Альфред Адлер: практика и теория индивидуальной психологии (комплексы и природа человека)

avstriyskiy-psikholog-alfred-adler2 Один из очень разумных психологов. современник Фрейда, который делал упор на социальное развитие человека. Читайте и смотрите видео про австрийского психолога Альфреда Адлера.

Если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком
Психолог Альфред Адлер

Введение: Считается, что люди приходят в психологию, в первую очередь затем, чтобы решить свои проблемы. Возможно, именно этот принцип и привёл Альфреда Адлера в ряды психоаналитиков, пусть изначально он ставил перед собой несколько иные цели.

Биография: Альфред Адлер — знаменитый австрийский психологв детстве часто и тяжело болел, поэтому, сделав выбор в пользу профессии врача, он считал, что это поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог.

Однако, вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы, область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.

Так в 1902 году Альфред Адлер стал одним из первых четырёх членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления Зигмунда Фрейда. А в 1910 году, по предложению Фрейда, Альфред возглавил Венское психоаналитическое общество. Однако, вскоре он начал развивать свои идеи, противоречившие основным положениям психоанализа Фрейда, зарождалась психология Альфреда Адлера.

А противоречия были достаточно существенными. Адлер отрицал доминирование бессознательных влечений, которые, как настаивал Фрейд, и определяют поведение человека. Наоборот, говорил Альфред Адлер, поведение и жизнь определяется чувством общности с другими людьми, социальные контакты человека формируют стиль жизни.

Психолог Адлер Альфред

И уже в 1911 году, когда эти расхождения обострились до предела, Адлер отказался от поста президента. А спустя некоторое время официально оборвал свои связи с психоанализом, и, выйдя из общества со своими сторонниками, организовал собственную группу, получившую название Ассоциации индивидуальной психологии Альфреда Адлера.

Но, не смотря на все противоречия, Адлер и Фрейд сходились во мнении, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. Адлер при этом не забывал подчеркнуть роль общественных интересов.

Направление, основанное Адлером и продолженное его дочерью Александрой носит название индивидуальной психологии.

Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Его тео­рия, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоана­лизом и составляющее целостную систему развития личности.

Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал поло­жения Фрейда и Юнга одоминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопо­ставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врож­денные архетипы, ночувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентация на других людейвот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

  • Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:
    • целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
    • признание изначально социальной природы человека;
    • стремление человека к совершенству
    • понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг -первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общест­венных интересов.

Австрийский психолог Адлер

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой чело­веческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бес­сознательному.

Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Само­сти личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.

Не менее важна и введенная им идея о творческом «Я». В отли­чие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в за­данном направлении, «Я» Адлера представляет собой субъектив­ную и индивидуализированную систему, которая может менять на­правление развития личности, интерпретируя жизненный опыт че­ловека и придавая ему различный смысл.

Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку создать его собственный, уникальный стильжизни.

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структури­рованную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития лично­сти: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чув­ство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у из­вестного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де­терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого.

Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стиму­лом, определяющим устремления человека. Адлер также подчерки­вал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влия­ния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле.

В то же время для невротиков это невы­полнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер психолог биография

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, avstriyskiy-psikholog-alfred-adlerкоторые формируются на про­тяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение чело­века, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая оп­ределяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно свя­зан с чувством общности, одним из трех врожденных бессозна­тельных чувств, составляющих структуру «Я».

Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, опре­деляет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта нераз­витость чувства общности становится основой асоциального сти­ля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на дру­гих людей, остающихся для ребенка чужими.

Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой систе­мы создает препятствия для личностного роста, провоцирует разви­тие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам явля­ется творцом своей личности, которую он создает из сырого мате­риала наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воз­действует на факты окружающей действительности и трансформи­рует эти факты в личность человека, «личность субъективную, ди­намичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем».

Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникаль­ность, сознательность и возможность управления своей судьбой.

В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства — неполно­ценности и стремления к превосходству — представляют собой ис­точники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования.

Биография психолога Адлера Альфреда

Если чувство неполноценности воз­действует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой не­достаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимули­руют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделан­ным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.

