Что такое тантра: энергия искусство уроки техника путь

tantraНа самом деле тантра это не сексуальная практика, как многие считают. Читайте про энергию, искусство, уроки, техника и путь тантры и смотрите видео

Учение Тантры многие относят к индуистским религиозным течениям. Хотя тантризм обладает всеми признаками самостоятельной традиции — вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, священными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, — большинство учёных, да и самих тантристов рассматривают его как особую форму индуизма.

Слово «тантра» имеет несколько значений: «тайное знание», «магия», «практика», «учение», «спасение посредством тела» и даже «процесс ткачества»! Но священные тексты-тантры дают совершенно иную трактовку этого термина; учение «называется Тантрой потому, что раскрывает знание об истинной сути всего — таттве, и тем самым спасает».

Происхождение тантризма связано с культом Великой Богини-Матери. Формы религии, сходные с индийским тантризмом, существовали почти у всех народов древности: это культы Астарты в Ассирии и Палестине, Исиды — в Египте, Афродиты — в Греции, Венеры — в Риме, Кибелы — в Малой Азии, Иштар — Месопотамии, Аматэрасу — в Японии, Шакти — в Индии, Лады — у древних славян. Современный тантризм складывался под влиянием ведийской религии, брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Матери хорошо сохранились и поныне.

Тантристы считают своё вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. В одной из наиболее почитаемых тантр — «Маханирвана-тантре» — говорится: «Все люди на земле — от высокорождённых брахманов до нижайших неприкасаемых — способны следовать вечному Пути Тантры».

Путь тантры

 

Тантрическая традиция неоднородна и состоит из большого числа всевозможных течений и сект. Как правило, их приверженцы взаимно признают друг друга единоверцами. При всём многообразии тантрических культов все они сводятся к четырём основным типам: «тантра правой руки», «тантра левой руки», реформированный универсалистский шактизм и примитивный архаичный тантризм с элементами шаманства, распространённый среди наиболее отсталых народностей и племён полуострова Индостан.

Последователи «тантры правой руки» почитают Богиню-Мать согласно предписаниям ортодоксального индуизма. Они давно отказались от древнего ритуала, включавшего сексуальные обряды, приёмы «чёрной магии», кровавые жертвоприношения животных и т. п.

Приверженцы «тантры левой руки», напротив, сохраняют в своей практике признаки древнего тантрического культа и используют в своих обрядах многое из того, что для остальных индуистов считается неприемлемым (принесение в жертву животных, употребление в пишу мяса, вина, игнорирование кастовых различий, сексуальные и магические обряды).

Одним из основателей универсалистского шактизма можно считать индуистского мистика и гуманиста Шри Рамакришну* (1836-1886). Взгляды «универсалистов» характерны для представителей «Миссии Рамакришны» и некоторых других реформистских течений современного индуизма.

Тантра практика

 

«Универсалисты» отошли от ортодоксального тантризма. Хотя они и сохраняют в своём вероучении некоторые древние элементы (особенно культ женского начала), но фактически их следует рассматривать как типичных представителей неоиндуистских течений.

ВО ЧТО И КАК ВЕРЯТ ТАНТРИСТЫ
Согласно представлениям тантристов, некогда на Земле все люди принадлежали к одной общей религии — вечной и естественной Сатья Санатана-дхарме* («истинной вечной религии»), позволявшей всем существам пребывать в гармонии с Богом, природой-матерью и друг с другом.

«Благодаря практике йоги и регулярно совершаемым жертвоприношениям… люди удовлетворяли богов и души предков и были привержены добродетели в критаюге. Благодаря изучению вед, медитации, аскезе, милосердию, благим деяниям и обузданию своих чувств люди обладали огромной силой, мужеством, мудростью и благим нравом.

tantra2Будучи смертными, они всё же шли [после смерти] в обитатели богов, ибо сами были богоподобными, приверженными истинной религии и все знали истину» — так говорится об этих временах в «Маханирвана-тантре». В дальнейшем сила ведийской традиции ослабла, люди духовно деградировали. Лишившись истинного знания, они начали враждовать друг с другом, создали множество верований и идеологий, что способствовало лишь их разобщению.

Техники тантры

Тогда во спасение устоев Санатана дхармы Великий Бог-Отец Шива даровал самое сокровенное священное знание — Тантру, являющуюся ни чем иным, как ведасарой («сущностью вед») и панчамаведой («пятой ведой»). Священные для тантристов писания, излагающие различные мистические знания, также называются тантрами.

В них в форме диалогов Отца мира Шивы и Матери мира Шакти (Дэви) раскрываются, по словам тантристов, «все тайны бытия, пути обретения всего желаемого и конечного освобождения».Тантры, в которых Шива выступает в роли наставляющего учителя, а Шакти — в роли прилежной ученицы, принято называть агамами. Поэтому тантризм иногда называют ещё агамическим индуизмом.

Нигамами называются тантры, в которых, наоборот, Шакти — учитель, а Шива — ученик. Писания, построенные в форме диалога Шивы или Шакти с каким-либо другим божеством или святым провидцем, называются упатантрами («второстепенными тантрами»).

