Церковные поклоны крестное знамение на службе как правильно делать что означают

pokloni-tserkovПоклоны обладают удивительными особенностями и крайне важны. Они избавляют от страданий, груза судьбы, смиряют. Но это далеко не все.Что означают почтительные церковные поклоны на службе?

Всякое целование совершается по чину и по старшинству. Сначала идут священнослужители; старшие, потом младшие.

Когда к образу, или к Евангелию, или ко Кресту приложится старший по чину священнослужитель (епископ или священник), он восходит на амвон и кланяется молящимся в пояс со словами: «Христос посредё нас» (если это епископ, то он благословляет рукой народ с теми же словами).

Все же находящиеся в церкви на это кланяются ему в землю, без крестного знамения, отвечая: «Есть и будет». После этого к целованию попарно подходят младшие служители (священники, дияконы и чтецы, если они есть), затем стоящие в храме, сначала мужчины, потом девы и женщины.

Порядок целования следующий: подходя к иконе, двое прихожан совершают два поклона в землю, с крестным знамением, творя соответствующую празднику молитву, обычно запев из праздничного канона, например, в праздники Пресвятой Богородицы: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас», а в праздник св. Николы: «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас.»

Затем с этой же молитвой, перекрестившись, и, согласно Священному Преданию, сложив персты обеих рук как для крестного знамения и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы — двуперстие — рук должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются (т.е. целуем устами определенное место, согласно древнему Преданию св. Церкви. И только.

В некоторых же приходах имеет место обычай: после целования устами (иконы или Евангелия) прикладываются тут же еще лбом к святыне… Обычай этот чужд Церкви Божией и нельзя следовать ему, ибо проникает он в ограду стада Христова из обществ неправоверующих и еретических) к иконе, всегда к строго определенному месту.

Как выполнять земные поклоны

Обычно в этих случаях у иконы стоит кто-либо из церковных служителей и указывает свечой то место, куда надлежит прикладываться.

Первым целует икону прихожанин, стоящий справа, обычно он — старший. После целования молящиеся вновь творят перед образом земной поклон с крестным знамением и вышеуказанной молитвой, и, далее, не крестясь, кланяются в землю со словами: «Прости Христа ради, отче честный» или «владыко святыи», стоящему справа от иконы священнику или епископу. Затем, также не крестясь, кланяются в землю друг другу, так, чтобы быть друг от друга по правую руку.

При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: «Христос посреде нас», а находящийся слева отвечает: «Есть и будет». В период от Светлого Христова Воскресения и до Отдания праздника святой Пасхи вместо вышеприведенного «приветствия — ответа» исповедуем пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это указание относится и к священнослужителям.

Следует отметить, что к иконам, стоящим на постоянных местах, прикладываться в любой день нельзя. Такой же порядок соблюдается и на целовании святого Евангелия, когда за Всенощным бдением в субботу вечером (под воскресный день) после прочтения оно выносится на середину церкви для поклонения. Только здесь имеются некоторые отличия. Когда епископ или священник выносит Евангелие через Царские врата, следует, перекрестясь, поклониться в пояс со словами: «Слава,  Господи, Кресту Твоему и Воскресению».

Подходящие затем к целованию святой книги на первый земной поклон произносят молитву: «Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим». На второй поклон: «Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради».

Затем, перекрестившись, целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку, с молитвой Исусовой. После этого вновь кланяются в землю, произнося: «Верую, Господи во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози ми и спаси мя.» Далее, — по вышеописанному обычаю.

Когда же все молящиеся приложатся к Евангелию, священник уносит его в алтарь Царскими вратами, и, обратившись оттуда на церковь, осеняет крестообразно всех Евангелием с произнесением слов: «Силою и заступлением святаго Евангелия Твоего, сохрани нас, Господи».

На это все находящиеся в храме совершают поясной поклон, с крестным знамением и молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению.» При целовании Честнаго Креста на все поклоны произносится молитва «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», целуют изображение Спасителя на Кресте, так же, как и при целовании Евангелия, в правую ножку. Такой порядок имеет следующее объяснение.

