Бизнес информатика: работа кем что это за профессия (факультет Вузы специальность направление школа вшэ)

-biznes-informatika-rabota-kem-chto-eto-za-professiya-fakultet-vuzy-specialnost-napravlenie-shkola-vsheСтуденты направления «Бизнес-информатика» получают современные знания в области маркетинга, рекламы, программирования, экономики, менеджмента, управления персоналом. По окончанию вуза выпускник получает диплом бакалавра и смело может претендовать на достойное место в любой компании. Ведь он может: проанализировать все бизнес-процессы компании, найти в них слабые места, подобрать необходимое программное обеспечение, внедрить свою разработку, и тем самым, сделать работу компании наиболее прибыльной и конкурентоспособной.

Один из часто задаваемых вопросов: «А какая заработная плата в данной сфере?». Ответ не может быть однозначным, потому что разные компании — разная степень ответственности. Но всё же, некоторую приблизительную информацию удалось собрать.

Сразу после окончания вуза, без опыта работы, после испытательного срока выпускник направления «Бизнес-информатика» может рассчитывать на зарплату 30 000 рублей в месяц. Если вы проработаете в этой области хотя бы год-полтора, то можно говорить уже о 50 000 рублей. После трёх лет успешной работы специалист в данной сфере зарабатывает в районе 100 000 рублей в месяц. И, наконец, если вы занимаете управляющую должность или смогли организовать собственный бизнес — можно смело задумываться о собственном доме на лазурном берегу вблизи от океана.

Бизнес-информатика – сравнительно молодая специальность, объединяющая в себе компьютерные технологии, экономику, право, менеджмент и управление. Специалисты в области бизнес-информатики занимаются такими задачами, как разработка архитектуры предприятия (управление интеграционными проектами, построение моделей деятельности предприятия на уровне данных, приложений, инфраструктуры), бизнес-анализ (управление поддержкой принятия решений, управление эффективностью бизнеса, прогностическая аналитика), оптимизация и моделирование бизнес-процессов (описание процессов для последующего внедрения ИС, выделение приносящих наибольшую ценность процессов, реинжиниринг бизнес-процессов), управление жизненным циклом информационной системы (от проектирования и разработки до прекращения эксплуатации и утилизации), корпоративное управление IT (гармонизация бизнеса и IT, аудит информационных технологий и систем, IT-стратегия, оценка зрелости IT-процессов и управления, IT-консалтинг) и другие. Специалисты в области бизнес-информатики могут найти себя в качестве системных аналитиков.

Процессы глобализации мира, определяемые в значительной степени стремительным развитием информационных технологий (ИТ), диктуют новые правила ведения бизнеса и новые подходы к организации и управлению производством. Телекоммуникации, связь и обработка информации достигли такого уровня, когда управление отдельными предприятиями и целыми промышленными отраслями стало возможно с позиции управления единым «живым организмом». Информационные системы предприятий стали корпоративными информационными системами (КИС) и обеспечивают «прозрачность» ведения дел компаний на всех уровнях управления. Наличие КИС в компаниях даёт возможность оперативно реагировать на изменения внешних и внутренних условий ведения бизнеса, позволяет увеличивает его доходность в сравнении с общепринятыми традиционными подходами, делает «информатизированную компанию» привлекательной для инвестиций. Кроме того, не надо забывать о необходимости интеграции в мировой рынок, которая невозможна без Системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000.

Сегодня в России существует порядка 60 направлений профессиональной подготовки в области ИТ и более 50 — в области экономики и менеджмента. Но, как показала практика, ни одно из них не способно сформировать синтетические знания на пересечении этих областей. Попытки «механически» привнести недостающие дисциплины на традиционные университетские кафедры профессиональной подготовки, как правило, заканчиваются неудачей. В итоге, общество получает либо специалистов с неглубокими знаниями в ИТ и совершенно поверхностными в менеджменте и экономике, либо — с неглубокими знаниями в менеджменте и экономике и совершенно поверхностными в ИТ. Как написал Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння».

Таким образом, современное информационное общество требует специалистов, обладающих комплексными, сформированными особым образом и органично сочетающимися знаниями экономики, менеджмента и права, владеющих теоретическими основами и практическими навыками аналитической поддержки принятия решений, концептуального проектирования корпоративных информационных систем, управления проектированием и внедрением ИТ. Современное общество требует специалистов информационных систем — Business Software Applications Specialist.

Именно синтез знаний на пересечении различных предметных областей и определяет единение слов «Бизнес» и «Информатика» в названии нового образовательного направления кафедры «Информационные системы» Южно-Уральского государственного университета. И задача этой кафедры ликвидировать этот «флюс» по К.Пруткову.

Государственные стандарты и программы подготовки бизнес-информатиков новы не только для российского высшего образования. Они не имеет аналогов и в западной системе высшей профессиональной подготовки, где экономическими дисциплинами и основами менеджмента выпускники ИТ-специальностей овладевают, как правило, на этапе получения дополнительного образования в специализированных школах. О поддержке этого образовательного направления официально заявили зарубежные и отечественные лидеры отрасли: Microsoft,IBS, IBM, SAP, Computer Association, Ланит, Крок, 1С, InterSoft Lab.

