Как достичь просветления и не ходить на работу (духовный путь мастера Будды)

kak-stat-prosvetlennym-chelovekomПоговорим о том, как стать просветленным в обществе. Об этом спрашивают многие интересующиеся знанием люди, которые не хотят уходить в монастырь или куда бы то ни было, а живут в городах, среди людей и жесткие аскетичные варианты им не походят.

Мы уже писали о легендарном учителе Гурджиеве, так вот путь который он предлагает, может подойти, но необходимо найти настоящего учителя.

Четвертый путь – это путь внутреннего развития, принесенный на Запад  Г. И. Гурджиевым.

По мнению Гурджиева, человек в его обычном состоянии – не свободное и творческое существо, а не более чем биоробот, машина, программируемая другими такими же биороботами, и его жизнь, как правило, несчастлива и бессмысленна.

Происходит это потому, что люди не осознают, не помнят себя — за исключением отдельных вспышек самоосознания, которые случаются, например, в незнакомом месте. Люди действуют, чувствуют и думают механически, по принципу «стимул-реакция». Не «они делают», а в них «что-то делается», не «они чувствуют», а «им чувствуется», не «они думают», а «им думается» и т.п.

Как стать просветленным

Как стать просветленным? Кроме того, человек-биоробот лишен цельности, хотя и полагает, будто обладает ею. На самом деле у нас нет одного, единого «Я», а есть множество «я» (то есть мыслей, чувств, желаний, ощущений), которые нередко противоречат друг другу, которые не осведомлены друг о друге, и которыми мы совершенно не в состоянии управлять. Мы не можем контролировать себя, потому что мы себя не знаем. Вот почему с нами все «случается» — мы не хозяева своей жизни.

Система, разработанная Гурджиевым на основе более ранних школ (таких, как суфийская), позволяет «…сломать заслон механичности, своеволия и отсутствия самовоспоминания, которые составляют ваше бытие в настоящее время» (П. Д. Успенский, «Заметки о решении работать»).

В отличие от многих других путей, ЧП не требует ухода от обычной жизни. Наоборот – он основан на изучении человеком самого себя и своей ситуации посреди обычной жизни. Последователь Четвертого пути должен жить, подобно суфию, по принципу «в миру, но не от мира»,

то есть в миру пребывать, как все, выполняя предписанные обществом законы и правила и стараясь как можно лучше сделать мирскую работу. Но личность свою при этом сохранять в полной независимости от общества, и стремиться к свободе от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, самосожаления, эгоцентризма и страха.

Как стать просветленным самостоятельно

Четвертый путь предназначен для того, чтобы обрести цельность, способность делать, стать хозяином самого себя, для того, чтобы жить свою жизнь, а не спать ее.

Люди — это машины — доведённые до автоматизма существа. Когда они перестанут быть примитивными, плохо работающими машинами, (когда научатся творчеству и спонтанности) — они станут счастливы. Вот — основная мысль жестокого и нелециприятного гуру — Георгия Гурджиева, учение которого продолжил его ученик и соратник — Пётр Успенский.

Гурджиев принадлежит к эпохе так называемого русского Серебряного Века, но это не простой «серебряный век». Гурджиев – богоискатель-практик!

Георгий Иванович Гурджиев – автор книг-бестселлеров, входящих в «маст хэв» любого серьёзного эзотерического круга чтения. Вот его книги: «Всё и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Читать эти труды – сложно, несмотря на то, что мы охарактеризовали их как «бестселлеры». Они написаны как поэтические духовные откровения, в духе своего времени, времени, породившего музыку Скрябина, «заумные» стихи Велимира Хлебникова, стоящую от всего особняком «Розу Мира» Даниила Андреева, а также, разумеется, картины Рерихов. Гурджиев, кстати, как и Рерихи, много путешествовал по Востоку и Азии, заново открывая эти священные места европейскому интеллектуалу.

Как стать просветленным человеком

Как стать просветленным человеком?

Вот его мысли, вошедшие в золотой фонд культуры, по крайней мере в золотой фонд современной психотерапии, уважительно прислушивающейся к религиозным практикам мира…

Тот, кто не может контролировать свои действия — разве может быть счастлив? А кто из нас по-настоящему контролирует себя?