К упатантрам приравниваются и произведения тантрических духовных учителей — комментарии к тантрам, трактаты по религиозной философии, магии, йоге и другим мистическим дисциплинам, а также священные тексты-агамы некоторых близких к тантризму индуистских (обычно шиваитских или шактистских) сект.

Занятия тантрой

Общее число тантр неизвестно, т. к. диалоги Шивы и Шакти длятся бесконечно. Потому бесконечен и поток священных тантр. Время от времени Шива и Шакти являют отдельные тантры через наиболее достойных учителей тантрической традиции. Авторитетность каждой отдельной тантры определяется не столько древностью её происхождения, сколько признанием её богооткровенным текстом авторитетными тантрическими учителями (гуру или ачарьями). Известны сотни относительно доступных тантр.

Все они написаны на санскрите и, как правило, не издаются и не переводятся на другие языки, оставаясь в манускриптах, тщательно оберегаемых oт взоров исследователей. Однако некоторые тантры были изданы как на санскрите, так и в переводе на современные индийские или европейские языки.

Именно из-за практической недоступности большинства текстов тантризм всё ещё продолжает оставаться, пожалуй, самой малоизученной религией. С бесчисленными трудностями и загадками сталкивается па каждом шагу исследователь тантрической мистики. Сами же тантристы тщательно соблюдают обеты неразглашения тайн своего учения, особенно оберегая от посторонних святыни культа и священные тантры.

Тантристы верят, что сам Великий Бог Шива и божества-дхармапалы («защитники религии») оберегают тайное тантрическое знание от всех тех, кто мог бы злоупотребить этим знанием и принести ощутимый вред не только другим существам, но и своей собственной душе.

Искусство тантры

Для самих же тантристов их оккультные познания и навыки являются не самоцелью, а всего лишь средством, помогающим обретать сверхчеловеческие способности не ради власти над людьми и силами природы, а исключительно с целью духовного самосовершенствования: достижения сначала состояния богоподобия, а затем и полного соединения с Шивой и Шакти в состоянии маханирваны — «великого освобождения».

tantra3 Цель человеческого существования для тантристов заключается в полном раскрытии заложенного в душе каждого живого существа (а не только человека!) состояния шиватвы — «божественной природы Шивы». Осознавая себя потенциальным божеством, человек должен мобилизовать все свои силы на достижение «молниеносного освобождения».
В сложном процессе обретения душой (дживой) божественного состояния Шивы телу и вообще различным материальным объектам отводится исключительно важная роль. «Через наслаждение (бхукти) — к спасению («мукти» — таков принцип тантризма.

Тело для тантристов — не «тюрьма души», а священный храм божественной энергии. Мир — не порождение иллюзии (майи), как учат брахманы, а космическое тело Бога, наполненное его славой и силой. Постигая тайны мироздания через правильное понимание законов вселенной и принципов взаимодействия различных космических элементов (таттв), тантрист раскрывает с помощью своих учителей и покровительствующих божеств и свою истинную божественную сущность.

Тантра пробуждение

Шива тантр и индуистский Шива пуранических мифов сильно отличаются. В тантризме Шива идентифицируется с высшим (аналогичным понятию Брахмана в брахманическом индуизме) и олицетворяет собой чистое космическое сознание, в глубинах которого скрыта его таинственная сила — Шакти.

Шива обладает всевозможными совершенствами и почитается не только как непостижимый и недосягаемый Абсолют, но и как личностный Бог, Бхагаван (дословно «Обладатель [всех] качеств») Рудра, как Махашактиман (Исполненный великой мощи).

Всем своим божественным могуществом Шива обязан великой Шакти. Без неё Шива бездеятелен, «как труп» (шава). В индуистской иконографии вообще и в тантрической в частности весьма популярен образ Шакти (в образе Богини-Матери Кали), стоящей на лежащем Шиве. Поэтому на практике больше почитается именно Шакти как творчески-динамичный аспект Бога. «Нет различия между ними. Шакти — это сам Шива», — говорится в «Гандхарва-тантре».
Понятие «шакти» (от саискр. «шак» — «обладать силой», «быть способным») в тантризме является, пожалуй, центральным и весьма многозначным. Оно переводится как «энергия», «сила», «мощь», «женское начало», «духовная сила» [передающаяся через учителей-гуру или обретённая с помощью практики]». Подчас тантризм и шактизм рассматриваются как слова-синонимы.

Суть учения тантры

В «Гаятри-тантре» говорится: «С помощью соединения с нею вся вселенная обладает энергией, поэтому она называется Шакти». Шакти представляет собой загадочную силу, своего рода Единую Жизнь всего существующего, включая Шиву и все души. Обладая Шакти, Шива способен «породить» вселенную и всех её обитателей — от богов до мельчайших микроорганизмов. Если Шива — Отец мира, то Шакти — Великая Богиня-Мать.