На образе Распятия Господня правая ножка Христа всегда приподнята, левая же опущена. По толкованию книги «Иконописный подлинник» (16 века) это обозначает евангельский догмат о том, что те, кто будет стоять справа от Христа («одесную Его») на Страшном Суде, будут вознаграждены вечным блаженством за праведную жизнь, вознесены в Рай, те же, кто окажется на Суде слева («ошуюю Христа»), будут низвержены в ад на вечные муки за грехи.

Земные поклоны как правильно выполнять

Поэтому, безусловно желая попасть на Судищи Христовом в число вознесенных, а не низверженных, правоверные християне прикладываются к правой, приподнятой ноге Спасителя на образе Честнаго Креста Его.( Книга «Сын церковный» предлагает при целовании Евангелия прикладываться не к образу Распятия, а к евангелисту, евангелие которого читалось.) Продолжим дальнейшее изложение устава о поклонах.

pokloni-tserkov2

На пении «Слава Тебе, Господи» перед чтением Евангелия и после него, — по поясному поклону. На первый запев первой и девятой песни, во всех канонах, всегда по поклону в пояс. После катавасии восьмой песни канона на утрени, — поклон в пояс. На молебнах, на каждую катавасию после каждой песни, — по поясному поклону, и на троекратное «Господи помилуй», которое бывает после катавасии на молебне, — три поклона, также в пояс. На песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», которая поется на Утрени перед девятой песнью канона, на каждый припев «Честнейшую херувим», — поясной поклон, а на последний, шестой припев, — поклон в землю.

Во всех случаях, когда по Уставу не поется песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа», тогда поясные поклоны полагаются на ирмосах девятой песни праздничного канона. После молитвы Богородице «Достойно есть», или заменяющего его песнопения («задо-стойника») поклон всегда земной.

В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до «Сподоби, Господи, в вечер сей …») и Павечерницы (до «Слава в вышних Богу …») в воскресные дни Великого Поста вечером, и Утрени повседневной (до первой «славы» на кафизмах), — во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс. Имеются в великопостное время и свои, дополнительные поклоны.

Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему …», положенные в Пост при конце всякого церковного исследования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени, — до трех.

На совершаемой в Пост в храме великой Павечернице после прочтения Символа Веры («Верую во Единаго Бога») поются по клиросам по дважды припевы: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных», и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма, совершают земной поклон.

Что означает низкий церковный поклон

В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом — другой.

На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы) все указанные поклоны, — поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется.

pokloni-tserkov3После припевов «О, Пресвятая Госпоже…» в чине великой Павечерницы следует «Трисвя-тое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс. Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста, и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах.

Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше. Говоря о поклонах в Великий Пост, необходимо рассказать и о порядке их совершения на литургии Преждеосвященных Даров, которая по Уставу церковному в течение всего Поста служится в храме по средам, пятницам, а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди недели.

По чину своему эта служба есть подобие Вечерни, и ее духовная суть, — усиленная, особо усердная молитва Богу. Моментом же, наиболее ярко выражающим эту суть внешне, является пение на амвоне дияконом или чтецом молитвы: «Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя».

Когда данный стих из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон без крестного знамения, и клирос и прихожане в течение всего пения лежат «на лицы своем, молящеся». Дальнейший порядок поклонов схож с уже описанным обычаем поклонения на великой Павечернице, на припевах «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая…»

Когда вслед за дияконом «Да ся исправит» поет ведущий клирос (чаще — левый), вся «его» половина храма (соответственно, левая) поднимается, и творит молитву стоя. Затем диякон поет следующий стих, а другой клирос (чаще — правый) вновь поёт полностью «Да ся исправит…» Тогда, вместе с певцами, встает другая половина молящихся в церкви, правая, а левая снова творит земной поклон и находится в поклоне до конца пения.

