Кен Уилбер интегральная психология книги цитаты практика

integral

Интегральный подход  в психологии медицине и жизни Кена Уилбера это, возможно, то,  что позволит вам наладить свою жизнь и обрести равновесие.

Время поговорить о практическом применении интегральной модели, которая объединила не только различные философии и идеи, но и различные практики, направленные на рост и развитие. Практика интегральной жизни поможет вам расти и развивать ваши способности на пути к абсолютной Свободе и величайшей Полноте в мире во всех своих проявлениях (во взаимоотношениях, на работе, в духовности, в карьере, в игре, в жизни как таковой).

ПИЖ поможет вам обрести полнейшую СВОБОДУ от мира — свободу от ограничений, раздробленности и частичности — и стать по-настоящему ЦЕЛОСТНЫМ в мире, всецело и полностью включая все с виду частичные аспекты своей личности и мира в однородную, целостную и по-настоящему наполненную жизнь. Свобода и Целостность — чтобы объять жизнь во всей ее полноте, раскрыть и проявить все свои способности.

Практика интегральной жизни — это практический аспект интегральной теории, включающей в себя 4 сектора, относящиеся к четырем измерениям нашего бытия в мире: индивидуального внутреннего (мыслей, чувств, намерений и психологии), коллективного внутреннего(отношений, культуры и общих значений), индивидуального внешнего (физического тела и поведения) и коллективного внешнего (окружающей среды и социальных структур и систем). Они также относятся к соответствующим перспективам вашего текущего сознавания: Я, Мы, Оно, Они.

Интегральный подход

Четыре измерения, представ-ленные секторами, присутствуют в любой жизненной ситуации. Например, представьте, что утром вы входите в здание вашего офиса…

Верхнелевый сектор, внутреннее индивидуальное пространство «я»: вы предвкушаете сегодняшнее важное совещание и немного волнуетесь. В вашей голове проносятся мысли по поводу его подготовки.

Нижнелевый сектор, внутреннее коллективное пространство «мы»: вы вливаетесь в знакомую офисную культуру общих значений, ценностей и ожиданий, которые передаются, явно и неявно, в повседневном общении.

Верхнеправый сектор, внешнее индивидуальное пространство «оно»: ваше физическое поведение очевидно: вы идете, приветствуете коллег, открываете дверь, садитесь за свой стол, включаете компьютер и так далее. Мозговая активность, сердцебиение и потоотделение увеличиваются по мере приближения важного совещания.

Нижнеправый сектор, внешнее коллективное пространство «они»: лифт, действующий от электричества, вырабатываемого за многие километры от вашего офиса, останавливается на вашем этаже. Вы легко ориентируетесь в знакомом офисе, подходите к своему столу и входите во внутреннюю сеть, чтобы узнать последние  уровни продаж среди международных рынков вашей компании…

Как видим, любое явление возникает во всех четырех измерениях одновременно.

Но часто люди склонны отдавать предпочтение опреде-ленным секторам за счет остальных. Все есть Бог, и если я отрицаю какую-то часть Бога, то она начинает напоминать о себе. Множество конфликтов и недопонимания — личного, политического, культурного, делового и даже духовного — происходят из отказа от рассмотрения одного или нескольких секторов.

Интегральный подход в психологии

Интегральная теория утверждает, что все они одинаково важны, и только уделяя должное внимание каждому из них, можно быть гармоничным, здоровым, счастливым и т.п.

Общее развитие непременно должно происходить во всех четырех секторах. Если какой-либо из них отбрасывается, это будет тянуть назад и все остальные. Например, если вы хотите достичь ясности во внутреннем осознании (ВЛ, «я»), это не поможет устранению бардака в вашем окружении (НП, «они») — дома или в офисе. Именно поэтому мы инстинктивно прибираемся в комнате (НП, «они»), когда хотим сфокусировать наш ум (ВЛ, «я»).

То же справедливо и для противоположного направления. Если, например, вы пытаетесь достичь более высокого уровня физического здоровья и благополучия (ВП, «оно»), вас будеттолкать вперёд дружба с людьми, которые ценят физические упражнения, правильное питание и здоровый образ жизни (НЛ, «мы»). И так везде.

Практика интегральной жизни тренирует аспекты вашего бытия во всех четырех секторах.

Суть практики интегральной жизни проста. Если взять тело, ум и дух (как уровни) и самость, культуру и природу (как сектора) и затем объединить их, то получается 9 возможных областей развития и пробуждения. Практики интегральной жизни — первый подход, который комбинирует их все с целью получения наиболее эффективной из возможных личных трансформаций.

Посредством ежедневной практики в различных областях или модулях вы можете достичь еще большей свободы и полноты жизни.

4 основных модуля интегральной практики:

  • Тело
  • Ум
  • Дух
  • Тень

Они являются лучшей точкой для начала ПИЖ. Для них не нужно ничего особенного и не нужен никто, кроме вас. Поэтому вы можете, если хотите, работать над ними самостоятельно. Если вы постоянно будете практиковать этих четыре области, то вы поддержите и невероятно ускорите ваше общее развитие. Вы сможете лучше функционировать во внешней и внутренней жизни, воспринимать множественные перспективы с большей ясностью, присутствием и жизненной силой практически во всех сферах вашей жизни.

Кен Уилбер интегральный подход

Это очень просто:

• Выберите одну практику из каждого из четырех основных модулей

• Добавьте необходимые практики из дополнительных модулей

 

Основные модули ПИЖ

Телесный модуль

От рождения до смерти весь ваш опыт, большой и малый, можно пережить лишь посредством телесных ощущений — еда, работа, любовь и много чего еще.

Но, конечно же, наши тела болеют, ранятся, болят, стареют и в конце концов умирают. В некоторых традициях именно по этим причинам тело имеет плохую репутацию.

Однако, хотя мы и не можем исключить боль или старение, или сделать наше тело идеальным, мы, конечно же, можем мудро пользоваться тем, что у нас есть.

Интегральный подход к телесной практике направлен на установление базового здоровья и телесного благополучия, а также на раскрытие возможностей экстраординарного здоровья — т.е., не просто выживания, но процветания с разумной жизненностью.

Какие практики нужно выполнять для поддержания здоровья тела?

На самом деле, у нас три тела, а не одно, и для полноценного здоровья нужно упражнять все три.

Во-первых, это наше физическое, или плотное, тело, состоящее из плоти и костей, органов и клеток, слюны и крови. Во-вторых, это тонкое тело, состоящее из различных видов энергии, иногда назы-ваемой ци или прана, и других тонких систем (таких, как энергетические центры, или чакры, и акупунктурные меридианы), обычно не признаваемые западной физиологией. В-третьих, мы обладаемпричинным телом бесконечного покоя, к которому мы можем прикоснуться посредством медитативных практик.

Интегральный подход в медицине

Принципы тренировки трех тел очень просты: делайте хотя бы одно упражнение для каждого из тел — причинного, тонкого и плотного — и осознавайте и включайте все три тела во время выполнения любого упражнения. Вы можете делать упражнения в любом порядке в любое время дня. Делайте то, что лучше всего работает для вас.