Проявления Шакти неисчислимы. Среди них имеются и милостивые, и гневные образы. Однако сущностная форма Великой Матери всегда остаётся непостижимой и недосягаемой для взоров даже богов. «О Мать, Твою высшую форму не знает никто. Обитатели небес почитают Твою проявленную форму в образе Кали и других формах», — говорится в священном тексте «Шактананда-тарангини» («Волны блаженства для шактистов»).

Шакти одновременно и грозная, кровожадная Богиня, и милостивая Мать. Она — великая колдовская сила, очаровывающая души калейдоскопом своих божественных игр (лил), заставляющих все живые существа забыть свою истинную природу и подпасть под власть закона кармы и нескончаемых перерождений в различных формах. Но она же является великой спасающей силой, приводящей души обратно к Шиве, к Богу.

«Ты — Великое Знание и Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая Память! Ты — Великое Забвение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая Демопица!» — так славят Богиню-Мать «Дэви-махатмья» («Величание Богини»), один из самых почитаемых индуистами (и в том числе) священных текстов.

Дао тантра

Поэтому любая религиозная практика тантристов неизбежно обращена больше к Шакти, нежели к Шиве. Более того, в «Нируттара-тантре» сказано, что «невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».

Тантристы стремятся поставить себя в идеальные отношения с Шакти, а через неё — и с Шивой. Шива, Шакти и души-дживы — три вечно существующих проявления единой целой реальности. Все они — своеобразная вселенская семья (кула).

Только одни существа — таптристы (а ими могут быть не только люди, но и боги, демоны и духи) — находятся в постоянной гармонии с Отцом-Шивой и Матерью-Шакти, следуя во всем духу и букве мировой санатана-дхармы, а другие — те, которые не хотят признать себя тантристами и жить по законам «самой естественной из религий», обречены на незнание своей истинной природы и, следовательно, на безрадостные перерождения в самых отвратительных формах (в том числе и в адских мирах).

Цель тантрической религии — «собрать все души в единой божественной семье Шивы и Шакти» и тем самым положить конец человеческой зависти, злобе и бессмысленной вражде. Поэтому сами тантристы называют свою религию «религией семьи» (кула-дхармой), «душой всех религий».

Тантристы верят, что когда калиюга (время, в котором живёт сегодняшнее человечество) «войдёт в полную силу», то все религии будут поглощены тантрической кула-дхармой и все люди на земле станут тантристами. Современных тантристов Индии и Непала древние пророчества вдохновляют на распространение своего вероисповедания за пределами Индостана. Ранее совершенно неизвестный в Европе и Америке тантризм в конце XX в. привлёк к себе внимание в странах Запада.

Тантра обособлено стоит среди традиций и путей открытия «просветления», которые основаны на сексуальном принципе. Не только её центральные обряды сексуальны, но и все поведение — это сексуальное пересечение табу и границ.

Это проявляется в том, что тантрика следует своим чувствам, а не уходит в духовную изоляцию: приветствует чувственную музыку, практикует наслаждение, в том числе алкоголь, ганга (каннабис) или даже сома (мифическое таинство ариев, отождествленных с Луной). Тантрики выходят за границы и запреты касты, брака, пола, закона или даже жизни. В этом контексте почти стандартной темой является использование смерти в качестве советника при выполнении тантрических бдений на кладбище.

Главный символ и энергия, которую использует Тантра — это секс. Акт непрерывного творчества выражается в моделях сексуальной активности, которая воспринимается как наполненная чувством полностью трансцендентной любви.

Существование мира считается непрерывным рождением йони (вульвы) — женского принципа, являющегося результатом непрерывного вливания семени мужчины через сексуальное наслаждение.

Йони — это уста, извергающия мир, но в то же время не было бы ни мира, ни йони без «семени», которое дает всей системе возможность существования как бытие, которое всегда подразумевается, но никогда не может быть объектом восприятие.
Тантра предполагает, что само семя порождает йони. В Шри Янтре это центральная точка или точка, которая имеет местоположение, но не имеет величины.

Разделяют три вида тантрических практик:

Красная тантра — сексуальные практики (далеко не всегда предполагающие сексуальный контакт) — упражнения и медитации с партнером. Это методы работы с телом и взаимодействия с партнером, помогающие пробудить энергию желания и использовать ее осознанно — для достижения сексуального блаженства, творческого или духовного развития.
Черная тантра — тренировка ментальной силы как способности реализовывать свои желания, управлять жизненными ситуациями и даже людьми.
Белая тантра — практика, подразумевающая выход за пределы желаний. Йога Белой Тантры практикуется в парах и в сообществе. Через пение мантр, поддержание определенных поз тела и рук, общение достигается синхронизация индивидуального поля энергии с полем группы и Бесконечности. Созданная таким путем энергия очищает физическое и ментальное тело человека.

Тантрическое Бытие и Воссоединение
Во многих случаях мифы о творении имеют тантрическое происхождение. Практически у всех есть общая тема происхождения первой пары мужского и женского пола в сексуальной сказке, обычно связанной с инцестом, обманом и предательством при падении в состояние разделения, сопровождаемого мировыми конфликтами.

