Жизнь и чудеса святого Николая Чудотворца история почитания деяний икон и мощей

Святой НиколайСвятой Николай Угодник — наверное самый популярный святой православной церкви. Многие даже думают, что он главный объект поклонения в храмах православия. Борис Гребенщиков в одном из интервью, говорил про бытовое христианство и о том что люди ходят в храм для того чтоб попросить святого Николу. Но во всяком случае, это намного лучше, чем надеяться на себя.

Святой угодник Николай издавна имел большой почет среди христиан как Востока, так и Запада. С принятием христианства на Руси он стал одним из любимых святых. Большого почитания заслужил не только в Украине.

В его честь возводили многочисленные храмы, почти в каждом доме была его икона. Он второй после Богородицы заместитель и посредник перед Богом.

Особенно любят его дети, потому что в вечер своего праздника святой Николай приносит им подарки.

Родился святитель Николай (имя с греческого означает «победитель народа») в г. Патрах (область Ликия в Малой Азии) около 280 года в семье Феофана и Нонны. Еще юношей был рукоположен в пресвитеры. В начале правления императора Диоклетиана (около 284 года) стал архиепископом города Миры. Святитель Николай — один из участников первого Вселенского собора в Никее в 325 г. По преданию, он очень остро отреагировал на высказывания Ария, ересь которого в то время распространялась по миру, дал ему пощечину.

За это святителя лишили епископского сана. Той же ночью некоторым участникам собора было видение — Господь Иисус Христос вручил Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица покрыла его своим омофором. Эта легенда объясняет сюжет популярной иконы, где по бокам от святого — Богородица и Иисус Христос.

Молитва святому Николаю о помощи

Отцы собора вернули Николаю сан епископа. Еще при жизни прославился Николай своими поступками — сеял слово Божьей истины, обличал еретиков, наставлял на правильный путь потерянные души, был заместителем несправедливо обиженных. Молитвами святителя жители города Миры были спасены от голода, а мореплаватели — от неминуемой смерти на море.

Скончался святитель в 342 г. (по другим данным 345 — 351 г.). В 1087 г. Чтобы уберечь его мощи от нашествия мусульман, итальянские купцы из Мир Ликийских перевезли их в итальянский город Бари, где они покоятся и поныне в драгоценном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII в.

Первые записи «Деяний святителя Николая» есть еще с VI в. Нач. VIII в. Андрей Критский написал похвальное слово в честь святителя Николая, в котором поощрял всех верных чествовать память святого. В IX в. похвальное слово к святителю Николаю оставили патриарх Константинопольский Мефодий, Иоанн, диакон Неаполитанского Церкви, папа Лев Мудрый.

Нач. X в. церковный историк Симеон Метафраст по заказу императора Константина Порфирородного заключил первое полное житие св. Николая. Именно этот труд лег в основу других последующих жизнеописаний святого. Примерно тогда же был заключен акафист и канон в честь святого Николая.

С принятием христианства св. Николай Чудотворец стал одним из самых почитаемых святых на украинских землях. По преданию крестное имя князя Аскольда было Николай. В честь святого был построен один из первых храмов Киевской Руси еще в середине IX в. Старейшей постройкой, посвященной св. Николаю на наших землях считается ротонда в Перемышле, датируемая 10-м веком.

Святой Николай православный праздник видео

Во второй пол. 11-го века в Киеве на Аскольдовой могиле боярином Ольмо была построена церковь св. Николая. Древнейшая церковь Львова — также в честь Чудотворца.

Первый рассказ о киевских чуда святителя относится к XI в. — История об иконе «Николы Мокрого» в Софии Киевской и спасение ребенка, утонувшего в Днепре.

XII в. датируют рассказы о том, как св. Николай был поручителем половчанина и об исцелении Мстислава, князя Новгородского.

Для всех христиан святой Николай, прежде всего, — помощник обездоленных, немощных, покровитель семьи, семейного очага.

Святой Николай считался покровителем и незамужних девушек. Рожавшие женщины обращались к святому с молитвой. Молодых в свадебном обряде освящали иконой Иисуса Христа или св. Николая. На гуцульской свадьбе молодой перед отцом становился как перед святым Николаем, а невеста перед матерью, как перед Богородицей. Существует украинская народная легенда о том, как святой Николай людей венчает — сидит и связывает лыко. Так должны связать свои судьбы молодые люди.

