Помимо воспитательной (бытовой) функции сказка ведёт нас к сакральным познаниям и открывает:
1. обряды инициации, перехода из детства в зрелость – посвящение мальчика в мужа, девочки – в женщину;
2. астрономический цикл жизни природы, природный календарь;
3. рождение мироздания;
4. поиск духовного пути человека, внутренний рост, получение тайного знания;
5. сохранение истории своего рода, связи с предками.
В сказках эти линии часто сближаются, пересекаются, синхронизируются. Герои выступают символами, их действия обретают ритуальный смысл, а путь определяет получение особых знаний и внутренней гармонии. Сказка по своей сути похожа на магические заклинания, которые нельзя произносить неправильно, иначе они потеряют свою силу.
Мы постарались дешифровать для вас некоторые из сказок… Берите эти ключики…
По щучьему велению, по моему хотению.
Как есть: Сидел Емеля на печи и особо не напрягался. Однажды, отправившись за водой на речку, он поймал щуку. Болтливость щуки позволила сохранить ей жизнь, а Емеле досталась возможность исполнять любые свои желания. Желания в итоге оказались у Емели вполне нормальные, человеческие: царевна да дворец в придачу. А ещё писаным красавцем стал!
Как на самом деле: Печь – свет и пространство собственного сознания, в котором Емеля находился, и выходил оттуда с явной неохотой. Он был занят постоянным самосозерцанием. Но без связи внешнего и внутреннего мира нет гармонии, поэтому отправляли невестки Емелю то за водой, то за дровами. Благодаря щуке он освоил метод сознательного желания и намерения: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука – природа, к которой Емеля был внимателен, и которая дала ему редкий шанс осознать себя и свои возможности. Эта волшебная фраза означает единство Души и Духа, принятие одушевлённости мира. Щука – Щур – ПРАЩУР – родоначальник – Дух человека. Река в данном случае выступает информационным каналом сознания, закованным льдом наших внутренних догм. Так, освободив свой Дух, Емеля получил возможности, недоступные ему в обычном человеческом сознании. Силой своего Духа человек способен изменять мир и управлять своей судьбой! В завершение сказки Емеля по желанию царевны становится писаным красавцем, то есть красота и возможности внутреннего мира приходят в соответствие с внешней красотой. Это преображение заканчивает цепь метаморфоз Емели по законам природы, которые велят расти и развиваться, умножать знания и умения, быть царём и хозяином на земле.
Репка.
Как есть: Посадил дед репку. Год оказался очень урожайным и репка выросла очень большой. В подмогу деду по очереди подбегали бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Но только все вместе они смогли вытянуть репку.
Как на самом деле: Астрологический вариант сказки – про небесные светила в порядке возрастания месяца к полной луне. В начальном варианте сказки были ещё два участника – отец и мать. Итого по сказке было 8 Чертогов Сварожьего круга. В каждом чертоге увеличивалась Репка-Месяц, пока не становилась полной Луной. Дети могли смотреть на небо и представлять месяц в виде репки. Философский вариант сказки – о знаниях, накопленных предками рода. Репка символизирует корни рода, она посажена предком – дедом, самым древним и мудрым. Бабка – символ традиций дома. Отец – защита и опора семьи. Мать – любовь и забота. Внучка – потомство, продолжение рода. Жучка – охрана достатка. Кошка – благостная обстановка в доме. Мышка – благосостояние дома. Эти образы крепко связаны между собой и один без другого неполноценны.
Кощей бессмертный.
Как есть: Кощей – злой владыка подземного царства, который постоянно ворует прекрасных дев. Весьма богат, в его волшебных садах обитают волшебные животные и птицы. На службе у него состоит Змей Горыныч. Обладает массой тайных знаний, в связи с чем является могущественным чародеем. Имеет обыкновение превращаться в чёрного ворона. Бессмертен и не может быть побеждён обычными методами, но при большом желании можно разведать, где находится его смерть, и найти её. Обычно эту тайну иван-царевичам в сказках рассказывает Баба Яга: «…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт…»
Как на самом деле: В пантеоне славянских богов Кощей является одним из проявленных ликов Чернобога – повелителя Нави, Тьмы и Пекельного царства. Кощей персонифицирует тёмную и холодную часть года, а девушки, которых он забирает в свои владения, – весну, живительную силу природы. Герой-царевич подобен символу солнечного света, весеннего грома с дождём (бог Перун), которому на трудном пути поиска Кощея помогают все силы природы. Его победа – это победа над смертью, вечным мраком и холодом. Смерть Кощея спрятана в яйце, символе возрождения и потенциального существования всего, что может зародиться на Земле. Таким образом, Кощей находится у истоков начала и конца всего живого – его смерть равноценна возникновению мира. Игла со смертью Кощея на конце – это мотив мирового дерева, оси мира, которая соединяет небо, землю и подземный мир, летнее и зимнее солнцестояния. Кощей как вершина зимы – «зимнее солнцестояние», Иван-царевич как вершина лета – «летнее солнцестояние». Между ними идёт непрекращающаяся борьба, смерть одного является жизнью другого, так и зиму сменяет лето, а затем наоборот. И вообще, какой же он бессмертный, если даже в его имени сказано – БЕС СМЕРТНЫЙ!
В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.
Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:
— Раскрывать тайны мироздания и другие тайные знания
— Указывать на цикличность бытия
— Служить астрономическим или природным календарём
— Быть хранилищем истории
— Связывать с предками
— Рассказывать об обрядах инициации, когда человек переходит из детства в зрелость
— Направлять человека на путь духовных исканий и личностного роста и т.д.
Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.
И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.
Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».
«Репка»
Что мы знаем из #сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.
Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.
Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.
Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.
«По щучьему веленью»
Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.
Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.
«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.
Фраза «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.
«Кощей Бессмертный»
Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.
