Суфийские короткие мудрые притчи о смысле и цели жизни, в частности, про Ходжу Насредина, достаточно широко известны и считаются классикой.
Насреддин путешествовал по пустыне и однажды, утомленный жарой, жаждой и голодом, пришел в Бухару и отправился сразу на базар. На базаре он решил на все свои деньги купить что-нибудь такое, чтобы поесть вдоволь, чего-нибудь сочного, вкусного.
И вдруг он увидел красные плоды, которых он до сих пор никогда не видел – они показались самыми сочными, самыми сладкими, самыми мясистыми. Он подошел и сказал: «Я беру всё», – и отдал этому торговцу все таньга. Торговец завязал в узел эти плоды, Насреддин взвалил их на своего ослика, отъехал чуть-чуть от базара, сел на обочине и решил поесть.
Притчи про Ходжу Насреддина
Он взял хорошую горсть, несколько штук, в кулак, откусил и понял, что это последний день в его жизни. Его глаза налились слезами, дыхание сперло, все горло начало гореть, пот прошиб его. Это были красные жгучие перцы. Он замер в такой позе и вдруг… протянул руку снова, доел эту горсть и потянулся за следующей.
Мимо шел горожанин и увидел такую картину: плачущий человек берет горсть красных перцев, запихивает в рот, покрасневший весь, пот капает со лба. Он сказал: «Уважаемый, что вы делаете? Это же перцы!» На что Насреддин ему ответил: «Да я знаю, что это перцы!» – и откусил еще, взяв следующую горсть.
Прохожий сказал: «Так если вы знаете, что это перцы, вы должны знать и то, что если будете есть их дальше, то вы умрете! Вы сумасшедший! Вы знаете, что это перцы и продолжаете их есть!» На что Насреддин с отчаянием в голосе ответил: «Я не перцы ем! Я ем деньги, которые заплатил за них!»
Так вот, когда мы вкладываем все свои силы во что-либо – в семью, в карьеру, в желание жить в Москве – и в итоге всё складывается не так, как мы ожидали, мы часто предпочитаем «есть перцы» дальше. Потому что мы потратили на них деньги. Мы продолжаем упрямо делать то же самое вместо того, чтобы признать свою ошибку.
Почему мы не желаем иногда смотреть правде в глаза, думая, что это планеты, судьба или что-то другое?
Мы боимся признать, что мы зря потратили время.
Мы боимся что скажут другие, если мы изменим направление в своей жизни.
Мы боимся, что если отпустим то, за что держимся, то так и не найдем ничего равноценного или лучшего.
Мы боимся, что будем выглядеть смешно, глупо, неудачниками, слабыми.
Мы боимся обидеть или сделать больно тем людям, которые на нас рассчитывают.
Суфийский рассказ – это притча, это – завлечение, это – соблазн. Это – путь того, кто любит. Он очень нежный, мягкий, женственный. В суфийской притче заключена поэзия, ритм. Над ней не нужно медитировать, её нужно созерцать. Суфийская история должна быть впитана, её нужно пить как чай, ею нужно наслаждаться в расслабленном настроении. Суфийский рассказ нужно слушать просто как рассказ. Суфии – великие рассказчики. Они обычно пьют чай или кофе, сидя вместе в уютном уголке, в тепле. Рассказ начнётся и будет рассказывать его Учитель. Рассказ даёт только проблески, намеки, но очень могущественные, проникающие. Всё, что нужно со стороны ученика – это слушать, слушать не внимательно, но с симпатией, с открытым сердцем, без какого либо напряжения. Рассказом нужно наслаждаться. Он раскрывает свои тайны, когда вы наслаждаетесь им.
ОШО
Было создано слово, и Бог каждый день посылал в мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и Уродство. Путешествие из рая на землю долго — в то мгновение, как они прибыли, было раннее утро и всходило солнце. Они приземлились у озера и решили искупаться, потому что все их тела, все их одежды были запылены.
Ничего не зная о мире — они были такими новыми — они сняли одежду; и совершенно голые прыгнули в прохладную воду озера. Солнце взошло, стали появляться люди. Уродство сыграло шутку — когда Красота заплыла далеко в озеро, Уродство выбралось на берег, надело одежду Красоты и убежало. К тому времени, как Красота осознала: «Эти люди собрались вокруг, а я голая», и начала оглядываться по сторонам в поисках одежды… ее одежда исчезла! Уродство скрылось, и Красота стояла обнаженная на солнце, и вокруг нее собиралась толпа. Не найдя ничего лучшего, она надела одежду Уродства и пошла искать Уродство, чтобы снова обменяться одеждой.
ОШО
Американский турист пришел увидеться с суфийским мастером. Много лет он слышал о нем, глубоко влюбился в его слова, в его послание. В конце концов он решил пойти и встретиться с ним. Когда он вошел в комнату, он был удивлен — комната была абсолютно пуста! Там сидел Мастер; не было совершенно никакой мебели! Американец не мог себе вообразить жилого помещения без всякой мебели. Он тотчас же спросил:
— Где твоя мебель, господин?
И старый суфий рассмеялся и сказал:
— А где твоя?
Американец сказал:
— Конечно, я здесь турист. Я не могу привезти с собой мебель!
И старик ответил:
— Точно так же и я турист, приехавший на несколько дней, и потом меня не станет, точно как не станет тебя.
ОШО
В чайхану вошел монах и заявил: «Мой учитель велел мне возвестить людям, что человечество до тех пор не достигнет совершенства, пока люди, не испытавшие на себе несправедливости, не будут так же нетерпимо относиться к ней, как и те, кто в действительности испытал ее».Эти слова на мгновение поразили всех собравшихся. Затем Насреддин сказал: «А мой учитель говорил мне, что никто не должен относиться нетерпимо к чему бы то ни было до тех пор, пока он не убедится, что предполагаемая несправедливость действительно является несправедливостью, а не скрытым благом!»Идрис Шах |
Идрис ШАХ«Насреддин ежедневно переводил через границу своего осла, нагруженного корзинами с соломой. Т. к. все знали, что он промышляет контрабандой, пограничники обыскивали его с ног до головы каждый раз, когда он возвращался домой. Они обыскивали самого Насреддина, осматривали солому, погружали ее в воду, время от времени даже сжигали ее, а сам Насреддин жил все лучше и лучше. В конце концов, он отошел от дел и перебрался на жительство в другую страну. Много лет спустя его встретил один из таможенников. Он сказал: «Теперь тебе нечего скрывать, Насреддин. Расскажи мне, что ты перевозил через границу, когда мы никак не могли поймать тебя?» «Ослов», — ответил Насреддин». |
Идрис ШАХК Насреддину пришел человек, желавший стать его учеником. После многих злоключений он добрался до хижины в горах, где жил Насреддин. Зная о том, что каждый поступок просвещенного суфия исполнен смысла, новичок спросил у Насреддина, почему он дует на руки. «Чтобы согреться, конечно», — ответил мулла.Вскоре после этого Насреддин налил две чашки супа и подул на свой суп. «Зачем вы делаете это, мастер?» — спросил ученик. «Для того, чтобы охладить суп, конечно», — ответил учитель.