Учебно-методическое объединение, во главе которого стоит факультет Бизнес-информатики Государственного университета Высшая школа экономики, уже заключило партнёрские соглашения с этими компаниями. И это не случайно.
Квалификация бизнес-информатика позволяет ему проводить планирование, осуществлять руководство и координацию деятельности в сфере создания, внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем, позволяет грамотно решать следующие задачи:

  • моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
  • планирование и организация информационных систем;
  • проектирование и внедрение информационных систем;
  • эксплуатация и сопровождение информационных систем;
  • аналитическая поддержка принятия решений управления бизнесом;
  • планирование и организация исполнения ИТ-проектов высокой сложности.

Объектами профессиональной деятельности бизнес-информатика являются:

  • программы и программные компоненты информационных систем;
  • языки и системы программирования информационных систем;
  • задания на модификацию, оптимизацию и развитие информационных систем,
    инструментальные средства для документирования, описания, анализа и моделирования информационных и коммуникационных процессов в информационных системах;
  • инструментальные средства управления проектами;
  • стандарты и методы организации управления, учета и отчетности на предприятиях.

Организация учебного процесса этого образовательного направления соответствует принципам Болонского процесса, участником которого Россия стала в 2003 году. Учебный процесс построен по схеме 4+2:

  1. первая ступень высшего образования (4 года), квалификация — бакалавр бизнес-информатики и
  2. вторая ступень (2 года), квалификация — магистр бизнес-информатики.

На первой ступени высшего образования обеспечивается фундаментальность знаний специалиста, а в двухгодичной магистратуре проводится функционально-ориентированная подготовка. На младших курсах первой ступени подготовки основное внимание уделяется естественнонаучным дисциплинам, базовой подготовке в области информационных технологий (информатика и программирование, базы данных, проектирование информационных систем), общим математическим дисциплинам (математический анализ, линейная алгебра, дискретная математика, теория вероятности и математическая статистика), экономическим (экономическая теория, финансовый и управленческий учет) и гуманитарным дисциплинам. Специальные дисциплины, такие, как логистика, управление персоналом, стратегический менеджмент, информационное право, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, архитектура корпоративных информационных систем, управление жизненным циклом программных средств, информационная безопасность и т.д., появляются на третьем-четвертом курсах.

Знания и умения, получаемые на первой ступени, базовые и поэтому в большей степени имеют теоретическую направленность. Это методологии, связанные с подготовкой предприятия к автоматизации, проектированием, внедрением информационных систем, организацией ИТ-службы, управлением и эксплуатацией информационных систем и управлением разработкой. Приобретение навыков практической работы ограничивается тренингами для овладения различными инструментальными средствами и системами, которые подкрепляют теоретические курсы, например, MS Project, CASE-технологий, Aris, Borland Builder C++ и Delphi, FrameWork и Dot net и т.д. Специалисты, получившие степень бакалавра, подготовлены к деятельности в составе группы исполнителей, а также как менджеры сервисов и систем.

Функционально-ориентированная вторая ступень подготовки ставит своей целью углубленное изучение практических проблем бизнеса, формирование практических навыков аналитической, консультативной, научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности. В отличие от первой степени, учебный процесс в магистратуре основан на практической работе студентов в штате ИТ-компаний, подкрепленной очной углублённой индивидуальной теоретической подготовкой в университете. У магистров расширяется круг экономических, управленческих дисциплин, углубляются знания в соответствии с выбранным направлением специализации ИТ-компании:

  • моделирование и оптимизация бизнес-процессов;
  • ИТ-консалтинг;
  • проектирование и внедрение информационных систем;
  • управление информационными ресурсами предприятия;
  • бизнес-аналитика информационных процессов;
  • инновации и бизнес в сфере ИТ.

Выпускник магистратуры подготовлен к деятельности по руководству группой исполнителей, отделом ИТ, он может выполнять функции топ-менеджера по организации и управлению бизнесом в сфере ИТ.

Совсем недавно кадровый дефицит лидеров ИТ индустрии и промышленных компаний удовлетворялся перекупкой квалифицированных кадров одной компанией у другой. Но сейчас и цены выросли, и перекупать стало некого. А организация внутрифирменной системы тренингов подготовки и переподготовки специалистов требует слишком много затрат, слишком много средств нужно вкладывать в свое развитие. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов только российскому рынку труда сегодня требуется порядка 150 тысяч юристов, «управленцев» и экономистов, а до 10% этого бизнеса непосредственно связано с информационными технологиями. Специалисты бизнес-информатики востребованы во всех сферах бизнеса, в которых применяются информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день неудовлетворенная потребность в специалистах такого профиля составляет только в России порядка 10 тысяч человек в год. Кроме того, в соответствии с Болонской декларацией, диплом любой страны-участницы процесса действителен без ограничений во всех странах-участниках, для бакалавров и магистров Бизнес-информатики открываются не только отечественный, но и зарубежный рынок труда информационных технологий.