Вот некоторые примеры уп-ражнений для каждого из тел:

Плотное тело

  • Поднятие тяжестей
  • Бег
  • Аэробика
  • Спорт (лыжи, баскетбол, теннис, волейбол, футбол и т.д.)
  • Танцы
  • Подтягивания, приседания, жимы (упражнения, использующие только вес вашего тела)

Тонкое тело

  • Йога
  • Тай цзи
  • Цигун
  • Практика тонкого дыхания (включая микро-космическую орбиту и пранаяму)
  • Визуализация
  • Осознанные сновидения

Причинное тело

  • Медитация свидетельствования
  • Я ЕСМЬ: мантра-медитация
  • Интегральное самопознание
  • Большой ум
  • Центрирующая молитва
  • Три лика Духа

Выберите подходящие для вас практики и постройте свою программу тренировок так, чтобы она соответствовала вашим потребностям.

 

Модуль ума

Практика восприятия различных перспектив

Простое намерение воспринимать больше перспектив — это основная практика модуля ума. Когда это возможно, старайтесь заметить дополнительные точки зрения, чтобы постоянно пробуждаться для новых и более широких перспектив — чтобы видеть ваш собственный процесс восприятия точек зрения.

Как практикующий вы должны постоянно помнить, что любая перспектива одновременно истинна и частична, и ваша тоже. Поэтому попробуйте меньше защищать свою точку зрения и быть более любопытным и открытым к новым взглядам на вещи.

Практика восприятия новых перспектив может принять миллионы форм: чтение новых книг, встречи с новыми людьми, путешествия, творчество. Ваш ум поистине безграничен, так же, как и количество доступных перспектив. Это делает модель AQAL неоценимым инструментом — в деле организации всего множества перспектив, которые мы можем воспринять, она создает пространство для еще большего числа (и большей глубины) перспектив.

Интегральный подход к воспитанию

Точно также, как наведение порядка в кладовке помогает вам лучше там ориентироваться (и вам становится легче найти то, что вы ищете, именно тогда, когда оно вам нужно), применение AQAL помогает создать «пространство для всего в вашей жизни».

Духовный модуль

integral2

Подход к духу не мог бы стать по-настоящему интегральным, если бы он не основывался на великих духовных традициях: от христианства, буддизма, ислама, даосизма, иудаизма, индуизма и до шаманизма — в их самых глубоких, самых осознанных, наиболее этических формах. Рассмотрите их детально, и две вещи бросятся вам в глаза: огромное количество различий между ними и несколько поразительных сходств.

Человек может быть созвучен интегральной духовности, оставаясь при этом практикующим христианином, медитирующим буддистом, поклонником Ньюэйджа или неоязыческим шаманом. Таким образом, к его религии что-то добавится — не наоборот. Единственное, что отнимется (и это неизбежно) — вера в исключительную истинность собственного пути к божественному.

Несмотря на различия между религиями, большинство традиций сходятся в следующем:

1. Дух, как бы его ни называли, существует и представляет собой доброту, истину, красоту и любовь.

2. Дух, хотя и существует «вовне», также присутствует и «внутри» — обнаруживается открытым сердцем и умом внутри себя.

3. Большинство нас не осознают этот Дух внутри себя, поскольку мы живем в отделенности, грехе или двойственности — в иллюзорном, «падшем» или раздробленном состоянии.

4. Существует путь, выводя-щий из этого отделенного состояния (иллюзии, разделенности, греха или дисгармонии); существует путь к нашему освобождению.

5. Если мы пройдем этот путь до конца, результатом будет пробуждение, перерождение, спасение или просветление; непосредственное переживание единства с Духом внутри и вовне (и не там и не там одновременно), наивысшее освобождение.

6. Это наивысшее освобождение растворяет иллюзии, грех и/или страдания и превосходит их; оно проявляет себя заботой, смелостью, служением, общественной деятельностью, милосердием и состраданием от имени всего сознающего Космоса.

Существует бесчисленное множество духовных практик: медитация, молитва, выражение благодарности; пение и танец; дыхательные практики, религиозные риту-алы и празднования; возведение алтарей и мест отправления культов; создание объектов религиозного искусства; принесение даров.

Традиционно медитация и молитва были самыми главными измерениями практик, культивирующих высшие уровни сознания. Они называли «раджа» или «королевской» йогой.

Большинство практикующих выбирают регулярные медитации. Другие медитируют меньше, уделяя больше внимания религиозным ритуалам, пению или открытию себя присутствию Бога.

Самое важное — заниматься регулярно (идеально — каждый день), совершая аутентичные, уместные и подходящие вам в данный период жизни практики. Они не должны быть обязательно напряженными или занимать много времени. Если вы вступаете в регулярный, подлинный контакт с Духом, ваша жизнь и практика будут сильно отличаться от жизни без подобного опыта.

Теневой модуль

Термин «тень» относится к «темной стороне» психики — тех наших отколотых аспектов, которые мы отвергаем, отрицаем, прячем от самих себя, проецируем на других людей и от которых отказываемся любыми другими способами. Но то, что мы их не осознаем, не означает, что тень не оказывает влияния на нашу жизнь — просто она выражает себя искаженным и нездоровым образом — то, что часто называется «неврозом».

Если вы не выполняете работу с тенью, преуспевание буквально во всех остальных модулях может быть саботировано — и хуже всего, что это будет сделано из-за ваших собственных бессознательных мотивов.

Возьмите, к примеру, кого-нибудь, кому неприятны собственные чувства злости или агрессии. Всякий раз, оказываясь в ситуации, которая каким-либо образом раздражает такого человека, он не сможет выразить свою злость или раздражение, поскольку просто не будет чувствовать ее, но не потому, что ее нет, а потому, что он ее подавляет. Злость не исчезает, но попросту вытесняется или проецируется на кого-то другого.

Поскольку такой человек знает, что кто-то чертовски злится, и поскольку быть того не может, чтобы это был он сам, тогда, должно быть, это кто-то другой. Он ощущает, как на него злится начальник, супруга или соседка… И это вгоняет его в депрессию. Его собственные чувства злости были подавлены, отчуждены и вытеснены только лишь для того, чтобы вернуться в виде чувства отчужденности или депрессии.

Всегда, когда мы отвергаем и проецируем свои стремления, чувства и качества, они проявляются «там», где пугают нас, раздражают, расстраивают или становятся наваждением. Большую часть времени то, что наиболее беспокоит, расстраивает, восхищает или покоряет нас в других людях — это на самом деле наши теневые стремления или качества, которые теперь воспринимаются не как свои собственные, но как существующие «там».

Важно помнить, что внешнее давление может быть эффективным только в том случае, если оно может зацепиться за ваше собственное спроецированное стремление! Допустим, если ваша жена просит вас сделать что-то, она может даже давить на вас, но вы никогда не почувствуете этого давления, пока сами не захотите сделать то, о чем она просит.

Тень возникает, когда стремление, импульс или чувство первого лица ошибочно размещают или проецируют на второе или третье лицо. То есть, я сам хотел что-то сделать, но мне кажется, что это жена заставляет меня… Происхождение тени — это процесс 1—2—3 (от первого лица к третьему). Вот так быстро! Единственное, что может нам помочь, это обратить процесс вспять: 3—2—1. Мы называем егоВСТРЕТИТЬСЯ — ПОГОВОРИТЬ — БЫТЬ.