Если водитель не контролирует машину — что может быть опаснее?!

Счастье человека в том, чтобы понять: как он устроен, на каком топливе ему лучше работать; а так же: куда и зачем он едет.

Остановить инерцию, в потоке которой мы обычно движемся в никуда — вот первый и главный шаг на пути к счастью.

Для этого в практике «четвёртого пути» существует масса упражнений, цель которых одна: сбить нас с толку, изменить привычный маршрут, сломать автопилот. Например, отказаться в обыденной речи от слова Я (мне) и слова НЕТ (не).

Только так мы «оказываемся в моменте» и, наконец, имеем шанс увидеть мир, в котором жили до сих пор, не просыпаясь.

Для того чтобы быть счастливым, современному ищущему человеку категорически нельзя делать следующие вещи:

  • Использовать эзотерические учения для достижения низких (бытовых) целей;
  • Смеяться и отворачиваться от житейского опыта, только потому, что тот не вписывается в усвоенную ранее книжную премудрость;
  • Играть со своим и чужим душевным настроем в угоду материальному миру

Смысл жизни человека по Гурджиеву:

«разрушить в себе склонность к внушаемости, которая заставляет нас становиться лёгкой добычей «массового гипноза». Мы должны преодолеть космический и социальный гипноз, который овладел человечеством, потерявшим связь со своей сущностной, бытийной основой»

Преодоление этого «сна наяву» и есть подлинное счастье.

Что значит «просветление сознания»? Вопрос не из лёгких. Многие умы бились над тем, чтобы выразить словами то, чего нельзя выразить, т. к. не придумано для этого пока слов. Единственное слово, которое люди привыкли связывать с состоянием пребывания в высшей реальности в духовном понимании, — это просветление.

Просветление как состояние самадхи или, ещё выше, как Просветление Будды, где мы окончательно избавлены от всех страданий и страстей; процесс абсолютного очищения и перевоплощения, где эго более не имеет власти, а жизненные ситуации не провоцируют эмоциональных реакций, — тогда это можно назвать настоящим просветлением.

Его многие жаждут, ещё больше его ищут, но лишь немногие проходят долгий путь и наконец начинают жить в состоянии просветления сознания.

Существует ли просветление объективно?
В Алмазной сутре сказано: «Никогда не было Будды, который бы вступил в этот мир. И никогда не будет его, который вступит в этот мир». Он говорит: «Сорок лет я учил и ни разу ничего не сказал». Такое изречение предполагает вообще отрицание существования феномена просветления. Нет Будды, весь мир иллюзия, нет вас и вашего эго. Кто или что будет просветляться? С точки зрения некоторых философских учений эта концепция вполне оправдана, т. к. в мире нет ничего, кроме пустоты, а следовательно и наше с вами существование не может серьёзно восприниматься.

Мы оставим философские вопросы для философии и рассмотрим практический аспект феномена просветления.

Йога и просветление: духовное просветление человека
Йога и просветление напрямую связаны друг с другом. Занимаясь йогой, вы открываете путь к состояниям озарения и просветления. Выполняя дыхательные и медитативные практики, вы занимаетесь в первую очередь и со своей энергетикой, повышаете духовное состояние и уровень развития.

В учении йоги просветлению отведена особая роль — это завершающая ступень аштанга-йоги, 8-ступенчатой системы. Достижение просветления — самадхи — краеугольный камень йоги. Все ступени йоги ведут к одному — к самадхи. Занимаетесь ли вы асанами или пранаямой, практикуете ли вы направленное внимание или медитации, вы всегда занимаетесь по сути одним — подходите к озарению, причём просветление, его краткий миг может случиться еще на самых подступах. Вы можете быть не таким опытным, как другие практики; тут вся тонкость процесса заключена в выполнении техник, в отключении ума от поглощённости будничными вопросами.

