Факторы воспитания и развития личности ребенка в семье (создание условий дошкольный возраст социализация)

0
38

faktory-vospitaniya-i-razvitiya-lichnosЧто и как должны делать родители

Каждый член семьи должен действовать скоординировано, чтобы воспитание проходило системно. Семья в воспитании должна выполнять следующие функции:

  • обеспечивать малышу условия для физического развития;
  • прививать любовь к искусству;
  • участвовать в развитии его личности;
  • обучать ребенка;
  • доносить нормы нравственного поведения.

Физическое развитие подразумевает совместные занятия гимнастикой и проведение спортивных упражнений. Это поможет заложить первый кирпичик здоровья малыша, дав ему толчок к ведению в дальнейшем здорового образа жизни. Но любое занятие должно приносить радость. Поэтому гимнастические упражнения нужно проводить в игровой форме. Дети в школьном возрасте часто воспринимают все поучения в штыки. Поэтому им лучше всего преподносить все на собственном примере. Таким образом, можно не только повысить уровень здоровья семьи, но и сделать ее еще более сплоченной.

Ребенок проводит большую часть времени в семье. Именно в этих условиях происходит формирование личности малыша, идущее в двух направлениях:

  1. Родители целенаправленно воспитывают ребенка и формируют его привычки.
  2. Малыш наблюдает за членами семьи и копирует их поведение и образ жизни.

Поэтому любое воспитание необходимо начинать с себя. Культурное поведение с окружающими людьми, просмотры хороших фильмов, чтение классической литературы, соблюдение правил этикета и личной гигиены – это все является примером для малыша.

Стоит особое внимание уделить воспитанию нравственного поведения и творческих интересов. В каждом возрасте у детей повышен уровень любознательности, который выражается в постоянном задавании вопросов родителям и изучении окружающего мира. Родители должны стимулировать познавательный интерес малыша, максимально подробно отвечая на всего его вопросы. Развитию творческих интересов способствует чтение книг, будь то книжки-малышки или произведения великих классиков. Но одного прочтения мало. Для развития ребенку будет полезно обсуждение прочитанного произведения, высказывание своих точек зрения. Походы в театры и на кукольные спектакли, музеи и выставки – все это также влияет на воспитание ребенка положительным образом.

Познавательные способности у ребенка начинают развиваться уже с рождения. Хотя многие родители этому не придают особого значения ввиду небольшого возраста. Но банальные составляющие повседневной жизни крохи и его мамы (улыбки и агуканье, уход за малышом, пение колыбельных песен и пр.), дают малышу возможность узнать о жизни не только в пределах семьи.

Стили семейного воспитания

Случается и так, что семейное воспитание влияет на становление личности малыша не самым лучшим образом, принося отрицательные результаты. Взаимоотношения с родителями порой носят травмирующий психику характер, и вспоминаются на протяжении долгих лет с ноткой печали. Это может напрямую зависеть от стиля семейного воспитания. На сегодняшний день педагогами и психологами выделяется три стиля семейного воспитания – попустительский, диктаторский и демократический.

Первый стиль воспитания в семье носит еще и название «либеральный». Он существует ввиду чрезмерного баловства родителями своих чад. В итоге, малыши, окруженные чрезмерной любовью, могут вырасти безответственными и недисциплинированными. Часто дети из таких семей на всю жизнь остаются эгоистами, требующими ежеминутного внимания к своей личности.

Для второго стиля характерно воспитание детей в строгости. Родители в таких семьях требуют неукоснительного выполнения всех требований, не обращая внимания на мнение детей. Угрозы, принуждения и приказы – все это разрушительно влияет на личность ребенка. В итоге диктат может привести к двум крайностям:

  1. Полное подавление ребенка, как личности – пассивность и апатия с его стороны.
  2. Внутренний протест – лицемерие, грубость, приступы агрессии и лживость со стороны малыша.

Демократический стиль воспитания сегодня можно считать оптимальным вариантом. Родители стараются учитывать пожелания малыша, внимательно относятся к нему и с уважением относятся к его выбору. Малыши могут поделиться любой проблемой с родителями и всегда могут рассчитывать на получение мудрого совета. Дети из таких семей надолго привязаны к родительскому дому, где они всегда смогут найти поддержку и добрые слова.

Воспитание в семье имеет большое значение в личностном формировании ребенка. Семейный уклад играет главную роль и во всестороннем развитии малыша. Но помимо семьи, воспитательные функции возложены и на общеобразовательные учреждения – детские сады и школы. Сегодня практически в каждом образовательном учреждении имеются специальные социально-психологические службы, которые помогают детям в сложных жизненных ситуациях.

Поэтому каждый малыш может рассчитывать на всестороннюю поддержку не только в пределах семьи. К сожалению, современные родители вынуждены доверять воспитание своих детей бабушкам и няням. Ввиду их чрезмерной занятости ребенок недополучает родительской любви и внимания, а развитием его личности занимается старшее поколение, которое старается привить ему свои нравственные принципы. С одной стороны, это можно считать и положительным моментом. Однако, нехватка родительского тепла и заботы делает связь между родителями и детьми неимоверно хрупкой, что может привести к возникновению напряженных отношений в будущем.

