Зачем нужен пост христианину (держать соблюдать в православии человеку)

zachem-nuzhen-post-khristianinu-derzhatДо сих пор многие воспринимают пост как своего рода наказание, что в корне неверно.

Если знать, как правильно питаться в пост, то этот период пролетит для вас незаметно.

Кроме того, вы удивитесь, сколько интересных и разнообразных блюд можно приготовить в пост.

Пост для православных – что это?

Пост – это временное, добровольное ограничение или полный отказ от скоромной пищи, а также борьба со своими страстями. В это время нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от посещения увеселительных мероприятий и заведений подобного рода. Это наша благодарность Богу за его великую Жертву. Пост – это своеобразное лечение, которое призвано усмирить и облегчить тело, а также обезоружить страсти и обуздать желания. Сегодня все больше людей стараются держать пост, но, к сожалению, многие воспринимают его как диету, что в корне неверно. Держать пост – это гораздо больше, чем просто отказ от еды. Как писал Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».

В посте, как и во всем другом, нужно знать меру. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Прежде чем начать держать пост, посоветуйтесь с вашим духовником или священником. И конечно, пост не должен стать кратким путем попасть в больницу.

В Православии существует четыре многодневных поста:

Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост.

Среда и пятница.

Однодневные посты:

• 18 января – Крещенский сочельник.

• 11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи.

• 27 сентября – Воздвижение Креста Господня.

Посты назначаются в преддверии какого-либо праздника либо в честь него.

Великий пост дает возможность каждому православному человеку подготовиться к празднику Пасхи. Христос молился в пустыне сорок дней, после чего был предан и принял мученическую смерть на кресте, тем самым избавив весь человеческий род от греха. Православные, соблюдая этот пост, как бы проходят весь этот путь вместе с Христом. Это один из самых строгих постов.

 

Когда на апостолов сошел Святой Дух, они разошлись проповедовать Евангелие по всему миру, постоянно находясь в трудах, молитве и посте. В честь этого события и был назначен Петров пост. Ведь каждый православный человек должен своей жизнью проповедовать православную веру.

Успенский пост посвящен Богородице. Он позволяет всем православным подготовиться к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, которая, готовясь к встрече со своим Сыном, много молилась и постилась. Этот пост по строгости равен Великому.

Рождественский пост – последний в году. Установлен он для того, чтобы каждый православный очистил свою душу постом, покаянием и молитвой. Мы должны встретить пришедшего в мир Спасителя с чистой душой и сердцем, чтобы показать свое желание следовать учению Христа.

Как правильно держать пост: правила, поведение, посещение церкви

Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться, чтобы понять, как правильно держать пост.

1. Прежде чем начать держать пост, нужно понять, что воздержание от пищи – это инструмент, с помощью которого человек борется со своими грехами. От пищи нужно именно воздерживаться, а не изнурять себя и свое тело. Вы должны трезво оценить свои силы в зависимости от вашей подготовки к посту и состояния здоровья.

2. Пост требует постепенного вхождения и подготовки. Начните подготовку к нему с воздержания от скоромной пищи по средам и пятницам на протяжении года.

3. Для тех, кто желает поститься впервые, рекомендуется предварительно побеседовать со священником, рассказать ему о своем физическом и душевном состоянии и попросить благословение на соблюдение поста.

4. Желательно присутствовать на всех церковных службах, которые совершаются во время поста. Однако современному человеку достаточно трудно соблюдать это правило, особенно тем, кто постоянно работает. Но все же, старайтесь посещать вечернюю службу в субботу и, конечно, воскресные службы.

5. Во время Великого, а теперь и других постов, в церквях совершается таинство Соборования, которое не должен пропустить ни один православный человек, решив держать пост. Время проведения этого таинства нужно предварительно узнать, так как в разных храмах оно проводится в разное время. После обряда Соборования, при первой же возможности необходимо причаститься.

 

6. Простое воздержание от пищи без молитвы не принесет пользы для души. Более того, это может нанести вред, если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, начинает возноситься над другими. Православный человек во время поста должен посвятить себя молитве, воздержанию от страстей и пороков, покаянию, совершению добрых дел, прощением обид, меньше смотреть телевизор и посещать увеселительные мероприятия.