Когда мы говорим о самадхи как о просветлении, избавлении от страстей, было бы ошибочным утверждать, что это окончательная стадия на пути к просветлению. Это, скорей, техническая форма обретения просветления; настоящее высшее просветление — это выход в состояние Аннутара Самьяк Самбодхи, просветление Будды. Это состояние бодхисаттвы, святого, помогающего людям. Он познал истины, полностью свободен от власти страстей, он более не связан логикой, всё постигается и всё познано не посредством интеллекта, а напрямую как получение откровения.

Единственное, чего бодхисаттва не делает, это не переходит в нирвану. Его решение — помогать людям на этой земле, поэтому он продолжает пребывать здесь в состоянии высшего Самьяк Самбодхи, свободный от эгоизма, страстей и желаний.

Если мы посмотрим на процесс просветления с более практической точки зрения, то мы поймём, что бытовые заботы отнимают много психической энергии, а для достижения просветления нам нужна свободная энергия, поэтому так важно хотя бы на время перестать думать и строить планы. Нужно отрешиться от мирских забот, задуматься над вневременным, над тем, что останется навсегда, — оно вечно. Это то же самое, что посвятить свои размышления тому, что такое Брахман, как он выражает себя в мире и что мы все и есть Брахман.

Как достичь просветления
Мы достигаем просветления не просто через выполнение практик концентрации внимания или осознавания себя. Просветление — это ежедневный процесс, когда вы узнаёте новое, меняете ваш взгляд на вещи и мироустройство. Проанализировав ситуацию, придя к новому выводу, вы начинаете по-другому воспринимать действительность.

Вы не просто достигаете просветления (можно ли его «достичь»?), мы не в спорте достижений; вы приходите к просветлению, находите себя в нём. Именно такая постановка вопроса: найти себя, познать свою сущность, настоящую сущность, духовную. Для чего вы здесь, кто вы, есть ли у вас миссия, нужна ли она вам? Вы духовное существо, так зачем вам брать на себя заботы по осуществлению миссий. Если же вашему сознанию этого хочется, то почему бы и нет. Значит, в этом и есть суть вашей жизни, вашего просветления, вы придёте к нему через свою миссию.

Для другого это будет просто самопознание через самосовершенствование. Человек так устроен, чтобы учиться, но не обязательно осваивать новые искусства или навыки, можно посвятить себя познанию себя и своего духа. Это поистине и будет вашим просветлением.

Как добиться просветления
Можно искать и добиваться просветления и другими путями, более опосредованно. Изменяя образ жизни, отказавшись от прежних взглядов, вкусов и привычек, вы подходите всё ближе к состоянию озарения. Вы как скульптор, который отсекает ненужное, безжалостно расстаётся с кусками камня, чтобы создать образ, который уже предстал перед его внутренним взором.

Уберите то, что стало для вас балластом, найдите новые интересы в жизни, займитесь созданием вашей новой реальности. Если вы поменяли что-то в одной из сфер вашей жизни и это привело к радикальным изменениям, — вот оно, постепенное просветление. Вы открываете для себя жизнь по-новому, её скрытые аспекты, эзотерическое знание. Не нужно понимать под эзотерикой странную магию вуду или что-то в этом роде. Эзотерика — это знание, которое скрыто от неопытного взгляда, но в нём и заключена суть вещей.

Однажды подняв занавес, вы поймёте, что у жизни есть не только физический аспект, но и духовный, и энергетический. Вы начнёте разгадывать загадку за загадкой; многое, что раньше было непонятно для вас или трактовалось с позиции сугубо плотной реальности, приобретёт новую окраску. Вы стали по-новому видеть.

Просветление: синонимы слова
Под понятием «просветление» мы также понимаем озарение, прозрение, новое восприятие жизни, выход сознания на новый уровень. Вы выросли в духовном плане, стали мудрее, переосмыслили свои позиции — это то, с чем связано понятие просветления и озарения. Вы начинаете видеть сквозь вуаль, так называемую майю. Наконец-то проблески другой реальности, других миров становятся видны духовному зрению.