У восточных и западных славян святой Николай (как и по некоторым верованиям святой Михаил и святой Юрий) также считался «божьим ключником», который перевозит души на «тот свет».

Об особом статусе святого Николая свидетельствуют украинского заговоры. За помощью в борьбе с нечистой силой, болезнями и стихиями обращаются к Господу Богу, Богородице, святому Николаю: «Иду я из дома, за мной Иисус Христос и Богородица; Николай на пороге — помогать мне в дороге».

Жизнь святого Николая угодника и чудотворца

В Болгарии было принято освящать новый дом в день зимнего Николая, а в болгарских народных песнях святой Николай успешно побеждает морские чудовища. В белорусском фольклоре святой Юрий и святой Николай — хорошие хозяева, на которых держится порядок мира. В России св. Николай вместе со святым Юрием считается покровителем военных.

Болгары верят, что именно святому Николаю в начале творения мира Господь подарил лед и снег. С того времени святой Николай является обладателем всех стихий — руководит холодом, бурями, ветрами, водными стихиями.

Святой Николай — покровитель земледелия (бережет посевы от стихийного бедствия, града, хищников), всех животных (даже за дикими зверями ухаживает, дает им пищу, помогает выжить), пчеловодства.

В день зимнего Николая начинается настоящая зима с морозом. А это предвещает хорошие хлеба и овощи в году. Большой иней на деревьях в день святого Николая — еще один признак хорошего урожая. Поэтому и говорят: «Хвали зиму после Николая!».

После Николая идет Рождество. Если вы не знаете, как поздравить своих друзей, родственников и знакомых, для вас подготовили поздравления с Рождеством. Не забывайте, что теплые слова из ваших уст могут согреть ваших близких, подарить ощущение светлого праздника.

Лишь раз в год такое бывает:

Господь небо открывает,

И на землю спешит Николай.

В каждую избушку, в каждый дом,

Послушным детям под головку Божью милость кладет Николай.

О святом Николае чудотворце мирликийском детям

Взрослые и дети любят и почитают Святого Николая. Ежегодно приходит он в каждую усадьбу с миром и подарками. Для маленьких становится волшебной сказкой, когда невидимо появляется ночью с 18 на 19 декабря, и кладет под подушку такие желанные подарки. Вырастают дети — и добрая сказка исчезает, аНиколай остается.

Семнадцать веков назад в византийском городе Патар Миры области, на южном побережье Малоазиатского полуострова (ныне Турция) проживали благочестивые христианские супруги Феофана и Нонна.

Долгие годы у них не было детей. И слезными молитвами, милостыней и обетом посвятить дитя Богу удостоились они великой милости — наследника, который прославил родителей в веках. Примерно 280 года (точная дата неизвестна) у них родился сын, которого назвали Николаем, что в переводе с древнегреческого означает «победитель народа».

С раннего возраста Священное Писание было у него любимой книгой, целые дни проводил парнишка в церкви, а по ночам молился и читал. Духовное горение и большой талант Николая заметил его родной дядя — епископ Патарский. Собственно, он помог племяннику стать чтецом в церкви, позднее диаконом, а затем и священником.

Горячей верой, мудрыми проповедями, юноша вызвал удивление и глубокое уважение паствы. После смерти архиепископа Иоанна он был выбран епископом города Миры. Но даже в архиерейском чине Святой оставался примером смирения, доброты, милосердия, продолжал носить простую одежду.

Все это особенно ценилось христианами во время гонений на Церковь императором Диоклетианом (284 — 305). За верность Христовой церкви епископа Николаябросили в тюрьму. Но он мужественно переносит заключения и помогает другим христианам выдержать в кандалах, пытках, холоде и голоде. Только после коронования императора Константина Великого, который даровал Церкви свободу, Николай вернулся из тюрьмы к своим верным.

Биография и изображение святого Николая чудотворца

Став епископом Мирликийским, Николай посвятил свою жизнь делу милосердия. Все родительское имение раздал нищим. Как щедрый Бог с небес, он часто посещал квартиру многодетных семей, больных людей и одаривал их чем мог. Еще при жизни его назвали «отцом сирот, вдов и бедных».