Бизнес-информатика — это современное направление образования, научно-исследовательской и практической деятельности, в центре которого информационные процессы и связанные с ними явления в их социально-экономическом бизнес-контексте. В основе бизнес-информатики как междисциплинарной области знаний – интеграция различных областей: информационных технологий, математики, экономики, управления, инженерных наук. Развитие этого направления тесно связано с цифровыми технологиями. Сегодня главный фокус деятельности бизнес-информатиков – цифровая трансформация бизнеса и реализация концепции цифровой экономики.

В число основных направлений исследований по этой специальности входят анализ данных, управление бизнес-процессами, инновации в бизнесе, моделирование предприятия, архитектура предприятия и проектирование предприятия, проектирование информационных систем, индустриальные сервисы, информационная инфраструктура бизнеса, а также «умные» системы.

Бизнес-информатика – перспективное направление, представители которого могут стать бизнес-аналитиками, системными аналитиками, системными архитекторами, архитекторами информационных систем, консультантами в ИТ, менеджерами ИТ-проектов, менеджерами по управлению ИТ-ресурсами, специалистами по информационным системам, специалистами по большим данным, менеджерами по информационным технологиям, менеджерами по продажам решений и сложных технических систем, менеджерами по информационной безопасности бизнеса. Все эти профессии высоко востребованы на российском и международном рынках труда.

Кому подойдет это направление

Студентам бакалавриата, специалитета или магистратуры по направлениям:
  • бизнес-информатика
  • информатика и вычислительная техника
  • информационные системы и технологии
  • прикладная информатика
  • программная инженерия
  • фундаментальная информатика и информационные технологии
  • математическое обеспечение и администрирование информационных систем
  • прикладная математика и информатика
  • Вуз-организатор: НИУ ВШЭ

    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших в России и Европе социально-экономических исследовательских университетов. Выпускает экономистов, социологов, историков, филологов, лингвистов, математиков, физиков и инженеров, дизайнеров и специалистов по IT-технологиям. Образовательная подготовка в вузе ведётся на всех уровнях — от лицея до аспирантуры.Кампусы университета расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. В вузе 216 программ высшего образования, на которых учатся почти 32 тысячи человек. У НИУ ВШЭ более 100 исследовательских институтов и центров и 32 международные лаборатории.По итогам 2017 года вуз вошёл в сотню лучших университетов мира в рейтингах QS по направлениям «Экономика и эконометрика», «Политические и международные исследования» и «Социология».

    Вуз выступает как экспертно-аналитический центр Правительства и Президента России. Университет помогает разрабатывать законопроекты, государственные программы и стратегии на федеральном и на региональном уровнях.

    НИУ ВШЭ организовывает олимпиаду по направлениям «Бизнес-информатика», «Экономика», «Реклама и связи с общественностью», «Финансы и кредит», «Журналистика», «Социология» и «Дизайн».

    Образовательное направление «Бизнес-информатика» — это первое и единственное в РФ образовательное направление для подготовки менеджеров в сфере ИТ, разработанное НИУ ВШЭ и ИТ-сообществом, и лицензированное в 2003 году. В создании и развитии направления «Бизнес-информатика» принимают активное участие ведущие российские и иностранные компании: Microsoft, SAP, Ланит, КРОК, 1С, Форс, IBS, IDS Scheer и другие.

    Его создание было продиктовано острейшим дефицитом в стране квалифицированных кадров, способных эффективно заниматься организацией сложных информационных систем в бизнесе и государственном управлении.

    Реализация образовательной программы по направлению «Бизнес-информатика» тесно связано с требованиями российского рынка труда, испытывающего недостаток квалифицированных менеджеров, системных аналитиков, бизнес-аналитиков, системных архитекторов для IT-сферы. Образование по управлению в IT сегодня является необходимым для специалистов разного профиля. Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: системные архитекторы, системные интеграторы, бизнес-аналитики, IT-менеджеры, IT-консультанты, руководители IT-проектов, специалисты по продажам и сервисам, развитию бизнеса. Второе высшее образование по информационному менеджменту значительно усиливает портфолио кандидата на управленческую должность.

    Программы по «Бизнес-информатике» входят в  перечень лучших образовательных программ России, а выпускники программ являются одними из самых  востребованных специалистов  на рынке труда.

    Направление подготовки «Бизнес-информатика» представляет собой междисциплинарное направление, интегрирующее такие дисциплины, как информатика,  экономика, менеджмент. По определению IEEE Conference on Business Informatics «Бизнес-информатика представляет собой направление, ориентированное на изучение информационных процессов  и связанных с ними явлений в социально-экономическом и бизнес контексте, включая компании, организации, государственное управление и общество в целом.  Как область исследований, бизнес-информатика направлена на использование системно-аналитического подхода для интеграции основных концепций науки управления, теории организации, информатики и экономики…».