Вы можете проводить этот процесс в любое время, когда вам это необходимо. Два особенно полезных периода времени — непосредственно после пробуждения утром и прямо перед тем, как вы ложитесь спать. Применяйте его ко всему, что вас беспокоит.

Кен Уилбер интегральный подход

Утром первым делом (перед тем, как встать с постели) вспомните, что вам приснилось, и найдите кого-то, кто проявился во сне с эмоциональным зарядом — позитивным или негативным. ВСТРЕТЬТЕСЬ с этим человеком, удерживая его в уме. Затем ПОГОВОРИТЕ  с ним или попросту войдите с ним в резонанс. Наконец, СТАНЬТЕ этим человеком, примерив его точку зрения на себя.

Перед тем, как лечь в постель, выберите человека, который либо беспокоил, либо привлекал вас в течение дня. ВСТРЕТЬТЕСЬ с ним, ПОГОВОРИТЕ с ним и затем СТАНЬТЕ им.

Вы можете выполнить этот процесс в любой момент, когда вам это понадобится, днем или ночью.

Есть множество эффективных форм психотерапии тени — от гештальт-терапии до психоаналитической терапии и транзактного анализа. Очень большая польза может быть от когнитивных и межличностных подходов. Могут помочь даже ведение внутренних дневников и голосовой диалог. Все это мы называем «работой с тенью».

Однако, какую бы форму вы ни решили выбрать, важно помнить, что ни одна интегральная практика жизни не сможет обойтись без какой-либо разновидности работы с тенью!

Одно из самых больших преимуществ работы с тенью — это то, что она высвобождает энергию, которая в противном случае была бы заблокирована внутри нас. Поддержание тени требует огромных усилий! Работа с тенью высвобождает эту энергию, и мы можем в дальнейшем использовать ее для роста и трансформации.

Также запомните: энергия, которая уходит на оживление и подавление теневых элементов и удержание их вне области сознавания — это та самая энергия, которой нам не хватает на переход к следующей стадии развития.

Дополнительные модули ПИЖ

Дополнительные модули

Модули тела, ума, духа и тени считаются центральными модулями по следующим причинам: во-первых, они крайне необходимы; во-вторых, в большинстве своем их можно практиковать самостоятельно. Дополнительные модули — это те модули, которые работают с вашими взаимоотношениями, вашей профессией или работой в мире, вашей семьей и интимными отношениями, а также связаны с продвинутыми аспектами индивидуальной работы.

Это этический модуль, преобразование эмоций, карма-йога (или работа в мире), сексуальная йога, взаимоотношения, семья, воспитание детей и т.д.

«Интегральный» означает целостный, сбалансированный и всеобъемлющий. Когда мы думаем, чувствуем или действуем в интегральном ключе, в этом есть оттенок целостности или завершенности — как будто мы не упускаем ничего важного. Наша интегральная практика должна относиться ко всем уровням и измерениям нашей жизни.

Интегральный подход в психологии

Предварительные исследования свидетельствуют, что, к примеру, медитирующий, занимающийся одновременно поднятием тяжестей, достигает большего успеха в медитации, и, наоборот, культурист, практикующий медитацию, быстрее прогрессирует в своем виде спорта. Мы можем назвать это явление интегральной синергией перекрестной тренировки. Четыре основных модуля одновременно активируют несколько мощных синергий между телом и умом, духом и телом, тенью (бессознательным) и духом. Дополнительные модули еще больше усиливают этот эффект.

Хотя кажется, что та или иная практика сосредоточивает свое основное внимание на определенном модуле, существует эффект расходящихся кругов: практика одного модуля в одной из областей вашей жизни увеличивает эффективность всех остальных модулей во всех остальных областях!

По своей сути Практика интегральной жизни не ограничивается выполнением конкретных практик. Она представляет собой искреннюю приверженность тому, чтобы быть сознающим, заботливым и присутствующим в каждый момент нашей жизни — и таким образом и дальше углублять сознание, заботу и присутствие.

Крайне важно быть по-настоящему сознательным, по-настоящему любить — это означает, что вы видите, чувствуете и пребываете в текущем моменте — и в то же время не поглощены какой-то одной точкой зрения, свободны и гибки для эволюции вместе с самой жизнью.

В последние 20 лет получил известность новый подход к организации мира и нашему существованию в нем. Интегральный. Он показывает, как части жизни — работа, отношения, творчество, вечеринки, дети — связаны друг с другом.

Но что если мы применим его к духовности? Автор интегральной теории Кен Уилбер так и сделал. Он написал книгу о том, как взять главное от разных культур и собрать жемчужины знания воедино. Как великие религии могут выступать проводниками человеческого развития. Как духовность может совмещать пути традиционного Востока и передового Запада.

Уилбер дает ответы на самые острые вопросы духовности. О ее месте в повседневной жизни, стадиях духовного развития, роли медитации и созерцательных практик… Чтение не будет легким — как и всегда с книгами Уилбера. Но результат вас ошеломит.

Где находится дух?
Многое ли современный человек знает о духовности? Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте себе следующих мужчин (или женщин).

Интегральная духовность

1. В костюме от «Армани». 2. За рулем красного «Феррари». 3. Нападающего футбольной команды. 4. Профессионального юмориста. 5. Математика. 6. В майке без рукавов, качающегося в спортзале. 7. Олимпийского чемпиона по плаванию. 8. Университетского профессора. 9. Фотомодель. 10. Любовника.

А теперь скажите, кто из них, по вашему мнению, самый духовный? Произойдет кое-что забавное. Почему-то мы воспринимаем большинство этих людей не очень духовными. Но на самом деле физическое совершенство, красота, ум, рассказывание анекдотов и другие категории духовны по своей природе.

У нас сложилось много предубеждений относительно того, где стоит искать дух. Интегральный подход поможет это исправить.

Это новый мир, новая духовность, новое время, новый мужчина и новая женщина. — Источник

Добро пожаловать в мир
В прошлые времена, если вы, скажем, рождались китайцем, вам суждено было просуществовать всю жизнь в одной культуре, нередко живя в одной провинции, иногда в одном доме — любя и умирая на нескольких пядях земли. Но сегодня мы имеем не просто свободу передвижения — мы можем погрузиться в любую культуру.

Наша задача — не отвергать ни одну из религий, взять лучшие идеи каждой, соединить мудрость Востока с традициями Запада.

Звучит сложно? С одной стороны, да. Но результаты могут удивить простотой и изяществом. — Источник

Вот на что нацелен интегральный подход. Он вбирает в себя весь мировой опыт и в итоге дает нам 5 ключей к эволюции человека: квадранты, уровни, линии, состояния и типы.

Множество линий
Вы замечали, насколько неравномерно мы развиты? У кого-то все хорошо с логикой, но плохо с эмоциональной чувствительностью. Другие сообразительны, но отстали в моральном плане. А человек с выдающимися эмоциональными способностями порой не может сложить два и два.

У каждого из нас множество способностей, или линий развития. Самые важные из них — когнитивная, эмоциональная, моральная, сексуальная, эмоциональная. Каждая может развиваться. Вы не должны быть мастером во всех, но знать их — значит иметь доступ к своему потенциалу.

