На самом деле тантра это не сексуальная практика, как многие считают. Читайте про энергию, искусство, уроки, техника и путь тантры и смотрите видео
Учение Тантры многие относят к индуистским религиозным течениям. Хотя тантризм обладает всеми признаками самостоятельной традиции — вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, священными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, — большинство учёных, да и самих тантристов рассматривают его как особую форму индуизма.
Слово «тантра» имеет несколько значений: «тайное знание», «магия», «практика», «учение», «спасение посредством тела» и даже «процесс ткачества»! Но священные тексты-тантры дают совершенно иную трактовку этого термина; учение «называется Тантрой потому, что раскрывает знание об истинной сути всего — таттве, и тем самым спасает».
Происхождение тантризма связано с культом Великой Богини-Матери. Формы религии, сходные с индийским тантризмом, существовали почти у всех народов древности: это культы Астарты в Ассирии и Палестине, Исиды — в Египте, Афродиты — в Греции, Венеры — в Риме, Кибелы — в Малой Азии, Иштар — Месопотамии, Аматэрасу — в Японии, Шакти — в Индии, Лады — у древних славян. Современный тантризм складывался под влиянием ведийской религии, брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Матери хорошо сохранились и поныне.
Тантристы считают своё вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. В одной из наиболее почитаемых тантр — «Маханирвана-тантре» — говорится: «Все люди на земле — от высокорождённых брахманов до нижайших неприкасаемых — способны следовать вечному Пути Тантры».
Путь тантры
Тантрическая традиция неоднородна и состоит из большого числа всевозможных течений и сект. Как правило, их приверженцы взаимно признают друг друга единоверцами. При всём многообразии тантрических культов все они сводятся к четырём основным типам: «тантра правой руки», «тантра левой руки», реформированный универсалистский шактизм и примитивный архаичный тантризм с элементами шаманства, распространённый среди наиболее отсталых народностей и племён полуострова Индостан.
Последователи «тантры правой руки» почитают Богиню-Мать согласно предписаниям ортодоксального индуизма. Они давно отказались от древнего ритуала, включавшего сексуальные обряды, приёмы «чёрной магии», кровавые жертвоприношения животных и т. п.
Приверженцы «тантры левой руки», напротив, сохраняют в своей практике признаки древнего тантрического культа и используют в своих обрядах многое из того, что для остальных индуистов считается неприемлемым (принесение в жертву животных, употребление в пишу мяса, вина, игнорирование кастовых различий, сексуальные и магические обряды).
Одним из основателей универсалистского шактизма можно считать индуистского мистика и гуманиста Шри Рамакришну* (1836-1886). Взгляды «универсалистов» характерны для представителей «Миссии Рамакришны» и некоторых других реформистских течений современного индуизма.
Тантра практика
«Универсалисты» отошли от ортодоксального тантризма. Хотя они и сохраняют в своём вероучении некоторые древние элементы (особенно культ женского начала), но фактически их следует рассматривать как типичных представителей неоиндуистских течений.
ВО ЧТО И КАК ВЕРЯТ ТАНТРИСТЫ
Согласно представлениям тантристов, некогда на Земле все люди принадлежали к одной общей религии — вечной и естественной Сатья Санатана-дхарме* («истинной вечной религии»), позволявшей всем существам пребывать в гармонии с Богом, природой-матерью и друг с другом.
«Благодаря практике йоги и регулярно совершаемым жертвоприношениям… люди удовлетворяли богов и души предков и были привержены добродетели в критаюге. Благодаря изучению вед, медитации, аскезе, милосердию, благим деяниям и обузданию своих чувств люди обладали огромной силой, мужеством, мудростью и благим нравом.
Будучи смертными, они всё же шли [после смерти] в обитатели богов, ибо сами были богоподобными, приверженными истинной религии и все знали истину» — так говорится об этих временах в «Маханирвана-тантре». В дальнейшем сила ведийской традиции ослабла, люди духовно деградировали. Лишившись истинного знания, они начали враждовать друг с другом, создали множество верований и идеологий, что способствовало лишь их разобщению.
Техники тантры
Тогда во спасение устоев Санатана дхармы Великий Бог-Отец Шива даровал самое сокровенное священное знание — Тантру, являющуюся ни чем иным, как ведасарой («сущностью вед») и панчамаведой («пятой ведой»). Священные для тантристов писания, излагающие различные мистические знания, также называются тантрами.
В них в форме диалогов Отца мира Шивы и Матери мира Шакти (Дэви) раскрываются, по словам тантристов, «все тайны бытия, пути обретения всего желаемого и конечного освобождения».Тантры, в которых Шива выступает в роли наставляющего учителя, а Шакти — в роли прилежной ученицы, принято называть агамами. Поэтому тантризм иногда называют ещё агамическим индуизмом.
Нигамами называются тантры, в которых, наоборот, Шакти — учитель, а Шива — ученик. Писания, построенные в форме диалога Шивы или Шакти с каким-либо другим божеством или святым провидцем, называются упатантрами («второстепенными тантрами»).
К упатантрам приравниваются и произведения тантрических духовных учителей — комментарии к тантрам, трактаты по религиозной философии, магии, йоге и другим мистическим дисциплинам, а также священные тексты-агамы некоторых близких к тантризму индуистских (обычно шиваитских или шактистских) сект.
Занятия тантрой
Общее число тантр неизвестно, т. к. диалоги Шивы и Шакти длятся бесконечно. Потому бесконечен и поток священных тантр. Время от времени Шива и Шакти являют отдельные тантры через наиболее достойных учителей тантрической традиции. Авторитетность каждой отдельной тантры определяется не столько древностью её происхождения, сколько признанием её богооткровенным текстом авторитетными тантрическими учителями (гуру или ачарьями). Известны сотни относительно доступных тантр.
Все они написаны на санскрите и, как правило, не издаются и не переводятся на другие языки, оставаясь в манускриптах, тщательно оберегаемых oт взоров исследователей. Однако некоторые тантры были изданы как на санскрите, так и в переводе на современные индийские или европейские языки.
Именно из-за практической недоступности большинства текстов тантризм всё ещё продолжает оставаться, пожалуй, самой малоизученной религией. С бесчисленными трудностями и загадками сталкивается па каждом шагу исследователь тантрической мистики. Сами же тантристы тщательно соблюдают обеты неразглашения тайн своего учения, особенно оберегая от посторонних святыни культа и священные тантры.
Тантристы верят, что сам Великий Бог Шива и божества-дхармапалы («защитники религии») оберегают тайное тантрическое знание от всех тех, кто мог бы злоупотребить этим знанием и принести ощутимый вред не только другим существам, но и своей собственной душе.
Искусство тантры
Для самих же тантристов их оккультные познания и навыки являются не самоцелью, а всего лишь средством, помогающим обретать сверхчеловеческие способности не ради власти над людьми и силами природы, а исключительно с целью духовного самосовершенствования: достижения сначала состояния богоподобия, а затем и полного соединения с Шивой и Шакти в состоянии маханирваны — «великого освобождения».
Цель человеческого существования для тантристов заключается в полном раскрытии заложенного в душе каждого живого существа (а не только человека!) состояния шиватвы — «божественной природы Шивы». Осознавая себя потенциальным божеством, человек должен мобилизовать все свои силы на достижение «молниеносного освобождения».
