Окружающий мир и отношение к другим людям значение целостные способы и система

lekciya-o-filosofskom-ponimanii-Вашему вниманию очень полезная  лекция о философском понимании отношений человека и мира. В наших взаимоотношениях с этим миром мы изначально имеем неправильно понимание окружающего, не знаем свой интерес, цель жизни.

Нам нужно обрести мудрость, узнать смысл и цель жизни, иначе мы рискуем прожить эту столь драгоценную и уникальную жизнь впустую. Необходимо развивать свой разум для того что осуществить свое предназначение и избежать многочисленных ловушек материального мира.

Ниже читайте и слушайте лекции О. Г. Торсунова —  аюрведического врача, мистика, психолога и просто разумного преподавателя древних знаний, которые называются «Йога разума» и прочитаны в Риге в 2007 году. Обязательно слушайте- масса нужного знания, основы с которых нужно начинать и продолжать духовное развитие.

Разум – это как раз и есть та структура, которая связана с целью и это единственная структура в нашей психике, которая связана с целью нашей жизни.

Таким образом, разум – это нечто потрясающее, это та часть в нашей психике, которая без тренировки и развития верить в свой путь, даже тогда, когда этот путь ведет к полному разрушению счастья. То есть разум – это та часть психики, которая всегда верит в свой путь. Мы не знаем, куда мы идем, зачастую.

Проблема понимания окружающего мира

Часто бывает так, но мы верим в свой путь всегда. В этом заключается уникальность этой структуры. Поэтому изучение функций разума является главной задачей того, кто хочет поменять свою жизнь к лучшему. Так, некоторые рекламные виды деятельности разума. Разум формирует судьбу человека.

Именно разум формирует судьбу человека. Дальше, разум дает силы ее менять. Разум обладает верой, энтузиазмом, решимостью, способностью пользоваться памятью. Разум – это единственный объект нашей психики, способный понять, что такое счастье. Так, это небольшое вступление. Рекламный ролик.

Сейчас мы с вами будем говорить о том, что такое вообще психика человека, согласно ведическому знанию. Это будет вступительная часть, я уверен, что девяносто процентов из вас слушали эту лекцию, я буду очень краток и подведу быстренько к теме нашей беседы, нашей лекции.

Согласно ведическим представлениям — психика человека не является комбинацией нервных импульсов или следствием деятельности комбинаций нервных импульсов. Другими словами согласно ведическим представлениям – не материя первична, а первично нечто иное, что само побуждает материю к деятельности.

И к тому есть очень простые доказательства. Ведическая наука, она не изобретает нечто сложного, когда есть простые способы для того, чтобы утверждать истину. Например, наши ученые, многие из наших ученых считают, что вселенная возникла из большого взрыва.

Материя рождает жизнь – как считает Дарвин, или жизнь активизирует материю. Итак, пусть хоть один ученый приведет какой-то пример, когда сама по себе материя вдруг оживает. Вот сама по себе. Сидела-сидела и вдруг ожила. Материя лежала – кирпич – раз – ожил. Нигде такого не бывает – мы не видели. С другой стороны, мы знаем, что если взять, допустим, кусочек жизни, допустим, семечко какое-то посадить, то вырастает большое дерево.

Целостное понимание своего места в  мире

Всегда, какая-то энергия, присутствующая в семечке вокруг себя организует материю и очень активно. Мы видим, что все объекты, которые обладают чем-то таким активным, т.е. чем-то отличающимся от материи, они могут поглощать материю в себя, ее структурировать, то есть они могут размножаться и опять еще использовать материю, то есть они активно пользуются материей. С другой стороны, материя сама активно не может ничем пользоваться.

Машина не может сама ехать без нас. Мы не видели никаких вообще примеров к тому, чтобы материя сама что-то делала в этом мире, но при этом мы абсолютно убеждены, что именно материя создает деятельность психики. Но это же полное безумие – так считать. Или именно комбинация нервных импульсов рождает наши психические функции. Т.е. материя рождает нечто такое, что потом поддерживает жизнь.

Но вообще не видели ничего в это мире такого, чтобы само что-то создавалось здесь, мы видим, что само разрушается здесь, если, допустим машину поставить на год – то она разрушается. Тапочки даже возле двери оставить и то они куда-то деваются через какое-то время. Т.е. материя постоянно уничтожается. Земля стареет, дома стареют, этот зал стареет, мы с вами – тело наше стареет.

Все стареет, но мы при этом считаем, что материя сама может что-то создавать. Как она создает? Как эта идея, что существует вот этот вот естественный отбор, когда структура какая-то вдруг материально, вдруг ни с того ни с сего, начинает сама развиваться и превращается в высокоорганизованную материю.

Один американский ученый изучал клетку. Он изучал, изучал, изучал клетку, его идея заключается в том, чтобы как понять, как из комбинации белков клетка возникает. И он сказал, потом, когда он изучил – он сказал: «Легче боингу самому возникнуть из кучи металлолома, чем клетке возникнуть из комбинации белков».

Ученые доказали, что нет никаких способов немедленно сделать такую структуру, которая бы потом в клетку развилась, т.е. представьте вот, взять, допустим, боинг надо строить одновременно весь, мы не можем из него часть, хвост только построить, а потом он сам доразовьется в боинг, понимаете? Это невозможно. Надо сразу построить весь боинг, согласны со мной?

 

Понимание Бога мира и человека

Точно так же и клетка должна быть создана сразу, такую структуру огромную невозможно создать частями. Это невозможно. И она не будет функционировать. Если часть клетки не создана – там дырка, это значит, что она погибнет, она не будет функционировать. Это невозможно.Все живые существа состоят из клеток мельчайших, которые созданы таким гениальным образом.

Теперь, таким образом природа смеется над нашим способом познания мира. Веды вообще говорят о том, что существует два способа познания мира: есть способ познания мира, первый способ, говорят Веды, есть способ познания мира, который признает существование более развитого интеллекта, чем мы. Второй способ познания мира не признает существование такого интеллекта.

Первый способ познания мира таким образом – если есть более высокоразвитый интеллект, а более высокоразвитый интеллект согласно Ведам – это всегда интеллект который желающий нам развития и счастья, согласно нашим представлениям более высокоразвитый интеллект – это такие существа с антеннами, которые прилетают для чего? Чтобы нас, что-то с нами сделать плохое.

Они такие ходят, стреляют во всех, насилуют всех подряд, более высокоразвитые существа. Да? Согласно ведическому знанию более высокоразвитые существа – это те, которые способны понять, что мы должны быть счастливыми. Они способны это понять.

У них есть эта функция в голове, понимаете? И они нам дают благо, приносят нам благо, приносят счастье. Если предположить, что такие существа есть и они нам дают свободу выбора, как нам жить, то они должны совершить две функции. Первая функция — они должны нас не трогать, чтобы мы могли возможность сами развиваться, и вторая функция – дать нам знание, которое бы дало нам возможность менять себя к лучшему. Так оно и есть на самом деле, так и работает этот мир.

Материалистическое понимание мира

Высшие существа невидимы для нас — первое, и второе — они несомненно дают нам разные виды знания, которые приводят нас к счастью. И так же на Земле существуют другие виды знания, которые приводят нас к страданию. Об этом мы чуть позже будем говорить. И нисходящий тип познания означает, что люди смиренно принимают, что в этом мире есть высшие силы, которые могут дать нам истину.

Наша задача – проверить, так это или нет. То есть начать изучать именно это. То есть начать изучать то знании, которое привнесено на землю с древних времен.