Интегральная мудрость отчасти состоит в том, чтобы понять, в чем мы преуспеваем и как можем предложить миру ценнейшие из своих талантов.
Психограмма человека, у которого развиты когнитивные способности и неплохо — межличностные, но почти не развиты моральные и эмоциональные

Определите, где находятся ваши величайшие возможности, с помощью психограммы. Нарисуйте 5 главных линий развития (как в примере) и обозначитьте стадии, на которых находитесь.

Бой с тенью
Наряду со своими сильными сторонами важно видеть темные. Мы часто отвергаем части своего «я»: влечения, чувства, качества.

Например, вы начинаете злиться на руководителя, но эти чувства угрожают вашему самоощущению («я добрый человек, а добрые не злятся»). Тогда вы можете вытеснить эту злость. Но простое отрицание не избавит от нее, — она проявится как отчужденная. И неожиданно весь мир наводнится людьми, которые, как вам кажется, очень злы.

Тень, которую вы ненавидите, принадлежит вам, и против нее вы идете в крестовый поход.

То, что вас больше всего раздражает в других, на самом деле — ваши теневые качества. — Источник

Все это рождает страх, тревогу, тоску, непонимание самого себя, а иногда депрессию. Выход — подмечать то, что вас больше раздражает в других. И возвращать себе отчужденные качества.

От стадии к стадии
Наше сознание развивается, последовательно проходя через несколько стадий. Их можно назвать архаической, магической, мифической, рациональной, плюралистической и интегральной. Или собрать в линию ценностей: от борьбы за выживание — к единству. Или обозначить цветами — от красного к фиолетовому.

Это устойчивые этапы роста и развития. Своего рода фотоснимки, которые мы делаем в определенные моменты жизни.
У каждой из них есть свой вариант науки, искусства, духовности и морали и других линий. Существуют красная наука и красная духовность, янтарная наука и янтарная духовность, оранжевая наука и оранжевая духовность. Проблемы возникают, когда мы путаем стадии и уровни: например, мифический уровень духовного интеллекта с самим духовным интеллектом. Тогда развитие тормозится.

Что еще в книге
Важнейшая роль религии в современном мире — функция конвейерной ленты развития человечества. С ее помощью мы не проходим все стадии с нуля. Например, не начинаем обучаться в медицинском с прикладывания пиявок к телу больных, а сразу получаем последние знания.
В новой книге Кена Уилбера вы услышите отголоски других его книг, например, «Краткой истории всего». И сможете еще больше погрузиться в интегральный подход. — Источник

В книге вы найдете:

Значения слова «духовный»
Матрицу практик интегральной жизни
3 естественных источника мудрости
AQAL-матрицу и решетку Уилбера-Комбса
Медитацию Духа
Бога как совокупность «мы»
Лекарство от «крышки на кипящей кастрюле»

Состояния, стадии, линии, квадранты, типы — постепенно кусочки пазла сложатся в общую картину. Вы почувствуете себя в цельном, бесшовном, обжигающем Сейчас. Там, где все кончается. И начинается снова.

Кеннет Эрл Уилбер или Кен Уилбер родился 31 января 1949 года в Оклахоме. Из-за его формирования и вклада, он стал одним из основных столпов трансперсональная и интегральная психология. Мы говорим о плодовитом писателе, который интересуется: философией, психологией, историей, биологией, религиями, экологией и мистикой, среди других областей. Его знания охватывают возникающую парадигму.

Также, пожалуй, один из самых влиятельных мыслителей. Его подходы представляют новое видение мира, и в своих исследованиях он пытается выйти за рамки гипотез, которые он обрабатывает.. Уилбер философски подходит к различным дисциплинам. Он считается одним из основных современных исследователей в области сознания, трансперсональной психологии и интегральной психологии..

«У меня есть» тело, но

«Нет», я — мое тело.

«У меня есть» пожелания, но

«Нет» Я мои желания.

«У меня есть» эмоции, но

«Нет» Я эмоции.

«У меня есть» мысли, но «я не мои мысли».

Я то, что остается, чистый центр сознания «.

Комплексная психология и Кен Уилбер

Уилбер разработал всеобъемлющую теорию который охватывает истины разных традиций и дисциплин. Некоторые из них:

Психологические подходы.
Научные теории.
Духовные традиции.
Социокультурные подходы.
Философские теории.

Это модель сознания, в которой стремятся к развитию здоровой индивидуальности, через рост, расширение наших возможностей, обучение и связь с самыми глубокими, с природой и с другими.

Также в этой модели предполагается, что состояние полноты может быть достигнуто от развития сознания. Кроме того, это развитие сознания поможет нам отложить в сторону страдания.

Сейчас хорошо, интегральная модель не является исключительной для психологии. Как снаружи, так и внутри него, Уилбер предлагает принять разные теории. То есть, это предполагает, что должно быть согласование различных теорий и что они могут быть связаны в пользу развития человека.

В своей теории интегральной модели Уилбер защищает что опыт и знания человека могут быть помещены в квадрант из 4 модулей, который называется Aqual. Квадранты: преднамеренные, поведенческие, культурные и социальные.

Работы Кена Уилбера

Работы Уилбера пересекли многие границы, будучи оценены в рамках различных культур. Мы покажем вам некоторые из них:

Комплексная психология. В этой книге Уилбер представляет краткое изложение модели и ее концепции в целом. Кроме того, он описывает рост и развитие человека с разных уровней, на которых могут возникать разные патологии.
Сознание без границ. Автор проходит через спектр человеческого сознания. Кроме того, он также пытается объяснить страдания человека и текущий разрыв личности.

Краткая история всех вещей. Это одна из самых последних мыслей автора. В нем рассматриваются вопросы секса, души и духа, интересно, какое место мы занимаем. Кроме того, он показывает фазы эволюции и рассматривает текущие вопросы, которые ведут к размышлению.
Три глаза знания. Уилбер анализирует три сферы знания: эмпирическое царство чувств, рациональное царство ума и созерцательное царство духа.

Трамп и загробная жизнь. Это книга, основанная на размышлениях, в которой он задается вопросом, как мы пришли в этот момент. Кроме того, он предлагает различные решения, чтобы закрыть текущий большой социальный раскол.
Кен Уилбер предлагает всеобъемлющий и глубокий инструмент или модель, основанную на превосходстве- для понимания мира. Своей мыслью он приглашает нас испытать события, как физические, так и психические, с другой точки зрения..

Этот автор фокусируется на особенно важных вопросах. Его теория позволяет нам подойти к новой парадигме концепции вселенной, спасая и примиряя традиции и теории. По словам Роджера Уолша, австралийского профессора психиатрии:
«Кен Уилбер — один из величайших философов этого века и, возможно, один из теоретиков психологии всех времен».

С его теорией, работами, рассказами, видео и другими материалами можно ознакомиться. Для этого у этого автора есть своя страница. Прекрасное интерактивное пространство для исследования.
Выдвинутая Кеном Уилбером современная версия «вечной философии» состоит в попытке согласованной интеграции почти всех областей знания: физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и эстетики, всех значительных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, великих духовно-религиозных традиций Востока и Запада [1,2,5,6,7].