Адлер выделил четыре основных вида компенсации — неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социаль­ный стиль жизни, позволяет ребенку создать достаточно адекват­ную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компен­сироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности.

Это особенно важно при физи­ческих дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совер­шенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосход­ству не превращается в агрессию против людей.

Примером такойсверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие дру­гие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносящие пользу окружающим.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка на­чинают уже в раннем детстве формироваться различные невроти­ческие комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация способствует возникно­вению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напря­женным.

Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенса­ции несовершенен, так как он останавливает личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Австрийский психолог Адлер

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни.

Подобные люди — тира­ны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера приме­рами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких.

При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества.

avstriyskiy-psikholog-alfred-adler3

Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток коопера­ции есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все теоретические положения Адлера, главным образом связанные с типологией личности детей, очередностью их рожде­ния, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуаль­ного стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического раз­вития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в пси­хологию.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении невро­зов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет Детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они ис­пытывают в мире окружающих их взрослых.

При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуются преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры долж­но осуществляться и направляться взрослым.

Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской кон­цепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистиче­скую психологию, психотерапию и психологию личности.

Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.

Основные методы индивидуальной психологии – интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса.
Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности
В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.
Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Чувство общности
Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека
Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Компенсация и сверхкомпенсация
Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
1. неполная компенсация;
2. полная компенсация;
3. сверхкомпенсация;
4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Связь порядка рождения и личности человека
Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.
В чем отличия теории А.Адлера от теории З. Фрейда?
1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

Теория З. Фрейда

2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

5. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

Биография австрийского психолога
Альфред Адлер родился в небогатой еврейской семье. Кроме него, у родителей было ещё пятеро детей. Старшего брата, по иронии судьбы, звали Зигмунд. Старший брат рос физически здоровым и успешным человеком, он стал предпринимателем и постоянно помогал семье. А вот Альфред физическим здоровьем совсем не отличался.
Он перенёс рахит, из-за чего долгое время не мог ходить. Также у него было тяжёлое воспаление лёгких с множеством осложнений. Несколько раз тяжелобольной ребёнок чуть не умер.

Несмотря на свои болезни, Альфред старался не отставать от сверстников и даже выходил к ним на улицу играть. Друзья не считали его каким-то неполноценным, и с ними ему было даже лучше, чем дома с родителями. При этом Альфред изо всех сил старался побороть свои недостатки, что ему удавалось.

К примеру, дорога в школу проходила мимо ограды, за которой, как считали дети, было кладбище. Альфред очень боялся кладбищ, и однажды он решил преодолеть свой страх. Он перелез через ограду и несколько раз прошёлся по территории кладбища, пока не убедился, что страх исчез. Чуть позже он узнал, что там было не кладбище, а просто заброшенный двор.

Вследствие своих болезней, а также мечтательности успеваемость Альфреда в школе была низкой. Причём настолько, что учитель посоветовал ему бросить школу и пойти учиться на сапожника. Это привело мальчика в сильное негодование. Он собрал волю в кулак, принялся за учёбу и вскоре стал лучшим учеником в классе. После школы он даже поступил в Венский университет и стал изучать медицину, после чего первое время работал врачом широкого профиля.

В университете он также заинтересовался социализмом, стал участвовать в студенческих политических собраниях. На одном из них он встретил студентку из России – Раису Эпштейн, которая вскоре стала его женой. Впоследствии Раиса Эпштейн проявила себя как активная деятельница феминизма.

Первоначально Альфред Адлер заинтересовался идеями Зигмунда Фрейда; в прессе он активно защищал книгу Фрейда «Толкование сновидений», что тронуло самого автора книги.

Однако расхождения с тогдашним «гуру психоанализа» у Адлера начались уже в то время. Так, он не признавал главенствующей роли детской сексуальности в развитии человеческой психики.