В сложном процессе обретения душой (дживой) божественного состояния Шивы телу и вообще различным материальным объектам отводится исключительно важная роль. «Через наслаждение (бхукти) — к спасению («мукти» — таков принцип тантризма.
Тело для тантристов — не «тюрьма души», а священный храм божественной энергии. Мир — не порождение иллюзии (майи), как учат брахманы, а космическое тело Бога, наполненное его славой и силой. Постигая тайны мироздания через правильное понимание законов вселенной и принципов взаимодействия различных космических элементов (таттв), тантрист раскрывает с помощью своих учителей и покровительствующих божеств и свою истинную божественную сущность.
Тантра пробуждение
Шива тантр и индуистский Шива пуранических мифов сильно отличаются. В тантризме Шива идентифицируется с высшим (аналогичным понятию Брахмана в брахманическом индуизме) и олицетворяет собой чистое космическое сознание, в глубинах которого скрыта его таинственная сила — Шакти.
Шива обладает всевозможными совершенствами и почитается не только как непостижимый и недосягаемый Абсолют, но и как личностный Бог, Бхагаван (дословно «Обладатель [всех] качеств») Рудра, как Махашактиман (Исполненный великой мощи).
Всем своим божественным могуществом Шива обязан великой Шакти. Без неё Шива бездеятелен, «как труп» (шава). В индуистской иконографии вообще и в тантрической в частности весьма популярен образ Шакти (в образе Богини-Матери Кали), стоящей на лежащем Шиве. Поэтому на практике больше почитается именно Шакти как творчески-динамичный аспект Бога. «Нет различия между ними. Шакти — это сам Шива», — говорится в «Гандхарва-тантре».
Понятие «шакти» (от саискр. «шак» — «обладать силой», «быть способным») в тантризме является, пожалуй, центральным и весьма многозначным. Оно переводится как «энергия», «сила», «мощь», «женское начало», «духовная сила» [передающаяся через учителей-гуру или обретённая с помощью практики]». Подчас тантризм и шактизм рассматриваются как слова-синонимы.
Суть учения тантры
В «Гаятри-тантре» говорится: «С помощью соединения с нею вся вселенная обладает энергией, поэтому она называется Шакти». Шакти представляет собой загадочную силу, своего рода Единую Жизнь всего существующего, включая Шиву и все души. Обладая Шакти, Шива способен «породить» вселенную и всех её обитателей — от богов до мельчайших микроорганизмов. Если Шива — Отец мира, то Шакти — Великая Богиня-Мать.
Проявления Шакти неисчислимы. Среди них имеются и милостивые, и гневные образы. Однако сущностная форма Великой Матери всегда остаётся непостижимой и недосягаемой для взоров даже богов. «О Мать, Твою высшую форму не знает никто. Обитатели небес почитают Твою проявленную форму в образе Кали и других формах», — говорится в священном тексте «Шактананда-тарангини» («Волны блаженства для шактистов»).
Шакти одновременно и грозная, кровожадная Богиня, и милостивая Мать. Она — великая колдовская сила, очаровывающая души калейдоскопом своих божественных игр (лил), заставляющих все живые существа забыть свою истинную природу и подпасть под власть закона кармы и нескончаемых перерождений в различных формах. Но она же является великой спасающей силой, приводящей души обратно к Шиве, к Богу.
«Ты — Великое Знание и Великая Иллюзия, Великая Мудрость и Великая Память! Ты — Великое Забвение и Всевладычица, Великая Богиня и Великая Демопица!» — так славят Богиню-Мать «Дэви-махатмья» («Величание Богини»), один из самых почитаемых индуистами (и в том числе) священных текстов.
Дао тантра
Поэтому любая религиозная практика тантристов неизбежно обращена больше к Шакти, нежели к Шиве. Более того, в «Нируттара-тантре» сказано, что «невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».
Тантристы стремятся поставить себя в идеальные отношения с Шакти, а через неё — и с Шивой. Шива, Шакти и души-дживы — три вечно существующих проявления единой целой реальности. Все они — своеобразная вселенская семья (кула).
Только одни существа — таптристы (а ими могут быть не только люди, но и боги, демоны и духи) — находятся в постоянной гармонии с Отцом-Шивой и Матерью-Шакти, следуя во всем духу и букве мировой санатана-дхармы, а другие — те, которые не хотят признать себя тантристами и жить по законам «самой естественной из религий», обречены на незнание своей истинной природы и, следовательно, на безрадостные перерождения в самых отвратительных формах (в том числе и в адских мирах).
Цель тантрической религии — «собрать все души в единой божественной семье Шивы и Шакти» и тем самым положить конец человеческой зависти, злобе и бессмысленной вражде. Поэтому сами тантристы называют свою религию «религией семьи» (кула-дхармой), «душой всех религий».
Тантристы верят, что когда калиюга (время, в котором живёт сегодняшнее человечество) «войдёт в полную силу», то все религии будут поглощены тантрической кула-дхармой и все люди на земле станут тантристами. Современных тантристов Индии и Непала древние пророчества вдохновляют на распространение своего вероисповедания за пределами Индостана. Ранее совершенно неизвестный в Европе и Америке тантризм в конце XX в. привлёк к себе внимание в странах Запада.
Тантра обособлено стоит среди традиций и путей открытия «просветления», которые основаны на сексуальном принципе. Не только её центральные обряды сексуальны, но и все поведение — это сексуальное пересечение табу и границ.
Это проявляется в том, что тантрика следует своим чувствам, а не уходит в духовную изоляцию: приветствует чувственную музыку, практикует наслаждение, в том числе алкоголь, ганга (каннабис) или даже сома (мифическое таинство ариев, отождествленных с Луной). Тантрики выходят за границы и запреты касты, брака, пола, закона или даже жизни. В этом контексте почти стандартной темой является использование смерти в качестве советника при выполнении тантрических бдений на кладбище.
Главный символ и энергия, которую использует Тантра — это секс. Акт непрерывного творчества выражается в моделях сексуальной активности, которая воспринимается как наполненная чувством полностью трансцендентной любви.
Существование мира считается непрерывным рождением йони (вульвы) — женского принципа, являющегося результатом непрерывного вливания семени мужчины через сексуальное наслаждение.
Йони — это уста, извергающия мир, но в то же время не было бы ни мира, ни йони без «семени», которое дает всей системе возможность существования как бытие, которое всегда подразумевается, но никогда не может быть объектом восприятие.
Тантра предполагает, что само семя порождает йони. В Шри Янтре это центральная точка или точка, которая имеет местоположение, но не имеет величины.
Разделяют три вида тантрических практик:
Красная тантра — сексуальные практики (далеко не всегда предполагающие сексуальный контакт) — упражнения и медитации с партнером. Это методы работы с телом и взаимодействия с партнером, помогающие пробудить энергию желания и использовать ее осознанно — для достижения сексуального блаженства, творческого или духовного развития.
Черная тантра — тренировка ментальной силы как способности реализовывать свои желания, управлять жизненными ситуациями и даже людьми.