Уилбера сегодня считают одним из влиятельнейших представителей трансперсональной психологии, возникшей около 30 лет назад, и основоположником интегрального подхода.

Он родился 30 января 1949 г. в семье военного летчика. Учился в университете Дьюка и университете Небраски по специальности биохимия и биофизика, по которой защитил магистрскую степень.

Еще не закончив университет, он написал свою первую книгу «Спектр сознания» (1973), опубликованную в 1977 г. В этой книге присутствуют многие характерные черты его более зрелых работ. В ней впервые представлен его «интегральный подход», согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии, как академические, так и духовные (или трансперсональные), понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного «спектра сознания». В это же время он стал одним из основателей и главным редактором журнала «Ревижн» (1978 – 1982), сыгравшего важную роль в обсуждении новой научной парадигмы и в развитии трансперсональной психологии.

В 1979-1984 гг. Уилбер опубликовал книги и эссе, в которых сформулировал интегральные модели индивидуального развития (1980, 1981); культурной и социальной эволюции (1983); эпистемологии и философии науки (1982, 1983); социологии (1983) и разнообразные проблемы психопатологии и психотерапии. (1986).

В последних книгах Уилбер продолжает развивать свою центральную идею о том, что глубиннейшей целью эволюции человека, а также всей жизни и даже всего мира, является реализация Духа, понимаемая как недвойственное переживание. Однако не стоит на этом основании зачислять его в ряды объективных идеалистов, которых сам Уилбер подвергает глубокой критике. Как показывает данная книга, смысл этого утверждения намного глубже.
Опубликовавший к настоящему времени 23 книги, изданные на 25 языках, Уилбер является сегодня самым переводимым американским мыслителем. О его известности говорит наличие свыше миллионов ссылок на его работы в Интернете, а также восьмитомное собрание сочинений, изданное в США. О признании его заслуг говорит и награждение его в 1993 г, вместе со Станиславом Грофом, почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие.

Своим авторским дебютом, книгой «Спектр сознания» (1977) Уилбер завоевал репутацию оригинального мыслителя, стремящегося к интеграции психологических школ и подходов Востока и Запада. Сокращенная версия этой книги опубликована под заголовком «Никаких границ» (1979). По оценке самого Уилбера, это – «романтический» период его творчества, который он называет «Уилбер-I».

Его наиболее значительные книги следующего, «эволюционного», периода: «Уилбер-II» – «Проект Атман» (1980, готовится русское издание) и «Ввысь из Эдема» (1981) – охватывают области психологии развития и истории культуры. В «Проекте Атман» (1980) он интегрирует различные теории индивидуального развития, как восточные, так и западные, в объединенное воззрение, прослеживающее развитие человека от младенца до взрослого, а затем стадии и законы духовного развития.

В книге «Ввысь из Эдема» он использует модель индивидуального развития как концептуальный каркас для культурного картирования эволюции человеческого познания и сознания. В 1984 – 1986 гг. Уилбер публикует серию статей «системно-эволюционного» периода, названного им «Уилбер-III».

В 1995 году после продолжительного молчания, вызванного болезнью и смертью жены, Уилбер выпустил 800-страничный том «Пол, экология, духовность». Дух эволюции, являющийся, по его замыслу, первым томом из трилогии «Космос» и первой работой «интегрального» периода, «Уилбер-IV». Эволюция человека – его мозга, сознания, общества и культуры – анализируется от ранних гоминид до настоящего времени и соотносится с такими феноменами как эволюция взаимоотношений полов, отношения человека к земле, технологии, философии, религии и многими другими.

Уилбер критикует здесь не только Западную культуру, но и контркультурное движение, включая Нью Эйдж, трансперсональную психологию и «вечную философию», понятую романтически и упрощенно. Популярная версия этих идей изложена в «Краткой истории всего» (1996).

В последнее время опубликованы:

«Око духа» (1997) – панорамное изложение интегрального подхода и интегральной критики.

«Свадьба смысла и души: интеграция науки и религии» (1998) – размышление о непротиворечивом объединении научного и религиозного опыта.

«Один вкус» (1999) – личный дневник, описывающий его внутреннюю лабораторию, практики и истоки его идей.

«Интегральная психология» (1999) – интегральный подход в психологии.

«Теория всего: интегральное виденье для бизнеса, политики, науки и духовности» (2000) – практика интегрального подхода к жизни в целом.

По сути, интегральный подход Уилбера представляет собой метакритику основных направлений современной интеллектуальной мысли, что поначалу не может не насторожить. К тому же, проект этот выполнен мыслителем-одиночкой, на протяжении многих лет не участвовавшим в активной академической жизни с ее конференциями, почти ежегодными монографиями, курсами студентов и зависимостью от университетской власти.

Уилбер имел счастливую возможность остаться неангажированным доминирующей культурой мыслителем, в то же время (как свидетельствуют его работы) великолепно разбирающимся в ее основных интеллектуальных подходах.

В своей критической части интегральный подход является непрестанной битвой с «Флатландией» (от англ. flat – плоский; land – земля) – любыми уплощенными мирами и частными мировоззрениями, утратившими перспективу и не осознающими свое место в реальной мандале человеческого познания.

Эта мандала, по Уилберу, состоит из четырех секторов (квадрантов), образующихся при делении на плоскости образа Космоса-мира двумя перпендикулярными прямыми, с осями по направлениям: индивидуальное-коллективное и внутреннее-внешнее. Сектора представляют четыре фундаментальных мира, несводимых друг к другу по предмету, методам познания, критериям истины и языку.

Это миры: субъекта (интроспекция, феноменология); объекта (классический научный метод и наука); интерсубъективности (теория культуры) и интеробъективности (социология, теория систем).

Уилбер рассматривает четыре местоимения, которые выражают фундаментальные позиции в человеческом мире.

Я — все, что происходит во мне, моя внутренняя жизнь.

МЫ — все, что связано с отношениями, наша общность, язык.

ОНИ — те, для кого «мы» становимся объектом, чем-то внешним.

ОНО — относящееся уже не к людям, а к внешнему неодушевленному миру.

Итак, Уилбер выделяет четыре фундаментальных позиции, в его терминологии, четыре фундаментальных мира.

Мир «Я» – мир интроспективный, мир внутренний, связанный с моей жизнью, это мир духа, мир интроспекции, это наша внутренняя жизнь, наш духовный опыт.

Мир «МЫ» – мир отношения, мир коммуникации, мир понимания, мир интерпретации; среди объясняющих его дисциплин самая яркая – феноменология.

Мир «ОНИ» – мир, который изучают социология, социальные науки, теория систем.

Мир «ОНО» – мир объективной науки, которая изучает природу, условно говоря, неживое, ибо современная наука построена таким образом, что она и живое изучает как неживое.

У истоков европейской науки возникла операция, которую авторы называют «картезианским бумерангом» или платой, которую мы платим за научное познание живых объектов. Это справедливо и для психологии. Эти миры не выдуманы нами, они исторически сложились в ходе развития различных областей человеческого знания, выразив четыре фундаментальных отношения или позиции, общих для всех языков и культур.