В дальнейшем расхождений между его взглядами и теорией Фрейда стало ещё больше. Фрейд сильно обижался, если кто-то из психологов, да ещё и называвших себя психоаналитиками, хоть в чём-то был с ним не согласен. Фрейд считал, что психоанализ может существовать только один, и именно тот, который был разработан им самим. Своих противников Фрейд часто называл параноиками и считал их скрытыми гомосексуалами. Поэтому никакой дружбы и сотрудничества между ним и Адлером быть не могло.

В дальнейшем Адлер по специальному приглашению прибыл в США, где в конечном итоге остался навсегда. Он стал профессором Колумбийского университета, читал лекции в других научных организациях. Первое время он приезжал в Вену на лето, однако после прихода к власти в Германии нацистов и оккупации Австрии он больше не мог появляться на родине. Всем его последователям также пришлось срочно эмигрировать.

В 1937 году, приехав в шотландский Абердин для чтения лекций, Адлер внезапно умер от сердечного приступа.

Индивидуальная теория личности Адлера
Психологические взгляды Альфреда Адлера сформировались под влиянием всей его жизни, наполненной яростной борьбой за существование. Он преодолел свои болезни, слабости, страхи и добился огромных успехов в жизни. С детства будучи почти полным овощем, он постепенно превратился прямо-таки в супермена.
Классический фрейдовский психоанализ основывал человеческое поведение на бессознательном. Двигателем развития личности Фрейд считал либидо – сексуальное желание. Альфред Адлер с этим не согласился и выдвинул теорию, по которой главенствующую роль в развитии личности играет именно сознание. Поведением человека, согласно его теории, руководят не биологические, а социальные мотивы. Каждый человек имеет врождённое социальное чувство, которое, однако, нужно воспитывать и развивать, чтобы оно могло реализоваться.

Теория Адлера отводила определённое место и подсознанию. Но движущей силой социального развития она признавала не сексуальное влечение, а жажду власти и комплекс неполноценности. Из этого комплекса, по мнению Адлера, исходят такие человеческие пороки, как тщеславие и честолюбие, но проистекают из него и добродетели – стремление к сотрудничеству и мужество.

Комплекс неполноценности играл существенную роль в становлении личности многих великих деятелей. Так, древнегреческий оратор Демосфен долгое время страдал дефектом речи и всеми силами старался его преодолеть. Многие великие полководцы имели невысокий рост – таковы, к примеру, Суворов и Наполеон (правда, на самом деле свидетельства о малом росте Наполеона являются легендой, в действительности его рост был даже чуть выше среднего). Именно ощущение своей неполноценности толкает многих людей на преодоление того, что они считают недостатками, и в этом они достигают значительных успехов.

С другой стороны, многие великие злодеи и преступники тоже имели комплекс неполноценности. Так, африканские и латиноамериканские диктаторы зачастую происходили из очень бедных семей, принадлежавших к самым низшим социальным категориям. И вся их жизнь представляла собой этакую попытку мести всем, кто был более успешен в социальном и экономическом плане. Приходя к власти, эти диктаторы начинали преследовать богатых, образованных, успешных граждан своих стран, ликвидировали экономику, инфраструктуру и социальную сферу.

По мнению Адлера, с самого начала большинство детей имеют комплекс неполноценности по сравнению с «всемогущими взрослыми». И в течение своего развития дети пытаются этот комплекс преодолеть.

Только одни из них развиваются в положительном направлении – усиленно учатся, приобщаются к труду, помогают дома по хозяйству и т. д. А другие избирают отрицательное направление: рано начинают употреблять спиртное, курить, грубо и цинично себя ведут и т. д. Патологическим проявлением стремления «стать взрослым» может быть и жажда власти над другими.

Иногда комплекс неполноценности выражается и через некую маскировку. Например, бедняки пытаются выглядеть богатыми, для чего совершают импульсивные покупки, приобретают дорогие, но абсолютно бесполезные вещи, играют в казино. Маскировкой комплекса неполноценности могут быть развязное поведение, употребление большого количества алкоголя, повышенная агрессивность.

Альфред Адлер был первым, кто ввёл понятие комплекса неполноценности. И первым человеком, у которого он наблюдал и этот комплекс, и его преодоление, был он сам.

