Да хотя бы потому что сам Лесгафт, великий учёный и педагог, охарактеризовал спорт как одного из губителей молодёжи и поставил в один ряд с алкоголем и азартными играми — вот такое противоречие: его именем университет спорта назван, а для него спорт — зло. Может, спорт девятнадцатого века, в котором жил Пётр Францевич, был какой-то особенно вредный? Да ладно, нынешний спорт требует всё большей крови, ой! — результатов, и что-то без серьёзнейших травм и мельдония добиться их не получается. А может, фразу Лесгафта переврали? Нет, из других его высказываний и трудов в целом следует то же. Мы, кстати, изложим его труды в наших следующих статьях. А сейчас попробуем представить систему спорта в её целостности.
Начнём с малого. Вот молодой спортсмен, ещё со школьной скамьи он показывает отличные спортрезультаты, уделяет уйму времени и воли тренировкам в ущерб школьному и самостоятельному развитию, при этом неуспеваемость в уроках ему прощается, ведь он приносит школе кубки. То же в университете — номинально учится, а по факту — он на тренировках, сборах или просто диетах. Кстати, на сборах спортсмены умудряются даже до соревнований отравляться алкоголем (много раз это слышал как от очевидцев, так и самих спортсменов).
Дальше больше… и больнее: полученные травмы, возросшие нагрузки и требуемый уровень результатов вводят в систему допинги, с которыми, как с движками у болидов, постоянно и в строжайшей тайне химичат «специалисты». Ну и пускай в конце — после уймы потраченных моральных и физических усилий, времени, здоровья и различных возможностей вне спорта — наш персонаж не травмируется напрочь, а достигает пьедестала, обставив тысячи конкурентов.
Теперь посмотрим, что же происходит с другой стороны трибун. А там сидит публика. Сидит, стоит, прыгает, шумит, дерётся — выжигает эмоции, одним словом. А чтоб выжигалось полнее, публика берёт допники в виде попкорна, пива, клоунской атрибутики и ставок (так, это мы уже вперёд забегаем). В общем, мало людям своих болезней, они ещё и за команду болеют.
И, наконец, третья сторона — обслуживающий персонал: спортчиновники, спортмедики, продавцы атрибутики и попкорна, букмекеры, промоутеры, достопочтенное жюри, великие комментаторы, известнейшие журналисты и прочие делают так, чтобы стадионы строились, спортсмены сражались и зрелище всегда продолжалось.
Вот только зрелище это счастья (настоящего, нормального, здорового, долгого счастья) не приносит. Это же просто очередное отражение толпо-элитарного общества с фанатами внизу, спортсменами посерёдке и устроителями шоу наверху. И кому это надо тогда?
И как приятно говорить о физической культуре. Цель её заключается в развитии биологического и духовного потенциала личности. Как утверждал Лесгафт, физические упражнения должны гармонично содействовать умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично».
Упражнения и игры в контексте физической культуры являются методом познания. Соревновательный момент, если и присутствует, то играет исключительно второстепенную роль.
Также физическая культура оперирует иными масштабами, чем спорт — вспомните хотя бы советскую утреннюю гимнастику по радио или китайскую массовую зарядку на улице.
И как необходима физическая культура сейчас в наших школах! Об этом отлично знает другой учёный муж — Базарный Владимир Филиппович, чьи наработки тоже достойны изучения и, к счастью, уже даже применяются в некоторых школах.
Поэтому просим вас и ваших детей физически окультуриваться, нравственно окультуриваться и быть человеками.