Вот так он спасает семью бедняка, что в прошлом был богачом («Сказание об отце и его трех дочерях»). Потерявший приобретенное благосостояние, он задумал торговать моралью и красотой собственных дочерей (их было у него три) — отдать их на съедение злым страстям. Но еще не успел человек выполнить грешного намерения своего, как был спасен своевременной помощьюСвятого Николая.

Чудотворец невидимо явился ночью и бросил в окно большой узелок золота. Проснувшись утром, несчастный отец не мог поверить неожиданному богатству. Дела его пошли на лад, и вскоре он выдал замуж старшую свою дочь. Божий угодник решил помочь устроить судьбу и других дочерей и через некоторое время опять бросил, как и раньше, узелок золота.

Устроена была и вторая дочь, и радостный отец молился Господу, благодарил его и просил: «Милосердный Бог, покажи нам того земного ангела, спасает нас от греха и грешников помыслов». Это желание исполнилось. Однажды ночью он услышал, как открылось окно и кто-то бросил такой, как и раньше, узелок.

Хозяин быстренько вскочил с кровати, побежал за своим благодетелем и узналНиколая. Он упал к его ногам и проливая слезы благодарности, сказал: «Если бы не послал тебя Господь для спасения моего, я не устоял бы от искушения и довел до греха и бесчестия невинных дочерей моих». Нежный Николай поднял мужчину из земли, взяв из него слово, что он никому не рассказывать об этом случае. А дочери радовались, и всегда они о Боге помнили и святого Николаявосхваляли.

Скончался Николай 19 декабря (по старому стилю) около 345р. После смерти Господь Бог наделил его даром творения чудес, и за это его назвали великимсвятым и чудотворцем.

Поставить свечу в храме святому Николаю чудотворцу

Когда Малую Азию захватили мусульмане, итальянские мореплаватели, подкупившие турецкую стражу, вывезли его мощи 1087 из г. Мир в Италию. Во время путешествия по морю в Италию мощи святого Николая вызвали много чудес. Сейчас они находятся в итальянском городе Бари. В честь перенесения мощей св. Николая в Италию папа Римский УранII в 1089 году установил 22 мая днем святого перенесения мощей св. Николая.

На наши украинские земли культ святого Николая пришел вместе с христианской верой. Во II половине XI в. в Киеве на могиле князя Аскольда была возведена первая церковь святого Николая, а сейчас их тысячи. За князя Изяслава Святославовича построен в Киеве монастырь под сенью святого Николая.

По поверью нашего народа, св. Николай является защитником от стихийного бедствия, опекуном мореплавателей. Наш народ чтит иконы этого святого, несколько из них считаются чудотворными. В соборе св. Софии в Киеве есть икона св. Николая, так называемого Мокрого.

Легенда рассказывает, что семья лодкой возвращалась из Вышгорода в Киев, и во время бури, которая внезапно сорвалась, мальчик выпал из лодки и утонул в Днепре. Через несколько дней мокрого мальчика у иконы св. Николая в Софийском храме нашли живим и здоровым. Отсюда и название иконы.

Дети для святого Николая — радостные и святые существа, которые всегда нуждаются в защите, внимании, и требуют ласкового отношения. Для них он и опекун, и заместитель в скорби и приветливый дедушка, гладит по головке, радует подарками. Вместе с тем, святой Николай требует от детей послушания, трудолюбия, вежливости.

За все эти добродетели Святой может воздать большую награду в день своего Успения, которое почитается церковью 19 декабря. Этот день является всегда чудодейственным праздником для детей. Известно, чтосвятой Николай появляется лишь тогда, когда все крепко засыпают. Следовательно, его никто и никогда не видел. Святой придерживается принципа: делать добро тайно, не надеясь на человеческую благодарность!

Многие благие дела были сделаны этим человеком Божиим. БлаготворительностьЧудотворца происходила всегда тайно, учитывая один из принципов Христовой науки: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми, чтобы они видели вас …». Он не ждет благодарности за свои добрые дела. Самая большая награда для него — видеть умиротворенисть и довольство человека, спокойствие, гармонию, достаток ц ее жизни.

Святителю Николаю, помогай в потребности! И придет преподобный Николайсвоей духовной сущностью в каждый дом. А люди попросят святого Чудотворцазаступничества в милосердие перед Богом.