После этого ученик покинул Насреддина, т.к. не мог больше доверять человеку, использующему одни и те же средства для достижения разных результатов». |
Идрис ШАХОднажды ночью Насреддин и его жена поднялись с постели, чтобы посмотреть на двух мужчин, дравшихся под их окном. Жена послала муллу выяснить, в чем дело. Он накинул одеяло на плечи и спустился вниз. Когда он приблизился к этим людям, один из них сорвал с него единственное одеяло, после чего оба убежали.Когда Насреддин вернулся к себе, жена спросила его:
«Из-за чего там дрались?» |
Идрис ШАХНасреддин с другом шел по пыльной дороге, как вдруг им захотелось пить. Они зашли в чайхану, но там выяснилось, что денег у них хватит только на стакан молока. Друг Насреддина сказал:»Пей свою половину первым, т. к. у меня есть немного сахара и я хочу добавить его к своему молоку».
«Брат, добавь сахар сейчас и мы оба попробуем сладкого молока», — сказал мулла. «Нет, сахара не хватит, чтобы сделать сладким все молоко». Насреддин отправился на кухню и вернулся обратно, держа в руках солонку: «Послушай, Друг, я выпью свою половину с солью и ее-то уж хватит на весь стакан». |
Идрис ШАХОднажды Насреддин вошел в чайхану и объявил: Луна приносит больше пользы, чем солнце».Его спросили, почему он так думает. Насреддин сказал: «Потому что ночью мы больше нуждаемся в свете». |
Идрис ШАХНасреддин решил искупаться в турецких банях. Так как он был одет в лохмотья, банщики дали ему старый таз и огрызок мыла. Уходя, Насреддин вручил изумленным банщикам золотую монету. На следующий день великолепно одетый Насреддин снова появился в бане, где ему оказали, разумеется, самый лучший прием.После купания он дал банщикам самую мелкую монету и сказал: «Это за прошлый раз, а золото за сегодня вы получили вчера». |
Идрис ШАХ«Нагрузив своего осла солью, Насреддин отправился на базар. По дороге им пришлось переходить вброд речку, и часть соли растворилась. Вес груза уменьшился и на другой берег осел вышел повеселевшим, зато Насреддин был в ярости. На следующий базарный день он нагрузил корзины шерстью. Теперь осел уже чуть не падал под весом своего намокшего груза.»Так-то! — сказал ликующий Насреддин. — Это заставит тебя задуматься, будешь ли ты каждый раз выигрывать от перехода реки вброд!» |
Идрис ШАХНасреддин сказал жене: «С каждым днем я все больше и больше удивляюсь той целесообразности, с которой устроен этот мир — сделано, кажется, все для пользы человека».»Что именно ты имеешь в виду?»
«Возьмем, например, верблюдов. Как ты думаешь, почему у них нет крыльев?» «Не имею представления». «Хорошо, тогда представь себе, что у верблюдов выросли крылья. Тогда они смогли бы постоянно нарушать наш покой, садясь на крыши домов и донимая нас сверху плевками». |
Идрис ШАХ«Человечество спит, — сказал Насреддин, обвиненный в том, что он заснул во время приема во дворце. — Сон мудреца это могущество, а «бодрствование» обычного человека почти никому не приносит пользы».Король был раздражен.
На следующий день, когда Насреддин снова заснул после хорошего обеда, король велел вынести его в соседнюю комнату. Перед тем как распустить двор, спящего Насреддина принесли обратно. «Ты опять заснул», — сказал король. «Нет, я бодрствовал, как всегда». «Тогда расскажи нам, что случилось, пока ты находился в соседней комнате». К всеобщему удивлению, мулла повторил длинную и запутанную историю, которую рассказывал король. «Как тебе удалось это, Насреддин?» «Очень просто, — сказал мулла. — По выражению лица короля я понял, что он собирается рассказывать эту старую историю, и решил поспать во время рассказа». |
Идрис ШАХ«Жена муллы была сердита на него, поэтому она поставила перед ним горячий суп, ни о чем не предупредив его.Однако она и сама была голодна, и когда суп был готов, сделала большой глоток. От боли из ее глаз тотчас брызнули слезы, но она опять ничего не сказала в надежде, что мулла тоже обожжется.
«Что случилось, дорогая?» — спросил Насреддин. «Я вспомнила свою бедную старую мамочку. Когда она была жива, ей тоже очень нравился этот суп». Тут Насреддин также набрал полный рот обжигающей жидкости и по щекам его потекли слезы. «Ты плачешь, Насреддин?» «Да, я плачу при мысли о том, что твоя бедная старая мамочка умерла, забыв прихватить и тебя с собой!» |
Идрис ШАХОднажды прекрасным утром мулла шел домой. Вдруг ему пришло в голову, что можно сократить себе путь, свернув с пыльной дороги и пройдя остаток пути лесом.»Отличный день, день счастливых поисков!» — воскликнул мулла, сворачивая в чащу.
Не успел он оглянуться, как оказался на дне замаскированной волчьей ямы. «Хорошо, что я пошел коротким путем, — подумал мулла, лежа на земле. — Если уж посреди такой красоты могла случиться эта неприятность, то на пыльной и ужасно скучной дороге могло произойти вообще все, что угодно». |
Идрис ШАХ«Китайский мудрец сказал Насреддину: «Каждый человек должен вести себя так, как он хочет этого от других. Сердце твое должно желать другим того же, чего оно желает себе».Это не парафраз христианского Золотого правила, хотя смысл этих слов аналогичен смыслу правила. Фактически, это цитата из Конфуция (род. в 551 г. до н. э.).
«Мулла ответил: «Это замечание удивит тех, кто даст себе труд подумать, что то, что человек желает себе, в конечном итоге оказывается столь же нежелательным, как и то, чего он пожелал бы своему врагу, не говоря уже о друге. То, чего он должен желать другим, не совпадает с его пожеланиями для себя. Есть вещи, предназначенные для него, и есть веши, предназначенные для всех других. Люди узнают это только с познанием внутренней истины». |
Идрис ШАХ«Однажды к Насреддину пришли несколько будущих учеников и попросили его прочитать им лекцию. «Хорошо, — сказал он, — следуйте за мной в лекционный зал».Повинуясь приказу, все выстроились в цепочку и пошли за Насреддином, сидевшим задом наперед на своем осле. Сначала молодые люди были несколько смущены этим обстоятельством, но потом вспомнили, что они не должны подвергать сомнению даже самые невероятные поступки учителя. Однако в конце концов они уже не могли сносить насмешки обычных прохожих.
