непривычно тихой ситуации ему будет сложно сконцентрироваться и высидеть целый урок. Хорошим способом, помогающим избежать такого поворота событий в жизни ребенка и родителей, является умение родителей заинтересовать, занять ребенка чем-то, что ему нравится.

Если речь идет о мальчике, можно предложить ему заниматься борьбой, плаванием и другими видами спорта.
Итак, в чем могут быть причины задержки развития детей: каковы ошибки в воспитании детей?

Перечислим основные моменты – пустышки после 1 года, подгузники после 3х лет, вред от интерактивных игрушек, специальная посуда для детей, вред трехколесных самокатов после 3х лет, вред гаджетов и включенного телевизора для детей. Все это может плохо повлиять на развитие.

В медицине существуют определенные ориентиры и тревожные сигналы для детей определенного возраста. Они нужны чтобы родители могли точно знать, что их малыш развивается правильно, согласно всем медицинским нормам.

Ориентиры для речевого развития:

 
  • До 4 месяцев ребенок произносит гласные звуки;
  • До 5-6 месяцев лепечет, может произносить согласные;
  • С 6 месяцев начинает формироваться слог «ма»;
  • До 12 учится произносить короткие простые слова;
  • До 1.5 лет развивается понятная взрослому человеку речь;
  • К 2 годам произносит целые предложения и знает много слов.

Ориентиры развития моторики:

  • До 3 месяцев может удерживать голову;
  • До 4 месяцев учится захватывать ручками мелкие предметы;
  • До 5 месяцев сам переворачивается со спины на бочок;
  • До 6 месяцев уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • До 7 месяцев самостоятельно удерживать себя в сидячем положении;
  • До 10 месяцев ползает, до 11 – стоит с опорой, в 13 уже ходит.

Тревожные сигналы (с 0 до 4 месяцев):

  • Малыш почти не реагирует даже на громкие звуки;
  •  Не хватает предметы и вообще почти не двигает руками;
  • При появлении мамы кроха не улыбается и вообще никак положительно не реагирует;
  • Не держит голову;
  • Не пытается подражать услышанным звукам.

Тревожные сигналы (в 7.5-8 месяцев):

  • Ребенок не тянет предметы в рот;
  • Не издает радостных звуков;
  •  Не сидит сам, имеет очень твердые или наоборот слишком мягкие мышцы;
  • При виде мамы не испытывает радостных чувств.

Тревожные сигналы (с 11 месяцев до 1 года):

  • Ребенок не умеет говорить слова совсем;
  • Не ходит, не стоит без помощи, плохо ползает или при ползании использует только руки;
  • Совсем не использует невербальное общение.

Тревожные сигналы отклонений речевого и слухового развития (2 года):

 
  • В лексиконе меньше 15 слов;
  • Не выполняет элементарных просьб;
  • Большие предметы не отличает от маленьких;
  • Совсем не составляет предложений.
  • Тревожные сигналы (3 года):Если и говорит, то очень нечетко;
  • Очень неустойчиво держится на ногах;
  • Ребенку неинтересны игрушки, игры с другими детьми;
  • Не поддерживает зрительный контакт. Тревожные сигналы (4 года):
  • Имеет плохую память; Не может различать цвета;

Сторонится общения со сверстниками, если и выбирает себе компанию, то состоящую из детей младшего возраста.

Причины того что ребенок отстает

Предпосылками к неправильному развитию ребенка, чаще всего являются негативные факторы повлиявшие на плод в период внутриутробного формирования нервной системы. К таким факторам могут относиться как вредные привычки родителей, стрессы или хронические патологии матери.

Что же может служить причиной проблем в развитии ребенка? Как считают специалисты, на нормальное развитие малыша очень сильно влияет забота родителей. Без должного внимания (сказки перед сном, прогулки, занятия с ребенком, объятия, просто разговоры с малышом) рассчитывать на нормальное становление детей не приходится.

Даже самые дорогие и хорошие игрушки не заменят папу и маму.Телесный контакт, прикосновения, ласковые слова, все это так важно для его развития. Но не переборщите: между заботой гипер опекой есть большая разница. Не бросайтесь из крайности в крайность, давайте ребенку возможность проявлять себя, а не делайте все за него.detstrana24_1[1]

Также важной причиной появления задержки в развитии могут служить заболевания, которыми мама будущего малыша переболела еще во время беременности. Любые, даже вроде бы самые незначительные инфекции, могут повлиять на процесс формирования коры головного мозга плода, и в случае отклонений могут возникнуть неприятные последствия в период активного роста ребенка уже после рождения. Мать, переболевшая каким либо заболеванием в самом начале беременности, подвергает плод большим рискам, чем если бы она перенесла болезнь в последнем триместре беременности.