По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Дни памяти святителя Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря в 2020 году
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

6 (19) декабря — день праведной кончины;
9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари;
29 июля (11 августа) — рождество святого Николая;
каждый будничный четверг.

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города — Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) — в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование «Николы Мокрого». Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского — в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского — тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой — в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV — VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Образ святителя Николая (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие.

Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.

Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной, так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Николай Чудотворец. Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-ая половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва
Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-я половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский».

Святость скрыться не может. Она – свеча, поставленная на подсвечник, и город, стоящий на верху горы. В первом случае она освещает пространство вокруг себя. Во втором – видна издалека, с какой бы стороны к ней ни приближаться.
Святость преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Разная языковая среда, разный культурный фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать святость и поклониться ей.

Таков Николай Чудотворец.

Если бы между святыми было место зависти или соревнованию в людском почитании, многие бы смотрели на Николая исподлобья. Еще бы! Таким массовым почитанием на всех континентах не каждый похвалится. Но зависти между святыми, конечно, нет. Среди них царствует молитва и искренняя любовь. А вот у нас, странников и пришельцев, совершающих свой земной путь, есть серьезная тема для размышлений.

Причина массового и многовекового почитания Николая Чудотворца – в его внутреннем богатстве. Причем он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.

Мы почитаем святого Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам совершаем службы и обращаем к нему свои молитвы. В предновогоднее время к этому почитанию подмешивается изрядная доля клоунады, раздражающая тех, кто действительно любит святого. Стоит поднять вопрос о таких формах и способах почитания Николая, которые бы действительно прославили угодника Божия и принесли нам реальную пользу.

«Подражайте мне, как я – Христу», – сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно этому закону, человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой. Важно отметить и то, что Павел не говорит «подражайте Христу», но – «подражайте мне, как я – Христу».

Это значит, что высота подражания Господу не осиливается всеми сразу, но вначале необходимо учиться у тех, кто близок к Богу.

Теперь опять переведем мысленный взгляд на Николая Чудотворца. В чем мы можем ему подражать и через подражание максимально почтить этого святого? Например, тайным творением добрых дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного тайными недугами человека, желающего похвалы и жаждущего славы. Но это именно то, чем прославился Николай, анонимно помогавший людям, попавшим в беду.

Не секрет, что святые оживляют для нас Евангелие Господа Иисуса Христа, воплощая его в своем поведении. Так, слово Божие говорит нам об «Отце, Который в тайне», «Который видит тайное и воздает явно», и призывает молитву, милостыню и пост совершать не напоказ, но для Господа. Однако привычно частое прочтение этих слов далеко не всегда приводит к их исполнению на деле, и мы продолжаем творить добро, втайне желая признания и похвалы. Нам нужны примеры. Нужны живые люди, которые слово и мысль превратили в дело и которые руководствовались заповедями не от случая к случаю, а постоянно.

Таков Николай. Он хорошо знал сердцем то, что сказал один из отцов Египта, а именно: самое твердое и правильное добро то, которое творят втайне. Николай и из мира хотел уйти, чтобы в монашеском одиночестве, ни на что не отвлекаясь, служить Богу постом и молитвой. Но Бог, знающий человека лучше, чем сам человек знает себя, указал Николаю на иной путь. Этот путь заключался в попечении о пастве и жизни среди волнуемого страстями многолюдства. Так подвижник лишился внешнего уединения и был вынужден искать уединения внутреннего. В этом тоже можно ему подражать.

Мы уже сказали кратко о том, что человек редко понимает красоту и ценность тайного доброделания. Свое и без того мелкое добро он склонен до конца губить и лишать себя будущей награды из-за саморекламы и того «трубления перед собою», которое Христос осуждал в лицемерах. Образ Николая в этом смысле не только льет на нас свой теплый свет, но и учит менять свою жизнь в соответствии с евангельской новизной.

Второй же его урок нам заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир.

Источник силы для человека – это его один на один предстояние перед Господом. И тот, кто совершил много евангельски великого и полезного, должен лишь одной стороной быть обращенным к миру и людям. Вторая половина его жизни по необходимости должна быть сокрыта в Боге, в общении с Ним.