Почувствовав их неловкость, мулла остановился и посмотрел на них. Самый смелый из них подошел к Насреддину: «Мулла, нам не совсем ясно, почему ты сидишь на осле задом наперед?» «Это очень просто, — сказал Насреддин. — Видите ли, если бы вы шли впереди меня, это было бы неуважением ко мне, а если бы я ехал спиной к вам, это было бы неуважением к вам. Т. е., это единственно возможный компромисс». |
Идрис ШАХ«Насреддин дал сыну кувшин, приказал ему принести воды из ручья и залепил ему затрещину. «Это чтобы ты не разбил его!» — крикнул он.Посторонний человек спросил: «Как можно бить того, кто не сделал ничего плохого?»
Насреддин ответил: «А ты, наверное, хочешь, чтобы я ударил его после того, как он разобьет кувшин, когда и вода и кувшин пропадут? С помощью моего метода мальчик все запомнит, а сосуд и его содержимое останутся целыми». |
Идрис ШАХДвое нищих подошли к дверям дома. Одному сразу же дали кусок хлеба, и он ушел. Другого заставили ждать. Почему? Первый нищий не очень понравился хозяевам и получил кусок черствого хлеба. Второй должен был подождать, пока для него испекут свежий хлеб. |
РумиОднин человек, упал в обморок на базаре в ряду благовоний. Люди попытались привести его в чувство с помощью приятного запаха. Какой-то человек, знавший его, сказал: «Я был мусорщиком, и этот человек тоже мусорщик. Его можно привести в чувство только знакомым ему запахом». Этого человека послушались, поднесли к носу мусорщика что-то дурно пахнущее, и он сразу же очнулся. |
ГазалиЕсть одна история про муршида, который со своими мюридами пошел однажды в деревню. Он постился, и мюриды тоже взяли обет поститься. Они пришли в дом одного крестьянина, и тот с готовностью и радостью принялся готовить им обед. Когда обед был подан, муршид пошел и сел за стол, но ученики не осмелились из-за данного обета. Все же они об этом не сказали, потому что у духовных людей не принято упоминать о таких вещах. Что касается муршида, то они подумали: “Муршид забыл о своем обете”. Муршиды иногда забывчивы! После того, как обед закончился, и они вышли из дома, ученики спросили: “Вы забыли свой обет поститься?” “Нет, — ответил муршид, — я не забыл, но предпочел нарушить свой пост, чтобы не разбить сердце этого человека, который со всем воодушевлением приготовил нам еду”. |
Иннайят ХАНАуранзеб постановил, что обязательно даже для святых ходить в мечеть молиться. Был один дервиш, которого полиция обязала ходить в мечеть, поэтому он туда пошел. Началась молитва, но прежде, чем она закончилась, дервиш бросился прочь. Полицейские забрали его, поскольку убежать было великим оскорблением всему собранию и чтецу молитвы. Дервиш предстал перед судом и ему задали вопрос, почему он ушел из мечети во время молитв. Он сказал: “Для какой цели имеется чтец молитв?” Ему ответили: “Нужно следить за его мыслями, за его молитвами”. Дервиш ответил: “Мысли чтеца молитв были в его доме, потому что он потерял ключи. Поэтому я не мог молиться в мечети и пошел к нему домой”. Тогда призвали чтеца молитв и спросили его. Он сказал: “Честно говоря, мои мысли были о ключах”. |
Идрис ШАХЕсть хорошо известная история об одной деревенской девушке из Пенджаба, которая проходила по полю, где религиозный человек возносил своим молитвы. Закон религии не позволяет проходить по такому месту. Когда деревенская девушка шла обратно, религиозный человек сказал: “Как ты грубо поступила, о, девушка, ведь это грех проходить по тому месту, где человек возносит молитвы”. Она остановилась и спросила: “Что вы имеете в виду под молитвами?” “Молитвами? — воскликнул он, — ты что не знаешь, что они означают? Возносить молитвы – это значит думать о Боге”. Девушка спросила: “Как же вы увидели меня, думая о Боге? Когда я проходила здесь, я думала о своем молодом человеке и не увидела вас”. Ее сосредоточение было более сильным, чем сосредоточение человека, концентрировавшего свое внимание на Боге. |
Иннайят ХАНВеликий проповедник говорил людям, чтобы они имели веру, и многие слушали его. На одного крестьянина большое впечатление произвели его слова, о том, что, имея веру, человек может ходить по воде. Он пришел к проповеднику и попросил его: “Не придете ли пообедать ко мне?” “Почту за честь, — сказал проповедник, — да, я приду к вам”. На следующий день крестьянин пришел, чтобы проводить проповедника к себе домой. По дороге им пришлось переправляться через реку, и проповедник спросил: “А где же лодка?”. “Вы же вчера учили меня, — сказал крестьянин, — что если у нас есть вера и во имя Божие мы сможем пройти по воде”. “А вы это делали?” спросил проповедник. “С тех пор, как вы сказали мне об этом, я больше не пользуюсь лодкой”. На что проповедник сказал: “Я не могу идти по воде”. |
Иннайят ХАНЖил как-то в деревне молодой крестьянин, известный как большой искатель истины. И вот однажды в ту деревню приехал великий учитель, и было объявлено, что для каждого, кто придет к нему, откроются двери рая, и он будет допущен, и с него не спросится никакого отчета о совершенных поступках. Крестьяне очень обрадовались, и отправились все к этому учителю, кроме одного только молодого человека, который был известен, как большой искатель истины. Учитель сказал: “Все жители деревни пришли ко мне за исключением того молодого человека; пойду-ка я к нему сам”. Итак, он пришел в дом этого молодого человека и спросил: “В чем дело? Значит ли это, что ты мой противник или сомневаешься в моем знании? Что помешало тебе прийти?” Молодой человек сказал: “Единственное что удержало меня от того, чтобы прийти к Вам, это следующее. Я слышал, как говорили, что каждый в Вашем присутствии будет без вопросов допущен на небеса. Но я не ищу такой возможности, потому что у меня был когда-то учитель, и я не знаю, где он теперь, в раю или в аду. Если я попаду в рай, а он будет в другом месте, все для меня переменится. Рай станет для меня адом. Я предпочитаю быть вместе со своим учителем, независимо от того, где он находится”. |
Иннайят ХАНОднажды мюрид спросил своего учителя: “Как бы я хотел увидеть, что такое рай, и на что похож ад!” — “Закрой глаза, — сказал учитель, — и ты это увидишь”. “А первым я увижу рай?” Учитель сказал: “Да”. Тот закрыл глаза и погрузился в медитацию. “А теперь, — сказал учитель, — ты увидишь ад в медитации”. Когда мюрид открыл глаза, учитель спросил: “Что ты видел?” Тот ответил: “Ни рая не видел я таким, как рассказывают люди, ни красивых деревьев и цветов или удобства и роскоши. Ничего я не видел”. – “А что же ты видел в аду?” — “Я ничего не видел. Я ожидал увидеть огонь, мучения людей, но ничего не увидел. В чем причина? Видел я все-таки или не видел?” — “Конечно, видел, но только сера и адский огонь и драгоценности рая тебе нужно приносить с собой. Там этого не найти”. |
ОТВЕТ ИИСУСАНесколько евреев поносили однажды Иисуса, когда он проходил по их кварталу.Но он отвечал вознесением молитв во благо их.