В истории об Эдеме Бог творит Землю, Небеса и растения и вдыхает жизнь в Человека из пыли. Адам и Ева были разделены из одного андрогинного существа ребром и затем прокляты ревнивым Богом за то, что они ели запретный плод и сожительствовали в похоти. Они впадают в смертную сексуальность, женщина страдает от боли родов и подчиняется мужу. Оба изгоняются из Сада, чтобы не съесть плода с Древа Жизни и не стать как «Он».

В мифах народов Тукано (коренные жители Бразилии), Солнце и Луна — братья, а Венера искусственно соблазняет Солнце, что вызвало у всех женщин ежемесячное кровоизлияние. Последующее похищение Венеры Луной и его уменьшение Солнцем в наказание — это снова миф об инцесте, ревности и предательстве.

В повествованиях маори возникают Рангинуи и Папатуануку, изначальная пара небесного отца и земной матери, чьи очень крепкие объятия закрывали свет их потомству в первичном маточном заключении. Тэйн, бог леса и птиц, раздвигает их, чтобы создать мир.
В древнем Вавилоне Тиамат изначально соединена с Абзу, как первичные (женское и мужское) пресные и соленые воды. Позже она убита богом бури Мардуком в финальной битве между мужским порядком и первичным хаосом, и ее тело разделено на две части, чтобы создать космос.

В предании Догонов (Западная Африка), Бог Амма создает мир, рассеивая семена в четырех направлениях, чтобы сформировать поверхность Земли. Он бросает комья земли, чтобы сформировать солнце и звезды. Затем он лепит из глины образ богини Земли. Теперь он хочет заняться любовью с этой богиней. Но ее клитор торчит как муравейник и сопротивляется его попыткам. В результате рождаются чудовища и катастрофы. Чтобы избежать этого Амма отрезает клитор Матери-Земли, устанавливая женское обрезание.
В тибетской традиции женская энергия- это солнечная, красная, (кровь и яйцеклетка), в отличии от лунной белой энергии мужского семени.

В тибетской традиции женская энергия- это солнечная, красная, (кровь и яйцеклетка), в отличии от лунной белой энергии мужского семени.
Тантрическое восприятие гениально и космологически проницательно, а также показывает путь назад к райскому состоянию. Космос создан в сексуальном союзе.

Возвращение в состояние близкого единства — это королевский путь к космическому завершению.

Огромная красота тантрической традиции, если ее можно так назвать, состоит из пяти частей:

во-первых, она основана на сексуальной любви как интегрированном биологическом и духовном проявлении генезиса.
Во-вторых, она обращается к женскому аспекту реальности так же цельно, как и к мужскому.
В-третьих, он объединяет природные и сознательные аспекты реальности в одно целое.
В-четвертых, она пересекает все границы и нарушает запреты.
В-пятых, тантра объединяет традиции плодородия в природе с созерцательными и сакраментальными изменениями в сознании.

Как показано на диаграмме вверху слева, космический генезис начинается с двух принципов, Шивы (мужского пола) и Шакти (женской энергии) в глубоком сексуальном союзе. Пара так тесно обнимаются, что ни один из них не осознает полностью другого. Шива, принцип самости и полной идентичности, доминирует. Говорят, что Шакти «закрыла глаза», в полном блаженстве, потому что она не пробудилась к состоянию обособленности.

Следующий этап показан ниже слева. Здесь глаза Шакти открылись, хотя пара все еще сплочена. Сейчас она в первом состоянии реализованного разделения. Фактически это и последующее разделение — все это работа Шакти, которая была специально сотворена для этой цели. На последующем этапе пара выходит из Союза как две отдельные части. Только их взаимное сексуальное влечение напоминает им, что они принадлежат друг другу, что я и мир на самом деле являются лишь дополнительными аспектами одной и той же реальности (Роусон).

Теперь Шакти действительно может начать функционировать. Она становится в верхнем правом изображении той красивой танцовщицей, которая плетет ткань мира. Паттерны танца не являются иллюзиями, но они не являются «реальными» в смысле того, чтобы быть чистыми реальными фактами.

Потрясающее множество бесконечных проявлений, которые составляют объективную вселенную, представляются нашему Я через то, что мы называем своим разумом и телом.

Это тоже, является частью деятельности Богини, которая, как мы видели, может также символизироваться ее плодородной маткой. Все то, что мы представляем себе во времени, весь ход нашей индивидуальной жизни в нашей огромной вселенной, порождается для нас этим танцем или маткой.

С философской точки зрения такая доктрина подталкивает к идее, к которой стремятся многие из наших наук: что целое не является соединением меньших единиц — конечностей, органов, элементов и атомов — но что целое стоит на первом месте и генерирует свои части.

Все причины лежат в целом, а не в случайных отношениях между частями.
Если время входит в целостную картину, значение конечного целого становится фактически определением просветления Тантрика (Роусон).

Поэтому можно сказать, что, образно говоря, вся вселенная содержится в теле человека. Индийская традиция описывала много случаев, когда какая-то божественность показывала себя последователям как содержащая все звезды, вселенные, миры и существ вплоть до мельчайших частей тела.