Поясные и земные поклоны во время литургии

Такое «попеременное» моление правой и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз.( Во время «пропетия» последнего «Да ся исправит…» на первой половине пения стиха «Да ся исправит» все молящиеся лежат «на лицы своем», а на пении второй половины стиха — все встают.) После «пропетая» последнего «Да ся исправит» вместе со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой святого Ефрема Сирина.

И другие бывающие на Преждеосвященной Литургии по клоны также являются земными. Необходимо, однако, сказать и о том, что из этого правила есть следующие исключения. Когда Преждеосвященная Литургия совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии, все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы, а во все субботы Великого Поста земных поклонов не бывает.

Собственно же Преждеосвященная Литургия (начиная с «Да ся исправит») относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны, — земные, о чем уже говорилось выше. Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не только в пятницу, но и когда Преждеосвященная служба совершается за день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий Пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы).

Поясными являются также все поклоны на совершаемых в Великий Пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в начале Исповеди). В дни постные православные християне обычно готовятся к принятию святых Христовых Тайн (говеют), а затем исповедуют Богу грехи в таинстве Покаяния. В связи с этим уместно рассказать о порядке поклонов на Исповеди. Как правило, священники принимают на исповедь в каких-либо закрытых помещениях внутри стен храма, ко входам в которые выстраиваются исповедники.

Поклоны во время молитв в церкви

Ожидая своей очереди войти к священнику, следует вести себя спокойно и благоговейно, проводя время в размышлении о своих грехах и во внимании к совершаемой в храме службе. Перед тем, как непосредственно идти на исповедь, принято совершить три земных поклона перед образом Божиим с молитвой «Боже, милостив…», а затем без крестного знамения поклониться в землю стоящим в церкви людям со словами: «Простите Христа ради». Они же, кланяясь в пояс, отвечают: «Бог простит».

Войдя к священнику, исповедующийся четырежды кланяется в землю перед Святым Евангелием и Честным Крестом, лежащими на аналое, с молитвами: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя» (поклон), «Создавыи мя, Господи, помилуй мя» (поклон), «Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго» (поклон), «Приими мя, Господи, кающася, и помилуй мя» (поклон).

Напомним здесь очень важное действие исповедника во время самого исповедания грехов, — в настоящее время почти полностью повсеместно забытое и неприменяемое. Вот его содержание: когда исповедник исповедует свои грехи или духовный отец его спрашивает о грехах, то, если есть соделанный грех, — тогда исповедник на каждый грех кланяется в землю (без крестнаго знамения) святому Евангелию и Честному Кресту, в сердечном сокрушении обращаясь к духовному отцу со словами: «Грешен (или «грешна»), прости Христа ради, отче честный».

Если же на какой вопрос нужно по правде ответить: нет, т.е. не согрешил в том, тогда исповедник со смирением стоя отвечает: «Благодатиею Божиею сохранен(а).» Употребление этого обряда во время Исповеди усиливает действие таинства Покаяния, привлекает благодать Божию на исповедника, что дает возможность ему чистосердечнее и полнее покаяться в своих грехах. А на будущее — после исповеди, — получить больше решимости и силы противостоять греху.

Литургия с пояснениями про поклоны в храме

Духовным отцам необходимо обратить на это внимание и приложить пастырское усилие, чтобы возродить и утвердить доброе и спасительное для себя и своих духовных чад. После беседы со священником (окончания исповеди) исповедующийся вновь кланяется трижды в землю Св. Кресту и Евангелию с молитвой «Боже, милостив…», а затем просит у иерея благословения причаститься Святых Христовых Тайн (о том, как правильно просить священнического благословения, см. ниже, в главе «О благословении…»).

Когда покаявшийся в грехах человек выходит от священника, то совершает те же поклоны, только в пояс, какие творил, входя на исповедь. Люди же, на поклон, обращенный к ним, отвечают: «С чистым покаянием». На следующее утро (обычно, — с 5-ти часов) в храме совершаются для говеющих «причастные Часы», Поновление и общее окончание Исповеди с чтением разрешительных молитв. На этих службах все поклоны поясные, но есть и несколько земных (например, после «Достойно есть…»).

