Духовная жизнь это важнейшая сфера деятельности виды практической общественной характерные черты

dux-materia3К каким  результатам приводит материальная и духовная деятельность человека?

Материальный вкус приводит к пустоте сердечной. Человек получает что-то материальное, но в конце концов он чувствует: сердце пустым стало. Если мы хорошо поймем этот результат материального вкуса или материального наслаждения, то, что он приводит к пустоте сердечной, к какой-то внутренней опустошенности, сухости, и наоборот, духовный вкус наполняет сердце…

Сердце становится полным, оно переполняется через край, хочется им делиться, давать. Поэтому нужно всегда помнить, это как бы в комплекте все идет: духовный вкус значит, что могут быть препятствия, сложности, это тонкая вещь, но в конце концов человек очень счастливый.

И материальный вкус: да, все хорошо, но потом противно, как будто бы лягушек покушал и они внутри квакают. Материальный вкус плоский, он на самом деле не имеет объема, человек быстро пресыщается всем этим.

Обычно человек отождествляет себя с чем-то, чем он не является, и все это он заносит вовнутрь. Как человек идет по улице и вдруг видит какую-нибудь вещь на витрине и сразу же инстинктивно у него происходит отождествление некое: „Хорошо бы, чтобы это было частью меня». Потом что он делает? Берет, покупает, приносит к себе домой: вот оно, мое, меня стало больше, я обогатился этим.

Отношение к материальным и духовным ценностям

Мы все это заносим внутрь себя: вот это я, вот это я, вот этого много, я крутой, я сякой, я всем покажу. И этот весь болезненный клубок называется гордыней нашей, которую мы все время пытаемся проецировать, всем пытаемся доказать это. dux-materia2

А смирение – это когда я забыл обо всем этом, когда я не думаю обо всем этом. Кто я? Непонятно кто, в микроскоп рассматривать – не найдешь там. Но тем не менее я связан с Богом, и в этом мое величие, тем, что я могу непосредственно думать о Боге, помнить о Боге, я Его частица. Это смирение.

Любовь невозможно симулировать в своем сердце. Симулировать ее можно, но ее невозможно индуцировать искусственным образом, это не будет любовью. Но благодарность – это нечто, что мы можем практиковать. Она находится в сфере практики. Она постепенно размягчает наше сердце. Любовь немыслима без благодарности, с благодарности любовь начинается, и чем сильнее становится наша любовь, тем глубже становится благодарность.
Вадим Тунеев

dux-materiaДуша не стремится к личной славе, душа очень быстро, спонтанно принимает решения, никогда не испытывает никаких напряжений. Никогда не попадает в тупики. Все ясно, просто и понятно. Потому что ею руководит только любовь. Настоящая любовь всегда находит ответы. Но чем мир невежества отличается от мира знания? В мире невежества много вопросов и мало ответов.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Мы живем в таком мире – вопросов больше, чем ответов. В мире знания ответов больше, чем вопросов. Настолько удивителен мир знания. Вы получаете такие ответы, что даже представить не можете таких вопросов. Можно получать и открывать в себе такие удивительные вещи, что даже в воображении не укладывается. Это – душа.

Многие из нас приходят от безысходности в духовную жизнь – кто еще может помочь, на самом деле. Врачи уже не могут помочь, сейчас каждый третий человек умирает от рака, каждый пятый от инсульта. Очень серьезные вещи. Никто не знает, что делать с этим, кто может помочь. Люди сейчас кидаются во все эзотерические учения, литературу читают. И, конечно же, все приходят к аюрведе, а куда же еще?

Другой веды нет, нет другого источника. Аюрведа – она начинается с поклонения Богу, потому что без Бога вы не можете получить никаких знаний, без связи вы вообще не можете овладеть вообще никакой наукой. Знать вы можете, но овладеть вы не можете, управлять – нужна машина, знаете, медикаменты, химические какие-то препараты, какие-то диагностики, компьютерные.

Но сами вы не можете овладеть этими знаниями, вы не можете поставить диагноз, вы не можете проникнуть. Без Бога вы вообще ничего не представляете из себя в этом мире, вы никакой квалификации не имеете в этом мире. Без машин сейчаслюди ничего не умеют делать.

Александр Хакимов
dux-materia4

С пониманием духовности и ее пользы у большинства современных людей сейчас сложно.