    Основная цель программы «Управление информационными технологиями в бизнес» – подготовка профессионалов по разработке и использованию информационных систем и технологий в бизнесе, обладающих знаниями в области информатики, экономики и управления.

    Цели Программы

    a. Дать студентам комплекс знаний в сфере ИТ, менеджмента, экономики, права, необходимый для эффективного управления информационными технологиями современного предприятия;

    b. Дать студентам четкое представление о роли и месте информационных технологий в бизнесе, государственном и муниципальном управлении;

    c. Развить у слушателей лидерские и управленческие компетенции,   системное мышление, глубокое понимание требований потребителей организации, а также нацеленность на предпринимательство и непрерывные стратегические и технологические инновации;

    d. Стимулировать студентов на применение положений изучаемых дисциплин в текущей практической деятельности;

    e. Развить потребность к непрерывному обучению и личностному развитию.

    Задача

    Обеспечить эффективное обучение студентов, направленное на развитие компетенций, в соответствии с требованиями образовательного стандарта  НИУ ВШЭ, достижение индивидуальных целей обучения за счет создания возможности формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом субъективных способностей обучаемых и конечных целей обучения на основе применения инновационных педагогических технологий.

    Данная программа полезна тем, кто нацелен на получение новых знаний, новой квалификации, кто хотел бы продолжить свой профессиональный рост или начать карьеру заново. Как правило, это менеджеры среднего звена и исполнители, имеющие практический опыт работы, но не имеющие диплома о высшем образовании с соответствующей квалификацией.

    По оценке специалистов бакалавры на рынке труда со временем должны составить от 70 до 80% всех выпускников. Опыт последних двух лет свидетельствует о том, что диплом бакалавра вызывает все большее доверие у работодателей и растет число абитуриентов, пришедших на программы второго высшего образования и профессиональной переподготовки, закончив бакалавриат в качестве ступени первого базового образования.

    Кроме того, этот вид квалификации известен работодателям во всем мире, степень «бакалавр» общепринята в международной классификации, т.е. такой диплом узнаваем за рубежом. Особенно диплом Высшей школы экономики.

    Диплом бакалавра — это диплом о ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ, позволяющий его обладателю вести профессиональную деятельность в выбранной им сфере.

    В программе предусмотрено обучение в трех областях:

    • Базовые и специальные дисциплины в области информационных технологий. От анализа ИТ-рынка, моделирования бизнес-процессов, проектирования ИС до разработки ИТ-стратегии, ИТ-консалтинга, изучения ITSM и т. д. Читаются в основном экспертами-практиками;
    • Экономика и финансы. Различные аспекты микро и макро экономики, институциональной экономики, финансового менеджмента, финансового и управленческого учета, бюджетирования, инвестиционного анализа и т. д. Читается профессурой ВШЭ;
    • Менеджмента. Общий и стратегический менеджмент, управление персоналом, проектами, бизнес-процессами, системный анализ и т. д. Читается как преподавателями ВШЭ, так и приглашенными экспертами-практиками.

    Программа предполагает не только фундаментальную академическую подготовку, но и носит практический, прикладной характер, для чего в ее структуре выделены разделы и дисциплины максимально ориентированные на практические аспекты деятельности. В учебном процессе используются бизнес-тренинги, мастер-классы, проводится изучение позитивного опыта действующих ИТ-компаний с привлечением к процессу обучения высококвалифицированных практиков-профессионалов из таких компаний, как: IBS, Microsoft, Ланит, IDS-Sсheer, SAP, Аccenture, Форс, Оракл и др.

    Выпускники программы работают в ведущих российских и зарубежных коммерческих организациях, а также в сфере государственного и муниципального управления: банках, страховых компаниях, ИТ-компаниях, промышленных и торговых компаниях, консалтинговых  и рекламных компаниях, различных министерствах.

    Выпускнику Программы по направлению «Бизнес-информатика» открываются хорошие перспективы для продолжения обучения на магистерских программах по направлению «Бизнес-информатика» ( http://www.hse.ru/ma/bi/) или на программе МВА-ИТ ВШБИ.

    Будущая квалификация
    Бакалавр по направлению подготовки «Бизнес-информатика»
    Будущие профессии
    Web-администратор | Web-дизайнер | Бизнес-консультант | Верстальщик | Контент-менеджер | Программист | Системный аналитик | Специалист sap

    Чему научат?
    • Исследовать и анализировать рынок информационных технологий
    • Подготавливать контракты, оформлять документацию на разработку, приобретение или поставку информационных технологий
    • Проектировать и внедрять ИС (информационные системы) и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)
    • Разрабатывать проекты совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия
    • Управлять ИТ-сервисами и контентом информационных ресурсов предприятия
    • Проводить аудит бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятий
    • Консультировать по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом
    • Консультировать по управлению ИТ-инфраструктурой предприятия
    • Обучать пользователей  процессу внедрения и эксплуатации ИС и ИКТ, а также проводить консультации по использованию ИС и ИКТ
    • Разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнес-структур на основе инноваций в сфере ИКТ
    • Создать новую бизнес-структуру на основе инноваций в сфере ИКТ
    • Подготавливать обзоры, отчеты и научные публикации в сфере ИС и ИКТ