Скрытый смысл: Если мы обратимся к пантеону богов славян, то увидим, что Кощей – это одно из проявлений Чернобога, властвующего над Навью, Тьмой и Пекельным царством. Также Кощей олицетворяет зимние холода, а девицы, которых он крадёт – животворящую силу Природы и весну. Иван-царевич является символом солнечного света и весеннего грома, сопровождающегося дождём (вспоминаем бога Перуна), в поисках Кощея которому способствуют все природные силы. Победив Кощея, Иван-царевич победит холод, тьму и смерть.
Как нам известно, смерть Кощея можно найти в яйце, которое есть символ возрождения и возможность бытия всего сущего, что только может быть. Исходя из этого, Кощей находится у начала Всего, а его гибель приравнивается к возникновению мира.
Игла, на острие которой находится Кощеева смерть, служит отсылкой к мировому Древу, соединяющему подземный мир, землю и небо, а также зимнее и летнее солнцестояния. Кощея можно интерпретировать как зимнее солнцестояние, а Ивана-царевича – как летнее солнцестояние. Они всегда находятся в состоянии борьбы друг с другом. Погибель одного – это рождение другого, точно так же, как уходит зима и приходит лето, а после этот цикл повторяется.
И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.
В этой же сказке герой сталкивается с не менее важным мифическим персонажем — Бабой Ягой. Это существо знает многое о жизни и о смерти и, проведя героя через цепь испытаний (чтобы проверить искренность и силу его порывов), способно поднять силу его Духа до невероятных высот, одарив мудростью, знаниями и способностями.
Заключение
Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.
Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, народных, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.
Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства
Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), “вытаскивают” Образы из коллективного поля — одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем. В воображении не существует лишь одного, вокруг чего закручено так много сказочных сюжетов: “Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо, Что”. Ваша фантазия может представить себе что-либо подобное? — До поры, нет. Хотя, у наших Многомудрых Предков и на этот вопрос был вполне адекватный ответ.
“Урок” у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок — то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше. Т.о., Сказка — Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.
КОЛОБОК
Попросил Рас Деву: — Испеки мне Колобок. Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему — Волк: — Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: — Колобок-Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Лисонька, — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его — “ам”, и съела целиком.
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.
Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на
убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. — Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?
Для детишек еще пара-другая загадок: Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц) Молодой был — молодцом глядел, под старость устал — меркнуть стал, новый родился — опять развеселился. (Месяц) Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце) Кто на свете всех богаче? (Земля)
Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете — 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с
зодиакальным знаком Льва.
РЕПКА
Текст сказки наверняка все помнят c детства. Разберем эзотерику сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны.
Читая эту, как и большинство других якобы “народных” (т.е. языческих: “язык” — “народ”) сказок, обращаем внимание на навязчивое отсутствие родителей. Т.е., перед детьми предстают сплошь неполные семьи, чем с детства внушается мысль, что неполная семья — это нормально, “все так живут”. Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией “сдавать” ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость. Многие скажут мне, что и сейчас времена не лучше, т.к. демократия — тот же рабовладельческий строй. “Демос”, по-гречески, — не просто “народ”, а народ зажиточный, “верхушка” общества, “кратос” — “власть”. Вот и выходит, что демократия — власть правящей верхушки, т.е. то же рабовладельчество, только имеющее в современной политической системе стертое проявление. Кроме того, религия также является властью верхушки для народа, и также активно участвует в воспитании паствы (сиречь: стада), для своей и государственной верхушки. Что мы воспитываем в детях, рассказывая им сказки под чужую дудку? Продолжаем “готовить” новых и новых крепостных для демосов? Или рабов Божиих?
С эзотерической точки зрения, какая картина предстает в современной “Репке”? — Линия поколений прервана, нарушен совместный благой труд, идет тотальное разрушение гармонии Рода, Семьи,
благополучия и радости семейных взаимоотношений. Какие люди вырастают в неблагополучных семьях?.. И этому учат нас новоявленные сказки.
Конкретно, по “РЕПКЕ”. Двое, самых главных для ребенка героев, отец и мать, отсутствуют. Рассмотрим, какие Образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане. Итак, действующие лица: 1) Репка — символизирует Корни Рода. Она посажена
Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. 2) Дед — символизирует Древнюю Мудрость 3) Бабка — Традиция, Дом 4) Отец — защита и опора Семьи — убран из сказки вместе с образным значением 5) Мать — Любовь и Забота — убрана из сказки 6) Внучка (дочка) — Потомство, продолжение Рода 7) Жучка — охрана достатка в Роду 8) Кошка — благостная обстановка Дома 9) Мышка — символизирует благосостояние Дома. Мыши заводятся только там, где есть избыток, где каждую крошку не считают. Эти образные значения связаны между собой, как матрешка — одно без другого не имеет уже смысла и полноты.
Вот и думай потом, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они “работают” теперь.
КУРОЧКА РЯБА
Кажется — ну, какая глупость: били-били, а тут мышка, хлоп — и сказке
конец. Зачем все это? Действительно, только детям несмышленым рассказывать…
Сказка же эта о Мудрости, об Образе Вселенской Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Не каждому и не во всякое время дано познать эту Мудрость. Не всякому она “по зубам”. Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в Простом Яйце.
Когда вы рассказываете ту или иную сказку своему ребенку, зная ее скрытый cмысл, Древняя МУДРОСТЬ, заключенная в этой сказке, впитывается “с молоком матери”, на тонком плане, на подсознательном уровне. Такой ребенок будет понимать многие вещи и соотношения без лишних объяснений и логических подтверждений, образно, правым полушарием, как говорят современные психологи.
О КАЩЕЕ и БАБЕ-ЯГЕ
В книге, написанной по лекциям П.П.Глобы, находим интересную информацию о классических героях русских сказок: “Имя “Кощей” произошло от названия священных книг древних славян “кощун”. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли “кощеем”. Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. (…) А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, … Кощей превратился сравнительно недавно — во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово “кощунство”, то есть следование древним, нехристианским обычаям. (…) И Баба-Яга у нас популярная личность… Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели. Роль “русской Ариадны” делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество,… Чисту. Эта женщина-очистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее хравстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. … Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более, своя банька есть”. (Человек — Древо Жизни. Авестийская традиция. Мн.: Арктида, 1996г.)