7. В последнее время все чаще и чаще стало звучать такое утверждение, что якобы необязательно воздерживаться от скоромной пищи, главное, делать добрые дела и никого не обижать. Может, оно и верно, но невозможно смирить свой дух, не смерив, тело. Как уже говорилось выше, не стоит впадать из крайности в крайность. Воздержание и добрые дела во время поста должны быть неразлучны.

8. Пост – время примирения. Старайтесь наладить отношения со своими друзьями и близкими, если до этого вы находились в конфликте.

9. Кроме воздержания в пище, каждый христианин должен сконцентрировать свои силы на добрых делах. По своим силам помогать всем нуждающимся. Это может быть не только материальная жертва, но и ваш труд и забота о тех, кто в ней нуждается.

10. Каждый человек знает о своих слабостях. Пост – это как раз то время, когда вы можете начать борьбу с ними. К примеру, попробовать побороть вредные привычки. Конечно, это сделать невозможно без молитвы. Каждую свободную минуту посвятите молитве и чтению Евангелия.

Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть?

Существует несколько видов поста:

— строгий пост – отказ от любой еды и напитков, кроме простой питьевой воды;

— сухоядение – употребление растительной пищи в натуральном виде, не подвергая ее готовке;

— вкушение вареной пищи — разрешается употреблять растительную пищу, предварительно ее приготовив, но, не заправляя маслом;

— вкушение вареной пищи с елеем — разрешено готовить растительную пищу с добавлением постного масла;

— вкушение рыбы – допускается не только приготовленная растительная пища, но и рыба, морепродукты.

Церковь четко определяет, каких правил питания нужно придерживаться по тем или иным дням. Рассмотрим их подробно для каждого многодневного поста:

 

1. Великий пост.

Первая и Страстная седмицы поста – самый строгий пост, разрешено только сыроядение без масла или полный отказ от еды.

Понедельник, среда и пятница – сырые овощи.

Вторник и четверг – блюда без елея. Вареные блюда из овощей, бобовых, грибов и круп.

Суббота и воскресенье – разрешено добавление елея. Сваренные или приготовленные на пару блюда.

Благовещение Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье – разрешена рыбная икра и вареные блюда с маслом.

Страстная пятница – полный отказ от еды до выноса плащаницы.

2. Петров пост.

На протяжении всего поста, за исключением понедельника, среды и пятницы можно кушать рыбные блюда.

Понедельник – приготовление без елея. Горячие блюда.

Среда и пятница – сыроядение.

В остальные дни можете готовить блюда с добавлением масла. Грибные, овощные, рыбные блюда и каши.

Рождество Иоанна Предтечи — разрешены рыбные блюда.

3. Успенский пост. Продолжительность поста всего две недели, но по строгости равен Великому.

Понедельник, среда и пятница – сыроядение.

Вторник и четверг – приготовление без масла. Вареные блюда из круп, бобовых овощей и грибов.

Суббота и воскресенье – приготовление вареных блюд с маслом.

Преображение Господне – допускаются рыбные блюда.

4. Рождественский пост. До 19 декабря правила приема пищи такие же, как и правила в Петров пост.

В дни праздников святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

 

После 19 декабря и до Рождества рыбные блюда можно кушать только в субботу и воскресенье.

Рыба запрещена в последнюю неделю поста.

В среду и пятницу православные постятся, вспоминая предательство Иуды и мученическую смерть Христа.

Конечно, все эти правила соблюдать очень сложно, особенно тем, кто впервые решился держать пост. Поэтому перед каждым постом необходимо пообщаться со священником и взять у него благословение.

Продукты, которые нельзя употреблять в любые постные дни:

— любое мясо и субпродукты;

— животный жир, маргарин и сливочное масло;

— яйца;

— кисломолочные и молочные продукты;

— майонез;

— рыбу и морепродукты (кроме определенных дней, когда это разрешено).

Продукты, которые разрешается употреблять в пост:

— фрукты и овощи;

— зелень;

— мед;

— грибы;

— растительное масло;

— крупы и хлопья из злаков;

— пряности и специи;

— бобовые;

— орехи;

— соевое мясо.

Как видим, во время поста достаточно большой выбор продуктов, из которых можете приготовить много вкусных и полезных постных блюд.

Как правильно поститься в Великий пост: кому можно допустить послабления

Существуют определенные категории людей, которым разрешены некоторые послабления в соблюдении поста, либо вовсе не рекомендуют поститься. К таким категориям можно отнести:

 

1. Дети до 7-ми летнего возраста. В этом возрасте организм активно формируется, поэтому не исключайте из рациона ребенка рыбу и мясо. Можете заменить часть этих продуктов растительными белками: гречиха, бобовые, орехи и грибы.