Детство – САМАЯ удивительная пора, в смысле, что удивляет ребенка все. За первый год малыш учится сидеть, ползать, ходить, наблюдать, разговаривать, думать. Психологи утверждают, что корни всех наших взрослых успехов и неудач находятся в детстве. Естественно, каждая мамочка (папочка) хочет вырастить умного, образованного и успешного человека.В помощь любой маме в нашем центре работает школа раннего развития.

И вот тут-то многие не могут устоять перед искушением, чтобы не желать ребенка, который УЖЕ САМЫЙ умный, самый образованный (ему только 2, а он уже громко и выразительно читает вывески на магазинах, говорит на английском и считает до 100 и обратно. Ну как тут устоять перед восхищенными взглядами прохожих!). И начинается гонка, домашние уроки (обязательные!). Мама активно готовится к занятиям, скупает бесчисленные пособия (часто по принципу: у нас должно быть все). Мама одержима идеей самого-самого раннего развития. А ребенок? Счастье, где ты? Просто мама забыла, что «больше» – это не значит «лучше».
Так как же быть? Что же такое раннее развитие  (школа раннего развития)? А это в первую очередь своевременное обучение, развитие с любовью. Помешать развиваться малышу мы не можем, даже если бы захотели. Может обратиться молодой маме к такому помощнику, как школа раннего развития? Но для того, чтобы ваши усилия были оправданы, давайте помнить следующее:

  • Все дети индивидуальны. Ваш малыш может в чем-то опережать, а в чем-то отставать от среднего стандарта. Следите за ребенком, старайтесь уловить, над каким «навыком» он сейчас работает, и в соответствии с этим помогайте ему.
  • Не стоит относиться к своему ребенку как к слишком маленькому или как к слишком взрослому, т.е. не давать ему возможности научиться чему-то новому или, наоборот, учить его тому, к чему он еще не готов (например: садить годовалого ребенка в манеж или заставлять его проситься на горшок).
  • Все игры и задания вводите по принципу: от простого к сложному. Если малыш не справляется, упростите задание. Делайте сначала вместе, а затем пусть он пробует самостоятельно. Если не получается совсем, отложите игру, вернитесь к ней позже.
  • Не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Малышам сложно менять привычный образ жизни. Изучите заранее существующие методики, выберите то, что подходит вам, и занимайтесь на здоровье.
  • Не гонитесь за результатами: вы можете перегрузить ребенка. Вы занимаетесь со своим ребенком не для того, чтобы побить все рекорды своего двора?
  • Не старайтесь демонстрировать успехи малыша окружающим – это может отбить у него всякую охоту заниматься или научит все делать для похвалы.
  • Не старайтесь скупить все развивающие игры и материалы, которые есть в магазинах. Лучше иметь немного, но научить ребенка по-разному их использовать.

• Лучше заниматься каждый день чуть-чуть, чем редко, но много. Занимайтесь столько, сколько позволяет время и интерес вашего малыша. Если малыш чем-то очень увлекся, не прерывайте его для следующего урока.
• НИКОГДА не старайтесь впихнуть новую информацию в уставшего или заболевшего ребенка. Занятия через силу – верный способ привить стойкое отвращение к учебе.
• Не зацикливайтесь на каком-то одном предмете, например, чтении, математике или музыке, забывая об остальных. Старайтесь развивать малыша всесторонне.
• Не пичкайте малыша теми знаниями, которые не пригодятся ему в ближайшем будущем – он их забудет. Начинайте обучение с того, что ему нужно сейчас, в первую очередь.
• ГОВОРИТЕ с ребенком обо всем на свете. Самое лучшее пособие – это ваша речь.
Упражнения, которые будут описаны ниже, безусловно, подойдут вам не все. Что-то понравится, а что-то нет. Но аналогичные вы придумаете сами.
ДЕТИ ДО 3 -х МЕСЯЦЕВ

В нашей детской школе развития занимаются малыши от 1 года. А пока ребенок подрастает, делает первые шаги, вы сами цените это время, дарите ему новые позитивные впечатления и эмоции. Близкие отношения между ребенком и мамой, установленные к первому году, дают ребенку уверенность, что его мама никуда от него не денется. Следовательно, он может поиграть и самостоятельно.
1) Ребенок с рождения способен понимать выражение лица и тон голоса взрослого. Мало того, чувствующий/сенсорный аппарат малыша от рождения настроен на восприятие социальных объектов (нас с вами). Например, новорожденные поворачивают голову не на любой звук, а в направлении человеческого голоса. Поэтому во время ухода за малышами, смотрите ему в глаза и улыбайтесь, рассказывайте, какой он красивый, здоровый, умный, терпеливый (в общем, все ваши чаяния).
2) Занимаясь своими делами или уходя в другую комнату, напевайте песенку. В возрасте 1-2-ух месяцев малыш различает, когда говорит его мама, и уже способен научиться узнавать вас по пению.
3) Погладьте ладоши, подошвы, животик или личико малыша кусочками из разного материала (шелк, ситец, шерсть, махровое полотенце, мех, бархат)  и посмотрите, на что именно реагирует ваш малыш с большим удовольствием. Через 2-3 недели проверьте, не изменились ли у ребенка вкусы.