Тантрическая преданность может сосредоточить свое обожание на образе Богини, изображаемой прекрасной девушкой, которая, танцуя в безумстве любви, распускает волосы, рождая миры, и снова подвязывает их.

Разум мужчины-тантрика постоянно поглощается этим сияющим и захватывающим образом. Каждая женщина кажется ему создательницей миров. Но для него это не женщина, которая олицетворяет богиню, а богиня бессмертного женского принципа, который появляется в данной женщине.

С человеческой точки зрения Тантра признает, что мы в некотором роде ближе всего к женскому аспекту творения.

Богиня Времени постоянно творит через нас и для нас. Поэтому женщины играют решающую роль в тантре.
Они являются носителями той женской энергии, которая занимает центральное место в образах тантриков, и в ритуальной практике мужской тантрик может прогрессировать только благодаря сотрудничеству с женщинами.

Секс к кем левая нога захотела (ну, не нога, ладно) и без обязательств, конечно. Куча удовольствий и бонусом — духовность. Шарлатанский бизнес, построенный на слове «тантра», в первую голову эксплуатирует интерес простаков ко всему вот этому.

Тысячи их по миру — «гуру», «получивших посвящение в том самом храме, который был построен на месте падения вагины Шакти» (она же Сати), отделенной от мертвого тела жены Шивы, которая, когда ее отец невзлюбивший зятя, не пригласил его на праздник с жертвоприношением, обиделась за мужа и обломала жертвоприношение тем, что бросилась в жертвенный огонь и умерла. Круто, да?

Это еще не вся история. Шива пришел во гнев, взвалил на плечи тело мертвой жены и начал Пляску Уничтожения (тут надо понимать, что одна из ролей Шивы — уничтожитель миров). Он поклялся, что будет плясать, пока тело Сати (она же Шакти, не забудьте, и она же Парвати, и еще Дурга) остаётся цело.

Другие боги испугались, что Шива сейчас сотрет в порошок все мироздание и их самих, и послали Вишну, чтобы тот как-нибудь избавился от тела Сати. Тот измудрился разрубить его на куски. Они упали в разных местах Индийского полуострова и в этих районах по преданию построили самые крутые храмы Шиваизма и Шактизма. Ну и самый трушный из них, конечно же, располагался там, куда упала вагина Сати. В Индии эту сокровенную часть женского тела в древности называли «йони». Возьмите на вооружение, кстати. Девушкам будет приятно.

Храм Камакья (Камакхья) на месте падения йони Сати расположен в городе Гувахати (штат Ассам, Индия). Туда продают туристические туры, во время которых слово «тантра» не сходит с уст гидов. Существует и индуистская секта «Камакхья Тантры», которая раздает посвящения «достойным». Ну и техники, конечно. А поскольку духовных туристов в первую очередь интересуют техники сексуальные, то на них и делается акцент. Любой каприз за ваши деньги.

Вот кого посвятили в рамках «тайной, сохранившейся без искажений и передававшейся только от учителей к ученикам традиции Камакхья Тантры» — тот уж «гуру» из гур. Его семинары и индивидуальные курсы стоят своих денег, не сомневайтесь…

Чтобы разобраться в идеологической основе всего бизнеса, построенного на сомнительном понятии «тантрический секс», придется погрузиться в предмет.

Слова «тантра» на санскрите, по одним сведениям, означает в буквальном смысле «ткацкий станок», «основа ткани», а в переносном — «основа, сущность», «порядок», «учение» или свод правил», а также «способ», «метод» или «уловка». По мнению видного буддолога и религиоведа Евгения Торчинова (1956 — 2003), значение «основа ткани» скорее имеет слово «сутра» — форма древнеиндийской литературы. А слово «тантра» означает «нить, на которую что-то нанизывается». От него произошло слово «тантризм».

Им принято называть группу эзотерических учений, которая существует в рамках некоторых течений индуизма (например, шиваизм, шактизм), буддизма (течение «ваджраяна», или Алмазная Колесница), а также мрачной и древней, как мир, тибетской религии Бон.

Тантрические учения с одной стороны вобрали в себя символику и смыслы древних культов плодородия Индии. А с другой — являются довольно молодым явлением. Скажем, в буддизме тантризм начал формироваться в середине I тысячелетия Новой эры.

Тантрический секс в индуизме

«Индуизм» — термин, придуманный западными исследователями культуры Индии. Он не означает вообще ничего. Просто им принято называть всю совокупность религиозных и эзотерических культов Индии — от традиционного брахманизма, до поклонения крысам и ведьмам-вампиршам, которые живут на кладбищах и учат смельчаков особой духовности (не без готического секса, естественно).

В основе тантризма индуистского толка лежит культ Шивы. Это невероятно древний бог, который появился в мифах еще до создания Ведических культов. Он входит в индийскую «троицу» (Тримурти) вместе с Брахмой и Вишну. По одной из версий, считается создателем самих этих двух богов. Также Шива «отвечает» за периодическое уничтожение Вселенной, когда она портится и превращается в унылое бездуховное болото.