Как же работает этот подход у автора? Возьмем, например, такое ключевое для познания понятие, как критерий достоверности или истина. В мире субъекта истина понимается как правда, искренность, прямота, степень доверия; в мире объекта истина – это пропорциональный или репрезентативный тип истины; в мире интеробъектности истина – это системность и структурно-функциональное соответствие. Наконец, в мире интерсубъектности истина – это справедливость, культурное соответствие, правота.

Ни один из этих типов истины не может подменить или упразднить все другие типы. Таким же образом, взаимонесводимы и автономны языки четырех секторов, каждый из которых полностью верен только в своем мире. Еще Декарт и Кант утверждали невозможность научной психологии по образцу наук о природе и отмечали несводимость языков описаний субъекта и объекта. Однако развитие психологии происходило, по сути, по линии редукции субъекта к объекту.

«… Всякий раз, – пишет Уилбер, – когда мы пытаемся отрицать любую из этих устойчивых сфер, мы, рано или поздно, заканчиваем тем, что просто протаскиваем их в свою философию в скрытой или непризнанной форме. Эмпирики используют интерпретацию в самом акте отрицания ее важности. Крайние конструктивисты и релятивисты используют универсальную истину для того, чтобы универсально отрицать ее существование. Крайние эстетики используют одну лишь красоту, чтобы провозглашать моральную добродетель – и т.д., и т.п. Отрицать любую из этих сфер, значит, попасть в собственную ловушку и закончить жесткими внутренними противоречиями».

(«Око Духа», Введение).

Наряду с древними даосами, Нагарджуной, Кантом и другими исследователями предельного опыта из различных сфер познания и деятельности Уилбер пытается пройти до конца во всех секторах Космоса-мира и вскрыть на предельном усилии универсальный источник антиномий и парадоксов познания, для того чтобы расчистить дорогу познающему духу.

Если «…любая система мысли – пишет он – от философии и социологии до психологии и религии – пытается игнорировать или отрицать любой из четырех критериев достоверности, то эти игнорируемые истины, в конце концов, снова появляются в системе как серьезное внутреннее противоречие». «Око Духа», Введение.

Интегральный подход, напротив, стремится отыскать зерно истины в каждом из подходов – от эмпиризма до конструктивизма, от релятивизма до эстетизма. Лишая их претензий на роль единственно существующей истины, он, в то же время, освобождает их от присущих им противоречий и находит каждому из них свое место в подлинном многоцветном содружестве.

Работая с конкретной областью, Уилбер, прежде всего, находит тот уровень абстракции, где различные, обычно конфликтующие подходы, приходят к согласию, и выделяет то, что он называет «ориентирующим обобщением» или «твердым выводом». Так он рассматривает все области человеческого знания и в каждом случае выстраивает серии «здоровых и надежных ориентирующих обобщений», не оспаривая на этом этапе их истинность.

Затем, на втором этапе, Уилбер располагает эти истины в виде цепочки перекрывающихся заключений и задается вопросом, какая когерентная система знания могла бы вобрать в себя наибольшее количество этих истин? Такая система представлена впервые, по убеждению автора, в его работе «Пол, экология, духовность». Вместо того чтобы заниматься обсуждением истинности той или иной области знания, Уилбер предполагает, что своя истина содержится в каждом подходе, и затем пытается эти подходы объединить.
Третий этап – разработка нового типа критической теории. Коль скоро получена всеобъемлющая схема, вбирающая в себя наибольшее число ориентирующих обобщений, ее можно использовать для критики более узких подходов.

Неудивительно, что подобные претензии на универсальную метакритику «всего и вся» вызвали дискуссии и шквал критики с самых разных сторон. Часть критических отзывов представлена в недавно опубликованной книге «Кен Уилбер в диалоге» (1998). Ответы на первую волну критики включены в «Око духа».

Вторая волна представлена такими влиятельными философами как Юрген Хаберманс и Ханс-Вилли Вэйс. Однако нельзя сказать, что критики обрушили интегральный подход: они лишь помогли уточнить и упрочить позиции Уилбера.

Программа интегральных исследований Уилбера ориентирована на «всеуровневое, всесекторное» представление о человеческом сознании и поведении, охватывающим не просто все сектора, но и все различные уровни и измерения в каждом из этих секторов – весь спектр уровней в интенциональном, культурном и социальном аспектах человеческих существ. Поэтому основу интегральной философии, как ее мыслит автор, составляет, прежде всего, деятельность координирования, разъяснения и концептуального обобщения всех разнообразных форм познания и бытия.

Даже если сама интегральная философия не рождает более высокие формы, она в полной мере признает их и побуждает философствование открыться для практик и форм созерцания. Кроме того, интегральная философия, благодаря своей многосторонности, может стать мощной критической теорией (критической в отношении всех менее разносторонних подходов) в философии, психологии, религии, социальной теории и политике.

Публикация идей интегрального подхода вызвала в США и Европе большой резонанс. Примерно полтора года назад Уилбер вместе с Майклом Мерфи (основатель Института «Эсален»), Роджером Уолшем, Френсис Воон (известные трансперсональные психологи), Самуэлем Бергольцем (издатель Уилбера, директор издательства «Шамбала»), Тони Шварцем (автор и социолог) и Джеком Криттенденом (соредактор Уилбера по журналу «Ревижн») основал Институт интегральной психологии, насчитывающий сейчас уже 400 членов.

Для целостного познания человека в Институте созданы отделения интегральной психологии, духовности, политики, медицины, экологии, интегрального образования, дипломатии и бизнеса, в состав которых входит впечатляющий список исследователей. Амбиции создателей института высоки, но и задачи их масштабны. Они намерены развивать интегральные практики, которые, в частности, позволят не только изменить медицинскую практику, но и организовать ее по-новому и даже изменить систему ее финансирования. Появится возможность осмыслить опыт, полученный с помощью трансперсональных практик, в психологии, изучить его в медицине, найти объяснение в разных духовных традициях, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены в рамках интегральных исследований.
В своих последних интервью Уилбер, признавая огромную роль первоначального проекта трансперсональной психологии в изучении всего спектра человеческого сознания, размежевался с этим направлением. Здесь нет ничего неожиданного, если учитывать общее стремление автора дать общую теорию и методологию познания.

Главный его довод состоит в том, что школы трансперсональной психологии не владеют полнотой интегрального подхода, а иногда и отрицают его. Замкнувшись на себя, они выпадают из широкого диалога со всеми другими познавательными дисциплинами.

Интегральный проект Кена Уилбера связан, прежде всего, с поисками достоверного знания на пути объединения всего человеческого опыта. Метод объединения – это ключ ко всему, ибо мы разъединены и живем в двойственном мире.

Существует роковая граница между Я и не-Я, все новое приходит оттуда, с другой стороны. Это называют глубиной, это называют неизвестным, в философской литературе это называют Другим. В двадцатом веке возникла целая философия Другого. Оттуда, со стороны Другого, к нам приходят счастье и угроза, безумие и творчество, входят в наш мир и каким-то образом постепенно становятся нашим.

На языке трансперсональной психологии мы называем подобного рода переживания опытом необычных состояний сознания и говорим, что именно с необычными состояниями сознания связана новизна мира.

Пространство интеграции – это принадлежащее нам пространство, нашей самоидентичности, наше «Я». Именно здесь осуществляется функция интеграции всего нового, и от того, каким является наше обжитое пространство, зависит то, как мы относимся к новому, как мы его осваиваем и усваиваем, делаем своим.