Индивидуальная психология, созданная Адлером, приобрела огромную популярность в европейских странах и в США в двадцатых – сороковых годах ХХ века – наверное, более высокую, чем классический фрейдизм. Учение самого Фрейда многими расценивалось как слишком примитивное и вульгарное, к тому же его методы психоанализа работали далеко не всегда. А вот теория Адлера в большей степени отвечала действительности и гораздо больше внимания уделяла социальному аспекту человеческой жизни.

Свои идеи Адлер начал применять на практике, занявшись педагогикой. Он основал воспитательную клинику для детей, а затем и экспериментальную школу. Вскоре таких учреждений становилось всё больше, они стали появляться не только в Австрии, но и в других странах.

Теория Адлера стала одним из основных элементов зародившейся в 1950-е годы гуманистической психологии, которая ставила своей задачей всестороннее развитие человеческой личности. Гуманистическая психология развивалась главным образом в США, где она стала альтернативой господствовавшим в то время бихевиоризму и классическому психоанализу Фрейда. Гуманистическая психология признавала человека особой, высшей сущностью и выступала против приравнивания его к животным, в психике которых преобладают лишь рефлексы и инстинкты.

Австрийский психиатр и мыслитель Альфред Адлер (1870-1937гг.) считал, что источником энергии человеческой психики является преодоление («компенсация») конкретного и общего для всех людей страдания, которое А. Адлер назвал «комплексом неполноценности». Это словосочетание сейчас известно и используется в повседневной речи чаще, чем любые другие понятия психологии.

Однако, этот перевод не совсем корректен. Точнее передают смысл понятия А. Адлера (inferioritycomplex) слова «комплекс неполноты». Сравнивая себя со взрослыми, ребенок испытывает чувство своей неполноты. Жизненный опыт ребенка полон ощущениями своей слабости и несостоятельности. Дети беспомощны во взрослом мире. Главное желание ребенка выражается в стремлении самому контролировать свои поступки и вырваться из-под власти взрослых. Борьба за достижение силы и власти над собой и окружающими — это детская форма компенсации чувства неполноценности.

Биография самого А. Адлера, несомненно, способствовала формированию его психологической концепции. Он родился третьим ребенком из шести в бедной еврейской семье. В детстве часто и много болел, а в пять лет во время тяжелой пневмонии, едва не умер. Кроме того, маленький Альфред дважды едва ли не был убит в уличных драках. Правда, мальчишке повезло: его любили и уважали в компании сверстников. Дружба давала Альфреду признание и уважение, которого так не хватало ребенку в семье. Он понял: человек может бороться со слабостью своего тела, физическая сила – не самое главное в жизни. Главное в процессе развития индивидуальности: достижения уважения окружающих людей, учитывая их интересы.
«Чувство неполноты само по себе не является ненормальным, — писал А. Адлер, — Оно – причина всех улучшений в положении человечества… Главный вопрос в том, сможет ли человек перейти от детской компенсации неполноты к конструктивным достижениям».
Однако, юный Адлер учился преодолевать свою физическую слабость. Возможно поэтому, став врачом он описал телесную неполноценность, как один из важнейших факторов формирования «комплекса неполноты», сила выраженности которого, обратно пропорциональна энергии, затраченной личностью на его компенсацию. Свою теорию Адлер изложил в опубликованной в 1907 году книге «Исследование неполноценности органов». В ней он утверждал, что компенсация недостатков строения тела выражается в самоутверждении личности через достижение превосходства над окружающими. В этой же книге он привел примеры, ставшие хрестоматийными: многие знаменитые тираны и полководцы – люди маленького роста, страдающие теми или иными врожденными телесными дефектами: Наполеон, Суворов, Гитлер, Сталин. Великий оратор античности – Демосфен с детства страдал врожденным дефектом речи и т.д.

Не сами телесные дефекты формируют знаменитый комплекс, но они создают в душе чувство неполноты, заставляющее человека восполнять мнимый недостаток внимания и значимости через достижение превосходства над окружающими людьми.
Для современного человека слова «чувство превосходства» звучат, как синонимы высокомерия, стремления к власти и агрессии. Все эти понятия были важны для Адлера. Более того, он подчеркивал важность агрессии и ницшеанской «воли к власти» в формировании личности.