Белая тантра — практика, подразумевающая выход за пределы желаний. Йога Белой Тантры практикуется в парах и в сообществе. Через пение мантр, поддержание определенных поз тела и рук, общение достигается синхронизация индивидуального поля энергии с полем группы и Бесконечности. Созданная таким путем энергия очищает физическое и ментальное тело человека.
Тантрическое Бытие и Воссоединение
Во многих случаях мифы о творении имеют тантрическое происхождение. Практически у всех есть общая тема происхождения первой пары мужского и женского пола в сексуальной сказке, обычно связанной с инцестом, обманом и предательством при падении в состояние разделения, сопровождаемого мировыми конфликтами.
В истории об Эдеме Бог творит Землю, Небеса и растения и вдыхает жизнь в Человека из пыли. Адам и Ева были разделены из одного андрогинного существа ребром и затем прокляты ревнивым Богом за то, что они ели запретный плод и сожительствовали в похоти. Они впадают в смертную сексуальность, женщина страдает от боли родов и подчиняется мужу. Оба изгоняются из Сада, чтобы не съесть плода с Древа Жизни и не стать как «Он».
В мифах народов Тукано (коренные жители Бразилии), Солнце и Луна — братья, а Венера искусственно соблазняет Солнце, что вызвало у всех женщин ежемесячное кровоизлияние. Последующее похищение Венеры Луной и его уменьшение Солнцем в наказание — это снова миф об инцесте, ревности и предательстве.
В повествованиях маори возникают Рангинуи и Папатуануку, изначальная пара небесного отца и земной матери, чьи очень крепкие объятия закрывали свет их потомству в первичном маточном заключении. Тэйн, бог леса и птиц, раздвигает их, чтобы создать мир.
В древнем Вавилоне Тиамат изначально соединена с Абзу, как первичные (женское и мужское) пресные и соленые воды. Позже она убита богом бури Мардуком в финальной битве между мужским порядком и первичным хаосом, и ее тело разделено на две части, чтобы создать космос.
В предании Догонов (Западная Африка), Бог Амма создает мир, рассеивая семена в четырех направлениях, чтобы сформировать поверхность Земли. Он бросает комья земли, чтобы сформировать солнце и звезды. Затем он лепит из глины образ богини Земли. Теперь он хочет заняться любовью с этой богиней. Но ее клитор торчит как муравейник и сопротивляется его попыткам. В результате рождаются чудовища и катастрофы. Чтобы избежать этого Амма отрезает клитор Матери-Земли, устанавливая женское обрезание.
В тибетской традиции женская энергия- это солнечная, красная, (кровь и яйцеклетка), в отличии от лунной белой энергии мужского семени.
В тибетской традиции женская энергия- это солнечная, красная, (кровь и яйцеклетка), в отличии от лунной белой энергии мужского семени.
Тантрическое восприятие гениально и космологически проницательно, а также показывает путь назад к райскому состоянию. Космос создан в сексуальном союзе.
Возвращение в состояние близкого единства — это королевский путь к космическому завершению.
Огромная красота тантрической традиции, если ее можно так назвать, состоит из пяти частей:
во-первых, она основана на сексуальной любви как интегрированном биологическом и духовном проявлении генезиса.
Во-вторых, она обращается к женскому аспекту реальности так же цельно, как и к мужскому.
В-третьих, он объединяет природные и сознательные аспекты реальности в одно целое.
В-четвертых, она пересекает все границы и нарушает запреты.
В-пятых, тантра объединяет традиции плодородия в природе с созерцательными и сакраментальными изменениями в сознании.
Как показано на диаграмме вверху слева, космический генезис начинается с двух принципов, Шивы (мужского пола) и Шакти (женской энергии) в глубоком сексуальном союзе. Пара так тесно обнимаются, что ни один из них не осознает полностью другого. Шива, принцип самости и полной идентичности, доминирует. Говорят, что Шакти «закрыла глаза», в полном блаженстве, потому что она не пробудилась к состоянию обособленности.
Следующий этап показан ниже слева. Здесь глаза Шакти открылись, хотя пара все еще сплочена. Сейчас она в первом состоянии реализованного разделения. Фактически это и последующее разделение — все это работа Шакти, которая была специально сотворена для этой цели. На последующем этапе пара выходит из Союза как две отдельные части. Только их взаимное сексуальное влечение напоминает им, что они принадлежат друг другу, что я и мир на самом деле являются лишь дополнительными аспектами одной и той же реальности (Роусон).
Теперь Шакти действительно может начать функционировать. Она становится в верхнем правом изображении той красивой танцовщицей, которая плетет ткань мира. Паттерны танца не являются иллюзиями, но они не являются «реальными» в смысле того, чтобы быть чистыми реальными фактами.
Потрясающее множество бесконечных проявлений, которые составляют объективную вселенную, представляются нашему Я через то, что мы называем своим разумом и телом.
Это тоже, является частью деятельности Богини, которая, как мы видели, может также символизироваться ее плодородной маткой. Все то, что мы представляем себе во времени, весь ход нашей индивидуальной жизни в нашей огромной вселенной, порождается для нас этим танцем или маткой.
С философской точки зрения такая доктрина подталкивает к идее, к которой стремятся многие из наших наук: что целое не является соединением меньших единиц — конечностей, органов, элементов и атомов — но что целое стоит на первом месте и генерирует свои части.
Все причины лежат в целом, а не в случайных отношениях между частями.
Если время входит в целостную картину, значение конечного целого становится фактически определением просветления Тантрика (Роусон).
Поэтому можно сказать, что, образно говоря, вся вселенная содержится в теле человека. Индийская традиция описывала много случаев, когда какая-то божественность показывала себя последователям как содержащая все звезды, вселенные, миры и существ вплоть до мельчайших частей тела.
Тантрическая преданность может сосредоточить свое обожание на образе Богини, изображаемой прекрасной девушкой, которая, танцуя в безумстве любви, распускает волосы, рождая миры, и снова подвязывает их.
Разум мужчины-тантрика постоянно поглощается этим сияющим и захватывающим образом. Каждая женщина кажется ему создательницей миров. Но для него это не женщина, которая олицетворяет богиню, а богиня бессмертного женского принципа, который появляется в данной женщине.
С человеческой точки зрения Тантра признает, что мы в некотором роде ближе всего к женскому аспекту творения.
Богиня Времени постоянно творит через нас и для нас. Поэтому женщины играют решающую роль в тантре.
Они являются носителями той женской энергии, которая занимает центральное место в образах тантриков, и в ритуальной практике мужской тантрик может прогрессировать только благодаря сотрудничеству с женщинами.
Секс к кем левая нога захотела (ну, не нога, ладно) и без обязательств, конечно. Куча удовольствий и бонусом — духовность. Шарлатанский бизнес, построенный на слове «тантра», в первую голову эксплуатирует интерес простаков ко всему вот этому.
Тысячи их по миру — «гуру», «получивших посвящение в том самом храме, который был построен на месте падения вагины Шакти» (она же Сати), отделенной от мертвого тела жены Шивы, которая, когда ее отец невзлюбивший зятя, не пригласил его на праздник с жертвоприношением, обиделась за мужа и обломала жертвоприношение тем, что бросилась в жертвенный огонь и умерла. Круто, да?