Cимвол просветления
У просветления есть не только духовный аспект, но и его символическая репрезентация в физическом мире. Символом просветления на Востоке с давних времён стал цветок лотоса. Корни его в земле под водой, а прямой стебель и роскошный цветок возвышаются над поверхностью водной глади. Если вы видели, как растет рис на полях, то из такой же среды вырастает и лотос, — это тропическая красота.

Лепестки его цветка многочисленны; не зря говорят, что его соцветие состоит из 1000 лепестков, и наша верхняя «коронная» чакра ассоциируется с соцветием лотоса. Он чист, нежен, возвышен в буквальном смысле слова. Бутоны этого цветка можно увидеть во всех буддистских храмах, их дают в качестве подношения буддистским монахам. Цветок — символ прозрения, чистоты помыслов и высоких идей. Он воплощение духовности.

Ловушки просветления
Ловушки просветления: в них могут попасть как новички, так и опытные практикующие медитацию буддизма или йогические практики. Даже если вы не занимаетесь ни одной из древних практик, всё-таки даже у обычного человека, занятого самосовершенствованием, внутренним поиском или познанием тайн нашей планеты и всего существующего на ней, есть риск попасться в ловушку сознания, более известную как ловушка просветления.

Признаки просветления: псевдопросветление
Это такие состояния, когда вам кажется, что вы уже оторвались от этой бренной действительности, вас и вправду больше не волнуют интересы, которыми живёт большинство, телевизор много лет как выкинут на свалку, интернет — единственная связь с миром, да и то вы используете его не с целью просмотра новостей, т. к. они больше вас не интересуют, а скорей как средство для связи с единомышленниками или нахождения новой информации, адекватной вашему духовному развитию.

Небольшой список признаков ищущего человека, близкого к просветлению:

понимание действительности и сути вещей;
выход из толпы;
взгляд со стороны;
тяга к более глубокому самопознанию и процесс самопознания;
изучение духовной, религиозной и мистической литературы;
осознанность поступков и мыслей.
Хоть и трудно это порой признать, но, когда мы стали умней и даже просветлённей во многих вопросах бытия, наши эмоции по-прежнему сильны. Это, пожалуй, тот оплот, который трудней всего преодолеть, — эмоции, связанные с нашим отношением к самим себе.

Как не заметить, что мы действительно поднялись над толпой, что мы умнее и добрее, что мы лучше понимаем других, что у нас развита эмпатия и высокий уровень эмоционального интеллекта. Мы, быть может, даже не выглядим гордецами и хорошо представляем то, что тщеславие и гордость — самые трудные эмоциональные состояния в плане избавления от них.

Мы их загнали в подполье и сознаём, как мы скромны и просты по отношению к другим, но само это осознание выступает хорошим индикатором того, что разъедающие эмоции эгоистического плана до сих пор с нами, живут в нас. Они лишь сменили своё амплуа и теперь выступают в роли кротких, будто бы говоря нам: «Посмотри, каким смиренным и простым ты стал, таких на земле мало».

Эмоции — вот в чём загадка просветления
Так, само осознание того, какие мы новые, усовершенствованные, с улучшенной гаммой интересов и многое другое, — это всего лишь обратная сторона медали. Вы ведь знаете, что у каждой эмоции есть вторая сторона; быть может, она выглядит приятней, но поверни её — и откроется всё та же нелицеприятная картина: за смирением — нахальство, за скромностью — гордость, за отрешённостью — вовлечённость в суету дел.

Это не просто сравнения, это правило дуальности. Мы лишь перевернули монетку, а монетка всё та же. Что делать, чтобы поистине избавиться даже от скрытых замаскированных эмоций? Нужно в первую очередь понять, что пока есть контроль, пусть и минимальный, то это эго проделывает свою работу. Уберите эго — и не останется никаких эмоций, которые нужно было бы контролировать. Без явного присутствия эго исчезает даже само понятие эмоции. То, что выходит на замену, — это чувство благости, непоколебимого спокойствия, ведь мы не можем сказать, что у просветлённых нет эмоций, хотя в реальности их и нет так, как мы их понимаем.