Несомненно, такие вредные привычки как курение, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем накладывают свой неизгладимый след. Плохое экологическое состояние местности, где проживают родители, близость заводов, фабрик, контакты с различными вредными химическими веществами тоже влияют негативным образом. Иногда бывает и такое, что ребенку в утробе не хватает воздуха (может быть при токсикозе, обматывании пуповины вокруг шеи малыша), что ведет к гибели нервных клеток. Недоношенные детки тоже в группе риска, так как их развитие в утробе матери прошло не до конца и им нужно «нагонять» за сверстниками. Как видите, причин здесь может быть множество.

Необходимая диагностика

Чтобы предупредить проблемы в развитии у детей необходимо с полной ответственностью отнестись к этому вопросу еще на стадии планирования беременности. Генетическая сверка анализов матери и отца позволит предупредить развитие хромосомных отклонений. Полный анамнез родителей даст соответствующее понимание о том, какие из заболеваний могут передаться генетически, а какие патологии передадутся малышу в период внутриутробного развития.

Чем раньше болезнь будет обнаружена, тем легче ее впоследствии вылечить, это знает каждый, специалисты скажут вам тоже самое. Никогда не пренебрегайте проверками, сдачей анализов и другими процедурами, хотя и в этом случае врачи не сразу могут заподозрить неладное. Проверить ребенка на врожденные патологии можно тут же в роддоме, когда у младенца берут кровь на анализ пяти серьезнейших генетических заболеваний.

Попытайтесь еще на раннем этапе дать себе установку, что проверяться ребенку необходимо, даже если вы из тех людей, кто не очень доверяет врачам.

Далее ребенок периодически проверяется у педиатра, который и следит за общим состоянием малыша. Конечно, здесь никто не отменяет человеческий фактор, поэтому если есть возможность, то проверяйтесь у разных специалистов в разных клиниках, это поможет сократить вероятность ошибок. Для профилактики можно обращаться к неврологу хотя бы раз в два месяца, это даст вам дополнительную возможность удостовериться, что с малышом все в порядке.

Решение проблемы

Важно помнить, что наличие заболеваний провоцирующих то, что малыш отстает в развитии, еще не является приговором для ведения им нормального образа жизни в дальнейшем. Часто внимательное отношение родителей и своевременное обращение к детскому психологу позволяет вырастить абсолютно полноценного члена общества.

Если в ходе проверок все-таки оказалось, что у ребенка есть какая либо задержка в развитии, то в первую очередь нужно понять: никаких окончательных и бесповоротных вердиктов! До определенного возраста врачи не могут поставить диагноз, так как индивидуальные особенности работы мозга и нервной системы конкретного человека могут иногда притормаживать определенные процессы, но иногда с течением времени все может нормализоваться.

Другой разговор, если этого все-таки не произошло и ребенок отстает от своих сверстников по каким-то параметрам речевого или физического развития. Есть так называемые опорные даты, определенные врачами во всем мире. Установлены нормы двигательного или психического навыка, и если ребенок не вписывается в эти в эти нормы (для каждого возраста свои даты), то следует более серьезно отнестись к данной проблеме. Конечно, везде есть исключения. Например, в медицинской практике не один раз встречались с тем, что ребенок, который произносил только элементарные звуки, резко начинает говорить целыми словами и предложениями.

Не пускайте дело на самотек, записывайте свои наблюдения за ребёнком, говорите о своем беспокойстве врачам. Если начать лечить такие задержки в развитии вовремя, то стараниями врачей и родителей можно сделать так, что в будущем ребенок будет совсем не хуже сверстников. Иногда все-таки это не проходит бесследно: дети с отсталостью в речи в последствии невнятно говорят, а если были проблемы с мелкой моторикой, то их не слушаются пальцы, хуже получается брать предметы. У ребенка ухудшается адаптация в обществе. Однако при должном усердии и занятиях с ребенком можно добиться улучшений.

Не пытайтесь отрицать болезнь и делать вид, что ничего не происходит. Некоторые родители надеются что «оно как-нибудь само рассосется», но чаще всего это не тот случай.

Стоит повременить с походами по психологам в столь раннем возрасте, так как до 3-4 лет ребенком пусть лучше будут заниматься такие специалисты как невролог, логопед, педиатр, дефектолог, ортопед. Не стоит опасаться лишний раз показать малыша врачу: часто, если родители чувствуют, что ребенок в чем-то отстает, то это имеет под собой основания. Помните, что именно родители проводят с ребенком больше всего времени и от них зависит очень и очень многое.

