Мы едем в Армению, в монастырь Хор Вирап («глубокая яма»), чтобы спуститься в ту самую яму для смертников, в которой 13 лет провел первый глава Армянской Апостольской Церкви Григор Лусаворич (Святой Григор Просветитель). Впрочем, как оказалось, это далеко не единственное в этих краях подземелье, освоенное еще на рубеже новой эры.
Хор Вирап: встреча, которая могла изменить историю
Словоохотливая бабуля с весьма уместным именем Мариам, привычно расположившись у входа в монастырь, не без удовольствия берется рассказать нам историю Хор Вирапа.
— Не знаешь, так слушай. Под нашей церковью Хор Вирап есть огромная яма. Ты обязательно спустись туда. Не бойся, лестница трясется, но не срывается. Столько лет живу, не помню, чтобы кто-нибудь туда провалился. В стародавние времена в яму Хор Вирапа сажали преступников. Такая у них казнь была. Царь Трдат, прости его Господи, посадил туда Григора Лусаворича. Тот прожил в яме 13 лет. Там и умер, там и похоронен. Могила там есть. Постой. Или я напутала чего… Или Трдата там похоронили… Да какая разница…
Из столь вольно пересказанной истории ненароком выпала весьма существенная составляющая — Армения стала первым государством, принявшим христианство, именно потому, что Святой Григор в той яме не умер.
Истинная история монастыря Хор Вирап: рождение христианства
К счастью, в отличие от бабули, историк V века Агатангелос подробно описал происходившие в монастыре Хор Вирап события в труде «Житие и история святого Григора». Царь Армении Трдат Великий, узнав о Христовой вере Григора, приказал истязать и «отвезти его с оковами на ногах, руках и шее в Айраратскую область и спустить в очень глубокую яму цитадели города Арташата, чтобы он там умер».
Но некая вдова тринадцать лет подряд «по велению Бога» кормила его, опуская в яму Хор Вирапа по одной лепешке в день. «И… он остался жив благодаря Господу своему. Другие же люди, которых однажды спускали туда, все умирали из-за зловонного, удушливого, непереносимого места, из-за смрадного ила, кишевшего змеями, и из-за глубины. Ибо она была вырыта для преступников и для казни приговоренных к смерти со всей Армении».
Но однажды за Григором пришел старший нахарар Ота. Его послала в монастырь Хор Вирап сестра Трдата — ей было видение, что излечить тяжело больного царя может только Григор. Так оно и случилось. Исцелившись, Трдат Великий уверовал в единого Бога и Сына Его Иисуса. Весь царский род был крещен, а христианство признано государственной религией Армении. Григор Лусаворич стал первым армянским католикосом.
И тут, захожу в монастырь и ушам не верю — слышу голос муэдзина, призывающего мусульман на молитву. Глазами нахожу крест на куполе церкви Сурб Мариам Аствацацин, расположенной в центре монастырского ансамбля. Стоит. На мой растерянный взгляд отвечает продавец свечей:
— Не бойся, это не здесь. Это по ту сторону Аракса. Минарет видишь?
Да, эта граница разделяет не только государства.
Монастырь Хор Вирап в Армении: знакомимся поближе
Хор Вирап образца XXI века — это одновременно и духовный, и туристический центр. И лучшая иллюстрация к сказанному — яркая вывеска «Сувениры», аккуратно вмонтированная в арочный свод одной из келий. Продают здесь лубочные картинки с изображением Христа, Богородицы и ликов святых, изделия прикладного искусства…
Должно быть, потому, что монастырь Хор Вирап — святое место, всем, кто хочет что-то купить, приходится подолгу искать продавца, который, по-видимому, и мысли не допускает, что в его ларьке можно что-то украсть. Кстати, не дождавшиеся послушно оставляют на прилавке деньги, берут что надо и уходят.
Небольшая базилика — церковь Сурб Григор — стоит продолжением монастырской стены. Ее во второй половине V века построил католикос Нерсес III Таеци. В двух ее углах расположены ямы. Настоятель монастыря Тер Нарек рассказывает, что Святой Григор сидел в той, которая поглубже — шесть с половиной метров, — поскольку совершенное им преступление считалось особо тяжким. А в другую сажали за менее значимые преступления, чем отказ поклоняться языческим богам и неподчинение воле великого царя Великой Армении.