Отличие эмоций просветлённого человека от обычного
Такого рода спокойствие и есть основа «эмоциональности» просветлённого человека. Его ничто не может возмутить, вывести из равновесия, потому что с эго покончено. Только эго реагирует на внешние стимулы, поэтому мы и получаем эмоцию на выходе. Те эмоции, которые нам нравятся, мы считаем положительными и не хотим от них избавляться, а отрицательные — конечно, мы хотим побыстрей прийти в себя, заместить их, выбросить.

Мы опять забыли, что и положительные, и отрицательные эмоции — это часть одного целого: ответной реакции на раздражители. Не будет реакции «Я» на внешнее — исчезнут и все эмоции, в том числе и положительные! Да, и нам нужно это признать.

Мы должны перестать охотиться за положительным эмоциональным состоянием, это такой природный наркотик: съел вкусное — положительная эмоция, съел горькое, противное — отрицательная эмоция. Здесь работает механизм — и точка. Для того чтобы стать свободным от эмоций, если вы этого по-настоящему хотите, нужно оставить все эмоциональные привязки — тогда эго ослабеет, оно растворится, а то, что останется, и будет состояние покоя и блаженства.

Состояние просветления
Трудно выразить словами то, что произойдёт, т. к. в нашем словаре нет подходящих для этого слов: ведь большинство из них, описывающих психологическое состояние человека, связаны с эмоцией. В случае, когда мы ушли от эмоции, только такие слова, как «покой» и «отрешённость» хотя бы приблизительно могут описать такое состояние, в котором нет «Я». Его трудно уловить, но когда вы впервые проживёте это состояние, — нельзя сказать «почувствуете», его нужно только прожить — то вы поймёте, о чём идёт речь.

Причём интересно заметить, что это чистое безэмоциональное состояние доступно и без выполнения специальных практик медитации или дыхательных упражнений. Техники и методы могут помочь вам достигнуть покоя, ускорить процесс, но это не единственный путь. Вполне возможно, не занимаясь постоянно какими-то определёнными практиками, обрести внутреннее спокойствие — духовное.

Однако следует помнить, что такие факторы, как правильное питание — растительная пища, — определённые физические нагрузки, взгляд на мир под новым углом, меньшая сосредоточенность на своём «Я» и его потребностях — отличные составляющие того, чтобы достичь озарённого состояния разума, даже не выходя из социума.

Средства на пути к просветлению
Хорошо действует в этом направлении пребывание в одиночестве, чтение мудрых книг, написанных хотя бы век назад, а лучше и раньше. Тогда авторов гораздо меньше заботили вопросы вознаграждения, а то и вовсе не волновали. Они творили, потому что хотели что-то донести до читателя, по-настоящему передать знания. Они создавали работы от переизбытка опыта, желания открыть миру новое, это было их самовыражение, и поэтому, когда читаешь такие книги, то поневоле вовлекаешься в процесс, становишься частью него, и это определённо сказывается и на психологическом состоянии.

Книги, музыка, правильные фильмы, даже художественные, могут послужить отличным средством по изменению вашего психологического состояния, переключению духовного модуса на более высокий уровень.

Возможно, поначалу это трудно себе вообразить, но произведения искусства и источники мудрости, в качестве которых выступают книги, путешествия в различные уголки земного шара, приобщение к миру искусства, могут служить рычагом для изменения вашего духовного состояния.

Здесь важно помнить одно: не делать из этого самоцель. Самоцель — это работа эго. Оно из всего сделает цель и соревнование. Нам важен процесс, поэтому живите так, как если бы вас не волновали вопросы самопознания и просветления, и тогда это придёт само собой.

Что дает просветление?
Опять вопрос с позиции «Я». После всего вышенаписанного вы и сами поняли, что постановка такого вопроса не то что некорректна — она исходит из эгоистических представлений: «А что же Я буду с этого иметь? К чему я приду? Когда я обрету просветление, что дальше?»

Нашему «Я» всегда мало. Вот оно жаждет просветления, и если ему покажется, что мы достаточно просветлились, то нужно опять бежать к новой цели и достижениям. Быстрее, выше, озарённей — это кредо всемогущего эго на ежечасных олимпиадах разума.

