Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин: книги исповедь молитва советы опыт проповеди биография

0
67

film-o-dukhovnoy-zhizni-i-propovedyakhОтец Иоанн, как рассказывает Т. Шевкунов  – автор нашумевшей книги ‘Несвятые святые‘, был удивительно добрым дедушкой, но его внутренний духовный мир был поразительно глубоким.

Святые удивительные люди –  к нему стекались духовные чада со всего Союза и не давали спокойной жизни. Ниже вы сможете посмотреть фильм о духовной жизни и проповедях старца Иоанна Крестьянкина.

Передача наполнена уникальными старыми кадрами из жизни монастыря и самого святого, рассказами братий, монахов живших с ним, знавших архимандрита и многими другими интересными историями.

Всю свою жизнь и всей своей жизнью архимандрит Иоанн Крестьянкин, известнейший в России старец, который около 40 лет был насельником Псково-Печерского монастыря проповедовал о насущной необходимости христианину быть верным Христу и Его заповедям, невзирая на соблазны мира сего.

Проповеди Иоанна Крестьянкина слушать

Ведь только тогда, по мысли о. Иоанна, для человека реально достичь спасение и наследовать Царство Божие. Он не просто давал советы, но и сам прошел путь следования за Христом. Поэтому, его слова о том, как избегать соблазнов мира, как нести свой крест и в чем искать утешения, особенно ценны.

Будущий архимандрит родился в 1910 году в Орле. В младенчестве он лишился отца, так что воспитание будущего подвижника целиком легло на плечи его матери – глубоко верующей женщины.

С шести лет Ваня Крестьянкин прислуживал в храме. После школы окончил бухгалтерские курсы, работал во многих заведениях по бухгалтерской специальности. В свободное время он посещал богослужения и старался во всем быть верным Христу.

В 1944 году Иван Крестьянкин оставил светскую работу и стал служить псаломщиком в церкви Рождества Христова в Измайлове. Вскоре он был рукоположен во диакона. А 25 октября 1945 года Патриарх Алексий I рукоположил диакона Иоанна Крестьянкина во иерея.

Очень скоро о. Иоанн Крестьянкин проявил себя как ревностный проповедник и внимательный пастырь. К каждому приходящему он относился с христианской любовью – это привлекло к нему искреннюю любовь прихожан и духовных чад.

Вспоминаю свое первое посещение Псково-Печерского монастыря.

Наставления Иоанна Крестьянкина

Было мне тогда лет тринадцать, и на зимние каникулы я приехал в Печоры. Каждое утро, около шести часов, растворялись монастырские ворота, и я оказывался в каком-то волшебном царстве, отделенном от внешнего мира высокими и глухими каменными стенами.

В этом царстве, наполненном неземной тишиной, все было необычно, возвышенно, чудесно. Даже воздух казался иным. Долгие монастырские службы, монашеское пение, колокольный звон, иноки в рясах и черных клобуках, бесшумно передвигавшиеся по зимнему снегу: все это производило неотразимое впечатление.

В один из сумрачных и морозных дней той далекой зимы я увидел на дворе Псково-Печерского монастыря толпу людей, преимущественно женщин, одетых в теплые пальто и шерстяные платки. Выражение их лиц, сумрачное и озабоченное, вполне соответствовало погоде.

Вдруг я заметил, как из дверей братского корпуса вышел пожилой монах невысокого роста, в черной рясе и скуфье, с распущенными серебряными волосами. Как только он появился, толпа ринулась к нему навстречу: люди бежали, обгоняя друг друга, спеша получить его благословение. Лицо старца сияло, подобно весеннему солнцу, и на лицах людей засветилась радость.

смотреть СТАРЦЫ. Архимандрит Иоанн Крестьянкин (2013)

Это и был отец Иоанн (Крестьянкин), имя которого уже тогда было окружено всероссийским почитанием. Ради того, чтобы увидеть его, чтобы получить его благословение или совет, тысячи людей со всей России стекались в Псково-Печерский монастырь — один из тех немногих духовных центров, которые остались не закрытыми и не разрушенными в советские годы.

Отец Иоанн прожил в этом монастыре несколько десятилетий. Перед дверью его кельи всегда сидели посетители, а когда он шел в храм на богослужение, паломники окружали его плотным кольцом.

Для каждого отец Иоанн находил доброе слово, каждого умел обласкать, утешить, духовно укрепить. Помню беседы с батюшкой в его келье. У него была характерная манера сажать собеседника рядом с собой и во время разговора класть руку на его плечо, а иногда даже упираться лбом в лоб собеседника.