Почему именно с древних времен – опять Веды объясняют, почему не проверять на практике то, что привнесено в ум, допустим, кому-то из нас. Объясняю, все очень просто, согласно ведическому знанию – только время может определить какое знание является истинным и нужным. Только время.

Потому что время разрушает все ненужное в этом мире. Вот смотрите, допустим, две тысячи лет назад было очень много произведений, которые тоже писали поэты, писатели т.д., но что осталось, как наследие для нас? Что дошло? Библия. Больше ничего не дошло.

Ну, там может чуть-чуть дошло. Но опять же, это то, что несет в себе огромную ценность. Понимаете? То, что ценно – люди оставляют, все остальное отметается.

По этому принципу построено ведическое знание, оно говорит – берите древнее знание то, с помощью которого многие люди достигли совершенства. Изучайте его, проверяйте на практике, и в этом будет заключаться ваша научная деятельность. Чем я в общем-то и занимаюсь всю свою жизнь. Второй вариант — мы считаем, что нет, выше нас ничего нет. Мы – властители мира, мы — цари природы.

Мы не должны ждать милости от природы – взять их у нее – наша задача. Современный научный подход, великий человек сказал.

Так вот идея в чем заключается, идея заключается в том, что второй метод познания мира, тот, который распространен сейчас повсеместно на нашей вселенной, на нашей планете и он заключается в том, что ученые считают, что есть только единственный способ познать истину – это эксперимент. Т.е. мы подвергаем все экспериментальному исследованию и если эксперимент не удается – это значит, что этой вещи просто не существует.

Каждый человек рождается на свет с ощущением, что он хороший, имеет полное право на существование таким, какой он есть, и все делает абсолютно правильно. Также он ощущает, что мир вокруг него правилен и хорош, что правильны и хороши все окружающие его люди. Иными словами можно сказать, что каждый человек рождается на свет с чувством «Я в порядке – Вы в порядке», где под «Вы» подразумеваются и другие люди, и мир в целом.

Это и есть единственно правильная и продуктивная позиция по отношению к себе и к миру. Но она, увы, не единственная: кроме нее существуют еще три непродуктивные позиции. Рассмотрим их.

Продуктивное отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке»
В основе этой позиции лежит восприятие себя и других как достойных, хороших, полноценных людей, без ощущения своей или чьей-то ущербности, без превосходства и унижения. Это позиция Взрослого. Это самая естественное, нормальное и здоровое психологическое отношение к миру, характеризующее гармоничное отношение к себе и к другим. Как стать интересным собеседником?

Если вам удалось сохранить эту позицию в своей взрослой жизни – то у вас нет никаких проблем, вам нет нужды играть в игры и менять маски, вы можете быть самим собой, пребывать в любви к себе и ко всему миру и быть абсолютно счастливым. Несмотря на то что каждый младенец рождается с установкой «Я в порядке – Вы в порядке», это позиция Взрослого. Того Взрослого, который присутствует даже в ребенке как важнейшее состояние его Я.

Младенец приходит в мир с позицией Взрослого, потому что он еще не научился играть, не успел освоить роли Ребенка и Родителя.

Но, рождаясь с этой установкой, практически каждый ребенок проходит через отказ от нее. Однако у нас есть выбор: мы можем вернуться на эту позицию уже осознанно, в зрелом возрасте. Каждый, кто хочет успеха, должен сделать это – другого пути нет.

Успешным и благополучным может быть только тот, кто занял позицию и отношение к миру «Я в порядке – Вы в порядке» Что мешает быть счастливым?

Эта позиция, где человек уважает себя и других, признает значимость как собственной личности, так и других людей, является здоровой в психологическом отношении личностью, уверен в себе, позитивно настроен, способен адекватно оценить реальность и свои возможности в ней, поставить достойные цели и достичь их. Как правильно ставить перед собой цели?

Большинство людей теряют установку «Я в порядке – Ты в порядке» уже в первые два года своей жизни.

Вот тогда мы и скатываемся на другие, совершенно непродуктивные позиции. Происходит это потому, что в жизнь малыша вмешиваются внешние факторы (и прежде всего влияние родителей), заставляющие его убедиться: что-то не в порядке – либо с ним, либо с окружающим миром, либо и с ним, и с миром сразу.

Как следствие уже в первые два года своей жизни ребенок меняет свою врожденное отношение к миру «Я в порядке – Ты в порядке» на один из следующих вариантов:

• «Я не в порядке – Вы в порядке»;
• «Я в порядке – Вы не в порядке»;
• «Я не в порядке – Вы не в порядке».

Отношение к себе и миру «Я не в порядке – Вы в порядке»
В этой позиции человек ощущает, что он хуже других. Для него характерны комплекс неполноценности, чувство собственной ущербности и превосходства других. Это позиция Ребенка, который заведомо чувствует себя более слабым, несостоятельным по сравнению с другими. Человек, который так себя чувствует, независимо от возраста продолжает действовать и общаться с другими с позиции Ребенка и в итоге постоянно ощущает себя жертвой.

На эту позицию скатывается каждый ребенок, даже в самой благополучной семье, просто потому, что он слаб и беспомощен по сравнению со взрослыми.

Как только ребенок начинает осознавать сам себя и чувствовать, что он мало что может без помощи взрослых, что он не умеет многих вещей, которые умеют взрослые, что он зависит от взрослых, что они имеют над ним власть и что в одиночку, без них, он просто не в состоянии выжить – так он сразу начинает ощущать, что он «не в порядке» по сравнению с ними.

Поскольку такое отношение к миру закладывается раньше других, то именно она является самой сильной и распространенной, потому и преследует очень многих людей на протяжении всей их жизни.

Конечно, у кого-то эта установка выражена слабее и проявляется лишь изредка, а у других является основным фоном всей жизни и проявляет себя очень явно. Если родители сами ощущают себя «в порядке», то они могут со временем сгладить у ребенка его детское ощущение неблагополучия. Также своим собственным примером родители могут способствовать более позитивному отношению ребенка к себе.
Однако же на подсознательном уровне память о том времени, когда он ощущал себя «не в порядке», остается на всю жизнь и может так или иначе всплывать в самые неподходящие моменты.

Еще хуже обстоит дело в том случае, если в первые два года жизни родители ребенка (особенно мать, так как в этом возрасте именно ей принадлежит решающее влияние) или те, кто их заменяет, демонстрируют ребенку, что он недостаточно хорош такой, как есть. Если его ругают, наказывают, говорят, что он «несносный ребенок» и т. п. – у него формируются убеждения типа: «Я ничего не стою», «Я все делаю неправильно», «У меня никогда ничего не получится», «Я плохой», «Меня нельзя любить».

Результат – во взрослой жизни такой человек становится неудачником, он не уверен в себе, склонен к депрессии, ощущает свое бессилие и неспособность что-либо изменить.

Часто это люди, всю жизнь чувствующие себя беспомощными детьми, нуждающимися в чье-то опеке и поддержке. В самом худшем случае это люди, склонные к самоубийству.

Отношение к окружающему миру и себе «Я в порядке – Вы не в порядке»
Человек с этой позицией всеми силами стремится доказать миру, что он – лучше, выше других. Это позиция человека, который в глубине души чувствует себя ущербным и «забитым Ребенком» и, чтобы преодолеть это, действует прямо противоположным образом и как агрессивный Родитель демонстрирует свое превосходство.

