Современные духовные практики для начинающих: с чего начать человеку лучшие цели виды йога

dux-zhizn-obshestva

Можно определить 8 основных правил духовных практик на пути изменений.

1 правило. Соблюдайте умеренность

Начинать всегда нужно с посильного, рассчитывайте свои силы: вы отправляетесь в долгое и опасное путешествие, в котом будут испытания и препятствия. Духовная практика подобна восхождению по лестнице, где важно постепенное приобретение опыта. Стремясь сразу воспользоваться лифтом или перепрыгивать ступеньки, мы рискуем упустить важные изменения в душе и быстро потерять интерес.

Например, без опыта медитации или молитвы не стоит бросаться с головой в эти практики и часами пытаться сосредоточить ум. Начните с нескольких минут, постепенно увеличивая время.

Не стоит также сразу раз и навсегда от чего-то отказываться. Определите для себя испытательный срок, в течение которого сможете оценить насколько вы готовы к таким изменениям.

2 правило. Анализируйте изменения

Каждая духовная практика способна изменить нас. Этот добровольный эксперимент будет иметь смысл, если мы будем исследовать свой опыт. Анализируйте всё, что переживаете, чувствуете. Отслеживайте своё сопротивление, реакцию окружения. Происходят изменения и важно понимать, что именно меняется.

3 правило. Ведите дневник

Это правило поддерживает предыдущий принцип. Результаты анализа целесообразно фиксировать. В дневнике хорошо прописывать цели, инсайты, ошибки и успехи. Дневник становится нашим другом, который поддерживает и напоминает в трудную минуту о том, куда мы направляемся. Как корабельный журнал, дневник даёт связь с реальностью, помогает увидеть картину уже прошедшего пути. Записывая свои цели, мы получаем гораздо больше шансов добиться успеха.

Помните про правило умеренности: не нужно превращать ведение дневника в непосильную работу. Даже несколько минут записей в день могут быть весьма ценны.

4 правило. Возобновляйте практику

У каждого практикующего есть свои истории о неудачах, каждый спотыкался  на пути. Неудача может заставить думать, что практика не улучшает положение дел и вы двигаетесь назад. Это естественный и ценный целительный процесс. Практики не только воспитывают положительные качества, но также вскрывают старые болезненные воспоминания и эмоции. В такой период высок соблазн погрузиться в дела, в неотложные семейные проблемы или просто забросить практику, поддавшись приступу лени.

Посоветуйтесь с учителем или с психотерапевтом, который разбирается в духовной практике. Возможно, сейчас вам необходимо какое-то время заниматься практикой менее интенсивно или сменить тип практики.

Главное — продолжить практику, сохранить уже достигнутые результаты труда. Не имеет значения, что вы потерпели неудачу или совершили ошибку, вы начинаете упражнения снова, а это победа над любой прошедшей неудачей.

5 правило. Относитесь к себе бережно

Духовный путь — начало роста в нас новой сущности. Этот процесс похож на выращивание растения или воспитание ребёнка. Проявите доброту и снисходительность к зарождающимся процессам. Научитесь поддерживать себя и бережно относиться к своим новым потребностям. Мы люди, а человеческие существа несовершенны. Если бы мы могли выполнять духовные практики в совершенстве, нам бы не нужно было практиковаться.

Если чувствуете необходимость поддержки, найдите учителя, духовных друзей или психолога, который поддержит ваш рост.

6 правило. Получайте удовольствие

Может показаться, что духовная практика всегда требует самопожертвования, а все святые были мучениками. Это далеко не так. Одна из главных целей духовной практики — радость и блаженство. Признак верного пути — способность испытывать удовольствие, занимаясь духовной практикой. Если вы встречали духовно зрелых людей и мудрецов, то могли заметить, что они счастливые люди. Счастье делает человека менее озабоченным собственными интересами и открывает ему мир других людей.

7 правило. Создайте привычку

Практика должна закрепиться в вашем жизненном ритме. Пока новая привычка не станет устоявшейся, лучше всего не делать никаких исключений. Создайте для себя правило, которое сможете выполнять и точно следуйте ему. Начинайте сегодня хотя бы с малого и сделайте практику частью каждого дня.

8 правило. Назначьте практике высший приоритет

Сделайте практику важнейшим делом дня. Путь для начала это будет одна  минута регулярной практики в день. Но это должна быть самая важная минута вашего дня. Присвойте ей высший приоритет.

Конкретная практика может меняться, могут быть и свои особенные правила. В духовной жизни свой ритм и каждому из нас важно прислушиваться к себе, понимать, какая практика более всего подходит.

В нас заключён огромный потенциал, с более высокими стадиями духовного роста неразрывно связан и более высокий уровень зрелости. Духовные практики – инструменты, которые делают такой рост возможным. Главное — побороть боязнь своего собственного потенциала.