В принципе между Я и не Я лежит черта, иногда роковая черта, обозначающая все проблемы человечества. В основе всех этих проблем лежит, в сущности, конфликт между известным и неизвестным, хорошим и плохим. Везде мы находим двойственность, бинарную логику деления мира.

Мы живем в разделенном, расколотом мире, и потому процесс роста, развития всегда связан в своей основе с процессом объединения. (Объединение или интеграция – неполный, но правильный русский аналог английского термина). Познавая, мы объединяемся с неизвестным, с тем, что было по ту сторону. Мы делаем это своим, мы выражаем это на своем языке, мы обогащаем язык, общаемся с помощью этого языка с другими людьми, интегрируя свой опыт в большую общность. Развитие сообщества, знания, культуры, искусства – есть универсальный процесс интеграции.

Всякий раз, когда мы выходим за пределы опыта, мы встречаемся с антиномиями. Антиномии присущи разуму, они обозначают его границы. Этот итог западной философии, выражен в «Критике чистого разума». Как бы ни критиковали кантовскую аналитику последующие поколения философов, ее сущностное ядро непреложно. Развитие западной культуры и западной духовности подтвердило положения кантовской теории множеств и теоремы Геделя: для того, чтобы обосновать нечто, мы должны выйти за его пределы, и только с точки зрения следующего уровня мы можем обосновать предыдущий или вложенный уровень. Другими словами, наука научно не обосновывается. Для того, чтобы обосновать и определить науку, мы должны выйти за пределы науки. Для того, чтобы обосновать религию, мы должны выйти за пределы религии и т.д.

Собственно говоря, весь пафос уилберовского подхода – ни что иное, как продолжение этой аналитической линии.

Существует путь Станислава Грофа – опыт изучения восприятия через выход за его пределы и достижение необычных состояний сознания. Стратегия Уилбера в этом направлении следует аналитической традиции: Уилбер хочет удержаться в сердце тетралеммы Нагарджуны и разворачивает всеобъемлющую картину мира через представление о четырех секторах, в которых мы все – каждый из нас – себя застаем. Как уже говорилось, эти четыре сектора можно связать с четырьмя фундаментальными мирами, выраженными и в нашем языке.
Что важно здесь еще, кроме секторов? Прежде всего, уровни – уровни развития любой системы, любого организма. В отношении человека эти уровни связаны с тремя фундаментальными измерениями: тело, ум и дух. Во всех системах, самых первичных системах, которые как-то картируют человека и его мир, мы найдем эти три уровня.

В современных психологиях развития выделяется до пятнадцати различных уровней. Существует представление о всевозможного рода довербальных, мифических уровнях (уровень кентавров в трансперсональной психологии), тонкие уровни и так далее, вплоть до самых высших уровней, описанных в мировой культуре.
Следующий элемент карты Уилбера – это состояния. Принципиальное различие между состояниями и уровнями заключается в том, что состояния приходят и уходят, уровни же остаются. Достигнув определенного уровня развития (интеллектуального, нравственного и т. д.), мы остаемся на нем навсегда.

Очень важный элемент уилберовского метода связан с линиями развития. Представление о линиях развития вошло в европейскую психологию, начиная, наверное, с работ Мартина Гарднера о множественности интеллекта. В современной интегральной психологии считается, что существует не одна единственная, как считал Ж. Пиаже, линия развития, связанная с когнитивными способностями, а около 10-15 относительно независимых линий развития.

Одна из них связана с когнитивными способностями, другая – с эмоциональными, третья – с музыкальными, четвертая – с двигательными, пятая со способностями владения языком и т. д. То есть существуют, совершенно, разные способности и каждая со своими закономерностями в развитии.

Например, человек может быть выдающимся ученым и одновременно моральным уродом, политиком среднего уровня, прекрасным спортсменом и довольно-таки плохо выражать свои мысли, владеть языком. В принципе можно создавать графическую карту уровня развития различных способностей, Уилбер называет это: «рисовать интегральную психограмму».

У каждого из нас есть эмоциональный интеллект, играющий в нашей жизни, быть может, более важную роль, чем математические способности. Эмоции – это очень точная оценка ситуации, интегральный охват ситуации и реакция на нее. Эмоциональная составляющая, порой невыразимая в словах, является, можно сказать, соком жизни. У эмоционального развития свои законы; если человек не получил эмоционального развития в раннем возрасте, если его засушили, или он сам себя засушил, в дальнейшей жизни ему будет непросто это восполнить.

Существует музыкальный интеллект, который можно развивать. Развитый музыкальный интеллект, хороший слух, чувство ритма затем проявляется в музыкальности общения человека, в музыкальности его мысли, в музыкальности его идей. Недаром Эйнштейн очень любил играть на скрипке. Хайдеггер как-то сказал, что гениальность человека всегда проявляется не в том, в чём он считается общепризнанным авторитетом, а в его хобби. Все настоящие гении, утверждает Хайдеггер, всегда гениально проявляются в своих хобби, как тот же Эйнштейн. Это раннее наблюдение Хайдеггера сегодня называют множественностью интеллекта, или интегральной психограммой, по Кену Уилберу.

Дальше вводится важное представление о различных типах. Самый простейший вид таких представлений – я являюсь мужчиной или женщиной, и соответственно, у меня мужской или женский взгляд на мир.

Таким образом, Уилбер продемонстрировал, что неразличение многочисленных линий развития чревато серьезным редукционизмом и всякого рода ошибками в понимании человека.

Трагедией исследования человека и мира на протяжении столетий, по словам Уилбера, был постоянный грех, называемый им уплощением или флатландией. Имеется в виду постоянное перенесение опыта одного сектора на другой. Например, стремление познавать мир души по образцу того, как мы познаём мир физики, хотя предмет эти совершенно разные. Одно дело внешний мир, а другое внутренний. Соответственно, разными являются методы познания, законы, верифицируемость, и сами науки, типы научного знания.

Этому не уделялось достаточного внимания, и, собственно говоря, все кризисы познания, которые происходили в ХХ веке, были связаны с уточнением предмета знания.

Суть интегрального похода Уилбер называет интегральной операционной системой, наподобие Windows или Мас OS. По сути дела, что такое Windows? Это оболочка, среда, в которой могут работать различные программы. Что такое интегральная операционная система Кена Уилбера? Это тоже оболочка, это та понимательная среда, где различные люди, обладающие своими ценностями, своим уровнем развития, своими взглядами, могут коммуницировать, понимать друг друга. Исследователь, владеющий интегральной операционной системой, может изучать это взаимодействие.

Уилбер очень ярко выразил мысль, что наше видение мира зависит от того, на каком уровне развития мы находимся, от того, кто мы, потому что наш мир рождается вместе с нами каждый миг, и у каждого из нас свой мир. Почему у нас такие разные взгляды на мир? Потому что у нас разный опыт, потому что у нас разная история. Как нам достичь понимания? Нам нужно познать себя и увидеть, как мы взаимно соотносимся в чём-то целом, объединяющим всё.