Такое отношение к миру свойственно людям, пережившим чересчур суровое обращение в детстве. Например, если ребенка избивают или еще как-то проявляют жестокость по отношению к нему – он не может продолжать считать, что люди и мир вокруг него «в порядке».

«Вы плохие» – это убеждение все крепче укореняется в детском сознании. У него возникает желание наказать обидчиков, отомстить им. Такова защитная реакция детской психики против насилия и жестокости, но в результате возникает позиция озлобленности на весь мир. У ребенка формируются убеждения: «Люди ничего не стоят», «Мир жесток, и люди злы», «Чтобы выжить, нужно драться, давать сдачи», «Людей надо ставить на место», «Все вокруг виноваты».

Результат – во взрослой жизни такой человек пытается решать все проблемы с позиции силы, он скрывает свое глубокое ощущение собственной ущербности за видимостью превосходства, обвиняет других в своих бедах, считает, что если он пострадал от чьей-то жестокости, это дает ему право тоже быть жестоким. Последствия жестокого обращения с детьми

Такие люди становятся авторитарными, агрессивными, жестокими родителями для своих детей. По отношению к другим и к миру, они могут стать агрессорами, деспотами, тиранами. В самом тяжелом случае это люди, склонные к криминальным проявлениям, способные на насилие вплоть до убийства.

Отношение к себе и к миру «Я не в порядке – Вы не в порядке»
В основе этой позиции лежит чувство разочарования и в себе, и в людях, ощущение, что в жизни ничего хорошего быть не может. Это само разрушительная позиция несчастного Ребенка, жертвы, которой не от кого ждать помощи, так как все другие тоже воспринимаются как ни на что не способные беспомощные жертвы.

Такое отношение к жизни может появиться у ребенка, который не получал ласки в первые два года жизни, будучи, например, лишенным родителей, или если родители ухаживали за ним лишь формально, по необходимости. Виктимное поведение.
Не получая никакой позитивной поддержки извне, ребенок оказывается в своего рода эмоциональной изоляции. Он не может чувствовать себя хорошим – так как не получает подтверждения этому извне.

Но он не может и сделать вывод о том, что другие люди хорошие, так как встречается только с их безразличием, равнодушием. В итоге у него формируются убеждения: «Я ничего не стою», «Другие люди ничего не стоят», «Жизнь ничего не стоит», «Все бессмысленно», «Все бесполезно», «Все плохо», «Мы все жертвы», «Ничего хорошего ждать не приходится».
Результат – став взрослыми, такие люди теряют интерес к жизни, часто опускаются на самое дно, превращаясь в бомжей, алкоголиков, ведут асоциальный образ жизни. От этой позиции очень недалеко до психических расстройств. В самых тяжелых случаях такие люди одинаково способны как к самоубийству, так и к убийству.

Проверьте, не застряли ли вы в какой-то из непродуктивных позиций.

Если вы обнаружили в себе склонность (в той или иной степени) к одной из трех непродуктивных жизненных позиций, если даже вы чувствуете, что основательно застряли в какой-то из них, – все не так безнадежно, как может показаться на первый взгляд.

Вы можете измениться. Для этого необходимо лишь одно условие: надо, чтобы вы захотели измениться.

Принять такое решение не всегда легко, так как у всех нас есть привычка неосознанно цепляться за свою раз и навсегда занятую позицию. Взять, к примеру, такой хорошо известный факт: если человек ощущает себя бедным и недостойным богатства (чувствуя, что он «не в порядке») – то он не разбогатеет, даже если на него внезапно свалится огромная сумма денег. Эти деньги он либо потеряет, либо прогуляет, либо еще как-то потратит впустую и снова окажется бедным.

Чтобы эти деньги пошли впрок, ему надо сначала сменить позицию на «Я в порядке – Вы в порядке», а для этого надо потрудиться, несмотря на внутреннее сопротивление переменам.

Каждая из трех непродуктивных позиций по-своему препятствует переменам.

отношение человека к окружающему миру

Тот, кто придерживается установки и отношения с окружающим миром «Я не в порядке – Вы в порядке», рассуждает примерно так: «Все равно я ничего не смогу изменить, у меня нет на это сил и возможностей, и от меня ничего не зависит».

Установка «Я в порядке – Вы не в порядке» диктует примерно такой ход рассуждений: «Мне меняться – вот еще! С какой это стати? У меня и так все отлично. Пусть другие меняются».

Придерживающиеся отношений с миром «Я не в порядке – Вы не в порядке» рассуждают так: «Какой смысл во всех этих переменах? Все равно лучше ничего не будет, будет только хуже».

Узнаете себя в каком-то из этих примеров?
Да, если вы думаете примерно так, то прийти к необходимости перемен нелегко – и все же надо это сделать. Иначе ваш путь ведет в тупик, тогда как для вас существуют гораздо более благоприятные возможности, совершенно независимо от того, как далеко по пути в тупик вы уже успели зайти. Если вы занимаете одну из этих трех непродуктивных позиций – значит, вы живете и действуете из состояний Ребенка или Родителя, но никак не Взрослого. А ведь только Взрослый способен достичь успеха, благополучия и счастья в нашем мире.

Только позиция Взрослого изначально благополучна. Позиции Ребенка и Родителя (если они не контролируются Взрослым) – это позиции неблагополучия. Невозможно ощущать себя благополучным, успешным и счастливым, застряв на этих позициях. Невозможно прийти хотя бы к относительному успеху, действуя из этих позиций.

Позиция Взрослого, а значит, позиция благополучия только одна: «Я в порядке – Вы в порядке».

Особенности внутренних установок людей
Обычно по внешнему виду, поведению и образу жизни человека не так сложно понять, какую из четырех позиций он занимает. Это видно невооруженным глазом. И даже если внешний вид ничего не говорит о подобных установках человека, при общении друг с другом люди всегда чувствуют, с кем имеют дело. Еще про Психологические установки можно здесь

Практически все наши взаимоотношения, и личные, и дружеские, и деловые, определяются позициями, занимаемыми участниками этих взаимоотношений. От этих позиций зависит и наш успех или неуспех в общении, и то, насколько мы чувствуем себя удовлетворенными этими отношениями, и то, какое место среди людей мы занимаем.

«Позиции очень важны в повседневных социальных взаимодействиях людей. Первое, что люди чувствуют друг в друге, – это их позиции. И тогда в большинстве случаев подобное тянется к подобному. Люди, хорошо думающие о себе и о мире (“+” “+”), обычно предпочитают общаться с себе подобными, а не с теми, кто вечно недоволен.

Люди, чувствующие собственное превосходство (“+” “–”), в основном любят объединяться в клубах и организациях. И поскольку, как говорят наблюдения, бедность любит компанию, то бедные также собираются вместе, чаще всего в барах.

Люди, чувствующие тщетность своих жизненных усилий (“–” “–”), обычно толкутся около пивных или на улицах, наблюдая за ходом жизни. В западных странах одежда чаще всего свидетельствует о жизненной позиции значительно ярче, чем о социальном положении.

Так, одни люди (”+” ”+”) одеваются аккуратно и неярко. Другие (”+” ”–”) любят “форму”, украшения, драгоценности, изысканные вещи, что подчеркивает их превосходство. Один человек (”–” ”+”) одет бедно, не совсем аккуратно, но не обязательно неряшливо, может даже носить чужую “форму”, а другой (”–” ”–”) ходит в своей “форме”, как бы демонстрирующей пренебрежение к любой одежде, ко всему, что за этим стоит.