После просветления есть ли жизнь?
Так как узнать, просветлились вы или нет и что нас ждёт после просветления? Когда вы достигнете просветления, эти вопросы не будут вас интересовать. Их просто не станет. Вы будете жить в состоянии внутреннего покоя. Вы перестанете взвешивать на внутренних весах, устраивает ли вас такая жизнь, что вы ведёте, какая она по сравнению с прошлым. Для вас настанет новая жизнь, где нет сравнений ни с прошлым, ни с предполагаемым будущим.

В этот момент, о котором говорят многие мистики и учителя, вы найдёте для себя всё. Это не означает, что не нужно строить планов на отпуск или поездку в путешествие. Нужно, так как это реальные постепенные движения, которые необходимо совершить в физической реальности. Но во время совершения действий вы будете находиться в согласии с собой: с конфликтом частей покончено. То, что вы делаете в моменте, чему посвящаете свое время в жизни, и будут для вас единственной и лучшей деятельностью, которую вы только могли вообразить для себя.

Вы найдёте гармонию в себе, а она отразится и на окружающем вас мире. Вы перестанете задаваться вопросом, живу ли я для других или для себя. Вы будете жить и для себя, и для других, потому что даже понятие «другие» для вас сольётся с собой. Вы по-прежнему будете понимать, что есть Маша, Вася и Коля, но вы не будете мыслить о них как об отдельных и независимых от вас существах. Многое приобретёт для вас новый смысл, вы поймёте, что ваше действие имеет энергетический отклик в мире, не существует одного без другого; вы поймёте, что духовные и энергетические связи правят миром.

Прямые методы достижения просветления
Это лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления и теоретизирования. Прямые методы просветления не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей и наставников. Все это игры ума. Прямые методы – для тех, кто честен с собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.

Осознание настоящего подразумевает прямое восприятие жизни здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это отклонение от метода.

Осознание настоящего – это непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, – это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим.

Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим – свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, фокус отождествления смещается на зрителя жизни.

Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и ты видишь, что сейчас есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, где происходит нечто за пределами будущего и прошлого. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это – первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.

Приятие настоящего – по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Психика закрывает ум от большинства ощущений, которые в итоге формируют подсознание.

Приятие настоящего – это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале осознаешь все, как единое нераздельное явление. А если где-то остается сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит.

Просветление – это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, – это лишь форма очередной ступеньки на пути.

Расслабление в естественном присутствии – по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие из-за напряжения на всех уровнях психики. Напряжение устраняется расслаблением. И это не сон, а прекращение сопротивления настоящему.

При этом все телесные ощущения воспринимаются, как уплотнения в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление – две грани одного и того же процесса просветления.

Расфокусировка сознания – еще одна грань просветления. Повседневное внимание сосредотачивается умом в напряженных иллюзиях прошлого и будущего. Самая утонченная фокусировка ума создает привычную самоидентификацию – наше эго. Переживается она в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди. Расфокусировка приводит к растворению этих напряженных сгустков психической энергии. И тогда болезненные напряжения и «зловредная вертлявость ума» проходят.

Сначала ощущаешь, как в присутствии привычного «я» проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, привычное «я», казавшееся чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению и просветлению.

Осознание зрителя жизни – тончайшее «движение», которым переносишь фокус внимания с мира форм и ощущений на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение, присутствие – все это описание его сути, его единственного свойства, которое выражается ограниченными словами во многих аспектах.

Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас – и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются формы. Просветление – это осознание своей сути как непрерывного свободного присутствия.

Разоблачение выбора – еще одна грань просветления. Личность – это набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Личность напряжена в настоящем, поэтому избегает его, выбирая иллюзорное будущее.

Чтобы устранить иллюзию выбора, делаешь невероятный для личности шаг, и оборачиваешь взор на выбирающего. Смотришь, где и как выбирающий делает свое дело – творит иллюзию человеческой жизни. Ничего делать, или выбирать при этом не нужно. Просто смотришь, как происходит то, что происходит. Тогда открывается великая спонтанность.