С одной стороны, это вроде бы модно, многие что-то там «практикуют». С другой стороны, духовные практики часто ассоциируют с чем-то сугубо непонятным и далеким от реальности.

«Духовную братию» изображают в виде витающих в облаках экзальтированных девиц, завернутых узлом йогов, «зомбированных» сектантов.

Возможно, в крайних своих проявлениях адепты и доходят до странностей, вводя окружающих в недоумение и становясь героями карикатур.

Но, на самом деле, серьезные духовные практики вовсе не смешны и не оторваны от жизни. Напротив, уже по своему названию они:

а) являются сугубо практическими, значит, требуют труда и приносят конкретную пользу,

б) развивают и укрепляют дух человека, то есть, его лучшие нравственные качества, волю, интуицию, милосердие. Они наполняют человека новыми знаниями и раскрывают ясность мышления.

Ну, и для тех, кто понимает – практики дают возможность почувствовать и усилить связь со своей Душой, Высшим Я, что очень помогает нам в развитии и ответах на важные вопросы.

В статье мы начнем рассматривать основные виды духовных практик и пользу, которую каждая из них приносит.

Бонус читателям:

 

Духовные практики: Начальный уровень

1. Медитации

Суть: Медитация — практика погружения внутрь себя, с концентрацией на каком-то внешнем или внутреннем объекте. Это может быть и созерцание пламени свечи, и ощущения тела, и внутренние зрительные образы.

Главное – это освобождение от посторонних мыслей и эмоций во время медитации, чистота разума. Сейчас популярны визуальные медитации, где участник проходит настоящее внутреннее путешествие, с трансформационным эффектом в результате.

Польза: Успокоение и расслабление ума и тела, введение мозга в альфа- или тета-состояние (более медленные волны по сравнению с повседневным режимом). А также – навык концентрировать сознание на главном, что часто необходимо при ответственной работе.2. Йога, единоборства и другие телесно-духовные системы

Суть: Здоровый дух в здоровом теле, одно без другого не работает. Слабый и больной организм не может выдержать усиливающихся вибраций и энергий. Да и вообще, сложно сконцентрироваться на успехе или личностном росте, когда тут болит, там не гнется…

Различные психофизиологические системы, что древние, что современные, рассчитаны на укрепление духа посредством тела. Важно регулярно и осознанно выполнять физические упражнения и слушать тренера.

Польза: Здоровье, красота и гибкость тела. Занятия развивают волю, терпение, внимательное прислушивание к себе и другим людям, окружающему миру (интуицию).

Мастера йоги и единоборств на определенном уровне начинают «видеть» энергию людей и окружающего пространства, что позволяет принимать верные решения в любой ситуации.

Чтобы продолжить свое духовное развитие и сохранить здоровье, спорт нам необходим. Выберите для себя наиболее близкую систему тренировок (танцы, бассейн, йога), не менее 1 часа в день и несколько раз в неделю.

3. Дыхательно-энергетические практики

Можно было бы включить в предыдущий пункт, но выделю отдельно. По дыханию уже сложились целые школы, и оно заслуживает отдельного пункта.

Суть: Дыхание – важнейший механизм жизни и саморегуляции тела, на его ритме построена работа большинства систем нашего организма. Суть дыхательных практик заключается в наблюдении за своим дыханием и управлении им. Также, сюда подключаются ментальные образы движения энергии при дыхании, что усиливает эффект.

Польза: Контроль и управление дыханием быстро меняет мозговую активность (замедляя или значительно ускоряя ее), что влияет на сознание. В результате, человек переживает специфические ощущения, может увидеть образы, «вытащить» и проработать психологические травмы.

И, конечно, при правильном подходе к занятиям, можно укрепить тело и даже исцелить некоторые заболевания (т.к. хорошо прокачиваются легкие, кровь лучше очищается и доходит до обычно «обделенных» уголков тела).

С дыхания сердцем начинается любая практика, проводимая под моим руководством. Суть ее проста: вы приучаете себя дышать через центр груди, где расположено духовное сердце.

4. Аскеза

Суть: Добровольный обет или самоограничение, направленное на достижение духовных целей. Это очень эффективная и полезная практика. Но, к сожалению, из-за ассоциации с религиозным «умерщвлением плоти», аскеза сейчас не столь популярна. Попробую исправить это.

