Свято Донской мужской монастырь в Москве: официальный сайт история иконы службы храмы церкви собор расписание

donskoy-monastyrДревнее святое место в столице России, с которым связана насыщенная событиями история. Смотрите видео передачу православного телеканала «Союз» «Небо на земле. Донской монастырь» читайте статью про историю,святые иконы, службы, храмы и собор Донского монастыря Москвы.

Прогулка по Донскому монастырю

В жизни каждого человека есть особо дорогие и близкие сердцу «заповедные» места, посещение которых очищает душу и располагает к размышлению. На юго-западе Москвы, вблизи старой Калужской дороги, обрамленные густой зеленью деревьев, возвышаются величественные стены Свято-Донского монастыря. Из шумной столичной суеты ты попадаешь в мир спокойствия и тишины, овеянный духом истории и ратной славы России.

Крепостные стены монастыря собрали воедино многовековую историю нашего народа. При входе в Святые ворота парадного въезда взору открывается широкая аллея с роскошными ухоженными клумбами, замыкает которую пятиглавый Большой Донской собор, заложенный во имя чудотворной иконы Донской Божьей Матери — покровительницы воинов, которую, по преданию, Дмитрий Донской брал с собой в 1380 году на Куликовскую битву.

Вдоль аллеи, в память о самоотверженности русского народа в годы Великой Отечественной войны, установлена боевая машина из танковой колонны «Дмитрий Донской», созданной на средства, собранные православными христианами России. Рядом построена часовня, где можно почтить память павших воинов.

Храмы богослужения большой собор Донского монастыря в Москве

Донской мужской монастырь основан в 1591 году сыном Ивана Грозного царем Федором Иоанновичем в память о чудесном избавлении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея на месте, где находилась походная церковь с древней иконой Донской Божьей Матери. Монастырь служил крепостью, защищавшей Москву с юга. В честь победы русских войск был заложен Большой Донской собор.

В нем находится список (копия) с чудотворного образа Донской Божьей матери (подлинный образ хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, ныне находится в Третьяковской галерее). Неоднократно чудотворный образ брали собой в поход русские воины.

В Большом Донском соборе покоятся мощи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Долгое время имя Патриарха Тихона не упоминалось, лишь людская память хранила его.

В годы Гражданской войны, когда Россия раскололась на два враждебных лагеря, он помогал православным христианам сохранять духовные традиции и призывал народ к примирению и согласию: «Довольно братской крови, довольно злобы и мести… не причиняйте нового горя и позора истерзанной России…».

В стенах монастыря Патриарх Тихон с 1922 года находился под домашним арестом и провел последние годы жизни. Мечта Патриарха Тихона о народном согласии воплотилась в наши дни. В некрополе Донского монастыря обрели последнее упокоение наши соотечественники философ И. Ильин, генералы Белой армии А. Деникин и В. Каппель, вынужденные волею судьбы покинуть Родину. В знак покаяния к их могилам люди несут свечи и цветы.

Хор история службы святого мужского Донского монастыря Москвы

Еще интересен Донской монастырь своим некрополем. Издавна на Руси в ограде каждого русского монастыря существовали захоронения.

В некрополе Донского монастыря покоятся многие выдающиеся люди, трудами и ратными подвигами прославившие Россию: участники Отечественной войны 1812 года, декабрист В. Зубков, поэт В. Пушкин — дядя Александра Сергеевича Пушкина, родоначальник русской авиации Н. Жуковский, писатель А. Сумароков, художник В. Перов, архитектор О. Бове, историк В. Ключевский. Храмы, часовни, надгробия-памятники — настоящие произведения искусства, созданные известными архитекторами и скульпторами И. Мартосом, Ф. Гордеевым, В. Демут-Малиновским.

Архитектурный ансамбль Донского монастыря сложился в конце XVI — середине XVIII вв. Ограда Донского монастыря с кирпично-белокаменными башнями является своеобразным памятником древнерусскому оборонительному зодчеству.

В 1917 году Донской монастырь был закрыт, в его помещениях был создан Антирелигиозный музей. В 1934 году монастырь передан Музею архитектуры Академии архитектуры СССР, а в 1964 стал филиалом научно-исследовательского Музея архитектуры имени А. В. Щусева.