Открытки, подарки, красные бутафорские носы, мешки за плечами, детский смех, ватные бороды… Праздник Николая – это, конечно, еще и детский праздник. Но и в эту веселую возню с ожиданием сюрпризов было бы хорошо внести евангельскую закваску. Дело в том, что дети в этот (да и не только в этот) праздник ориентированы на получение различных благ: внимания, ласки, подарков. А ведь они сами с некоторого возраста могут быть не только потребителями благ, но и творцами всякого добра.

«Ты любишь Николая Чудотворца? А ты знаешь, где секрет его известности и любви к нему? Секрет в том, что он помнил и исполнял слова Писания: “Блаженнее более давать, нежели принимать”. Ты почтишь Николая Чудотворца, если будешь ему в этом подражать. Помоги родителям по дому. Помоги отстающему товарищу усвоить предмет, который ты знаешь и понимаешь лучше, чем он. Сегодня и всегда поделись на перемене бутербродом с соседом по парте. Думай о других, а не только о себе. Отдавать ведь не значит только передавать из рук в руки деньги или вещи. Отдавать можно время, силы, знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься все, в том числе и дети».

Подобное почитание святого очень востребовано, и оно, к сожалению, пока не является главным и общепринятым способом выразить Николаю свою любовь.

И еще очень важный момент. Николай ныне – житель Небесного Царствия. Разговор о нем – прекрасный способ повести речь о бессмертии души, о духовном мире, о неистребимости добра, сделанного во имя Божие. Если с детьми часто трудно или невозможно говорить о мучениках по причине страшных издевательств, которые они вынесли, то о таком святом, как Николай, можно говорить всегда. Только бы не «зацелофанить» и не «законфетить» образ святого. Только бы не свести все к дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о подарках, в которых видно, что аппетит подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не до шоколадок. Детки все чаще просят игровые приставки и новые модели мобильных телефонов. А родители, эти «датели» и «винители», эти частые эгоисты и тайные атеисты, умильно хохочут над письмами и просьбами своих деток.

Хорошо, если святой многого мелкого и ничтожного в наших праздниках, посвященных ему, не заметит. А если заметит и прогневается? Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую от руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к бесконечному разносу подарков или попечению о плавающих по водам. Он ревнует о Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь на своей щеке не почувствовать.

Стоит вообще подумать о почитании святых. Чтобы чтить не только службой и застольем. Ведь можно найти и другие законные и благочестивые способы выразить святым свою любовь. В день памяти любого из евангелистов можно организовать в храме чтение соответствующего Евангелия. Да и любого из святых, чьи книги вошли в Библию, можно чтить таким образом. В день памяти Иоанна Милостивого или Филарета Милостивого сам Бог велел подражать святым делами любви. В день памяти Симеона Столпника, конечно, на столп не залезешь, но выключить мобильник, телевизор и компьютер и посидеть часа три в тишине можно попробовать.

Творчество нужно и свежий взгляд. Поскольку и сами святые – это не законники и формалисты, а в высшей степени интересные и глубокие люди.
Житие Николая Чудотворца

Многие жители России считают Николая Чудотворца истинно русским святым. Однако он ни разу не бывал в нашей стране.

Родился он в 270 году в Римской империи, в древнем ликийском городе Патары. Это в те времена была греческая колония. Его родители были людьми состоятельными и глубоко верующими христианами. Свое первое чудо и принадлежность жизни Богу Николай показал во время Таинства Крещения, когда младенец, не умеющий говорить и ходить, простоял в купели целых три часа, славословя Творца.

Дальше он все больше показывал пример веры своим родителям: в постные дни ребенок отказывался брать грудь, как будто время постов было начертано в его сердце с рождения! Когда Николай подрос, он стал все больше молиться, особенно по ночам. Детские игры его не интересовали, большую часть времени он проводил в храме. Его дядя был епископом Патарским, он возвел Николая в сан чтеца, а затем диакона в довольно юном возрасте, зная о его благочестии.