По сути дела, интегральный подход Уилбера – ни что иное, как попытка найти ещё одну общую, всеохватную модель, некое пространство, в котором мы можем мыслить, где смогут взаимодействуют все люди, все науки.

Это не только теоретический, но и в высшей степени практический подход. Я проходил в 2005 году семинар Кена Уилбера по практике интегральной жизни (Integral Life Practice), и мы занимались каждый день весьма и весьма конкретными практиками по интегральной работе со сновидениями, по интегральной психотерапии. Мы правильно работали с тяжестями, для того чтобы включить тело, мы общались, мы занимались визионерскими и медитативными практиками, мы каждый день делали уилберовскую интегральную кату (полуторачасовую практику, развивающую все сектора, уровни, линии, типы и состояния).

Только что опубликована итоговая книга по этой практике и дополнение к ней – комплект DVD и обучающих материалов [16, 17].

Уилбер выработал свою интегральную практику развития на основе представления о том, что человек развивается наилучшим образом, если он развивается целостно или интегрально, ибо это соответствует устройству человека. Например, атлет тренируется, упражняя свою гибкость, силу, скорость и достигает хороших результатов, но если при этом он занимается медитацией, учится расслабляться, собираться, оказывается, что он показывает более высокие результаты. Если учёный занимается бегом и работает с тенью, делает йогу, занимается дыхательными практиками, то он становится более ровным, более адекватным в общении и мышлении, и соответственно, улучшаются и его научные результаты.

Поскольку все, что я воспринимаю, связано с моим уровнем развития, нужно понимать, на каком уровне развития каждого из своих интеллектов – эмоционального, когнитивного, политического и двигательного я нахожусь; ведь это и есть та ступень, с которой мне открываются те или иные горизонты, те или иные перспективы. Важно и то, как я переживаю сам процесс перехода с одного уровня на другой, и сколько времени он занимает.

Далее я должен понимать, что могу входить в различные состояния, ибо сознание пластично, оно может принимать любую форму, и всё что угодно может становиться предметом моего сознания. Переживания или состояния, как их называет Уилбер, принципиально отличны от уровней. Я могу пережить состояние духовности, высшей духовности, находясь на первобытнообщинном уровне развития, будучи туземцем какого-то племени. Но переживание не есть гарантия того, что я живу на этом уровне. Для того, чтобы он стал фактом моей жизни, я должен пройти эволюционную серию развития. Поэтому я могу пережить высшее состояние, но затем буду продолжать жить на своём уровне.

Если переходить от теории к практике, нужно отметить, что желая развиваться целостно, мы должны заниматься интегральной или целостной практикой.

Существуют четыре базовых практики:

— практика, связанная с энергией и с телом;

— практика работы с тенью (это значит устранять препятствия, не быть марионеткой, быть свободным и нейтрализовать ветер, который дует от травм прошлого);

— практика, связанная с умением работать с утончёнными интеллектуальными концепциями;

— и практика, связанная с безграничным, то есть с духом, духовная практика, выход в состояние полной свободы.
Видов духовной практики может быть бесконечное множество, их мы находим в разных духовных традициях, они могут быть изобретены нами, нашими знакомыми, друзьями. Всё, что помогает расти и развиваться – это и есть духовная практика. В самом простом виде она происходит через светские формы медитации: я сижу в дза-дзен, допустим, медитирую, или делаю випассану, или просто созерцаю природу. Такая форма медитации на пленере или на природе – тоже очень мощная духовная практика, совершенно естественная, абсолютно не формализованная, но по самой своей сути духовная, потому что суть духовности – это контакт с безграничным. На каких путях, через какие ритуалы он осуществляется, не имеет большого значения.

Не менее важна и работа с тенью. По Уилберу, это основная задача психотерапии. Все мы марионетки своего бессознательного, марионетки тех проблем и конфликтов, которые когда-то случились с нами, но без осознания были вытеснены в подсознание и теперь руководят нашими действиями. Каждый из нас не видит ту тень, которую отбрасывает, и поэтому наша задача – обернуться назад и встретиться со своей тенью, поговорить с ней, стать этой тенью. Тогда мы прозреем, и не будем уже заложниками подобных ситуаций.
Травмы рождения, плохого воспитания, недостаточного образования, детских обид и конфликтов. На каждом из нас есть эта печать, которая искажает наше настоящее; мы отрезаны от своего прошлого, мы вынуждены от него защищаться, для того чтобы более или менее эффективно действовать в настоящем. Нам нужно отгораживаться, защищаться от прошлых ситуаций, где мы испытывали унижение, смятение или страх.

Наша жизнь и наше развитие – это постоянное отсекание прошлого и возведение защитных бастионов. Но при такого рода защитах и отгораживаниях мы и теряем очень много энергии. Так работает психологическая защита: мы отбрасываем часть себя ради того, чтобы сохранить дееспособное ядро интеграции.

Когда это ядро стало достаточно сильным для того, чтобы уравновешивать, противостоять и защищаться от всех агрессивных влияний, когда мы стали достаточно зрелыми и можем уже постоять за себя, то есть когда мы стали личностями, мы можем начать обратную работу. Мы сами можем начать эту работу, она уже не зависит от общества. Мы можем начать заботиться о себе сами, мы можем встречаться со своей собственной тенью, и практика работы с тенью – одна из важнейших в интегральном подходе Кена Уилбера.
Таковы эти четыре главные практики, и такова панорама интегрального движения Уилбера.

В России (контраст помогает понять, что сделал Уилбер) существует очень много различного рода семинаров, практик и центров, называющихся интегральными или интегративными, это слово популярно. Но на деле это чаще всего солянка, этакий суповой набор под названием «российская интегральная психотерапия». Почему это просто солянка? Потому что здесь нет главного: принципа интеграции, понимания, что, во что и каким образом интегрируется.

Поразительная интуиция и методологический гений Кена Уилбера именно в том и состоит, что он очень чётко показал, в чём состоит принцип интеграции и что должно лежать в основе интеграции или объединения. Я думаю, это связано, прежде всего, с тем, что Уилбер первую свою инспирацию получил от Шри Ауробиндо, от его интегральной йоги, а это школа духовная, а затем прошёл через серию многих духовных влияний.

Уилбер, по сути дела, – это человек, вступивший на тяжкий путь разговора с учёными, философами, гуманитариями, практиками всех областей, каждый из которых живёт «в своём болоте» и ничего не видит за пределами этого мира. Уилбер обратился к ним ко всем сразу с тем, чтобы помочь, объединить, научить коммуницировать, чтобы пояснить: «Да нет же, мир гораздо больше, и тот, кого ты считаешь своим врагом, на самом деле твой лучший помощник. Вы все делаете одно великое дело».

В каждом месте, в каждой области люди не видят друг друга. Увидеть, дать общее пространство видения – в этом главная задача Кена Уилбера. Только тогда, когда у нас есть общее пространство видения, мы можем использовать интегральный подход. И поэтому всё, что Уилбер пишет – это средство для того, чтобы люди вышли из своих индивидуальных клеток. Только тогда, когда видно целое, можно начать работу по собственному исцелению. А остальное – методы. В этом и состоит суть интегрального подхода.

Надеемся, что вам понравилась статья о Кене Уилбере и  интегральном подходе в психологии, медицине и жизни. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!