Однако, для него эти понятия имели две стороны: «невротическую» и «социальную». Склонность к насилию, как и стремление к непосредственной власти над людьми, он называл «стремлением к личному превосходству» и описывал, как «невротические» или деструктивные формы компенсации комплекса неполноты.
«Стремление к личному превосходству» – и есть главный «симптом» болезни современного нам общества.

Согласно Адлеру, человеку нужна «нормальная» агрессия. Такой «агрессией» он называл все то, что мы сегодня считаем «инициативностью», «социальной активностью» или, например … «агрессивной тактикой продаж». Соответственно, «нормальная воля к власти» — это способность учитывать интересы общества, добиваясь «подлинного» или «мирного» превосходства, — обычно мы называем подобное чувство «уважением к себе».
«Подлинного превосходства человек может достичь, только стремясь к совершенствованию, — писал Адлер, — Именно оно является врожденным в том смысле, что оно – часть жизни, побуждающая сила, нечто, без чего жизнь была бы немыслима».
Смысл биологической эволюции (Адлер разделял взгляды Дарвина), заключается в процессе постоянной адаптации видов окружающей среде. Все виды либо развиваются в направлении наиболее эффективной адаптации, либо исчезают. Личность, стремясь к достижению превосходства, точно так же вынуждена искать гармоничных отношений с окружающим ее миром человеческих отношений… или исчезнуть. Вне общества просто некого превосходить.
Адлер утверждал, что психическое здоровье должно основываться на здоровых социальных отношениях. Стремление к совершенствованию можно реализовать только через «социальные интересы» личности: чувство общности, умение сотрудничать и заботу об окружающих. Согласно «Индивидуальной психологии», психическая жизнь есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству, искреннему общению и альтруизму.

«Высший закон жизни, — писал Адлер, — …в том, что чувство ценности человеческой личности не должно уменьшаться… Личность не может существовать без признания ее значимости окружающими».
Взгляды Адлера положили начало современной социальной психологии. В строгом смысле этого слова его «Индивидуальная психология» не имеет отношения к психоанализу, хотя Адлер примкнул к кружку Фрейда в 1902 году и стал президентом «Венского психоаналитического общества» в 1910. Его взгляды, развивались скорее в открытой борьбе С Фрейдом и Юнгом. Адлер почти не использовал термин «бессознательное» и считал, что психология должна заниматься конкретным, доступным для наблюдения поведением и его последствиями. Его взгляды близки бихевиоризму (разговор о котором у нас впереди), где поведение человека объясняется в терминах физической и социальной среды.

Правда, Адлер, благодаря Фрейду, понимал, что большая часть мотивов поведения, самой личностью не осознается, но может и должна быть осознанна. Именно осознание клиентом мотивов или целей поведения можно считать главной задачей терапии по Адлеру.
Взгляды Адлера лежат в основе многих, привычных сегодня ,форм психотерапии. Он первым, в 1920 году начал практику «семейной терапии». Прямые последователи Адлера разработали основные подходы «групповой терапии» и «краткосрочной терапии», начали разработку основных принципов применения психологии в образовании. Адлер разработал принципы и по сей день использующиеся в реабилитации детей с отклонениями в развитии…
Принципы реабилитации детей по Адлеру позволяют нам ответить на вопрос: Если стремление к самосовершенствованию через адаптацию – и есть нормальное стремление человека, то как же возникает в душе человека стремление к личному превосходству?

Оно возникает из-за препятствий для роста и развития человека, сформированных в детстве. Адлер выделял три негативных обстоятельства, препятствующих нормальному развитию взрослой личности: «органическую неполноценность», «избалованность и заброшенность».
Дети, болевшие в детстве серьезными заболеваниями, часто таят в себе обиду на несправедливость жизни и замыкаются в себе. Из-за неспособности успешно конкурировать с другими детьми, они избегают общения. Однако, если родители не потакают таким детям, а заставляют их преодолевать страдания и добиваться успеха, то такие дети могут развить свои способности куда выше среднего уровня.
«Избалованные» дети теряют уверенность в своих способностях, потому что родители постоянно делали за них то, что они прекрасно могли сделать сами. Вырастая, такие дети требуют от окружающих, что они, в свою очередь, делал все за них.