Этот метод ранее нигде не встречал, он открылся сам собою во время медитации. И сейчас считаю его одним из самых эффективных. Иллюзия выбора – одна из центральных опор неведения, порождающая иллюзию существования отдельной маленькой личности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «выбор».

Самоотдача – другая одна грань просветления. Отдаешь все, что есть. Не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления – грань расслабления, в которой отпускаешь хватку за происходящее здесь и сейчас.

Созерцание настоящего. Как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Метод отличается от «осознания зрителя жизни» акцентом на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным. Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда созерцаешь то, что есть, высшее «Я» как бы «активируется». Просветление – это проявление созерцательного начала жизни. Это и есть истинная медитация. В идеале созерцание объекта происходит без концентрации, как нечто предельно естественное.

Осознание того, кто ты есть – метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Задаешь вопрос один раз, с ясным осознанием смысла этого вопроса. Затем переносишь внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, то его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ ничего не значит. Необходимо пережить, кто ты есть на самом деле. Постижение «Я» – это постижение реальности.

Все эти методы – разные грани одного и того же процесса. В силу уникального опыта разным людям открываются различные проходы к просветлению.

Косвенные методы достижения просветления
Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.

Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.

Шактипат, или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.

Срединный путь. Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает осознанное, чуткое восприятие жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться. При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.

Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. Неделание – это прекращение «усилия» по созданию индивидуальной реальности. Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.

Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти. Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног. Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.

Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.

Страдания. Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.

Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.

Унижение. Один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и гордыня идут рука об руку. На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: признавать и принимать себя реального, и не забегать вперед, приукрашивая реальность.

Исповедь, перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж бессознательного.

Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления. Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике.

Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.

Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, приближенному к святости. Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.

Сомнения
Есть мнение, что просветления достичь невозможно. Кто-то говорит, что просветление нужно заслужить, или «получить» от мастера. Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения». Как правило, все сводится к передаче своих ресурсов и времени школам, где страждущие оказываются в зависимости от гуру, прослужив которым долгие годы, у них вроде как, появляется шанс просветлеть.

Иной вариант – заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, появляется шанс просветлеть «на халяву».

Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде этого человек проходит какой-то путь. И чащего всего именно такой путь называют духовным. Неважно как, неважно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.

Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика – ни чем не хуже обыденной, наполненной противоречиями и суетой.

Другие говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения в себе и своих силах, голос ума, пребывающего в оковах концепций.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.

В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.

Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров, коим я не являюсь. Поэтому здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».

Пусть каждый поверит своему опыту, и удостоверится в том, что истина есть. Пусть каждый лично удостоверится в том, что он/она ЕСТЬ. Кому-то потребуются школы и учителя, кому-то хватит личной усердной практики, кому-то – простого ознакомления с темой, и прямого взгляда на то, что есть здесь и сейчас.

Что такое просветление?
Какой ответ вы можете сами себе дать?

Может быть для вас просветление — это путь к себе, осознание себя, своего истинного «Я», соединение с Высшими Силами и т. д.

Но допускаете ли вы мысль, что способны достичь просветления прямо сейчас?
Дайте честный ответ сами себе. Большинство людей понимают просветление, как некий процесс самопознания, и считают, что достичь этого высокого духовного состояния в настоящий момент не они могут — мешают страхи, блоки, неверие…

Но давайте на минуту представим…

Вообразите себе, что прямо сейчас вы достигли просветления. Что тогда произойдет с вами? Возможно, вы почувствуете любовь и единение с Миром, чувство удовлетворения, счастья, всемогущества. А что дальше? Как вы используете это в своей жизни? Часто люди не понимают, что будет дальше, как они будут жить после того, как достигнут просветления.

Если посмотреть на значение слова «просветление¹», то оно определяется как способность ясно понимать, мыслить и осознавать.

Просветление — это не конечное и не статичное состояние, как думают многие.
Мы каждый раз видим и осознаем что-то яснее, понимаем что-то лучше.

Подумайте вот о чем…

Если человек ясно видит перед собой цель, если он идет к ней осознанно, и при этом находится в гармонии с собой и миром — не это ли и есть просветление?