Это знание отчасти подтверждает славянское представление о Кащее и Бабе-Яге. Но обратим внимание читателя на существенную разницу в написании имен “Кощей” и “Кащей”. Это два принципиально разных героя. Тот негативный персонаж, что используется в сказках, с которым борются все действующие лица, во главе с Бабой-Ягой, и Смерть которого ” в яйце”, это — КАЩЕЙ. Первая руна в написании этого древнеславянского слова-образа — “Ка”, означающая “собирание внутрь себя, союз, объединение”. Например, руническое слово-образ “КАРА” — не означает наказание, как таковое, а означает нечто не излучающее, переставшее сиять, почерневшее, потому что собрало все сияние (“РА”) внутрь себя. Отсюда же слово КАРАКУМ — “КУМ” — родственник или множество чего-либо родственного (песчинок, например), а “КАРА” — собравшие сияние: “собрание сияющих частичек”. Это уже несколько иной смысл, нежели предыдущее слово “кара”.
Славянские рунические образы необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного читателя. Этими образами в целостности владели лишь Жрецы, т.к. запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца.
Баба Йога (Йогиня-Матушка) — Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям. В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или
поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и ее нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто — Бабушкой Йогой Златой Ногой, а кто и совсем по-просту — Йогиней-Матушкой.
Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов. В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят. Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей. жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.
Очень интересным, с эзотерической точки зрения, является сказочное Наставление-Урок, сопровождающее не одну русскую народную сказку:
Пойди Туда, неведомо Куда, Принеси То, неведомо Что
Оказывается, не только сказочным молодцам давался такой Урок. Это наставление получал каждый потомок из Родов Свята Расы, что восходил по Златому Пути Духовного Развития (в частности, осваивая Ступени Веры — “науку образности”). Второй Урок Первой Ступени Веры человек начинает с того, что заглядывает внутрь себя, чтобы увидеть все многообразие красок и звуков внутри себя, а также изведать ту Древнюю Родовую Мудрость, которую получил при своем рождении на Мидгард-Земле. Ключ к этому великому кладезю Мудрости известен каждому человеку из Родов Великой Расы, он заключен в древнем наставлении: Пойдите Туда, не зная Куда, Познайте То, не ведомо для вас Что.
Этому славянскому Уроку вторит не одна народная мудрость мира: Искать мудрость вне себя — вот верх глупости. (Чаньское изречение) Загляните внутрь себя, и вы откроете весь мир. (Индийская мудрость)
Русские сказки претерпели множество искажений, но, все же, во многих из них осталась Суть Урока, заложенного в небылице. Она небылица в нашей реальности, но быль — в другой реальности, не менее реальной, чем та, в которой мы живем. Для ребенка понятие реальности расширено. Дети видят, ощущают гораздо больше энергетических полей и потоков, чем взрослые. Необходимо уважать
реальности друг друга. То, что для нас — Небыль, является Былью для малыша. Потому так важно посвящать ребенка в “правильные” сказки, с правдивыми, изначальными Образами, без наслоений политики и истории.
Сказка – это одна из форм сказа, когда присутствует некий «намёк» на достоверность. Сказки передавали в точности из поколения в поколение, слово в слово, потому что любая сказка – это образно-зашифрованная информация. Такую информацию жрецы отдавали в народ, чтобы она не потерялась, они знали, что старики передадут молодым без искажения. Это сейчас могут сказки приукрасить, добавить что-то от себя, а раньше такого не было: как дед рассказал, так и внук передаст слово в слово сыну, внуку и т.д. и информация будет без искажения, а кто знает ключи, сможет понять информацию.
Быль (от др.-слов. «быти») – то что было.
Небыль – то чего в Яви не было, но это происходило в Нави или Слави, Прави, т.е. не в этой форме бытия, но всё равно происходило.
* Некоторые сказки, предания напевали, т.е. баяли, обычно баят перед сном, чтобы ребёнок уснул. Даже у негра Пушкина: «Бают люди или врут, в свете вот какое диво…», т.е. «Бают или врут» – правильно говорят или искажают информацию. Славяне с детства давали ребёнку древнюю правдивую информацию, на которой он обучался окружающему миру.
Воспитание
Раньше, начиная со сказок, детей воспитывал отец, ему помогали деды и прадеды. Не обучали, а именно воспитывали и учили творить образы (образование). А сейчас, в советской системе главное – обучить. Родители думают, что в школе воспитают, а школа говорит: пускай родители воспитывают, в результате никто воспитанием ребёнка не занимается. Вырастают, извиняюсь, образованные сволочи, для которых понятия: Совесть, Уважение – не существуют. Потому что с детских лет не привили, не воспитывали в нём.
У славян всегда было главное – воспитание. Обучение вторично, знания всегда придут. Главное — в какую почву зёрна познания будут посеяны. Даже в иудейском источнике (Библии) Иисус приводил пример: одни зёрна упали в благодатную почву и проросли, другие – в сухую, проросли и рассохлись, третьи – на камень, и вообще не проросли. И здесь тоже самое, важно в какую почву падают семена.
Сказка «Колобок» – это Луна
Сказка «Колобок» рассказывает о природном явлении, как Луна катится по созвездиям (в славянском «зодиаке» названия: Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса и т.д. – Сварожий Круг), в каждом созвездии (Чертоге) Луна становится меньше, т.е. вепрь откусил, ворон отклевал, медведь примял, а когда остаётся серпик, Лиса его съедает и наступает Новолуние. С помощью сказки «Колобок» детям показывали созвездия, наблюдали как Луна (колобок — «коло» — круглый бок) катится через эти созвездия, и образно у неё откусывают бок. Так дети изучали звёздную карту неба — удобно и наглядно.
Славянская сказка «Колобок»
Попросил Дед Тарх Дживу испечь Колобок.
Она по амбарам по Сварожьим помела,
По сусекам по Чертожьим поскребла,
Слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила.Пошёл Звёздный дождь, опрокинул Колобка,
Покатился он по Перунову пути, да по древнему пути:
Вепрь кусочек откусил, Ворон отклевал,
Медведь бок примял, Волк часть съел,
Пока Лиса совсем не съела.