Встречается так называемая шизофреническая униформа (”–” ”–”), где заношенное платье соседствует с элегантным бантом или галстуком, а драные туфли – с бриллиантовым кольцом».

Что же делать? Как изменить свое отношение к миру и к себе?
Мы чувствуем позиции других людей – но далеко не всегда даем себе отчет в своей собственной. Мешает увидеть себя со стороны страх правды о себе. Он свойственен всем людям. Но этот страх необходимо преодолеть. Без этого мы не сможем прийти к позитивным переменам и на всю жизнь останемся в плену той иллюзии, что никто этой правды не видит, раз ее не хотим видеть мы.

Лучше самому себе сказать правду, чем услышать ее от других людей. К тому же от признания правды о себе остается всего один шаг к позитивным переменам.

Соберитесь с духом и потратьте время на само диагностику. Скажите себе, что вы делаете это для собственного блага, и вслед за диагнозом обязательно последует действенное лечение.

Постарайтесь, насколько это возможно, войти в роль Взрослого и отодвинуть от себя детские эмоциональные реакции. Как научиться любить и уважать себя?

Постарайтесь, не обижаясь и не злясь на своих родителей, вспомнить, какую позицию вы заняли в детстве под их влиянием.

Сейчас для вас это не повод обижаться, расстраиваться или тем более вынашивать планы мести. Сейчас для вас это просто способ поставить себе беспристрастный диагноз. Не забывайте, что на диагнозе вы не остановитесь – за ним последует лечение.

Сейчас вы взрослый человек, и только от вас зависит, какой выбор вы сделаете: начнете расстраиваться, злиться и обижаться – или примете решение исправить старые ошибки и начать новую жизнь.

Пусть утешением вам послужит тот факт, что ваши родители вогнали вас в ту или иную позицию не специально. Они сделали это бессознательно, только потому, что в свое время то же самое сделали и с ними.

Большинство нормальных родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты. И если вы не хотите в той же степени неосознанности передавать нежелательные установки дальше, уже своим детям – ваш долг осознать то, что сделали с вами, пересмотреть свои позиции и тем самым разорвать этот замкнутый круг.

Большинство родителей не хотят детям зла. Они хотят детям добра – и не понимают, что подчас добиваются этого добра способами, которые приносят прямо противоположные результаты.

У каждого из нас есть свое собственное отношение к миру. Оно характерно только для нас, как личности и в корне отличается от отношения к миру других людей. Кто-то склонен сомневаться в окружающих, другой, наоборот, безоговорочно доверяет людям. Вряд ли мы помним, когда и как у нас сформировалось подобное отношение, и не отдаем себе отчета в том, что его, как и все другие наши установки, вполне можно изменить. Мир отношений — интересен!

Если мы не уважаем и не ценим себя, то нам по жизни будут встречаться люди, которые демонстрируют аналогичное отношение по отношению к нам. Они лишний раз своим поведением будут доказывать, что мы ничего из себя не представляем, и не достойны уважения других. Не удивительно, что чем чаще мы будем встречать таких людей, тем больше будем убеждаться в собственном несовершенстве. Вновь и вновь мы будем грызть себя за свои вымышленные пороки и страдать оттого, что родились «не такими как нужно».

Однако в подобной ситуации нужно, прежде всего, разобраться в себе. Если Вы все время попадаете в одинаковые ситуации или сталкиваетесь с подобными людьми, нужно задать себе вопрос: «Что со мной не так? Почему я притягиваю таких людей и ситуации? Какие мои внутренние установки провоцируют подобное отношение ко мне?». Ответить на эти вопросы не просто, но это необходимо сделать для того, чтобы устранить причину, являющуюся корнем всех Ваших жизненных проблем. Мир отношений — разнообразен!
Ваше отношение к себе, которое является отправной точкой для отношений с миром, основано на отношениях со взрослыми, сформированных в детстве. Вспомните слова, которыми Вы ругаете себя, когда у Вас что-то не получается. Вероятно, именно так ругала Вас мама или папа. А теперь вспомните слова, которыми Вы себя хвалите. И, опять, это будет повторение слов какого-нибудь значимого для Вас в детстве взрослого. Получается, что мы точно также реагируем на себя, как реагировали на нас когда-то взрослые. Так на основании чего тогда мы создаем образ себя, который считаем единственно верным? Какие мы на самом деле?

Наши взаимоотношения с другими людьми это зеркало, в котором мы отражаемся. То, как мы поступаем в жизни, есть отражение наших качеств и жизненных убеждений. Очень часто нам свойственно в других людях видеть качества, которые мы не приемлем в себе, но являющиеся нашими собственными чертами. В нашу жизнь мы притягиваем людей, имеющих общие с нами черты. У каждого из нас есть такие знакомые, которые сильно раздражают нас, и которых мы терпеть не можем. Но они, почему-то, продолжают присутствовать в нашей жизни, и мы никак не можем от них избавиться. И они не исчезнут из нее до тех пор, пока из нашего сознания не исчезнут те черты, которые нам так не нравятся в этих знакомых.

Для этого необходимо задать себе вопрос: «Что именно меня так раздражает в этом человеке и чем я похож на него?» — а затем заглянуть в себя и найти ответ на него. Единственный способ изменить окружающих – это измениться самому. Бесполезно ругать кого бы то ни было, равно как и обвинять в своих неудачах. Нужно перестать играть роль беспомощной жертвы и начать менять ситуацию.

Если Вы не можете добиться поддержки от своего партнера и от этого страдаете, загляните в себя, возможно точно также вел себя Ваш отец с мамой и Вы с детства впитали такую модель поведения как единственно верную и возможную в отношениях между мужчиной и женщиной. Примите мысль о том, что Вы достойны другого отношения к Вам и партнер действительно поменяется.

Если Ваш ребенок кажется совершенно неуправляемым, приглядитесь к нему повнимательнее. А не ваши ли проявления Вы видите в нем? Нет смысла переделывать ребенка – избавьтесь сами от тех качеств, которые Вам не нравятся, и вы больше не увидите их в своем ребенке.

Если Ваш босс постоянно кричит на Вас и в грош не ставит, подумайте, какие черты в Вас привлекли в Вашу жизнь этого человека. Устраните их, и тогда вполне вероятно, что босс уйдет или начнет относиться к Вам иначе.

Как видно, ключ к изменению окружающих людей находится внутри нас. Поэтому, если Вас не устраивают Ваши отношения, и Вы хотите, чтобы люди вели себя по отношению к Вам лучше и эти отношения доставляли Вам только удовольствие – меняйтесь сами. Через некоторое время Вы будут удивлены, тем каким волшебным образом изменился мир отношений вокруг Вас.

Мир отношений — по нему можно путешествовать познавающе и увлекательно!

Зачастую основной причиной наших неудач является наше собственное восприятие жизни. Большинство людей считают, что судьба к ним жестока. Однако мир нейтрален ко всем. Все, что с нами происходит, — это всего лишь отражение нашего отношения к жизни и к миру.

Оптимизм и стрессоустойчивость
Эмоционально устойчивые люди умеют с легкостью адаптироваться к любым обстоятельствам, концентрируя внимание на возможностях. Любой человек, устроившись на новую работу, обнаружит, что ему довольно непросто справиться с обязанностями. Иногда может показаться, что деятельность труднее, чем была раньше. Более того, новая работа занимает больше времени и сил в отличие от прежней должности. На самом деле, многим людям тяжело выйти из зоны комфорта, поэтому они очень негативно воспринимают изменения в своей жизни. Это явление временное, и в скором времени человек понимает, что сделал правильный выбор, но, к сожалению, это осознание приходит не вовремя.