Занимаясь духовной практикой, человек получает различные успехи и результаты, происходят заметные изменения – как во внутреннем мире человека, так и во внешнем.

Успехами в духовной практике считаются следующие изменения:

— Уходят обиды, исчезает гордыня, пропадает чувство вины, сожаления и негативные эмоции.
— Исчезает беспокойство по мелочам, особенно это касается событий материального мира.
— Жизнь становится спокойнее, проще и позитивнее.
— Возникает приятное ощущение, что «все идет как нужно».
— Исчезают страхи и неуверенность в себе, а также зависимость от того, «что подумают другие».
— Уменьшается количество съедаемой пищи, при этом чувство голода отсутствует.
— Меньше времени уходит на сон, так как меньше хочется спать.
— Ощущается легкость и бодрость в теле.
— Духовная практика приносит все больше и больше удовлетворения.
— Возникает ощущение самодостаточности, исчезает желание общаться о всяких материальных пустяках, а уединение приносит глубокий покой и радость.
— Обостряется восприятие и понимание других людей. Вы начинаете понимать человека, просто взглянув на него, или обменявшись с ним несколькими фразами.
— Возникает сострадание к другим и искреннее желание им помочь.
— Вы начинаете понимать смысл различных духовных практик и техник.
— Изнутри приходит беспричинная радость – и тогда вы радуетесь всему, что воспринимаете.
— Углубляющееся понимание себя, мира, Законов Жизни и Бога.
— Вы чувствуете, что жизнь совершенна в любой конкретный момент времени.

 

Кроме того, результатом духовной практики могут быть также успехи в материальной деятельности, но совсем не обязательно. Однако, совершенно очевидно, что внутренний мир меняется, и это является самым главным успехом – причем с вашей собственной точки зрения.

Основной критерий успешности духовной практики

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что основным критерием успешной работы над собой является уменьшение материальных желаний. По мере духовного роста и самосовершенствования человек замечает, что желание обладать (контролировать, распоряжаться) материальными вещами ради собственного наслаждения становится меньше.
Другими словами, «вкус» к материальным объектам уменьшается, поэтому и соответствующие желания тоже ослабевают. Практикующий начинает черпать радость (удовлетворение, умиротворение) внутри себя, и по мере духовной практики источник этой радости все больше и больше раскрывается, с лихвой компенсируя те удовольствия, которые ранее человек получал от обладания внешними (материальными) объектами. Это самый верный критерий успеха на духовном пути, универсальный и надежный.
Вышесказанное не означает, что нужно бросить все материальное, уйти в лес или горы и отречься от мира. Можно использовать то, чем мы владеем, на благо всех, и это пойдет только на пользу нашему совершенствованию. Но это уже отдельная тема.
По мере исчезновения материальных желаний, могут появляться или усиливаться духовные желания, и это тоже очень хороший показатель. Пользуясь предложенным выше критерием, мы всегда можем увидеть общую тенденцию нашей жизни, и таким образом оценить успешность нашей духовной практики.

Зачем делиться успехами

Успехами от духовной практики желательно делиться с другими, но только с теми, кто поймет и не станет завидовать. Хорошо, если у вас есть духовный учитель, наставник или просто хороший друг, который всегда выслушает ваши успехи и будет искренне им рад. Общаясь об успехах и улучшениях с другими, вы сами настраиваетесь на позитив и настраиваете других людей, и это еще больше ведет к успехам.

Можно записывать свои успехи, и когда в духовной практике наступает черный день, когда вам кажется, что вы ничего не достигли на духовном пути и все это время потратили зря, вы открываете свои записи, и перечитываете все свои успехи. Это помогает выбраться из черной полосы и продолжить свой духовный путь.

