По состоянию на сегодня психология продвинулась очень далеко. Важную роль в ее развитии играли разные психологические эксперименты. Об одном из таких психологических экспериментов, весьма опасном для детской психики, я вам сейчас расскажу.
Мы живем в двадцать первом веке и привыкли к невиданному доселе техническому прогрессу, к бешеным скоростям жизни, к постоянному общению с большим количеством человек. У многих из нас есть различные гаджеты для работы и общения. Но люди с головой уходят в мир телефона или другого гаджета.
С самого раннего возраста они постоянно перегружены тоннами информации. Особенно младшее поколение. Для них жизнь — это постоянное развлечение и постоянная перегрузка мозга.
Так вот, суть эксперимента в следующем: представьте, что дети на какое-то время отказались от гаджетов, от радио и телевизора, даже от общения с друзьями. И им нужно провести какое-то время наедине чисто с собой.
Простой эксперимент с детской психикой
Был поставлен один очень удивительный психологический эксперимент на эту тему. Оказавшийся, кстати, довольно опасным для психики участников.
Автор эксперимента всего лишь хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром.
Деткам от 12 до 18 лет предложили добровольно провести 8 часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет). При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п
И кто бы мог подумать, что этот психологический эксперимент окажется таким опасным для детей?
Правила психологического эксперимента
По правилам проведения психологического эксперимента дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли.
В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
Неожиданная опасность эксперимента для детей
На первый взгляд, затея нашего удивительного психологического эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто, в нем обнаружилась неожиданная опасность.
Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Причины прекращения психологического эксперимента
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только 10 человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая психологический эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все 8 часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Детские занятия во время эксперимента
Ниже приведен список занятий детей во время эксперимента. Итак, они: [adrotate group=»3″]
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Последствия эксперимента для детей
Нельзя было и подумать о том, что провести 8 часов наедине с собой окажется таким сложным испытанием.
Прекратив опасный психологический эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента. Неблагоприятных последствий у эксперимента не было.
Анализ эксперимента детьми
63 подростка задним числом признали этот психологический эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д.
Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все 8 часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы.
Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей. Возможно, из-за увлечения они и выдержали все 8 часов наедине с собой.
Какие выводы можно сделать на основе эксперимента?
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился. Таким образом, опасность эксперимента для детей была подтверждена.
Что же, нужно сказать, что люди не могут жить без постоянного потока информации. Хорошо это или плохо?
Мое мнение в том, что надо развиваться и наладить контакт с собой. Научиться не бояться себя и проводить время наедине с собой с удовольствием. А тогда уже и гаджеты особо не будут приносить неприятностей. И тогда про тебя точно не скажут «Да он живет в телефоне». Да и если вдруг останешься без него, не впадешь в депрессию.
От проблем с психикой своего ребёнка не застрахован ни один родитель. Как избежать их ещё в период беременности и что должно…
Ничего не болит
— Наталья Викторовна, детские психиатры и психотерапевты сейчас востребованы? Или родители до сих пор как огня боятся этих специалистов?
— Такое отношение, к сожалению, сохраняется. Если у ребёнка есть проблемы с нервной системой и педагоги советуют родителям проконсультироваться у психиатра, некоторые воспринимают это как оскорбление. Причины этого коренятся глубоко в советском прошлом, и, хотя времена и законы изменились, мифы и предрассудки остались. Многие не понимают разницы между психиатром и психотерапевтом. Психиатр занимается лечением нарушений высших психических функций, основной метод лечения — медикаментозный, а психотерапевт лечит психологическими методами те заболевания и состояния, в которых высок удельный вес психологических причин.
— Нарушения психики у детей часто списывают на капризы и возраст. Это оправданно?
— Специфика детских нервно-психических расстройств в том, что у ребёнка при них ничего не болит. Нет вялости, болей, жалоб. Наоборот, ребёнок может быть чрезмерно активен, неусидчив, очень эмоционален. В то же время повышенная активность и слабо регулируемая эмоциональность являются нормальной особенностью здоровой детской психики. В ряде случаев психическое состояние ребёнка может быть нестабильным из-за дефектов воспитания или семейного неблагополучия. Грани здоровья и болезни, биологического и психологического часто может различить только профессионал.
— И что должно стать первым тревожным звоночком для родителей?
— Существуют возрастные нормы, которые отслеживают с первых дней жизни ребёнка педиатр и невропатолог. Это рефлексы, показатели двигательного и речевого развития, особенности сна, аппетит. Какие-либо нарушения этих функций — свидетельство неблагополучия центральной нервной системы. Детский мозг очень пластичен, и если в этом возрасте увидеть проблему, то результат терапии будет хорошим.
— Список самых частых проблем с детской психикой назовёте?
— Гиперактивность, эмоцио-нальные нарушения, проблемы с речью, обучением, вниманием, коммуникацией, расстройства аппетита.
— Скажите, дети с абсолютно здоровой психикой сейчас встречаются?
— Родители не приходят ко мне похвастаться здоровой нервной системой детей. Факторов, негативно влияющих на деятельность головного мозга, очень много. Например, это курение будущей мамы, употребление ею алкоголя; это и половые инфекции, аборты, которые нарушают целостность внутренней оболочки матки. Прибавьте сюда экологию, неправильное питание, стрессы, переутомление, вирусные заболевания. Родовые и черепно-мозговые травмы, нейроинфекции (менингит, энцефалит), любые соматические заболевания также ослабляют центральную нервную систему ребёнка.
Чего боятся дети?
— А поздние роды — это тоже неблагоприятный фактор?
— Женщине стоит знать — сколько ей лет на момент зачатия, столько лет и яйцеклетке, которая, оплодотворившись, даёт жизнь ребёнку. Поэтому роды после 35 лет не совсем благоприятны.
— С точки зрения психиатрии можно объяснить случаи, когда дети проявляют жестокость по отношению к взрослым?
— Это явление не массовое, хотя в норме контролируемая агрессия присуща всем людям как составляющая инстинкта самосохранения. И если у ребёнка нет возможности отреагировать на эту агрессию социально приемлемым образом в игре, а в более старшем возрасте — словами, озвучивая своё недовольство, то она может проявиться по отношению к животным и людям. В отдельных случаях агрессия может быть абсолютно немотивированной, что является признаком психического расстройства.
— Агрессивные мультфильмы и компьютерные игры нервную систему расшатывают?
— Норма пребывания детей за компьютером — до 30 минут в день. При этом родители обязательно должны контролировать содержание телепередач или компьютерных игр, которые могут формировать агрессивные тенденции. Но только телевизор или компьютер не дестабилизируют психику, если ребёнок воспитывается в гармоничной семье, где есть любовь, уважение, общение, совместные дела и игры.
— А школа? Психологов там почти не осталось, и учителя начинают проводить уроки на странные темы. Например, рассказывают о суициде.
— Учитывая незрелость психики детей и подростков, отсутствие достаточного собственного жизненного опыта, озвучивание таких идей наоборот может спровоцировать суицидальное поведение. И такие примеры нам хорошо известны. Истинная профилактика суицидов — это помощь подросткам в решении их конкретных проблем. Например, тренинги общения, внеклассная работа. Даже работа с педагогическим коллективом по преодолению эмоционального выгорания, улучшая состояние педагогов, обязательно повысит жизненный тонус учеников.
Материал для статьи был частично взят : http://www.omsk.aif.ru/