От отца Иоанна всегда исходила необыкновенная теплота и энергия. По окончании беседы отец Иоанн помазывал посетителя освященным маслом, давал с собой иконки, антидор, снабжал духовной литературой, которой тогда так не хватало.

Советы отца Иоанна были простыми и здравыми. Не помню случая, чтобы он навязывал какое-либо решение. Он всегда подчеркивал, что каждому человеку Богом дарована свобода, и никакой духовник, никакой старец не может ее нарушить. Все ответственные решения человек должен принимать сам, и за благословением приходить тогда, когда решение внутри уже созрело, когда нет колебаний, сомнений.


В своих письмах отец Иоанн говорит: «Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек… Приказов в духовной жизни быть не может».

Не помню случая, чтобы я когда-либо приехал к старцу для решения тех или иных «жизненно важных вопросов» или «проблем»: как правило, я приезжал за духовным советом или просто для беседы. Когда по окончании службы в армии я решил принять приглашение архиепископа Виленского и Литовского Викторина приехать в Литву, чтобы поступить в Свято-Духовский монастырь, я попросил на это благословение у отца Иоанна.

У меня не было сомнений в правильности избранного пути, и я не спрашивал отца Иоанна, например, жениться мне или принимать монашество, служить в Церкви или оставаться в миру. В то же время, я испытывал трепет перед высотой священнического служения и потому нуждался в духовном укреплении, в молитве и благословении старца.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин фото

Он дал это благословение без колебаний, сказав: «Ты нужен Церкви». И в последующие годы я постоянно чувствовал его молитвенную поддержку и помощь.

Отец Иоанн был пламенным молитвенником и ревностным совершителем богослужений. Его служение было вдохновенным, молитва проходила через него, заполняя все его существо, глаза его были устремлены к небу, ничто земное его не отвлекало. Возгласы он произносил громко и внятно.

Иногда он даже как будто приподнимался на цыпочки, словно готовый воспарить в небеса. За богослужениями, совершаемыми отцом Иоанном, невольно вспоминался другой всероссийский светильник — святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого отец Иоанн глубоко почитал.

Моя последняя встреча со старцем произошла за несколько месяцев до его кончины. Открыла дверь его многолетняя верная помощница Татьяна. Старец сидел в белом подряснике, с белыми распущенными волосами. Во всем его облике было что-то неземное, ангельское, чувствовалось, что его душа уже пребывает на небесах, и лишь тело временно задержалось на земле.

В то же время он сохранял ясность мысли и какую-то детскую веселость, которая от него передавалась всем, кто с ним встречался. Не было ничего трагического в облике этого почти столетнего старца: наоборот, его благообразный лик излучал тишину, свет и покой. На прощание батюшка попросил у меня благословения и даже громко пропел «Ис полла эти дэспота». Я, в свою очередь, попросил благословения у старца, и он осенил меня широким крестом.

«Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд», — пишет отец Иоанн. Его собственная жизнь была подтверждением этих слов. Он был рукоположен в священный сан в год окончания Великой отечественной войны, но уже спустя пять лет оказался в заключении.

После семи лет лагерей и ссылок отец Иоанн двенадцать лет служил на приходах, и за эти годы его шесть раз перемещали с прихода на приход. В 1966 году он принял постриг от одного из абхазских пустынников и в 1967 году поступил в Псково-Печерский монастырь. После этого — почти сорок лет подвижнического труда по духовному окормлению сотен и тысяч православных верующих.

Духовная свобода, по словам отца Иоанна, «покупается дорогой ценой страданий». Эту цену заплатили многие тысячи Новомучеников и Исповедников Российских, отдавших жизнь за веру и Церковь в лютую годину гонений. Цену страданий заплатил и сам отец Иоанн.

Ему суждено было пройти через тяжелые испытания, но Господь сохранил его жизнь — сохранил для всех нас, чтобы мы «порадовались при свете его» (Ин. 5:35). Он прожил жизнь исповедника и подвижника, и не случайно, что именно в день памяти Новомучеников и Исповедников Российских Господь призвал к Себе Своего верного служителя.

Вечная память новопреставленному всероссийскому старцу архимандриту Иоанну. Да упокоит его Господь в селениях праведных.