    Важные учебные предметы Анализ совершенствования и управления бизнес-процессами | Архитектура корпоративных информационных систем | Базы данных | Вычислительные системы, сети и телекоммуникации | Информационная безопасность | Ит-инфраструктура предприятия | Менеджмент | Методы и модели социально-экономических систем | Программирование | Управление ит-сервисами и контентом

    Найти специальности со схожими предметами

    Практика студентов Учебная и педагогическая практики студентов направления подготовки «Бизнес-информатика» могут проходить на промышленных предприятиях, в сфере услуг и торговли, банках, страховых и туристических компаниях, в государственных структурах, а также в лабораториях и на кафедрах вузов.

    Итоговая аттестация
    студентов:
    • Защита бакалаврской работы
    • Государственный экзамен (часть вузов не проводит государственный экзамен)

    Мировые процессы глобализации, которые в своём молниеносном развитием должны быть благодарны информационным технологиям. Развитие данной отрасли диктует свои правила ведения бизнеса, и уже не достаточно просто владеть бухгалтерским учётом, необходимо полностью в совершенстве овладеть компьютером, ведь всё что раньше делалось на бумаге, теперь делается в компьютерах.

    Новшества коснулись не только аппаратной части, но и процессов передачи данных, что существенно изменило управление предприятием. На данный момент времени, процесс управления вполне можно вести и, не находясь на рабочем месте. Провести совещание можно также используя современные технологии, находясь дома, вы можете слушать своих подчинённых и задавать им свои вопросы, при этом вы получаете полное ощущения присутствие. После того, как были внедрены технологии объёмного изображения, вы можете находиться на своём предприятии и смотреть за каждым работником в 3 мерном ракурсе. Тем самым руководитель в состоянии отслеживать все действия своих подчиненных. Специальность «Бизнес-информатика» как раз и готовит специалистов, которые будут заниматься подобными внедрениями в производства, а некоторые даже смогут открыть свои собственные предприятия и уже там внедрять свои новинки.

    На данный момент времени многие предприятия, которые хотели применить на себе все новшества, потерпели крах. В провале виноваты не разработчики инновационных систем, вина лежит на предприятиях, ведь кроме внедрения необходимы грамотные специалисты по обслуживанию, а их в России дефицит, именно эту проблему и намеревается решить специальность «Бизнес-информатика». Уже совсем скоро молодые подготовленные кадры придут на предприятия и займутся полным их переоснащением. Стоит заметить, что чаще всего автоматизация труда ведёт к сокращению персонала, ведь когда всё компьютеризировано, то для управления производства достаточно нескольких специалистов, которые будут обслуживать систему управления. К сожалению, тем работягам, которые не способны обучиться новым веянием придется остаться без работы и уступить место молодым специалистам, но можно с уверенностью заметить, что процесс замены кадров в России будет идти ещё очень долго, да и есть такие предприятия, которые практически не подлежат автоматизации. Поэтому рабочие специальности по-прежнему останутся нужны.

    Профессия «Бизнес-информатика»

    Профессия «Бизнес-информатика» популярна, востребована и самое главное — актуальна. Сегодня в нашей стране существуют более 60 направлений подготовки специалистов в области информационных технологий, и более 50 в области экономики. И, как показывают исследования, только около 3 специальностей более или менее успешно совмещают в себе эти 2 направления. То есть, для разработки новой экономической системы, необходимо 2 специалистов, один будет программистом, а другой экономистом и только сотрудничество таких кадров позволит решить проблему автоматизации. Но специальность «Бизнес-информатика» позволяет решить проблему, теперь предприятию будет достаточно иметь одного специалиста который и позволит решить все возникшие проблемы. Правда стоит заметить, что специалистов данной специальности готовят не к наёмному труду, а самостоятельному ведению бизнеса.

    Специалисты получают необходимые знания, которые позволят им привнести новинки в уже застоявшиеся рыночные круги и перевернуть рыночную экономику с ног на голову. Ведь все те бизнесмены, которые прочно закрепились на определённых нишах бизнеса, с приходом современных технологий могут остаться ни с чем, если они, конечно, не захотят следовать новым веяниям. Как сказал в своё время Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу. Полнота его одностороння». А современному обществу требуются разносторонние специалисты со знанием таких систем, как Business Software Applications Specialist. Которые обладают подготовленность не только в компьютерной сфере, но и с прекрасными знаниями экономики, права и менеджмента. Именно синтез знаний позволит Российским производственным компаниям перейти на совершенно новый этап развития. Именно он на слиянии различных отраслей позволяет получить такую специальность «Бизнес-информатика».

    Вся сложность обучения заключается в том, что ещё нет устоявшихся методик, всё приходится начинать с нуля. Так же нет специалистов, которые смогли бы грамотно обучить данной специальности, нет и стандартов, по которым можно было бы оценивать уровень подготовки выпускаемых специалистов, всё ещё находиться только на начальной стадии. Но можно с радостью сообщить, что всё большее количество вузов предлагают абитуриентам поступить на специальность «Бизнес-информатика».