Важно понимать, что не всегда все получается так, как мы желаем. В такие моменты люди действуют по-разному: одни готовы смириться с тем, что произошло, другие – сожалеют. Эмоциональное равновесие заключается в том, чтобы сохранить надежду на то, что можно изменить ситуацию к лучшему.

Причины негатива
Хорошее отношение к жизни формируется с детства. Первыми нашими учителями всегда являются родители. Если они считали, что жизнь наполнена сплошным негативом, бедами и плохими людьми, то и мы также будем воспринимать все происходящее с нами.

Недовольство жизнью
Нередко на мировоззрение оказывает серьезное влияние опыт юношеского возраста, а именно отношения между подростками разных полов. Женщины и мужчины одинаково переживают любовные неудачи, поэтому в дальнейшем начинают негативно относиться к представителям противоположного пола. Конечно, такие «драмы» случаются не во всех романах, но довольно часто.

Как изменить мировоззрение
Зачастую ценностное отношение к жизни возникает у людей, которые смогли побороть страшный недуг или избежать смерти. Понимая, что они могли в один миг потерять все, они начинают осознавать, насколько мелочными и недостойными внимания были ссоры с родственниками, конфликты с коллегами, а также постоянное стремление к материальным благам. Таким людям свойственно радоваться каждому дню, они воспринимают свою жизнь как ценный дар и радуются каждому моменту.

Любой человек, который, к счастью, не столкнулся с неизлечимыми болезнями и прочими трагедиями, должен осознать, что жизнь может быть очень коротка. Поэтому постарайтесь не загонять себя в постоянные «рамки» и погоню за материальными благами, забывая ценить настоящие моменты, улыбки родных и близких людей.

Порой людям не хватает всей жизни для того, чтобы найти ее смысл. Так может, следует жить не ради чего-то, а просто ради жизни?! Это не значит, что надо перестать строить планы на будущее. Без целей и желаний наша жизнь становится скучной и неинтересной. Просто не стоит забывать о важности «бесценного дара».

Борьба с негативом
Здоровое отношение к жизни — это ключ к успеху и счастью.

Зачастую людям свойственно винить в своих неудачах окружающих. Это, пожалуй, первое, с чего стоит начать борьбу. Запомните, если у вас плохое отношение к своей работе, то в этом виноваты только вы, так как не смогли, возможно, получить лучшего образования или найти более достойного места.

Ваша жена не идеальна? Значит, у вас не хватило ораторского таланта или интеллектуальных способностей для того, чтобы найти с ней общий язык и наладить совместный быт. Возможно, вы ненавидите людей. Увы, но и тут проблема кроется в вас.

Поэтому так важно научиться нести ответственность за свою жизнь, а также стараться менять ее в лучшую сторону. Помните, что вы кузнец собственной судьбы, соответственно, не нужно винить государство, законы и окружающих людей в своих неудачах.

Успокойте свой разум
Для того чтобы научиться контролировать собственные мысли, необходимо начать их осознавать. Попробуем?! Сделайте глубокий вдох и постарайтесь освободить свою голову от всех мыслей. Таким образом вы создаете свободное пространство для чего-то нового, непривычного и нестандартного. Более того, ваш разум отдыхает — именно вы делаете перерыв для его работы.

Иногда мы так сильно загружаем себя проблемами и неудачами, что не можем смотреть на мир в позитивном ракурсе. В такие моменты необходимо останавливаться! Это может быть отдых в тишине, в течение которого вы должны наблюдать за собой и понять, где ваши собственные мысли, а где — навязанные извне. Не следует пренебрегать такой методикой. Стоит начать и все получится!

Обиды и чувство вины
Практически на каждом человеке лежит груз обид, который он несет с собой через всю жизнь. Продолжая «пережевывать» неприятные воспоминания, люди разрушают свою личность. Помимо внутренней гармонии, обиды наносят ощутимый вред нервной системе. Зачастую неприятные воспоминания провоцируют скачки артериального давления и учащение сердцебиения, которое может привести к сердечному приступу.

Важно понимать, что забыть об обиде вовсе не означает, что надо снисходительно относиться к плохому поведению обидчика либо продолжать общаться с ним как ни в чем не бывало. Такие действия дают прошлому возможность портить ваше настоящее и будущее. Постарайтесь в моменты неприятных воспоминаний переключаться на что-то положительное. Старайтесь не поддерживать разговоры о прошлых обидах. Если вы в очередной раз замечаете за собой, что начинаете жаловаться знакомому, коллеге или родственнику на ситуацию минувших лет, то остановитесь. Поменяйте тему разговора и расскажите то, что заставляет вас чувствовать себя хорошо.
Создавайте жизнь, которая вас восхищает
Потратьте свое время на то, чтобы задуматься о том, что вам действительно нравится. Взрослея, большинство людей концентрируется на незначительных вещах. Мы работаем на нелюбимой работе, проводим время в неинтересной компании и так далее. Происходит это лишь потому, что так надо!

Если вы всегда хотели рисовать, то займитесь своим любимым делом. Но! Это вовсе не означает, что нужно бросать работу. Можно записаться на курсы иллюстрации или живописи. Старайтесь в своем окружении находить единомышленников, а не тех, кто регулярно критикует ваши увлечения. Одно из высших достижений личности является внутреннее удовлетворение, а не внешний статус или приз.

«Жертва»
Часто так называют людей, которые создают для своей жизни «невыносимые» условия. Им свойственно жаловаться на мужа, руководство, начальника, родственника, детей, которые якобы виноваты в том, что они так плохо живут. Если такому человеку посоветовать что-либо изменить в своей жизни, то он найдет множество отговорок для того, чтобы этого не делать. Самое странное, что рядом с такими людьми всегда находится тот, кто готов бескорыстно помогать. Он готов отдавать все, чтобы облегчить страдания этого «несчастного».

«Жертвы» не способны радоваться мелочам, им свойственно акцентировать внимание на негативных моментах. Большинство предпочитает жить по принципу «я хороший, а все вокруг плохие» либо «я во всем прав, а они ничего не понимают».

К сожалению, такие «жертвы» вырастают в семье. И если вы замечали за собой подобное поведение, то самое время брать собственную жизнь в свои руки и менять ее к лучшему.

Помните, что надеяться необходимо только на себя. Никто не станет заниматься улучшением вашей жизни.

Не зацикливайтесь на проблемах
Отношение к образу жизни должно быть всегда позитивным. Когда вы очень много размышляете над тем, что вам не нравится, то вы привлекаете в свою жизнь еще больше неудач. Например, вам не хватает денег, вы не можете сбросить лишний вес. В такие моменты вам необходимо сосредоточиться на успехе.

Есть еще отличный способ борьбы с негативными мыслями! Представьте себе, что в вашей жизни произошло ужасное событие, которое вы не в силах изменить. Попробуйте спросить у себя о том, сможете ли вы это пережить.

Теперь попробуйте представить то, на что вы повлиять не можете. Допустим, вы всегда хотели быть высокого роста. Увы, на это повлиять нельзя. Значит, вы должны избавиться от этих «назойливых» мыслей. То же самое касается мыслей об упущенных возможностях. Помните, что вы живете настоящим, и вас должны интересовать исключительно потенциальные планы и достижения.