Культ Шивы идеалистичен. Сознание в нем первично. Шива считается олицетворением изначального вселенского Сознания. Оно же — это статичное мужское начало всей Макровселенной (Пуруша), которое дало жизнь материи, богам, демонам, людям и другим существам. Противопоставляется Шиве (сознанию) материя (пракрити), или женское начало (в лице Шакти). Пракрити — материя — динамична и вещественна.

Если упростить, то шиваисты верят, что материя появляется из мега-сознания Пуруши (который отчасти и есть Шива). Сознание и материя — это одно и то же. Их единство символизирует брак Шивы и Шакти. Ну и секс между ними (куда же деваться?)

А есть в индуизме даже такое существо как андрогин (или гермафродит) Ардханари (Ардханаришвара) — форма божества, которая объединяет в себе Шиву и Парвати (Шакти), визуально иллюстрируя слияние сознания и материи, мужского и женского начал. Правая половина тела у этого божества — мужская, а левая — женская.

Тантризм индуистского извода базируется на группе священных текстов, в которых излагаются йогические техники достижения особого состояния под названием Мокша. Это освобождение сознания от всего материального, от отождествления себя с телом, от оков двойственности, а также осознание своей истинной и вечной сущности в качестве чистого духа, который в своем изначальном состоянии представляет собой саму мудрость и испытывает неимоверное блаженство от своего бытия вне пространства-времени, вне череды смертей и рождений (реинкарнаций). Наслаждение, которое испытывает сознание, достигшее Мокши, неописуемо и превосходит все возможности обычного чувственного восприятия.

«А где тут секс-то?», — спросит читатель, — «Переходи уже к делу». Сейчас, не все сразу.

«Священным писанием» индуистского тантризма являются несколько текстов. Один из самых знаменитых — это диалоги Шивы и его жены Парвати (Шакти). Ну, которая сначала была Сати, а потом инкарнировала в Парвати, когда разозлится становится Дургой (или Кали), но мы зовем ее «Шакти», чтобы не запутаться. Ведь Шакти — это как бы первооснова женского начала, а Сати, Парвати, Дурга, Кали и другие — это его (её) воплощения, или аватары.

В общем, беседуют Шива и его жена Парвати. И та задает мужу такие, например, вопросы: «О Шива! Что есть твоя реальность? Что есть эта полная чудес вселенная?.. Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы? Как можем мы войти в нее полностью, вне пространства и времени, вне имен и названий? Пусть сомнения мои прояснятся!»

А муж пускается в объяснения, причем использует столь утонченные абстрактные понятия, конструкции, настолько напичканные символизмом, что неподготовленный человек в них увязает и тонет. Ну вроде того: «Подобно тому, как, субъективно, буквы сливаются в слова, а слова в предложения, и как, объективно, круги сливаются в миры, а миры в принципы, так найди это слияние и в нашем бытии».

Или: «Благословенная, играй во вселенной – пустой раковине, в которой твой ум рознится бесконечно».

Но в основном Шива в этом диалоге обучает Парвати йогическим техникам: дыхательным и медитативным, а также произнесению мантр. Например:

«Лучезарная, этот опыт станет ясным между двумя дыханиями, После дыхания входящего и перед выходящим – благотворность».

«Внимание между бровями. Пусть ум будет прежде мысли, пусть форма наполнится сущностью дыхания до макушки головы, и там прольется свет».

Или: «Помести свое внимание в нерв, тонкий как волокно лотоса, в середине позвоночного столба, и так стань преображенной».

К радости читателя иногда Шива говорит: «Считай весь мир своим собственным телом блаженства. Ласкаемая, войди в ласку как вездесущая жизнь. Отвори двери чувств, почувствуй даже ползанье муравья. Тогда придет ЭТО (речь про Мокшу). Вступая в сексуальное соединение, будь внимательна — огонь вначале. Так продолжая, избегни тлеющих углей в конце.
Когда в таких объятьях твои чувства задрожат, как листья — войди в это дрожание. Даже воспоминание соединения без объятий (может дать) превращение»…

Однако в основном духовные практики индуистского тантризма представляли собой (и представляют сейчас) дыхательные упражнения, множество видов медитации, практики размышления над мироустройством, чтение мантр, практику особого, осознанного взгляда на окружающий мир и его явления.

И да, там были сексуальные практики. Ритуальный секс назывался Майтхуна. Это было строго высокодуховное соитие, во время которого, практикующие «превращались» в божественную пару Шива-Шакти, переживая высокий духовный опыт, который приближал их к Мокше.

Традиция тантры в индуизме была глубоко эзотерической — трудным, тайным делом не для всех. Никаких, в общем, оргий с блэк-джеком и брахманками. Тантризм — это своего рода подвижничество. Лозунг тантры, если упростить — «не в сексе дело, товарищ!»

Утверждая единство сознания и материи, тантристы при помощи сексуального ритуала стремились прочувствовать его непосредственно. Надо ли напоминать, что партнеры в этой практике были не малознакомые люди, подцепившие друга друга на тусовке у колодца? Напомним, что Шива и Парвати (Шакти) — это вообще-то муж с женой.