На его территорию свозились детали многих снесенных храмов, в том числе горельефы взорванного Храма Христа Спасителя. В 1990-х годах Донской монастырь возвращен Православной церкви.

Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе». Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели — всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. После смерти царя Феодора Алексеевича Аверкий Кириллов встал на сторону Нарышкиных и попал в список лиц, которых замыслили погубить Милославские. Он был убит вместе с Артамоном Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 года: его сбросили с Красного крыльца на землю, изрубили и труп поволокли на Красную площадь с криками: « Расступитесь, думный едет!» Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…»

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришел и художник Павел Корин, и, потрясенный увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая», которая так и не была осуществлена. Остались ее замечательные эскизы в мастерской художника на Большой Пироговской улице.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

В этом же Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого). Записи в метрической книге сделано не было — не хотели подвергать монастырь очередной серьезной опасности.

Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской… Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.

Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.

В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.

Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.

Паломники обычно ставят его в самый конец списка обязательных для посещения святынь Москвы. Он не популярен у приезжих, не бросается в глаза из окна поезда или автобуса, не красуется на сувенирных открытках. Но тот, кто все-таки решит заглянуть сюда, будет вознагражден. Спрятанный в стороне от проторенных туристических маршрутов, этот монастырь таит в себе удивительные сокровища и готов открыть их каждому, кто, свернув с шумного Ленинского проспекта, углубится в тихие дворы. Корреспондент «НС» стала одним из таких любознательных паломников.

Донской монастырь. Большой собор Донской иконы Божией Матери.

Большой собор Донской иконы Божией Матери. Мало кто знает, что под лестницей собора находится еще один, Сретенский, храм – усыпальница грузинских князей. Со временем здесь планируется открыть музей истории монастыря

Две иконы
«У нас есть подземный ход, который ведет из Донского монастыря прямо в Кремль. Правда, показать его вам мы не можем, так как еще не нашли, где у него вход», — рассказывает экскурсовод монастырского паломнического центра. Озадаченные паломники переглядываются — неужели правда? Действительно, история обители так богата разнообразными событиями, что — очень может быть — и подземный ход найдется.

Донской монастырь был основан в 1591 году на том месте, где стояли русские стрельцы, готовившиеся к сражению с крымским ханом Казы-Гиреем. Перед самым сражением крымский хан неожиданно сбежал с поля боя — столь чудесное избавление от врагов объяснили заступничеством Пресвятой Богородицы, так как в стрелецком стане находилась чудотворная Донская икона Божией Матери. На месте шатра, где пребывала икона, в 1593 году и был построен Малый Донской собор. Сто лет спустя рядом появился второй Донской собор, так называемый Большой (кстати, Донской монастырь – одна из тех редких обителей, где действуют два одноименных храма). Вокруг монастыря возвели кирпичную стену с двенадцатью башнями, а над западными воротами по проекту Андреа Трезини — автора собора Петропавловской крепости — была построена колокольня. Основным входом в монастырь тогда служили северные ворота, выходящие в сторону Кремля, которые венчает Тихвинская церковь. Весь архитектурный ансамбль монастыря сохранился.

Донской монастырь в своих воспоминаниях описывает Иван Шмелев. Каждый год на праздник Донской иконы (1 сентября) из Благовещенского собора Кремля в монастырь чудотворную икону приносили на руках. Сотни хоругвеносцев, представители всех столичных церквей, сопровождали святыню. Крестный ход встречала вся Москва, улицы по пути следования иконы украшали цветами.

Как получилось, что Донская икона хранилась в Кремле, если в самом монастыре — два собора, построенных в ее честь? Дело в том, что чудотворных Донских икон — две. Одна, так называемая Кремлевская, написанная Феофаном Греком в XIV веке, по преданию, была передана донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Хоругвь с изображением этой иконы и находилась в стане стрельцов в том месте, где теперь построен монастырь. Вторая икона, тоже ставшая впоследствии чудотворной, была написана в XVI веке по заказу Бориса Годунова специально для Донского монастыря и с тех пор находится в нем постоянно. На праздник в монастырь приносили икону письма Феофана Грека — так что в этот день в Донском одновременно пребывали обе иконы. Эта традиция сохранилась и в наше время, только теперь святыню доставляют из Третьяковской галереи, а не из Кремля, и не крестным ходом, а на специальной бронированной машине.