Важно! Вам необходимо осознать, что только вы контролируете свое восприятие мира. Вы не вправе ответственность за свою жизнь перекладывать на других людей. Иногда, чтобы изменить ситуацию, достаточно посмотреть на нее под другим углом.

Мудрое отношение к жизни базируется на опыте. Однако у вас есть возможность вдохновляться за счет окружающих вас людей. Поэтому черпайте для себя мотивацию от поступков и достижений других. Постарайтесь находить достоинства в каждом человеке. И не забывайте о том, что мы не в силах изменить мир, но способны изменить свое отношение к нему.

Наше отношение к миру начинается в утробе матери
Одним из самых больших незаживающих источников боли для людей является опыт внутриутробного развития. Внутриутробная жизнь определяет наше мышление о себе и окружающем нас мире на всю оставшуюся жизнь. Как мы родились, какую любовь и поддержку мы ощущали, физический опыт рождения — создают наше понимание того, является ли этот мир местом, с которым придётся постоянно противоборствовать, или мир — это то, с чем мы легко справляемся.
Любая травма, которую мы испытываем в утробе или в родовом процессе, оставляет значительный отпечаток на нас.

Травма может быть:
— физической (мы не получили достаточное количество питательных веществ, у нас не было достаточно места и т. д.);

— эмоциональной (каковы были мысли/эмоции нашей матери о нашем рождении, какие были мысли/эмоции нашего отца, каково в целом было состояние жизни родителей);

— духовной (с какими энергиями мы приходим, какие у нас предки, прошлая жизнь, кармическая энергия и т.д.).

Наше первое дыхание учит нас основной энергетике мира. Было ли наше первое дыхание легким для нас? Мы чувствовали поддержку и любовь в это время? Наше первое дыхание закладывает основу нашей основной энергетической природы на протяжении всей нашей жизни.

Это означает, что если наше первое дыхание было с удушьем или нехваткой воздуха — у нас останется энергетическое чувство, будто жизнь не может нас поддерживать … как будто мы постоянно тонем и хватаем что-нибудь вокруг нас, чтобы помочь удержаться в жизни.

Если мы свободно дышим в первом дыхании, но мы не находимся рядом с нашей матерью или отцом, мы не можем чувствовать себя поддерживаемы или любимы жизнью.

Если наше первое дыхание было, в какой-то мере, проблематично, мы можем оказаться «принимающими» в этом мире, потому что первый отпечаток физического мира (наше первое дыхание) состоял в том, что нам нужно было бороться за наше место в этом мире.

В материнской утробе объединяются различные энергии, чтобы создать нас. Таким образом, там мы формируем энергию, переносим различные отпечатки из других источников, и они создают наш собственный план нашей жизни. Но эмоции, энергии, убеждения и обстоятельства в утробе (особенно, исходящие от матери) могут кардинально изменить эти схемы.

Единственное распространенное убеждение, которое приходит из-за трудных или травмирующих «уроков» в матке, — это убеждение, что мы не должны быть здесь … или что Земля нас не принимает. Что в жизни отражается в убеждении, что нам нужно делать все самим, или что нас никто не любит и не поддерживает.

Другие распространенные проблемы, возникающие с времени, проведённом в утробе — сознательное или скрытое желание расстаться с жизнью, или постоянная наполненность яростью или горем без причины, подавляющие эмоции и др.

Одна из главных причин, почему таких людей много в этом мире, это потому, что им не давали поддержки и исцеления, в которых они нуждались, когда они ещё находились в материнской матке. Это одна из самых больших причин, по которой мы постоянно чувствуем себя в конкуренции с другими, и что мир не является безопасным местом.

Если мы чувствовали, что нас хотели, любили и поддерживали в утробе, мы будем чувствовать, что хотим, поддерживаем и любим этот мир.
Пока мы не можем сознательно вспоминать (большинство из нас) об обстоятельствах внутриутробного развития, чтобы исцелить это, но мы можем исцелить это с помощью духовной работы.

Когда к психологу приходит посетитель, он приносит конкретную проблему. Или в семье что-то не клеится, или на работе отношения требуют слишком много сил, или от партнера не удается добиться желаемого. И работать приходится именно с этими конкретными проблемами, и, как правило, удается достичь некоторого результата.

Но если есть достаточно времени и желания для того, чтобы добиться более глубокого и устойчивого эффекта, то приходится копать глубже, и при этом выясняется, что у конкретных явлений есть скрытые причины, а у тех причин — свои причины. Например, муж жалуется на алкоголизм своей жены. Несомненно, серьезная ситуация. Можно дать много полезных рекомендаций по поведению в ней и по ее исправлению. Но в ходе бесед выясняется, что он женат второй раз, и прежняя его супруга тоже была невоздержанна по части выпивки. Он сам воспринимает это, как роковое совпадение, но стороннему наблюдателю не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять — дело в нем самом. Просто его привлекают именно такие женщины.

Можно двинуться дальше, и постепенно выяснить, что эти пристрастия определись некоторыми эпизодами во время его первых сексуальных опытов, закрепивших стереотип. Эти эпизоды были, в свою очередь, результатом сложившихся в детстве представлений о взаимоотношениях полов. И так далее. Спускаясь таким образом с этажа на этаж, от причины к причине, мы получаем доступ ко все более мощным рычагам, управляющим все более общими и глубокими процессами.

В самом фундаменте этого здания неблагополучия лежат такие глобальные основы и представления, что впору обращаться не к психологии а к философии. Потому сегодня я обращусь не к основам основ, а к средней части этого здания, к проблеме достаточно конкретной, чтобы о ней можно было поговорить, но всеже слишком глубокой, чтобы для борьбы с ней можно было предложить простой и формальный рецепт. Я говорю о психологии потребления.

Сами слова «общество потребления», столь популярные в прессе прежде, теперь совсем забыты, между тем мы постепенно становимся именно таким обществом. Все меньше становится самодельщиков, домашних умельцев, всяческих энтузиастов, готовых трудиться ради процесса. На наше неподготовленное сознание обрушилась лавина рекламы, использующей самые изощренные приемы внушения, и вся она расписывает прелести всяческого потребления с такой страстью, с какой, наверное, ни один проповедник не расписывал райские кущи.

Для многих, особенно молодых, людей потребление становится целью жизни. Юноша, вступающий в мир, видит жизнь перед собой в виде сверкающей дороги, начинающейся пачкой жвачки, а кончающейся мерседесом, яхтой, особняком на побережье. Сильная страсть порождает энергичные действия, и общество действительно стало активнее, причем, в отличие от активности в комсомольском стиле, здесь действия направлены на конкретный результат.

Но результат этот сам по себе лежит вне морали, потому без должных ограничений и действия получаются не всегда общественно-полезными. Но это не самая большая беда. Беда в том, что жажда потребления неутолима. Человек, создавший нечто, еще долго может с удовлетворением вспоминать удачную работу. Человек, нечто употребивший, переживает короткий период радости, после чего вновь ощущает беспокойство, «зуд покупателя», из-за отсутствия очередной новинки. Это чем-то напоминает наркомана, вынужденного непрерывно увеличивать дозу.

Ориентация на потребление, в отличие от здоровой ориентации на созидание, лежит в основе многих психологических проблем. Надстройки над этим «этажом» могут быть самые разные. «Потребитель» не чувствует себя ценным сам по себе, он нуждается в постоянном подтверждении своих достоинств в виде окружающей его собственности — костюм, автомобиль, мебель, платье, аппаратура — все это доказывает его достоинства. Но у кого-то всегда есть вещи лучше.