Епископ Венский и Австрийский Иларион

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был один из самых почитаемых современных священнослужителей Русской Православной Церкви на рубеже конца XX и начала XXI века. Заочно его именовали «всероссийским старцем». Оставленное им потомкам наследие трогает до глубины души. Еще в середине 90-х, уже в довольно преклонном возрасте, преподобный Иоанн Крестьянкин весьма охотно принимал приезжавших к нему в Псково-Печерскую обитель посетителей со всех концов России. Такая близость сделала его для нас очень понятным. В последние годы жизни он с удовольствием делился своими воспоминаниями. Поэтому нам очень повезло, что о батюшке Иоанне мы знаем больше, чем о других святых отцах и исповедниках, которые приняли мученическую смерть в тех местах, откуда суждено было вернуться будущему архимандриту.
Исповедь Иоанна Крестьянкина
У людей, которым повезло хоть один раз увидеться с отцом Иоанном, остались о нем самые проникновенные и приятные воспоминания. Они рассказывают, как он вдохновенно совершал церковные службы и как всегда шел из храма, окруженный толпой пожилых и молодых людей, которые приезжали иногда только для того, чтобы просто увидеть его.

Как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) стремительно ходил, словно летал, при этом успевал ответить на вопросы и раздать гостинцы, предназначавшиеся для него самого. Как он приветливо принимал духовных чад в своей келье, усаживая их на старенький диванчик, и за пару минут беседы у человека сразу исчезали сомнения и тревоги. При этом старец одаривал иконками, духовными книгами и брошюрами, щедро кропил святой водичкой и помазывал «маслицем». После такой духовной подпитки и представить себе невозможно, какой духовный подъем чувствовали люди, когда возвращались к себе домой.
Забота о своих духовных чадах
В углу кельи отца Иоанна стоял мешок писем, на которые он собственноручно отвечал. Только за несколько месяцев до кончины помогала ему отвечать на послания келейница Смирнова Татьяна Сергеевна. Даже на последнее Рождество отца Иоанна его духовные чада также получили такие привычные и такие милые открытки с личным поздравлением.

Иоанн Крестьянкин. Проповеди
Вовсе не зря его называли «всероссийским старцем», ведь он обладал даром прозорливости, и этому есть множество доказательств. Старец Иоанн Крестьянкин при советской власти претерпел пытки лагерей и несколько раз чудом избежал смерти. Он стал автором многочисленных и очень вдохновенных проповедей, которые сегодня разошлись миллионными тиражами. Иоанн Крестьянкин как будто бы заранее знал, что многие люди из поколения 70-х начнут свой путь к православной вере именно с них и как нужны они будут им. В одной из первых книг свое построение исповеди Иоанн Крестьянкин начинает с разъяснения главной тайны, которую нужно знать всем верующим людям. Ее открыл для нас Сам Иисус Христос, и заключена она в словах Священного Писания: «Без Мене не можете твориты ничесоже».

Прозорливый старец был необыкновенным молитвенником, так как в своих молитвах он всегда упоминал тех людей, с которыми ему хоть раз довелось встретиться.

Краткая биография

Родился Ваня в городе Орле в 1910 году 11 апреля (29 марта по старому стилю), в мещанской семье Крестьянкиных (Михаила и Елизаветы). И был он у них уже восьмым ребенком. Имя свое он получил в честь святого Иоанна Пустынника, так как родился именно в день его памяти. Однако интересно и то, что в этот день чтут память и Псково-Печерских святых отцов Марка и Ионы. И наверняка это неслучайно, так как потом около сорока лет он проживет именно в Псково-Печерском монастыре, где и прославится прозорливым старцем.

Отец Вани очень рано умер, и его воспитанием занималась мама. Родственники помогали семье, в их числе был и дядя – купец Москвитин Иван Александрович.

С 6 лет мальчик прислуживал в церкви, а уже в 12 изъявил желание стать монахом, но произойдет это намного позже.

Исповедь Иоанна Кретьянкина
В 1929 году, окончив общеобразовательную школу, Иван Крестьянкин пошел учиться на бухгалтерские курсы. Потом стал работать по специальности в Орле. Но сердцем он всегда хотел служить Богу. Много работы у него было, и из-за этого он часто не успевал на церковные службы, поэтому, с подсказки старицы Веры Логиновой, был вынужден уволиться и в 1932 году переехал в Москву. Потом началась война. На фронт его не взяли из-за слабого зрения.