Но не только героические страницы истории Москвы связаны с монастырем. Его стены помнят и весьма трагические события. В сентябре 1771 года в Москве вспыхнула чума. Напуганные мором жители города повалили к Боголюбской иконе над Варваровскими воротами в Китай-городе. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий, боясь, что скопление народа будет способствовать распространению эпидемии, попытался этому воспрепятствовать. Но народ взбунтовался. Многотысячная толпа взяла приступом Донской монастырь, где на хорах Большого собора прятался архиепископ. Владыку выволокли во двор. Он пробовал утихомирить людей. Но кто-то закричал: «Чего глядите вы на него? Разве не знаете, что он колдун и нас морочит?» Бедного старца ударили колом по голове. На месте гибели архиепископа позже был воздвигнут каменный крест, сейчас он находится под лестницей Большого собора.

Некрополь

«Все большие московские кладбища (Ваганьково, Новодевичье, Миусское и другие) — чумные, они появились на окраинах во время эпидемии чумы, когда было запрещено хоронить в центре города. Донской же некрополь появился значительно раньше — его уникальность сравнима разве что с некрополем Александро-Невской лавры, — рассказывает Татьяна Бажутина, искусствовед, руководитель научного отдела монастыря. — Уже в “Истории” Карамзина Донской монастырь упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества».

Донской монастырь. Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен.
Такой живописный вид на некрополь открывается с монастырских стен. Впрочем, полюбоваться им может далеко не каждый. Проход на стены пока закрыт. Сейчас в Донском действует паломнический центр, организуются экскурсии по территории монастыря. В скором времени в экскурсионный маршрут планируется включить и прогулки по монастырским стенам

Исключительна и коллекция надгробных памятников, рисовать которые так любят молодые художники. «Сен-Жерменское предместье мертвой Москвы» — так называли Донское кладбище в прошлом веке. Здесь покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской. В Донском похоронены историк В. О. Ключевский, ректор Московского университета С. Н. Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П. Я. Чаадаев, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Многочисленные Голицыны, родственники и друзья А. С. Пушкина. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха), умершая в заточении в Ивановском монастыре. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли могилу художника В. Г. Перова, а в 2005 году в Донском монастыре перезахоронили генералов А. И. Деникина и В. О. Каппеля.

На старых могилах интересно читать слова эпитафий, например такие:

«Покоится здесь юноша раб Божий Николай.

От мира и забот его призвал Бог в рай».

Есть даже одна мстительная эпитафия, украшающая надгробье княжны Шаховской: «Скончалась от операции доктора Снигирева»…

На стене одного из фамильных склепов за Большим собором выложена мозаичная икона святителя Николая — во времена гонений на Церковь она оставалась практически единственной святыней в округе. В Великую Отечественную войну к этой иконе с молитвами тянулись матери и жены ушедших на фронт. С тех самых пор и до сегодняшнего дня икона источает благоухание.

Донской монастырь. Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя
Скульптуры со взорванного храма Христа Спасителя

В 2001 году в Донском монастыре скончался и был похоронен протопресвитер Александр Киселев, клирик РПЦЗ, который много сделал для объединения Церквей. В то время когда отец Александр служил настоятелем в Таллинской Николаевской церкви в Эстонии, будущий Святейший Патриарх Алексий II был у него алтарником.

Донской монастырь иногда называют еще и архитектурным кладбищем». С 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры им. Щусева, сюда свозили фрагменты уничтоженных памятников старины. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя работы скульптора А. В. Логановского, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией Матери на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Но через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте.

Донской монастырь. В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы.
В советское время в Донской свозили обломки старинных надгробий с других кладбищ Москвы. Сейчас они разобраны и выставлены вдоль аллеи, ведущей к Малому собору

Святой узник

В 1918 году монастырь был официально закрыт, но монастырская жизнь в нем теплилась еще несколько лет, хотя на территории уже проводились антирелигиозные выставки и был открыт антирелигиозный музей.

