Палех.Искусство Палеха.Палехская иконопись и лаковая миниатюра.Современное творчество палехских мастеров.
Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры.
Искусство палехских мастеров, известное своей самобытностью ценилось как в далекой древности, так и в настоящее время.
Нет более изысканного подарка, чем лаковая миниатюра, изготовленная по всем канонам древнего мастерства.
Зарождение искусства Палехской росписи.
Зарождение и первое упоминание об искусстве Палехской росписи относится к началу 17 века. В различных документах тех лет говорится о развитом иконописном промысле в Палехе. К середине 17 века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и тщательно, по старинным образцам.
Становление современных традиций, зарождение лаковой миниатюры.
Зарождение современных традиций, рождение Палехской лаковой миниатюры относится к эпохе новейшей истории России.
После революции 17 года палехские мастера остались практически без работы. Но после окончания гражданской войны возникла необходимость использовать накопленный иконописный опыт в других областях искусства.
Палехская миниатюра, Лаковая миниатюра, Палех. Так, в течение нескольких лет, зародилось новое искусство Палеха. Особое место среди других видов творчества стала занимать лаковая миниатюра на различных изделиях — шкатулках, брошах, пудренницах, изготовленных из папье-маше. Новому искусству была присуща и новая тематика — добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов. Однако к концу 19 века иконопись в России сильно разрослась, что привело к ее удешевлению, а как следствие — и к потере качества росписи.
Первые мастера- миниатюристы Палехской живописи.
Первые палехские миниатюристы И.И.Голиков, И.И.Зубков, А.В.Котухин, И.В.Маркичев, А.А.Дыдыкин, Н.М.Зиновьев в прошлом были иконописцами. Наивная непосредственность, искренность, некоторая архаичность их работ в сочетании с прекрасным мастерством исполнения придают ранним произведениям Палеха особое очарование. Эти мастера Палехской миниатюрной живописи передали свои знания и опыт последующим поколениям мастеров, среди которых наибольший интерес представляют П.Д.Баженов, Д.Н.Буторин, Т.И.Зубкова, А.А.Котухина, Н.И.Голиков, Е.Ф.Щаницына, И.В.Ливанова, В.М.Ходов, Б.М.Кукулиев, А.Д.Кочупалов. При всем различии творческого подчерка их объединяет стремление к развитию и обогащению лучших традиций палехского искусства.
Темы произведений художников Палеха — излюбленные в фольклоре мотивы крестьянского труда, хороводы, тройки, битвы, песенные и исторические сюжеты, сказки, былины. Мастера прекрасно сочетают живописные композиции с формой миниатюрных шкатулок, ларцов, тарелок, коробочек, пластин , пудрениц.
Процесс рождение палехской миниатюры.
Процесс рождения палехской миниатюры долог и сложен. Художники используют особый материал — папье-маше, покрываемый черной шпатлевкой, на которую наносится белильная подготовка — подмалевок. Затем в несколько приемов тщательно расписываются внутренний и внешний контурный рисунки. Поверхность изделия пемзуют, покрывают лаком, полируют, расписывают золотом.
Основы стиля и технологии изготовления палехской лаковой миниатюры сложились уже в первое десятилетие существования «Артели древней живописи». Новое искусство унаследовало многие традиции иконописания — условность изображения, тонкость и плавность линий, своеобразные формы архитектуры, пейзажа, орнамента, темперные краски, использование твореного золота, техники «плавей».
Современное искусство Палеха.
Современное палехское искусство вошло самостоятельным и полноценным течением в общий поток русской национальной культуры. Красота, гармония и изысканность, свойственные работам палешан, вызывают неизменный интерес к их творчеству.
Неповторимое и изящное искусство палехской лаковой миниатюры основано на принципах древнерусской росписи и народного творчества. Палехская лаковая миниатюра является неотъемлемой часть русского декоративно-прикладного искусства.
Источник http://kolyan.net