У многих часто встает вопрос про духовные практики: что работает, а что нет?   Это очень важный вопрос: с какой позиции восприятия себя и духовных практик мы можем получить реальные результаты? «Ведь не все работает, не все получается, не все подходит» — думаем мы. Почему кто-то к чему-то приходит, а я нет, где скрыты «не мелкие» мелочи и на что стоит обратить внимание, к чему прислушаться?   На самом деле работает все. Но к разным практикам мы подходим в разное время своей жизни, с разным отношением и на разном уровне сознания, а значит — они имеют для нас разный эффект. Можно условно разделить эту тему на два разных подхода, хотя всегда есть переходные варианты.
Начальный вопрос будет всегда звучать так: «Где сейчас находитесь именно Вы?» Сможете честно себе признаться и определить? Да, не просто…
НЕРАБОТАЮЩИЙ ПОДХОД: ПОЗИЦИЯ ЖЕРТВЫ
В этом состоянии, в некорректном отношении к себе и окружающим, в кризисе, в любой проблеме или болезни — пути у всех свои — мы обычно приходим в духовные практики. Усталость, разочарование — это то, что заставляет нас что-то копать и искать. Как мы ощущаем себя и с какими энергиями мы входим в те практики, которыми решили заняться? Как и какого учителя или инструктора, с какими параметрами мы себе выбрали, на что понадеялись и купились, чем очаровались заранее?
ГОНКА ЗА БЫСТРЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Мы ощущаем себя обиженными жизнью, мы готовы делать все что угодно и верить в то, во что раньше не верили. Входя в практики, мы похожи на двоечника, который плохонько выучил стих и пытается механически пересказать его учителю.   Единственная цель таких практик для нас — результат: улучшение жизни, решение проблем, обретение счастья.
Ведь мы так долго об этом мечтали! Практики воспринимаются нами как средство достижения цели. Те, что требуют времени и регулярного выполнения, как правило, приводят нас в уныние и мы быстро про них забываем и придумываем кучу оправданий.   Подобно слону, забегающему в магазин фарфора, мы хватаемся за разные инструменты и бросаем, не замечая фундаментальных изменений в жизни. Мы, как капризные дети, желаем и требуем, чтобы «мячик» в эту же секунду превратился в «куклу». И разочарованно отбрасываем его, если этого не происходит.
Мы не уважаем себя, не уважаем других людей, мы не задумываемся о том, что наши желания часто эгоистичны и нарушают основные законы Вселенной.   Важно понять, что в таком состоянии мы не видим глубину и красоту вхождения в практики. Мы не позволяем себе наслаждаться процессом, торопясь увидеть результат, потому что не готовы взять ответственность на себя, а просто и слепо доверяем, что если потереть там, потянуться или подышать так, слопать «таблетку» — должен быть нужный результат, который обещали.
Но в таком состоянии мало что меняется, в лучшем случае на время с большим откатом назад. Потому что любая практика — это лишь инструмент, позволяющий взглянуть и прочувствовать, прикоснуться к себе поближе, поменять свое отношение, и повторюсь, взять ответственность, что по старому я уже постараюсь не жить, только и всего…
НИЗКАЯ САМООЦЕНКА
Когда мы что-то заявляем в духовных практиках, мы можем обосновать это лишь тем, что «я так долго страдаю», «я хочу лучшего». Подходя к реальности, мы часто имеем проблемы с самооценкой. Мы заявляем о своих желаниях, не зная о своей сути, красоте и ценности. Мы «хотим» — это ключевое слово. Но это всего лишь ум и эго, но это не мы, а лишь часть нас и определенны механизмы, которыми мы не умеем пользоваться. Мы хотим всё подряд, всё и сразу, всё и много, лучше, чем у других. Но за этим «хотением» нет понимания, почему мы заслуживаем иметь и зачем в действительности нам это.
Мы выражаем намерение что-то иметь, но не можем закрепиться в вере в себя, ощущении, что достойны получить это для чего-то. И нашей робкой позиции противостоит глубоко укоренившееся оправдание: «ну ладно, я не готов, я не достоин, я никто и ничто».   Практикам в противовес выступает постоянное внутреннее ощущение нехватки, недостатка, ущемленности, необеспеченности, драмы. И оно чаще всего перевешивает в создании своей реальности. Мы теряем свой фокус внимания, а где и в каком качестве мысль находится чаще, там и происходит материализация.
СОМНЕНИЯ
Мы постоянно живем в страхе ума и отчаянно сомневаемся по любому поводу. Бывает и так, что все наши практики — это просто попытка уговорить себя, что это работает! Мы практикуем, чтобы получить доказательства, что этим стоит заниматься и можно тратить на это время. Чаще всего мы занимаем позицию недоверия, как бы говоря: «ну посмотрим, насколько это сработает, удивите меня». И изначально делаем субъективные выводы, не видя всей перспективы в целом. В целом позиция жертвы выглядит так: я не совсем верю в это, но, может быть сработает. А «может быть» — слабая мотивация и естественно, она не работает.
Даже, если мы активно и воодушевленно принимаемся за разные практики, внутри может находится именно недоверие. И через некоторое время при отсутствии предполагаемых результатов, мы получаем разочарование, депрессию — поскольку время и деньги потрачены, силы тоже, но волшебной и идеальной жизни так и не наблюдается. Получается замкнутый круг — мы говорим себе, что поверим, если увидим результат. Но результата нет, поскольку мы еще не верим. Мы не верим в красоту, ценность и суть своего Существа — поэтому ничего не происходит.
И вот здесь наступает серьезный кризис: мы либо отбрасываем все игры в «верю-не верю» и идем дальше на глубинно — интуитивном доверии и понимании, что духовные практики мне сейчас жизненно необходимы, это именно моя дорога, либо все бросаем под лозунгом «я так и знал — не работает».
НЕОБХОДИМЫЙ ПОДХОД: ПОЗИЦИЯ ТВОРЦА
С позиции творца мы осознаем свою ответственность за состояние своей реальности и своей жизни. Мы начинаем разбираться и понимать свою природу. У нас есть только наше отношение и мышление, а это и есть наша реальность и свобода выбора! Бог с огромной Любовью дал нам все возможности для создания нашей уникальной реальности, и нам пора заняться осознанным ее творением!
НАСЛАЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОМ
Есть замечательный момент, позволяющий выйти из вечной гонки за результатом — это понимание, что мы уже сделали это. Все, что мы желаем получить сейчас, уже существует в нашее реальности. Это позволяет без лишней суеты, переживаний и негатива быть в процессе практики, наслаждаться ей, не торопиться, не ждать результата, он нас больше не интересует, он уже есть, духовная практика становится нашей жизнью, а не «гонкой достижений».   Именно в таком состоянии проявляется радость и удовольствие от процесса: мы начинаем наблюдать, как выстраиваются события нашей жизни. Этим мы начинаем притягивать здорового, процветающего, просветленного себя будущего в свое сейчас.
Это многомерный процесс трансформации и улучшения жизни, и он более эффективен, чем процесс линейный. Любая практика становится таинством, удивительным процессом трансформации, где важен сам процесс! Если вы хотите съесть изысканное блюдо, то вас влечет именно наслаждение красотой, запахом, вкусом пищи, а не само состояние сытости. Пробуждение цветка прекрасно, и, подобно этому, любая практика — это священный и трепетный процесс знакомства с Собой истинным.
  ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЦЕННОСТИ
Понимание и осознание своей ценности, важности своего пребывания на планете — основной ключ к позитивным изменениям жизни. Вы осознаете тот бесценный опыт и багаж мудрости, накопленный через все воплощения прямо сейчас. Вы начинаете понимать свою уникальность, а это значит, что вы осознаете свою индивидуальну возможность проявлять себя в этом материальном мире прямо сейчас. Вы больше не нищий в поисках счастья, вы — существо, знающее и осознающее свои возможности.
  УВЕРЕННОСТЬ
Любое знания — сила, но мы всегда воспринимаем это в контексте материальной реальности. Не информация, а внутренняя мудрость и знание — основа творящей силы нашей мысли, нашей энергии. Ведая о своей божественной природе, своих возможностях, понимая механизмы работы своих энергий, мы не сомневаемся в полученном результате, а он не всегда должен быть видимым. Наша трансформация и улучшение жизни — не поиск доказательств, а четкое понимание своих действий, уверенное осознанное персональное творение. Это работает, энергии меняют свои вибрации, материя и реальность выстраивается согласно нашему предназначению. Мы творцы своей реальности и мастера собственных энергий.
В ПОЗИЦИИ ТВОРЦА:
мы знаем, что результаты уже есть, просто потому, что мы осознанно запускаем процессы познания себя, выполняя различные практики; мы чувствуем, что результаты уже есть, потому что мы осознанно это выбрали; мы ощущаем, что результаты уже есть, потому что мы уже делаем это; мы не сомневаемся в себе и любую преграду воспринимаем, как возможность еще глубже и по другому познать себя…