В здании бывшей караульни, которая примыкает к северным вратам монастыря, с 1922 года содержался под стражей святитель Тихон, патриарх Московский. Почти до самой своей смерти он прожил в двух тесных кельях под постоянным присмотром комсомольцев. Выходя на монастырскую стену, святитель мог общаться с паствой, стоявшей внизу, через решетку ограды. На жизнь святителя неоднократно покушались. Во время одной из таких попыток, в 1924 году, был убит Яков Полозов, келейник Патриарха. Когда убийцы поднялись на стену, Яков вышел им навстречу и, приняв три пули, защитил патриарха ценой своей жизни. Святитель настоял на том, чтобы Полозова похоронили на территории монастыря. Его могила сейчас находится у южной стены Малого Донского собора.

Святитель Тихон скончался через полгода после этих событий, 7 апреля 1925 года, в больнице на Остоженке. Его последние слова: «Ночь будет темная, долгая… Долгая…» Патриарха-исповедника хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Но за 70 лет гонений место его захоронения было утеряно. Только через несколько лет после прославления святителя, в 1989 году, его нетленные мощи были обретены чудесным образом — захоронение обнаружили случайно во время ремонтных работ после пожара в Малом соборе. Сейчас рака с мощами святителя Тихона находится в Большом соборе, слева от Царских врат.

В домике, где жил святой патриарх, в его келье, планируется создание дома-музея. Уже сейчас в нем хранятся оставшееся нетленным облачение, в котором он был похоронен, фотографии, документы, личные вещи.

В монастыре создается музей патриарха Тихона. Уже сейчас в нем хранятся документы, фотографии, личные вещи патриарха. Открыть широкий доступ в музей пока нет возможности — у монастыря не хватает средств на покупку дорогостоящего музейного оборудования, которое могло бы помочь сохранить уникальные экспонаты. В 2011 году монастырю исполняется 420 лет. Возможно, найдутся благотворители, которые пожертвуют деньги на создание и открытие для посетителей музея свт. Тихона к этой дате. Полная комплектация музея оборудованием обойдется всего в 30 тыс. евро. Фото из архива музея: святитель Тихон в окопе во время Первой мировой войны

Монастырь в городе

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции. В 1927 году на территории монастыря, в храме Преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской был открыт первый советский крематорий.

В советское время вся территория Донского монастыря была открыта, в стенах и башнях жили люди, в храмах размещались государственные учреждения. Монастырский сад и некрополь облюбовала для прогулок московская интеллигенция. Те, кто вырос здесь, вспоминают, как играли в прятки среди монастырских развалин, как прибегали после уроков и смотрели в щелку двери на иконостас XVIII века в Большом соборе или прогуливали уроки на кладбище, а потом грелись в Малом соборе, где с 1949 года возобновились богослужения.

В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции патриарха. Однако через несколько дней генсек умер, документы затерялись, а в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь. Про Донской забыли. Фактическая его передача Церкви состоялась только в 1990-е годы. С тех пор здесь — мужской монастырь.

«Монашеский образ жизни подразумевает уход в пустыню, уединение от суеты мира, — говорит владыка Кирилл (Покровский), епископ Павлово-Посадский, нынешний наместник монастыря. — Донской монастырь, когда-то построенный в глуши и тишине, теперь оказался в самом центре Москвы. Но и в таких условиях монашеская жизнь возможна, и в таких “городских” монастырях было взращено немало святых, совершено немало духовных подвигов. Здесь тоже можно спасаться, и многие спасаются. У нас своя миссия — служение приходящим в монастырь людям: социальное, образовательное, миссионерское». Сейчас в монастыре планируется создание большого просветительского центра для молодежи, открытой библиотеки, большого книжного магазина, трех музеев.