Затем цикл повторяется, вновь Джива испекла Колобок и положила в Чертоге Рады – полнолуние, Колобок покатился по древнему пути (по Сварожьему Кругу), и как только Колобок вступает в Чертог Вепря, кусочек от него откусили, затем Ворон отклевал и т.д.
Змей Горыныч – это смерч
Сказок про Змея Горыныча множество, на основе одних переделывались другие, менялись персонажи (Иван-Царевич, Иван-дурак, Никита Кожемяка и т.д.), вариантов много, но картина описывается одна и та же:«Налетела туча чёрная скрыла Ярило-Красное, поднялся ветер сильный, это налетел тучей чёрною Змей Горыныч, Виев сын. Стога разметал, крыши с изб посрывал, людей и скот в полон увёл.
Сколько смельчаков не ездило сражаться, никто не справился. Меч шею рубит, а она опять отрастает».
Современный человек из этого текста ничего не поймёт, воспримет как сказку. Но давайте разберём этот текст как славяне, что нам хотели сказать наши Предки?
Образы
Змей – значит круглый как змея.
Горыныч – значит высотой с гору.
Виев сын – именем Бога Вия была названа одна из Земель нашей Солнечной системы – Земля Вия (или Плутон). В древности отмечали и современной наукой доказано, что смерчи чаще возникают, когда Плутон находится близко к Мидгард-Земле. Летом можно часто видеть как маленькие змеевики пыль, листву закручивают.
Многоголовость змея – в разных сказках у чёрной тучи (Змея Горыныча) разное количество голов, бывает 3, 6, 9 и т.д. — это количество хоботов из тучи.
Бой со Змеем Горынычем – оружием победить Горыныча никто не мог. И что делали богатыри? Бросали щит или рукавицу, шапку, всё богатырское кованное. Эти вещи попадали в хобот смерча и разрушали систему восходящего и нисходящего потоков, Змей умирал, а его смерь (разрушение вихря) сопровождалась звуком напоминающим тяжкий вздох: «и испустил свой дух». Т.е. было народное средство борьбы со смерчем.
Интересные факты о смерче (Змее Горыныче)
* В 1406 году под Нижним Новгородом смерч поднял в воздух упряжку вместе с лошадью и человеком и унёс так далеко, что их не стало видно. На следующий день телегу и мёртвую лошадь нашли висящими на дереве по другую сторону Волги, а человек пропал без вести. (Это реальная история, как «Змей Горыныч людей и скот в полон увёл»).
* В 1904 году в Москве смерч вырвал с корнем и перекрутил все деревья Анненгофской рощи, высосал воду из Москвы-реки, обнажив её дно.
* В 1965 году над США одновременно возникли 37 торнадо различных по мощности, высотой до 10 км и диаметром до 2 км. Эти вихри произвели громадные разрушения в шести штатах. Погибло 250 человек, 2500 получили ранения.
Курочка ряба (смысл сказки)
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.
Смысл сказки
Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».
Золотое яйцо – это сокровенная родовая Мудрость, которую сколько не бей, наскоком не возьмешь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмешь. И поскольку дед с бабой ещё не дошли до понимания глубинной Мудрости, не дошли до этого уровня, курочка им сказала, что снесёт простое яичко – т.е. даст им простую информацию, раз они ещё не готовы к «золотой».
Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.
Сказка «Репка» (славянский смысл)
«Сказка про репку» указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.
Отец и мать
В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?
Во-первых, в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили славянскую неделю, было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.
Во-вторых, у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – Христос, т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!
Сказка «Репка». Образы
1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).
2. Бабка – традиции, хозяйственность.
3. Отец – защита и опора.
4. Мать – любовь и забота.
5. Внучка – потомство.
6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).
7. Кошка – благостная обстановка.
8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).
9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.
Крошечка-Хаврошечка (смысл сказки)
Вспоминаем, в чём суть сказки «Крошечка-Хаврошечка»: осталась девочка сиротой, и была у неё любимая корова, когда Хаврошечке что-либо надо было, она влезала в левое ушко коровы, а в правое вылезала, и получала всё, что ей было необходимо.
Такая большая девочка и может лазить по коровьим ушам, что-то здесь не так. Речь идёт о Небесной корове Зимун (созвездие Малая Медведица). Четыре Звезды этого созвездия образуют квадрат, который и назывался «коровье ушко». Но в сказке ведь не будут писать: «Девочка прошла Врата междумирья, направленные на это коровье ушко», в сказке всё пишут образами. То есть Хаврошечка через Врата междумирья проходила к Дажьбог-Солнцу к Земле Ингард, к Предкам (она всё просила у мамы, а мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков). После общения с Предками девочка выходила уже через другое «ушко», в другом месте по движению Звёзд, и пробиралась домой. Т.е. она постоянно общалась со своими Предками, при входе использовала один Чертог Сварожьего круга, а после посещения, через другой Чертог спускалась на Мидгард-Землю.
У мачехи было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трёхглазка, и чтобы Хаврошечке пробраться домой, она говорила: «спи глазок, усни глазок». Первая и вторая дочери ничего не заметили, а когда следила третья дочь, Хаврошечка не учла, что у неё третий глаз – энергозрение, и она даже в спящем состоянии это всё уяснила и поведала. После чего, в сказке корову зарезали. Но Хаврошечка мяса не ела, закопала косточки, и выросла на этом месте яблоня или в другим варианте –берёзка, а это тоже родовой образ, когда рождалась девочка – садили берёзку, если рождался мальчик – садили дубок.
И дети росли между деревьев, получали от них силу. Поэтому, если где-то в военном походе сына ранили, родители видели по состоянию дерева (начинало сохнуть), что с сыном беда. Родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате дерево расцветало, сын поправлялся. Также поступали и с берёзкой. Если дочка где-то заболела, у берёзки ветви поникли, тогда её подкормили, ветви подвязали, полили, и берёзка стала себя лучше чувствовать, и дочке полегчало.