Во время беременности мама должна защищать себя от вредящих ей факторов. Игрушки, покупаемые для ребенка, должны нести развивающую направленность. Забота, уход, должное внимание – и ребенок будет защищен практически на сто процентов от проблем связанных с адаптацией в обществе в будущем.

В медицине действительно существует такое понятие, как задержка психического развития, которая проявляется у ребенка. Что это такое? Специалисты сайта психологической помощи psymedcare.ru определяют ЗПР как состояние психики, при котором она развивается медленнее обычного. Происходит задержка в развитии памяти, внимания, мышления, что не присуще нормальному развитию конкретной возрастной группы.

Обычно ЗПР диагностируется у детей в дошкольном возрасте. Это отмечается следующими факторами:

  • Интересы преимущественно детские и игровые.
  • Умственная незрелость и неготовность к обучению.
  • Дефицит знаний, ограниченность воззрений.
  • Незрелость мышления.

Если ЗПР проявляется в старшем школьном возрасте, тогда причиной ее развития может быть олигофрения, лечением которой и занимаются.

К счастью, ЗПР не является клиническим заболеванием. Она скорее является промежуточным звеном между патологией и нормой. Здесь отсутствуют серьезные отклонения в мышлении, речи, двигательной активности и т. д. В большинстве своем трудности заключаются в социальной адаптации ребенка к детскому садику или школе. ЗПР уже является отклонением, однако не считается недугом. Процесс обратимый, на что и направляют силы психологи.

Примечательным является то, что задержка в психическом развитии у каждого ребенка проявляется в различной степени и в определенных характеристиках. Нет единой картины, которая бы определяла, что ребенок болен ЗПР. Однако есть некоторые предпосылки, которые должны побудить взрослых заниматься психическим развитием ребенка. Процесс обратим. Со временем ребенок может стать здоровым и достигшим нормального развития, если только предпосылками ее появления не являются серьезные причины.

Причины задержки психического развития у ребенка

Какие причины приводят к задержке психического развития у ребенка? Здесь не все бывает однозначным. Преимущественно психологи ссылаются на социальные факторы, в которых малыш проживает. Это неблагополучная семья, отсутствие полноценного контакта родителей с ребенком, отсутствие культурного и интеллектуального развития, тяжелые обстоятельства жизни.

Можно ссылаться на генетическую предрасположенность ребенка к ЗПР. Однако основной упор делается на интеллектуальный уровень самих родителей. Если он ниже среднего, тогда и ребенок будет обладать низким IQ. Связывают это с интеллектуальным развитием ребенка уже после рождения, а не с его предрасположенностью.

Другие специалисты обращаются к физиологии, отмечая органические повреждения в головном мозге, которые произошли во время беременности или рождения ребенка. Стоит ли исключать какие-то факторы? Нет. Все они могут в совокупности влиять на появление ЗПР.

Таким образом, причинами задержки в развитии психики являются:

  1. Неблагоприятное протекание беременности:
  • Токсоплазмоз.
  • Болезни матери, например, грипп, краснуха.
  • Токсикозы во второй фазе беременности.
  • Несовместимость резус-факторов у матери и ребенка.
  • Хронические материнские болезни, связанные с сердцем, щитовидной железой или сахарным диабетом.
  • Внутриутробное кислородное голодание.
  • Злоупотребление матерью спиртного или никотина.
  1. Травмы при родах:
  • Использование инструментов для помощи выхода плода по родовым каналам.
  • Асфиксия младенца.
  • Преждевременная отслойка плаценты.
  1. Педагогическая запущенность, связанная с недостаточным контактом родителей с ребенком.

Преимущественно родительское поведение в отношении ребенка сказывается на его психическом развитии, которое может затронуть и физическое. Так, если в семье постоянно присутствуют ссоры, насилие, отсутствие контакта и воспитания детей, тогда возможно появление ЗПР. Такой диагноз может проявиться и в условиях семьи, где присутствует гиперопека. Здесь страдает волевой компонент, который приводит к отставанию в психическом развитии.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Достаточно трудно вовремя выявить симптомы задержки психического развития, поскольку часто это зависит от внимательности родителей к собственному ребенку. Поскольку все родители чрезмерно любят своих чад, они приписывают им несуществующие достоинства и способности. Это не позволяет вовремя выявить ЗПР и приступить к коррекционной работе.

Нередко ЗПР обнаруживают воспитатели или педагоги при подготовке детей к школе. Они отмечаются невозможность ребенка запоминать и быстро усваивать информацию, обучаться чтению и письму.

Первыми симптомами задержки в психическом развитии являются позднее сидение и хождение малыша. В 3-летнем возрасте он не способен выстраивать сложные предложения и обладает маленьким словарным запасом. Если родители не обращают на это внимания, тогда лечение осуществляется достаточно поздно, что сказывается на неэффективности в коррекции психики.