Это еще не вся история. Шива пришел во гнев, взвалил на плечи тело мертвой жены и начал Пляску Уничтожения (тут надо понимать, что одна из ролей Шивы — уничтожитель миров). Он поклялся, что будет плясать, пока тело Сати (она же Шакти, не забудьте, и она же Парвати, и еще Дурга) остаётся цело.
Другие боги испугались, что Шива сейчас сотрет в порошок все мироздание и их самих, и послали Вишну, чтобы тот как-нибудь избавился от тела Сати. Тот измудрился разрубить его на куски. Они упали в разных местах Индийского полуострова и в этих районах по преданию построили самые крутые храмы Шиваизма и Шактизма. Ну и самый трушный из них, конечно же, располагался там, куда упала вагина Сати. В Индии эту сокровенную часть женского тела в древности называли «йони». Возьмите на вооружение, кстати. Девушкам будет приятно.
Храм Камакья (Камакхья) на месте падения йони Сати расположен в городе Гувахати (штат Ассам, Индия). Туда продают туристические туры, во время которых слово «тантра» не сходит с уст гидов. Существует и индуистская секта «Камакхья Тантры», которая раздает посвящения «достойным». Ну и техники, конечно. А поскольку духовных туристов в первую очередь интересуют техники сексуальные, то на них и делается акцент. Любой каприз за ваши деньги.
Вот кого посвятили в рамках «тайной, сохранившейся без искажений и передававшейся только от учителей к ученикам традиции Камакхья Тантры» — тот уж «гуру» из гур. Его семинары и индивидуальные курсы стоят своих денег, не сомневайтесь…
Чтобы разобраться в идеологической основе всего бизнеса, построенного на сомнительном понятии «тантрический секс», придется погрузиться в предмет.
Слова «тантра» на санскрите, по одним сведениям, означает в буквальном смысле «ткацкий станок», «основа ткани», а в переносном — «основа, сущность», «порядок», «учение» или свод правил», а также «способ», «метод» или «уловка». По мнению видного буддолога и религиоведа Евгения Торчинова (1956 — 2003), значение «основа ткани» скорее имеет слово «сутра» — форма древнеиндийской литературы. А слово «тантра» означает «нить, на которую что-то нанизывается». От него произошло слово «тантризм».
Им принято называть группу эзотерических учений, которая существует в рамках некоторых течений индуизма (например, шиваизм, шактизм), буддизма (течение «ваджраяна», или Алмазная Колесница), а также мрачной и древней, как мир, тибетской религии Бон.
Тантрические учения с одной стороны вобрали в себя символику и смыслы древних культов плодородия Индии. А с другой — являются довольно молодым явлением. Скажем, в буддизме тантризм начал формироваться в середине I тысячелетия Новой эры.
Тантрический секс в индуизме
«Индуизм» — термин, придуманный западными исследователями культуры Индии. Он не означает вообще ничего. Просто им принято называть всю совокупность религиозных и эзотерических культов Индии — от традиционного брахманизма, до поклонения крысам и ведьмам-вампиршам, которые живут на кладбищах и учат смельчаков особой духовности (не без готического секса, естественно).
В основе тантризма индуистского толка лежит культ Шивы. Это невероятно древний бог, который появился в мифах еще до создания Ведических культов. Он входит в индийскую «троицу» (Тримурти) вместе с Брахмой и Вишну. По одной из версий, считается создателем самих этих двух богов. Также Шива «отвечает» за периодическое уничтожение Вселенной, когда она портится и превращается в унылое бездуховное болото.
Культ Шивы идеалистичен. Сознание в нем первично. Шива считается олицетворением изначального вселенского Сознания. Оно же — это статичное мужское начало всей Макровселенной (Пуруша), которое дало жизнь материи, богам, демонам, людям и другим существам. Противопоставляется Шиве (сознанию) материя (пракрити), или женское начало (в лице Шакти). Пракрити — материя — динамична и вещественна.
Если упростить, то шиваисты верят, что материя появляется из мега-сознания Пуруши (который отчасти и есть Шива). Сознание и материя — это одно и то же. Их единство символизирует брак Шивы и Шакти. Ну и секс между ними (куда же деваться?)
А есть в индуизме даже такое существо как андрогин (или гермафродит) Ардханари (Ардханаришвара) — форма божества, которая объединяет в себе Шиву и Парвати (Шакти), визуально иллюстрируя слияние сознания и материи, мужского и женского начал. Правая половина тела у этого божества — мужская, а левая — женская.
Тантризм индуистского извода базируется на группе священных текстов, в которых излагаются йогические техники достижения особого состояния под названием Мокша. Это освобождение сознания от всего материального, от отождествления себя с телом, от оков двойственности, а также осознание своей истинной и вечной сущности в качестве чистого духа, который в своем изначальном состоянии представляет собой саму мудрость и испытывает неимоверное блаженство от своего бытия вне пространства-времени, вне череды смертей и рождений (реинкарнаций). Наслаждение, которое испытывает сознание, достигшее Мокши, неописуемо и превосходит все возможности обычного чувственного восприятия.
«А где тут секс-то?», — спросит читатель, — «Переходи уже к делу». Сейчас, не все сразу.
«Священным писанием» индуистского тантризма являются несколько текстов. Один из самых знаменитых — это диалоги Шивы и его жены Парвати (Шакти). Ну, которая сначала была Сати, а потом инкарнировала в Парвати, когда разозлится становится Дургой (или Кали), но мы зовем ее «Шакти», чтобы не запутаться. Ведь Шакти — это как бы первооснова женского начала, а Сати, Парвати, Дурга, Кали и другие — это его (её) воплощения, или аватары.
В общем, беседуют Шива и его жена Парвати. И та задает мужу такие, например, вопросы: «О Шива! Что есть твоя реальность? Что есть эта полная чудес вселенная?.. Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы? Как можем мы войти в нее полностью, вне пространства и времени, вне имен и названий? Пусть сомнения мои прояснятся!»
А муж пускается в объяснения, причем использует столь утонченные абстрактные понятия, конструкции, настолько напичканные символизмом, что неподготовленный человек в них увязает и тонет. Ну вроде того: «Подобно тому, как, субъективно, буквы сливаются в слова, а слова в предложения, и как, объективно, круги сливаются в миры, а миры в принципы, так найди это слияние и в нашем бытии».
Или: «Благословенная, играй во вселенной – пустой раковине, в которой твой ум рознится бесконечно».
Но в основном Шива в этом диалоге обучает Парвати йогическим техникам: дыхательным и медитативным, а также произнесению мантр. Например:
«Лучезарная, этот опыт станет ясным между двумя дыханиями, После дыхания входящего и перед выходящим – благотворность».
«Внимание между бровями. Пусть ум будет прежде мысли, пусть форма наполнится сущностью дыхания до макушки головы, и там прольется свет».
Или: «Помести свое внимание в нерв, тонкий как волокно лотоса, в середине позвоночного столба, и так стань преображенной».
К радости читателя иногда Шива говорит: «Считай весь мир своим собственным телом блаженства. Ласкаемая, войди в ласку как вездесущая жизнь. Отвори двери чувств, почувствуй даже ползанье муравья. Тогда придет ЭТО (речь про Мокшу). Вступая в сексуальное соединение, будь внимательна — огонь вначале. Так продолжая, избегни тлеющих углей в конце.
