
Гуманная педагогика: 20 правил для учителей
Ребенок в школе проводит большую часть своей жизни. Когда малыш идет в первый класс, перед ним открывается новый неизведанный мир. Что ждет его? Радость и трудности, успехи и разочарования… Эти 11 лет могут стать для школьника обычным процессом обучения, а могут превратиться в удивительное приключение, полное любви, душевного общения, незаменимой поддержки и самых ярких эмоциональных впечатлений, которые будут формировать его целостную и гармоничную личность.
Ответственность за успешное развитие личности ребенка, за его счастливое и радостное ученичество лежит в большей мере на учителях. Выдающийся педагог современности, автор Шалва Александрович Амонашвили выделяет три главных закона учителя, которые составляют основу гуманной педагогической деятельности:
1. Любить ребенка.
2. Понимать ученика.
3. Наполняться оптимизмом к ребенку.
Гуманная педагогика в настоящее время все больше и больше привлекает внимание родителей, учителей и психологов. Именно такой подход позволяет раскрыть в ребенке лучшие качества и привить ему высокие нравственные и духовные ценности. Правила для учителей от Шалвы Амонашвили помогут не только педагогам, но и родителям составить собственное кредо воспитания и руководствоваться им в повседневной жизни.
20 правил для учителей от Шалвы Амонашвили
1. Интересуйтесь жизнью ребенка, его удачами и огорчениями, увлечениями и эмоциями, радуйтесь вместе с ним и сочувствуйте в минуты печали.
2. Общайтесь с учениками, как со взрослыми, ожидая от них взаимопонимания, уважения и доверия.
3. Смейтесь, играйте, радуйтесь с детьми.
4. Разговаривайте с ребенком спокойным и располагающим к себе голосом, внося в беседу нотки экспрессии.
5. При недовольстве поведением школьника в непринужденной форме дайте ему понять, что вы не ожидали этого и что имеете более высокое представление о нем.
6. Искренне восхищайтесь и удивляйтесь, когда ученик поступает достойно, проявляя доброту, щедрость, сообразительность.
7. Поощряйте творческую деятельность ребенка, помогая ему проявить свой талант в музыке, рисовании, театральном искусстве, поэзии и т.д.
8. Учите детей оформлять книги с собственными сказками или сочинениями, показывайте их другим ученикам и вместе читайте.
9. Просите прощения у ребенка, если не можете по какой-либо причине дать ответ на познавательный вопрос, искренне объяснив причину. Не забудьте дать ответ в обещанный срок.
10. Поощряйте ребенка задавать вопросы, спорить, легко выражать свое мнение, относясь серьезно к его утверждениям и мыслям.
11. Размышляйте вслух, чтобы показать детям пример поиска решения задач, обсуждения вариантов поведения в той или иной ситуации, оценки происходящего.
12. Не сравнивайте детей, не приводите в пример одного ученика другому.
13. Содействуйте ребенку в желании превзойти самого себя.
14. Поощряйте детей в стремлении решать сложные задания.
15. Показывайте свое оптимистическое отношение к возможностям ученика, особенно в периоды неудач и разочарований.
16. Интересуйтесь, понравился ли урок школьникам, благодарите их за содействие в его проведении, прислушивайтесь к пожеланиям детей.
17. Если урок эмоционально или интеллектуально не удовлетворил класс, принесите детям свои извинения и попытайтесь вместе с ними выяснить причины.
18. Используйте чистую речь, старайтесь изящно и с любовью проводить педагогический процесс.
19. Верьте в безграничные способности и уникальность каждого ребенка.
20. Верьте в себя как в педагога или хорошего родителя, а также в силу гуманного подхода к детям.
Источник: http://psiholog3000.ru