Аскеза не обязательно предполагает мучения и самоистязание. Многие зрелые религии, кстати, от этого уже отказались.

Аскеза, по сути – лишь перенаправление вашей энергии и внимания с комфорта и излишеств на личностный рост, достижение цели, ясность сознания («Божественную благодать»).

К аскезе относят:

  • посты (голодание, отказ от некоторых продуктов),
  • воздержание (сексуальное, словесное – например, не говорить матерных слов или полное молчание, отказ от телевизора),
  • отшельничество или одиночество,
  • трудничество (например, восстанавливать храм своими руками) и многое другое.

Строгость и время аскезы, а также ее цель, вы определяете сами.

Польза: Возрастает самоуважение и сила воли – ведь вы справляетесь со своей аскезой, ощущая свою силу и контроль над примитивными инстинктами.

Освобожденная энергия направляется на ваши цели. Проверьте сами: даже маленькая аскеза – например, три дня не смотреть ТВ – сразу открывает вам колоссальные ресурсы сил и времени.

Побочным эффектом может быть укрепление здоровья (например, во время поста происходит физическое очищение тела) и ясность мышления.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Важно, чтоб временная аскеза не перешла в разрушительный духовный обет или клятву — например, обет безбрачия, нестяжательства, вечного служения или самоограничения.

Я рассказала не про все духовные практики. Существует еще несколько видов, среди них – молитва, работа с местами силы, мантры, ритуалы и многое другое.

Но, думаю, уже сейчас вам понятно, что духовные практики – не просто «модное увлечение», а необходимая для любого разумного человека составляющая образа жизни.

Для тех людей, которые хотят постичь сущность ведического знания, одного изучения философии недостаточно. Как и во всех вероисповеданиях, так и в вайшнавизме нужна практика. Первое, с чего можно начать, это повторение Святых Имен Господа:

Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе

В переводе с санскрита, слово «Харе» означает обращение к энергии Господа, а «Кришна» и «Рама» означет обращение к Самому Господу и переводится как «всепривлекающий», «всерадующий». Перевод все й мантры звучит так: «О всепривлекающий, всерадующий Господь, о энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе!»

Эту мантру нужно повторять на четках 16 кругов в день, каждый по 108 раз. Конечно, по началу будет трудно делать это, поэтому нужно начинать постепенно, раз за разом увеличивая количество кругов. Это не простое, монотонное повторение мантры, за ним скрыто сладчайщее наслаждение. Чтобы почувствовать вкус Святого Имени, нужно с открытым сердцем искренне молиться Кришне. Эта мантра очень могущественна. Если человек будет повторять ее, он избавится от всех негативных качеств характера – от зависти, жадности, ненависти, тщеславия, и обретет возвышенные качества – доброту, скромность, спокойствие, его сердце наполнится гармонией и любовью ко всем живым существам, и получит бесценный дар – любовь и чистую преданность Господу.

Также Священные писания говорят о важности соблюдения четырех регулирующих принципов: 1. Вступать в сексуальные отношения только в браке с целью зачатия детей; 2. Отказаться от мяса, и кушать пищу, предложенную Господу – это злаки, молочные продукты, овощи и фрукты. За исключением рыбы, яиц, лука и чеснока; 3. Отказ от алкоголя и одурманивающих средств; 4. Отказ от азартных игр. Рассмотрим эти принципы подробнее:

1. Сексуальные отношения только с целью зачатия детей. В наше время – в век раздора и вражды, сексуальные отношения стали неотъемлемой частью современного общества, а вместе с возросшей популярностью секса, в общество вошла сексуальная распущенность и сексуальная несдержанность. Все мы прекрасно понимаем, что сексуальные отношения тянут людей к деградации, развивают в них самые низкие качества. И вместе с любовью к сексу появляется любовь к насилию, жажда богатства и славы. Поэтому Шастры регулируют половую жизнь для тех людей, у которых духовная жизнь стоит не на последнем месте, для тех, кто хочет духовно расти и развиваться, воспитывать в себе высокие моральные и этические принципы.