    О поддержки развития данной специальности официально заявили Microsoft, IBS, IBM, SAP, Computer Association, Ланит, Крок, 1С, InterSoft Lab, что не может не радовать. Государственный университет «Высшая школа экономики» уже заключил договора с данными компания и заручился их как финансовой, так и другой поддержкой. Ежегодно специалисты будут отправляться на стажировки в данные компании, а по окончании ВУЗа, уже на родине применять полученные знания.

    Специальность «Бизнес-информатика» предоставляет возможность получить знания по следующим направлениям:

    • Разработки и внедрения бизнес процессов.
    • Разработки и внедрения информационных систем управления.
    • Сопровождение и обслуживание информационных систем.
    • Аналитическая поддержка принятия решений управления бизнесом.
    • Разработки и исполнения проектов информационных технологий высокой сложности.
    • Для исполнения своих обязанностей они будут использовать следующие объекты профессиональной деятельности.
    • Программ и дополнительные модули программных средств.
    • Различные языки и системы программирования.
    • Дополнительное программное обеспечение позволяющее модифицировать уже разработанные системы управления.

    Обучение построено из двух ступеней 4+2, 4 года это специалист общего профиля (бакалавр), и вторая ступень уже боле специализированная это ещё 2 года и тогда студент получает звание (магистра).

    На первых этапах обучения студента получает общие знания о компьютерных технологиях, и информационных технология. Ему преподают общие математические дисциплины, которые впоследствии пригодятся ему для программирования информационных систем. Далее, происходит более углубленное изучение и по прошествии 4 лет, студент должен определиться какое именно направление специальности выбрать. Очное обучение можно получить только по одному направлению, но разрешается выбрать ещё одно заочно, и тогда в дипломе это будет также отражено.

    Как вы видите специальность «Бизнес-информатика», открывает новые возможности пред молодыми специалистами компьютерных технологий.

    Бизнес-информатику как практическое направление деятельности отличает работа не только в области информационных технологий, но также в области математических, экономических и управленческих задач. Ценность специалистов по бизнес-информатике в знании таких междисциплинарных аспектов, как:

    • Системный анализ (системная диагностика организации, совершенствование систем управления)
    • Бизнес-анализ (управление поддержкой принятия решений, управление эффективностью бизнеса, прогностическая аналитика)
    • Оптимизация и моделирование бизнес-процессов (описание процессов для последующего внедрения ИС, выделение приносящих наибольшую ценность процессов, реинжиниринг бизнес-процессов)
    • Архитектура предприятия (управление интеграционными проектами, построение моделей деятельности предприятия на уровне данных, приложений, инфраструктуры)
    • Управление ИТ-инфраструктурой (планирование аппаратных ресурсов ИС под бизнес-процессы, поддержка непрерывности предоставления ИТ-сервисов)
    • Сервисное управление (управление поддержкой и предоставлением услуг бизнесу с использованием ИТ, расчет их эффективности и стоимости, сервисный инжиниринг)
    • Управление проектами (управление портфелями проектов и отдельными проектами – их содержанием, стоимостью, сроками, качеством и другими аспектами)
    • Управление жизненным циклом информационной системы (от проектирования и разработки до прекращения эксплуатации и утилизации)
    • Корпоративное управление ИТ (гармонизация бизнеса и ИТ, аудит информационных технологий и систем, ИТ-стратегия, оценка зрелости ИТ-процессов и управления, ИТ-консалтинг)
    • Управление ценностью ИТ (управление ИТ-инвестициями и экономической эффективностью ИТ-проектов, формирование технико-экономических обоснований)

    В немецкоязычных странах, которые и являются родоначальниками направления Бизнес-информатики, среди наиболее популярных направлений профессиональной деятельности в этой области –бизнес-анализ и консалтинг (управленческий, ИТ, операционный). Не менее важна сфера планирования, проектирования, внедрения, сопровождения, модернизации информационных и коммуникационных систем, которые поддерживают бизнес-процессы и стратегическое принятие решений в коммерческих организациях и других учреждениях.

    Среди потенциальных областей профессиональной деятельности в сфере бизнес-информатики:

    • Разработка и поддержка автоматизированных систем (например, CRM) в компаниях, обеспечение их интеграции с другими системами/базами данных/интеграционными шинами.
    • Работа в системных интеграторах – дистрибуторах ERP и других ИС крупных производителей и доработка этих систем (разработка отраслевых решений).
    • Работа в отделах продаж крупных вендоров программного и аппаратного обеспечения.
    • Работа в производственной компании в департаменте автоматизированного планирования и контроля/ИТ-департаменте.
    • Обеспечение безопасности и целостности обработки данных в отделе контроллинга крупного банка.
    • Разработка и поддержка бухгалтерских и налоговых систем международной компании операционного консалтинга, работающей со множеством корпоративных клиентов.
    • Создание собственной ИТ-компании по организации Интернет-проекта.
    • Работа в качестве индивидуального предпринимателя – информационного брокера,предоставляющего компаниям и физическим лицам услуги по поиску информации.
    • Преподавание в университете различных дисциплин, ассоциированных с бизнес-информатикой.
    • Работа на позиции CEO – руководство ИТ-деятельностью крупной компании. Организация центра обработки данных, центра клиентского обслуживания, управление внедрением и поддержкой различных ИС компании, позиционирование ИТ-департамента в компании, организация диалога с бизнесом.
    • … прочие задачи