Когда в таких объятьях твои чувства задрожат, как листья — войди в это дрожание. Даже воспоминание соединения без объятий (может дать) превращение»…
Однако в основном духовные практики индуистского тантризма представляли собой (и представляют сейчас) дыхательные упражнения, множество видов медитации, практики размышления над мироустройством, чтение мантр, практику особого, осознанного взгляда на окружающий мир и его явления.
И да, там были сексуальные практики. Ритуальный секс назывался Майтхуна. Это было строго высокодуховное соитие, во время которого, практикующие «превращались» в божественную пару Шива-Шакти, переживая высокий духовный опыт, который приближал их к Мокше.
Традиция тантры в индуизме была глубоко эзотерической — трудным, тайным делом не для всех. Никаких, в общем, оргий с блэк-джеком и брахманками. Тантризм — это своего рода подвижничество. Лозунг тантры, если упростить — «не в сексе дело, товарищ!»
Утверждая единство сознания и материи, тантристы при помощи сексуального ритуала стремились прочувствовать его непосредственно. Надо ли напоминать, что партнеры в этой практике были не малознакомые люди, подцепившие друга друга на тусовке у колодца? Напомним, что Шива и Парвати (Шакти) — это вообще-то муж с женой.
Все сексуальные метафоры, а также ритуалы в тантризме служат специфической цели. Но широкая публика, как всегда принимает средство за саму цель.
Когда в Индию хлынули завоеватели, а позже туристы, алчущие духовности, местные заметили, что под легендарные истории о тантрическом сексе кошельки сагибов раскрываются на раз-два. Ну кто же этим не воспользуется?
Со временем байки про разнузданный тантрический секс распространились по всему миру. Поток возбужденных туристов в «колыбель разврата» увеличился. Многие сообразили, что это дело стоит экспортировать из Индии в их консервативные Германии, Америки и России. Ну и понеслось!
Вы только попробуйте ввести в поисковик чего-нибудь про тантрический секс. ЯТЫОН вот сейчас попробовал и ввел. От предложений нет отбоя — «Большой тантрический лагерь!», семинары, курсы сексологов, фильмы, книги, — несть им числа. Бизнес — супер, что и говорить.
А что у буддистов?
А у них всё еще круче. Принц одного из древних индийских княжеств Сиддхартха из рода Шакьев, более известный как «Будда» (Пробужденный) был потрясателем основ, реформатором индийской духовности.
Созданное им учение было прежде всего философским — своего рода наукой о сознании, древним видом психологии или парапсихологии (что бы это слово ни значило). Религию из буддизма с помощью ритуалов и палок смастерили поздние последователи Будды Шакьямуни невысокого интеллектуального уровня. Поскольку Будда обходил вопрос существования бога-творца молчанием и вообще считал его не важным для сути дела, «богом» неумная чернь назначила самого Будду и принялась ему поклоняться.
В основе учения Сиддхардхи (если опять-таки всё предельно упростить) лежит утверждение, что подлинно существует лишь нематериальная, единая Конечная реальность, у которой нет никаких физических «свойств» Обычно ее пытаются обозначить как Великую Пустоту, из-за чего европейские ученые, познакомившиеся в свое время с буддизмом, решили, это нигилистическое учение, требующее поклоняться некоему «ничто». Это был бред, конечно.
Всё, что мы видим и ощущаем, по утверждению Будды — это иллюзии. В том числе ощущение бытия некоего персонального «Я».
Медитируя в течение многих лет, Будда разбирал собственное сознание на винтики и наконец понял, что внутри него нет никакого «Я», а только комплекс реакций на иллюзорные раздражители.
Как ни странно, в 18 веке, в Шотландии жил такой философ — Дэвид Юм. Скорее всего, ни о каком буддизме он ведать не ведал, тем не менее, в своих работах он высказывал идеи, родственные идеям Будды. Такой параллелизм — не редкость в философии.
Задачей разумного человека, по мнению буддистов, является практическое достижение освобождения от оков этого и всех прочих иллюзорных миров, отказ от фантома собственного «Я», слияние с Конечной реальностью, освобождение от цикла рождений и смертей (вспомним тут индуистскую Мокшу).
Жизнь в иллюзии этого мира, по мнению Будды, представляет собой бесконечное страдание. Сиддхартха, достигший благодаря невероятным медитативным усилиям состояния освобождения, посчитал своим долгом помочь сделать то же самое всем живым и страдающим существам. Поэтому он остался пребывать в теле человека, создал Учение и проповедовал его несколько десятилетий, сформировав собственную школу и воспитав преданных учеников.
Основное течение буддизма называется Махаяна (Большая Колесница). Его приверженцы считают, что, прежде, чем освободиться и стать Пробужденным, человек проживает многие и многие жизни. Путь освобождения долог и труден, в течении одной жизни достигнуть Конечной реальности (Мокши или Нирваны) невозможно.
Но в 5-м веке нашей эры нашлись несогласные. Со временем в Индии буддизм терял свои позиции. Тут привыкли почитать сонмы богов на все случаи жизни, балдеть от ритуалов, жить кастовым обществом. Буддизм всему этому мешал, вроде как движение хиппи в 60-е мешало добропорядочным буржуа.
Поэтому основными центрами буддизма стали Тибет, страны юго-восточной Азии, отчасти Монголия, Бурятия, Калмыкия. Несогласные с неспешным движением к Нирване поначалу появились в Тибете, обители Северного буддизма.
Внутри традиции Махаяны возникло течение Варжраяны (Алмазной колесницы), адепты которого решили, что Пробуждения можно достичь в течение одной жизни. Для этого ими были разработаны экстремальные психотехники, опасные для психического здоровья неподготовленного человека. Они вобрали в себя те же традиционные практики, что и индуистский тантризм — дыхательные упраждения, медитацию, особое, умное чтение мантр и прочее. Своего рода новинкой в буддизме стало создание адептами Ваджраяны крайне изощренных практик, среди которых возникли и сексуальные.
Из-за своей сосредоточенности на реальных психопрактиках, а не на внешней ритуальной стороне буддизма Ваджраяна получила название «тантрический буддизм».
В понятийном аппарате этого течения мужское начало связано с большим и искренним состраданием Будд, достигших освобождения, ко всем остальным существам, которые мучаются в неведении, рождаются снова и снова и должны быть спасены.
Женское же начало (праджня, премудрость) — это интуитивное, непосредственное (минуя размышление) понимание реальности как она есть.
Сексуальный символизм в тантрическом буддизме — это в большей степени именно символизм. Однако в техниках высшей йоги, практикуемых адептами важдраяны, когда-то был и ритуальный секс.
Среди этих техник, кстати, буддологи называют ничуть не менее интересные — скажем, медитацию во сне (или осознанные сновидения), а также технику выхода сознания из тела в промежуточное между жизнью и смертью состояние.