 

 

Он, видно, еще не осознал, что его семья и работа и есть духовная практика, причем куда труднее и благодатнее по результатам, чем медитирование на заснеженных гималайских пиках. Я знаю, о чем говорю, поскольку за моими плечами – и то, и другое. Временное отстранение от мирской жизни, конечно, является неплохой формой внутреннего развития, однако сферой тренировок Мирного Воина является повседневность. Требования, предъявляемые к нам жизнью, становятся средствами выявления наших скрытых слабостей, укрепления этих уязвимых звеньев, развития нашего тела, разума и чувств.

Незадолго до нашего расставания Сократ напомнил мне: «Я показал тебе Путь, по которому идет Мирный Воин, а не путь, который приводит к состоянию Мирного Воина. Человек становится воином во время этого путешествия; средством его практики является сама жизнь. Когда ты осознаешь это, каждое мгновенье твоей жизни будет направлено на высшую цель.»

Повседневная жизнь обеспечивает такое разнообразие форм практики именно потому, что выдвигает перед нами множество различных требований. Все мы способны определить те события жизни, которые становятся для нас испытаниями и развивают нас: работа, деловая карьера, финансовые проблемы, отношения с людьми, образование, жилищные вопросы, здоровье, питание и физические тренировки, а также цели нашей жизни, их значимость и направления их достижения.

Будни жизни – лучшая духовная школа. По мере того, как ваше отражение все четче обозначается в зеркале повседневности, вы глубже узнаете и принимаете себя таким, каков вы есть. Учась на закономерных последствиях своих поступков – обретаете мудрость, столь нужную на пути личностного и духовного роста. Духовная практика начинается на земле, не на небесах. Эта догадка осенила меня однажды утром, четверть века тому назад, когда я тихо сидел в медитации. Тут подошла моя трехлетняя дочурка Холли и дернула за штанину, требуя к себе внимания. Я сердито прошипел в ответ: «Не трогай меня, я медитирую!» И тут же понял, что упустил главное во всей духовной практике: обнять собственную дочь в тот момент было куда важнее, чем повторять раз за разом мантру.