    Потенциальные профессиональные задачи

    • Проектирование и внедрение корпоративных ИС
    • Разработка и внедрение организационных концепций
    • Разработка, адаптация и внедрение прикладных и коммуникационных систем (в особенности для задач корпоративного управления)
    • Проведение теоретических и прикладных исследований в области практического применения ИТ
    • Разработка новых методов и процедур разработки ИС
    • Поддержка пользователей при внедрении программно-аппаратных решений
    • Внедрение ИТ-решений
    • Поддержка управленческих задач ИТ-департаментов, различных проектных групп, консалтинговых компаний и др. организаций

    Перспективы новой науки

    Начало этой науке было положено в Германии, где ее начали впервые преподавать студентам. Сегодня получить образование в этой области стало, возможно, во многих странах запада и в России. Будущим бакалаврам преподают математику, статистику, информационный менеджмент, экономику и другие науки, которые могут быть полезны специалисту такого толка. Особенное значение уделяется вопросам программирования и проектирования сложных систем, к примеру таких как глонасс мониторинг. Студенты много практикуются и получают реальный опыт работы еще во время обучения.

    Мировые глобальные процессы и повальная информатизация общества в области производственного управления и менеджмента, начиная от отдельных предприятий и заканчивая целыми отраслями, требует формирования новых подходов к бизнес-планированию и менеджменту производственных процессов. До последнего времени эта цель встречала значительные затруднения из-за отсутствия, соответствующим образом, подготовленных специалистов. Такие кадры должны обладать достаточно универсальной подготовкой и обладать глубокими познаниями в несколько областей науки, таких как: менеджмент-информатика и экономика. Именно поэтому все попытки создания по-настоящему эффективных корпоративных информационных систем заканчивались неудачно.

    Создавалась ситуация при которой каждый конкретный специалист обладал лишь частью необходимых для решения насущных задач знаний. При этом коммуникация между ними затруднялась из-за наличия большой разницы в методологиях различных наук и присущих им предметах исследования. И только с созданием бизнес-информатики удалось разорвать образовавшийся порочный круг, – теперь появились специалисты, одинаково хорошо понимающие как язык экономики, так и разбирающиеся в программировании и управления большими информационными системами.

    Бизнес-информатика на рынке труда

    Специалисты в области бизнес-информатики имеют большую перспективу профессионального роста т.к. они чрезвычайно востребованы на рынке и еще на стадии ученичества проходят практику в крупнейших мировых компаниях: IBM, Microsoft, SAP и др. Вне меньшей степени в них заинтересованы и отечественные компании, например – 1С.

    Спрос на специалистов такого рода растет с потрясающей скоростью. Каждый год индустрия требует на 10 000 человек больше, чем в предыдущий, сегодня это означает рост со скоростью порядка 25%. Поэтому, обучившись по этой специальности в одном из отечественных или зарубежных вузов, вы не станете испытывать проблем с трудоустройством.

    Вступительные испытания

    • Математика
    • Русский язык
    • Обществознание

    Возможность трудоустройства:

    • проектирование архитектуры предприятия;
    • стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием;
    • организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием;
    • аналитическую поддержку процессов принятия решений для управления предприятием.

    Срок обучения: 4 года

    Изучаемые дисциплины:

    Гуманитарный, социальный и экономический цикл

    • Философия
    • История России
    • Иностранный язык
    • Микроэкономика
    • Макроэкономика
    • Право
    • Социология
    • Менеджмент
    • Психология
    • Маркетинг
    • Эконометрика
    • Экономика фирмы

    Математический и естественнонаучный цикл

    • Математический анализ
    • Линейная алгебра
    • Дискретная математика
    • Теория вероятностей и математическая статистика
    • Дифференциальные и разностные уравнения
    • Общая теория систем
    • Исследование операций
    • Анализ данных
    • Теоретические основы информатики
    • Имитационное моделирование