Но, коли уж тут все повернуты на сексе, вернемся к нему. Йогины Ваджраяны, как и сам Будда, были возмутителями спокойствия. К моменту появления тантрического буддизма в монастырях Тибета сложилась своя элита. В массе своей она паразитировала на том, что монахов высоко почитали безграмотные простецы. Сложился классический религиозный бизнес, и живое учение Будды стало часто подменяться тупым соблюдением ритуалов, буквоедством, многословными и ни к чему не ведущими диспутами.
Йогины, решившие, что следует применить экстремальные методы для достижения Пробуждения, уходили из монастырей, отращивали длинные волосы и бороды (задолго до хиппи) и, в общем, не брезговали ни винопитием, ни сексом, ни другими занятиями экстатического свойства, помогающими изменять в нужном русле состояние сознания.
До рождения Дедушки Фрейда оставались века и века, а буддисты уже решили хакнуть своё либидо и вообще подсознание. Они выпускали на волю и тщательно изучали всех «демонов» своей психики. А затем убеждались в том, что «демоны» эти иллюзорны и не имеют реальной власти над сознанием. В буддийских тантрических текстах упоминались все возможные формы соитий и вообще всякие ужасы, даже каннибализм.
Но не стоит все эти вещи воспринимать буквально. В основном, всё «грязное», что есть в «письменном» тантрическом буддизме — это символы и метафоры.
Если обратиться к трудам уже упоминавшегося ученого Евгения Торчинова, то мы обнаружим следующее мнение. Торчинов полагает, что в ранний, «диссиденсткий» (или «хипповый») период развития Ваджраяны йогины, не имевшие монашеских обетов, действительно применяли сексуальные практики.
Но во время них партнерам строжайше предписывалось отождествлять себя с божествами (как и в индуистском тантризме) и находиться в самоуглубленном, медитативном состоянии. Секс в ритуале был лишь последней частью более длинного ритуала, длящегося несколько часов. Перед соитием в частности практиковалось сосредоточенное угощение несколькими видами пищи (имевшее глубокий символический смысл), а часто и вином (и тоже не для того, чтобы чисто бухнуть).
Некоторые исследователи считают, что секс в тантризме использовался для людей с распространенным типом психического склада — очень привязанных к своему телу, к своему «Я» и к «Я» своего партнера (сильные привязанности мешают достижению нужного для пробуждения состояния сознания). Своеобразный «духовный» секс позволял им ощутить трансперсональное переживание на пике наслаждения, выйти за пределы своих представлений и продвинуться на пути к Буддовости.
Со временем тантрические методики проникли в монастыри, где царствовал строгий устав. Сексуальные практики были заменены их воссозданием с помощью мысленной визуализации и сопутствующего самоотождествления с визуализируемым объектом.
В общем, никакого тантрического секса на Тибете сейчас нет. А если и есть (что маловероятно), то его практикуют либо современные «диссиденты» Ваджраяны, которые глубоко законспирированы (ибо тантра — учение тайное, не для профанов), либо шарлатаны, делающие на этом свой сладкий бизнес.
Я всегда сомневаюсь, прежде чем использовать слово «тантра», в особенности за пределами Индии, поскольку практически сразу же его интерпретируют неверно. Тантра — это не священный секс и не практика, ведущая к непрерывному оргазму. Начнём с того, что само слово «тантра» состоит из двух слов: «таноти», что означает расширение, и «траяти», что означает освобождение.
Таким образом, тантра — это наука, которая изучает освобождение сознания посредством расширения, увеличения энергии. В тантрической системе существует множество методов, ведущих к расширению энергетических потоков. И сексуальные аспекты тантры представляют собой лишь малую часть этих методов. В большинстве методов используются «мантры» и «янтры» (священные звуки и формы), «пранаямы» (дыхательные практики) и различные виды медитаций на тонком плане.
Но тантра — это гораздо больше, чем просто набор различных методов. Она предлагает нам глубокое, многоплановое и комплексное понимание человеческого ума и его возможностей для развития. Это глубинная психология внутренней трансформации. В то время как современная психология одержима патологиями человеческого ума, тантрические мастера исследуют высоты, которых может достичь здравый и целостный ум.
В наши дни то, что называют тантрой, представляется неким видом терапии для ума, который долгое время подавлял сексуальность в угоду общепринятым стандартам социально-религиозных институтов. Ведь большинство религиозных организаций распространяли весьма негативные суждения о сексуальности, так как понимали, что сексуальной энергией не так легко управлять, и, если заставить людей смотреть на неё как на грех, так проще всего будет их контролировать. Поэтому то, что новые тантрические школы сосредоточенны на развитии более здорового подхода человека к своему собственному телу и сексуальности, несомненно, полезно. Однако было бы преступно сузить тантру до подобных рамок.
Одна из причин, по которой произошла подобная подмена понятий, — недостаток традиционно подготовленных учителей. Линия преемственности — самое сердце тантры: эти знания всегда передавались от мастера к ученикам в процессе особой систематически выстроенной формы обучения. Поэтому без прохождения должной подготовки в соответствии с классической тантрической традицией, всё, что мы можем получить, не более чем личная интерпретация тантрических текстов, основанная на нашем мировоззрении.
В классической тантре в сексуальные практики посвящали лишь тех, кто в своём духовном развитии достиг того состояния, когда не оставалось стремления к физическому наслаждению. Таким образом, когда такие люди ощущали удовольствие, у них не возникало желания цепляться за него или продлевать. Их умы были в достаточной мере спокойными, чтобы испытывать радость существования более свободно. Находясь в этом состоянии, они могли использовать мощные силы примитивных желаний, таких как сексуальность, в качестве топлива для ускорения своего духовного роста.
Для большинства людей эти мощные силы находятся за пределами сознательного уровня. В тантре мы стремимся использовать любую форму энергии, которая способна приблизить нас к освобождению. Когда наше медитативное состояние становится достаточно прочным, мы можем использовать эти неосвоенные виды энергии для того, чтобы ещё более усилить свою практику. Но, как и в случае с большинством инстинктов, очень трудно оставаться осознанным, когда эти силы активны, поскольку связанные с ними бессознательные паттерны настолько сильны, что чаще всего мы просто теряемся в них.
Такие практики были предназначены для учеников, которые смогли обрести определённый контроль над своими бессознательными паттернами. Их называли «вирья», что означает «воин» или «храбрый», поскольку они победили самые примитивные силы своего подсознания. Начинающих же учеников называли «пашу» — «животное», имея в виду, что они были всё ещё подвластны инстинктивным программам, заложенным природой.
Сексуальные аспекты тантры и другие практики, непосредственно работающие с подобными мощными инстинктивными силами, известны под названием «Вама Марга» или «путь левой руки». И снова нам важно понять, что практики тантры, связанные с сексуальностью, образуют лишь малую долю подхода Вама Марга. Существует и другое ответвление тантры, называемое «Самайя» или «внутренний путь». Это направление тантрических практик является более йогическим, медитативным, направленным вовнутрь. Здесь используются самые различные методы, начиная с продвинутых пранаям (дыхательных практик), ритуалов, особенных медитаций на тонкие энергии и центры (чакры и нади), заканчивая работой с энергиями божественных форм. Пробуждение космической энергии Кундалини является частью этой системы, которая называется Лайя-йога или Кундалини-йога (не путать с популярным направлением йоги, которое основал Йоги Бхаджан). Это и есть главный путь тантры. Все другие методы подпитывают его.