Когда люди задают абстрактные вопросы о времени, пространстве или реинкарнации, я неизменно спрашиваю в ответ, как у них обстоит дело с зарядкой, здоровой диетой, временем сна и добротой в отношении других…

Практика в процессе работы

Большинство из нас заинтересовано в серьезной карьере — в достойной сфере деятельности, позволяющей человеку ощущать себя значительным членом общества, в котором он живет. Внутренняя политическая жизнь организации является отдельным микрокосмом, и те отношения, в которые мы вступаем на работе, заключают в себе бесчисленные возможности «самовоспитания» в общении с коллегами, сотрудниками и различными неприятными личностями, с которыми, тем не менее, приходится иметь дело (и которые часто являются нашими начальниками).

Наша работа непрерывно заставляет нас задумываться и задавать самим себе разные вопросы. Кто мы? В чем наша ценность и каковы наши основные интересы? Как мы ладим с другими людьми?

Для того, чтобы прожить в этом мире, необходимы деньги, и даже если мы независимы в финансовом отношении и вполне состоятельны, достаточность денежных средств определяется нашими ценностями, потребностями и способностями приносить пользу окружающему миру. Та сумма денег, какую мы зарабатываем, связана как с нашей рыночной полезностью, потребностью мира в выбранной нами профессии, так и с нашим самоуважением — с тем, насколько высоко мы сами себя ценим. Финансовое состояние и род нашей деятельности указывают на текущий уровень наших способностей, то есть на потенциал нашего развития.

В зеркале тела

Физическое здоровье и состояние нашего организма являются отражением степени нашей самодисциплины, эмоциональной чистоты и психологического здоровья. Не так уж просто обмануть себя, стоя перед зеркалом. Под одеждой и косметикой скрывается наш подлинный уровень жизненной энергии, который связан с текущим образом жизни, степенью осознанности и дисциплины — и даже с нашим мнением о самом себе. Наша забота о своем здоровье, внешности и физическом состоянии, проявляющаяся в режиме питания, физических упражнениях и уравновешенности жизни, требует непрерывного наблюдения за собой, самоанализа и критической оценки и формирует существенную часть нашей повседневной практики.

События и уроки повседневности

Какие сферы жизни — работа, карьера, финансовые вопросы, отношения с людьми, образование, здоровье (дурные привычки, физические упражнения, диета и т.п.) представляют для вас самые серьезные трудности?

Напишите или сформулируйте устно в одной-двух фразах основной урок, который вы усвоили, или основное качество, которое обрели, сталкиваясь с этими трудностями.

Гвозди на дороге

В жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостями выбора. Вставать или полежать в постели еще немного? Вступить в брак или остаться холостым? Начать работать или продолжить учебу? Ориентироваться на близкие цели или заботиться о далеких надеждах? У каждого выбора есть свои достоинства и недостатки. Явления жизни заставляют нас определять для свои важнейшие ценности и осуществлять каждый выбор в соответствии с этими приоритетами. Любой выбор приводит к определенным последствиям, каждый выбор учит чему-то новому. Таким образом, каждый из нас, пребывающий и действующий на арене повседневности, вовлекается в непрерывную практику духовного развития, которая согласуется с Путем Мирного Воина.

Вселенная — мой путь. Любовь — мой закон. Покой — мой кров. Опыт — моя школа. Преграды — мои уроки. Трудности — мой стимул. Страдание — мое предупреждение. Труд — мое благословение. Равновесие — мое состояние. Совершенство — моя судьба.

Гиллермо Толентино

—-

Дэн Миллмэн

Путь мирного воина

Люди, занимающиеся духовной практикой, особенно те, кто практикуют методы измененных состояний сознания, наиболее часто встают перед двумя вопросами.

Первый вопрос — это как вписать практику в свою повседневную жизнь? Как сделать так, чтобы не страдал их социальный уровень? Как сделать так, чтобы интенсивная духовная практика, а особенно практика измененных состояний, не противоречила учебе, работе, отношениям с окружающими?

А второй вопрос – каким образом менять свою жизнь в соответствии с результатами своей практики, в соответствии с теми инсайдами, открытиями и озарениями, которые приходят в особых состояниях сознания, но как вода в песке исчезают при переходе к «обычной» жизни.

Корни проблемы

Древние мудрецы говорили, что обычный (не просветленный) человек подобен слепцу, который бредет впотьмах, не помня, кто он такой и куда идет. Мудрецы современные говорят, что человек подобен роботу, который действует по программе, сам не осознавая этого. И это, в общем-то, одно и тоже.