2. Беременные и кормящие. Женщинам в период беременности и вскармливания грудью разрешается употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу.

3. Люди, перенесшие тяжелые заболевания. Для восстановления сил, таким людям необходимы аминокислоты и жиры.

4. Люди, страдающие хроническими заболеваниями.

5. Путешествующие и люди, которые тяжело работают физически.

Если вы поститесь впервые, можете дать себе небольшие послабления, посоветовавшись перед этим со священником.

Если не сдержал пост: какое наказание себе назначить?

Этот вопрос мучает тех, кто пытался держать пост, но в какой-то момент срывался. На самом деле, наказание за это вам может назначить только ваш священник. Он может назначить вам прочтение Покаянного Канона на протяжении нескольких дней либо определенную работу, к примеру, по уходу за престарелыми или больными людьми. То есть какими-то своими добрыми делами искупить этот грех.

На самом деле, соблюдение поста – это очень индивидуально. Даже если вы откажетесь, к примеру, только от мяса, это уже хорошо. Ведь у одного человека хватает силы воли держать сразу строгий пост, а другому это будет не по силам, и он начнет роптать. Сегодня вы откажитесь от мяса, а на следующий пост вы уже и от молока откажитесь. Если вам так легче, можете постепенно отказываться от скоромной пищи.

Теперь вы знаете, как правильно поститься. Начните ваш подвиг с соблюдения поста по средам и пятницам. Сегодня на просторах интернета можно найти массу интересных рецептов для постных дней. И помните, что простое воздержание от еды, не ограничивая себя ни в чем другом – это не пост, а диета!

Пост как форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела является обязательной практикой для православных христиан, у которых количество постных дней в году может достигать двухсот.

Пост в православии отличается большей регламентированностью и упорядоченностью. Обычно пост предваряет великие праздники: это Великий пост, приуроченный к празднику праздников Пасхе — (занимает 48 дней строгого поста), два летних поста, Петров и Успенский, и Рождественский пост.

Петров пост соблюдается перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла, особенно почитаемых не только православными, но и католиками. Как известно, апостолом Петром было установлено и ныне существующее папство. Этот пост длится недолго и считается одним из наиболее легких и незаметных. Иногда он может идти всего две недели, и это зависит от того, когда отмечается Пасха, в целом его рамки определяются так: от двух до пяти недель перед 12 июля, датой праздника Петра и Павла.

Успенский пост отличается особой строгостью (длится две недели перед праздником, дата празднования – 28 августа), так же как и Великий. Это означает, что в течение всего времени нельзя употреблять пищу животного происхождения и молочные продукты, за вычетом праздников, которые выпадают на пост (тогда разрешается рыба, растительное масло и вино в небольших количествах).

Можно есть только растительную пищу, есть еще некоторые тонкости, связанные с употреблением масла и способом приготовления овощей, но, как мы уже упоминали, в пост нужно вливаться осторожно, по силам и возможностям организма. Тем более древний устав, принятый Вселенским собором, оговаривает все эти строгости только для монашествующих, миряне (которыми мы с вами являемся) могут сделать свой пост строже по собственному желанию и обязательному благословению духовника. Также делается послабление людям, страдающим различными заболеваниями, – позволяются к употреблению молочные продукты. Кстати заметим, в другие посты, то есть в Рождественский (в народе его еще называют «филипповками») и Петров пост рыба разрешается, как основной заменитель мяса по содержанию белка.

Рождественский пост продолжается 40 дней перед Рождеством (7 января), хотя это не строгий пост, как, например, Великий, тем не менее, в его соблюдении есть некоторые тонкости, которые нужно разъяснить.  6 января, или Рождественский сочельник отмечается особым постом. Для более достойного приготовления к празднику Церковью усиливается предшествующий сорокадневный пост и запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, «до звезды», после чего впервые принимают пищу—  едят сочиво.

«Сочивом» называлась каша из обваренных зерен гороха, бобов или чечевицы («сочевицы»), смешанных с семенным соком или «молоком» — «сочивом» (миндальным, ореховым, маковым, конопляным). От слов «сочиво», «сочевица» произошло и само название сочельника. В более древние времена сочиво называли «коливом» — это та же пшеница с медом и сладкими овощами. Готовили также «узвар» (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья и взвар — основные традиционные блюда Рождественского сочельника. На следующий день, в праздник Рождества Христова (25 декабря/7 января), полагается разрешение поста независимо от того, на какой день недели этот праздник приходится: можно есть скоромное.