Т.е. в современной сказе объединили несколько. Чтобы понять древние сказы и смысл заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей живших в древние времена, в те времена, когда и появлялись сами сказы. Ключом к настройке на древнее восприятие являются неизменные образные корни той или иной сказки.
Баба Яга и её Скит
Подмена образа молодой Светлой Богини на горбатую старуху-каннибала, которая крадёт и жарит в печи маленьких детей, стала возможной потому, что вследствие христианизации забыли Родное славянское миропонимание. И уже Огненный обряд очищения детей стали воспринимать как сожжение детей.
Скит Бабы Яги
Скит – это поселение с Капищем или Святилищем. Предгорный Скит Бабы Яги находился в дремучем лесу (т.е. густой, непроходимый лес) и огорожен был высоким тыном с черепами. Для христиан это опять – зло, нечистая сила. А в славянской традиции… какие черепа одевали на кол – медвежьи, волчьи, лошадиные и других животных. Т.е. животное умирало, а череп на кол, потому что считалось, что череп сохраняет в себе силу и мудрость данного зверя. Тын с черепами создавал обережный круг из животных, т.е. использовалась их сила и мудрость, чтобы недруги не могли проникнуть на данную территорию.
А что было у Бабы Яги за тыном (забором) с черепами, что скрывал и охранял этот обережный круг? Избушку на курьих ножках, из которой как в сказках говориться, вылетала Баба Яга на летательном аппарате с двигателем в одну нечистую силу :). Но мало кто обращает внимание, что избушка не на куриных, а на курьих ножках. Что это за «курьи ножки»? Это дымовые ножки, т.е. избушка на курьих ножках – это возможно летательный аппарат, или какой то механизм, позволяющий избушке вращаться: «воротись, избушка, к лесу глазами, а ко мне, молодцу, воротами». Кроме того, в сказках избушка или дымовая область под ней являлась единственным проходом в иной мир, т.е. зашёл и оказался в другом месте (в каком пожелаешь, в том и очутился). И на подворье Бабы Яги часто было много всевозможной жити и нежити – так наши Предки называли другие формы жизни. Значит, был проход не только на нашей Земле, но и на Землях в других системах, и через эти «врата» прибывали разные существа для обмена какой-то информацией и пр.
К тому же избушка на курьих ножках светилась днём и ночью,переливалась огоньками, так её находили герои сказок, шли по тёмному лесу, увидели свет, а за тыном избушка. Эти огоньки наверно можно сравнить с фотографиями НЛО. Т.е. было очень много всего, что современным восприятием не понять. Поэтому, чтобы не было путаницы между дымными ногами и куриными окорочками, чтобы вникнуть в смысл древних славянских сказок, понять что там в действительности происходило, надо менять мировосприятие.
Меч-кладенец – это мощное информационное оружие, он отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания.Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть меч-кладенец – это оружие как бы магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Он пробивал любую отрицательную энергетическую защиту, потому что нет ничего мощнее славянских Рун.
Меч-кладенец нужен был для победы над Кощеями (правителями Серых). В сказках Кощей всегда в доспехах, т.е. защитных одеяниях (Серые всегда любили защиту себе устраивать), и простое оружие эти доспехи не берёт: «ни калена стрела его не берёт, ни меч на травах закаленный его не сечёт, а берёт его только меч-кладенец», он пробивает энергетическую защиту.
Понятия «Бес-смертный» и «Безсмертный».
Наши Предки чётко определили, что Кощей – это бес, и он всегда смертный (бес смертный), но поскольку раньше всё писали слитно, позднее так и начали воспринимать «бес-смертный», а в ХХ веке господин Луначарский вообще развёл бесовщину, ввёл слово «бессмертный», хотя в руском языке было понятие «БЕЗсмертный», и эти два понятия различны: есть Бес-смертный, т.е. бес и он всегда смертный, рано или поздно умрёт, а есть понятие Безсмертный, т.е. вечный.
Русалка – это птица, а не рыба
Русалка – это русая мудрая дева-птица. Понятие «АЛ» сохранилось в английском языке «all», означает «всё», т.е. «ал» — это полнота, всё что принято в себя, т.е. мудрость. Поэтому Русалки – это мудрые девы, которые прилетают что-то подсказать, посоветовать, поведать мудрость Предков.
Мавки
Андерсен описывал не Русалку, а Мавку – зеленоволосую деву с рыбьим хвостом. Мавки по одним преданиями – это дочери Водяного, по другим – помощницы Водяного (хранителя водоёмов), а папа у нихНий – Бог морей и океанов. Мавки следили за порядком в морях и океанах.
Образы животных в руских сказках
1. Медведь, Вепрь, Лиса, Волк и др. – это названия Чертогов в Сварожьем Круге (славянский зодиак). Поэтому часто под этими названиями скрывается описание соответствующих Чертогов (созвездий). Например, «Финист – Ясный Сокол», Финист – это название 13-го Чертога в Сварожьем Круге.
2. Названия животных использовались в общении людей. Т.е. еслипокровителем Рода был Волк, то на их Родовых штандах изображали волка, и фамилия у них сейчас была бы «Волковы», если покровитель Лиса, то «Лисины», Медведь — «Медведевы» и пр. И когда описывались события, взаимоотношения трёх человек из этих Родов, чтобы каждый раз не писать «такой-то из такого-то Рода…», говорили просто: Волк, Медведь, Лиса.
3. Часто в сказках звери помогают герою. В зависимости от того, какой древности сказка, речь может идти о людях из разных Родов, или действительно о зверях. Потому что наши Предки знали истинные имена животных, поэтому животный мир им тоже помогал. Зная истинное имя животного можно влиять на него, попросить о помощи и пр. Например, древняя сказка, когда юноша идёт освобождать свою невесту от Кощея, ему помогает волк, медведь (который древо с сундуком свернул), сокол или кто-то ещё. Ведь когда юноша проголодался и хотел подстрелить птицу или зверя, те обращались к нему: «не трогай меня, я тебе ещё пригожусь» и потом помогали, даже щука принесла яйцо. Это же не означало, что он хотел убить человека и питаться человечиной, нет, в данном случае речь идёт действительно о животном и его помощи.