Узкий проход ведет в священную яму, ставшую когда-то амфитеатром, где разыгрался, должно быть, далеко не первый акт трагедии о борьбе кодекса уголовного с кодексом чести. Уместнее сказать — совести.
Хор Вирап – взгляд из-под земли
Отвесная лестница в монастыре Хор Вирап на самом деле чуть-чуть качается, и на минуту становится жутковато. Но вот и земля под ногами, впрочем, как и над головой. Полукругом сходятся вверху закопченные стены, справа от лестницы — небольшой алтарь с почерневшим хачкаром. Должно быть, именно его бабушка Мариам приняла за чью-то могилу.
Тишину лишь изредка прерывают испуганные возгласы тех, кто не рискнул сюда спуститься. Но вот в отверстии появляются кроссовки, затем джинсы… А вот и сам носитель джинсовых брюк.
— Спускайтесь, спускайтесь! — кричит он. — Здесь совсем не страшно. Ну же! Не на 13 же лет, на пару минут всего. Эх, вы!
Видимо, для таких — не в меру активных и шумных — на стене висит объявление: «На стенах не писать. Свечи к стенам не прикреплять. Соблюдать тишину». И еще: «На алтарь не подниматься». Но, как водится, эти объявления мало кто читает, не исключение и носитель джинсов, который тут же забирается на алтарь — куда же еще девать неуемную энергию в столь ограниченном пространстве! Не всем дано познавать, некоторым больше нравится осваивать.
Я же подсознательно ищу на полу змей. Агатангелос писал про всяких гадов. Да и убеждения бабушки Мариам по этому вопросу вполне совпадали с данными историка: «Змей у нас — несметное множество. И скорпионов черных. Красные — они что! Укусит, поболит пару дней и пройдет. А вот черные — уважения к себе требуют». Нет, лучше вернуться на свет Божий.
Выйдя из монастыря Хор Вирап, можно еще раз осмотреться, полюбоваться природой, вершинами гор, которые еще покрыты снегом, глубоко вдохнуть чистый и свежий воздух. Хорошо на земле!
Путешествуя по многочисленным прекрасным местам нашей планеты, не будет лишним посетить и это удивительное место, которое представляет собой огромную историческую ценность. А куда еще можно отправиться за новыми впечатлениями и с целью прекрасно отдохнуть – вам могут это подсказать интереснейшие статьи на нашем портале.
Как повествует Агатангелос в «Истории Армении», царь Трдат III бросил в темницу своего «верного любимого слугу Григориоса, которого именно из-за (отказа поклоняться богам) замучил жестокими и ужасными истязаниями, а затем приказал бросить в страшный Хор Вирап, чтобы он там тотчас стал пищей змей». Трдат III велел казнить христианку Рипсимэ, так как она отказала царю Трдату, пораженному ее красотой, а также ее наставницу Гаянэ и других тридцати двух христианок, которые прибыли в Армению, спасаясь от преследований римского императора Диолектиана.
После того, как Рипимэ и другие христианки были замучены «Шесть дней царь пребывал в глубокой печали и безысходной скорби из-за вожделенной любви к красоте Рипсимэ, потом он назначил время охоты, приказал всем своим войскам принести охотничьи сети, поставить силки. Он хотел поохотиться в поле Паракана Шемакаца. Однако, когда царь сел в колесницу и собирался выехать за город, он был сражен и выброшен из колесницы омерзительным бесом.
И тут же на него нашло бешенство, и он стал сам себя поедать. Подобно царю вавилонян Навуходоносору, потеряв человеческую природу, он в облике кабана, как один из них отправился к ним, жить вместе с ними. Войдя в камыши, он стал травоядным и, совершенно лишенный разума, носился по полям, истязая свое нагое тело. Хотя и (люди) пытались удержать его в городе, но не смогли, во-первых, из-за (его) природной силы, и во-вторых, (так как) была еще и сила бесов, вселившихся в него.