Помощь соседу

Вскоре Николай стал священником. Когда его родители преставились, он все имение раздал нищим. Известен его подвиг, когда он в шестнадцатилетнем возрасте узнал о своем обнищавшем соседе, который решил отдать своих дочерей в древнейшую профессию. Николай с детства знал этих девочек, и ему было их очень жалко. Тогда он решил ночью подбросить им в окно мешочек с золотыми монетами, которые остались от наследства. Николай наблюдал затем, как потратит деньги хозяин. Обрадованный отец на эти средства устроил свадьбу для старшей дочери.

Тогда Николай в следующую ночь снова бросил им в окно мешочек с золотом. Отец выдал вторую дочь замуж, но недоумевал, кто им помогает. Он очень хотел увидеть своего благодетеля, поэтому спрятался и ждал, когда неизвестный придет бросить им в окно третий мешочек. Так Николай был рассекречен. Отец со слезами благодарил доброго юношу.

На иконах обычно изображается епископ, который подбрасывает в окно мешочек с золотом. Но на самом деле Николай не был тогда в сане. С тех пор святой стал прообразом Санта Клауса (или Деда Мороза), который кладет ночью подарки под елку.

Когда в городе Миры скончался епископ, жители в один голос пожелали иметь на этом посту Николая, зная о его добродетельном житии. Став епископом, Николай сразу же издал указ о прекращении гонения на христиан. Также он боролся с язычеством, защищал веру от ересей. Известен случай, как святитель на Вселенском соборе дал пощечину еретику Арию.

Кончина и мощи Николая Чудотворца

Преставился святитель в 345 году в Мирах Ликийских. Тело святого после кончины стало источать миро – масло с благоуханием. Над его могилой выстроили сначала базилику, а потом храм. В 1087 году мощи св. Николая Чудотворца были похищены итальянцами и перенесены в итальянский город Бари, где находятся и по сей день. К мироточивым мощам святого каждый день стекаются толпы паломников, где многие получают исцеления.

День памяти Николая Чудотворца:

День смерти – 19 декабря.
День перенесения мощей – 22 мая.
День рождения святого – 11 августа.
Чудеса святителя Николая

Очень много чудес связано с именем этого святого. Чаще всего он помогает морякам во время шторма или кораблекрушения, так же как и спас корабль, на котором плыл, во время своей земной жизни. Известен случай о том, как неправедно осужденные воеводы молились святому, и он избавил их от заточения.

Житие Николая Чудотворца, чудеса, житие кратко читать
Однажды семейная пара плыла на лодке к празднику святого Николая с грудным ребенком. Мать задремала и выронила дитя в воду. Очнувшись, родители тщетно пытались найти младенца. В отчаянии они помолились святому Николаю. Придя затем в храм, родители были удивлены рассказу сторожа. Он услышал в запертом храме крик ребенка, нашел его мокрым, лежащим на клиросе. Радостные родители узнали в нем свое дитя и возблагодарили святителя, который спас ребенка и положил его в храме. С тех пор эта церковь стала называться «Никола мокрый».

Один китаец был неверующий, но на вокзале он увидел икону, которой все кланялись. Он не знал, что на ней изображен святой Николай, но взгляд святого запал ему в душу. Однажды он плыл по реке в лодке, как вдруг перевернулся и начал тонуть. Перед тем, как захлебнуться и потерять сознание, он инстинктивно вспомнил икону и закричал: «Старик с вокзала, помоги мне!», потому что не знал его имени. Последнее, что он помнит, это – чья-то протянутая ему рука. Очнулся мужчина на берегу и был цел и невредим. Поняв, что с ним произошло чудо, он поспешил в православную церковь, где узнал святого на иконе и рассказал все священнику. Тут же китаец принял крещение.

Во время войны трое детей остались без матери, она умерла с голоду и лежала рядом. Они стали читать акафист святому Николаю и на словах: «радуйся, мертвых воскрешающий», мать вдруг ожила и открыла глаза.

Чудеса святого иногда носят необычный характер, в них проглядывает чувство юмора святого. Однажды военный летчик потерял управление из-за нарушения видимости. Тут же он стал молиться святому Николаю и увидел, как святитель летит к нему на метле, разгоняя туман. Летчик после этого смог сориентироваться благодаря дорожке, проделанной святым в небе.

Также святой помогает больным, которые просят его об исцелении.

Надеемся, что вам понравилась статья про житие, чудеса, исцеления и молитвы святому Николаю Чудотворцу Мирликийскому. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!