Скажем здесь для спасительного назидания и о благообразном поведении при принятии св. Причастия (как правило, это бывает в Великий пост и, в немногих общинах, в другие посты). Сподобившиеся (после Исповеди) приобщиться святых Тайн, правоверные християне должны отмолиться Правило говения в течение седмицы (см. в конце, Приложение III), накануне и в день причащения необходимо молиться Правило ко святому Причащению, которое включает в себя Правильные каноны, Причастные часы, Причастный канон и Молитвы ко святому Причащению, а также Вечерню, Павечерницу, По-лунощницу, Утреню, Часы и Божественную Литургию.

В конце Литургии, после возгласа «Святая — святым», причастники по чину и благообразно, прикладываются к иконе Пресвятой Богородице с Предвечным Младенцем, по установленному во святой Церкви порядку,( В больших общинах, где бывает много причастников, начать прикладываться можно после пропетия «Достойно есть».) как выше уже описано.

К открытию Царских врат причастники приближаются к амвону и, после возгласа «Со страхом Божиим и верою приступите» поклонившись в землю (без крестного знамения), выслушивают Прощение, читаемое дияконом (или уставщиком), затем, поднявшись и сложив руки крестообразно, как выше изложено, слушают со вниманием читаемые священником молитвы.

Что обозначает низкий поклон

По окончании молитв, диякон или священник призывает: «Земной поклон Телу и Крови Христовой», и все причастники, перекрестившись, «земно» кланяются Святым Тайнам. И подходят ко святой Чаше по чину: чтецы, отроки, отроковицы, девицы, мужи и жёны (сначала крылошане, затем и остальные, по порядку, как стоят в церкви на молитве).

Приближаясь к Чаше, причастник совершает крестное знамение (без поклона) с молитвой Исусовой и складывает крестообразно руки. Приняв со страхом Божиим Святейшие Дары — Тело и Кровь Христовы — причастившийся творит крестное знамение с молитвой Исусовой и целует нижний край основания (подножия) св. Чаши, что знаменует прободенное ребро Христово, из которого истекла спасительная Кровь и которую причастник только что принял «телу во здравие, а душе во спасение».

После этого причастник также со сложенными крестообразно руками идет к столику, стоящему обычно за левым клиросом, на котором стоит сосуд с теплотой и блюдо с «дорой» или просфорами. Здесь причастник берет кусочек «доры», потребляет и запивает теплотой трижды (ложечкой).

В это время у столика стоит с чистым полотенцем кто-либо из благочестивых християн (чаще это бывает благообразная старица) и в полголоса благоговейно поздравляет причастника следующими словами: «С принятием Святых Тайн! Даруй Господи телу во здравие, а душе во спасение» и предлагает причастнику после потребления «доры» и те плоты край полотенца(Полотенце должно быть длинным, белым и из хлопчатобумажной или льняной ткани.

И на другие потребы применять его нельзя. А после стирки его, воду вылить в укромное место, или колодец, куда сливают воду из купели крещения.), чтобы вытереть уста. На что причастник также в полголоса отвечает: «Спаси Христос». По окончании Литургии все причастники должны выслушать с глубоким вниманием благодарственные молитвы. В этот день трапеза должна быть скромной и умеренной, без алкогольных напитков. Всячески должно стараться в этот день не плевать и не допустить невольных выделений из уст своих. Но пребывать более в молчании, благодарных чувствах и умной молитве.

Продолжим изложение устава о поклонах. Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной Литургии, совершаемой почти что ежедневно в течение года, которые и перечисляются ниже. На выход с Евангелием, — поклон в пояс с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». На переносе святых Даров, после того, как пропоют первую часть «Херувимской песни», полагаются три поклона, в следующем порядке.