Как только человек понимает свою миссию и свое жизненное предназначение, он начинает видеть четко перед собой цель и стремиться к ней. Ему становится понятно — для чего он живет, и зачем. Это и есть истинное просветление.

Если у вас еще нет цели, вы не знаете, к чему вам стремиться, в чем заключается ваше предназначение и ваша миссия — то о каком саморазвитии может идти речь? Но у вас есть возможность узнать это из своей книги жизни! Перейдите по ссылке и заполните анкету, чтобы получить свою персональную диагностику, и узнать о своем даре, жизненной миссии, предназначении >>>

Что важно сделать, чтобы достичь просветления?
На пути просветления и самопознания очень важно разблокировать свои чувства, убрать комплексы и «камни», научится ощущать счастливым, так как именно внутренне состояние человека и есть тот показатель, который определяет степень его духовности. Как убрать преграды, не позволяющие чувствовать себя счастливым?

Практика избавления от внутренних преград
1. Практик закрывает глаза и ощущает свое тело — какое оно. Сознанием он поднимается с ног до макушки головы, обращая внимания на свои ощущения и мысли.

2. Затем практикующий представляет себя маленьким и светлым человеком внутри самого себя. Этот маленький светлый человечек входит в сердце и выходит сзади, за спину. Что находится там, за спиной? Что бы там ни было, это неосознаваемые мысли о будущем.

3. Практик обращает внимание на цвета картинки, которая находится за его спиной, на мысли, которые возникают в голове, на свои внутренние ощущения.

4. Затем практик представляет, что в этом пространстве есть некий камень. Эта преграда на пути мешает достичь просветления и почувствовать себя счастливым.

5. В своем воображении практик подходит к этому камню, кладет на него руку и спрашивает, что он означает. В этот момент практик может увидеть, услышать или почувствовать все что угодно. Задача практика — поговорить с этим камнем, спросить его, как помощь ему уйти.

6. Как только придет решение, практик тут же выполняет необходимые действия и наблюдает, как камень растворяется в этом пространстве.

7. Затем практик, оставаясь все тем же маленьким и светлым человечком, возвращается обратно через сердце, ощущает себя в своем теле, представляет себя под душем или водопадом. Несколько минут расслабляется под потоками воображаемой воды, после чего делает глубокий вдох, выдох и открывает глаза.

Техника избавления от страхов
Наряду с какими-то внутренними препятствиями практически в каждом человеке живут страхи, и эти страхи также не позволяют достичь просветления, ощутить себя спокойной, гармоничной и счастливой личностью. Чтобы убрать страхи, существует определенная методика.

1. Практикующий закрывает глаза и сосредотачивается на своем разуме.

2. Затем постепенно останавливает внутренний диалог (в этом может помочь специальная техника >>>)

3. Ощутив покой и расслабление, практик сосредотачивается на мысли о том, что он пришел этот мир, чтобы познать себя, свои возможности. И этому мешает только страх.

4. Далее практик сосредотачивается на этом ощущении страха. В какой-то точке тела оно будет ощущаться наиболее отчетливо. Затем он воображаемой рукой достает этот комок страха и кидает его в бурную реку. Затем снова сосредотачивается на чувстве страха, и снова, если оно возникло, отправляет комок в воображаемую бурную реку. Так до тех пор, пока не почувствуется некая внутренняя свобода, спокойствие, уверенность в будущем.

5. Затем практикующий мысленно заполняет все места, где был страх, белым сияющим светом (до появления приятного ощущения внутри), после чего открывает глаза.

Такую практику можно выполнять регулярно по мере необходимости, так как в подсознании могут всплыть новые, незамеченные ранее страхи. Такая внутренняя работа ведет к просветлению и внутренней гармонии.

И еще одно!

Важный момент для тех, кто хочет достичь просветления!
Многие практики считают, что духовная жизнь — это то, к чему следует стремиться, а материальная жизнь не заслуживает внимания. Но это не так. Все мы живем и в духовном, и в материальном мире, и должны развиваться во всех направлениях.

Только тогда можно будет говорить об истинном просветлении!

Надеемся, что вам понравилась статья о том как стать просветленным человеком в обществе. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!