Подобным же образом бесновались сраженные нечистой силой горожане. И небывалое бедствие нашло на страну. Вся царская родня, а также слуги и подчиненные понесли наказание, и из-за постигшей кары царила безысходная печаль.
И тогда сестре царя, которую звали Хосровадухт, было видение от Бога. Она пришла, поведала людям и известила (их) о своем видении и сказала:
В эту ночь было мне видение. Некий муж, излучающий свет, пришел и рассказал мне: «Вы не исцелитесь от постигшей вас кары, если не пошлете человека в город Арташат за заключенным там Григором. Он придет и откроет вам лекарство исцеления от ваших недугов».
«А те тринадцать лет, что Григориос оставался в тюрьме крепости и в Хор Вирапе, некая вдовица, жившая в крепости, получила повеление от Архавирка (в видении) каждый день печь одну лепешку и бросать в Хор Вирап. Таким образом, по повелению Бога она кормила его в годы его пребывания там. И в яме, в которую бросили его, он остался жив благодаря Господу своему. Другие же люди, которых однажды спускали туда, все умирали из-за зловонного, удушливого, непереносимого места, из-за смрадного ила, кишевшего змеями, и из-за глубины. Ибо она была вырыта для преступников и для казни приговоренных к смерти со всей Армении».
По приказу царя Григория выпускают из темницы. Григорий первым делом хоронит тела Рипсимэ и других христианок. Затем он является ко двору и в течение двух месяцев проповедует христианскую веру. Когда Григорий исцеляет Трдата (по словам Агатангелоса, царь вновь обретает человеческие черты), исцеленный царь решает принять христианство, к чему его побуждают также его жена Ашхен и сестра Хосровадухт. По преданию, 6 января 301 года в реке Арацани, притоке Евфрата, Григорий крестит царя и весь его двор. Таким образом, Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.
Монастырь Хор Вирап находится именно в том месте, где 13 лет в заточении провел святой Григорий Просветитель. Название «Хор Вирап» (Խոր Վիրապ) по-армянски означает «глубокая яма».
Каждый год в июне Армянская Церковь отмечает «Выход из Хор Вирапа святого Григория Просветителя», а в марте вспоминает «Заточение в Хор Вирап святого Григория Просветителя».
Монастырь Хор Вирап был основан в V веке. Тогда же здесь появилась монашеская братия. Примерно в 642 году католикос Нерсес III Таеци построил над ямой Церковь Святого Георгия из белого известняка. Впоследствии она была разрушена.
В 930 году армянский царь Абас I Багратуни и васпураканский князь Гагик Арцруни рядом с Хор Вирапом разбили 13-тысячное войско арабов, посмевших напасть на Армению.
С XII века Хор Вирап также стал крупным образовательным центром. Известный ученый, архимандрит ААЦ Вардан Аревелци (1198-1271 гг.) основал здесь школу, обучение в которой длилось 9 лет. Сюда приезжали обучаться также из Киликийской Армении. Помимо богословия здесь изучали философию, логику, риторику, грамматику. В числе сорока учеников Вардана Аревелци были Есаи Нчеци, Ованнес Ерзнкаци, Геворг Скевраци, Нерсес Мшеци, Григор Балуеци, Григор Бджнеци и многие другие известные мыслители.
В Хор Вирапе Вардан Аревелци завершил написание «Собрания истории», написал «Географию» (состоящую из четырех частей — «Мироздание и небо», «Земля», «Армения, Иберия и Албания», «Другие страны»)- и «Толкование Даниила». После его смерти в 1271 году его должность занял Нерсес Мшеци. Через некоторое время, из-за соображений безопасности, школа была перенесена в Монастырь Святых Апостолов в Муше, в Западной Армении.
До XVIII века Хор Вирап был также центром рукописного искусства. До нас дошло более десятка рукописей, которые сейчас хранятся в Матенадаране, среди которых рукописи Геворга Скевраци (1267 г.), чтеца Мурата (1663 г.), Григора Сюнеци (1774 г.).