Некто спросил его: Он отвечал: |
АТТАР ИЗ НИШАПУРАРАБ БЕЗ ХОЗЯИНАСкитаясь, некий дервиш в залатанном халате, с почерневшим от солнца лицом, забрел в Куфу, где его увидел купец.
Купец заговорил с ним и решил, что это потерявшийся раб. — Так как ты мягкого нрава, я буду называть тебя Хайр (Добрый), — сказал он. — Ты случайно не раб? — Да, я раб, — ответил Хайр. — Следуй за мной, ты сможешь у меня работать, пока я не найду твоего хозяина. — Как прекрасно, — сказал Хайр, — ибо я уже так долго ищу своего хозяина. Много лет он проработал у этого человека, научившего его ткацкому делу; отсюда его второе имя — Нассадж (Ткач). После многих лет службы купец, испытывая угрызения совести за то, что использовал его, сказал: — Я не знаю, кто ты, но с этого дня ты свободен. Хайр Нассадж, великий Мастер Пути, продолжал свой путь в Мекку без сожалений, ибо он постиг, как продолжать самосовершенствование, даже когда ты лишен имени и с тобой обращаются как с рабом. Он был Учителем Шибли, Ибрахима Аббаса и многих других великих учителей суфиев. Он умер более тысячи лет назад, в возрасте ста двадцати лет. |
АТТАР ИЗ НИШАПУРАИСПЫТАНИЕРассказывают, что однажды Шакик из Балха сказал ученикам: — Я положился на Бога и прошел пустыню с самой малой монетой в кармане. Я отправился в паломничество и вернулся, и монета по-прежнему со мной. Один из юнцов поднялся и спросил Шакика: Шакик ответил: |
АТТАР ИЗ НИШАПУРАДЕРЕВО, НЕ ОСОЗНАЮЩЕЕ СВОЕ СОСТОЯНИЕЧеловек срубил дерево. Присутствовавший при этом суфий сказал:
— Взгляни на эту свежую ветвь, полную сока, счастливую, ибо она не ведает о том, что срублена. Она может не знать об ущербе, нанесенном ей, — но узнает в должное время. До тех пор бесполезно убеждать ее. Эта отстраненность, это незнание — и то, и другое являются состояниями человека. |
АТТАР ИЗ НИШАПУРАНищий подошел к двери, прося о подаянии.Хозяин вышел ему навстречу и сказал: — Извините, но дома никого нет. — А мне никого и не надо, — сказал нищий. — Мне нужна еда. |
ХАКИМ ДЖАМИ НИЩИЙГОРДЫНЯНе похваляйся, что избавился от гордыни, ибо ее труднее заметить, чем след муравья на черном камне в темную ночь.
И не думай, что ее легко выявить, ибо легче иголкой добыть гору угля из недр земли. |
ХАКИМ ДЖАМИ НИЩИЙСЛЕДУЙ ПУТИНе говори о своей сердечной боли — ибо Он говорит. Не ищи Его — ибо Он ищет. Он чувствует даже поступь муравья; Движение камешка под водой — Ему известно даже о нем. Червь в скале — Он знает и его, который меньше атома. Звук его хвалы, его тайные помыслы — Знает Он Своим божественным знанием. Он дал червю средства к существованию: Он указал тебе Путь Учения. |
РумиПервоначально ты был глиной. Пройдя стадию минерала, ты стал растением. Из растения ты стал животным, а из животного — человеком. Все это время человек не знал, куда идет, хотя его и втянули в это длинное путешествие. И еще сотню разных миров предстоит тебе пройти. |
РумиЧЕТВЕРО И ТОЛКОВАТЕЛЬЧетыре человека получили монету. Первый был персом. Он сказал: «Я куплю на это ангур». Второй был арабом. Он сказал: «Нет, я хочу инаб». Третий был турком. Он сказал: «Я не хочу инаб, я хочу изюм». Четвертый был греком. Он сказал: «Я хочу стафил». Не поняв, что все остальные имеют в виду, они передрались. У них была информация, но не было знания. Любой знающий человек, будь он рядом, мог бы примирить их всех, сказав: «Я могу удовлетворить каждого из вас одной и той же монетой. Если вы честно доверитесь мне, одна ваша монета станет как четыре, и четыре ссорящихся станут как одно целое». Такой человек знал бы, что каждый на своем языке хотел одного и того же — винограда. |
РумиОН БЫЛ ИМЕННО ТАМКрест и христиан я испытал, от начала до конца. На Кресте его не было. Я пошел в индусский храм, в старинную пагоду. В них не нашел ни следа. К нагорью Герата я направился и в Кандарох. Всматривался. Не было его ни на вершинах, ни в низинах. Отчаявшись, взошел на вершину горы Каф. Нашел там только гнездо птицы Анка. Пришел в Каабу в Мекке. Не было его там. Спросил о нем у Авиценны. Вне сферы Авиценны был он… Я обратил взор в свое сердце. В этом, принадлежавшем ему, месте я увидел его. Он был именно там. |
РумиДЖУХА И СМЕРТЬОсиротевший мальчик рыдал у гроба своего отца, выкрикивая: — Отец! Они уносят тебя туда, где пол ничем не покрыт, где нет ни света, ни пищи, ни двери, ни доброго соседа… Джуха, пораженный точностью описания, закричал своему отцу: |
РумиДОМЕсли десять человек хотят войти в дом, но только девятерым это удается, десятый не должен говорить: «Такова воля Господа».
Он должен отыскать, в чем был его собственный недочет. |
РумиКОГДА СМЕРТЬ НЕ ЕСТЬ СМЕРТЬНекоего человека сочли умершим и обряжали для похорон, и тут он ожил.
Он приподнялся. Но был так потрясен всем происходившим вокруг, что вновь потерял сознание. Его уложили в гроб, и похоронная процессия двинулась на кладбище. Когда они прибыли к могиле, человек очнулся, приподнял крышку гроба и позвал на помощь. — Невозможно, чтобы он ожил, — заявили присутствовавшие, — поскольку самые видные специалисты засвидетельствовали его смерть. Он повернулся к присутствовавшим, пересчитал их. — Итак, мы только что выслушали этого предполагаемого покойника. Теперь вы, пятьдесят свидетелей, скажите мне, что вы считаете правдой. И человека похоронили. |
РумиРОЗА БАГДАДАС Абдул Кадиром, основателем ордена Кадирийа, произошел следующий случай, принесший ему титул Розы Багдада.