Словарь образов
1. Кощей Бессмертный – бессмертный и непобедимый в прямом, непосредственном поединке, негативный, мрачный (непрозрачный) энергоинформационный комплекс в нашем внутреннем мире. Может быть как оформленным носителем зла, так и бесформенным тёмным могучим вихрем. Похищает объект любви и сокровища сердца и скрывает в своём труднодоступном царстве. За внешней худобой («Кощей» – от «кость») стоит тёмное, непонятное и чуждое человеку могущество. Во внутреннем мире образ Кощея Бессмертного сопоставим с внезапным помрачением – атакой отрицательных подсознательных сил и образов, способных на время захватить власть над человеком. После такого срыва в негатив часто ощущается пропажа света, радости и покоя в душе. Предмет идеальной любви и почитания скрывается за тяжёлыми непрозрачными энергиями (вибрациями) низкого качества. Вернуть назад прежнее состояние и похищенный (закрытый) высокий светлый идеал бывает весьма трудно.
2. Витязь (Иван Царевич) – воин света, сознания и воли, стремящийся найти и вернуть похищенную и томящуюся в Кощеевом царстве возлюбленную. Характер царевича таков: неустрашимый, готовый преодолеть трудности и смертельные опасности ради своей возлюбленной. Спасение её из неволи является как долгом чести, так и жизненной потребностью (без неё жизни нет). Рассудителен и внутренне крепок – основателен («утро вечера мудренее», «сперва накорми, напои и спать уложи, а потом уж и спрашивай» и т.п.). Успеха достигает не столько личной силой и умом, сколько покровительством высших сил и помощью земных существ, которых спас или сделал другое благодеяние. Кстати сказать, и это весьма важно, в русских сказках существуют и женские эквиваленты такой натуры. Например, в сказке «Пёрышко Финиста-ясного сокола», младшая дочь преодолевает по всем меркам непреодолимые препятствия (снашивает чугунные сапоги, ломает чугунные посохи, сгрызает каменные хлеба), отдаёт почти без надежды на успех все свои ценности, чтобы вернуть возлюбленного Финиста и вопреки всему и вся добивается своего, явив пример всепреодолевающей любви и жертвенности.
3. Баба-Яга – пограничное между ведомым и неведомым мирами таинственное женское начало, дающее указания и сведения об областях неведомого. Может как дать знания и поддержку, так и принести погибель, непонятным для разума образом сочетая в себе добро и зло. На этом уровне уже необходима готовность ищущей души к возможной гибели ради возвращения сокровища своей жизни. Диалектика смерти ради жизни. Во внутреннем мире это сравнимо с готовностью отрешиться и погибнуть в наличном статусе бытийности, ради возрождения в искомом, слушая непредсказуемый и неконтролируемый «шёпот» интуиции.
Существует несколько исторических трактовок образа Бабы-Яги. Например, как старшей ведуньи, похороненной по древнему обычаю в маленьком срубе без окон, и поставленного на курные (окуренные против гниения) деревянные столбы, либо на высоко спиленные пни деревьев, где корни похожи на птичьи пальцы. При этом распущенные волосы, костяная (результат тления) нога являются знаками связи с потусторонним миром. Посредством такой покойницы наши предки, возможно, входили в контакт с потусторонним миром. Интересна и другая версия. На санскрите ягья означает жертвоприношение. В древней Руси (как впрочем и в Индии) существовали человеческие жертвоприношения. Возможно, ведунью приносили в жертву богам, и она оставалась после смерти медиумом для связи с иными планами реальности.
Но независимо от исторических трактовок известно, что именно женская душа склонна разворачиваться вширь, подробно осваивая открытый ей уровень бытия. Возможно по этой причине ведение путей, дорог и разных обстоятельств поручено женскому персонажу фольклора. Мужская же душа предпочитает вертикальный (стержневой) или точечный (сущностный) вектор становления. Подробности и обустройство горизонтали её волнуют значительно меньше.
4. Смерть Кощея – находится не в нём самом, а в дистанционно удалённом от него особом месте – острове. Это весьма важный смысловой пункт. Во внутреннем мире борьба непосредственно с отрицательными энергиями и образами бесполезна, более того она даже даёт обратный эффект, ибо от прямого воздействия негативные силы часто даже возрастают, как бы подпитываясь нашим вниманием к ним. Достигнув же области причин можно успешно искоренить негатив. Особое место – остров Буян, дуб, заяц, утка, игла – имеют самостоятельное значение. Давайте разберёмся с этим!
5. Остров Буян посреди океана-моря. Является областью причин и первичных сил (буйств). Именно на нём лежит бел-горюч камень Алатырь, на котором начертаны законы славянского бога Сварога. На этом острове зарождаются все силы гроз, ветров и бурь. Здесь же растёт мировое дерево дуб – всем деревам старшее. Остров отделён от Матери-сырой земли могучей и неведомой стихией – морем-океаном, опасным как своим простором и мощью, так и страшными тварями, его населяющими.
Во внутреннем плане эту стихию можно сопоставить с иррациональной стихией нашего подсознания, которое временами бушует подобно морю и порождает страшные, агрессивные образы. Это внутренне океан-море отделяет наше волевое, разумное начало от сакрального алтаря нашего сердца, в котором может произойти таинство приобщения к первопричинам бытия мирского разнообразия и к божественным энергиям.
6. Дуб – мировое дерево мудрости, под корнями или в ветвях которого находится сундук – ещё одно особое место, которое закрыто со всех сторон, но может открываться.
7. Заяц – энергия, уносящая первопричину, делающая место, хранящее тайну – пустым для душ, недостойных по чистоте, простоте и добродетельности, хотя и достигших нужного места.
8. Утка – участница сотворения мира в славянской и северной мифологии. Именно в утке находится яйцо с причиной смерти сил мрака и зла.
9. Яйцо – первичная, ещё не развёрнутая матрица всего существующего (мировое яйцо). В данном случае яйцо несёт частное могущество – смерть Кощея Бессмертного.