Москва. Послевоенные годы
В Москве в июле 1944 года Иван Крестьянкин становится псаломщиком Измайловского храма Рождества Христова. Именно этот храм видел во сне будущий архимандрит. Через 6 месяцев Иоанн Крестьянкин был рукоположен в дьяконы, а через 9 месяцев стал священником с благословения Патриарха Алексия I.

После войны началось мощное возрождение Православной Церкви, все больше верующих людей потянулось в храмы. В то время людям как никогда требовались особая чуткость и сострадание, а также материальная помощь. Отец Иоанн полностью отдавал себя служению церкви и людям и одновременно заочно учился в Московской духовной академии. Потом он начал писать кандидатскую о святом чудотворце Серафиме Саровском, но не успел, так как в 1950 году его арестовали.

Лагерь
Несколько месяцев предварительного заключения он провел в Лефортовской тюрьме и на Лубянке. Его осудили на 7 лет по статье за антисоветскую агитацию и отправили в лагерь строго режима в Архангельскую область. Сначала в лагере он валил лес, а весной 1953 года его перевели в инвалидное отделение лагеря под Куйбышевом в Гарилову Поляну, где он стал работать бухгалтером. Зимой 1955 года отца Иоанна досрочно освободили.

Солагерник Владимир Кабо вспоминал, как излучали его глаза и все лицо доброту и любовь, особенно когда он говорил с кем-то. Во всех его словах было огромное внимание и участие, иногда звучало и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Преподобный отец Иоанн Крестьянкин действительно любил шутить, и было в этих манерах что-то от старого русского интеллигента.

Псковская епархия
Когда он вышел на свободу, ему категорически запрещалось возвращаться в Москву. Поэтому он стал служить в Псковской епархии Троицкого собора. Власти зорко следили за активной церковной деятельностью отца Иоанна и снова стали угрожать арестом. Тогда он покинул Псков и продолжил служение в Рязанской епархии.

И вот 10 июня 1966 года он постригается в монахи с именем Иоанн. В 1967 году Патриарх Алексий I переводит его в Псково-Печерский монастырь.
Преподобный старец
Иоанн Крестьянкин прожил в этом монастыре до самой смерти. Сначала он был игуменом монастыря, а с 1973 года – архимандритом. Еще через год к нему в обитель стали приезжать верующие даже из-за границы. Все очень любили старца за его высокую духовность и мудрость.

В 2005 году 95-летнему архимандриту Иоанну (Крестьянкину) вручили церковный орден преподобного Серафима Саровского I степени. В этом же возрасте старец и представился, было это 5 февраля 2006 года. Его тело покоится в пещерах Псково-Печерской обители.

“Несвятые святые”
Архимандрит Тихон Шевкунов в своей книге «”Несвятые святые” и другие рассказы» очень увлекательно и интересно описывает фрагменты жизни и случаи прозорливости знаменитого всероссийского старца и проповедника Иоанна Крестьянкина.
В 2007 году он даже создал документальный фильм под названием «Псково-Печеркая обитель». В своей картине он использовал уникальные документальные кадры 1986 года, запечатлевшие великих подвижников еще живыми, которые большую часть провели в гонениях. В их числе был и Иоанн Крестьянкин. Подвизаясь на великий подвиг, они сохранили сокровища веры.

В завершение будет уместно вспомнить слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Бывает иногда, что человек начинает беспричинно томиться и тосковать. Это значит, что душа его заскучала по чистой жизни, ощутила свою греховность, устала от шума и суеты и принялась (часто неосознанно) искать Бога и общения с ним».
50 советов и изречений архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Духовная жизнь

Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом
У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать
Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, — лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?
Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно
Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью
Соблазны времени, ИНН, новые документы
70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге — свобода и вседозволенность всякому злу
Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут… Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали
Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле

Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему
Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет
Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога
Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу

Скорби, болезни, старость

Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать
Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души
С Креста, данного Богом, не сходят — с него снимают
То, что скорбите, — это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте

В заключении у меня была истинная молитва — и это потому, что каждый день был на краю гибели
Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги
Болезни — попущение Божие — споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу
Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению
Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь — и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства — от Бога, и они даны нам в помощь
Бог, Его Промысл и спасение

Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби
Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, — благо для нас, одно благо, одна любовь
Без веры все страшно и сама жизнь — не в жизнь

Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни — от Бога
Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть
Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель
Семья, воспитание детей, аборты, работа и учёба

Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви (1 Кор. 13), то от счастья будете недалеко
По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением
Каноны церковные надо знать: возможная разница в возрасте плюс-минус 5 лет, больше недопустимо
За каждого — по воле матери нерожденного — младенца те другие, которых она родит «на радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной

Если на семейном совете голоса разделятся, то следует принять глас супруга во главу
К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего
Учиться ради того, чтобы время убить, — грех. Временем дорожить надо
Монашество

Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу

У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое — крестоношение, это безусловно
С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани
Старчество, духовничество, священство

Тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. Потому что нет послушников, но только одни совопросники
Духовник отступает, когда не принимают Божьего с первого раза, а дальше замолкает
Думать за тебя во всем и вести тебя, как слепого за руку, не вижу смысла и пользы: станешь расслабленным
Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих Вас вопросах у многих. И только когда поймете, что из многих один — самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему

Служителю Церкви нужна спутница-помощница, а не помеха
Священнику лицедействовать не подобает — это для него грех тяжкий
Святейший Патриарх Алексий I (он рукополагал отца Иоанна – прим. Ред.) сказал: «Всё, что в Требнике написано, выполняй, а всё, что за сим находит, терпи. И спасешься»
Православная Церковь, проповедь Православия

Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле
Другим говорить о Боге, когда у них ещё нет склонности слышать о Нем, не надо. Вы спровоцируете их на богохульство
Вера придёт к супругу в ответ на ваши труды и мудрое поведение с ним во всём

Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно
Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!

Вера, упование на промысел Божий, современность и эсхатология:
Вера – это созидание жизни со многим и многим терпением и любовью.

Миром правит только Промысл Божий, и в этом – спасение верующему человеку, и в этом – сила, чтобы перенести земные скорби.

Дорогие мои, чадца Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих его.

Жизнь сейчас трудная, шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие. Чтобы на эти от врага возбуждаемые бури мы не реагировали так болезненно, надо твердо верить, что миром правит только Бог, и стараться, елико возможно, жить по заповедям Божиим.

Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог-Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога. Сохранять верность высшей цели, верность и преданность Святому Православию надо и можно, несмотря на внешне враждебные тому обстоятельства.

Нам дано знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды и что Он милосерден беспредельно.

Надежда с верой – светильники в жизни нашей. А Господь – милость и любовь. На это и надеемся.

У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой.

Наше хромание духовное на оба колена: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу, – дает простор той печати, которой так все боятся. Но печать эта не внешняя, а ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божье уже не войдет в душу. А паспорта, карточки – это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево.

…ни на какие пророчества не реагируй. Все, что будет в жизни, примем от Господа.

Я ведь человек-то старый, и во времена моей молодости, когда явно сокрушались устои былой жизни, облагодатствованные люди не дерзали объявить то время концом истории.

Царство Божие внутри нас вызревает и не зависит от места жизни.

…враг… окрадывает Вас, сбивая с единственно истинного христианского спасительного пути к мятежным политическим страстям…

…нет власти не от Бога. Святитель Нонн в свою бытность на кафедре пережил две смены власти. И правителя язычника, и православного правителя он одинаково встречал с крестом и приветственным словом. Но язычника он приветствовал как бич в руке Божией, а православного как милость и благословение Божие.

Святейший Патриарх Алексий I на мой вопрос, как поступать, когда внешние и внутренние смутьяны требуют хождения во след их, ответил:

– Дорогой батюшка! Что дал я Вам, когда рукополагал?

– Служебник.

– Так вот, все, что там написано, исполняйте, а все, что затем находит, терпите.

Вот Вам и ответ.

Церковь и мир:
То, что мы оказались в Церкви, не право наше, но дар Божий.

Что же Господь или ошибается, или вовсе не правит миром? А истинные радетели о Церкви лишь те, кого занесло в нее ветром “свободы”?

Можно ли, только переступив порог церкви, становиться в ней учителем и целителем душ человеческих?

Каждый по вере своей спасается на своем поприще. Человеческие ошибки – мои, Ваши, синодалов, Св. Патриарха – пред судом Божиим. Но ин суд Божий, ин суд человеческий… Где те, кто тяжелыми обвинениями и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце Патр. Тихона, пригвождая его ко Кресту? Но Крест дал Спаситель, и Он же сказал и последнее слово о претерпевшем: “Свят!”.