2. Важность вегетарианства в духовной практике очень велика. Если человек придерживается этого принципа, то можно сказать, что он осознал, что все живые существа являются неотъемлемой частичкой Бога. Господь призывает к состраданию ко всем живым существам, к ненасилию. Также важно предлагать Господу пищу для того, чтобы очистить и освятить ее. Потому, что все продукты наполняются энергетикой того человека, который их изготавливал, или выращивал. Если человек это делал не в очень хорошем настроении, с неохотой, то вся плохая энергетика передается на пищу. Что же говорить о мясе?

Представляете, сколько там боли и насилия? Господь никого не убивает, и ни кому не причиняет боли. Лук и чеснок входят в разряд низших растений, поэтому употреблять их тоже не желательно. Но все растения живые, и отрывая яблоко, мы также причиняем дереву боль. Но мы не можем оставаться совсем без пищи. Поэтому предлагая ее Господу, мы также просим прощения, за то, что доставили беспокоства живому существу. Говорится, что чем меньше боли, и беспокойств мы будем доставлять живым существам, тем счастливее будем себя чувствовать.
3. Вред алкоголя и одурманивающих средств известен всем. К одурманивающим средствам относятся наркотики, черный чай, какао. Продукты, содержащие кофеин являются слабыми одурманивающими средствами.
Люди, принимая одурманивающие вещества в виде наркотиков и алкоголя, пытаются найти забвение и избавление от страданий. Но они не знают что,  пытаясь заслониться от тревог такими способами только продлевают срок своего пребывания в материальном мире. Спастись от материальных тревог таким образом невозможно.

4. Азартные игры также пагубно влияют на людей, как и алкоголь. Они вызывают зависимость, и развивают не самые высокие качества в человеке – к ним относится и неумение сдерживать свои чувства, держать их под контролем. Играя в азартные игры, человек идет а поводу у чувств, и  это всегда приводит к негативным последствиям.

Что такое духовность?
Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование внутреннего мира, который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь – это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые духовные ценности, которые ведут к построению еще более высоких целей.

«Сила» и «слабость» духовного развития
Что отличает от прочих «духовно развитую личность»? В чем состоит духовная жизнь человека? Развитая, целостная личность стремится к чистоте идеалов и помыслов, она думает о своем развитии и поступает в соответствии со своими идеалами. Слабо развитый в данном плане человек не способен оценить все прелести мира вокруг, внутренняя жизнь у него бесцветна и бедна. Так в чем состоит духовная жизнь человека? В первую очередь, это прогрессивное развитие личности и ее саморегуляция, под «руководством» высоких ценностей, целей и идеалов.

Мировоззренческие особенности
В чем состоит духовная жизнь человека? Эссе на эту тему часто задают писать школьникам и студентам, так как это – фундаментальный вопрос. Но его нельзя рассматривать без упоминания такого понятия. как «мировоззрение». Что это? Этот термин описывает совокупность взглядов личности на окружающий ее мир и процессы, которые в нем происходят. В мировоззрении заложено отношение индивида ко всему, что его окружает. Мировоззренческие процессы определяют и отображают чувства и мысли, которые мир преподносит человеку, они формируют целостное представление о других людях, о природе, обществе, моральных ценностях и идеалах. Во всех исторических периодах особенности людских взглядов на мир были разными, но и сложно найти две личности с одинаковыми взглядами на мир. Именно поэтому можно сделать вывод, что духовная жизнь каждого отдельно взятого человека – индивидуальна. Могут быть люди со схожими представлениями, но есть факторы, которые обязательно внесут свои коррективы.

Ценности и ориентиры
В чем состоит духовная жизнь человека? Если говорить об этом понятии, то необходимо вспомнить и про ценностный ориентир. Это – наиболее дорогой и даже святой момент для каждого человека. Именно такие ориентиры в совокупности отображают отношение личности к фактам, явлением и событиям, которые происходят в действительности. Ценностные ориентиры различны для разных наций, стран, обществ, народов, общин и этносов. При их помощи формируются как индивидуальные, так и общественные цели и приоритеты. Можно выделить нравственные, художественные, политические, экономические, профессиональные и религиозные ценности.
Мы – это то, о чем мы думаем
Сознание определяет бытие – так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие – это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями. Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия.

Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.

Духовность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы можем прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни
В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»
Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека
Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что значит духовность
Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей
Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности
Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

Душа человека развивается до самой смерти.
Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.
Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Надеемся, что вам понравилась статья о результатах материальной и духовной деятельности человека. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!