Рассказывают, что Багдад настолько изобиловал мистикамиучителями, что когда Абдул Кадир прибыл в этот город, они решили направить ему послание. На окраине города от имени мистиков ему была преподнесена чаша, доверху наполненная водой. Дар недвусмысленный: «Чаша Багдада полна до краев». Была зима, но несмотря на это Абдул Кадир сотворил великолепную цветущую розу, которую положил на поверхность воды, как знак своих феноменальных способностей и того, что место для него здесь найдется. Когда чаша с розой была принесена обратно к мистикам, они воскликнули: «Абдул Кадир — наша Роза», — и поспешили, чтобы сопровождать его при вступлении в город. |
УЧИТЕЛЬ И СОБАКАУчитель-суфий шел по дороге со своим учеником, как вдруг на них напала свирепая собака.Ученик пришел в ярость и закричал:
— Как смеешь ты так вести себя по отношению к моему Учителю? — Она более последовательна, чем ты, — заметил мудрец, — ибо она лает на каждого, в соответствии со своими привычками и наклонностями; в то время как ты поклоняешься мне как своему Учителю, но совершенно не замечаешь достоинств многих просвещенных, которые нам встречались сегодня по пути, и не обращаешь на них никакого внимания. |
Абдул КадирАСТРОЛОГИЯНекий суфий однажды узнал, благодаря способности предвидения, что его город вскоре подвергнется нападению врага. Он сказал об этом соседу, который, зная его как честного, но неиску-шенного в мирских делах человека, дал ему следующий совет:
— Я уверен, что ты прав. Ты должен пойти и рассказать это наместнику. Только если хочешь, чтобы тебе поверили, говори, что ты узнал это не с помощью мудрости, а с помощью астроло-гии. Тогда он прислушается к предупреждению, и город будет спасен. Суфий последовал совету соседа, и жители города были спасены благодаря правильно принятым мерам предосторожности. |
Абдул КадирОТВЕТСТВЕННОСТЬКак-то ночью вор попытался пробраться через окно в дом. Но оконная рама не выдержала его веса, он рухнул на землю и сломал себе ногу.
Вор подал в суд на хозяина дома. Но хозяин сказал: Нашли красильщика, им оказался муж этой женщины. А мужем ее оказался сам вор. |
РумиЕСЛИ Я ПОПРОШУ И ОНИ ОТКАЖУТ…Одного дервиша спросили: «Почему ты ничего не просишь у людей? Попросил хотя бы хлеба!» Дервиш ответил: «Если я попрошу, а они откажут мне, то есть опасность, что они пострадают за это. Ведь известны слова Пророка, что если истинно нуждающийся просит что-то, то отказавшие ему будут чахнуть и хиреть». |
РумиДРАГОЦЕННОСТЬК Дун-Нуну пришел юноша и заявил, что суфии — мошенники, и наговорил еще многое в том же духе.
Египтянин снял со своего пальца кольцо и подал его молодому человеку. «Отнеси это кольцо базарным менялам и посмотри, удастся ли тебе получить за него хоть одну золотую монету», — сказал он. Но на базаре никто не пожелал дать за камень больше одного серебреника. Юноша принес его обратно. Ювелир предложил за кольцо тысячу золотых монет. Юноша был потрясен. |
РумиВОЗЛЮБЛЕННЫЙЧеловек подошел к двери Возлюбленного и постучал. Голос спросил: — Кто там? Человек ответил: Голос произнес: Дверь осталась закрытой. Голос изнутри спросил: Человек сказал: |
РумиХоджа Насреддин обратился к толпе со словами:— Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?
Все закричали: «Хотим, хотим!» |
Из традицииОднажды Иисус шел по пустыне с группой своекорыстных людей. Они упрашивали его открыть им Тайное Имя, с помощью которого Иисус оживлял мертвых. Иисус сказал:— Если я скажу вам, вы станете злоупотреблять его силой.
Люди пообещали, что будут использовать это знание благоразумно, и стали опять его упрашивать. Вскоре эти люди, проходя по удаленной местности, заметили кучу побелевших костей. — Попробуем-ка мы Слово, — сказали они друг другу. Так они и сделали. Как только Слово было произнесено, кости обросли мясом и превратились в дикого зверя, который разорвал их на куски. |
РумиОХОТНИК НА ДЫНИЖил-был на свете человек, который попал однажды в край, известный как Страна Дураков. Там он увидел людей, убегавших в панике с поля, где они жали рожь. «В поле появилось чудовище», — испуганно кричали они. Человек взглянул и увидел обыкновенную дыню. Он предложил убить «чудовище» и тем спасти их. Он срезал дыню, взял один кусок и стал есть. При виде этого люди перепугались еще больше, чем от дыни. Они набросились на него с вилами, крича: «Он съест и нас в придачу, если мы не избавимся от него». Прошло время, и другой человек забрел в Страну Дураков, и с ним приключилась та же история. Но вместо того, чтобы спасать людей от «чудовища», он согласился с ними, что «чудовище» действительно представляет опасность, и вместе с остальными бежал с поля. Этим он приобрел их доверие. Он провел среди них долгое время, пока не сумел мало-помалу научить их истинам, которые позволили не только забыть страх перед дынями, но и самим разводить их. |
ПОКЛОНЕНИЕО Господь! Если я поклоняюсь тебе из страха перед адом, ввергни меня в ад. Если я поклоняюсь тебе из желания попасть в рай, откажи мне в нем. |
РабийаДВЕРЬСалих из Казвина поучал своих учеников: — Всякому, кто стучится непрестанно, будет открыто. Однажды это услышала Рабийа. Она сказала: — Сколько еще вы будете повторять: «Будет открыто?» Дверь никогда не закрывалась. |
ПОДОБНОЕ ПРИТЯГИВАЕТ ПОДОБНОЕХасан из Басры отправился повидать Рабийю. Она сидела в окружении самых разных животных. При виде Хасана животные разбежались. Хасан спросил: — Почему они бегут от меня? Рабийа ответила: — Ты ешь мясо. Я же питаюсь одним сухим хлебом. |
ВОСЕМЬ КАЧЕСТВ СУФИЯСуфизм требует приложения восьми качеств. Суфий обладает: Широтой взглядов, характерной для Авраама; Безоговорочным принятием своего жребия, каким обладал Ишмаил; Терпением, как у Иова; Способностью общаться с помощью символов, как это умел Захария; Отчужденностью от своего народа, как было у Иоанна; Шерстяным одеянием типа пастушьей накидки Моисея; Тягой к путешествиям, как у Иисуса; Смиренностью, подобной смиренности духа Мухаммада. Джунайд из Багдада. |
КАРАВАН-САРАЙОднажды Хызр пришел во дворец султана и направился прямо к царскому трону. Настолько неожиданным и необыкновенным было его появление, что никто не посмел задержать его. Султан, а им был Ибрахим бен Адам, спросил его, что он ищет. Пришедший сказал: — Я хотел бы переночевать в этом караван-сарае. Ибрахим удивился: — Но это не караван-сарай, это мой дворец. Незнакомец спросил: — Кому он принадлежал до тебя? — Моему отцу, — ответил Ибрахим. — А до него? — Моему деду. — И это место, где люди приходят и уходят, останавливаются на время и отправляются дальше, ты называешь иначе, чем караван-сараем? |
НЕБЕСНОЕ ЯБЛОКОИбн-Насир заболел, и, хотя до лета было далеко, ему очень захотелось съесть яблоко. И вдруг Халладж сотворил яблоко. Кто-то спросил: — В этом яблоке есть червоточина. Как это может быть, что плод небесного происхождения поражен червяками? Халладж пояснил: — Он поврежден именно в силу своего небесного происхождения. Изначально он не был таким, но когда он очутился в сфере несовершенства, его, естественно, поразила болезнь, характерная для нашего мира.Жена Ходжи Насреддина больна, и ее прооперировали. Несколько дней назад она вернулась из больницы. Кто-то из соседей спросил у Насреддина: — Ну, как твоя жена? Она уже вернулась из больницы?