До недавнего времени гостей монастыря на центральной аллее встречала колонна танков. У многих это вызывало недоумение. «Во время Великой Отечественной войны православные люди собрали 8 миллионов рублей, и на эти деньги была построена танковая колонна им. Дмитрия Донского. Бывшее руководство решило установить эту технику на территории монастыря. Сейчас мы передвинули танки в сторону, к стене. Центральная аллея должна вести человека к храму, настраивать на молитвенный лад. Хорошо, если люди с экскурсией будут подходить к этим танкам, узнают о подвиге тех, кто на них сражался, но пусть это будет после посещения храма, а не до», — говорит владыка Кирилл (Покровский).

Военная техника в донском монастыре. Донской монастырь

Военная техника сегодня перемещена с центральной аллеи к западной стене. Пройти туда можно только в сопровождении экскурсовода

В 2010 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Донского монастыря был назначен председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, так что можно ожидать, что в скором времени Донской станет и духовным центром казачества. Планируются семинары и встречи для казаков. Возможно, в монастыре даже будет проходить парадный казачий расчет.

«Но в то же время у монахов есть и своя жизнь, куда нет доступа посторонним, — продолжает владыка. — А утром и вечером, когда весь монастырь закрыт, мы можем гулять по территории, молиться в тишине. Все-таки главное наше делание — это усердная молитва».

История

Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор во имя Донской иконы Божией Матери.

В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.

В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов.

Донской ставропигиальный мужской монастырьСейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.

Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.

Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.

При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев — Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.

Храмы и часовни

Малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами вмч. Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского (1591-1593 г., архит. предположительно Федор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.);
Большой собор Донского монастыря (1684-1698 гг., надстроен в сер. XIX в., иконостас 1695-1699 гг.) — летний, в подклете — храм Сретения Господня;
храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806-1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных);
храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-1714 гг., архит. предположительно И.П. Зарудный);
храм правв. Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-1732 гг., архит. Д. Трезини, затем А.П. Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-1755 гг.);
храм прп. Александра Свирского (1796-1798 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.);
храм прп. Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко);
храм свт. Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архит. А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; вмц. Екатерины — нижний храм;
храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-1910 гг.; освящ. 1914 г. — архит. З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Святого Духа и Всех святых;
часовня-усыпальница Левченко (нач. XX в., архит. И. Клейн);
храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, и нижний храм бл. кн. Вячеслава Чешского (1998 г.);
храм Георгия Победоносца (2000 г.).

Святыни

в Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона мч. Якова Полозова;
в Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского;
в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая.
Богослужение

В Малом соборе ежедневно полунощница и часы в 7.00, Литургия в 8.00, в 17.00 вечерня и утреня (в среду с акафистом Донской иконе Божией Матери, в воскресенье с акафистом свт. Тихону); по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 в Малом соборе и в 10.00 в Большом, накануне всенощное бдение — в 17.00. В храме прп. Серафима Саровского по воскресеньям Литургия в 10.00.

Внебогослужебная деятельность

При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

Наместники

с 1991 г. по 25 декабря 2009 г. — архимандрит Агафодор (Маркевич)
с 25 декабря 2009 г. по 26 июля 2012 г. — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл
с 26 июля 2012 г. по 26 февраля 2019 г. — епископ Бронницкий Парамон
с 26 февраля 2019 г. — епископ Бронницкий Фома
Страна:
Россия
Город:
Москва
Адрес:
115419, Россия, г. Москва, Донская площадь, 1-3
Телефон:
+7 (495) 952 14 81 (канцелярия наместника)
Web-сайт:
http://donskoi.org
E-mail:
info@donskoi.org
Наместник:
Фома, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Демчук Вадим Борисович)

Телефон паломнического центра «Одигитрия» при Донском монастыре: 952-02-63

Реквизиты Донского ставропигиального монастыря:

ИНН 7725034112

КПП 772501001

115419, Москва, Донская площадь, дом 1-3

ОАО «МИнБ» г. Москва

р/с 40703810800990000001

к/с 30101810300000000600

БИК 044525600

Надеемся, что вам понравилась статья и видео о Донском монастыре Москвы: истории,святых иконах, службах, храмах и соборе. Оставайтесь с нами на портале общения и самосовершенствования и читайте другие полезные и интересные материалы на эту тему!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!