Вещей всегда можно лишиться. Потеря работы, уменьшение дохода становится катастрофой — это все равно, что отрезать часть своей плоти. Тот же, кто нуждается в непрерывно подтверждении своей ценности оказывается легко уязвимым и для манипуляции и для «внутренних врагов». «Творец» гораздо спокойнее переживает даже уничтожение своих созданий, поскольку способность к созиданию, творческий потенциал личности всегда остается при нем. (Именно в такой ситуации Кола Брюньен рассказал грубоватый анекдот о полководце, у которого враги захватили детей и грозились их убить, если тот не сдаст крепость. «Ничего, — ответил герой, — у меня при себе орудие, чтобы наделать новых»).

Не менее серьезно проявление потребительской ориентации в том, что «потребитель» начинает относиться как к товару и к людям. Его собака, его жена, его дети — такая же часть хозяйства, как телевизор или кухонный комбайн. Разве что процедура приобретения несколько иная. Разумеется, в такой семье трудно ожидать нормальных отношений. «Потребитель» всегда одинок, хотя и выглядит обычно вполне благополучно.

Можно видеть, что мания потребления явление довольно глубокое. Я упомянул о негативных психологических феноменах, которые она может вызвать. Сами эти феномены тоже остаются скрытыми, и вызывают «третье поколение» уже внешних проявлений. Не советую искать проявления потребительства в окружающих, во всяком случае говорить об этом вслух — кроме скандала ничего не получится. А вот критически присмотреться к себе стоит.

Все мы должны работать ради заработка и поддерживать быт, чтобы работать. Присмотритесь к себе: что для вас важнее? Вы работаете, чтобы потреблять или потребляете, чтобы работать? Или обе половинки этого круга для вас одинаково важны? o В какой степени вы подвержены «синдрому новинки» или «синдрому последней модели»?

Раздражает ли вас еще работающий бытовой прибор, только потому, что появилась более развитая версия? o Произведения современных технологий действительно вызывают восхищение. Но не заслоняет ли этот восторг здравого смысла? Не является ли для вас очередная покупка прежде всего игрушкой? Действительно ли вам нужны эти функции, или вам просто нравится «как оно это делает»? o Вы приходите домой, и включаете музыкальный центр. Что вы слушаете — музыкальный центр или музыку? Что для вас важнее — музыка, созданная талантливыми людьми или совершенная машина, ее воспроизводящая?

По этим вопросам не надо подсчитывать никаких баллов. Просто задумайтесь о своем отношении к миру. В Библии сказано, что человек создан Богом по его образу и подобию. Некоторые богословы считают что подобие это как раз и состоит в способности человека быть Творцом.

Современный искатель, как правило, живёт в миру, если, конечно, не попадает в какую-нибудь секту или ашрам, где его поиск оказывается завершённым, потому что надо следовать уставу и обрядам того места, где он изолируется от мира. Внешний уход, однако, совсем не означает отрыва от мира, потому что тот прекрасно может продолжать занимать все мысли человека.

Вращаясь в мирских заботах и проблемах, сталкиваясь с миром в разных его проявлениях, человек, так или иначе, выстраивает своё отношение к нему и поневоле вступает в отношения с миром в самом широком смысле этого слова. Миром, по сути, является всё внешнее, всё, что окружает человека, и то, что он не отождествляет со своим «я».

Отношение к миру может быть разным. Можно считать, что мир полон страданий и нет в нём никакого просвета и пристанища для измученной души. Или же можно пытаться воспринимать мир как волнующее и величайшее творение Бога, которое настолько совершенно, что мы даже не способны этого толком осознать. Отношение к миру – это проекция собственного опыта человека или его желания, поэтому обсуждать всерьёз эту тему не имеет смысла. Отношение к миру каждого конкретного человека не имеет под собой достаточной объективности и прямо зависит от его настроения и самочувствия в данный текущий момент. Оно обусловлено доминирующей идеей и каким-нибудь желанием и служит их выражением. Оно не отражает мира, оно отражает внутреннее состояние человека, не более того.

Отношения с миром – совсем другое дело. В них мир во всех совокупностях своих проявлений и категорий выступает в качестве субъекта, с которым имеет дело отдельно взятый человек. Примерно так дети награждают субъектностью любимые игрушки и воображаемых друзей. Став взрослыми, они продолжают давать имена автомобилям и другим вещам; мир же у них имеет безымянную субъектность, или он отождествляется с субъектностью Бога. Тогда мир становится неким проявлением Бога, и отношения с Ним автоматически проецируются на окружающую человека действительность.

Любые отношения характеризуются наличием ожиданий и привязанностей. Чего люди могут ждать от мира? Выполнения своих желаний, конечно; то есть именно того, чего они – прямо или косвенно – ожидают от Бога. Люди хотят хорошей погоды, обильного урожая и отсутствия катастроф, приходящим к ним в виде землетрясений, наводнений и засух. Люди хотят благополучия, что вполне естественно, и бессознательно ждут от мира, что он пойдёт навстречу их желаниям.

Но это только одна сторона медали. Мир в представлениях людей дробится на части, так или иначе олицетворяющие его, но относящиеся к разным проявлениям и уровням того, что называется миром. Такой частью мира, например, является жизнь. Живая природа – безусловно, есть составная часть мира, а процесс её существования мы привычно называем жизнью, нередко включая в это понятие и собственное житьё-бытьё. Мы все имеем представление о жизни и своё отношение к ней (жизнь несправедлива, жизнь – дерьмо; жизнь такая, какой мы делаем её сами, и так далее). И мы привязаны к своим представлениям и к желаниям, касающимся жизни вообще и своей в частности, а эти желания чаще всего направлены на сохранение и защиту и того и другого. Кто-то спасает животных, кто-то противостоит вырубке лесов, а кто-то копит деньги в надежде на то, что с их помощью удастся защититься от бед, невзгод и, может быть, даже избежать смерти. Привязанности дополняются ожиданиями того, что жизнь должна приносить человеку всякие приятные вещи. И существует при этом немало людей, не ждущих от жизни ничего, кроме проблем и разных гадостей. И те и другие обычно весьма привязаны к своим ожиданиям. Ожидания питаются надеждой, и позволяют многим людям ждать чуда почти до самой своей смерти.

Отношения с Богом всегда обусловлены правилами той религии, которая Его представляет. Они, так или иначе, программируются усвоенными представлениями, могут быть по-детски незрелыми или вполне себе глубоко продуманными и наполненными самыми возвышенными чувствами. Сути ситуации это не меняет: там, где есть отношения, всегда присутствуют ожидания и возникают привязанности. Бог ждёт чего-то от вас, вы, соответственно, ждёте чего-то от Бога, и неважно, что это – награда или наказание. Вы привязываетесь к Его образу, созданному внутри себя, и готовы драться с тем, кто на него случайно или не случайно посягает. Всё это путь верующих, широкий путь, доступный всем желающим и не требующий в массе своей каких-то особенных усилий от человека. А если даже усилия нужны, то они не затрагивают главной основы отношений ума с миром и с Богом – придания им некой воображаемой субъектности.