Церковный устав о поклонах

На первый возглас священника «Всех вас да помянет Господь Бог …», — поклон в пояс с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си»; На второй возглас: «Да помянет Господь Бог всех вас …», — также поясной поклон с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си».

На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог …», — поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си.» Если священник служит с дияконом, то поклоны полагаются только на возгласы священника. Если же совершается архиерейская служба, то на третий возглас священника никакого поклона не бывает, земной
поклон с вышеуказанной молитвой полагается на последний возглас епископа, заканчивающийся словами: «… и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне и присно, и во веки веком»;

На возгласы священника или епископа: «Приидите и ядйте, се есть Тело Мое …», «Пиите от нея вей, се есть Кровь Моя …» и «Твоя от Твоих, к Тебе приносяще …» полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой. На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречйс-тей …», поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас.» На возглас «Со страхом Божиим и верою приступите», — поклон в пояс с молитвой Исусовой.

Такой же поклон с молитвой: «Слава, Господи, Вознесению Твоему ,- на возглас: «Всегда, и ныне и присно, и во веки веком». На возглас «Господу помолимся» перед заамвонной молитвой, — поясной поклон с молитвой «Господи, помилуй». На «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», — три поклона в пояс.

Эти поклоны бывают и тогда, когда «Буди имя Господне…» поется на всенощном бдении и на обеднице (окончании часов, когда не бывает Литургии). Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).

Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.» «По отпусте, егда ко Кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы еси был достоин,» — напоминает книга «Сын церковный». Священнослужитель, когда ограждает Животворящим Крестом Христовым порознь каждого, должен произносить молитву: «Силою и заступлением Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи».

Молящиеся, подходя ко Кресту, «проверив свою совесть», осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: «Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соде’лал есй спасение посреди земли» (Сын церковный, глава 59) ( Более правильно поступают в тех приходах, где принято, подходя ко Кресту, делать поясной поклон (без крестнаго знамения), затем крестятся с молитвой: «Верую Господи, и покланяюся..»; в этом случае действие християнина полнее соответствуют содержанию молитвы.).

И целуют сперва Крест (в правую ножку Спасителя, как уже было сказано выше), а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов. Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает «Мир всем», мысленно отвечая ему (вместе с певцами): «И духови твоему».

В некоторых приходах молящиеся совершают поясной поклон (без крестного знамения) при открывании Царских Врат во время службы. И это соответствует благообразию и чину поведения в доме Божием, что и должно быть во всяком храме.

Представляется уместным завершить изложение устава о поклонах пожеланием к читателям, чтобы, наряду с книжными указаниями, вашим духовным наставником была живая церковная практика, т.е. жизнь, освященная постоянной молитвой Богу в храме и дома, а также благословением священников и епископов.

О поклонах при всяком богослужении*

Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:

— при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;

— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;

исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;

— на «Отче наш…» (в начале) — поклон;

— в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;

— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;

— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;

— на каждом иерейском возгласе — по поклону.

О поклонах во время всенощного бдения

В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);

— в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);

— во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;

— на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;

— перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;

— после целования – 1 поклон;

— на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;

— на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;

— на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;

— после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.

О поклонах во время Божественной Литургии

За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;

– на всех иерейских возгласах — по поклону;

— после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;

— на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;

— на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;

— на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;

— на Трисвятом – 3 поклона;

— на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;

— при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;

— по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;

— в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;

— в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;

— на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;

— на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;

— при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;

— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;

— после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;

— на «Отче наш», в начале — земной поклон;

— на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;

— на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;

— при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;

— после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;

— при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…» все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;

— при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.

Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:

При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;

— при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;

— при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;

— при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;

— при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;

— при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;

— при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Когда и как делать поклоны в храме?

Крестное знамениеЧасто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

В начале и конце чтения Св. Писания.
В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.

Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».
II. Крестимся с поясным поклоном
Поясноые поклоны

При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
При каждом прошении ектеньи.
При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
При окончании Символа веры на слове: «Аминь».

При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
На каноне на каждом припеве.
При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
При окончании отпуста.
При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».