Нет, она все еще говорит о ней. |
Как-то раз Ходжа Насреддин сказал своей жене: — Пойди и принеси немного сыра. Он укрепляет желудок и возбуждает аппетит. — У нас дома нет сыра, – ответила жена. — Вот и хорошо, сыр расстраивает желудок и расслабляет дёсны, – сказал Насреддин. Жена с удивлением спросила: — Какое же из этих двух противоположных суждений – правильное? — Если в доме есть сыр – то первое, если нет – второе, – ответил Ходжа Насреддин. |
Рассказывают, что однажды в Бухаре появился человек в одеждах странствующего дервиша. Он ходил по городу и выкрикивал:— Найдется ли в славной Бухаре кто-нибудь, готовый купить три мудрых изречения за тысячу золотых монет?! Некий купец, все богатство которого составляло тысячу золотых монет, позвал дервиша в свой дом. — Вот монеты, — сказал купец. — Их тут ровно тысяча. Это все, чем я владею. Каковы твои речения? — Вот первое, — сказал дервиш. — «Ты сам не беспорочен, и вокруг тебя нет ни одного добродетельного человека». Вот второе: «Хотя люди и таковы, но от них не отделаешься и без них не обойдешься». А вот третье: «Следует знать степень праведности и порочности каждого, дабы держаться благого и избегать зла».Купца поразило услышанное им. Слова те проникли, подобно стреле, в самое его сердце. Он молча пододвинул дервишу тысячу золотых. — Нет, денег я не возьму, — сказал тот. — Ведь я искал того, кто готов заплатить золотом, а не самих денег. Человек в одеждах дервиша поднялся и покинул дом купца, добавив на прощанье: «Подумай об услышанном, а затем разыщи меня». С тех пор, много размышляя над изречениями и стараясь действовать в соответствии с ними, купец сильно переменился. Молва говорила, что он стал учеником суфиев. |
ЧеловекДервиш братства бекташи подошел к одному небезызвестному священнослужителю и сказал:- Я слыхал об одном молодом человеке, который собирает толпы народа, произнося пламенные речи, подстрекающие к нарушению законов. Он претендует на сверхъестественное происхождение, демонстрирует «чудеса» и противоречит сам себе.
— Довольно! — воскликнул священник. — Он будет подвергнут суду и изобличен в богохульстве и нарушении общественного порядка. Если он не покается, то будет казнен как еретик и совратитель. Скажи мне только имя, а об остальном я позабочусь. — У меня нет слов, чтобы выразить, как глубоко я восхищен вашим деловым подходом, — промолвил дервиш. — Его зовут Иисус. |
Идрис Шах. ИзбранноеКак изменилась водаОднажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.
— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем на смену ей появится другая вода, и люди сойдут от нее с ума. Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал запас воды побольше и спрятал ее в надежном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится. В предсказанный день все реки иссякли, колодцы высохли, и тот человек, удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов. Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили свое течение; и тогда он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, что с ними произошло то, о чем их предостерегали, но они не помнят этого. Когда же он попытался с ними заговорить, то понял, что они принимают за сумасшедшего его, выказывая ему враждебность либо сострадание, но никак не понимание. Поначалу он не притрагивался к новой воде, каждый день возвращаясь к своим запасам. Однако в конце концов он решился отныне пить новую воду — потому что выделявшие его среди остальных поведение и мышление сделали его жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды и стал таким же, как все. И начисто забыл о своем запасе иной воды. Окружающие же его люди смотрели на него как на сумасшедшего, который чудесным. |
Идрис ШахИдиот в большом городеК пробуждению можно придти различными путями. Но только один путь является правильным. Человек спит; он должен пробудиться правильным способом. Послушайте историю об одном невежественном человеке, который проснулся неправильно.
Глупец попал однажды в огромный город и, увидев на улицах множество снующих туда и сюда людей, оторопел. На ночь он устроился в караван-сарае, но, боясь, что утром не сможет найти себя в этой толпе людей, он, прежде чем уснуть, привязал к ноге тыкву. Один шутник, наблюдая за ним, все понял. Он дождался, пока глупец заснул, отвязал от его ноги тыкву и привязал ее к своей. Затем он улегся рядом и уснул. Проснувшись утром, глупец первым делом стал искать тыкву. Увидев ее на ноге другого человека, он решил, что тот человек и есть он сам. В совершенном смятении он растолкал того человека и закричал: «Если ты — это я, то скажи мне, ради небес, кто я и где я?» |
Идрис ШахШибли обратился к Джунайду, чтобы тот стал его учителем, и сказал: «Тебя порекомендовали как специалиста по жемчугу (просветление и мудрость)… Либо дай мне жемчуг, либо продай его». «Если я его стану продавать, у тебя не хватит денег; если я дам его тебе, то, получив его легко, ты не поймешь его ценность, — отвечал Джунайд. — Поступи как я: ныряй головой вперед в Море, и если будешь ждать терпеливо, то обретешь свой жемчуг». |
Ал-Джунайд«Только не внутри, а там, где хотите!»У ходжи спросили: «Когда несут покойника, то где следует находиться – впереди или позади гроба?» – «Только не внутри, – сказал ходжа, – а там, где хотите, все равно». |
Идрис Шах«Это – я, если богу будет угодно»Беседуя ночью с женой, ходжа сказал: «Если завтра утром будет дождь, я пойду за дровами, а не будет дождя – буду пахать». – «Прибавь: если Аллаху будет угодно», – заметила жена. А ходжа, по человечеству, сказал: «Ну что там! Либо этак, либо так, без работы не буду, что-нибудь да уж сделаю».