Все сексуальные метафоры, а также ритуалы в тантризме служат специфической цели. Но широкая публика, как всегда принимает средство за саму цель.

Когда в Индию хлынули завоеватели, а позже туристы, алчущие духовности, местные заметили, что под легендарные истории о тантрическом сексе кошельки сагибов раскрываются на раз-два. Ну кто же этим не воспользуется?

Со временем байки про разнузданный тантрический секс распространились по всему миру. Поток возбужденных туристов в «колыбель разврата» увеличился. Многие сообразили, что это дело стоит экспортировать из Индии в их консервативные Германии, Америки и России. Ну и понеслось!

Вы только попробуйте ввести в поисковик чего-нибудь про тантрический секс. ЯТЫОН вот сейчас попробовал и ввел. От предложений нет отбоя — «Большой тантрический лагерь!», семинары, курсы сексологов, фильмы, книги, — несть им числа. Бизнес — супер, что и говорить.

А что у буддистов?

А у них всё еще круче. Принц одного из древних индийских княжеств Сиддхартха из рода Шакьев, более известный как «Будда» (Пробужденный) был потрясателем основ, реформатором индийской духовности.

Созданное им учение было прежде всего философским — своего рода наукой о сознании, древним видом психологии или парапсихологии (что бы это слово ни значило). Религию из буддизма с помощью ритуалов и палок смастерили поздние последователи Будды Шакьямуни невысокого интеллектуального уровня. Поскольку Будда обходил вопрос существования бога-творца молчанием и вообще считал его не важным для сути дела, «богом» неумная чернь назначила самого Будду и принялась ему поклоняться.

В основе учения Сиддхардхи (если опять-таки всё предельно упростить) лежит утверждение, что подлинно существует лишь нематериальная, единая Конечная реальность, у которой нет никаких физических «свойств» Обычно ее пытаются обозначить как Великую Пустоту, из-за чего европейские ученые, познакомившиеся в свое время с буддизмом, решили, это нигилистическое учение, требующее поклоняться некоему «ничто». Это был бред, конечно.

Всё, что мы видим и ощущаем, по утверждению Будды — это иллюзии. В том числе ощущение бытия некоего персонального «Я».

Медитируя в течение многих лет, Будда разбирал собственное сознание на винтики и наконец понял, что внутри него нет никакого «Я», а только комплекс реакций на иллюзорные раздражители.

Как ни странно, в 18 веке, в Шотландии жил такой философ — Дэвид Юм. Скорее всего, ни о каком буддизме он ведать не ведал, тем не менее, в своих работах он высказывал идеи, родственные идеям Будды. Такой параллелизм — не редкость в философии.

Задачей разумного человека, по мнению буддистов, является практическое достижение освобождения от оков этого и всех прочих иллюзорных миров, отказ от фантома собственного «Я», слияние с Конечной реальностью, освобождение от цикла рождений и смертей (вспомним тут индуистскую Мокшу).

Жизнь в иллюзии этого мира, по мнению Будды, представляет собой бесконечное страдание. Сиддхартха, достигший благодаря невероятным медитативным усилиям состояния освобождения, посчитал своим долгом помочь сделать то же самое всем живым и страдающим существам. Поэтому он остался пребывать в теле человека, создал Учение и проповедовал его несколько десятилетий, сформировав собственную школу и воспитав преданных учеников.

Основное течение буддизма называется Махаяна (Большая Колесница). Его приверженцы считают, что, прежде, чем освободиться и стать Пробужденным, человек проживает многие и многие жизни. Путь освобождения долог и труден, в течении одной жизни достигнуть Конечной реальности (Мокши или Нирваны) невозможно.

Но в 5-м веке нашей эры нашлись несогласные. Со временем в Индии буддизм терял свои позиции. Тут привыкли почитать сонмы богов на все случаи жизни, балдеть от ритуалов, жить кастовым обществом. Буддизм всему этому мешал, вроде как движение хиппи в 60-е мешало добропорядочным буржуа.

Поэтому основными центрами буддизма стали Тибет, страны юго-восточной Азии, отчасти Монголия, Бурятия, Калмыкия. Несогласные с неспешным движением к Нирване поначалу появились в Тибете, обители Северного буддизма.

Внутри традиции Махаяны возникло течение Варжраяны (Алмазной колесницы), адепты которого решили, что Пробуждения можно достичь в течение одной жизни. Для этого ими были разработаны экстремальные психотехники, опасные для психического здоровья неподготовленного человека. Они вобрали в себя те же традиционные практики, что и индуистский тантризм — дыхательные упраждения, медитацию, особое, умное чтение мантр и прочее. Своего рода новинкой в буддизме стало создание адептами Ваджраяны крайне изощренных практик, среди которых возникли и сексуальные.

Из-за своей сосредоточенности на реальных психопрактиках, а не на внешней ритуальной стороне буддизма Ваджраяна получила название «тантрический буддизм».