Есть ли выход из этой ситуации? Есть и известен он уже давно! Это духовная практика, и в первую очередь, практика Измененных Состояний Сознания (ИСС), а если быть точным — Расширенных Состояний Сознания (РСС). Во время таких состояний человек освобождается от своей «слепоты» – от своих поведенческих программ и стереотипов восприятия. В эти моменты он может увидеть реальность такой, какая она есть, т.е. ненадолго стать просветленным.

Но в том то и беда, что ненадолго. Медитация, дыхательные упражнения, пост, молитва, физическая нагрузка, смертельная опасность, перепады температур, сильные душевные потрясения, ЛЮБОВЬ! – все это может ненадолго «пробудить» любого человека, но через какое-то время (часы, максимум дни) он снова «заснет». И хотя польза таких состояний уже доказана – человек оздоравливается, приводит в порядок свою психику, но! Если он после процесса не меняет сознательно свою повседневную жизнь, то жизнь и не меняется. Это похоже на сеанс мануальной терапии, не подкрепленный лечебной физкультурой. Позвоночник поставили на место, но привычные натяжения мышц и связок быстренько возвращают позвоночник в исходное (привычное) нефизиологичное положение. И он (позвоночник) снова начинает скрипеть, болеть, мучить своего хозяина.

То же самое происходит и после практики, не подкрепленной перестройкой повседневной жизни. Короткая эйфория, а потом все возвращается «на круги своя». В душе снова накапливается пыль, в организме шлаки, в сознании стереотипы. Жизнь снова становится прежней. И хотя само по себе попадания в расширенные состояния полезно в качестве психогигиены, но ведь хочется большего! Хочется счастья!

Постановка задачи

Как же мне использовать РСС для того, чтобы изменить свою жизнь, если потом я все равно снова «усну»?!

Ответ достаточно прост – запоминать то, что открывается во время практики и использовать эту информацию для волевой перестройки своей жизни. Это можно образно представить так:

Идет человек по болоту в глухом лесу ночью. Куда идти не знает, ничего не видно, болотные испарения не дают дышать. И вот человек лезет на дерево. Лезет, лезет, обдирает ладони, срывается, но вот наконец-то залез. Ура, он наверху! И здесь он видит небо, звезды, луну. Свежий воздух наполняет его измученные легкие. А на горизонте виден город – и до него уже недалеко. И человек спускается снова вниз (хотя ему и не хочется, но сидя на дереве до города не дойти). И снова пускается в путь. Но теперь он помнит, куда примерно идти, он снова наполнен верой – он видел город своими глазами, и он немного передохнул, подышав свежим воздухом. И теперь он будет выбирать не ту дорогу, которая лучше, а ту, которая ведет в сторону города. А если он заблудится, или потеряет веру, или испарения болота снова подорвут его силы, то он снова может залезть на дерево. А может это придется сделать и не один раз.

Метафора незатейлива. Дорога по болотистому лесу – это повседневная жизнь, а залезания на деревья – это практика расширенных состояний сознания. И вывод очевиден: без практики РСС изменить свою жизнь («дойти до города») практически нереально — сил не хватит, куда идти не ясно и т.д. А, избегая повседневной жизни, этого тоже не сделать («сидя на дереве до города не дойти»). Только сочетая эти две части жизни – практику и повседневность, можно постепенно, шаг за шагом, приближаться к тому идеалу, который живет внутри у каждого человека. Но для этого практике необходимо найти адекватное место в повседневной жизни, а повседневную жизнь упорно и последовательно перестраивать, опираясь на результаты практики.

Немного теории

Как действует «механический человек» (по Г.И.Гурджиеву)? Как собака Павлова: стимул – реакция. Иногда он совершает действия под воздействием страстей, становясь не механическим, а «животным» существом. Но страсти – это ведь тоже продукт стереотипов. Когда ситуация не стандартна и не находится подходящего стереотипа, или когда два стереотипа противоречат друг другу, то тогда на помощь приходят эмоции и желания. Но ведь корень опять – в стереотипах!

И только человек разумный хоть и с усилием, хоть и «задним числом», хоть «когда гром грянет»! — но может увидеть картину своей жизни во всей ее полноте, соотнося с этой картиной то, что происходит с ним в текущий момент времени. Более того: на основе этого понимания он может, опираясь на свой личный опыт и ориентируясь на свою систему ценностей, сделать Выбор, поставить Цель, спланировать свои действия и реализовать их. И если он будет упорен и последователен, если не будет подкармливать свои стереотипы энергией, то тогда эти стереотипы начнут засыхать, как засыхает река, в которую не стекают ручьи. И если намерение его будет сильно, то желания его будут направлены на реализацию этого намерения, а не абы куда. А значит, не желания будут им управлять, а он ими. И тогда все больше и больше действий человек будет совершать не вследствие кем-то сформированных программ и не вследствие страстей, рвущихся из глубин его подсознания. Человек будет действовать в соответствии со своим божественным даром – свободой выбора, и жизнь его будет меняться в сторону счастья, потому что он же не дурак – выбирать несчастную жизнь.