Когда утром вышел он за город, ему повстречались сипахи. «Эй ты, дяденька, – закричали они ему, – поди сюда! Как проехать туда-то? » – «Не знаю», – беззаботно сказал ходжа. А грубые сипахи, не дав ходже опомниться, ударили его несколько раз. «Ах ты такой-сякой, – заметили они, – марш вперед, веди нас!» – и погнали его вперед. Под дождем, в грязи, ходжа довел их до города. А сам в полночь, избитый, усталый, полуживой, подошел к своему дому и начал стучать: «Кто там? » – спросила жена. «Открой, жена, это я, если будет угодно Аллаху», – пробормотал ходжа. |
Идрис Шах«У кого голубые бусы, ту я больше люблю»Было у ходжи две жены. Каждой из них дал он голубые бусы и наказал отнюдь не показывать их другой. «Это – знак моей любви», – сказал ходжа. Но однажды обе они набросились на ходжу и закричали: «Кого из нас ты больше любишь, к кому тебя больше тянет?» Ходжа отвечал: «У кого голубые бусы, ту я больше и люблю». Женщины успокоились, и каждая, думая в душе: «Меня он больше любит», – считала себя выше подруги. Так умел ходжа ладить с женами. |
Идрис ШахНа бога надейся, а сам не плошайОдин человек, собираясь совершать полное омовение в Акшехирском озере, спросил у находившегося там ходжи: «В какую сторону повернуться мне во время омовения?» – «Где твоя одежда, в ту сторону и обернись», – сказал ему ходжа. |
Идрис ШахХоджа объясняет, как делаются минаретыПришел ходжа с товарищем в Конью для учебы; товарищ, увидев минареты (а до того он их никогда не видел), в удивлении спросил: «Как это их делают?» – «А ты и не знаешь? Эх, ты! – заметил ходжа. – Очень просто: выворачивают наружу внутренность колодцев». |
Идрис ШахМулла в лавкеКак-то раз мулла зашёл в лавку. Хозяин подошёл, чтобы обслужить его.
Насреддин сказал: – Прежде всего главное. Видел ли ты, как я зашёл в твою лавку? — Конечно! |
Идрис ШахГрамматика и умение плаватьПеревозя некого педанта через бурную реку, Насреддин сказал что-то такое, что показалось тому грамматически неправильным. -Разве ты никогда не изучал грамматику?- спросил учёный. -Нет. -Значит, ты потерялполжизни. Через несколько минут Насреддин обратился к своему пассажиру: -Учился ли ты когда-нибудь плавать? -Нет, а что? -Значит ты потерял всю жизнь-мы тонем! |
Ночное зрениеОднажды мулла заявил:- Я могу видеть в темноте. — Прекрасно, мулла, но если это так, почему же ты всегда ходишь со свечой по ночам? — Чтобы другие не могли столкнуться со мной. |
Совет мудрецаНекий падишах попросил у мудреца совета.- Задам я тебе один вопрос, ты ответь на него без утайки,- сказал мудрец.- Что ты больше любишь, золото или врагов своих?
— Золото,- ответил падишах. — Тогда почему же то, что ты больше всего любишь, то есть золото, оставишь здесь, а то, что не любишь, то есть врагов своих, возьмешь с собой в небытие? Заплакал падишах и сказал: — Такой добрый совет ты дал, что в нем собраны все советы. |
Абдурахман ДжамиПередают, что Абу Саид провёл семь лет в пустыне, претерпевая изнурительные тяготы аскезы. Пищей ему служили стебли и коренья колючих кустарников, а питьём – собранные капли росы. Когда же он достиг просветления, то оставил подобные практики.Однажды в городе Мешхеде он отдыхал, откинувшись на подушки. Ученик отрезал ломтики дыни, макал их в сахарную пудру и подавал ему. Некто, наслышанный о суровой аскезе мастера и не веривший в это, спросил его: «О наставник, что же предпочтительнее: сахарная дыня или коренья, которыми Вы питались в пустыне?»
«Всему своё время, – ответил наш мастер. – Если, питаясь кореньями, ты находишься в присутствии Бога, то коренья становятся слаще, чем дыня. Если же пребываешь вне Бога, то и дыня в сахаре окажется горше корешков!». |
Абдурахман ДжамиКогда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. |
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯВышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! |
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯЦарство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. |
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯИбо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. |
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯИтак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! |
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯЭто случилось при дворе одного великого царя, когда придворные ученые затеяли спор о Боге. А царь тот был не обычным царем — это был настоящий царь, царь внутреннего мира. Итак, при его дворе велась дискуссия о Боге. Царь засмеялся и ска¬зал: «Слушайте. Соберите всех слепых, которые есть в городе». И когда собрали всех слепых, царь обратился к ним с вопросом: «Всем вам знакомы слоны?».«Да», — отвечали они. Итак, бурные дебаты были обеспечены. Один слепой сказал: «Слон такой-то», другой сказал: «Слон такой-то…», и высказывания их противоречили друг другу, потому что одному слепому довелось коснуться лишь хобота, другому слепому довелось коснуться лишь уха, третьему — ноги и т.д., и т.п. Описания их разнились до невероятности.И царь сказал своим ученым, придворным ученым и пандитам: «Послушайте: эти слепые не могут прийти к общему мнению о том, что такое слон. А ведь все они были с чем-то знакомы у слона! А как обстоят дела с вами? Они, по крайней мере, хоть с чем-то знакомы: один касался ноги, другой — хобота… а вы не видели и части Бога, а ещё взялись спорить. Вы ещё слепее этих слепых! И что бы вы ни го¬ворили, всё это чепуха. Вы можете приводить цитаты из священных писаний — но это не поможет. До тех пор, пока вы не увидите, ничего не поможет». |
ОШОХасан имел обыкновение каждый день молиться перед мечетью, сидя на улице. И иногда он плакал и, глядя в небо, причитал: «Боже, открой дверь! Я уже долго жду. Неужели этого не достаточно? Или я должен пройти еще через какие-нибудь испытания? Не достаточно ли ты уже меня испытал? Открой дверь! Я кричу, я стенаю, я взываю — открой дверь!»Такова было его постоянная молитва — каждое утро и каждый ве¬чер, где бы он ни был, он шел к мечети, садился на улице и молился. Однажды мимо проходила Рабийя. Она больно ударила Хасана по голове и сказала: «Что за чушь ты несешь? Дверь же открыта! А ты так увлечен своими воплями: «Открой дверь! Послушай меня, Господи. По¬чему ты не открываешь мне дверь?» Ты так занят этой бессмыслицей, что не способен видеть: дверь открыта! Она всегда была открыта». |