Внутри этой системы Кундалини существует уникальная группа практик, называемая Тантра Крийя. Являясь вершиной учения тантрического пути, эта серия продвинутых практик йоги долгое время удерживалась в секрете: скудные упоминания о них встречаются лишь в некоторых тантрических текстах.
Предполагается, что практика Тантра Крийи передаётся только в безопасном пространстве, возникающем во взаимоотношениях между учителем и учеником, предлагая последнему уникальный путь внутренней трансформации.
В отличие от подхода классической йоги, здесь мы не пытаемся работать с умом непосредственно. Вместо этого мы пробуждаем высшие состояния энергии, что приводит к абсолютно иному уровню сознания, в котором болтовня поверхностного ума перестаёт иметь значение. Применяя подобный радикальный подход к трансформации, мы вместо того, чтобы стараться сконцентрировать свои умственные способности, систематически разрушаем ограничивающие силы, которые находятся внутри нашего ума.
Мы синхронно выполняем сразу несколько отдельных техник, задействуя, таким образом, целый ряд различных аспектов своего существа одновременно. Мы соединяем пранаяму (дыхательные практики), мантру (священный звук), нади и чакры (тонкое тело), а также мудру и бандху (нервномышечные замки), и выполняем их все вместе, сидя в определённом положении. Тантрический путь сводит воедино все энергии, грубые и тонкие, образуя бинду в самом центре мандалы нашего существа. Она становится вратами в медитацию.
Почему Фрейд? Проявления распущенности не тантра?
Техника или инструмент для расширения собственного сознания называется тантрой. Чтобы расширить границы восприятия, принято использовать энергию чакр, и в большинстве случаев она является сексуальной. Тантра — это способ за непродолжительный промежуток времени обрести какие-либо силы или богатства
Нет ничего более ошибочного, чем вышеприведённое определение тантры.
Такой анекдот сделали из тантры СМИ, псевдо-гуру йоги, любители новых экспериментов и писатели с просторов интернета. Оказалось, что тантра — это новый священный Грааль, который поможет вам обрести и силы и богатство. Особенно же приятным должен быть тот способ, которым сведущие люди предлагают заполучить «просветление», богатство, а особенно, расширить границы восприятия. Наверно, они насмотрелись фильмов наподобие «Реквиема по мечте», так у них сложилось довольно превратное понимание термина «тантра» с использованием поистине оригинальных средств и методов для «расширения границ восприятия».
Кстати, вопрос о расширении границ сознания и восприятия — это особая тема и очень животрепещущая. В особенности её привлекательность проявилась одновременно с провозглашением той самой сексуальной революции на Западе, которая с заметным опозданием пришла в страны бывшего соцлагеря. Этот проект был совершенно сознательно запущен во второй половине XX века. Более того, он тщательно планировался в течение многих лет, и, пожалуй, «зелёный свет» этому движению был дан ещё со времён популяризации фрейдистских идей так называемого психоанализа.
Конечно, дорогие новоиспечённые психологи и психотерапевты сейчас восстанут, ведь мы замахнулись на святая святых, по сути, на основу современной школы психоаналитики. Но что поделаешь, если посмотрев открытым взглядом, даже обычной логики хватит для того, чтобы заметить, откуда ноги растут у фестиваля в Вудстоке, откуда и началось движение за «свободную любовь». А при чём тут Фрейд? Да, при всём. Многие люди хотя бы частично знакомы с его теорией, так что уловить связь довольно нетрудно. Собственно, особой глубины у этой теории и не наблюдалось, поэтому и судил Зигмунд Фрейд по себе и в отличие от хороших психотерапевтов не смог устоять перед соблазном проекции собственных ощущений и пониманий на других, к тому же не только на своих прямых пациентов, но и о более широкой аудитории не забыл.
Что не есть тантризм
После строгих устоев, господствовавших в XIX веке, неудивительно, что в первой половине XX века люди устали, и смелые теории балующегося кокаином австрийского врача попали на подготовленную почву. Если вы пробовали рекламировать что-то, вы наверняка знаете какое это непростое дело. Вот и задумайтесь, каким таким магическим образом идеи Фрейда получили столь широкое распространение? Ведь тогда даже телевидения ещё не было, не говоря о других средствах массовой информации.
Можно сказать, что не было конкуренции таким идеям, что они, мол, революционные, хотя вряд ли можно называть революционным такой подход, который чуть ли не каждый человеческий шаг и мысль интерпретирует с точки зрения инстинкта воспроизведения. Однако оказалось, что вышестоящим управляющим кругам эта идея пришлась как нельзя по нутру. Кто-то хорошо понял, что с помощью этой теории можно дать народу новое объяснение их поступков и мыслей, да так, чтобы при этом у людей выработалось оправдание своим действиям в нужном русле, что повлекло бы за собой большее внимание к теме как таковой, к её практическому исследованию, и на всё это будет дано, так сказать, официальное разрешение сверху. А чтобы поднять авторитет новой доктрины, её нужно было ввести в качестве основного курса обучения в медицинских институтах, а саму дисциплину назвать психоанализом, таким образом придав вес и респектабельность тем идеям, которые позже и приведут к понятиям «свободной любви» и «сексуальной революции».
Прозорливый О. Хаксли в предисловии к своей книге «О, дивный новый мир» в 30-х годах прошлого столетия написал, что сильные мира сего никогда не позволят народу получить свободу, но чтобы у толпы не создалось впечатления, что их обманули, то вместо настоящих свобод, в том числе политических, их заменят более «удобными» свободами, такими, как сексуальная свобода, а также расширение границ сознания с помощью определённых химических субстратов. Таким образом, люди, позабыв о своих прежних притязаниях, будут довольствоваться тем, что прежде было в большом дефиците, но при новоявленной свободе стало в открытом доступе. Поэтому «Да здравствует свобода!» Пусть и не та, которую требовали, но только кто об этом помнит, ведь вместо этого появилась декларация свободной любви, а что ещё человеку надо?!
Путь тантры и сутры
Вот и подошли мы напрямую к тому, что тема тантры не только трактуется неверно, но, к сожалению, под влиянием произошедших событий выкристаллизовалось практически в лженауку. Столько ошибочных интерпретаций вряд ли можно найти в каком-то другом учении, а ведь мы сейчас говорим о философии буддизма, т. к. именно с буддизмом связаны как сутры, так и тантра — понятие о непрерывности, непрекращаемости бытия, когда мы должны начать что-то, а затем двигаться по этому пути. Тантра — это путь, и разница с сутрами состоит именно в том, каким путём человек пойдёт. В переводе с санскрита «сутра» означает ‘слияние’, в то время как «тантра» — это ‘непрерывность’.
Иначе это можно выразить и более общими словами: в сутре всегда будет присутствовать цель (как мы знаем, цель в буддизме — это достижение нирваны), и при достижении этой цели заканчивается и путь. В то время как в самом понятии тантры мы видим постоянство, непрерывность. В отличие от сутры, для тантры нахождение и фиксация истины не так важны как само продолжение развития — путь. Нужно отметить, что путь этот духовный. Тантра — это путь духовного роста, который хотя и имеет начало, развитие и цель устремлений, но практически никогда не закончится. Даже при условии, что цель выполнена, развитие не остановится, т. к. суть его не в нахождении истинности или ошибочности суждений, это интересует тантру в гораздо меньшей мере, но в прохождении пути.