    Профессиональный цикл

    • Программирование
    • Моделирование бизнес-процессов
    • Архитектура предприятий
    • Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
    • Управление ИТ сервисами и контентом
    • Управление жизненным циклом информационных систем
    • Деловые коммуникации
    • Рынки ИКТ и организация продаж
    • Электронный бизнес
    • Безопасность жизнедеятельности
    • Базы данных
    • Информационная безопасность
    • Информационные системы управления производственной компанией
    • Системы поддержки принятия решений
    • Стандартизация, сертификация и управление качеством программного обеспечения
    • Управление разработкой ИС
    • Функциональное программирование и интеллектуальные системы
    • Анализ, совершенствование и управление бизнес-процессами
    • Логистика
    • Управление проектами
    • Бухгалтерский и управленческий учет
    • Управление эффективностью бизнеса
    • Бизнес-планирование
    • Хранилища данных
    • Информационные технологии в маркетинге и рекламе
    • Корпоративные информационные системы и их архитектура
    • Информационные системы управления в непроизводственной сфере
    • Системы автоматизированного документооборота
    • Правовые информационные системы
    • Мировые информационные ресурсы
    • Распределенные информационные системы
    • Проектирование информационных систем

    Дисциплины по выбору:

    • Разработка бизнес-приложений в прикладных системах/ Командообразование
    • Основы бизнес-информатики/ Электронные финансовые и фондовые рынки
    • Информационные системы финансового анализа/ ИТ-консалтинг
    • Внедрение информационных систем в бизнес-процесс/ Инновационный менеджмент в сфере бизнеса
    • Теория организации/ Теория управления

    Профессиограмма

    Доминирующий способ мышления: адаптация – координация

    Область базовых знаний №1 и их уровень: экономика, математика, уровень 3, высокий (теоретический)

    Область базовых знаний №2 и их уровень: финансовый менеджмент и анализ, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

    Профессиональная область: администрирование (управление), экономика

    Межличностное взаимодействие: частое по типу » вместе»

    Доминирующий интерес: предпринимательский

    Дополнительный интерес: социальный

    Условия работы: в помещении, сидячий

    Доминирующие виды деятельности:

    • разработка финансовой стратегии (прогноз конъюнктуры финансового рынка, формирование системы целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период, определение приоритетных задач, решаемых в ближайшей перспективе, разработка политики действий по основным направлениям финансового развития и т.д.);
    • формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений (определение объема и содержания информационных потребностей финансового менеджмента, формирование внешних и внутренних источников информации, организация постоянного мониторинга финансового состояния организации и конъюнктуры финансового рынка);
    • анализ различных аспектов финансовой деятельности (проведение экспресс- и углубленного анализа отдельных финансовых операций, анализ результатов финансовой деятельности отдельных дочерних предприятий, филиалов и «центров ответственности», обобщение результатов финансовой деятельности организации в целом и в разрезе отдельных ее направлений);
    • планирование финансовой деятельности компании по основным направлениям (разработка системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, различным структурным подразделениям);
    • разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности (формирование системы поощрения и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий);
    • эффективный контроль за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности (создание системы внутреннего контроля);
    • управление активами (выявление реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объемов операционной деятельности, выбор эффективных форм и источников их финансирования и т.д.);
    • управление капиталом (оптимизация структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования, разработка системы мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов);
    • управление инвестициями (формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности, оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них, разработка и формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций, выбор наиболее эффективных форм инвестиций);
    • управление денежными потоками (формирование входящих и выходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов);
    • управление финансовыми рисками (выявление основного состава финансовых рисков, оценка уровня этих рисков и объема, связанных с ними возможных финансовых потерь, разработка и формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхование).

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности

    Личностные качества, интересы и склонности

    • хорошо развитые аналитические способности: умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;
    • способность к абстрагированию (возможность планировать деятельность и труд на порученном участке, прогнозировать и предвидеть его результаты);
    • высокий уровень понятийного мышления;
    • умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
    • способность управлять собой (способность к саморегуляции и рефлексии);
    • развитые организаторские способности (включающие такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.);
    • развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.);
    • способность руководить;
    • умение проявлять деловые качества предпринимателя (постановка и уяснение перспективных целей, оценка обстановки, принятие решения, умение использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру предприятия).
    • ответственность (способность брать на себя ответственность за результаты своей работы);
    • гибкость (умение гибко реагировать на разные изменения в управленческих ситуациях);
    • креативность;
    • упорядоченность (способность к планированию организаторской деятельности, стремление к порядку,технологичности и нормативности);
    • развитая интуиция;
    • критичность (умение обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм);
    • эрудированность, энергичность;
    • уверенность в себе, принимаемых решениях;
    • целеустремленность, действенность;
    • требовательность;
    • стремление к постоянному личностному росту.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
    • нерешительность, неуверенность в себе;
    • отсутствие интереса к выполняемой работе;
    • низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;
    • неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность;
    • косность, ригидность;
    • склонность перекладывать ответственность на других;
    • узость кругозора;
    • неумение управлять собой (вспыльчивость, импульсивность);
    • неумение противостоять внешним факторам.

    Области применения профессиональных знаний:

    • международные финансы (транснациональные компании);
    • государственные финансы;
    • корпоративные финансы (туристические компании, промышленность, гостиничный и ресторанный бизнес, банковское и страховое дело, строительное и сельское хозяйство, фармакологические и фармацевтические компании, рекламные агентства и компании, инвестиционные компании).

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your name here
    Please enter your comment!