Поминки усопших в православии

pominki-usopshikh-v-pravoslaviiПОМИНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПРАВОСЛАВИИ

Поминки усопших в православии. Поминовение умерших – традиция православной культуры, восходящая к древнейшим дохристианским «ритуалам памяти». Свой современный вид поминки обрели еще во времена первых христиан, которые собирались и вспоминали покойных близких на третий, девятый и сороковой дни после кончины – а затем спустя полгода, год, на день рождения и день ангела.

Первые поминки совершают на третий день после смерти, в день организации похорон. Считается, что именно к этому моменту душа человека покидает тело и освобождается, отправляясь в лучший мир. Чтобы душа покойного отходила на небеса с миром, родные и близкие поминают покойного и молятся за него. При этом рекомендуется избегать алкоголя, а если поминки приходятся на время поста, то следует приимать только постную пищу. Возжигаются свечи, и глава дома читает Псалтирь (17-я кафизма). Перед едой нужно прочесть «Отче наш».

 

Поминки спустя девять дней, так называемые «девятины», входят в число важнейших православных традиций. Считается, что на девятый день душа завершает свой путь на небо и предстает перед Богом. Поминки призваны помочь покойному пройти это испытание.

Если у покойного было постоянное место за столом, то его оставляли свободным, украшая стул траурной лентой. На стол ставилась тарелка при столовых приборах и освященная во время панихиды поминальная кутья – особая каша, которую варят из зерен пшеницы (отсылка к будущему Воскресению усопшего) и замешивают на меду.

Кутью пробуют сперва близкие покойного, а затем все остальные гости. При смене блюд принято читать молитву об упокоении души раба Божьего (имя). В старину поминки устраивали в том числе и для того, чтобы накормить нищих, которые и поминали усопшего добрым словом в благодарность за пищу и кров. И в наши дни отнести в церковь остатки еды после поминок считается проявлением хорошего тона.

Поминки на сороковой день после похорон – третьи по значимости. Считается, что после месяца пребывания в Царстве Божьем душа спускается на землю, чтобы посетить свой дом. Отсюда и традиция ставить на стол еду покойному и обращаться к нему с предложением отведать пищи вместе с гостями. Так поступали апостолы после вознесения Христа, считая, что духовно он по-прежнему остается вместе с ними.

В целом, сороковины очень тесно связаны с личностью и историей Спасителя, который, как считается, вознесся именно на сороковой день. Застолье на сороковины также предписывается проводить без алкоголя; предпочтение лучше отдать тем блюдам, которые усопший предпочитал при жизни – а также традиционной кутье и поминальным блинам.

Поминки спустя полгода отличаются тем, что на них принято собираться лишь самым близким для покойного людям – родителям, супругам, детям, братьям и сестрам, лучшим друзьям. Считается, что к этому моменту суд над душой уже свершился и она пребывает в Царстве Небесном. Поминки на полгода после смерти не входят в число обязательных в православии. Прежде всего это личная дань памяти, которая важна для родных и ближайших друзей покойного.

Утро следует начать с молитвы. Перед тем, как отправляться к могиле покойного, желательно посетить храм и поставить свечу за упокой. У могилы можно поставить лампадку и поесть, оставив часть пищи на могиле. Опять же, ни в коем случае не стоит устраивать шумных собраний родни с алкоголем. Ещё раз помолитесь на могиле, и, собрав всех, кто пришёл с вами, отправляйтесь домой. Перед едой принято вспоминать хорошее об усопшем.

Поминки на один год обычно несут более светский и личный характер, и, как правило, привязываются к установке на могилу постоянного памятника. Связано это не с религиозным каноном и не с традициями, а с тем, что за это время окончательно оседает грунт, и исчезает опасность того, что тяжелая каменная конструкция провалится или покосится.

Отношение к смерти и телу покойного

Земная жизнь в христианстве понимается как подготовка к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать и душа, и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон, успение на церковно-славянском языке, а умерший – усопший, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» — человек, пребывающий в покое.

Следствием такого отношения к телу усопшего и являются процедуры подготовки тела к погребению и обряду погребения в целом. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойные похороны и погребение.

Этапы православного обряда приготовления тела усопшего к погребению: омовение, облачение, уложение во гроб:

Омовение

Омовение совершается как гигиеническая процедура и обряд очищения – тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

На почившего надевают крест, облекают его в чистые одежды, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного следует закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом располагают крестом.

Похоронное бдение

До выноса тела и захоронения совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Её следует начать после положения облаченного тела на стол, затем она совершается в церкви. Перед выносом тела в храм для совершения обряда отпевания читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Гроб переносится в храм (если он близко) или перевозится на катафальном транспорте. Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

Затем гроб перевозят к могиле. При опускании покойного в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает на гроб елей, посыпает его пеплом и зернами пшеницы. Затем посыпает гроб землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли.

Предание тела земле символизирует для христиан надежду на воскресение, именно поэтому столь важен обычай предавать тела земле как зерна, которые прорастут.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

В православии – это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Все действия и состав пищи обряда имеют сакральный смысл.

Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Иисуса Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем. Неприемлемы праздные слова на сторонние темы.

Поминки усопших в православии

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала.
Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся только самые близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и познает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло.

В силу различных социально-экономических обстоятельств в России все больше верующих предпочитают кремацию погребению.

Надеемся, вам понравилось читать статью про поминки усопших в православии. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему! Источник информации для статьи взят с https://ritual.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!