Тантра и буддизм
Мы должны помнить, что термин «тантра» ведёт своё начало от слога «ом», а этот слог был санскритским «прабандха», что означает непрерывность бытия. Путь, которым мы идём, и есть тантра. Таким образом, тантра рассматривает вопрос «бытийности» с точки зрения взаимоотношений. В этом случае взаимоотношения означают связь с чем-то или кем-то в самом широком смысле слова. Человек всегда находится во взаимодействии с чем-то, с объектами, субъектами или феноменами реальности. И даже здесь тантра имеет несколько подходов.
Первый из них — Крийятантра — деятельность
Второй — Чарьятантра — действие подкреплено также мыслями о нём, мы задаём вопрос, задумываемся.
Третий — Йогатантра, где происходит процесс включения всего, что есть в нас, который ведёт в прозрению. Это уровень выхода за пределы интересов одной личности.
Четвёртый, высший, так и называется Махайогатантра, где для человека перестаёт существовать понятие личного и наступает момент, когда «ты есть всё и един со всем».
Но тантра не была бы тантрой, если бы не выходила за границы идей собственного духовного роста и совершенствования. Это духовное учение не останавливается на целях развития. Достижение определённых целей лишь указывает на завершение каких-то этапов на пути, но путь бесконечен, поэтому завершив одно, тут же начинается другое. Но оно в той или иной мере базируется на воспринятом прежде и, таким образом, устанавливается связь между пройденным и новым отрезком пути, потому что тантра — это и есть непрерывность. Главное — быть в непрерывности. Звучит просто, а жить в соответствии с этим «законом тантры» ещё проще. Однако вряд ли существует «что-либо более сложное, чем эта простота».
Три категории тантры
Существует три категории тантры:
Дхармакайя;
Самбохогакайя;
Нирманакайя.
Нирманакайя — это практика, похожая на Хинаяну или Малую колесницу, как её принято называть в философии буддизма, которая характеризуется строгой дисциплиной, и путь просветления здесь может быть достигнут преимущественно через практику отречения.
Самбохогакайя — категория тантры, имеющая наибольшее сходство с Махаяной или Большой колесницей буддийского учения. Внимание направлено на использование методов, которые имеют прямое отношение к пране, нади (энергетическим каналам), бинду и т. д., т. е. это тот вид тантры, который самым непосредственным образом опирается на уже известные нам техники йоги: очищение, медитация, работа с энергиями. Точнее можно сказать, что это именно тантра есть во всём, потому что сам закон или правила тантры, назовём их условно таким образом, говорят о том, что тантрой наполнено всё сущее, бытие.
Бытие в самом широком смысле, его восприятие, переживание, непосредственное взаимодействие — это и есть тантра. Ключ же к взаимодействию с бытием лежит в непрерывности тантры. Она есть и в положительном, и в отрицательном. Для тантры менее важен результат как таковой, её сосредоточение — в непрерывности в пути. Хотя, понимая это, не стоит допускать восприятия тантры на уровне «поп-искусства». Именно такое сравнение приводит в своей книге Чогьям Трунгпа «Тантра».
Тантра проходит и через истину, и через заблуждение, нигде не останавливаясь, постоянно продолжая свой путь, но это не означает, что тантра оправдывает всё и всё принимает. Отчасти вопрос о приятии можно оставить открытым, ведь по сути, тантра, как и буддизм, основаны на этом, что вовсе не означает, что тантризму нравится грубость, и, принимая грубость, мы её оправдываем. Тантра принимает, но не опускается до уровня апологетики. Нет осуждения, но нет и оправдания. Тантра — это путь.
Дхармакайя — это третья категория тантры, и только на этом уровне тантра полностью занята бытийным аспектом. Здесь происходит выход за рамки догмата, когда Ум — читта, также одно из ключевых понятий тантры, превращается в боддхичитту, т. е. «пробуждённое сознание». Находясь здесь, человек предварительно прошедший через нирманакайю, самбохогакайю, выходит на другой уровень, где уже не то что не нужно следовать предписаниям и правилам, но они практически не нужны, т. к. практикующий уже вышел на качественно новый уровень и фактически освободился от давления и господства эго или Рудры, как его называют в традиции тантры. Он узрел или, лучше сказать, пережил шуньяту — момент прозрения, откровения, тот миг, в который человеку хоть на краткое мгновение открывается мироздание «таким, какое оно есть», — то знание, которое не может быть передано словами.
Тантризм как преодоление дуализма
Такое знание, полученное не через дискурс, не посредством логики, но через развитую к тому моменту интуицию, и есть настоящее знание, побеждающее двойственность. Ведь суть всех проблем человеческого существования может быть сведена к следующему: выбор между чёрным и белым, между «да» и «нет», либо, в случае поиска компромисса, происходит объединение того и другого, но изначально корень двойственности продолжает существовать, а человек лишь учится сосуществовать вместе с этим, пытается соответствующим образом строить свою жизнь, потому что нет даже мысли о том, что этот постулат не верен. Человек изначально принял на веру, что двойственность есть истинно присущее жизни начало, и иначе быть не может. На самом же деле всё как раз наоборот.
В основе бытия лежит Единство, и об этом говорилось ещё в Ведах, когда мы читаем строки о том, что Брахман есть Всё, что Всё произошло из Брахмана и одновременно им и является. Следовательно, это и есть искомое состояние. То, к чему стремится и тантра, — прийти к изначальному состоянию единения со всем сущим и с самим собой. Когда приходит понимание себя, то граница разделявшая «Я» и «других» перестаёт существовать. Завеса спадает. Как тут не употребить известное всем слово «майя», означающее иллюзию. В разъединении «Я» с «другими» и находится эта самая иллюзия. Пройдя через ступени тантры, вы интуитивно придёте к пониманию и осознаванию того, что «Я» равно «другим», так же, как Атман равен Брахману или, иначе, Брахман и есть Атман.
Тантрическое знание родилось не само по себе, также как и буддизм. Корни этих явлений приводят нас к Ведам, поэтому неслучайно, что говоря о тантре с её тотальной непрерывностью, мы не можем не упомянуть Веды. Тантра — это ещё один метод постижения реальности. Он не оторван от окружающего мира и не противоречит принципам других философских течений. Тантра вбирает их в себя, благодаря чему одной из её основополагающих целей является духовный рост, путь совершенства, чистого видения.
Изучать тантру можно всю жизнь, но ещё важней принять этот метод, сделать его частью своего бытия, тогда знание откроется вам непосредственно, в его неискажённом виде, и вы будете жить действительно свободной жизнью, внутренне свободной, потому что именно внутренние ограничения, которые заложены в нас или выработались в процессе жизни, отделяют от переживания настоящей свободы, а свобода — это не что-то, что человек должен получить в виде награды за заслуги и усилия. Свобода — это изначально присущее жизни явление, а тантризм помогает вновь к ней прийти, наконец-то увидеть и осознать её.
Надеемся, что вам понравилась статья о энергии, искусстве, уроках, технике и пути тантры. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!