ОШОБыл праздник, и хасиды собрались для молитвы с великом хасидским мистиком, Баал Шемом. Туда пришел один человек с умственно отсталым ребенком. Он испы¬тывал некоторое беспокойство по поводу ребенка. Ведь он мог что-нибудь отмочить, и он не спускал с мальчика глаз. Когда за¬кончилось чтение молитв, мальчик спросил у отца: «У меня есть свис¬ток — можно я на нём поиграю?» «Ни в коем случае”, — испугался отец. Затем нача¬лись танцы, и отец, всё забыв, тоже пустился в пляс. Хасиды — танцо¬ры, веселые люди — они, эти сумасшедшие, представляют сливки иу¬даизма, самую его суть. Когда все молились Богу и танцевали, мальчик не мог больше удержаться. Он вынул свисток и подул в него. Все были шокированы. Но Баал Шем подошел, обнял мальчика и сказал: «Молитвы наши услыша¬ны. Без этого свистка всё было бы тщетно, ибо единственно спонтан¬ным здесь было это. Всё же остальное было обрядом». |
ОШОВеликий мистик Баал Шем однажды остановился на пороге молитвенного дома и не пожелал туда войти. Он сказал с отв¬ращением: «Я не могу туда входить. Этот дом до краев наполнен учением и молитвой». И тогда сопровождающие его удивились, ведь им казалось, что лучшей похвалы, чем эта, и быть не могло, он им объяс¬нил: «Весь день напролет люди говорят здесь слова, в которых нет истинной преданности, нет любви и сострадания, бескрылые слова, и они остаются в четырех стенах и, оседая на полу, поднимаются слой за слоем, как гниющие листья, до тех пор, пока эта гниль не заполнит весь дом, и там не останется пространства для меня. Этот дом чересчур наполнен учением и чересчур наполнен молитвой. Люди молятся и молятся, но в молитвах нет их сердец. Молитвы те мертвы, они не могут лететь, у них нет крыльев — они не могут достичь Бога. И хоть это и молитвенный дом, храм, я не могу туда войти — они чересчур наполнены молитвой и словами. В нем мне нет места». |
ОШОПоток, родившийся далеко в горах, пройдя через разные земли, достиг, наконец, песков пустыни. Точно так же, как он пересёк другие препятствия, поток попытался пересечь и это, но обнаружил, что бежит в песок, что его воды исчезают.Он был убеждён, однако, что его предназначение пересечь пустыню. В этот момент тайный голос исходящий из самой пустыни, прошептал: «Ветер пересекает пустыню, это же может и поток».
Поток возразил, что он бросался на песок, но только поглощался им; что ветер мог летать, и, поэтому, он мог пересечь пустыню. «Двигаясь своим обычным способом, ты не можешь пересечь пустыню. Ты либо исчезнешь, либо станешь болотом. Ты должен позволить ветру пронести тебя к месту твоего назначения». «Но как это может случиться?» «Позволь ветру поглотить тебя». Эта идея была неприемлема для потока, ведь раньше его никто никогда не поглощал. Он не хотел терять своей индивидуальности. Однажды потеряв её, как он мог знать, что обретёт её снова? «Ветер, – сказал песок, – совершает эту миссию. Он поднимает воду, несёт её через пески, и затем позволяет ей упасть опять. Падая как дождь, вода вновь становится потоком». «Откуда я могу знать, что это правда?» «Это так, и если ты не поверишь этому, то ты сможешь стать лишь трясиной, да и то это займёт много много лет; и это определённо не то же самое, что быть потоком». «Но может ли быть так, что я не останусь тем же потоком, что есть теперь?» «В любом случае ты не можешь оставаться тем же, – сказал голос. – Переносится лишь твоя сущность, которая потом вновь формирует поток. Ты сейчас называешь себя потоком, потому, что не знаешь, какая часть тебя – твоя сущность». Когда поток услышал это, отдалённые, смутные воспоминания стали возникать в его мыслях. Неясно, смутно он вспомнил то состояние, в котором он – или часть его? – был в руках ветра. Он также вспомнил – вспомнил ли? – что это было реальностью, хотя и не очевидной. И поток поднял свои пары в гостеприимные руки ветра, который нежно и легко поднял и понёс его, и позволил ему тихо опуститься, когда они достигли вершины горы, находившейся очень очень далеко. Он размышлял: «Да, теперь я знаю мою истинную сущность». Поток учился. А пески шептали: «Мы знаем, потому что мы видим, как это происходит день за днём, потому что мы, пески, простираемся всюду от речного берега до горы». Вот почему говорят, что пути, предназначенные для продолжения путешествия потока жизни, проложены в песках. |
ОШОУчитель путешествовал с одним из своих учеников. Ученик имел поручение смотреть за верблюдом. Как то ночью, усталые, они подошли к караван сараю. Привязывать верблюда было обязанностью ученика; но на сей раз он не побеспокоился об этом, он оставил верблюда непривязанным. Вместо этого он помолился. Он сказал Богу: «Позаботься о верблюде» – и заснул.Утром верблюда не было – может быть украли, может быть сам ушёл, или что нибудь ещё случилось. Учитель спросил: «Что случилось с верблюдом. Где верблюд?»
Ученик ответил: «Не знаю. Спросите у Бога, поскольку я попросил Аллаха позаботиться о верблюде, и я был таким усталым, поэтому я не знаю. И я не виноват, я ведь сказал Аллаху, и достаточно ясно! Честное слово. И даже не один раз, – трижды. А вы учите: „Верь в Аллаха“, – вот я и доверился. Не смотрите на меня так сердито». Учитель сказал: «Верь в Аллаха, но прежде привяжи своего верблюда, – поскольку у Аллаха нет других рук, кроме твоих». |
Полная банка.
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
— Полна ли банка? — спросил профессор студентов.
— Да, полна, — ответили студенты.
Тогда он открыл пакет с горохом и высыпал его содержимое в большую банку, немного потряс её. Горох занял свободное место между камнями.
— Полна ли банка? — ещё раз профессор спросил студентов.
— Да, полна, — ответили они.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горох — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.
Самое ценное
Один человек в детстве был очень дружен со стариком–соседом.
Но время шло, появился колледж и увлечения, затем работа и личная жизнь. Каждую минуту молодой мужчина был занят, и у него не было времени ни вспомнить о прошлом, ни даже побыть с близкими.
Однажды он узнал, что сосед умер – и неожиданно вспомнил: старик многому научил его, стараясь заменить мальчику погибшего отца. Ощутив свою вину, он приехал на похороны.
Вечером, после погреб