Великий пост можно с уверенностью назвать самым главным для любого верующего православного человека. Также этот пост называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях поста Иисуса Христа в пустыне. За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица – воспоминание  страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой или Христовым Воскресением. В течение Великого поста разрешается только растительная пища, исключение составляют двунадесятые (то есть особо почитаемые) праздники – Благовещение (справляется 7 апреля по новому стилю) и Вербное воскресение, или Вход Господень во Иерусалим, в эти дни можно употреблять рыбу.

Также послабление делается в Лазареву субботу, которое приходится перед Вербным Воскресеньем, — можно есть рыбную икру. Особенно положено поститься в первую, Крестопоклонную, и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино».
Кроме этих многодневных постов почти во всё время года постными являются среда и пятница каждой недели, а также несколько памятных дат новозаветной истории: строгий пост в день Усекновение главы святого Иоанна Предтечи — 11 сентября, строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня —  27 сентября, Крещенский сочельник — 18 января.

В христианской традиции есть понятие «сплошная седмица» — в седмицу (неделю) ограничений на еду не накладывается. Обычно такие недели случаются перед постами или после больших праздников. Например, Пасхальная седмица — неделя после Пасхи, Троицкая седмица — неделя после Дня Святой Троицы, Святки — с 7 января до 18 января, то есть 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), кроме последнего дня — Крещенского сочельника, седмица мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста, Масленица(без мяса) — неделя перед Великим постом.

В пост нужно входить аккуратно, чтобы не нанести себе вреда, но не забудьте, что выходить из него нужно не менее осторожно и бережно! Не нужно объедаться, соскучившись по любимым блюдам, не стоит перегружать желудок, который долгими стараниями за время поста обрел относительную гармонию, не надо доводить себя до плачевного состояния. В великие праздники, когда верующие разговляются, не редки случаи попадания в больницу с острыми приступами, вплоть до реанимации. Все мы в детстве читали книжки про индейцев и помним, как они выходили из голодания – постепенно, аккуратно, не нанося тяжких сотрясений своему организму. Не нужно забывать, что пост – это особая форма самоограничения, и, исходя из этого, нужно делать соответствующие выводы.

Итак, что же входит в понятие постной пищи? Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, растительные масла, рыба и рыбные продукты. «Скоромной едой» являются мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца, а также содержащие их кондитерские изделия. Однако, если ваш образ жизни пока не позволяет поститься столь строго, то не стоит опускать руки. Вот как это комментирует священник Андрей Вахрушев: «Пост, конечно, не цель, но средство ее достижения. Однажды мне довелось услышать от одного состоятельного молодого человека, что он постится. „Каким образом? — спросил я его. — Он мне ответил: Я очень люблю свинину с белым вином, это входит в рацион моего питания, в период поста я не ем свинину и не пью белого вина, ем баранину и пью красное вино“. Конечно, не без улыбки можно это выслушать, но я подумал: и, правда, он недалек от поста.»

Строго оговаривается также воздержание от развлечений, общения с миром. Пост предполагает ограничение внешних впечатлений и удовольствий (чтение книг светского характера, посещение кинотеатров, концертов, спортивных мероприятий, прослушивание музыки, просмотр развлекательных телепрограмм). На Западе довольно распространена традиция поститься только в этом плане, скажем, постящийся просто не смотрит телевизор весь пост.

Детям предписывается поститься с семи лет. Однако священники советуют воцерковленным родителям в дни поста ограничивать и младших детей в развлечениях типа телевизора и сластей, чтобы ребенку не было слишком сложно резко входить в практику пощения по достижении семилетнего возраста. Определенные послабленияпозволены беременным и кормящим матерям, а также больным и пожилым верующим. Кроме того, не обязан придерживаться всех предписаний и путешествующий.

Однако православный обязательно должен посоветоваться с духовником и обязательно получить его благословение на отход от канона, с тем, чтобы избежать двух «опасных крайностей: пренебрежения к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию».

Опытные духовные наставники, пишет протоиерей Аркадий Шатов, «по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать и в однодневные, и в многодневные посты все, кроме мяса. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.