В более наглядном виде все вышеизложенное можно представить в виде модели, которая описывает разные уровни обусловленности поведения человека (модель прилагается).

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

И хотя в этой модели прослежены только основные связи (лежащие внутри управляющих цепочек), но, тем не менее, главное видно отчетливо:

1.   Практика РСС должна вызывать эмоции, а для этого содержание практики должно отличаться от стереотипного поведения субъекта.
2.   Формат практики должен блокировать возможность разрядить эту эмоцию через реактивное поведение (по крайней мере, полностью).
3.   До начала практики должна быть сформирована установка на сбор информации (рефлексия).

Эти условия позволяют не только получить и зафиксировать результаты практики РСС, но и успешно интегрировать эти результаты в повседневную жизнь. И лучше всего понять эту технологию на собственном опыте. Итак:

Технология

Попробуйте после своего очередного ПРОЦЕССА (неважно какого процесса – медитации, молитвы, тренировки по боевым искусствам или сеанса Ребёфинга), когда состояние УЖЕ сдвинулось ближе к обыденному, но воспоминания о процессе ЕЩЕ свежи, выполнить следующие действия:

1.   Отрефлексировать самые яркие моменты этого процесса: Что происходило? Что вы ощущали? Что переживали? Что вспомнили, поняли, увидели?
2.   Попробуйте это осмыслить, соотнеся со своей картиной мира, со своим опытом, со своей системой ценностей. Что вы узнали нового о себе и о Мире, в котором вы живете?
3.   Подумайте о том, как вы можете использовать эту информацию для того, чтобы ваша жизнь стала лучше? Куда вы теперь хотите двигаться, как жить дальше?
4.   И если вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите менять свою жизнь, то сделайте выбор.

Сформируйте несгибаемое намерение, как говаривал Дон Хуан Матус. Поставьте Цель и сформируйте у себя установку достичь ее во чтобы-то ни стало. (В нашей метафоре – это решимость дойти до города, который человек увидел на горизонте).
5.   Но никакое несгибаемое намерение не сработает на 100 %, если вы не спланируете: Что, Как, Сколько, Когда вы будете делать. Планы – это то, что отличает человека от животного. Но реально могут помочь не просто планы, а планы, построенные на собственном намерении, которое сформировано на основе вашего собственного решения, которое, в свою очередь, опирается на ваш собственный опыт – опыт вашего процесса. Только тогда у вас будет желание, а значит и энергия, на выполнение всех ваших планов. Так что без животного, которое двигается, ощущает, хочет и чувствует, тоже не обойтись. (По крайней мере, поначалу.)

И подводя итог, можно сказать, что хорошим результатом вашего процесса (вашей практики) будет ясность в ответах на 3 вопроса:

1)   Что нового я узнал о себе и о Мире?
2)   Как я теперь намерен изменить свою жизнь?
3)   Что для этого я буду делать?
И, естественно, готовность к действию (то самое намерение).
И, естественно, ДЕЛАТЬ, ДЕЛАТЬ, ДЕЛАТЬ! А то будет как вчера…..

Вот такая вот технология. Простая, но отнюдь не легкая. Главное, что она работает! А когда одолевают сомнения, вспоминайте свои процессы (для этого хорошо бы их записывать). Вспоминайте, что этот город вы видели своими собственными глазами. Вспоминайте направление, в котором он находится. И вперед! А если силы вас уже оставляют, то выход всегда рядом – лезьте на ближайшее дерево. Дышите, медитируйте, выполняйте тысячу ударов мечом, голодайте, ныряйте в прорубь, в общем, – практикуйте.

Прорывайтесь к истине, запоминайте ее, и снова окунайтесь в болото… т.е. простите, снова окунайтесь в прекрасную, сверкающую, бурлящую и кипящую окружающую вас жизнь. Наполняйте ее светом истины, открывшейся вам, несите это сокровенное знания людям, не забывая при этом и себя. И помните: счастье возможно!

Андрей Стёганцев
Психолог-практик,
Инструктор Санкт-Петербургской школы дыхания,
Исследователь и практик РСС

Что входит в структуру духовной жизни личности и общества ॐ СТАТУСЫ И УКЛАДЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ॐ

В Санатана Дхарме существует система разных укладов жизни (ашрамов), разных статусов, в которых ведется духовная практика. Эта система называется ашрама-дхарма. Если вы вступаете на Путь Освобождения вам надо понять какой статус вам выбрать для себя исходя из своих обстоятельств.

Грихастха

Это домохозяин (грихастха), семейный хозяин дома. Он живет обычной мирской жизнью но при этом немного выполняет садхану, изучает писания, выполняет поклонение божествам у алтаря, посещает храмы, сатсанги святых и поддерживает садху материально.

Карма-санньяси

Это женатый семьянин-йог, решивший быть «в миру, но не от мира сего». Он совмещает духовную жизнь и семейную. У него есть дом и дети.
Он практикует отречение от мира через служение и пребывание в созерцании, при этом пребывая в гуще мира.