При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X
Земные поклоны

При входе и выходе из алтаря трижды.
На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
При первом и втором явлении Святых Даров.
Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными
При входе и выходе из храма.
На славах при чтении кафизмы — три поклона.

На каждом припеве Песни Богородицы.
На «Достойно есть…».
На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
На вечерне и часах при пении тропаря.
На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.

При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.
IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы
Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
На Великом входе.
После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.
VII. Поясной поклон без крестного знамения делается
При словах «Мир всем».
При словах » Благословение Господне на вас…»
При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».\

При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».
IX. Стоять на коленях положено
Стояние на коленях

Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
Великим постом при пении «Да исправится…».
На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
В дни причащения Святых Тайн.

Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Каждый, кто хотя бы раз был на богослужении в православном храме, видел, как молящиеся совершали поклоны: кто-то наклонялся до пояса, кто-то падал на колени и касался лбом пола. Такая обрядность некоторым кажется пережитком прошлого, однако, всё в церковной службе направлено, в первую очередь, в помощь верующему для совершения им достойной молитвы. Совершение поклонов никак не унижает нашей личности и нашего достоинства, а «нужно это против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться», как проповедовал праведный Иоанн Кронштадтский. Так какие же бывают поклоны и как научиться правильно их совершать?

«Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, – пишет протоиерей Серафим Слободской в «Законе Божьем», – мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами». Поклон являет собой символическое внешнее действие, преклонение головы и тела, выражающее наше смирение и благоговение перед Господом.

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон.

Поклоны бывают великие (называются также земными), когда молящийся становится на колени и касается головою земли, и малые (или поясные), когда наклоняется до пояса.

Церковным уставом не положены земные поклоны в воскресные дни, на это указывается в 20-м правиле 1-го и 90-м правиле 6-го Вселенских Соборов, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника.

В Великий пост в порядок службы добавляются поклоны после молитвы «Царю небесный». На тропарях часов, на Литургии Преждеосвященных Даров и на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Поклоны во время службы должны совершаться в положенное время и одновременно всеми присутствующими, так гласит Устав. «Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю… сие есть велие самочиние и безчиние» (Око церковное, лл. 3 об. – 4).

Святитель Филарет, митрополит Московский, писал, что «если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, – в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя» (Мф. 6:6).

В книге святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» приводятся такие наставления монахам (но это наставление будет полезно и мирянам): «При совершении правила и поклонов никак не должно спешить, должно совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания».

«Не следует бездумно усердствовать в земных поклонах, – как пишет в статье Ю. П. Граббе, будущий епископ Григорий, – когда Церковный Устав предписывает не совершать их. По изъяснению св. Василия Великого, стояние без земных поклонов есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощью Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине.

Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над дьяволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения».

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения:

Положено креститься без поклонов:

В начале пения или чтения «Верую…», «Царю Небесный…», «Единородный Сыне и Слове Божий…».

На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».

В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

При входе в храм и при выходе из него (три поклона).

При возгласах: «Приимите, ядите…», «Пиите от нея вси…», «Твоя от Твоих…».

После пения «Отче наш» на Литургии в праздничные и воскресные дни.

При возгласе «Святая святым» в праздничные и воскресные дни.

После пения «Честнейшую Херувим…».

Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся…», после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…», перед отпустом (три поклона).

На литии (после каждого из первых двух прошений ектений – по три поклона, после двух остальных – по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве…» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

В начале чтения или пения «Сподоби, Господи…» на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).

При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.

При пении «Буди имя Господне…» в конце вечерни и Литургии (три поклона).

При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.

После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

На Литургии в начале пения «Херувимской» полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог…» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).

В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа…», после слов «Тя величаем…».

По окончании пения «Тебе поем…».

После «Достойно есть» или задостойника.

После пения «Отче наш» на Литургии в будние дни.

При возгласе «Святая святым» в будние дни.

При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим…», и второй раз – при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

В Великий пост на Л