В понятийном аппарате этого течения мужское начало связано с большим и искренним состраданием Будд, достигших освобождения, ко всем остальным существам, которые мучаются в неведении, рождаются снова и снова и должны быть спасены.

Женское же начало (праджня, премудрость) — это интуитивное, непосредственное (минуя размышление) понимание реальности как она есть.

Сексуальный символизм в тантрическом буддизме — это в большей степени именно символизм. Однако в техниках высшей йоги, практикуемых адептами важдраяны, когда-то был и ритуальный секс.

Среди этих техник, кстати, буддологи называют ничуть не менее интересные — скажем, медитацию во сне (или осознанные сновидения), а также технику выхода сознания из тела в промежуточное между жизнью и смертью состояние.

Но, коли уж тут все повернуты на сексе, вернемся к нему. Йогины Ваджраяны, как и сам Будда, были возмутителями спокойствия. К моменту появления тантрического буддизма в монастырях Тибета сложилась своя элита. В массе своей она паразитировала на том, что монахов высоко почитали безграмотные простецы. Сложился классический религиозный бизнес, и живое учение Будды стало часто подменяться тупым соблюдением ритуалов, буквоедством, многословными и ни к чему не ведущими диспутами.

Йогины, решившие, что следует применить экстремальные методы для достижения Пробуждения, уходили из монастырей, отращивали длинные волосы и бороды (задолго до хиппи) и, в общем, не брезговали ни винопитием, ни сексом, ни другими занятиями экстатического свойства, помогающими изменять в нужном русле состояние сознания.

До рождения Дедушки Фрейда оставались века и века, а буддисты уже решили хакнуть своё либидо и вообще подсознание. Они выпускали на волю и тщательно изучали всех «демонов» своей психики. А затем убеждались в том, что «демоны» эти иллюзорны и не имеют реальной власти над сознанием. В буддийских тантрических текстах упоминались все возможные формы соитий и вообще всякие ужасы, даже каннибализм.

Но не стоит все эти вещи воспринимать буквально. В основном, всё «грязное», что есть в «письменном» тантрическом буддизме — это символы и метафоры.

Если обратиться к трудам уже упоминавшегося ученого Евгения Торчинова, то мы обнаружим следующее мнение. Торчинов полагает, что в ранний, «диссиденсткий» (или «хипповый») период развития Ваджраяны йогины, не имевшие монашеских обетов, действительно применяли сексуальные практики.

Но во время них партнерам строжайше предписывалось отождествлять себя с божествами (как и в индуистском тантризме) и находиться в самоуглубленном, медитативном состоянии. Секс в ритуале был лишь последней частью более длинного ритуала, длящегося несколько часов. Перед соитием в частности практиковалось сосредоточенное угощение несколькими видами пищи (имевшее глубокий символический смысл), а часто и вином (и тоже не для того, чтобы чисто бухнуть).

Некоторые исследователи считают, что секс в тантризме использовался для людей с распространенным типом психического склада — очень привязанных к своему телу, к своему «Я» и к «Я» своего партнера (сильные привязанности мешают достижению нужного для пробуждения состояния сознания). Своеобразный «духовный» секс позволял им ощутить трансперсональное переживание на пике наслаждения, выйти за пределы своих представлений и продвинуться на пути к Буддовости.

Со временем тантрические методики проникли в монастыри, где царствовал строгий устав. Сексуальные практики были заменены их воссозданием с помощью мысленной визуализации и сопутствующего самоотождествления с визуализируемым объектом.

В общем, никакого тантрического секса на Тибете сейчас нет. А если и есть (что маловероятно), то его практикуют либо современные «диссиденты» Ваджраяны, которые глубоко законспирированы (ибо тантра — учение тайное, не для профанов), либо шарлатаны, делающие на этом свой сладкий бизнес.

Я всегда сомневаюсь, прежде чем использовать слово «тантра», в особенности за пределами Индии, поскольку практически сразу же его интерпретируют неверно. Тантра — это не священный секс и не практика, ведущая к непрерывному оргазму. Начнём с того, что само слово «тантра» состоит из двух слов: «таноти», что означает расширение, и «траяти», что означает освобождение.

Таким образом, тантра — это наука, которая изучает освобождение сознания посредством расширения, увеличения энергии. В тантрической системе существует множество методов, ведущих к расширению энергетических потоков. И сексуальные аспекты тантры представляют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), «пранаямы» (дыхательные практики) и различные виды медитаций на тонком плане.

Но тантра — это гораздо больше, чем просто набор различных методов. Она предлагает нам глубокое, многоплановое и комплексное понимание человеческого ума и его возможностей для развития. Это глубинная психология внутренней трансформации. В то время как современная психология одержима патологиями человеческого ума, тантрические мастера исследуют высоты, которых может достичь здравый и целостный ум.

В наши дни то, что называют тантрой, представляется неким видом терапии для ума, который долгое время подавлял сексуальность в угоду общепринятым стандартам социально-религиозных институтов. Ведь большинство религиозных организаций распространяли весьма н