РАЗВИВАЕМ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ

1) Наклонитесь к малышу и сделайте “рожицу”, например, высуньте язык. Улыбаясь, смотрите на ребенка, побуждая его сделать то же самое. Малыш не обязательно повторит за вами, но с интересом станет наблюдать. Затем неожиданно отодвиньтесь в сторону так, чтобы малыш перестал вас видеть. Ребенок начнет вас искать. Продолжайте игру.
2) Возьмите ручки ребенка, подуйте на них, поцелуйте, подвигайте его пальчиками, приговаривая разные нежности. Затем отвернитесь и поглядывайте на ребенка так, чтобы он это замечал. Если малыш удивленно начнет двигать ручками и ножками, «гу-гукать» и всячески привлекать ваше внимание, повернитесь и продолжите игру.
3) Пусть яркая игрушка пищит и щекочет животик или грудку ребенка, а затем резко исчезнет. Если ребенок заинтересуется, продолжите игру.

 РАЗВИВАЕМ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

Для развития этой склонности нужно сделать так, чтобы окружающее было интересным для ребенка.
1) На стенку кроватки повесьте изображение (крупное, около 10 см. в диаметре) человеческого лица. Лучше, если оно будет контрастным, улыбающимся, без лишних деталей.
2) К ручке или ножке ребенка привяжите ниткой гелиевый воздушный шарик. Бодрствующий ребенок постоянно двигается, и соответственно будет двигаться шарик. Можно на этом же шарике укрепить бубенчик или колокольчик.
3) Возьмите фонарик. Закройте его стекло цветной бумагой. Включите и медленно в темной комнате поведите в одну, а потом в другую сторону перед глазами ребенка. Это заставит малыша следить за светом глазами.

ЗНАКОМИМСЯ С РУЧКАМИ

1) Завяжите на пальцах ребенка яркие ленточки, поднесите их к глазам ребенка так, чтобы он обратил на них внимание.
2) Привяжите колокольчик на запястье руки ребенка. Подвигайте этой рукой, чтобы колокольчик зазвенел, и ребенок начал его искать глазами. Затем возьмите вторую руку ребенка и потрогайте ее пальчиками колокольчик на другой руке.
3) Положите на грудь ребенку удобную для захвата игрушку. Соедините на ней обе ручки ребенка. Возможно, он ее схватит. Хорошо, если она слегка пищит.

РАЗВИВАЕМ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ И БУДУЩУЮ РЕЧЬ

1) Пользуйтесь любой возможностью пообщаться с ребенком. Во время ухода за ним словите его взгляд, улыбнитесь и начните «разговор». Произнесите подчеркнуто, преувеличенно «а» или «э», глядя ребенку в глаза. Затем помолчите и жестами пригласите ребенка ответить вам. Если ребенок произнесет свой звук, постарайтесь как можно точнее скопировать его и опять ждите, приглашая ребенка продолжить «беседу».При этом держите свое лицо так, чтобы ребенок хорошо видел движения вашего рта и губ.
2) Разговаривайте с ребенком четко и, как бы протягивая слова. Ни в коем случае не тороторьте, но и не пойте (ма-а-а-ма). Ребенок должен хорошо слышать слово целиком.
3) Плач – это доступный для ребенка способ рассказать вам о своих желаниях. Установив причину плача, похвалите ребенка. (Молодец, что ты говоришь, что описался).
4) Говорите с ребенком с разной интонацией, то тоненьким, то низким голосом – это вызывает у ребенка интерес к речи взрослого.

РАЗВИВАЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

1) Возьмите за колени ножки ребенка и поочередно медленно сгибайте то одну, то другую ногу в бедре и колене.
2) Положите ребенка на животик и потрясите погремушкой перед ним, чтобы заставить его поднять голову. Когда ребенок слегка приподнимет головку, поднимите погремушку чуть повыше. Делайте это медленно. Если ребенку трудно поднимать голову, лежа на животе, сверните полотенце и положите ему под грудь. Так ему будет легче поднять голову.
3) Держите ребенка на руках в вертикальном положении, не поддерживая его головы. Пусть он сам пытается удерживать голову. Если боитесь, держите руку недалеко от головы малыша.
Если ребенок уже прилично справляется с этим сам, подвигайте яркой игрушкой вправо – влево, побуждая поворачивать головку.

Для начала нужно запомнить три золотых правила развития ребенка:

1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях. 2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма. 3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения. Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей.

Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает. Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном. Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени.

Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте.

Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.

Игра на развитие внимания:

плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите. Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок.

Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение. Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому.

Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии. Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами.

Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку. Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик. Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки.

При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук.  Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки и т. д. — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели. Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на его развитии.

Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения! Игры в воде не только полезны, но и интересны!

Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок. Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног. Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением. Фото: Depositphotos Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации.

Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве и т. д. Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома. А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга. Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают.

Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!