Иногда он уединяется для духовной практики — ритрита, иногда он погружен в севу, служение, иногда — в мирские заботы. Но чем бы он ни занимался, он все объединяет с созерцанием Брахмана, Бога, делая любую ситуацию путем, пригодным для практики.

Нанак, Кабир были великими святыми карма — санньяси. Великим просветленным карма санньяси был царь Джанака, мифические царицы — йогини Чудайла, Мадаласа, совмещавшие просветленную жизнь йога и управление царством.

Парамахамса Йогананда, Махариши Махеш йоги, Шри Чинмой, Бхагаван Шри Раджниш — примеры выдающихся карма — санньяси. Просветленный ученик Шри Раманы Махарши Шри Харилал Пунджаджи (Пападжи) тоже вел подобную жизнь.

Брахмачари

Это неженатый духовный искатель (брахмачари), практикующий самодисциплину, йогу, тапас, севу, посещение храмов и мест паломничества и живущий при ашраме, в ашраме или дома. Этот статус очень подходит начинающим йогам и садху.

Ванапрастха

Это ведический отшельник, это грихастха, брахмачари или карма санньяси, но удалившийся от мирских дел и суеты и живущий в лесу, деревне или рядом с ашрамом, или в ашраме, один или с супругой.

Он посвящает себя изучению писаний, ритуалам, только садхане йоги, медитации и спокойной севе.
Он ведет спокойную созерцательную жизнь, полную мистической глубины.

Многие древние риши – Васиштха, Джамадагни, Кашьяпа, Атри и т.д. были ванапрастхами.
Они жили в уединенных лесных ашрамах со своими женами и учили учеников.

К современным известным великим просветленным святым — ванапрастхам можно отнести Шри Рамакришну, Шри Рамана Махариши, Шри Ауробиндо.
К ним можно также отнести Нисаргадатту Махараджа.

Санньяси

Санньяси — это монах, принявший инициацию(дикшу), духовное имя санньяси, носящий оранжевое одеяние и соблюдающий правила аскетичной жизни, принятые в своем ордене или школе. Он не имеет семьи, собственности, своего дома и живет в ашраме либо в лесу или горах.

Иногда это деятельный монах, путешествующий ведущий проповедь Дхармы, обучающий других, иногда — это отшельник — молчальник, пребывающий в медитации и самадхи. Иногда — и то и другое. Это очень важный и самый известный статус в духовной жизни.

Через санньясу приходят большие благословения, поскольку в санньясе возможно вести истинно свободную, непривязанную жизнь и выполнять севу и тапасью не отвлекаясь.

Большинство великих святых, сиддхов, реформаторов — все они были санньяси. Наиболее известные среди санньяси – Будда (буддизм), Махавира (джайнизм), Шри Гаудапада, Шри Шанкарачарья, Свами Вивекананда, Свами Шивананда, его ученик Свами Вишнудевананда, Свами Муктананда, Сатья Саи Баба, Хайдакхан Баба, Бхактиведанта Свами (Шрила Прабхупада), Шри Сат Читананда Ганапати, Свами Рам, Махайоги Пайлот Бабаджи (Сомнатх Гири Махарадж).

Ведический или тантрический сиддх-авадхута.

Авадхуты — это божественные игроки во вселенной, совершенные святые, просветленные совершенные освобожденные от кармы души, пребывающие вне всех рамок и определений, норм и предписаний, «безумные мудрецы», вышедшие за грани мира людей и мира сего.

Они игнорируют человеческий мир с его иллюзиями и условностями и учат его своими непостижимыми методами.

Забавляясь и играя в нем, иногда юродствуя, они смеются над важностью так называемого социума, материального мира людей, видя его как лужицу в океане большого космоса.

Они «парят в пространстве», «странствуют с облаками» и «текут вместе с реками», живя в запредельных сферах где им вздумается.

На каком то этапе реализации граница между санньяси и авадхутой стирается и тогда санньяси является и тем и другим. Для мирян и учеников — он санньяси, для богов и сиддхов он — авадхута.

Наиболее известные авадхуты, ставшие богами — Шиваджи, Шри Даттатрея «Гуру всех Гуру», Шри Кришна. Святой Дурваса, Матсиендаранатх, Горакханатх, Шри Шука, Саи Баба из Ширди, Трилинга свами, Рамалинга Свамигал, Дэвраха Баба, Парамгуру нашей линии Шивапрабхакара Свами Брахмананда из Омалура — все они были великими авадхутами.

Дхарма — это большой и свободный мир множества путей, но выбирать свой путь надо вам.

(Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири)

Надеемся, что вам понравилась статья о том что входит в структуру духовной жизни личности и общества. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

Источник информации для статьи взят с: https://www.b17.ru/  https://www.ranibu.ru/  http://www.stiogantsev.ru/