10. Игла – магический инструмент злых манипуляций (магии). Заговорённые иглы несут и излучают негативные воздействия. Сломать иглу, хранящуюся в яйце – значит прервать связь первопричины зла с его проявленным и действующим образом. Сломав иглу, Витязь (Иван Царевич) уничтожает самого Кощея, разрушает всё его царство и возвращает любовь и свет своему сердцу, воссоединяясь с возлюбленной. Иван Царевич – наследник царства своего отца – не мог ни царствовать, ни жить, не вернув себе любимую – такова сказочная канва.
11. Русский дух – добрый, бескорыстный. Необременённый познанием временного, неустрашимый, богоносный. Трудно переносим для тёмных сил зла, которые чуют русский дух и выражают недовольство от непосредственного сближения с ним.
12. Объект любви: Марья Маревна – прекрасная королевна; родная мать, которую унёс Кощей (в сказке «Кощей Бессмертный») и так далее. Во внутреннем мире – мудрость, любовь, красота, истина – качества совершенства женского рода (в русском языке). Образ в глубине сердца, совмещающий все эти качества или хотя бы их часть, конечно является сверхценным для человека, и потеря (затмение) этого идеала воспринимается как омертвение души, которое может быть хуже телесной смерти. Кстати, замещение образа истины – женским образом характерно для фольклора разных народов (суфийская поэзия) и др.
13. Метаморфозы (волшебные превращения) – очень богато представлены в русских сказках. Практически любая вещь или живое существо может быть превращено во что либо иное, причём знающий (посвящённый в таинственное человек) сразу распознаёт настоящее качество видимого. Таким образом философский дуализм формы и содержания в сказках находит такое решение: одно и то же содержание может наполнять очень разные формы, вплоть до противоположных. То есть в прекрасной форме может быть отвратительное содержание (красивые, но злые персонажи) и в отталкивающих формах может находиться прекрасное содержание (царевна-лягушка, чудище из «Аленького цветочка» и т.д.). Ясное понимание этого вопроса актуально и сегодня.
14. Женские добродетели в русских сказках. Диапазон женских характеров в русских сказках ранжируется от злых мачех, помыкающих мужьями и сживающими со света падчериц, до разумных, добрых и мудрых подруг, спутниц жизни, жён, своими советами спасающих мужей от бед и напастей. С особой теплотой описаны девушки чистейшей души, смиренномудрые, безропотно проходящие тяжёлые жизненные испытания. Такие качества наряду с честностью и добротой ставят эти души под защиту и покровительство высших сил.
15. Причинно-следственные связи в русских сказках (как впрочем и в сказках других народов) акцентируются вокруг темы: качество души является причиной одних или других следствий в одинаковых условиях. Чистая душа получает одно следствие из объективной причины, а эгоистичная душа – совсем другое (сюжет сказки «Морозко», омоложение или смерть в кипящем молоке, и т.д., и т.д.).
16. Иванушка-дурачок. Этот образ, столь характерный для русских сказок, озадачивает значительную часть читателей, так как кажется необоснованным те везение и конечный успех, которые выпадают на долю этого бездельника и, говоря современным языком, явного аутсайдера.
Предлагаю подойти к этому образу вот с каких позиций: наш внутренний мир недоступен внешнему наблюдателю (если он не прозорливец), и люди судят о происходящем внутри человека по его словам, поступкам, выражению лица и так далее – по внешним проявлениям. Безделье безделью – рознь, хотя и выглядит одинаково. Можно бездельничать в сонной, тупой истоме или подобным образом, а можно – ведя во внутреннем пространстве некую скрытую, но весьма активную жизнь.
Жизнь эта бывает весьма разноплановой: от мечтаний, грёз и воображаемых событий до самоисследования и молитвенного делания. Чем именно занимался Иванушка, лёжа на печи (тёплое уединённое место в однокомнатном доме, где проживает много людей: отец, мать, братья – порой со своими жёнами) достоверно не выражено. Но по качествам, проявившимся в нём впоследствии: честность, безупречное послушание, бескорыстность – очевидно, что Ваня лежал на печи не в пустом бездельи. Иванушка-дурачок во многих сказках почитает отца делами и послушанием в отличие от старших расчётливых и толковых братьев, которые непокорны и обманывают даже земного отца.
Так в сказке «Сивка-бурка» именно Иванушка-дурачок три ночи ходил на могилу отца и старожил её (по слову отца), а два умных брата ослушались последнего наказа умирающего отца ночевать у его тела. Пренебрежительное и высокомерное отношение братьев к своему брату Ивану демонстрирует их глухое непонимание умонастроения и душевной организации своего честного и послушливого брата. Их удел – «дело робить», правдой и неправдой добывая достаток.
Один из смыслов сказки «Курочка ряба»
1. Кура Ряба – это сама жизнь – рябая разнообразная, с белыми и тёмными пестринами.
2. Простые яйца – это обычное воздаяние за труды, которые человек совершает в жизни.
3. Золотое яичко – это дар, шанс, чудо, предложенное жизнью, чтобы перейти к новому качеству бытия. Даётся многим людям один или два раза, но воспринять должным образом и правильно (достойно) отреагировать на этот дар получается далеко не у всех. Дед и баба не обсуждают это диво и не решают вдумчиво и серьёзно, как же им поступить. Раз кура Ряба снесла это яичко – не исключено, что она же может высидеть из него нечто сверхценное. Этот вариант супругами не рассматривается. Им хочется поскорее узнать, что же там внутри, ведь скорлупка (шелуха) – уже золотая. Обычным (обыденным) образом взаимодействовать с даром – не лучшее решение (мягко говоря). Яичко не разбивается, давая деду и бабе время одуматься, и принять другую стратегию взаимодействия с чудесным. Но, поскольку другого решения не принято, незаметная действующая сила (мышка) – разрушает яйцо. Получив то, что они хотели (разбитое яйцо), – дед с бабой плачут., ибо вся нелепость их намерения обнажилась, а курочка Ряба их успокаивает, что такого испытания (счастьем) – больше не будет, за свою работу они будут получать обычные яйца, и всё вернётся на круги своя.