В XVI веке из-за тяжелого политического и экономического положения Армении строения Хор Вирапа значительно пострадали. В XVII веке настоятель монастыря архимандрит Давид Вирапеци восстановил здания монастыря и монастырскую жизнь. В 1666-1669 гг. он построил каменную ограду монастыря и различные строения.
1 марта 1669 года на средства братьев Шмавона Агулеци и Закарии Агулеци были начаты работы по очистке ямы от земли и строительство новой церкви. 20 сентября 1669 года была освящена Церковь Святого Григория. Во время строительных работ были найдены останки Вардана Аревелци и епископа Нерсеса Таронаци, бывшего настоятелем Хор Вирапа в XIII веке. Во время очистки ямы от земли была также обнаружена могила, в которой, вероятно, захоронен католикос Нерсес III Таеци, которую оставили на прежнем месте и засыпали землей.
Сегодня, чтобы попасть в яму, где святой Григорий Просветитель провел в заточении 13 лет, нужно аккуратно спуститься по узким ступенькам вниз, справа от алтаря Церкви Святого Григория. Глубина ямы – 6,5 метров. Наверху, в потолке, можно увидеть отверстие, через которое вдова бросала в яму еду для Григория Просветителя.
В 1703 году было завершена реставрация Церкви Святой Богородицы.
Во время правления персов в XVIII веке монастырь Хор Вирап не действовал.
В 1765 году католикос Симеон I Ереванци отреставрировал монастырь, возобновил монастырскую жизнь и дал монастырю 11 деревень.
В 1970-1980 гг. католикос Вазген I Палчян отреставрировал полуразрушенные ограды комплекса, кельи, хозяйственные строения, жилье для настоятеля монастыря, построил гостевой дом.
В 1989-1994 гг. при монастыре издавалась церковная газета «Гавит».
В настоящее время, как и прежде, Хор Вирап является одним из важнейших мест паломничества на территории Армении. В праздничные дни сюда стекается колоссальное число паломников со всего земного шара.
Как добраться самостоятельно
Самостоятельно добраться до места назначения легко и быстро можно на легковой машине. Чтобы проехать от Еревана до монастыря вам понадобиться полчаса времени, так как Хор Вирап расположен всего в 40 километрах от Еревана. Это место находится на краю Армении, на расстоянии километра от турецкой границы, которую помогают охранять пограничники России. Можно вызвать такси или же воспользоваться услугами персонального водителя.
Маршрут из Еревана в Хор Вирап на карте
Экскурсии в Хор Вирап
Монастырь Хор Вирап — это место, где берет начало история христианства страны. Раньше вместо храма здесь находилась тюрьма. Способ наказания заключенных: их оставляли внутри ямы с ядовитыми змеями и насекомыми.
Вход внутрь подземную тюрьму, сохранившуюся и сейчас, располагается внутри часовни святого Григория, которая была построена во времена семнадцатого века. Справа от алтаря в часовне есть металлическая лестница, которая ведет в яму глубиной от 3 до 6 метров.
Также территории данного монастыря располагают церковь святой Богородицы (Аствацанин) с колоколами, очень красивая, покрыта красными плитами.
Церковь работает, тут проходят священнодействия.
Вдоль стен находятся кельи монахов, столовая и подсобные помещения. Внутри двора расположены надгробные каменные плиты, захоронения ранее служивших тут священнослужителей.
Храм окружен высокой каменной крепостной стеной.
Араратская равнина, где стоит сооружение — украшение Армении. Помимо чудеснейшего вида, тут можно увидеть Турцию, граница с которой всего километр от сооружения.
Лучше посещать Хор Вирап рано утром. Пустынная долина до обеда не такая жаркая. При этом лучи утреннего солнца освещают гору Арарат и монастырь на ее фоне.
От этого зрелища буквально захватывает дух. Природа вокруг очень красива. По всей ширине Араратская долина покрыта лугами, тут же протекает река Аракс, со стороны левого берега.
Также около монастыря можно выпустить голубя в небо.
Материал для данной статьи был частично взят с сайта http://imyerevan.com/ http://armenio.info/