В отдельных и исключительных случаях, когда беременность осложняется какими-то заболеваниями, по рекомендации православных врачей возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство».

Благодаря активному возрождению православия в России в 90-ые годы и все возрастающей роли Церкви в общественной жизни сегодня, тысячи россиян приходят в храмы и стараются придерживаться канонов православия. Однако главное – это не бездумное исполнение ритуалов, а искреннее чувство веры. Священник Глеб Грозовский (Санкт-Петербург) предостерегает: «И, если сегодня для нас пост — это не мода на церковь, а искренняя потребность, то постясь телесно (воздерживаясь от пищи животного происхождения), не будем забывать и о том, что главное предназначение поста – это помочь изменить наш греховный образ жизни и призвать к подражанию Образу Божию, подготовить нас к встрече с Богом».

«Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету… И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством!

Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его… Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13). Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно чаще всего чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел».

Посты в христианстве. Католический пост

Глубинный смысл католического поста состоит в христианском совершенствовании. Ограничения в пище не являются самоцелью, а лишь путём достижения духовной свободы. В периоды постов верующие должны уделять особое внимание молитве и милосердию. Однако современные правила католической церкви позволяют верующим не изнурять себя слишком жесткими ограничениями, не совместимыми в нынешним ритмом жизни работающих людей. Политика церкви в этом вопросе гибка и мудра: внешнее благочестие не может и не должно заменить собой подлинного исполнения заповедей Христа. Поэтому и общие правила поста отличаются от норм, существовавших в прежние времена.

Современные католики руководствуются в соблюдении постов «Апостольской конституцией о покаянии» (Paenitemini), обнародованной Папой Павлом VI 17 февраля 1966 г. Согласно этому документу весь Великий Пост («Четыредесятница» — сорок дней, не считая воскресений) является периодом покаяния. По воскресным дням не бывает никаких ограничений.

Стоит отметить, что католическая церковь различает понятия «пост» и «воздержание от мяса». Воздержание от мясной пищи (этот запрет не распространяется на яйца, молочные продукты, рыбу и продукты, в которые входят животные жиры) рекомендуется во все пятницы Великого Поста, кроме больших церковных праздников. В некоторых регионах (в частности, в Польше и странах Балтии) сохраняется древняя благочестивая традиция воздерживаться от мяса по пятницам на протяжении всего года.

В Пепельную среду, то есть в первый день Великого Поста, когда в храмах совершается древний обряд посыпания главы пеплом в знак покаяния, и в Великую, или Страстную пятницу (непосредственно перед Пасхой, когда вспоминаются спасительные страдания Иисуса Христа) соблюдается строгий пост. В это понятие в католицизме входит запрет есть мясо и правило, согласно которому постную пищу можно есть досыта только один раз в день, что, впрочем, не исключает легкого завтрака и ужина. Кроме Пепельной среды и Страстной пятницы днем строгого поста является рождественский сочельник.

В случае, когда кто-то не может соблюдать необходимые предписания, церковь позволяет провести дни покаяния иначе. Пост в католической церкви имеет и возрастные рамки: воздержание от мясной пищи предписывается с 14 лет, строгий пост — с 21 года до 60 лет при условии, если эти ограничения не мешают ежедневным занятиям верующих и не отражаются на их здоровье. «Апостольская конституция о покаянии» разрешает также местным епископским конференциям менять сроки постов и формы их исполнения там, где это обусловлено необходимостью.

До недавнего времени причастники должны были воздерживаться от пищи с полуночи. Папа Павел VI значительно сократил срок этого, так называемого, евхаристического поста. Теперь от причастников требуется лишь, чтобы они не принимали пищу минимум за час до момента причащения.

При всей важности телесного воздержания, еще более важными являются милосердие и молитва, в соответствии с заповедью из книги пророка Исаии. «Таков ли тот пост, который я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя». (Исаия 58:5-8)

Посты в христианстве. Протестантский пост

Сложность с определением правил протестантского поста заключается в том, что церквей протестантского вероисповедания достаточно много, и зачастую их обычаи различаются. Рассмотрим установления лютеранской церкви как последовательницы великого основоположника и вождя Реформации, основателя немецкого протестантизма, переводчика Библии на немецкий язык Мартина Лютера.

Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи, включая мясо. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.

Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Именно обращаясь к текстам Ветхого и Нового Заветов, лютеране делают вывод, что апостолы никак не регламентируют практику постов,предоставляя таковые свободному усмотрению христиан. Однако развитие католической церкви с течением времени пошло по иному пути: свобода уступила место строгой регламентации. Более того, нарушение поста в предписанные дни стало причисляться к ереси, а сам пост превратился в действие, необходимое для спасения. Об этом сказано в артикуле 26 главного вероисповедного документа лютеранской церкви – «Аугсбургского Исповедания»: «В прежние времена учили… так, что разборчивость в пище и тому подобные традиции, установленные человеками, служат для того, чтобы при их посредстве снискать благодать и искупить грехи». Реформация, провозгласив оправдание через веру, а не через дела, отвергла пост как средство спасения: «… все сие прямо противоречит Евангелию – устанавливать и совершать дела такого рода с намерением снискать тем самым прощение грехов или утверждать, что будто никто не может быть христианином, не исполняя служения сего».

Однако лютеране вовсе не отменили посты. В Аугсбургском Исповедании (артикул15) говорится так: «Такие упражнения должны быть совершаемы… для того, чтобы держать нам плоть свою в узде, чтобы по причине пресыщения и отягчения телесного не делаться самоуверенным и праздным, чтобы не следовать соблазнам диавола и похотям плоти. Сии посты и умерщвление плоти должны быть совершаемы не только по определенным временам, но беспрестанно. Ибо желает Бог, чтобы всегда мы жили воздержанно и трезво, а как свидетельствует опыт – не много тому способствуют определенные дни поста. Ведь рыбою и всяческими постными блюдами причинялось издержек и обжорства больше, нежели вне поста». «Стало быть, мы отвергаем не пост, как таковой, но то, что сотворяют из него, к смущенью совести, обязательное служение по определенным дням и в отношении определенной пищи (артикул 26)». Таким образом Лютер рассматривает всю жизнь христианина как покаяние. Следовательно, и пост становится реалией всей жизни протестанта, а не отдельных ее периодов.

Каким же образом лютеране ведут себя в дни Великого Поста? Прежде всего не следует, отмечают члены Церковного Совета Евангелическо-лютеранского Кафедрального Собора св. Петра и Павла в Москве, полагать пост чисто физиологической категорией. Во время Великого Поста лютеране сосредотачиваются на страданиях Христовых, что означает, в первую очередь, углубленные духовные размышления над Святым Писанием и уклонение от светских развлечений. В отношении же пищи, рекомендуют пасторы, следует соблюдать умеренность и воздержанность, не отказываясь тем не менее целенаправленно от каких-либо ее видов, так как это проявление поста находится в опасном соседстве с учением о спасением по делам, что отрицается лютеранской церковью. В Аугсбургском Исповедании сказано: «Намереньем апостолов было отнюдь не установление праздников, но обучение вере и любви». Поэтому каждый протестант может поститься по своему усмотрению, ориентируясь на цитируемые все в Аугсбургском Исповедании слова святого Иринея Лионского: «Отсутствие единообразия в постах единства веры не нарушает».

Пост же в общеупотребительном смысле – как воздержание от еды и напряженные молитвы – существует и у протестантов других конфессий, но не носит календарный характер, то есть не приходится на определенные дни недели или на церковные праздники. Протестанты держат пост в особых случаях, например, при болезнях самих верующих или их близких, в трудных жизненных ситуациях, перед принятием ответственных решений, для разрешения сомнений, укрепления в вере, перед серьезными событиями. Обычно посты не бывают очень длительными – чаще всего, не более трех дней. Однако протестантский пост – наиболее суровый среди всех христианских конфессий. Во время поста протестанты полностью воздерживаются от пищи и усиленно молятся, так как считают, что именно в это время молитва наиболее действенна. Поститься у протестантов принято как в одиночку, так и группой.

Пост для православного человека — это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста.

В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста.
3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.
5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни — Агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

Многодневные посты:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы — Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник — пища с маслом, среда, пятница — холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в «Неделю мясопустную» — воскресенье перед масленицей. В следующую седмицу — сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят.

Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы — прощеное воскресенье. Этот день еще называют «Неделей сыропустной».
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу — холодная пища без масла, вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг — пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири.

Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) — сплошная — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом — сплошная.
2. Петров или Апостольский nocт.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни — рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом.

Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу — горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница — дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого с всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница — холодная пища без масла, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — пища с растительным маслом.

Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.
4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января). 
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье.

В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

 

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/  http://prosto-post.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!