…появились и с невероятной быстротой разрослись во всех сферах жизни и, главное, в душе человека, неверие, ненависть и бесовская гордыня, и они привели за собой свои исчадия: ложь, лукавство и фальшь, которые исказили жизнь. И как следствие этих новых норм явились в жизни смятение, смущение и неразбериха. Коснулись они и Церкви в виде ересей и расколов, вторглись и в отношения духовников и паствы, являя доселе неведомые духовные болезни.

В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие.

…священство – добровольное мученичество.

Время настало такое, что ради спасения погибающего в невежестве неверия человека надо и из пустынь выходить. 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге – свобода и вседозволенность всякому злу.

Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей. Проповедуй не столько словом, сколько жизнью своей, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.

Бог и человек. Пути спасения. Воля Божия и смирение:
Все спасение наше – в Боге, но не в многочасовых правилах, а в живом, доверчивом отношении к живому Богу.

Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для Вас проблемы с этой позиции.

Быть с Господом – это значит исполнять волю Божию.

Воля Божия ясна и для всех дана в Священном Писании, и главное дело христианина – жить по заповедям Божиим.

…понимаются… жизненные истины лишь тогда, когда они исполняются самой жизнью…

С нашей стороны нужно и важно иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию. И поверьте, искренность наших чувств Господь приимет и оправдает. Он, помимо нашего понимания и осмысливания, поведёт по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой.

Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на Милость Божию остается. А это как раз то, что и надо.

Ведь главное и основное в жизни – хождение пред Богом и жизнь в Боге, а этому скудость не только не мешает, но способствует развитию в нас упования только на Бога, и верующие не бывают посрамлены.

Наша искусительная пустыня длится всю жизнь. И в этой духовной школе на первых этапах нам даются уроки, из которых мы не во мнении, но в реальной практической жизни должны усвоить беспредельную глубину своей немощи, чтобы, уже избегая всяких прелестных вражиих уловок, предаться Богу, Его силе, мудрости. И сами себя Христу Богу предадим.

Наш старец монастырский говорил о себе: “Я не ученый, а толченый”. Из таких вот толченых Господь созидает народ Божий.

…нынче дерзких много, а жить надо, спасаться надо, и милость Божия и теперь все та же, но мы огрубели настолько, что только ощутимые удары жизни несколько приводят нас в сознание нашей хрупкости и обращают к Богу.

…хотим ли мы, не хотим ли соглашаться со своей участью и положением, все равно будет так, как даст Промысл Божий, предзря нас теперь и в нашем будущем и ведя нас к исполнению взятых добровольно на себя обетов. И все это во благо нам, и во спасение, и в будущую радость. И по опыту скажу, что, чем скорее мы сердцем примем Богом данное, тем легче нам будет нести благое иго Божие и бремя Его легкое. Тяжелым оно становится от нашего противления внутреннего.

Вся наша трудность и боль именно потому, что мы не хотим принять Божьего и все домогаемся своего. А Бог нас любит больше, чем мы себя, ибо мы в духовном ничего не смыслим и все печемся о теле.

От креста же нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение.

Христианство — это подвиг жизни, это крестоношение, это труд. А нынешнее христианство у многих лишь на кончике языка, пока небо над головой безоблачное.

Бог-то не предаст, да мы-то Его на каждом шагу предаём. У нас одно на языке, другое на уме, третье на деле.

Сейчас лицедейство захлестывает мир, а это вражье. Этого надо бояться. Ложь, фальшь, лукавство – это гибель.

На земле Небесная Правда пригвождается ко кресту.

Вот за чем следить-то надо неусыпно и со всем тщанием – кому мы в жизни служим, чем живем.

Лучше по крохам участвовать в созидании, чем одним махом – да еще по неведению своему и недопониманию – разорять.

О нашей правоте в Боге всегда свидетельствует спокойствие духа, которое порождает Святой Дух в душе правой.

…всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать (с умом, конечно).

Да, Закон Божий остается неизменен, но в жизни-то у каждого свой путь и свои ухабы на нем. А Господь каждому стучится в сердце, и когда, и как откликнется человек и откликнется ли, нам знать не дано. У Господа терпения много, а любви и жалости еще больше. Он и ждет, и надеется до конца, и не отступает.

Нет людей на одно лицо, и путей в жизни тьма, и к Богу пути различны. И хорошо, когда человек не действует по стереотипу. Он не сразу определится на свою стезю, но зато верно.

…если цель в жизни определена – спасение души для вечности, – то через все искушения пройдем с благодарением Богу и устоим в Истин