4. Мышка – олицетворение невидимых или малозаметных действующих начал. Поломка чего-либо часто случается неожиданно и незаметным образом. Само время – незаметная и могущественная сила, меняющая всё и вся. Незаметны причины болезни человека и животных. Поэтому образ мышки, совершающей то, что не под силу людям, вполне понятен в этом свете.
Смысловые доминанты русских сказок
1. Разумный, расчётливый, хитроватый, стремящийся к обеспеченности и достатку дух считается недостойным высокого избранничества и большого счастья (братья Иванушки дурачка из «Конька-горбунка», сёстры меньшей дочери из «Аленького цветочка», «Пёрышка Финиста-ясного сокола» и т.д. и т.д.).
2. Светлый, добрый, неустрашимый, милосердный, необременённый познанием временного мира, обладающий честностью, простодушием и доверчивостью дух попадает после череды испытаний под покровительство высших (божьих) сил. И поэтому побеждает всё и обретает вопреки всему большое счастье. Светлый русский дух не склонен к познанию дольнего мироустройства, чуя в этом обузу и нечистоту по сравнению с «далью светлой» горнего мира и дыханием душой этим воздухом света. Русский дух имеет сверхразумное послушание. Кто возьмёт по слову отца в жёны лягушку, или по слову кобылицы – вместо двух роскошных коней горбатого карлика-конька с ослиными ушами и т.д. и т.п? Это преодоление здравого смысла в послушании – есть как бы своеобразный Рубикон, точка невозврата в обычную жизнь. Именно здесь вступает в действие сверхъестественная поддержка.
3. Живая смекалка и нестандартное (творческое) мышление представлены во множестве бытовых сказок и загадок, в которых солдат, бедняк или иной персонаж из невысоких слоёв общества, благодаря находчивости и смекалке выходит победителем из, кажется, безвыходных ситуаций. В этих сказках заложена та важнейшая идея, что в нас самих находятся ключи к решению жизненных проблем. Креативность личности изображена в русских сказках весьма наглядно и убедительно. Однако, существует множество русских сказок, в которых нравственный релятивизм столь велик, что позитивные выводы и мораль извлечь затруднительно, а может быть и невозможно. Многочисленные версии, пересказы и досказы времён духовного упадка внесли заметную лепту в корпус русских сказок, собранных и зафиксированных лишь в 19-20 веках.
«Колобок» и «Репка» — астрологические сказки
Сказки детям необходимы, особенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифровать. Но на психику сказка ложится, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соответствовать возрасту.
Если в раннем детстве прочитать про Бабу-ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда. Начинать нужно с детских сказок про колобка и репку.
Как говорят исследователи, сказки «Колобок» и «Репка» — астрологические сказки.
Эти сказки о луне, которая вначале превращается в месяц, а потом наоборот. Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное откусывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все меньше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» — и она исчезла…
«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.
К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». В первой говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, Заюшка — лето. Зайчик за помощью обращается к разным животным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но побеждает петушок — солнышко, которого очень боится лиса — зима
«Курочка Ряба» — сказка для взрослых
По мнению специалистов «Курочку Рябу» лучше читать не детям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно разбила мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли. .
Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живого на Земле. Это символ бесконечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое, т. е. жизнеспособное, из которого возродится жизнь.
Кто такая Баба-яга?
Большинство сказок — волшебные. Главная героиня в них — Баба-яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее костяная нога, в ступе летает, помелом след заметает, живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и только.
Но, как считают специалисты, здесь все не так просто. Образ Бабы-яги нужно рассматривать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось.
У Бабы-яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древних славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба-яга, видимо, умершая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно.
Летает Баба-яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника везли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба-яга ничего не видит, у нее нет человеческого зрения. «Фу-фу, — говорит, — русским духом пахнет». Но у нее другое зрение — она видит будущее.
По всему видно, что Баба-яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Раньше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого делали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дерево. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут подношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы-яги столько еды, что десятерым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее много подношений.
Многие ученые настаивают на том, что Баба-яга божественная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич получает волшебные дары, Василиса Прекрасная после посещения избушки Бабы-яги находит себе мужа-царя и способность совершать волшебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к предкам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры — в потустороннем мире. Баба-яга является как бы главой этого потустороннего мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потусторонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у дороги. Положительный герой обязательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и получает все дары. Вывод таков: только тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, обретает все блага на Земле.
Сейчас посажу на лопату — и в печь!
И не такая уж Баба-яга была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку к Бабе-яге. Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-яга жарила детей, она только хочет это сделать. Но существовал замечательный обряд — перепекание больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал. Точно так же в русской народной сказке про Бабу-ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.
Оказывается, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней славянской культуре была сакральным предметом, таким женским началом. Всё становится с ног на голову. Баба-яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.
Иван — да не дурак
Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся и что здесь подразумевается?
Считается, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, который желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все совершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дремать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное сознание, другое понимание, другое мировосприятие.
Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба-яга живет в дремучем лесу.
Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании.
Дурак, с точки зрения народной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потустороннего мира, мира предков.
Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, проживает жизнь несуетную, накапливает знания. В итоге все и получает!
Сказки для подростков
Считалось, что волшебные сказки — для подросткового возраста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить семью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше неинтересно, предсказуемо. Рассказывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обряда, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выполнены и соблюдены — семья будет счастливой.
Василиса Прекрасная сходила к Бабе-яге, обрела мудрость, которая необходима для замужества. Она заранее все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила ее (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше рубашку шила только невеста своему жениху, при этом она запиралась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла определенный ритуал, вышивала знаки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.
Мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней. К сожалению, многие негативно относятся к термину язычество, не понимая, что дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.
И помните: «Культура — это атмосфера, которую создает народ для собственного выживания».
Источник: https://knigi.mirtesen.ru/ https://rusichi.info/ https://yaunikum.ru/