Рdetstrana24_5[1]ебенок с ЗПР страдает неспособностью к социализации, что началось в семье его родителей. Симптомами являются:

  1. Эмоциональная незрелость, которая проявляется различными инфантильными видами. Эмоции детей превалируют над послушанием. Их развитие в данной сфере сродни с развитием малышей более младшего возраста.
  2. Дефекты интеллектуальных процессов.
  3. Неугомонность во время игры.
  4. Многократное изменение настроения.
  5. Неспособность сконцентрироваться на каком-то поручении, быстрая переключаемость на что-то занимательное.
  6. Неспособность увлечься интеллектуальными или умственными играми.
  7. Незрелость интеллектуальной сферы, что проявляется в наличии различных страхов, стеснительности и застенчивости, безынициативности. Они больше предпочитают играть. При этом у них отмечается неуживаемость в новой обстановке, длительность привыкания. Они являются послушными и примерными в поведении.
  8. Отставание всех форм мышления.
  9. Задержка в развитии речи, что проявляется индивидуально.

Выделяют типы ЗПР, среди которых:

  • Конституционального происхождения – психический инфантилизм, эмоциональная незрелость. Это бурное проявление эмоций, привязанность к матери, неспособность адаптироваться к новым условиям, отсутствие самостоятельности и т. д.
  • Соматогенного происхождения. Возникает на фоне частых или длительных болезней малыша или в семье с гиперопекой. Связана ЗПР с отсутствием постоянного контакта малыша с окружающей средой, что и способствует его задержке.
  • Психогенного происхождения. Возникает в неблагоприятных семейных условиях, а также при гипоопеке и отсутствии воспитания. Когда ребенок растет сам по себе, он лишается возможности развиваться полноценно, как и в семье, где царит насилие, скандалы и прочие неприятности.
  • Церебрально-органического происхождения – минимальная мозговая дисфункция. Проявляется на фоне различных физических и генетических патологий.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Коррекция задержки психического развития является главным направлением в лечении ребенка. Он не учится в специализированной школе, однако к нему применяется индивидуальный подход. Следует понимать, что его сложности в обучении связаны не с ленью, а с его психическим развитием.

Параллельно ребенок должен проходить консультации у психологов и сурдопедагогов. В некоторых случаях назначаются лекарства: нейротропы, гомеопатия, витаминотерапия и пр. Назначением медикаментов занимается врач.

Коррекция психики подвергается комплексному подходу, где родители вместе с другими специалистами (педагогами, психологами и т. д.) учитывают особенности ребенка и помогают ему их устранить. Медленный темп в обучении является нормальным для ребенка с ЗПР, что требует терпения и понимания со стороны взрослых.

Основной упор делается на психотерапию, которая развивает в ребенке нужные ощущения: мотивацию к выполнению действий и получение радости из-за достигнутых результатов. У ребенка должны появиться мотивы что-либо делать, особенно достигать успехов, за которые его хвалят.

Работа строится на игровых упражнениях посильного и в то же время сложного характера. Ребенок должен получать удовольствие от упражнений и своих действий, чтобы в нем сформировалась положительная мотивация.

Следует избегать негативных последствий из-за наличия задержки психического развития и неготовности к обучению. Ребенок не должен чувствовать себя слабым или больным по сравнению с другими детьми. Все это зависит от поведения и отношения взрослых, особенно родителей.

Поскольку достаточно трудно выявить ЗПР в ранние годы, обычно диагностируют ее в 5-6 лет. Это считается достаточно поздним периодом, хотя и благоприятным для коррекции ЗПР. Поэтому родителям предлагается проводить профилактику задержки развития в психике, нежели потом заниматься ее лечением. Главными факторами являются:

  1. Создание благоприятных условий для течения беременности и родов.
  2. Устранение различных рисков, связанных с физическими или душевными травмами.
  3. Создание благоприятной среды внутри семьи, где родители занимаются воспитанием и обучением своего ребенка, общаются с ним и адекватно относятся.

Итог

Задержка психического развития является промежуточным этапом между болезнью и нормальным состоянием. Сам по себе ребенок может быть абсолютно здоровым, однако неблагоприятные условия, в которых он развивается, дают негативный итог – ЗПР.

При обнаружении отставания в развитии следует обратиться к невропатологу, педиатру или психологу. Специалист поможет в выявлении симптомов ЗПР и назначении правильного лечения, которое всегда дает положительные результаты – полное выздоровление и становление ребенка.

Источник: http://www.passion.ru/ http://rebenokrazvit.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!