Отношения с окружающими людьми в этом смысле гораздо реалистичнее, ведь каждый человек имеет реальную, а не воображаемую субъектность и субъективность. Поэтому мы и не можем рассматривать наших близких как часть мира, а человечество в целом легко вписывается в многообразие элементов, из которых он состоит. Окружающие нас люди составляют наш микромир, вполне осязаемый и реальный. Реальность отношений в этом микромире позволяет нам считать такими же реальными наши воображаемые отношения с миром и всеми его категориями, включая Бога.

Искатель, если ему хочется выйти за пределы обыденного восприятия и познать новые измерения Бытия, вынужден уходить от мира. Причём внешний уход – в монастырь или скит – далеко не всегда приводит к нужному результату. Привязанности могут продолжать оставаться внутри человеческого ума даже тогда, когда рядом нет ничего, о них напоминающего. Поэтому уход осуществляется внутренне и проходит через избавление от отношений и привязанностей.

Привязанности возникают как следствие страхов и желаний, а отношения есть плоды проекций и иллюзий. Отношения, которые кажутся нам существующими вполне объективно, присутствуют только в нашем уме, а вовне представляют из себя негласный (или гласный) договор двух эго о правилах поведения относительно друг друга. Фактически это договор о правилах игры, о некоторых условиях, в которых только и могут существовать отношения. И вот из этой игры и появляется та «реальность», которую, вроде бы, несут в себе человеческие отношения. Реальность же отношений с миром является чистой, как слеза, иллюзией.

Тема содержания отношений воспринимается болезненно большинством людей, потому что в свете вышеизложенного представляет их жизнь пустой тратой времени. Тем более что как можно жить по-другому они не знают и знать не хотят. Их надежда на построение идеальных взаимоотношений и полное взаимопонимание умирает только вместе с ними.

Выход за пределы этого мира невозможен, если искатель остаётся привязанным к нему и хочет получать от мира что-то и дальше. Привязанности и отношения тратят доступную человеку энергию так же бессмысленно и безоглядно, как игроголик, спускающий последние гроши на рулетке. Потому и нужна работа по их осознанию, по освобождению от подавленных желаний и страхов, ведь именно они непосредственно участвуют в поддержании невидимых пут привязанностей. Пока они существуют, невозможно ощутить состояние внутренней свободы, да и осознание будет всё время теряться при затрагивании тем, к которым человек неравнодушен.

Самая сильная привязанность человека связана не с внешним миром и не с отношениями. Самая сильная привязанность человека – привязанность к самому себе, в виде идеального или неидеального образа себя, а также отождествления с телом. Бессознательный человек представляет из себя сумму привычек, каждая из которых помогает ему тратить энергию, которая производится в нём, через привычные и однообразные по своей сути действия. Привычки – это и постоянное повторение излюбленных удовольствий, и способ избавляться от избытка энергии не приходя в сознание.

Процесс избавления от привязанностей обычно описывается в негативном ключе – дескать, избавься от желаний и всё сразу изменится. С одной стороны, так оно и есть. С другой – такое описание процесса внутренней трансформации есть серьёзное упрощение того, что проходит искатель на самом деле. Нельзя жить отсутствием, как невозможно существовать в пустоте. Существование само по себе есть присутствие, и все разговоры буддистов о пустоте выглядят странными, если говорящий по-прежнему присутствует в физическом теле. Ох уж эта метафизика…

Процесс избавления от привязанностей имеет, как и положено, несколько аспектов. Есть старые желания, которые возникли ещё в детстве и именно тогда не были реализованы. Они могли быть связаны с потребностями ребёнка, но для взрослого человека они, как правило, перестают быть актуальными. С избавлением от нереализованных детских желаний помогает их осознание, хотя иногда требуется воплотить их в жизнь – устроить себе, например, такой праздник на день рождения, которого сильно хотелось в детстве – с клоунами, воздушными шарами и кучей подарков…

Разобравшись со старыми желаниями, человек растёт и становится более зрелым. Теперь он способен куда более ясно видеть свои текущие желания и определять их корни. Рост и развитие видения всегда сопровождают эту работу, и так проявляется позитивный аспект процесса избавления от привязанностей. Происходит и много параллельных процессов: поскольку каждая привязанность и желание несут с собой напряжение, то, освобождаясь от них, человек становится более расслабленным, а разотождествляясь с желанием он получает возможность направить силу своего внимания в другие сферы – те, в которых открываются совсем иные возможности для реализации человеческого потенциала.

Искусство терять – то, чем придётся овладеть каждому искателю, претендующему на переживание Высшего, ибо пока вы в мире, а мир в вас, познание Бога и переживание Истины практически невозможно. Каждый раз, когда вы теряете привязанность и смысл пребывания в мире, вы делаете шаг за его пределы, к тем уровням Бытия, которые не видны и недоступны для вас, пока вы привязаны. На духовном пути искусство терять становится синонимом искусства приобретать, и каждая утрата приводит к возникновению новой возможности или качества. Таков закон, и он касается не только духовного пути, но и вполне обыденной жизни.

С отношениями, которые тоже приходится терять, дело обстоит ещё проще. Когда их неестественность становится очевидной, поддерживать отношения в прежнем виде становится очень трудно. Вы перестаёте играть в игры эго, и здесь есть некоторый сложный поначалу момент, когда ваши близкие продолжают требовать от вас ответа на свои ожидания. Через подобные испытания проходит любой искатель, и, как правило, более или менее адекватная форма для продолжения общения и взаимодействия всегда находится.

Отношения, как и эго, вещь в основе своей искусственная и оттого ложная. Есть то, что заменяет отношения и в мире, и вне его. Это ощущение и переживание связи, которая существует между человеком и миром, а также другими людьми и Богом. Отношения представляют собой протез этой связи, потому что она не ощущается людьми, не прошедшими определённый отрезок мистического Пути. Пока человек не развил в себе возможности высшего восприятия, существование этих связей для него всего лишь ещё одно предположение, ещё одна светлая идея, не более. Связь осуществляется через Сердце, и пока оно закрыто вряд ли можно ощутить её во всей полноте.

Освобождаясь от отношений с миром, человек приходит к переживанию связи – не только с тем, что вдалеке и рядом в этом мире, но и со всем Творением. Избавляясь от привязанностей, искатель обретает свободу, позволяющую ему выйти за границы видимого мира и узнать вкус реализации себя на иных уровнях Бытия, доступных человеку. Привязанности, подобно магниту, удерживают искателя в рамках возможностей этого мира, лишая его возможностей более высокого порядка.

Отношения, как я уже упоминал выше, напрямую связываются с отношением. Считается, что к тому, с кем у тебя хорошие отношения, ты и относишься тоже хорошо. На самом деле такое бывает далеко не всегда, но так уж принято считать. По мере продвижения по Пути отношение к миру и людям тоже меняется. Искатель выходит за пределы ограниченной оценки вроде «нравится – не нравится» и за пределы оценивания вообще. На смену какому-то отношению (пусть оно даже безразличное) приходит принятие мира и людей такими, какие они есть. Принятие не превращает человека в жертву обстоятельств и бессознательных реакций окружающих людей – он может действовать в мире согласно своему видению и осознанию ситуации.

Отношения призваны избавить человека от страха, одиночества и чувства отделённости. Отношения с миром служат в конечном итоге той же цели. Однако когда человек начинает ощущать неразрывную связь с Творцом и Его Творением, потребность в отношениях отпадает сама собой, потому что человек получает насыщение и удовлетворение совсем другого порядка. Таков Путь мистиков – через утраты к наполненности, от земли к небу.

 

Надеемся, что вам понравятся лекции о философском понимании отношений человека и мира. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!