«Заброшенные» или нежеланные дети не ведают, что такое любовь. У них в душе нет образца сотрудничества и адаптации друг к другу. Они не видели ничего похожего в своем доме. Поэтому им очень трудно развить в себе эти качества. Они не понимают, что значит приносить пользу другим людям. Поэтому они часто вырастают холодными и жестокими людьми.
Однако, в отличие от З. Фрейда, А. Адлер не считал, модель детского воспитания, как и вообще прошлое человеческой личности «роковыми обстоятельствами». Для индивидуальной психологии гораздо важнее будущее – цель, которую человек выбирает. Важнее то, к чему мы хотим прийти, а не то, какими мы были раньше.

На «Индивидуальную психологию» оказали сильное влияние труды Ханса Вайхингера — философа, предложившего понятие «фикций» (fictions), — социальных вымыслов, не имеющих основания в реальности. Стремление покупать «престижные» товары – один из вариантов «фикций», способных превращаться в цель человеческой деятельности. Вайхингер полагал, что люди, оказываясь лицом к лицу с неразберихой столкновения потока информации и собственных эмоций, создают вымышленные системы ценностей для систематизации своего опыта. Чем такая воображаемая система проще, тем с большей легкостью человек принимает ее за истину. Идеал общественного «престижа» советских времен: наличие квартиры, дачи и автомобиля, — может послужить примером простейшей системы ценностей… Принятие подобного идеала, как смысла жизни… радикально изменило систему социальных отношений. Подобные воображаемые «истины» — один из самых важных факторов, влияющих на поведение личности. Вайхингер считал, что на людей больше воздействуют их ожидания, чем реальный опыт. Он называл этот подход «фикционализмом», или философией «если бы»: «если бы у меня была квартира, дача и машина, то я мог бы считать себя счастливым человеком».
В книге «Невротическая конституция» (1912) Адлер предположил, что все человеческое поведение, мышление и чувства следуют стереотипам «как если бы». В детстве мы пытаемся приспособиться к окружающему миру и преодолеть чувство собственной слабости, пытаясь вести себя «как взрослые». Вопрос, «Каким бы я был, если бы я был взрослым?», — создает образ «идеальной адаптации» или «идеального превосходства». Сначала мы создаем для себя «идеализированный вымысел» собственного будущего, а затем боремся за его воплощения в реальность, «как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности», — утверждал Адлер.
Разумеется, мы забываем образ детского идеала – «вытесняем» его в бессознательное. Именно поэтому большая часть мотивов нашего поведения остается не осознанной – «иррациональной». Мы не можем объяснить, почему выбрали то или иное образование, того или иного партнера, какую цель преследует выбор нами сферы деятельности или хобби.

Для того, чтобы достичь «подлинного превосходства» или «совершенства» мы должны осознать свои фикции («как если бы») и научиться ставить перед собой рациональные цели.
Чтобы ответить на возможный вопрос читателя: «как же это сделать?» мне, в заключении, хочется вспомнить и о том, что Адлер первым в практической психологии предложил использовать анкеты, как метод терапии. Вот один из вариантов его упражнений:
Сядьте, возьмите 4 листа бумаги и карандаш. Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?» Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит в голову, каким бы общим или тривиальным это ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.

Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?» Так же потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.
Напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев, начиная с сегодняшнего дня, то чем бы я занимался?» Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.
На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка. Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний? Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной? Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках? Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?

Конечно, это упражнение не раскроет полностью неосознаваемые вами жизненные цели, о которых говорил Адлер, но может помочь вам понять взаимоотношения между вашими целями и повседневной деятельностью. Стоит повторять это упражнение один раз в полгода, чтобы заметить, как меняются ваши цели по мере их осознания. (Адаптировано по Lakein, 1974).

Надеемся, что вам понравилась статья и видео про австрийского психолога Альфреда Адлера. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!